Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Цикл лекций Е. Щукина

ЕГИПЕТСКОЕ МАСОНСТВО. ЛЕКЦИЯ

Сегодня мы сконцентрируемся на тематике, которая для меня лично крайне важна, особенно в последние годы — это Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима и египетские масонские послушания как таковые.
Сразу следует сказать, что египетские послушания всегда были маргинальными по отношению к масонскому мейнстриму, и сейчас остаются такими. И тем не менее, египетское масонство нужно разделить на два принципиально разных слоя, потому что иначе я не могу это описать. Есть общая египетская линия в масонстве и есть масонские послушания как таковые. Общеегипетская линия пронизывает масонство всё как таковое. Египетские послушания — это отдельные административные структуры, которые существуют в рамках мирового масонства в разных странах и по-разному функционируют и взаимодействуют с другими масонскими послушаниями.
Если окунуться в глубины истории, все мы поймем, что любая эзотерика, которая известна Европе, так или иначе имеет корни в земле Хем, в Египте. Оттуда пошла любая алхимия, любая астрология, любые духовные знания, все они так или иначе упираются в Египет. Это, естественно, не может ускользнуть от внимания любого исследователя эзотерики и любого эзотерика-практика. Поэтому фактически все известные нам тайные общества также все свои духовные корни возводят к Египту, с которого ведут свою легендарную историю. Как мы знаем, у любого эзотерического общества есть история легендарная и история фактическая. Обычно они друг другу резко противоречат, ведь всегда какое-нибудь эзотерическое общество, которое фактически появилось в середине XVIII в., максимум в конце XVI в., в каком-нибудь германском или французском городке, тем не менее, по своим легендарным сводам самостоятельно пишет свою историю, которая при этом уходит корнями, естественно, в библейские страны, потому что всё это — изначально общества христианской культуры, зародившиеся в европейских христианских странах. Легендарная история эта упирается в Иудею, Израиль, Египет, Ассирию-Вавилонию, ну и так далее. Или же берется за основу новозаветный период, и тогда в спектр этих стран попадают уже Сирия, Греция и другие страны, известные нам по ойкумене христианской цивилизации.
Точно так же практически во всех масонских послушаниях в той или иной степени всегда существует отсыл к истории Древнего Египта с рассказом о том, как первые каменщики возводили пирамиды, все эти архитекторы пирамид, египетских храмов и т. д.
Однако отдельных египетских послушаний в мире не было вплоть до середины XVIII в.. Существует популярное народное предание, что египетское масонство создал Калиостро, или, по крайней мере, привез его в Европу. Но данную версию мы сейчас с гневом отметем как несоответствующую действительности и обратимся к тому, что было в реальности.
В реальности эти египетские темы в различных масонских послушаниях, которые, как мы уже знаем, в середине XVIII в. плодились, как грибы после дождя, требовали того или иного административного и логического, документального оформления. Поэтому в рамках многих различных послушаний появлялись легенды о том, что данное конкретное послушание несет Традицию непосредственно из Египта без существенных изменений. Не просто общую идею Египта как родины Посвящения, а конкретную Традицию данного послушания, которое имеет своего родоначальника и передается из уст в уста. Как ни странно, если мы возьмем любой источник по египетскому масонству XVIII в., мы там найдем прямые цитаты из Диодора Сицилийского, Плутарха, Ямвлиха, то есть из источников, которые не могут по времени конкурировать с самой древнеегипетской цивилизацией, будь то Древнее царство, Новое, Греко-египетское правление. И отсюда мы делаем вывод, что просто интеллигентные люди XVIII в. взяли обычные для интеллигентных людей этого времени книжки и воспользовались ими.
Легендарную историю мы будем отсекать от фактической. Итак, в середине XVIII в. появлялись различные ложи, которые к 40-м годам, в частности, во Франции сгруппировались в так называемый «Устав Филадельфов» и ложи Филадельфов работали по всей стране, а общая численность братьев этих лож составляла несколько сот человек. Устав постепенно набирал популярность и довольно успешно конкурировал во Франции с набиравшим все большую силу тамплиерским послушанием, которое, как я рассказывал ранее, из Германии, силами Карла фон Хунда, постепенно распространялось по всей Европе, и распространение это было прервано только силовыми методами в 80-е годы XVIII в.
Устав же Филадельфов в то время использовал для своих работ египетский антураж. Как европейцы представляли себе в то время Египет? Мы можем найти следы того, как представляла в те времена Европа египетскую цивилизацию, в совершенно неожиданных местах, например, в замечательном романе «Граф Монте-Кристо». Также мы можем использовать в этих же целях «Войну и мир», смотря что нам ближе и приятнее, хотя там речь не об арабском Востоке, а о Персии, — но для европейца того времени это совершенно все равно. Когда Долохов исчезает во время военного похода, про него начинают в свете ходить легенды о том, что он состоял советником при дворе владетельного князя в Персии, убил брата шаха, а когда он возвращается в Петербург — на нем какой-то особый бурнус, халат с огромными рукавами и т. д. Точно в таком же карнавальном виде приезжали в то время в Европу люди, посетившие Турцию, Египет. И это действительно была совершенно арабская страна, Египет, и с арабской культурой были связаны впечатления людей, которые приезжали оттуда в Европу. Каким образом все это соотносилось с мистикой Египта времен тех цивилизаций, о которых мы думаем, для меня большая тайна.
Ведь если снова перескочить через 20 лет, в 1760-е годы, то как раз к этому времени относятся гастроли Калиостро, который не изобретал египетского послушания, но в значительной степени способствовал его популяризации. Если взять ритуалы Калиостро, которые опубликованы и уже распространились в сети, можно увидеть, что там вся «мистика Египта» сведена к абсолютно пасторальным декорациям в том духе, в каком европейцы того времени представляли себе атмосферу гарема, или сераля, там присутствует «восточная роскошь» на грани Вавилона древнего мира, какие-то балахоны, золотые короны и, собственно, всё. Там нет Осириса и Исиды, Тота, Гора и т.д. То есть Египет в видении Калиостро, равно как и в видении Филадельфов — это некая абстрактно-красивая арабская страна. Ни и, естественно, гашиш. Никакой особой эзотерики, алхимии, астрологии, — ничего подобного.
Каким же образом появилось все то, что со временем развилось в египетские послушания нашего времени? Истории эта фактически не известно.
Мы знаем, что наибольшей популярностью тогда пользовались разрозненные ритуалы с египетским антуражем, мы только что описали этот тип: он не имеет отношения к Египту, и единого свода этих ритуалов не существует. Ритуалы Калиостро не были унифицированы, они не были распространены нигде, кроме Франции и Италии, а когда он попытался внедрить их в Лондоне, громогласно заявляя о себе, как о Великом Копте и Великом Иерофанте египетского масонства, английские масоны смотрели на него непонимающе. За несколько лет до создания им египетской ложи они принимали его в своих собраниях как брата, потому что его посвящение никто не оспаривал, но впоследствии египетское масонство получило резкий от ворот поворот и в Англии не утвердилось. Ему пришлось ограничиться континентальной Европой.
Английские масоны — это вообще контингент довольно противоречивый и интересный, ведь Калиостро вернулся он в Европу с огромными суммами денег, которые выдавали ему, в частности, и английские масоны с целями, ведомыми только им. Мы знаем, что английские масонские ложи того времени представляли собой нечто вроде клуба Мистера Пиквика, то есть прекраснодушные полноватых добряков, которые были готовы на благотворительность пожертвовать что угодно и сколько угодно. Калиостро же на их деньги благополучно создал ложи обоеполого египетского послушания в Лионе и Париже, звездил там достаточно продолжительное время, и только предреволюционная суматоха во Франции и в особенности Дело об ожерелье королевы, которое я не буду здесь отдельно описывать, выгнали его из Франции. Естественно египетское послушание в версии Калиостро во Франции закончилось на этом.
Но продолжал существовать Устав Филадельфов, а также к тому времени большое распространение получили различные списки ритуалов, которые позднее, в начале XIX в., были собраны под единым названием «Крата Репоа». «Крата Репоа» — название греческое, однако обозначали им то, что масонские ученые в то время считали более аутентичными, настоящими египетскими уставами. Там действительно речь идет о посвящении в Мистерии Пирамид, о которых писали Платон и другие древние авторы, такое посвящение якобы прошел Пифагор. Там действительно описаны церемонии, которые якобы проводятся египетскими жрецами, в пирамидах, в самом сфинксе — соответственно, Мистерии Сфинкса, Мистерии Пирамид. Этот устав разделен на семь степеней, каждая из которых снабжена особым ритуалом. Не имеет особого смысла распространяться о деталях посвящения в каждую степень, потому что есть замечательная книга «Ступени посвящения» Мэнли Холла, и там чудеснейшим образом приведен полный текст посвятительных ритуалов «Крата Репоа» в полном объеме. Также эти ритуалы вышли отдельно в более современном и точном переводе на русский Шаргородского. Если попытаться дать общую характеристику уставу «Крата Репоа», который претендовал в то время на аутентичность египетской посвятительной традиции, то меня всегда подкупает, когда древнеегипетские жрецы древней, домакедонской эпохи, в переводе с греческого на европейские языки, ведут диалог в таком духе: «Любезный брат Третий Жрец, прошу тебя следовать к двери и увериться в том, что мы пребываем в безопасности». И далее в скобках курсивом: «Третий Жрец выходит, проверяет преддверие храма, возвращается. — Досточтимый мастер Первый Жрец, — говорит он, — мы пребываем в безопасности», — и так далее. «Жрец стучит молотком три раза». Вот когда я вижу такую запись «древнего ритуала греческо-египетского посвящения», я, естественно, впадаю в непристойное и заливистое веселье.
Мне это все нравится, потому что мне вообще нравятся масонские тексты, но я не люблю когда их выдают за аутентичные египетские. Однако, нельзя сразу отвергнуть наследие этой традиции как фейк, потому что тот же самый Пифагор, или Плутарх, вполне возможно, передавали ученикам отчеты о реально имевших место событиях. Мы этого точно не узнаем уже никогда. Но читать данные тексты надо, поскольку в них содержится некое нравственное, этическое учение, некая мудрость. Вполне возможно, они не научат нас летать, но какой-то мистический опыт они способны передать, как почти любой текст. Я не устаю говорить, что мистические переживания можно испытать, даже читая «Курочку Рябу».
Возвращаясь к фактической истории, следует сказать, что в то время как наивная романтическая Европа участвовала в ритуалах по «Крата Репоа» и масонских действах Калиостро… потому что вот в чем ему нельзя отказать, так это в зрелищности. Это спускающиеся с потолка девы-пророчицы, стоящий посреди храма в третьей степени огромный шатер, где сидит пифия, предсказывающая посвящаемому его путь в эзотерике, и по результатам ее предсказания, человек либо становится мастером, либо не становится им…
Так вот, во все это время были также люди, которые способствовали отделению египетского масонства от масонского мейнстрима, чтобы оно дало те всходы, плодами которых мы пользуемся сейчас. В частности, в 1742 г. некий господин Лешанжер, принадлежавший к обществу Филадельфов, впервые переработал часть градусов, которые попадали в поле его зрения, в частности градусов формировавшегося в то же время Шотландского устава, и предложил их Великому Востоку Франции, в то время руководящей масонской организации на данной территории, под названием Устава Мицраима. Мицраим — это имя библейского основателя Египта, царя земли египетской. Лешанжер сформировал последовательность степеней и предложил ее Великому Востоку. Великий Восток ее не принял, просто потому, что было ему не до того. Однако, к этому времени уже существовало несколько лож Мицраима, которые учредил сам Лешанжер, и он, а впоследствии и трое братьев Бедарридов, которые поочередно были иерофантами этого ордена, распространяли устав дальше во Франции и Италии. По разным легендам, то ли в недрах устава Мицраима, то ли отдельно, чуть позже зародился устав Мемфиса, который, однако, не давал никаких серьезных всходов вплоть до времени после Великой Французской Революции.
Но мы отлично понимаем, что во время Революции масонство во Франции не могло процветать, будучи, в основном, все-таки аристократическим явлением. В масонстве во время Революции настала пауза, Великий Восток то закрывался, то вновь открывался. При Наполеоне все несколько стабилизировалось, Наполеон был человек простой, с простыми правилами, согласно которым под его прямым или опосредованным управлением должно находиться всё, и в этой связи его интересовала абсолютно любая социальная структура, за неимением, строго говоря, политических структур. Он благополучно посадил во главе Великого Востока своего брата Жозефа и фактически управлял масонством в стране, но поэтому его и поддерживал. И ко времени становления Империи уже успел отдельно сформироваться Устав Мемфиса, который пропагандировал в то время Самуэль Они, утверждавший, что привез его непосредственно из Египта, и эту же мысль продолжал далее пропагандировать его наследник Габриэль Маркони де Негр. Эти двое людей пропагандировали Устав на протяжении более чем двадцати лет, насаждали ложи этого устава по традиционной схеме, из Франции в Италию, из Италии в Испанию и оттуда, накатанными маршрутами, в Америку.
Устав Мемфиса и Устав Мицраима какое-то время существовали параллельно, практически целый век, и судьба у обоих была очень сложная, потому что Устав Мицраима постоянно нес на себе как клеймо, что его запретил, не принял Великий Восток Франции, главная масонская организация. Он был маргинален, степени его, судя по ритуальникам, которые мне доводилось читать, не доработанные, не проработанные, то есть они для человека того времени незрелищные, неинтересные. Испытания посвящаемых — нестрашные. Ну и так далее — в общем скучно это все. Там очень мало отсылок к Египту, но зато прослеживаются прямые цитаты из «Крата Репоа».
Устав Мемфиса проработан более интересно. Он предназначен для практической работы в условиях хорошо обустроенной ложи, с достаточным количеством людей, с достаточным количеством финансов в ложе для того, чтобы обеспечить себя атрибутами и прочим. В нем, на мой субъективный взгляд, «Крата Репоа» гораздо меньше, различных арабских наслоений еще прошлого века тоже меньше, он очень во многом повторяет известные степени Шотландского устава, то есть фактически можно даже говорить о том, что Устав Мемфиса, если не украден, то творчески сплагиатирован с Шотландского устава, и степени его переработаны ровно настолько, насколько это можно было сделать, чтобы не сильно менять содержание. В частности, туда введены аутентичные отрывки из «Книги Мертвых» (первое издание — 1842 г.). Мы неоднократно говорили о том, что третья степень Символической ложи, степень Мастера, — это степень смерти, где человек должен претерпеть смерть, чтобы приобрести мистический опыт, необходимый для полного цикла посвящения. И поэтому туда совершенно закономерно, логично, так, что даже не чувствуется вставная челюсть, введены отрывки из «Книги Мертвых» и легенда об умирающем и воскресающем Осирисе и Исиде, оплакивающей его вдове. С 1838 по 1851 гг. Устав Мемфиса несколько раз запрещался во Франции. Почему он запрещался? Потому, что такая у него судьба.
Понимаете, есть в психологии такое понятие — пассивная агрессия. То есть человек не нападает ни на кого, никому ничего не делает плохого, может вообще все время молчать, но, тем не менее, при этом абсолютно все начинают его ругать, гнать, пинать и так далее. Это пассивная агрессия. Это некие сложные процессы у человека в голове, которые побуждают его собственную агрессию против окружающих полностью загонять в себя и делать все так, как другим неудобно. Именно так вели себя послушания Мемфиса и Мицраима на протяжении французской истории. За счет чего это происходило, трудно сказать, потому что с 1815 г., с падения Наполеона, до 1851 г. Франция несколько раз претерпела переход из монархии в республику и обратно, революции, парижские коммунны и все прочие дела. Углубляться в это я не буду, но во все периоды истории Франции в ложах Мемфиса концентрировались те, кто был против существовавшего в тот момент режима. То есть если во Франции была республика, в этих ложах концентрировались монархисты. Они ездили и в Англию, и там создавали ложи своего послушания, в которых собирались французские эмигранты-монархисты, и англичане их еще подначивали. Если во Франции была монархия, там собирались республиканцы, выходившие с красными флагами. Это все ждет своего исследователя, требует изучения.
Итак, египетские уставы давно знали и всегда запрещали. В США, куда также проникли различные посвященные различных лож и открыли свои собственные ложи, организация Мемфиса повела себя другим способом, который был негативно воспринят уже американской аудиторией, потому что Устав Мемфиса начал тут же вывешивать на все штандарты свои 95 степеней. Даже по-моему 99 в то время. В США только-только прекратилась война между тремя Верховными советами Шотландского устава о 33 степенях каждый. В 1801 году был образован Верховный совет впоследствии Южной юрисдикции, потом был образован Верховный совет впоследствии Северной юрисдикции, в 1805 г., а потом образовался Верховный совет Серно. Они пытались воевать друг с другом, но потом Северная и Южная юрисдикции договорились между собой и задавили Серно. Но к тому времени в союзе с Уставом Серно уже два года пребывал Устав Мемфиса. Потому что, помимо всего прочего, Устав Мемфиса еще умел виртуозно выбирать союзников. После этого отношение в США к Уставу Мемфиса сложилось вполне однозначное, и таким оно остается фактически до сих пор, потому что «наше все» Альберт Пайк неоднократно писал, что никакой член уставов Мемфиса, Мицраима, Древнего и изначального устава, Устава Осириса и Исиды и так далее не может быть принят в ложах Шотландского устава ни под каким видом., так как это — табу. А мнение Пайка, во-первых, было очень авторитетным в его время, а во-вторых, сформировало матрицу на все последующие времена. Постепенно переносясь ближе к нашему времени, мы можем сказать, что в этом состоянии перманентного запрета и перманентного хождения по грани Устав Мемфиса и Устав Мицраима с разных сторон подошли к концу XIX в.
В конце XIX в. произошло вполне логичное событие, а именно их слияние, поскольку их оставалось всего два египетских устава, другие успели к тому времени отмереть. Все те названия, которые я перечислял, — это названия Устава Мемфиса в США. Разные посвященные считали возможным менять название устава в зависимости от собственных пристрастий. Но это тем не менее была одна и та же организация.
В Европе в конце XIX в. тем самым местом, где можно было разгуляться вечным революционерам, вечно гонимым очень политизированным масонам египетских уставов — это Италия, где царил полный разброд, шатание, освободительные войны, войны с папским престолом, народная война с австрийским владычеством и разные конфликты между областями. Нам хорошо известна великая историческая личность — Джузеппе Гарибальди. Последние годы своей бурной жизни он жил на маленьком островке, ходить не мог и именно в то время был избран Верховным Великим Командором одновременно в Уставе Мемфиса, Уставе Мицраима и Шотландском уставе для Италии под властью одного из Верховных советов. Его деятельность в Шотландском уставе сейчас нас мало интересует, но мы знаем, что в 1881 г. под эгидой Гарибальди египетские уставы объединились в один — Устав Мемфиса-Мицраима. У меня с исследователями масонства шли весьма пламенные споры о том, знал ли Гарибальди, что он был Верховным Командором всех этих уставов, однако существуют неоспоримые данные о том, что он был довольно активен на общественном поприще. Например, за несколько месяцев до смерти он успел основать Всемирную лигу защиты прав женщин. Такой человек, в принципе, мог за пару лет до смерти основать объединенный Устав Мемфиса-Мицраима. Вот с этим послушанием мы и имеем дело в настоящее время.

Дополнение Ц.П.:
Что касается истории устава Мемфиса-Мицраима, то так исторически сложилось, что в России, не только собственно на территории самого Российского государства, но и в среде тех эмигрантов, которые покинули страну после 1917 г., особо явного интереса к уставу Мемфиса-Мицраима замечено не было. Поэтому мы не имеем достаточной для нашего понимания литературы, которая была бы переведена на русский язык. Фактически занимаясь историей этого устава и обращаясь к ритуальным и эзотерическим составляющим, мы сталкиваемся с ситуацией, когда в изучении его на русском языке всякий становится первопроходцем. Тем не менее, если говорить об истории устава конца XVIII — начала XIX вв., то мы уже знаем, что такие деятели, как Яркер, Папюс и другие так или иначе имели отношение к созданию этого устава и пользуются наибольшим авторитетом, что еще более подогревает к этому уставу интерес. Если говорить уже об истории Мемфиса-Мицраима второй половины ХХ в., то она связана с именем известного в эзотерических кругах Робера Амбелена, который фактически стоял во главе того органа, который аккумулировал все послушания Мемфиса-Мицраима, разбросанные по миру. Этот орган называется Международное Державное Святилище, и Амбелен возглавлял его в 1960-1980-е гг. Следующее имя, которое наиболее известно — это имя Клода Трипе, который стал Международным великим Мастером уже в начале нашего столетия, но несколько лет назад он скончался.
Что из себя представляет организационно Устав Мемфиса-Мицраима? Помимо того, что существует женский орден Мемфиса-Мицраима, а также последствия всевозможных расколов — ряд незначительных организаций, которые работают по Уставу Мемфиса-Мицраима и которых насчитывается более 20; помимо того, что по этому же уставу работают ряд лож по символическим градусам в Великом Востоке Франции и в Великой Женской Ложе Франции; помимо того, что по Уставу Мемфиса-Мицраима существуют надстройки над некоторыми регулярными ложами, все равно базовая, основная организация — это Международное Державное Святилище, которое включает в себя ряд национальных державных святилищ. Это просто калька со всего остального масонства. Существуют ложи, которые работают по первым трем степеням, которые подчинены некой Великой Ложе конкретной страны. Но в отличие от регулярного масонства и масонства, которое мы называем либеральным, самостоятельность символических лож здесь имеет ограниченный характер. И самостоятельность Великой Ложи в том числе. Если в либеральных послушаниях, высшие степени с 4-й по 33-ю формально не имеют никакого касательства к жизни лож первых трех степеней, то в Мемфисе — наоборот, сплошная иерархичность, соподчиненность. Существует, как я сказал, Великая Ложа, управляющая первыми тремя градусами, существует Верховный Совет, который управляет градусами с 4-й по 33-й, и над ними существует национальное Святилище той или иной страны, которое управляет не только градусами с 34-го по 95-й, но и фактически всей структурой Устава Мемфиса-Мицраима насквозь. Национальный великий мастер той или иной страны является реальным хозяином — распорядителем, который выдает патенты на работы каждой масонской ложи. На настоящее время существуют 5 наиболее известных Национальных державных Святилищ. Они существуют в США, Аргентине, Бразилии, во Франции и Швейцарии. Достаточно быстрыми темпами устав распространяется в Португалии, Чили, Венесуэле и Италии.
В чем отличие этого устава от остальных масонских послушаний? Во-первых, это большая эзотеричность, больший уклон ни в коей мере не в социальную проблематику, не в филантропическую проблематику, а нацеленность на развитие внутренних интенций человека, его мистического отношения к действительности и попытка пробудить эти отношения. Поэтому, нет никакой гонки за поиском новых адептов, нет деятельности по рекрутингу, которую проводят остальные послушания. Есть некая камерность, желание сохранить наиболее древние традиции масонства и их развивать. Это своего рода визитная карточка Мемфиса. Как я уже сказал, в силу происхождения Устава, наиболее любопытные контакты для нас — это Франция и Италия. Сейчас существует около тысячи человек, которые входят в подчинение Национального державного Святилища Франции. Это около 35, или даже чуть больше, лож. Ложи носят женский, мужской или смешанный характер. Это масонство андрогинное, принимает и мужчин и женщин. Бурными темпами, как нам известно, этот устав развивается в Латинской Америке. Легко заметить, что протестантская часть мира фактически выключена из ареала развития устава, но это требует тоже своего осмысления и отдельного разговора.
Идея развития Устава Мемфиса-Мицраима в России была разлита в воздухе. Еще несколько лет назад, с марта 2006 г., регулярной Великой Ложей России предпринимались попытки контактов с представителями этого устава, однако тот интерес и разговоры не привели к практическим результатам, и только в июле 2009 г. была учреждена ложа в Москве под руководством Национального Святилища Франции, которая работает по переведенным аутентичным ритуалам. Так произошел этот позитивный сдвиг в эзотерическом пространстве России. Еще я бы хотел отметить следующее: как я понимаю, для тех людей, которые составляют основу устава на уровне Национальных Святилищ различных стран, очень важным является понимание, и организационное членство, и изучение, интеллектуальное и практическое, мартинистких традиций. То есть Устав Мемфиса-Мицраима в высших степенях и мартинистские организации идут рука об руку.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима