Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

А.Н. — О жесте «К Порядку» и сопутствующих ему символах

Жест «К порядку» — это один из самых глубоких символов Масонства. Неизвестно откуда происходит этот термин (Due Guard), равно как и его литературное значение. Этот термин используется исключительно в масонской среде. Обычно считается, что это американизм и что он неизвестен в Англии. Но брат В. Дж. Сонгхёрст, Секретарь Ложи «Четверо Коронованных» №2076 на Востоке г. Лондона, исследовал это выражение и утверждает, что оно известно на Британских Островах, и что он представляет собой искаженное французское Dieu me garde (Господь охраняет меня). У американцев этот знак предназначен для того, чтобы научить масона тщательности, осторожности и осмотрительности, и особенно осторожности в сохранении тайны, связанной с определенными его обязательствами.
Так чем же на самом деле является эта «тайна» и для чего она должна быть сокрыта и почему?
Символическую фразу, являющуюся самоназванием знака «К порядку» — «Господь охраняет меня» можно понять в буквальном смысле как нечто, облекающее человека в Свет, подобно доспеху или плащу.
Символически с заботой и защитой связан красный цвет. Это – промежуточная стадия трансформации, прохождение завесы, выраженной через принесение жертвы. Т.к. при посвящении говорится, что именно в жертву человек приносит свою низшую природу, отделяет себя от уз материи.
Материальное тело человека символически представлено алхимическим нигредо, черной стадией, трансформирующейся в белую посредством принесения жертвы и символизирующуюся обеленными и чистыми руками в виде белых перчаток, а в некоторых уставах также белой перевязью или альбой, представляющими собой духовную броню человека, его Тело Света.
К примеру, в свете древних мистерий языческой Греции данный символ духовной брони прекрасно отражен в единственном сохранившемся фрагменте утраченной пьесы «Зельекопы» поэта Софокла (V век до н.э.):

Ты, о Гелий-владыка и пламень святой,
Перекрестков царицы, Гекаты, доспех!
Ведь тобой на высотах Олимпа она
Потрясает, тебя по распутьям несет,
Увенчавши дубовой листвою главу
И плетеньем из змей ядовитых.

Гелиос-Солнце представлялся древним грекам изначальным Светом Единого Отца Богов – Зевса. В то время как Богиня Геката, одним из эпитетов которой был термин Клидофора (Ключница), представляла собой царицу ночных перекрестков, несущую факелы, содержащие в своем огне гелий-изначальный непостижимый свет, ведущий за своим светом человеческие души, заплутавшие в Темной Ночи и летящие на свет этого пламени подобно мотылькам. Свет ее факелов – это та самая одиноко горящая свеча в камере размышлений, искорка, уводящая все дальше и дальше к своему источнику. Это — Обрядоначальник, проводник души из темной Пещеры Неведения, так подробно описанной философом Платоном в его диалоге «Государство». Таким образом, Геката может представлять собой Натуру, природу, окутанную и пронизанную насквозь Эйдосами, идеями, воспринимаемыми ею, суть коих может быть познана Человеком посредством прохождения трех алхимических стадий Великого Делания – черной, красной и белой.
Символизм этих стадий, к примеру, можно проследить в трудах древнегреческого философа Порфирия (III век н.э.) у которого говорится:

«…той [чистой] сути, что превосходит прочие силы этого тройственного чина животворения, сообразна власть Гекаты; средней силе, порождающей монады, — власть души, а круговращению умных сил — власть Добродетели».

Или у древнеримского историка Евсевия Кессарийского (III век н.э.):

«Из воска трех цветов — белого, черного и красного — лепят образ Гекаты с плетью, факелом и мечом, обвитый змеей по кругу».

Таким образом, мы рассмотрели символ жеста «К порядку» с позиции некоего герметического сосуда или духовной брони, под покровом которой находится Тайна, представляющая собой механизм алхимической трансформации, естественным итогом которой является получение совершенного обработанного философского камня или эликсира.
Жесты «К Порядку» производятся на трех разных уровнях:

1-й Градус — на уровне горла.
2-й Градус — на уровне груди
3-й Градус — на уровне пупка.

Таким образом, это нечто большее, чем просто напоминание о данной масоном клятве сохранения Тайны. Данный жест отсекает, создает границу между профанным и духовным. Это — способность приносить себя в жертву на разных уровнях во имя общего блага, подобно пеликану, вскармливающему своих птенцов собственной кровью.
Теперь рассмотрим данный жест с позиций Каббалы.
Из личной практики работы с Божественными именами Сефирот — расположение их на теле проецируется сверху вниз, т.е. мы имеем перевернутую классическую схему каббалистического Древа. Таким образом, практикуя данный жест, масон показывает на каком именно уровне происходит работа. Для Первого Градуса он как бы отсекает себе голову, т.е. отделяет голову от остального тела. Именно такой эффект и чувствуется при выполнении данного жеста. Работа как бы переходит на высший уровень (высший для ученика) и сосредотачивается в голове.
На самом деле, исходя из вышеописанной схемы, отделенная от тела голова или череп является только первым уровнем взаимодействия с высшими планами, и, на мой взгляд, соответствует каббалистическому уровню Йецира — миру, в котором сводится воедино взаимодействие формы и идеи. Вот почему в иных масонских уставах знаком ученика «К порядку» (Due Guard) является жест соединения верха и низа правой и левой рукой соответственно на уровне солнечного сплетения (как будто поддерживая невидимую сферу между ними) Во время посвящения кандидата его правая нога оголена, свидетельствуя о том, что его правая колонна основания — Яхин освобождена от покровов и готова к восприятию Света.
Отделяя свою голову от тела, масон переносит свое сознание в иной план, на котором может быть доступно восприятие новых чертежей Жизни. Голова отделяется правой рукой, что соответствует Яхин, или колонне, обозначенной Пламенеющей Звездой, символизируя духовную реинтеграцию в Духе посредством последовательного прохождения четырех стихий.
Таким образом, масон познает таинства Натуры, живой природы скрытой в символе черепа – отличительном символе любого мастера, прошедшего мистерию смерти и возрождения. Ученик держит этот череп в своей руке, подобно Шекспировскому Гамлету познав лишь мистерию смерти, но не до конца осознав еще возрождение. Для ученика вопрос «Быть или не быть» еще является актуальным, в то время как его Мастер, Йорик, находится внутри черепа, по другую сторону пелены за пределами двойственности восприятия. Это покрывало Натуры, вуаль Изиды, Верховной Жрицы, сидящей меж двух колонн — Яхин и Боаз.
Череп для ученика – это плащ, пелена, отделяющая его от горних миров, погружая его внутрь себя самого, но одновременно и маска, сквозь которую может проявляться его собственный Мастер – голос совести, освещая Путь светом горящих глазниц, ведущих к следующей мистерии, скрытой в пламенном сердце.
По древним скандинавским преданиям из головы великана Имира, представляющего собой изначальную природу, был создан небесный свод. Из костей — горы. Из крови — реки и т.д. (Снорри Стурлуссон: «Старшая Эдда», «Речи Гриммнира», (XII век.)). Таким образом, голова Великана или его Череп содержит в себе все мироздание, поскольку является небесным сводом и объемлет внутри себя все вышеперечисленное. Также у кельтов считалось, что душа человека скрыта в его голове и, чтобы повелевать человеком и после смерти, необходимо было завладеть его головой.
В Древнем Египте на голову усопших фараонов возлагали золотую маску, дабы через нее его душа могла найти путь в Аменти, для современных масонов называющегося Востоком Вечным. Данная традиция также присутствует и в традиции древнегреческого орфического погребального культа, когда на лицо усопшего налагали золотую маску. Маска – это зеркало мира, сквозь призму которого может быть различима суть вещей.
Древнейшие мистерии Тайны, скрытой под маской смерти переродились в ином формате и в более поздние времена. Например, известен «Орден Шлема», действовавший на территории Англии в XVII в. И являвшийся наследником посвятительной Традиции, восходящей к итальянским кружкам гуманистов эпохи Возрождения из Флорентийской Академии Платона под руководством Марсилио Фичино в Кареджи (XIV в.). Орден дожил до 17 века в лице посвященных своей цепи позднее слившись воедино с иным течением того же корня – братством Fratelli Obscurri (довольно подробно описанном в кодексе зодческих работ английской масонской исследовательской Ложи – «Quatuor Coronatti» в XIX веке), символом которого являлся лист растения Moly (т.е. Руты), в древние времена считавшееся священным растением Богини Гекаты, связь которой с мистериями смерти и возрождения была описана мною ранее. Из недр этих обществ вышло множество образованных людей Англии того времени, включая и знаменитого британского философа Френсиса Бэкона, адепта Ордена Шлема, по одной из версий писавшего великие произведения под псевдонимом Уильяма Шекспира, отец которого, Николас Бэкон, был посвященным адептом Братства Fratelli Obscurri (из Life of Thomas Bodley). Таким образом, становится понятен глубокий символизм в произведениях Шекспира, пропитанных духом Ренессанса и скрывающих под собой отголоски древних обрядов.
Шлем сам по себе является довольно интересным символом. Он представляет собой железную маску, или вуаль, скрывающую Тайну от взора профанов. Например, в том же Макбете У. Шекспира дух, возникающий из котла трех ведьм и дающий пророчество королю, предстает именно в виде шлема.
Шлем/маска или голова, отделенная от тела, не связанная с дольним миром, и потому содержащая в себе связь с Логосами изначального Божественного Замысла описана во многих древних источниках. Например, в произведении скандинавского поэта-скальда Снорри Стурлуссона «Сага об Инглингах» (XIII в.) описана голова мудреца, дающая пророчества:

«Тут смекнули Ваны, что Асы обманули их. Они схватили Мимира и отрубили ему голову, и послали голову Асам. Один взял голову Мимира и натер ее травами, предотвращающими гниение, и произнес над ней заклинание, и придал ей такую силу, что она говорила с ним и открывала ему многие тайны».

В истории об Ордене Тамплиеров существует легенда об огненном черепе Якова де Моле символизирующего витальную жизненную силу, и эта история началась в 1314 году, когда главного магистра ордена Рыцарей Храма сожгли на костре. Говорят, что оставшиеся в живых тамплиеры заплатили палачу и он, притушив огонь, вынул череп, который потом очистили. Затем череп вместе с идолом Бафометом был отправлен в Шотландию. Бафомет, согласно Элифасу Леви, являет собой принцип алхимической трансформации (Solve et Coagula) у христиан больше известный под именем Дьявола. Остается только догадываться сколь долго эти реликвии будоражили умы местных практиков Искусства, если учесть то, что, к примеру, одной из первых стран, в которых расцвело масонство, была именно Шотландия.
Обратившись к нашему родному наследию, мы также обнаружим, что, к примеру, в русских сказках избушка на курьих ножках (т.е. ничто иное, как Домовина — жилище духов Предков, которые раньше устанавливались в языческой Руси повсеместно) стоит на грани миров, т.е. на поляне окруженной Темным Лесом, который может быть проассоциирован с Лабиринтом минотавра, пещерой Платона или Темной ночью, которая, согласно писания испанского святого Хуана де Ла Круса «Темная ночь души» состоит ровно из трех символических стадий очищения. Избушка окружена частоколом, на котором надеты человеческие черепа.
В поэме масона-Пушкина «Руслан и Людмила» под головой великана скрыт заветный меч – Логос, которым можно победить злого колдуна-карлика Черномора. Этот меч и есть пламенеющий фламберг, проводящий тот самый Свет и облекающий человека в белые доспехи Силы, доспехи, которые, согласно сказке, были найдены на поле брани среди груды мертвых тел. Среди тел тех, кто так и не нашел пути, либо свернул с него.
Таким образом, проанализировав русские сказки и заговоры в свете масонского посвящения в степень ученика приходим к выводу, что квинтэссенцией ритуала по прохождению стихий является символ черепа в русских заговорах выраженный оградой символического жилища духа, т.е. тела, подчиненного стихиям в подлунном мире становления.
Из «Старшей Эдды» Снорри Стурлуссона:

«Затем братья (т.е. Боги) взяли череп Имира и сделали из него небесный свод, из его костей они сделали горы, из волос — деревья, из зубов — камни, а из мозга — облака. Каждый из четырех углов небесного свода боги свернули в форме рога и в каждый рог посадили по ветру».

Заговор из книги М. Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» 1880 г.:

«тын (ограда) железный, врата медные, вереи булатные, замок пресветлого рая, ключ небесного царствия от земли до неба, от неба и до престола и по земле от востока до запада, от запада и до севера, от севера и до лета (юга), со всех четырех сторон, и заграждает сам истинный Господь Бог Саваоф, Спас наш Иисус Христос… от всякого злого и лихого человека и супостата… (и т.д.)».

Подобный же ритуал подчинения и укрощения стихий мы можем увидеть и в Английском Ордене Золотой Зари, основанном лет на десять позже выхода в свет книги, написанной нашим соотечественником и базирующегося на оккультных изысканиях на базе масонства.
Таким образом, череп представляет собой покров Натуры, это страж границы подлунного мира, заключающий в своих недрах все небесные сферы. Это — страж порога, который необходимо преодолеть ученику.
Возвращаясь к христианской традиции, следует упомянуть такой любопытный эпизод из Священного Писания, как усекновение главы Иоанна Крестителя.
Дело в том, что святой Иоанн для масонов имеет и всегда имел особое значение, а первые три Степени во многих уставах так и называются «Иоановскими». Ложа, которая работает в этих степенях, именуется «голубой» (т.к. данный цвет часто используется в декоре французских лож) или символической.
Сам библейский сюжет предельно прост: жена царя Ирода – Иродиада и мать Саломеи просит свою дочь произвести впечатление на публику посредством завораживающего танца и в награду потребовать голову пророка Иоанна Крестителя на блюде.
Иоанн как известно, крестил людей водой, в отличие от Иисуса (Логоса), крестившего Огнем.
Евангелие от Луки, 3:16-17:

«Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».

Теперь вспомним то, что ранее было сказано о том, что проекция каббалистического древа на тело человека являет себя в перевернутом виде.
Здесь мы также имеем дело с черепом, Царством (Малкут) каббалистического мира Ассиа, символически представленным в камере размышлений, символизирующей собою символическое пребывание в узах стихии земли с последующим выходом к первому странствию, завершающемуся прохождением через стихию Воды (царство Йецира). Таким образом, мать Саломеи (Коры/Персефоны в древнегреческих преданиях) Иродиада (или Геката-Ключница, охраняющая пути следования к Тайне) представляет собой Натуру, владелицу головы-Черепа, владение которым и есть Ключ к прохождению в высшие сферы Бытия, непосредственно следующие за миром подлунным. В каббале именно Луна является стражем на пути восхождения в высшие планетарные сферы, что также символически представлено соответствующей картой Таро. Согласно книге «Арадия или Евангелие ведьм» английского оккультиста и мистика Чарльза Лиланда (XIX век) Иродиада у древних ведьм Италии ассоциировалась с Богиней Луны Дианой, или Арадией. А древнее италийское божество Дианус (или Янус), окруженное различными животными, носящее рога, и имеющее два лика, смотрящих в разные стороны, вполне может играть роль Зеркала орфических мистерий, через которое было осуществлено падение Первочеловека Диониса-Загрея в царство материи, символически представленное животными.
Таким образом, Голова или череп является сосудом, содержащим в себе огненный Логос. И, следовательно, будучи символически погруженной в подлунный мир, т.е. мир подверженный становлению Природой (Дианой).
В тибетской традиции по линии Карма Па (черная корона) существовала сложная многоступенчатая медитация на человеческие кости, которые позволяли человеку преодолеть страх смерти, не забывая при этом о бренности жизни. Также в Тибете существовала чаша капала, ритуальный сосуд, сделанный из человеческого черепа. Этот ритуальный объект представлялся как символ сострадания, так как, по образному представлению, кровь всех глубоко чувствующих существ помещалась в него. Мир чувств, как известно из каббалы, представляет собой астральный план или, условно, Мир Йецира, символически представленную стихией воды. Выпив эту чашу, масон познает мировую Душу всего, что находится в чувственной сфере восприятия. Это – воды забвения, водоворот страстей, горькую чашу которых придется испить до дна.
У древнегреческого философа Плутарха в его сочинении «О лике, видимом на диске Луны» говорится о существовании на Луне различных мест пребывания душ. Одно — впадина Гекаты — предназначено для наказуемых; а две длинных выемки, которые называются Вратами, служат «дорогой», по которым души постоянно перемещаются в разные части Луны. Одни души, которым предстоит «вторая смерть», направляются в верхнюю часть Луны, обращенную к небесам и планетарным сферам и называемую «Елисейскими полями», другие души, которым предстоит повторное рождение в телах, направляются в нижнюю, обращенную к Земле часть Луны, именуемую «домом Персефоны» или «лугами Аида» (Адом). Это еще раз доказывает мою теорию о том, что библейский миф о танце Саломеи (символическом увлечении человека в мир страстей) представляет собой владение лунной сферой ключом-вуалью от более высших сфер, представленном аллегорически в виде головы или черепа Иоанна Крестителя, знаменующего собой прохождение (крещение) стихией Воды через планетарную сферу Луны.
Символическая петля, или Аркан (а именно так называются в совокупности карты Таро), зацепленная за первый «Узел» и границу между мирами как бы тащит за собой посвященного по пути восхождения к следующему этапу в становлении мистика – Пути Сердца. Этот путь аллегорически может быть представлен мистической цепью Традиции, ведущей за собой всех, кто в нее вхож, нитью Ариадны из древнего мифа о Лабиринте Минотавра, позволяющей найти посвященному выход наверх в высшие сферы после того, как он укротит и убьет в себе свою низшую природу, управляемую подлунным демиургом.
Жест «К Порядку» Второго Градуса как нельзя лучше отражает символизм познания мистического Пути Сердца, к которому масон приходит, освещая себе дорогу лунным светом черепа.
В преданиях орфиков (VI век до Н.Э.) данная мистерия отражена как нельзя лучше. Согласно этому мифу первочеловек Дионис-Загрей был растерзан и пожран стихийными силами Природы — Титанами, будучи завороженным своим отражением в зеркале. От ветхого Человека не осталось ничего, кроме сердца, которое Богиня мудрости Афина успела спасти.
Царь Богов — Зевс испепелил титанов в наказание и из их пепла появились люди, содержащие в себе двойственную природу — божественную и титаническую.
Примечательно то, что Афина, по некоторым версиям, представляет собой облаченную в доспех обнаженную Афродиту, богиню Красоты, жемчужину Логоса, выходящую в раскрытой раковине из Вод Хаоса. Красота, как известно, представляет собой одну из трех изначальных Сил, поддерживающих Вселенную в гармонии, это квинтэссенция Мудрости и Силы, слитых воедино. Этот доспех Мудрости и является покровом нашего Изначального Сердца, которое необходимо раскрыть внутри себя, отрешившись от двойственности мира отражений.
«Шлемом Ужаса» также в Исландии называли рунную вязь, символически являющуюся покровом для дракона Фафнира, стерегущего сокровища. Здесь дракон Фафнир представляет собой скрытую силу природы, змею Кундалини, природную силу, которая может быть раскрыта посредством прохождения через порог. Однако по пути тяжело идти без проводника. Согласно преданию, герой Сигурд сражался с этим драконом. В труде сирийского философа Ямвлиха «О Египетских мистериях», являющимся классикой эллинской теургии Герои — это особый род духов, полулюдей-полубогов, которые помогают обычным людям подняться в горнее. Это — посредники между людьми и Богами.
Эккартсгаузен в своем «Рассуждении об истлении и сожжении всех вещей» пишет:

«Вот вам сущностная фигура, через которую можно постичь восстановление и возобновление. Фигура должна быть: круг или огненное сердце в квадрате, а в оном треугольник двойной с алою точкой в центре. Пламенеющий круг есть пламенная любовь великого Иеговы. Треугольник двойной значит огонь и воду, которые будучи соединены составляют квадрат. Точка есть центр, о котором говорится в «Песне Песней» «Друг мой бел и красен».

Это описание весьма похоже на изображение Кундалини — янтры. Янтра — это индуистское символическое изображение, мандала. В центре янтры располагается богиня Кундалини, свернувшаяся вокруг линги внутри треугольника йони, направленного вершиной вниз. Всё это покоится на двух пересекающихся треугольниках, помещённых поверх двух пересекающихся квадратов, которые символизируют союз Кундалини-Шакти с Шивой. На восьми лепестках лотоса расположены шесть чакр.
Таким образом, Сила (змей) заключен в треугольнике находящимся в самом верхнем Сосуде Сефирот, на тело, однако, спроецированным в самый нижний центр в район копчика.
Змей, заключенный в треугольник (лучезарную дельту) является квинтэссенцией слияния Небес и Земли, гармонией Натуры, оформленной пламенеющим мечом Логоса.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима