Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

МАСОНСКИЕ АНКЕТЫ В.Е. ЖАБОТИНСКОГО

Публикация, вступительная статья и комментарии Р.А. Городницкого и А.И. Серкова

Достоверных материалов об участии еврейских общественных деятелей в масонских ложах немного, поэтому все вновь найденные документы по этой теме представляют несомненный интерес, особенно учитывая многочисленные спекуляции по этому вопросу, находящиеся за пределами науки.
Из документов архива русской эмигрантской ложи Северная Звезда, которая работала в союзе Великого Востока Франции в Париже1 известно, что одним из её членов был создатель и лидер сионистов-ревизионистов, идеолог создания независимого еврейского государства Владимир (Зеев-Вольф) Евгеньевич Жаботинский (1880 – 1940)2. Из материалов парижского архива ложи3 известно, что Жаботинский был посвящён в масонство 5 марта 1931 г. по рекомендации М.А. Осоргина4 и С.Л. Полякова-Литовцева5, своих близких знакомых в том числе и по совместной работе в парижской газете «Последние новости».
Перед посвящением «профан» Жаботинский был опрошен П.Н. Переверзевым6 и В.А. Маклаковым7. Именно анкеты, составленные указанными лицами и ярко раскрывающие мировоззрение В.Е. Жаботинского, публикуются ниже.
Несколько слов об истории сохранения этих документов. В 1964 г., вероятно в связи с перезахоронением (по решению израильского правительства) праха В.Е. Жаботинского на горе Герцля в Иерусалиме, действующий руководитель (досточтимый мастер) ложи Северная Звезда А.О. Маршак8был запрошен о масонстве Жаботинского. Подобный запрос поступил от руководителя парижской ложи Спартак. В ответ 19 октября 1964 г. А.О. Маршак написал, что первая анкета собеседования с Жаботинским была составлена 17 января 1931 г., а 10 марта того же года Жаботинский прислал извинения за то, что не сможет присутствовать на заседании. Таким образом, Маршак делал вывод, что посвящение Жаботинского в масонство состоялось в период между указанными датами. Далее досточтимый мастер русской ложи сообщал, что 29 декабря 1935 года Жаботинский в связи с занятостью в личной жизни обратился с просьбой о выходе из ложи, прошение это было утверждено на заседании Северной Звезды 2 января 1936 г. и подтверждено секретариатом Великого Востока Франции 8 января 1936 г. К своему письму А.О. Маршак приложил машинописные копии анкет собеседований с В.Е. Жаботинским, подлинное уже упомянутое подтверждение секретариата Великого Востока об исключении В.Е. Жаботинского и его масонский «паспорт» (без фотографии и печати, т.е. подготовленный, но не выданный самому вольному каменщику) за подписью тогдашнего досточтимого мастера ложи Н.Д. Авксентьева9 и секретаря масонской мастерской М.М. Тер-Погосяна10, где отмечено, что посвящение Жаботинского в ложе состоялось 5 марта 1931 г. Все эти документы были пересланы в Израиль и сохранились в составе фонда Жаботинского.
Необходимо сказать ещё несколько слов о масонских связях В.Е. Жаботинского. Известно, что 5 марта 1931 г. (одновременно с Жаботинским) вольными каменщиками также стали В.И. Якобсон11, М.М. Мабо (Азовский)12 и Ф.К. Богров13.
Сохранилась речь М.А. Осоргина при посвящении указанных лиц (он занял пост оратора ложи Северная Звезда 6 ноября 1930 г., ранее (со дня основания ложи) оратором Северной Звезды был В.А. Маклаков). Приведём выдержку из этого выступления в той части, которая касается В.Е. Жаботинского и В.И. Якобсона: «Дор∴брр∴14, в практике нашей Л∴15 произошла знаменательная случайность: мы приняли сегодня в одном посвящении двух общественных деятелей, в профанной жизни считающихся идейными врагами, оспаривающими друг у другу правоту своих взглядов, своих путей и методов своей борьбы.
Да будет благословенна эта случайность, дор∴брр∴! Для нас их встреча в нашем храме – показательный опыт. Мы можем проверить, правы ли мы, утверждая, что искренность убеждений человека – важнее содержания его взглядов, и что, при наличии взаимного уважения, борющиеся в мире профанном могут быть нелицемерными братьями в среде Вол∴Кам∴16
Мы совсем не собираемся проделывать профанной комедии примирения враждующих общественных деятелей и не ждем, что с этой минуты их деловые пути сольются. Мы вполне предоставляем им продолжать за стенами Храма начатую борьбу. Но мы знаем нечто большее: мы знаем и надеемся внушить им, нашим ученикам, что выше всяких профанных истин и профанных стремлений, какими бы священными они ни казались, выше всего временного, национального, государственного, — великая идея искания истины, идея создания совершенного человечества.
Их практике сионизма и национального самоопределения мы противополагаем свой Сион, не связанный с определенной территорией, не зависящий от соотношения сил борющихся наций или от протектората какой-нибудь великой державы, от методов борьбы и политической изворотливости, — великий духовный общечеловеческий Сион, не мешающий отдельным людям и нациям оставаться самим собой, не толкающий их ни к вражде ни к ассимиляции, но зовущий уважать в человеке человека и осуществить мечту – если это только мечта, полюбить иллюзию – если это только иллюзия, — братства всех людей. Если их временный идеал достижимее – то наш вечный и недостижимый идеал всеобъемлющее и неизмеримо выше.
Приобщившись нашему великому мечтательству, политический борец не утратит силы и энергии в деле защиты своих профанных целей. Но вера и опыт масонской жизни отразятся на методах и приемах его борьбы, и это избавит его от возможных напрасных ошибок, проистекающих из непривычки видеть в яростном враге – честного и искреннего человека и брата. Опыт нравственной дисциплины в нашем Храме скажется и за его порогом. Дальше этого, в условиях современной жизни, не идут мечтания В∴Кам∴
Все братья знают, конечно, о ком я говорю и, конечно, с живым и глубоким интересом будут наблюдать, как пришлифуются и притрутся два новых серых камня в процессе нашей общей братской работы»17.
Сохранилась также речь М.А. Осоргина, произнесённая им 7 января 1932 г.18 по случаю возведения во вторую степень (подмастерья) уже упомянутых В.И. Якобсона, М.М. Мабо (Азовского), В.Е. Жаботинского, а также В.А. Курилова19, С.А. Кремера20 и Н.А. Гольденштейна21.
Приведём отрывок этой речи, посвящённый Жаботинскому: «Бр∴Ж∴! Среди нас многие сомневались, придетесь ли вы нам «ко двору». Опасались не ваших личных качеств, а вашей исключительной преданности именно тем делам, которые мы именуем мирскими, профанными, и направление которых далеко не во всем согласуется с идеей Вольного Каменщичества, ищущего мира и объединения всех наций в строительстве единого храма, и зовущего не к борьбе за национальность, а к уступкам во имя общего для всех наций. Храм Соломонов для нас не еврейский храм, а общечеловеческий; общей должна быть Стена Плача и Долина Радостей. Мы не корим вас за малое усердие в посещении Л∴, так как знаем, что профан Ж∴ не парижанин, а человек, в некотором роде, вселенский. Но у профана мы хотели бы оспаривать брата Ж∴ Ваш прекрасный сегодняшний доклад22 повысил наши надежды. Сегодня среди нас вы, как бы, отдыхающий воин. Мы хотим, чтобы такой отдых стал вашей насущной потребностью, но не в силу растущей усталости, а в силу того, что для такой разносторонне-одаренной личности, как вы, никак не могут остаться чуждыми и житейские и мистические задачи Братства В∴К∴ и жажда мирного человеческого сговора, и исканье в веках утраченной Истины. От более близкого общенья с вами мы ждем многого, бр∴Ж∴, — вы должны это знать. Но и вам пребывание в Братстве даст больше, чем вы можете думать, как еще слишком молодой масон».
Примечательно, что о В.И. Якобсоне М.А. Осоргин тогда же сказал: «Бр∴Я∴! С первых дней вашего пребывания в Л∴ мы поняли, что вы были В∴К∴ раньше, чем приняли у нас посвящение, — вас сделала им сама жизнь. Редко кому удавалось так быстро стать среди нас своим! Один из старших среди нас по мирскому возрасту, вы – один из самых молодых по горению масонским пламенем. Очень занятой человек, вы не пропускаете ни торжественных, ни распорядительных заседаний нашей мастерской, ни даже воскресных братских встреч в кафе <…> ! Вы – наш вернейший и любимейший; и вы, конечно, останетесь В∴К∴ до конца ваших дней»23.
К сожалению, в сохранившихся источниках приведены разные даты возведения В.Е. Жаботинского в третью (мастерскую) степень, несомненно лишь то, что это произошло в октябре-ноябре 1932 года.
Помимо речи перед возведением во вторую степень, известно ещё об одном выступлении В.Е. Жаботинского, которое состоялось в ложе Свободная Россия (выделившейся из состава Северной Звезды) 11 ноября 1932 г. Речь В.Е. Жаботинского носила название «Исповедь убежденного мещанина», но о её содержании нет данных.
Несомненно, что привлечение видных деятелей еврейского общественного движения в ложу Северная Звезда способствовало формированию из числа её членов новой организации. В феврале 1933 г. в Париже был создан Кружок русско-еврейской интеллигенции, в 1937 г. получивший статус одноимённого Объединения. Основателями и первыми членами группы стали члены ложи Северная Звезда Н.Д. Авксентьев, П.Н. Переверзев, Я.Л. Делевский24, С.В. Познер25, М.П. Кивелиович26, А.М. Кулишер27, А. С. Альперин (с 1947 г. руководитель Объединения)28, М.А. Кроль (в 1933-1938 председатель группы)29, К.С. Лейтес (в 1938 г. генеральный секретарь Объединения)30, В.М. Шах31. Входили в указанное кружок-объединение также члены ложи Свободная Россия: Б.Л. Гершун32, Л.М. Неманов33, Я.Б. Полонский34. В кружок-объединение входили также как российские дореволюционных масоны: Р.М. Бланк35, Л.М. Брамсон36, В.А. Оболенский (кандидат к посвящению в Северную Звезду в 1926 г.)37, так и члены других французских лож: А. Менес38, В.Ю. Расин39, Г.Б. Слиозберг40, М.О. Анский41, Н.Л. Аронсон42 и другие.
Конечно же, участие еврейских общественных деятелей в масонстве не ограничивается перечисленными лицами, но рассмотрение сложных взаимоотношений в этой среде скорее задача отдельного исследования, а не публикации.
Обозначив ближайший круг общения В.Е. Жаботинского в ложе Северная Звезда, отметим, что его членство в ложе было недолговременным, 31 декабря 1935 г. он выходит из масонской мастерской по собственной просьбе «из-за многочисленных занятий». Причин такого выхода было несколько: это и смерть В.И. Якобсона, и существование независимого от ложи объединения, и непостоянное пребывание в Париже; но главной причиной выхода несомненно стала огромная работа, которую вёл в это время В.Е. Жаботинский по созданию Новой сионистской организации и объединению антифашистских сил.
К теме масонства В.Е. Жаботинский впрочем ещё раз возвратился, но не в своих воспоминаниях, не в своих эмоциональных выступлениях, а после выхода в свет литературного произведения М.А. Осоргина, посвящённого масонству, которому он дал однозначно положительную оценку43.
В 1938 г. в Париже уже в союзе Великой Ложи Франции была создана чисто еврейская ложа, этому событию был посвящён отдельный доклад А.С. Альперина, прочтённый в Северной Звезде. Не отказывались русские вольные каменщики и от активного участия в еврейских общественных организациях, например, в Тейтелевском комитете или Союзе русских и литовских евреев, но все эти события уже происходили без участия в них В.Е. Жаботинского.

№1/ 307
Париж, 17 Января 1931
Д. М.44,
По Вашему поручению я произвел анкету №1 проф∴45 В.Е. ЖАБОТИНСКОГО, результаты которой я имею честь Вам представить.
Владимир Евгеньевич ЖАБОТИНСКИЙ родился 18 Октября46 1880 года в Одессе. Отец его был купцом-хлебником. Проф∴ Жаботинский окончил в Одессе Ришельевскую Гимназию, после чего уехал в Италию, где прослушал в Риме курс юридического факультета. В 1912 году он сдал государственные экзамены при Ярославском Демидовском Лицее и получил диплом об окончании русского юридического факультета. В Италию проф∴ уехал кончать образование по своей воле, так как опасался, что в России в виду существующих для евреев ограничений, ему не удастся выбрать университет по его желанию.
Еще до окончания университетского курса проф∴, стал заниматься журналистикой и это занятие стало его основной профессией. Он сделался постоянным сотрудником «Русских Ведомостей» и в качестве корреспондента этой газеты уехал в 1914 году после объявления войны за границу. На основании данного ему поручения он объехал страны Северной Африки, для ознакомления с настроением арабов, к которым турецкое правительство обратилось с призывом к священной войне против Антанты. Концом его путешествия был Египет, где встретился с известным патриотом Трумпельдором, офицером русской службы и героем японской войны и пытался организовать с ним военный еврейский отряд для борьбы с турками в салоникском округе. Англичане воспротивились этому начинанию и предложили Трумпельдору с набранными им добровольцами-евреями вступить в вспомогательный отряд, назначение которого было охранять военные транспорты. Трумпельдор принял это предложение, но проф∴ отказался от участия в этом отряде и вернулся в 1915 г. в Россию. В том же году он окончательно покинул Россию и уехал в Англию, где в 1917 году поступил добровольцем на военную службу сперва в английский полк, а потом в особый еврейский батальон, который был образован в Англии, в значительной степени, благодаря его личным усилиям и пропаганде в еврейской английской среде. Вступил он в этот батальон в чине сержанта, принимал участие в боях против турок и немцев, получил медаль за храбрость и чин лейтенанта. По окончании Великой Войны проф∴ остался в Палестине. В 1920 году во время первых беспорядков, возникших на почве вражды между арабами и евреями, он организовал оборону еврейского населения от арабов, благодаря чему беспорядки не вылились в форму погромов. За таковую свою деятельность он был арестован английскими властями и судим в Палестине местным военным английским судом, который приговорил его к 15 годам каторжных работ и до вступления этого приговора в законную силу проф∴ был заточен в крепость Акко, где пробыл три месяца. Верховный Военный Суд в Англии в Лондоне отменил этот приговор и проф∴ был окончательно освобожден, после чего он уехал из Палестины.
Проф∴ примкнул к сионистскому движению в 1903 году, т.е. будучи двадцати трех лет от роду и с тех пор он посвятил этому движению всю свою жизнь. Покинув Палестину в 1920 году, он был избран членом Сионистской Экзекутивы, т.е. Центрального Комитета Сионистской Организации, находящегося в Лондоне, и пробыл в этой должности до 1923 года, когда из за принципиальных разногласий с Председателем Экзекутивы д-ром Вайсманом вышел в отставку. По выходе из Комитета он организовал оппозицию д-ру Вайсману, которая известна под именем ревизионистской организации, во главе которой он и стоит в настоящее время. Сущность его разногласий с Д-ром Вайсманом сводится к тому, что проф∴ требует от англичан исполнения принятого ими на себя Палестинского мандата, цель которого была в представлении евреям в Палестине прав коренного населения страны, тогда как Д-р Вайсман ведет политику уступок и выжиданий и не настаивает на исполнении в точности палестинского мандата. В настоящий момент проф∴ избран членом палестинского парламента, но въезд ему в Палестину запрещен английскими властями, считающими его деятельность опасной для спокойствия страны.
Проф∴ женат с 1907 года религиозным браком. Имеет одного сына, которому теперь двадцать лет и который учится в настоящее время во Франции в Эколь Сентраль.
Проф∴ официально исповедует еврейскую религию, но он, как и вся семья его не является религиозным человеком, не посещает синагоги и исполняет только те обряды, которые необходимы для доказательства принадлежности его и его семьи к религии еврейского народа.
Проф∴ по своему общему интеллектуальному типу подходит вполне к русским интеллигентам нашего времени. По политическим своим взглядам он примыкает к русской радикальной интеллигенции, хорошо знает русскую культуру и высоко ее ценит. Он совершенно спокоен за судьбу своего народа, оставшегося в России, если в России образуется свободное демократическое управление. Как русский интеллигент и радикал он не сомневается, что демократическая Россия предоставит русским евреям все права гражданства. Но сам он не собирается вернуться в Россию после освобождения ее от большевиков и он думает, что все евреи, пребывающие в России должны покинуть ее и образовать свое независимое еврейское государство. Он полагает, что еврейский народ, не имеющий в России своей родной территории, никогда не будет чувствовать себя полноправным членом среди народов этой страны. Он останется там всегда занозой, которой и самой будет не по себе и которая неизбежно будет вызывать раздражение в окружающей ее посторонней среде.
Проф∴ производит впечатление очень сосредоточенного в себе и очень сильного человека. По внешнему виду он спокоен и даже флегматичен. Но это впечатление обманчиво и в разговоре, который он ведет очень сдержанно, обнаруживается его пламенный темперамент и неопределимое упорство в достижении поставленной цели. Проф∴ весь ушел в служение своему народу и он представляет собой классический тип воинствующего патриота. Такое впечатление должны были производить Мадзини и Гарибальди. Трудно судить поэтому, в какой степени нуждается в масонском общении этот сильный, умный, упорный, отважный человек, весь пронизанный единой идеей, поглотившей всю его жизнь. Но сама эта способность проникнуться действенной и страстной любовью к своему обездоленному народу, эта ничем непоколебимая вера в правоту своего тяжкого подвига, полное презрение ко всем опасностям и всем препятствиям, стоящим на пути к поставленной цели, глубокое спокойствие души узревшей истину и идущей к ней непреклонно, свидетельствуют о такой душевной высоте, что всякий масон должен приветствовать вступление в наш орден такого брата, как проф∴ Ж.
С бр. приветом

О Жаботинском №2/308. Проф. Ж. слишком крупный и известный по своей общественной деятельности человек, чтобы в порядке анкеты, я счел нужным расспрашивать его об его взглядах на целый ряд обычных вопросов. Мне хотелось только определить насколько он подходит М47. Я спрашивал его, что он знает о М., и что его в нем привлекает. Он дал мне и на это вполне определенный ответ, как вообще все то, что он говорит (ясность и отчетливость по-видимому основные свойства его ума); он знает только (но этого для него вполне достаточно), что М. служит тем основным ему близким целям, над которыми в мире часто смеются или о которых в сутолоке практической жизни забывают; ему дорога мысль, что благодаря этому он сам может возвышаться над обычным уровнем жизни; именно это его привлекло и дальнейшие перспективы ему вовсе не нужны; он не думает, чтобы через М. можно было делать политику; для этого другие организации более приспособлены и этой стороны деятельности от М. он не желает. Я спрашивал его, способен ли он быть терпимым. «Многие считают меня очень нетерпимым, — ответил Пр.48, — может быть потому, что я никак не могу признать, что в двух противоположных мнениях <…>49 может в обоих быть правда. В чем я убежден, я убежден полностью, до конца и без оговорок. Это конечно может сказаться на приемах спора и даже на отношениях к противнику; для меня вообще трудно понять нейтралитет. Но это все в той практической жизни; в которой я работаю; мне потому и дорого М., что здесь эта атмосфера не только не нужна, но осуждается. Я признаю право за каждым глядеть на все вопросы по-своему и не буду считать его ни неискренним, ни дурным человеком за это. Своих врагов я могу уважать и нетерпимость считаю сам недостатком, а не достоинством». Я думаю, что здесь все-таки слабое место Ж. как М.50 Я хотел проверить это положение на конкретном примере и стал спрашивать его как он относится к антисемитизму. «Я знаю, — ответил он, — что есть много антисемитов, гораздо более чем мы можем быть думаем. Есть антисемитизм чисто инстинктивный, физиологический; смешно такой антисемитизм осуждать; но таких людей поневоле я избегаю и они мне становятся неприятными. Это физиологическое отвращение сказывается не только в вопросе об антисемитизме; я видел в Америке как там относятся к неграм; это явление очень печальное, но настолько общее, что недостаточно его осуждать или отрицать; нужно признать, что оно существует и найти способ это дурное чувство искоренять. Естественно, что лично я избегаю общения с людьми, которые ко мне как к еврею так должны относиться; но осуждать или презирать их за такое отношение, особенно если они сами идейно его осуждают и только не могут с ним справиться, по крайней мере бесполезно. Я признаю право быть антисемитом не по инстинкту, а по рассудку, по соображениям политическим, национальным или философским; с такими людьми я совсем не согласен, но понимаю, что эти взгляды можно иметь, оставаясь и честным и искренним». В частности Проф. хорошо относится к Шульгину, хотя не захотел прочитать его книгу; он имеет основание считать Шульгина и честным и искренним и этого отношения к нему не переменит; но читать доводы его книги считал бесполезным и неискренним. Я думаю, что в Ж. мы имеем очень редкую, крупную индивидуальность, ценную в профанной жизни и деятельности; но разговор с ним убеждает меня, что в нем есть задатки М., так как крайности51 профанной оценки вещей для него самого тяжелы, М. может быть полезно ему, как и он может быть полезен М.; но ему предстоит работа над собой и может быть и разочарования. Но вывод мой вполне положительный: Ж. один из тех людей, которыми нельзя пренебрегать52.

  1. Об этой ложе, как и о масонстве этого времени см. подробнее: Серков А.И. История русского масонства (1845 – 1945). СПб., 1997; Серков А.И. История русского масонства после Второй мировой войны. СПб., 1999.
  2. Подробнее биобиблиографические справки о членах русских лож, а также сведения об их участии в масонском движении см.: Серков А.И. Русское масонство. 1731 – 2000 гг. Энциклопедический словарь. М., 2001. Далее в комментариях лишь частично раскрыто участие упоминаемых лиц в еврейском общественном движении.
  3. Bibliothéque National de France. Département des Manuscrits (Париж). Архив ложи Северная Звезда.
  4. Осоргин (настоящая фамилия — Ильин) Михаил Андреевич (1878 –1942), писатель, журналист, один из идейных руководителей российского масонства в эмиграции. Его второй женой (фактически с 1908, юридически с 1912) была Роза (Рахиль, Рери, Рахель) Григорьевна Гринцберг (Гинцберг, Гинсберг, Гинзберг) (1885 – 1957), дочь видного еврейского общественного деятеля Ахад-Гаама (Ахад-ха-Ама), юрист, журналистка. С 1923 г. они находились в фактическом разводе, который был юридически оформлен лишь в 1932 г. См. письма В.Е. Жаботинского к М.А. Осоргину: РГАЛИ. Ф.1464. Оп.1. Д.376; а также некрологи: Осоргин М. В. Жаботинский // Новое русское слово. 1940. 27 октября. №10124; О Саше Черном и Владимире Жаботинском. Некрологи-воспоминания Михаила Осоргина // Евреи в культуре русского зарубежья. Вып.1. Иерусалим, 1992. С.77-81.
  5. Поляков-Литовцев (настоящая фамилия — Поляков) Соломон Львович (1875 – 1945). Происходил из бедной еврейской семьи. До 17 лет не знал русского языка, затем самостоятельно изучил его и сдал экзамен за гимназический курс. Журналист, публицист, беллетрист, драматург, переводчик. С 1923 член Общества друзей еврейской культуры, выступал с докладами в этом обществе. В 1925 заведовал литературной частью театра «Еврейское зеркало». В 1926 совершил поездку в Палестину. В 1927 принимал участие в деятельности Общества ремесленного труда. В 1932 стал членом-основателем в Париже Нового Общееврейского союза, ставившего перед собой в качестве цели борьбу за возрождение Палестины. В 1930-е член кружка, затем до кончины член Объединения русско-еврейской интеллигенции, выступал с докладами в этом обществе. Во время оккупации фашистами Парижа переехал в США, жил в Нью-Йорке. В 1941 вошёл в образованный в Нью-Йорке Союз русских евреев, считавшийся продолжателем парижского Объединения русско-еврейской интеллигенции. Этот Союз ставил перед собой задачи помощи евреям, защиты их интересов и культурно-просветительной работы. Читал лекции в культурно-просветительной секции Союза. Член Общества европейских друзей Общества ремесленного труда.
  6. Переверзев Павел Николаевич (1871 – 1944). Присяжный поверенный, адвокат. В 1914 н. был приговорён вместе с другими адвокатами к 6-месячному заключению за выраженный ими протест по делу Бейлиса, 8 месяцев находился в заключении в Петропавловской крепости. Масон ещё с дореволюционных времён. С 24.4.1917 министр юстиции и генерал-прокурор Временного правительства. После беспорядков в Петрограде и публикации документов (вместе с Г.А. Алексинским) о связи В.И. Ленина с германским Генеральным штабом, 7.7.1917 был вынужден подать в отставку под давлением А.Ф. Керенского. Во время фашистской оккупации Франции назначен А.С. Альпериным (о котором пойдёт речь ниже) фиктивным директором его предприятия.
  7. Маклаков Василий Алексеевич (1869 – 1957). Один из лучших адвокатов России. Видный думский оратор, выступал в Думе по делу Е.Ф. Азефа (1909), о необходимости отмены черты оседлости (1911) и других. В 1913 вместе с О.О. Грузенбергом и Н.П. Карабчевским выступил защитником на процессе по делу М. Бейлиса. Масон ещё с дореволюционных времён. После Февральской революции, 28.2.1917 назначен комиссаром Временного комитета Государственной Думы в Министерстве юстиции, участвовал в его реорганизации. Обещанный пост министра юстиции не получил, так как он был передан А.Ф. Керенскому. Осенью 1917 назначен послом в Париже, куда прибыл в Париж на следующий день после октябрьского переворота в Петрограде, аккредитован не был, остался в эмиграции. Приказом Л.Д. Троцкого от 17.11.1917 лишён звания посла, однако сохранял дипломатический статус до октября 1924, когда были установлены дипломатические отношения между СССР и Францией. Затем под его председательством был создан Русский эмигрантский комитет (Комитет русских беженцев, Центральный офис по делам русских беженцев при французском Министерстве иностранных дел) при Лиге Наций в Париже, ставивший своей целью защиту русских интересов и выдачу удостоверений русским эмигрантам, до кончины бессменный руководитель этого комитета (за исключением периода фашистской оккупации, когда комитет был распущен, его помещение разграблено, а архив конфискован). Об отношении В.А. Маклакова к «еврейскому вопросу» см.: Будницкий О.В. В.А. Маклаков и еврейский вопрос. (Из истории русского либерализма) // Вестник еврейского университета. М., Иерусалим, 1999. №1(19). С.42-94; Будницкий О.В. Нетипичный Маклаков // Отечественная история. 1999. №2.
  8. Маршак Александр Осипович (Иосифович) (1892 – 1975). Учился в Киевском реальном, затем – в Киевском коммерческом училище. Хотел поступать в Киевский политехнический институт, но там существовал запрет на приём евреев. В юности уехал в Брюссель, где поступил в высшее учебное заведение. Затем учился на юридическом факультете в Париже. Изучал в Париже ювелирное дело (чеканку и историю искусств). Затем работал в магазине отца в Киеве. После 1917 эмигрировал во Францию, принял французское подданство. В 1923 вошёл в комитет только что созданной Лиги борьбы с антисемитизмом. Затем купец, коммерсант.
  9. Авксентьев Николай Дмитриевич (1878 – 1943). Один из создателей Партии социалистов-революционеров. Масон ещё с дореволюционных времён. С 24.7.1917 министр внутренних дел во 2 коалиционном Временном правительстве. На этом посту закрыл несколько «левых» газет, отдавал приказы об аресте членов самочинных «крестьянских земельных комитетов», занимавшихся разделом земли; санкционировал аресты большевиков, руководивших июльском выступлением; издал циркуляр, устанавливавший на местах власть комиссаров, присылаемых Временным правительством. 2.9.1917 вышел в отставку с поста министра. В сентябре 1918 на Уфимском государственном совещании избран председателем Уфимской директории (Временного всероссийского правительства). Во время переворота 18.11.1918, свергнувшего власть директории, арестован. В 1920-1940 член редколлегии (соредактор) парижского журнала «Современные записки». В 1923 вошёл в комитет Лиги борьбы с антисемитизмом, выступал с докладами в этой организации. С 1928 г. председатель Объединения (российских) земских и городских деятелей во Франции.
  10. Тер-Погосян Михаил Матвеевич (1890 – 1967). С 1907 г. член Партии социалистов-революционеров. Помощник присяжного поверенного. Участник Гражданской войны, сражался против большевиков на юге России, в Закавказье и Персии. В 1919 г. эмигрировал. Сотрудник и редактор (в 1923-1927 гг., с 85-го номера) ежедневной газеты «Дни».
  11. Якобсон Виктор Исаакович (1869 (1870) – 1934). Выходец из ассимилированной еврейской семьи. Получил чисто русское образование, окончил классическую гимназию в Симферополе. Воспитывался на идеях П.Л. Лаврова. Публицист, один из главных сотрудников «Жизни Крыма». Уехал из России. Получил в Берлинском университете степень доктора философии, оставлен на кафедре химии у профессора Фишера, но из-за безденежья занялся банковским делом. С 1899 член Сионистского комитета. Посвятил свою дальнейшую жизнь сионистскому движению. С 1908 руководил филиалом Еврейского колониального (колонизационного) банка в Стамбуле (Константинополе). Корреспондент «Русских ведомостей» в этом городе. Был выслан турецким правительством из страны. Посвящён впервые в масонство в Константинополе в ложе Шотландского Устава, но не успел принять участие в её работах и даже не запомнил её названия, поскольку был выслан из Турции. После 1917 остался за границей. Возглавлял Бюро Всемирной сионистской организации. В ноябре 1921 участвовал в собрании русских и украинских сионистов в Берлине. В августе 1922 посещал немецкую сионистскую организацию. В 1922 член Комитета помощи голодающему еврейскому населению России и Украины в Берлине. Член Центрального комитета Всемирной сионистской организации, её делегат при Лиге Наций в Женеве. В 1933 делегат на 18 сионистском конгрессе. В 1934 сотрудничал с Еврейским национальным фондом. Сионист-ревизионист.
  12. Мабо Михаил Моисеевич (1879 – 1961). В 5 лет отдан для обучения в хедер. Затем учился в гимназии, коммерческом училище. С 16 лет содержал семью. Работал бухгалтером, занимался кооперацией. Примыкал к социал-демократическим группам «Искры», член РСПДР, меньшевик. Жил в Ростове-на-Дону. В 1905 принимал активное участие в революционном движении, секретарь и один из руководителей Союза бухгалтеров, организовал Совет рабочих депутатов в Таганроге, профессиональный союз железнодорожных служащих и рабочих Владикавказской железной дороги. В дни реакции три с половиной месяца провёл в тюрьме, где при общении с политзаключенными разочаровался в них и отошёл от политической деятельности. Со времён жизни в Ростове-на-Дону играл на сцене, занимался литературно-театральной деятельностью. Впоследствии драматург, журналист. Писал также под псевдонимами Альбин Азовский, Минский. В административном порядке выслан из Донской области. В 1913-1920 директор Феодосийского отделения Азовско-Донского коммерческого банка. Составил хорошую библиотеку, которой пользовались все революционные группы; за это забаллотирован «правыми» при выборах в городскую Думу, в которую выдвигался по списку еврейской демократической группы. Остался в Феодосии с приходом большевиков. Несколько раз арестовывался, два с половиной месяца сидел в ЧК, якобы, за сокрытие бриллиантов. Судим показательным судом, но был оправдан, затем эмигрировал.
  13. Богров Фёдор Карлович (1883 – не ранее 1937). Литератор, адвокат.
  14. ∴- использование в аббревиатуре подобного троеточия означало, что слова имеют особый масонский смысл, при использовании множественного числа буквы удваивались. Брат – традиционное наименование масонов в ложе.
  15. Л∴- ложе.
  16. Вол∴Кам∴ — вольных каменщиков.
  17. [Осоргин М.А.] Доклады и речи. Члена ДЛ Северная Звезда. Париж, б.г. С.15-16.
  18. Примечательно, что через два дня, 9 января, была создана Великая Ложа Палестины. Попутно заметим, что первая ложа, работающая на еврейском языке в Палестине была создана в 1927 г.
  19. Курилов Виктор Антонович (1895 – 1975). Участник Белого движения, в эмиграции чернорабочий, затем писатель, журналист.
  20. Кремер Самуил Абрамович (1894 – не ранее 1935). Адвокат, присяжный поверенный.
  21. Гольденштейн Николай Александрович (1886 – 1943). Иудейского вероисповедания. В 1900 окончил гимназию в Одессе. В 1901-1908 учился на медицинском факультете Парижского ун-та, который окончил со степенью доктора медицины. С 1912 французский подданный. Во время Первой мировой войны проявил на французском фронте «большую отвагу и заслужил большие военные отличия». В 1922 стал основателем и председателем Общества русских (земских) врачей имени Мечникова в Париже, с 1928 член правления Общества, в 1938-1940 – товарищ председателя. Специалист по внутренним болезням. Трагически погиб от зверств фашистов в депортации.
  22. Перед посвящением во 2-ю степень В. Е. Жаботинский выступил с докладом «Социальная революция в Библии», в обсуждении которого приняли участие Я. Л. Делевский и Я. М. Шефтель (см. о них ниже).
  23. [Осоргин М.А.] Указ. соч. С.25-27.
  24. Делевский (настоящая фамилия — Юделевский) Яков (Янкель) Лазаревич (Лейзерович) (1868 – 1955). Первоначальное образование получил в местном хедере. С 6 класса сотрудничал в прессе, печатался в виленских и петербургских газетах. Был связан с террористическим кружком Н. Истоминой, с «Народной волей», распространял издания последней из организаций. В 1892 арестован за принадлежность к народовольческим кружкам. Более 2 лет провёл в одиночном заключении в Трубецком пансионе Петропавловской крепости, затем более года – в «Крестах». По «высочайшему повелению», без суда, отправлен на 5 лет в ссылку в Якутскую губ. 15 месяцев шёл по этапу, затем жил в ссылке в Вилюйске. Давал уроки местным детям, сотрудничал в прессе. Впоследствии находился в ссылке в Якутске, в добавочной ссылке в Гродно. По окончании ссылки эмигрировал. Один из организаторов Группы молодых народовольцев (с 1902 – Группы народовольцев). Со времени основания был близок Партии социалистов-революционеров, её член с 1901-1902. Окончил математический факультет Сорбонны и Горный институт в Париже. С 1904 работал как горный инженер. Служил в Европе, Африке, полтора года – в Аргентине. Был директором крупного рудника. С 1907 специалист по местонахождению нефтяных месторождений, как геолог объездил весь мир. Журналист, социолог, популяризатор научных знаний, постоянно выступал с публичными лекциями и докладами. Сотрудничал во множестве русских и зарубежных изданий. С 1923 член Лиги борьбы с антисемитизмом.
  25. Познер Соломон Владимирович (1879 – 1946). Окончил юридический и историко-филологический факультеты С.-Петербургского университета. В 1900-е, до 28 лет, жил в Париже, слушал лекции по истории и философии в Сорбонне. В 1903 нелегально послан группой еврейских общественных деятелей в С.-Петербург для борьбы с антисемитизмом. С 1903 сотрудничал во французской прессе, в «Освобождении». Затем возвратился в Россию, литератор. Сотрудничал в различных периодических изданиях, редактировал газету «Отечество». Участвовал в деятельности еврейской группы Партии народной свободы. Секретарь Русского общества изучения еврейской жизни. Член комитета Общества еврейской исторической этнографии. В мае 1921 выехал с семьей за границу в качестве представителя книжного отдела Петроградского Дома литераторов. В сентябре 1921 поселился в Париже. Сотрудник «Последних новостей», редактор еженедельника «Еврейская трибуна». В 1923 член комитета Лиги борьбы с антисемитизмом, Общества друзей еврейской культуры. Автор ряда исследований по истории евреев в России. Сотрудничал в ежегоднике «Еврейский мир» и других периодических изданиях. До начала Второй мировой войны служил также в Еврейском колонизационном обществе.
  26. Кивелиович Михаил Петрович (Перецович) (24.12.1889 – не ранее 1964). Российский эмигрант. Математик, статистик, инженер-химик. В 1921 секретарь совета, в 1931 член Бюро парижского комитета Общества ремесленного труда (ОРТ).
  27. Кулишер Александр Михайлович (Моисеевич) (1890 –1942). Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета. Затем два года работал в английских и германских университетах, в т.ч. в Оксфорде под руководством профессора Виноградова. Историк, социолог, правовед, публицист, С 1921 по 1931 выступал с докладами в Берлине в Союзе русских евреев (в Германии), в январе 1927 — в Культурной комиссии при этом союзе. С 1923 жил во Франции, сотрудник «Звена», «Последних новостей» (писал под псевдонимом Юниус); член Общества друзей еврейской культуры в Париже, выступал на его заседаниях с докладами. В 1925 сотрудничал с сионистским союзом «Гитахдут». В 1925-1928 член Союза сионистов-ревизионистов. После 1927 выступал с лекциями на собраниях Клуба русских евреев. Занимался вопросами социологии, проблемами демографии и миграции народов. Во время оккупации Франции фашистами арестован в бывшей «свободной» зоне. Помещён в концентрационный лагерь во Франции, где трагически погиб.
  28. Альперин Абрам Самойлович (1881 – 1968). Помощник присяжного поверенного В.Ф. Зеелера, вскоре оставил эту должность. В 1912-1913 начал общественную деятельность на Дону. Создатель Ростовского купеческого банка, член его правления, заведовал табачными фабриками Асмолова и Кушнарева, обществами «Мыловар» и «Саломас», основанными банком. Градоначальник Одессы в период Временного правительства. Во время Гражданской войны заместитель председателя Донского общества помощи казаков, которое открыло два лазарета, организовало санитарные отряды. Оказывал материальную помощь Добровольческой армии и донскому казачеству. Член Партии народных социалистов, затем председатель Ростовской группы Трудовой народно-социалистической партии. Впоследствии эмигрировал в Париж, первоначально возглавлял крупное табачное дело. Затем создал предприятие «Биотерапия». Директор франко-русского предприятия, выпускавшего известную зубную пасту. В 1923 стал членом-основателем Лиги борьбы с антисемитизмом, тогда же вошёл в комитет этой организации. С 1928 председатель Бюро парижского комитета и член Общества ремесленного труда (ОРТа), занимавшегося трудоустройством евреев; в 1937 член Центральной исполнительной комиссии, в 1945 председатель административной комиссии союза ОРТа во Франции и его Парижского отдела. 22.6.1941 арестован вместе с другими русскими эмигрантами во Франции и заключён в концлагерь Фронт-Сталаг 122 (Компьень), выбран заключёнными старостой. Затем содержался в лагере Дранси. В начале ноября 1942 освобождён. Организовал через кружок «Православное дело» матери Марии на рю Лурмель помощь российским заключённым лагеря Компьень. Вместе с И.А. Кривошеиным во время войны занимался укрывательством евреев. Руководитель еврейского движения Сопротивления в оккупированной зоне Франции. С созданием в начале 1946 при Союзе русских евреев во Франции Общества помощи русско-еврейской интеллигенции им. Я.Л. Тейтеля (Тейтелевский комитет) стал председателем комиссии для распределения помощи, в июне 1946 избран казначеем указанного Общества, с 1947 возглавлял его. С ноября 1946 по 1952 почётный председатель возобновлённого Союза русских и литовских евреев, выступал в этой организации с докладами. В 1949 член комитета Очага русских евреев-беженцев, сотрудничал с этой организацией по 1954. В 1952 совершил поездку в Израиль.
  29. Кроль Моисей (Михаил) Ааронович (Афанасьевич) (1862 – 1942). Учился в хедере в Житомире. С 1880 член «Народной воли». В феврале 1887 арестован в Киеве по обвинению в принадлежности к этой партии. В конце 1888 в административном порядке выслан (на 10 лет) в Восточную Сибирь. При поддержке Восточно-Сибирского отдела Географического общества занимался изучением края. Жил в Забайкальской области, где работал как этнограф и статистик. Печатал очерки по этнографии бурят (исследовал их быт и право), политические статьи, внутренние и литературные обзоры, экономические статьи. Писал также под псевдонимом Каронин и др. Вступил в Партию социалистов-революционеров. В 1902 вошёл в «Бюро защиты» (создано в 1901) – еврейский юридический кружок, который занимался защитой по делам погромов. В 1909 председатель правления Общества для урегулирования еврейской эмиграции. В середине февраля 1925 через Шанхай выехал в Париж. Работал как адвокат и журналист. Публиковался в парижских и пражских изданиях. Участвовал в деятельности Партии социалистов-революционеров. В 1927-1930 участвовал в деятельности Общества ремесленного труда (ОРТа), в 1931 товарищ председателя Бюро парижского комитета ОРТа. С 1937 сотрудничал с Еврейским народным университетом.
  30. Лейтес Константин Соломонович (1881 – 1955). Выходец из еврейской купеческой семьи. В 1900 окончил Новозыбковское реальное училище в Черниговской губернии. Осенью 1900 уехал учиться за границу. Поступил в Мюнхенский политехникум, но вскоре перешёл на факультет общественных наук местного университета. С начала 1904 сотрудничал в экономических изданиях и с русскими газетами: «Русское богатство», «Современный мир», «Русская мысль», «Правда». В 1908 сдал в Цюрихе экзамен на степень доктора государственных наук и защитил диссертацию «Забастовки в России». Летом 1908 возвратился в Россию. С осени 1908 работал в С.-Петербурге в печати по экономическим вопросам. С весны 1909 постоянный сотрудник «Торгово-промышленной газеты», «Вестника финансов». Изучал хозяйство Германии, публиковался в специальных экономических изданиях. В 1922 входил в Берлине в Комитет помощи голодающему еврейскому населению России и Украины. С 1936 член правления Очага для евреев-беженцев в Париже (до декабря 1936 – Союз защиты евреев-эмигрантов и их детей). Сотрудничал в ежегоднике «Еврейский мир». В 1941 стал одним из учредителей, затем до кончины генеральный секретарь Союза русских евреев в Нью-Йорке. В 1942 председатель Общества русских евреев в США, участвовал в литературных понедельниках ассоциации русских писателей в Нью-Йорке. С 1947 генеральный секретарь Тейтелевского комитета в Нью-Йорке. В 1948 член Общества европейских друзей Общества ремесленного труда (ОРТа) в США. В 1949 член Общества друзей «Нового русского слова», русского комитета Юнайтид Джуиш Аппил; совершил поездку в Палестину.
  31. Шах Владимир Михайлович (1880 – 1949). Адвокат, присяжный поверенный, литератор, меньшевик-оборонец. Масон ещё с дореволюционных времён. Эмигрировал до 1917, жил в Париже, работал как адвокат. Во время Второй мировой войны занимался отправкой еврейских беженцев в Америку. По окончании войны руководил еврейским благотворительным обществом «Хисем» («Хейрут»).
  32. Гершун Борис Львович (1870 – 1954). По окончании юридического факультета С.-Петербургского университета оставлен на кафедре государственного права. Однако поступил на службу помощником обер-секретаря в 4 (судебный) департамент правительствующего Сената, где прослужил 15 месяцев. Осенью 1895 перешёл в адвокатуру и по рекомендации обер-прокурора поступил в помощники к адвокату В.Н. Герарду. До революции владел 17 юрисконсульствами. Юрисконсульт множества торгово-промышленных предприятий, великих князей Андрея и Бориса Владимировичей. В октябре 1918 эмигрировал через Литву в Копенгаген, затем 15 лет жил в Берлине. В 1933, с приходом в Германии к власти Гитлера, переехал в Париж, где стал членом совета Объединения русских адвокатов во Франции. В 1936 председательствовал в Союзе защиты еврев-эмигрантов и их детей, которое в декабре 1936 было переименовано в Очаг русских евреев-беженцев в Париже. Основатель, затем член правления указанного Очага; много сделал для восстановления организации после смерти её основательницы Т.И. Левиной, с июня 1945 до кончины бессменный председатель комитета Очага. Создал при данной организации юридическое бюро и отдел социальной помощи. 22.6.1941 арестован немецкими оккупационными властями, заключён в лагерь Компень. Затем под чужим именем скрывался на юге Франции. В 1950 сотрудничал с Парижским отделом Еврейского агентства.
  33. Неманов Лев Моисеевич (1878 – 1952). Окончил Казанский университет. Адвокат, журналист. Специалист по национальным отношениям, думский корреспондент. После 1917 в эмиграции, жил в Париже. С 5.8.1921 редактировал с С.Л. Поляковым-Литовцевым в Берлине газету «Голос России». С 1923 член Общества друзей еврейской культуры в Париже. Сотрудник «Последних новостей», её женевский корреспондент. Сотрудник многих английских, французских и американских изданий, газеты «Таймс». Симпатизировал сионистскому движению. С 1931 сионист-ревизионист. С 1936 и с июня 1945 по 1946 член правления (Комитета) Очага (для) русских евреев-беженцев в Париже.
  34. Полонский Яков Борисович (1892 – 1951). Окончил Киевский университет. Доктор права. Помощник присяжного поверенного Одесской судебной палаты. Российский эмигрант во Франции. Литератор, библиограф, библиофил, историк литературы, коллекционер. С 1920 вплоть до закрытия газеты в 1940 сотрудник «Последних новостей». В 1940-1945 принимал активное участие в подпольных антифашистских организациях, в частности изготавливал поддельные документы для преследуемых.
  35. Бланк Рувим Маркович (1866 – 1954). Получил домашнее образование, готовился к сдаче экзаменов на аттестат зрелости. В 1884 привлечён к дознанию Кишинёвским управлением по делу о местом революционном кружке учащейся молодёжи. По высочайшему повелению от 30.10.1885 подчинён гласному надзору на 3 года с проживанием вне местностей, объявленных на положении усиленной охраны. Водворён под надзором в г. Красный Яр Астраханской губ. По окончании срока гласного надзора подчинён негласному надзору. В сентябре 1889 выехал ха границу для продолжания образования. Высшее образование получил в Германии по естественному факультету, учился также в Париже и в Цюрихском университете. Химик, автор ряда изобретений, доктор естественных наук. С начала 1890-х занимался общественной и литературной деятельностью. До 1905 жил в Берлине. Созвал конференцию из представителей германских и русских евреев. Социал-демократ. В 1914 ездил в Лондон, чтобы проинформировать о положении русского еврейства. Жил в С.-Петербурге, входил в руководство Еврейской народной группы. С 1917 член Трудовой народно-социалистической партии, впоследствии входил в заграничный и Парижский комитеты этой партии. По 1918 представитель еврейских организаций России в странах Антанты. С 1920 сотрудник и редактор еженедельника «Еврейская трибуна». 1.5.1922 стал одним из инициаторов создания Комитета помощи голодающему еврейскому населению России и Украины. В 1923 выступал с докладами в Клубе еврейских общественных деятелей в Берлине. Писатель, журналист, публицист. Сотрудничал в «Днях», «Последних новостях». Историк, автор книги об Иуде Искариоте. С 1927 участвовал в деятельности Общества ремесленного труда (ОРТа). После начала Второй мировой войны жил в США, где был членом Союза русских евреев.
  36. Брамсон Леонтий (Леон) Моисеевич (1869 — 1941). В 1886 окончил Ковенскую гимназию, в 1891 — юридический факультет Московского университета. Со студенческих лет выступал как публицист и общественный деятель, статистик. Выпустил библиографический указатель литературы о евреях в России. Автор работ и исследований по вопросам просвещения и эмансипации еврейского народа, по истории еврейского движения в России. Организовал перепись еврейского населения России. Адвокат. В 1893 участвовал в составлении «Систематического указателя литературы о евреях на русском языке». В 1894-1899 заведовал в С.-Петербурге еврейскими училищами Общества для распространения просвещения между евреями в России. Член редакции газеты и журнала «Восход», работал в последнем в 1894-1906. В конце 1890-х в черте еврейской оседлости организовывал учебные заведения и кооперативно-кредитные учреждения. В 1899-1906 делопроизводитель, в 1899-1905 генеральный (главный) секретарь Центрального комитета (при С.-Петербургском центральном комитете) Еврейского колонизационного общества; заведующий его делами, член многих комиссий. Входил в Центральное бюро Союза союзов как представитель «Союза для достижения полноправия еврейского народа». С 1904 деятель Общества ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России, в 1912 делопроизводитель и член совета, в 1916 товарищ председателя этого общества. В 1905-1906 депутат I Государственной Думы от Ковенской губернии, избран блоком евреев-горожан и литовцев-крестьян. Один из организаторов и идеологов Трудовой группы в I Государственной Думе, автор программных документов группы, в 1907 член её юридической комиссии (при ЦК), затем ЦК. Входил в думскую комиссию «33-х» для разработки законов о гражданском равенстве. За подписание Выборгского воззвания отбывал трёхмесячное заключение в крепости, лишён права быть избранным. Сотрудничал в журналах «Исход» (1906-1907, член редакции), «Новый путь» (1911), «Северные записки». Вместе с Г.Б. Слиозбергом разработал для Временного правительства закон о политическом равноправии всех народностей России. В 1920 выехал в Западную Европу для участия в работе Общества распространения технических знаний и ремесленного труда среди евреев (ремесленного труда), один из основателей, в 1921 товарищ председателя (совета) и председатель Центральной исполнительной комиссии (президент Центрального правления), с 1923 по кончины председатель этого общества. 8.7.1923 провёл заседание указанного общества в Данциге. Член ЦК еврейского Общества ремесленного и земледельческого труда, которое занималось трудоустройством евреев, возродил деятельность этой организации за границей. С целью сбора средств для Общества ремесленного труда совершил ряд поездок по странам Европы, Америки и Африки. В 1923 сотрудничал со Всемирной еврейской конференцией помощи, был связан с сионистскими организациями; член Общества друзей еврейской культуры, выступал с докладами на его заседаниях. С ноября 1925 выступал с докладами, в 1928 председательствовал в Берлине в клубе «Шолом Алейхем». В 1929-1930 выступал с докладами в Берлине в Союзе русских евреев. Затем член Союза еврейских культурных обществ во Франции. В 1934 гость на международной конференции Общества здравоохранения евреев. В 1938 член Совета American Joint Reconstruction Foundation.
  37. Оболенский Владимир Андреевич (1869 — 1951). В 1887 поступил на естественное отделение С.-Петербургского университета, которое окончил в 1891. В 1892-1893 продолжил образование в Берлинском университете. Один из организаторов Союза освобождения. Депутат I Государственной Думы от Таврической губернии. За подписание Выборгского воззвания заключён на 3 месяца в тюрьму «Кресты». В апреле 1918 избран председателем земской управы Таврической губернии.
  38. Менес Абраам (1897 – не ранее 1939). Российский эмигрант во Франции. В 1935 выступал с лекциями в Еврейском народном университете, в 1937-1939 – Еврейском научном институте. В 1935 один из редакторов «Всеобщей еврейской энциклопедии», в 1939 выступал на вечерах редакции «Еврейской энциклопедии». В 1939 читал лекции в Союзе еврейских писателей и журналистов.
  39. Расин Владимир Юлиевич (1888 – не ранее 1953). Российский эмигрант во Франции. Предприниматель. В 1941 вошёл в организованный в Нью-Йорке «Союз русских евреев». С 1947 член русского комитета Юнайтид Джуиш Аппил. В 1949 член организации американо-еврейских друзей ОРТа.
  40. Слиозберг Генрих (Генех) Борисович (Борухович) (1863 – 1937). С 5 до 12 лет воспитывался в полтавской еврейской общине, хедере, не знал русского языка. После кончины отца – талмудиста отдан для обучения в Полтавскую гимназию. По окончании курса гимназии в 1882, поступил на юридический факультет С.-Петербургского университета, который окончил с золотой медалью. С 1886 слушал лекции в Гейдельберге, Лейпцге, Лионе и Париже. Зимой 1888 сдал магистерский экзамен, отказался принять крещение. В 1893 занялся адвокатурой. На протяжении 18 лет (до 1904) занимал лишь пост помощника присяжного поверенного в виду ограничительного закона 1889 о евреях. Вместе с М. Винавером организовал близкую Партии народной свободы Еврейскую народную группу, её член по 1921. В 1889 привлечён к участию в работе комиссии, посланной конгрессом США в Россию для изучения причин еврейской эмиграции. Вместе с бароном Г.О. Гинцбургом участвовал в работе по защите прав евреев в России, впоследствии написал его биографию. Сотрудничал с еврейским Обществом распространения просвещения. Выступал как адвокат по еврейским делам, вёл предварительную защиту по делу Бейлиса. В 1904-1905 вместе с М.М. Винавером и М.И. Кулишером создал комитет еврейского равноправия. В 1905 стал одним из учредителей Союза для достижения полноправия евреев. Член ЦК еврейского колонизационного общества. В 1909-1910 член правления С.-Петербургской еврейской синагоги. В 1909 член Еврейских курсов востоковедения. В 1908 член, в 1912-1915 товарищ председателя, в 1916 исполняющий обязанности председателя Общества ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России. В 1908-1915 член правления акционерного общества гигиенических дешевых квартир для еврейского населения. На Раввинском съезде 1910 противостоял предложениям о реформе Раввината, в том числе о введении общеобразовательного ценза для духовных раввинов при избрании на должность. В 1912-1916 член, затем товарищ председателя хозяйственного (у)правления С.-Петербургской (Петроградской) еврейской (хоральной) синагоги. В 1914 стал создателем Центрального комитета помощи евреям – жертвам войны. Как представитель последнего входил в Общеимперский совет о помощи жертвам войны. Член Еврейского политического бюро при евреях-депутатах IV Государственной Думы. Председатель Петроградской еврейской общины. При Временном правительстве редактировал закон об отмене всех ограничений для евреев. В 1918 арестован ЧК в Петрограде; член президиума Временного Национального совета по созыву Еврейского съезда. Член еврейской общины Кегилат Гахройдим; комитета (правления) Очага для евреев-беженцев в Париже; Общества взаимопомощи русских офицеров за границей. Создатель и председатель комитета помощи евреям в России, издававшего с 1920 свой «Бюллетень». Участвовал в работе созданной в Париже Еврейской народной группы. В 1921 участвовал в многочисленных собраниях русской общественности, выступал в только открытом Комитете еврейской национальной группы. В июне 1922 и марте 1926 выступал с докладами в Союзе русских евреев в Берлине. В 1923 стал идейным руководителем и создателем Лиги борьбы с антисемитизмом, выступал с докладом в этом обществе. В 1926 член юридической консультации при Земгоре, стал одним из организаторов Русского клуба в Париже. В ноябре 1926 на учредительном собрании Общины русских евреев в Париже избран в её дирекцию. В 1927 основал в Париже с раввином Айзенштадтом русско-еврейскую общину «Огель Яков», проводил в этой общине собеседования по вопросам иудаизма, её вице-председатель. В 1930 сотрудничал с Союзом сионистов-ревизионистов. В 1931 председатель Общества помощи еврейской беженской интеллигенции, входил в Федерацию еврейских общин, выступал в инициативной комиссии по учреждению клуба русских евреев в Париже, участвовал в открытии Еврейского студенческого дома имени Е. Перникова. В 1932 возглавлял временный комитет Общества друзей журнала «Рассвет», выступал на собраниях «Рассвета». В 1933 член правления Общества друзей диспансера имени В.И. Темкина. С декабря 1933 вице-председатель только образованного Комитета помощи нуждающимся евреям в России. В 1936 входил в руководство Общества ремесленного труда, председательствовал в Новой сионистской организации (созданной В.Е. Жаботинским), входил в правление Очага для евреев-беженцев в Париже. Писатель, участвовал в написании книги Ю. Делевского о «Протоколах сионских мудрецов». Мемуарист. Один из руководителей русских масонов союза Великой Ложи Франции. Умер от болезни сердца, вызванного желтухой. Похоронен на еврейской части кладбища Монпарнасс. В его похоронах принимало участие более тысячи человек.
  41. Анский Михаил О. (1889 – 1948). Российский эмигрант, жил в Париже. Общественный деятель, журналист.
  42. Аронсон Наум Львович (1872 – 1943). Вырос в хасидской семье, начально образование получил в хедере. В 1889-1891 учился в Виленской рисовальной школе у И.П. Трутнева. Затем безуспешно (в обход закона о черте оседлости) пытался стать вольнослушателем Академии художеств. В 1891 уехал в Париж, где стал работать каменотёсом в скульптурных мастерских. Одновременно учился в Школе декоративного искусства у профессора Г. Лэмера и в академии Коларосси. Скульптор. В начале 1900-х добился известности, получил ряд наград. В 1909 под давлением черносотенной прессы был, как иудей, выслан из С.-Петербурга, куда приехал для работы над конкурсным проектом памятника Александра II. Высочайшем повелением ему было разрешено проживать в России повсеместно, но от участия в конкурсе он отказался. В ноябре 1915 учредил в С.-Петербурге Еврейское общество поощрения художеств, член его правления, участвовал в аукционах в пользу евреев – жертв войны. В 1916 жил в США, затем – в Париже. В 1931 председатель Союза литовских евреев в Париже. В 1938 вошёл в комитет по созданию Еврейского авангардного театра «Пиат». В 1939 выступал с лекциями в Еврейском народном университете. В 1940 выехал из оккупированной Франции в Португалию, чудом избежав расправы как с евреем. С 1941 жил в США.
  43. См.: Жаботинский В. О «Вольном каменщике» М.А. Осоргина // Последние новости. 1937. 11 февраля. №5802.
  44. Досточтимый мастер.
  45. Профан – т.е. человек, который не прошёл обряда посвящения в масонство.
  46. Ошибка при переводе со старого, на новый стиль, Жаботинский родился днём раньше.
  47. Масонству.
  48. Профан.
  49. Пропуск в машинописной копии.
  50. Масона.
  51. Последнее слово зачеркнуто.
  52. Анкеты печатаются по машинописной копии, хранящейся: Институт Жаботинского в Израиле (Тель-Авив). Фонд Жаботинского. А 1/1/6. При публикации исправлены очевидные опечатки. С большой долей вероятности можно предположить, что первый отзыв был сделан П.Н. Переверзевым, а второй В.А. Маклаковым.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима