


До того как пройти обряд посвящения в ученики масонской ложи, я прочёл работу о внутреннем убранстве самой масонской ложи. Читая эту работу, я пытался представить, как она выглядит на самом деле. Где расположен совершенный камень, как выглядит камень, предназначенный для ученика. Я думал об алтаре, о линейке, циркуле и наугольнике. О том, где стоят колоны, где сидят безмолвные ученики. Я пытался представить себе масонские работы. Но я и подумать не мог, что когда попаду в храм, все мое внимание заберут самые большие, потому и не заметные вещи.
Когда молоток ударил трижды, яркий свет мудрости сорвал с моих глаз покрывало ночи и первым, что я увидел, было лицо Досточтимого Мастера. Затем я увидел лица братьев и сестер, всех тех, кто поддерживал меня в этом нелегком первом испытании. Я смотрел по сторонам и пытался найти все те предметы, о которых читал ранее.
Алтарь и камни я увидел сразу же, затем в ходе обряда я увидел и колоны и всех офицеров. Затем, когда пришло время вставать на колени, я увидел пол, а когда стоя на коленях, и поднял голову, то увидел потолок. Именно об этих символах масонства я и решил написать данную зодческую работу.
Мозаичный пол представляет собой подобие шахматной доски с чередующимися на ней черными и белыми квадратами. Первое, что приходит в голову это символическое отображение череды хороших и плохих моментов в нашей земной жизни. Поразмыслив более масштабно, то можно увидеть череду добра и зла во всем мире. Можно увидеть, как каждый день восходит и заходит солнце, как за летом идет зима, как за жизнью приходит смерть, а смерть в свою очередь дает новую жизнь.
День и ночь в свою очередь заставляет задуматься над Египетской книгой Ам-Дуат и Её 12 часами. 12 часов дня равняются 12 часам ночи и это ещё раз показывает нам баланс темных и светлых клеток на полу масонской ложи. Каждый восход солнца неизбежно ведет к его закату, а закат в свою очередь неизбежно следует к восходу. И иного не может быть.
Так же можно вспомнить о древнекитайском символе Инь и Ян, который в «Книге Перемен» служит для выражения не только темного и светлого, но мягкого и грубого.
Мозаичный пол несет ещё один очень важный момент, он показывает нам череду жизни и смерти. Главный вопрос, на который должен ответить кандидат, это верит ли он в бессмертие души. Мозаика на полу отлично показывает череду рождения и умирания человека как в рамках одной земной жизни, так и на всем путешествии души. На каждом градусе, масон умирает и рождается заново, с новыми знаниями и новыми ощущениями и в такой непрерывной череде следует к своему физическому окончанию пути в форме человека.
Мне кажется, самое главное, что должен понять ученик, глядя на мозаичный пол, это то, что все есть единое целое. Череда событий неизбежна, за закатом обязательно следует восход. Это то, что ученик должен принять как должное и стать выше земных предрассудков. Мозаичный пол, это земное начало, тот, кто не понимает сути вещей, вынужден кружиться в череде событий как в бесконечном замкнутом кругу, каждое утро поднимать камень на гору, а вечером спускаться за ним в низ. Как писал Шекспир — «Ткань нашей жизни сделана из смешанной пряжи — плохой и хорошей вместе».
Но раз мозаичный пол символизирует нам земное начало, то должно быть и начало духовное. Высшее начало по достоинству закрепляет за собой небесный свод – потолок масонской ложи.
Мое представление о потолке было немного другим, я представлял его небесного цвета с семью звездами. Под звездами я представлял именно звезды или лампы, но если честно, я был удивлен тому, что увидел. Потолок был выполнен в виде огромного темного зеркала, в котором отражается все, что находится в храме. Я видел и алтарь, и мозаичный пол и камни, но долго не мог найти семь звезд, о которых говорилось ранее.
Я не видел звезды, но звезды видели меня. Спустя какое-то время, я понял, что семь звезд это семь мастеров основателей ложи. Досточтимый Мастер, Первый и Второй Стражи, Первый и Второй секретари, Часовой и Привратник. Если поднять голову вверх, то можно увидеть их всех, увидеть их мудрость и свет, но также рядом с ними можно увидеть и себя. Ученик, как молодая звезда, набирается света у Старших Братьев, дабы потом самому светить так же ярко и освещать путь новым ученикам. Это заставляет ещё раз задуматься о мозаичном полу, который также виден и на зеркальном потолке.
Всем известное изречение Гермеса Трисмегиста, (То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи)* становятся ещё более понятными. Ученик, находящийся внизу, соответствует своему отражению на верху, которое в свою очередь является наивысшим уровнем развития, так как не имеет физического тела. Следовательно, Ученик стремится подняться вверх по Лестнице Иакова, основание которой находится на Книге Священного Закона, которая в свою очередь находится в центре мозаичного пола.
Хочу привести цитату из японской книги по фехтованию:
«Если говорить на языке фехтовальщиков, сперва новичок совершенно не знает, как правильно держать меч и как управляться с ним, и еще того меньше — как обращаться с самим собой. Когда противник пытается ударить его, он инстинктивно парирует этот удар. Это все, на что он способен. Но когда начинается обучение, его учат тому, как владеть мечом, где удерживать ум, и сообщают многие другие технические детали, которые заставляют его ум «остановиться» на различных вещах. По этой причине, когда бы он ни пытался ударить противника, он чувствует какие-то трудности. [Он совершенно утрачивает присущие ему от природы открытость и естественность.] Но по мере того как проходят дни и годы, по мере того как его опыт приобретает все большую зрелость, положение тела, способ владения мечом приближаются к «отсутствию ума», напоминающему то состояние сознания, в котором он пребывал в самом начале своего обучения, когда он ничего не знал, когда он был совершенно невежественен относительно своего искусства. Таким образом, начало и конец тесно соединяются друг с другом. Сперва мы начинаем считать: одна ступень, другая, третья, а когда, наконец, доходим до десятой, оказывается, что мы возвратились к первой».
Когда человек рождается, он сравним с мастером, так как его Разум ещё не заполнен информационным мусором, и он ещё помнит всю истину мира. Но как только он начинает учиться, его восприятие мира меняется, и мозг начинает думать о земных началах. Весь путь ученика состоит в том, чтобы вновь освободить свой Разум, найти баланс внутри себя и от земного возвыситься к духовному.
Данная цитата имеет глубокий смысл, объединяющий и чередующиеся клетки на мозаичном полу, и зеркальное отображение каждого члена ложи на потолке. Там на верху, мы все мастера, так как мы уже рождены такими, но со временем наш Разум засоряется мирскими заботами, и дабы избавиться от них, мы должны идти по Лестнице Иакова, ступень за ступенью обратно, наверх, к себе истинному.