Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Ю.О. Серова

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА

В Европе XVIII век проходил под знаком борьбы третьего сословия против феодализма. Идеологическим же выражением этой борьбы послужило Просвещение — движение, охватившее сферу политической мысли, социологии, философии, искусства и литературы.
Испытывая враждебные настроения ко всем проявлениям крепостного права в экономической, социальной и юридической сфере, просветители подвергали критике всю феодальную систему. В своем выступлении против феодализма они продолжали деятельность гуманистов эпохи Возрождения. Но по сравнению с гуманистами просветители знаменовали более зрелый этап борьбы третьего сословия против феодализма — период, когда буржуазия готовилась к захвату политической власти и полному свержению феодального строя, чему и способствовала деятельность просветителей. Их называют идеологами буржуазии, но они, так же как и гуманисты эпохи Возрождения, не были корыстными защитниками ее интересов. Они не замечали противоречий рождающегося буржуазного общества и считали, что свержение феодализма принесет материальное процветание и счастье всему народу.
Просветительское движение охватило все европейские страны. В каждой из этих стран просветительская культура имела свои характерные особенности. Самым прогрессивным было французское Просвещение. Произведения Вольтера, Дидро, Руссо призывали к изменению всей социально-политической системы феодальной Франции.
Немецкое Просвещение развивалось в других исторических условиях. С конца XVI века Германия начала отставать в своем экономическом развитии от других европейских стран, в связи с перемещением торговых путей сообщения к Атлантическому океану. Тридцатилетняя война (16181648), а затем изнурительные междоусобные войны в XVIII веке окончательно разорили ее экономику. Вот как характеризует положение Германии в XVIII веке Ф. Энгельс: «Ремесло, торговля, промышленность и земледелие страны были доведены до самых ничтожных размеров. Крестьяне, ремесленники и предприниматели страдали вдвойне — от паразитического правительства и от плохого состояния дел. Дворянство и князья находили, что, хотя они и выжимали все соки из своих подчиненных, их доходы не могли поспевать за их растущими расходами. Все было скверно, и во всей стране господствовало общее недовольство»1.
Следствием экономической отсталости явилась политическая раздробленность Германии. В ее состав входили более трехсот самостоятельных мелких государств — княжеств, герцогств, курфюршеств, «вольных городов», разделенных границами, таможенными пошлинами, разной валютой и разными мерами веса. Понятно, что в таких условиях не могла развиваться экономика Германии. В немецких княжествах укрепились жестокие феодально-абсолютистские порядки: акты жестокости и произвола совершали князья по отношению к своим подданным. В таких условиях развивалось немецкое Просвещение.
Несущее на себе печать отсталости и компромиссности, свойственные немецкому бюргерству в первой половине XVIII века, Просвещение в Германии достигло своей вершины во второй половине XVIII века в творчестве Лессинга, Гердера, Шиллера и Гете. Немецкие просветители пробуждали ненависть к феодальным порядкам и воспитывали в немецком народе чувства национального единства и собственного достоинства.
Итак, просветительское движение обладает значительным социальным содержанием и глубоким историческим смыслом. Как утверждает Р. Коселлек, «…эпоха Просвещения определяется следующими двумя моментами: расцветом литературного творчества и распространением масонских лож»2. Это период, «когда просвещение и тайна выступали как исторические близнецы, благодаря которым одновременно развивались как мудрость, так и глупость» — такова идея Д. Биндера, представленная в его книге «Тайное общество. История и символика масонства»3. Тайна же выступает как атрибут возникших масонских лож XVIII столетия и может быть заменена терминами «эксклюзивный» и «эзотерический», прикрывая истинную цель — «переворот мировой духовной системы»4. В итоге, франкмасонство служило ширмой для последующих зарождающихся тайных обществ.
Во главу списка всех организаций и обществ, использовавших масонство, следует поставить орден иллюминатов. В этих же традициях развивались и укреплялись такие союзы, как прусский «Тугендбунд», национальное ма¬сонство Польши, французские «Поборники истины», итальянские карбонарии и русские декабристы. Родство и сходство этих обществ, в плане организации, породили гипотезу о том, что за всеми свершившимися революциями стояли масоны.
Наряду с обществами, использовавшими масонство как маскировочный инструмент, появились такие, формы организации которых предполагали поиск за масонской тайной «философского камня» или использование масонского мира, окутанного в алхимические грезы, или частичное подражание таким организационным формам. Примером может служить такая, как мошеннические приключения в стиле Иосифа Бальзамо, который, как граф Александр Калиостро, в 1775 году учредил египетский ритуал, основал так называемые ложи «Усыновления и удочерения», куда ввел также и женщин.
Гольденкрейцерство и розенкрейцерство ХУ1П столетия являлось разновидностью этих форм. При этом розенкрейцерство, рассмат¬ривавшее масонство как первый шаг, как первую ступень деятельности, было уличено в алхимических устремлениях ведущих его членов и проведении религиозно-мотивированной борьбы против ордена иллюминатов. Ульрих им Хоф дает точную характеристику этому течению: «После философской вырубки «мелкопросвещенной» эпохи в 60х и 70х годах вырисовывается «предромантическое» движение, характеризующееся поворотом к научным и паранаучным занятиям оккультизмом, алхимией и магией»5.
В 40-х годах XXVIII века, в связи с дальнейшим утверждением обрядов и церемоний, такие общества становились все более примечательными. Для наглядной их характеристики целесообразно сравнить сходные и различные черты таких обществ, например ордена гольден- и розенкрейцеров и ордена иллюминатов. Хорстом Меллером выделяются следующие аспекты в характеристике гольден- и розенкрейцеров:

1. «Орден способствовал гибели франкмасонства, тесно связанного с Просвещением.
2. Гольден- и розенкрейцеры являлись симптомом и посредником увеличивающегося распространения мистицизма, веры в чудеса, напускной таинственности.
3. В течение короткого промежутка времени, в 80—90х годах XVIII столетия, орден, или некоторые ведущие его представители, достиг чрезвычайного политического влияния. Это относится, прежде всего, к Пруссии и в малой степени к Баварии. Это дающее власть положение розенкрейцеры использовали в плане политическо-религиозной реакции против Просвещения.
4. Происходящий кризис Просвещения в Германии решительно подействовал на временное и историческое сознание ведущих просветителей. И движение розенкрейцеров специфичным образом повлияло на формирование политического сознания в Германии»6.

Розенкрейцеры попытались взять на себя роль представителей традиционного масонства, поставив следующие цели:

• «достигнуть мудрости, мастерства и добродетели; • найти успокоение в Боге; • служить ближнему»7.

Содержанием розенкрейцеровской политики была борьба против Просвещения, для чего они задействовали различные учреждения, чтобы нейтрализовать своих идейных противников, таких, например, как орден иллюминатов в Баварии. Это говорит о том, что политизированный антипросветительский орден розенкрейцеров был противопоставлением просветительскому ордену иллюминатов.
В 1776 году профессор канонического и естественного права Адам Вейсгаупт основал орден иллюминатов, который сначала рассматривался как ничего не значащий студенческий союз. К 1779 году этому ордену удалось, начавшему свою деятельность в Баварии, завербовать многих из придворной знати, офицеров, учителей и часть духовенства. С вступлением в 1780 году в орден барона Адольфа фон Книгге область распространения ордена достигла значительных размеров, выйдя за пределы Южной Германии, достигнув границ Австрии в одном направлении и захватив Райнланд, продвинувшись до центра Северной Германии8. В ордене иллюминатов была установлена строжайшая дисциплина, для того чтобы исключить влияние со стороны. Среди членов ордена царила атмосфера страха, под пеленой которого проповедовались идеалы Просвещения. Н. Шиндлер отмечает большое значение внутренней дисциплины ордена в свой «дифференцированной оценке исторического значения ордена иллюминатов»9. Исходя из взглядов А. Вейсгаупта, цель ордена можно сформулировать как «управление обществом, основанное на принципах образованности и добродетели, направленное против существующего аморального облика человечества»10 посредством самовоспитания, самосовершенствования членов ордена, основанных на идеях Просвещения. В план по обучению иллюминатов были включены различные дисциплины: физика, математика, медицина, политика, искусство, а также тайные науки.
Д. Биндер в своей книге «Тайное общество. История и символика масонства» сообщает о членах ордена следующее: «К иллюминатам относились такие выдающиеся личности, как герцог Фердинанд Брауншвейгский, герцог Эрнст фон Готта, Карл Август Саксен Веймарский, Иоганн Вольфганг Гете, Иоганн Готфрид Гердер, Иосиф фон Зонненфельс, <…> что, в свою очередь, подчеркивало то, что орден иллюминатов — это научная организация»11. Вейсгаупт в теснейшем сотрудничестве с Книгге осуществлял свою идею установления режима нравов не только посредством усиления влияния возникающих лож, а также посредством личного участия в вербовке членов для ордена и политики покровительства аристократии, духовенству, чиновникам. Основанием тому служило убежденность Вейсгаупта в том, что улучшить общество можно лишь тогда, когда каждый сам, безусловно при помощи различных учреждений и мероприятий, участвует в этой эволюции, а не просто пассивно наблюдает со стороны. Таков принцип Вейсгаупта касательно усовершенствования общества. В сравнении с масонскими ложами, сущность и политическая функция которых заключалась в том, чтобы лишь объединить вокруг себя все бюргерские силы, иллюминаты Вейсгаупта стремились к новым межличностным отношениям и организациям, для того чтобы затем использовать это в достижении своих целей и стремлений: «…как внутренняя организация, так и вербовочная политика ордена были направлены на эту цель…»12.
Менее чем через десять лет после основания орден подвергся преследованию, за которым стояли и розенкрейцеры, клеветавшие на иллюминатов и обвинявшие их во всех происшествиях и бедах, которые происходили в ходе реализации планов «мирового господства» иллюминатов. Они были самыми активными в преследовании иллюминатов и подстрекали к этому других. В частности, один из противников иллюминатов — Августин Баррюэль обвинил их в закулисной подготовке Французской революции на основании установленной им закономерности: «энциклопедисты — масоны — иллюминаты — якобинцы»13.
Однако надо отметить, что стремления розенкрейцеров и иллюминатов отчасти совпадают и, при всех различиях в содержании целей и всей враждебности друг к другу, прослеживается значительное их сходство:

• вербовка членов преимущественно из рядов масонства;
• строжайшая дисциплина во внутренних и внешних отношениях;
• специфичная система воспитания, как у розенкрейцеров, так и у иллюминатов.

Оба течения принимали участие в формировании политического сознания в ранний период эпохи Французской революции.
Учитывая вышеизложенное, обе группировки можно рассматривать как предшественников политических партий, для которых масонство является отправной точкой. В этом вопросе Рогалла фон Биберштейн выделяет следующие основные тенденции:

1. Закрытый тип объединения, у которого не было прямой социальной постановки цели. Такой эзотерический характер деятельности большинства масонских лож благодаря своей просветительско-космополитической направленности и социальной структуре впервые привели привилегированную буржуазию к тесному контакту с аристократией.
2. Просветительско-полигический характер и строгая организация союза14.

Таким образом, радикально-просветительский орден иллюминатов должен рассматриваться как союз, нацеленный на борьбу против «врагов разума и человечества», как «мощная партия против влияния иезуитов» и «сплоченное общество против розенкрейцеров»15. Последние же расцениваются как такой же союз, нацеленный на борьбу против Просвещения и иллюминатов.
История человечества для А. Вейсгаупта — это история совершенствования всего социума, отвечающая общему убеждению позднего просвещенного XVIII столетия: «постепенно развивающаяся по плану природы»16. Ее внутренняя движущая сила — это потребности человека: «Каждая новая потребность подобна семени, из которого появляется новое изменение, новое состояние, улучшение, и побуждает человека к деятельности»17. Потребностями человека было нечто, что позволило деспотизму возрасти, и изменившиеся потребности помогли вновь его преодолеть. Потребностями руководствуется «культура, совершенствование нравов, развитие уснувших духовных сил, с развитием которых меняется одновременно и образ жизни, моральное и политическое состояние, понятие счастья, отношение людей друг к другу, их отношение между собой, положение всех вещей мира и самого мира»18. Эволюция человеческого рода составляет, по Вейсгаупту, 3 фазы: естественное первобытное состояние, преодолевая деспотизм, преобразуется в империю разума и добродетели.
Вначале царствовали равенство и свобода среди всех людей. Семьи составляли отдельное общество. И лишь некоторые потребности нуждались в удовлетворении, а эгоизм и господство вообще отсутствовали.
С развитием человечества увеличились и потребности, которые повлекли собою появление собственности, а с возникновением цивилизации начался закат свободы и равенства. Так, в общем, характеризуется первобытное состояние общности людей. Слабые покорялись сильным, прежде всего, из-за потребности в защите. Между тем человек был еще свободен и независим.
На смену человеческой любви пришел эгоизм и национализм, как в масштабах отдельного государства, так и нации, свобода и равенство всех людей сменилось покорением, порабощением человека человеком. Высшая точка второй фазы была достигнута: короли управляли нациями, рассматривая ее как свою собственность, вели войны друг с другом, породив рабство. Система равенства между князьями представляла собой «молчаливую конвенцию сохранения собственного положения на фоне большого внутреннего разлада»19.
Науки и промышленность процветали, политическое давление уменьшалось, свобода возрождалась из пепла, начинал господствовать разум, породивший «революцию человеческого духа»20, с которой и началась третья фаза мировой истории. Для поддержания достижений «просвещенных» князей и для уменьшения всевозможного возврата к старому лучшие и избранные представители общества начали объединяться, порождая движение просветителей. Их цель: последовательно и согласно природе восстановить человеческие права, которые разрушил деспотизм, и затем, благодаря утверждению просвещения и морали, шаг за шагом сделать власть ненужной, с тем, чтобы разум был бы «единственным кодексом людей, и для рода человеческого со временем семья и мир стали бы местопребыванием разумных людей»21. Союз просветителей ведет, таким образом, человечество из несвободы и неравенства к свободе и равноправию, к состоянию человеческого общества, которое наконец-то будет руководствоваться разумом.
Если Вейсгаупт говорит о Просвещении, он подразумевает под этим больше моральный и политический аспекты, чем духовный. Просвещение значит для него не признание абстрактных и теоретических идей и проблем, а нечто, что «делает сердце лучше, изменяет и совершенствует людей и общество»22. Просвещение должно быть произведением морали, так как «мораль — это искусство, которое обучает людей становиться совершенными, освободиться от опеки и отказаться от князей»23. Мораль предполагает освобождение от всякого господства: «Кто хочет сделать всех людей свободными, сократи свои неблагородные потребности, удовлетворение которых лежит в насилии; просвещай народ, прививай им строгие нравы; обучай их сдержанности, рассудительности»24. Это все является для Вейсгаупта типичным представлением «просвещенного оптимизма», принципы которого оппонируют взглядам прежде всего церковных противников Просвещения. Зло совершается человеком, потому что все способствует этому: религия, государство, быт и просто плохие примеры.
Политическая функция Просвещения очевидна. Мнение Вейсгаупта в этом вопросе таково: «Кто разрушает корни деспотизма, тот способствует тем самым демократии и выступает за демократию посредством изменения убеждения»25. Демократией здесь называется лишь власть без произвола, господство разума и равные права для всех, и она не имеет ничего общего с народной властью и народным суверенитетом.
Просвещение, разум и мораль являются для Вейсгаупта отнюдь не абстрактным продуктом человеческого духа. Мораль, которая ведет к наивысшему совершенству, — это «в тайне распространенный смысл учения Христа и его учеников»26. Требование Христом любви к ближнему и обществу отражает природное состояние человека и прокладывает путь к свободе. А возрастающие господство князей и мировые деспотизм и цивилизация разрушили человеческий природный «рай». Истинное содержание первоначального христианства осталось лишь в «оболочке масонства, и лишь оно одно представляло настоящее христианство посредством распространения учения Христа и посредством проповедования разума»27.
А. Вейсгаупт пристально наблюдал за развитием масонства, которое разрабатывало одну иерархическую степень для его членов за другой и вводило различные церемонии, и был убежден в том, что, «если бы не легион избранных, т. е. союз иллюминатов, который спас разум и мораль»28, учение масонства однозначно бы погибло. Кроме того, он был абсолютно уверен в том, что «союз иллюминатов, и, не достигнув поставленной цели, открыл бы новые перспективы»29.
Стремление людей к тайным объединениям отражало одновременно и стремление к блаженству, что не являлось для иллюминатов конечной целью их деятельности и которое было для Вейсгаупта естественным и само собой разумеющимся: «Это семя стремления к новому миру было брошено среди людей, пустило корни и распространилось так, что насильственное истребление урожая просто немыслимо»30. Если даже осуществление задуманного будет длиться годы, десятилетия или столетия, неизбежная цель природы должна все же завершить свою ежедневную работу. Люди и их тайные объединения «оказывают помощь, являясь лишь орудием природы»31 в распространении просвещения, доброжелательности и добрых нравов.
В развитии истории человечества, начиная от первобытного состояния, преодолевая насилие и порабощение, деспотизм князей и священников, продвигаясь к господству разума и морали, тайные общества, а именно союз иллюминатов, выполняют, по мнению Вейсгаупта, всемирно-историческую роль, — «благодаря изменению потребностей человечества и его эмансипации, победить деспотизм»32. Задача тайного общества иллюминатов — это восстановление разрушенных прав человеческого общества на свободу и равенство, посредством «освобождения от власти князей… классового деления, от государства и нации, от мирового деспотизма»33.
А. Вейсгаупт попытался определить историческую функцию своего тайного союза иллюминатов в рамках истории развития человечества и представил это в своем произведении «Пифагор, или Размышление об искусстве тайного правления миром» как единственно возможную основу коренной реформации мира в духе радикального Просвещения.
Если Просвещение является «единственным реальным и безошибочным средством, для того чтобы сделать человека совершенней, нравственней, деятельней и душевней»34, как об этом пишется в «Пифагоре…»35, то тайные общества — это единственно возможная и действенная форма организации, способствующая Просвещению. Государство и церковь исключаются обоснованно, так как оба не ставят своей целью совершенствование общества. Государство, которое раскалывает собственную нацию посредством установления различий между сословиями и неравенства их интересов, предстает как воплощение эгоизма. А. Вейсгаупт пишет об этом: «Здесь каждый должен и может думать и заботиться только лишь о себе, потому что он ни в чем другом не заинтересован, потому что и каждый другой не видит дальше себя, потому что среди эгоистов лишь космополит должен идти до конца»36. И церковь не принимается во внимание в качестве института совершенствования человека, потому что она обращена к загробному миру и уменьшает заслуги людей при жизни: «Религия и церковь обещают небо; человек же, наоборот, будучи его плотью, вместе с небом хочет иметь и землю, на которой он живет»37. Это противоречит истинной добродетели — удалиться от мира, так как «что может быть больше, чем искусство объединить самостоятельно думающих людей из всех частей мира, городов и религий, несмотря на свободу мыслей и, кроме того, с такими различными мнениями и пристрастиями… в прочный союз»38. Общество, которое все это осуществит, является «шедевром» человеческого разума. Благодаря такому обществу искусство правления достигло бы своего совершенства.
Общество это — «идеал, по которому можно судить о ценности или несовершенности нашего нынешнего политического со стояния»39. Это также и то, что, по Вейсгаупту, требовалось от людей с начала веков и на что были нацелены все революции. Это заключало великую задачу тайных обществ, решение которой, по его мысли, поможет в осуществлении людских чаяний.

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 71.
  2. Kosellek R. Kritik und Kriese: Ein Beitrag zur Pathogenese der Buergerlichen Welt. Freiburg; Muenchen, 1959. S. 56. Здесь и далее перевод наш. — Ю. С.
  3. Binder D.A. Die diskrete Gesellschaft: heschichte und Symbolik der Freimaurerei. Graz; Wien; Koeln, 1995. S. 46.
  4. Ibidem.
  5. Hof U. im. Das gesellige Jahrhundert: Gesellschaft und gesellschaften im Zeitalter der Aufklaerung. Muenchen, 1982. S. 168.
  6. Moeller H. Die Bruderschaft der Gold- und Rosenkreuzer: Struktur, Zielsetzung und Wirkung einer anti-aufklaerischen Geheimgesellschaft in Freimaurerei und Geheimbuende. Frankfurt/M., 1968. S. 199.
  7. Ibidem. S. 230.
  8. Duelmen R. van. Der Geheimbund der Illumineten. Stuttgard; Bad, 1975. S. 103.
  9. Schindler N. Der Geheimbund der Illuminaten: Aufklaerung, Geheimnis und Politik in Freimaureri und Geheimbuende. Frankfurt/M., 1981. S. 294.
  10. Ibidem. S. 298.
  11. Binder D.A. Op. cit. S. 50.
  12. Schindler N. Ibidem. S. 299.
  13. Illuminaten // Lennhof E., Posner O. Internationales Freimaurer-Lexikon. Nachdruck der Ausgabe von 1932. Wien, 1980. S. 734.
  14. Rogalla von Biberstein J. Geheime Gesellschaften als Vorlaeufer politischer Parteien // Geheime Gesellschaften. Heidelberg, 1979. S. 435.
  15. Binder D.A. Op. cit. S. 51.
  16. Weisshaupt A. Ueber Materialismus und Idealismus. Nuernberg, 1787. S. 38.
  17. Ibidem. S. 47.
  18. Ibidem. S. 115.
  19. Weisshaupt A. Das Leben Adams. Nachdr. d. Augs. 1790. Arbeitsgemeinschaft für Peligions- und Weltanschungsfragen. München, 1978. S. 68.
  20. Ibidem. S. 83.
  21. Там же. S. 88.
  22. Weisshaupt A. Apologie der Illuminaten. Frankfurt; Leipzig, 1786. S. 374.
  23. Ibidem. S. 262.
  24. Ibidem. S. 265.
  25. Ibidem. S. 129.
  26. Weisshaupt A. Ueber die Wahrheit und sittliche Vollkommenheit. Regensburg, 1793. S. 276.
  27. Ibidem. S. 44.
  28. Weisshaupt A. Einleitung zu meiner Apologie. Frankfurt; Leipzig, 1787. S. 52.
  29. Ibidem. S. 22.
  30. Ibidem. S. 38.
  31. Weisshaupt A. Das verbesserte System der Illuminaten mit allen seinen Einrichtungen und Graden. Frankfurt; Leipzig, 1787. S . 326.
  32. Weisshaupt A. Nachtrag zur Rechtfertigung meiner Absichten. Frankfurt; Leipzig, 1787. S . 86.
  33. Ibidem.
  34. Weisshaupt A. Pythagoras oder Betrachtung ueber die geheime Welt- und Regierungskunst. T. 1. Frankfurt, 1795. S. 79.
  35. Ibidem. S. 322.
  36. Ibidem. S. 343.
  37. Ibidem. S. 351.
  38. Ibidem. S. 36.
  39. Nachtrag von Originalschriften. Muenchen, 1787. Abth. I, 68.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима