Почитание святого Христофора о западной и в восточной традиции настолько популярно (эта популярность растет и в наши дни), что личность святого, крайне не похожего на всех других святых, прямые отсылки к истории Древнего Египта с его зоолатрической мифологией, заставляют исследователей снова и снова обращаться к проблеме происхождения и бытования образа святого Христофора.
Христофор (от греч. Χριστοφορος — носящий Христа) — святой мученик, почитаемый Католической и Православной церквями, живший в III веке (либо на рубеже III-IV веков).
В годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев (Ρεπρεβος, сравните с лат. Reprobus «отверженный, осуждённый, дурной») был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в римская когорта Cohors III Valeria Marmaritarum — подразделении мармаритов (мармаридов) (выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени). Этнические корни Христофора запутаны — родился он более полутора тысяч лет назад, в середине второго века, и хроники донесли его североафриканское происхождение. А, значит, был этот житель скорее тёмен, нежели светел, лицом. Будучи воином-варваром, он попал к римлянам в плен и стал легионером: при внешней перемене жизни, произошло и духовное перерождение — с именем Христофор дикарь был тайно крещён в христианскую веру.
Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был киноцефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени. Другой вариант возникновения его собачьей головы (эта легенда появилась на Кип-ре) — святой был очень красив (эта легенда возникла на Кирпе), но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность.
Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре после этого были присланы 200 воинов, чтобы привести его, известного силача, к императору Децию. Репрев под-чинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел (сравнение — жезл Аарона), по молитве его умножились хлебы, которых недоставало у путников, подобно умножению хлебов Иисусом Христом в пустыне. Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом — мучеником Вавилон.
После крещения Репрев получил имя «Христофор» и стал проповедовать христианскую веру, используя дарованную ангелом возможность говорить на прежде незнакомом ему языке ликийцев (сравнения с глоссолалиями апостолов). Когда Христофор был приведён к императору, (вариант — губернатору Антнохни), тот ужаснулся его наружности. Он решил заставить его отречься от Бога не насилием, а хитростью. Деций призвал двух женщин-блудниц — Каллиникию и Анилину, и приказал им склонить святого отречься от Христа и принести жертвы римским богам. Но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами.
По одной из легенд, однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой всю тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя — Христофор, «несущий Христа».
Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций — в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрел мученическую кончину.
Император Деций приговорил к казни также посланных за святым Христофором воинов, которые уверовали во Христа. Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом. Его тело обратно в Александрию отвёз Петр Атталийский.
Хотя сохранившиеся свидетельства о его жизни переплетаются с рассказами о чудесах и явлениях, которые плохо воспринимаются современной историографией, все же сохранилось достаточно информации, чтобы попытаться нарисовать картину его жизни, приемлемую для современного человека. Первое — упоминание о том, что Христофор был собакоголовым людоедом. Данная информация должна быть рассмотрена с точки зрения того факта, что эти свидетельства о Христофоре даны его современниками. А для людей той эпохи (речь идет о греко-римско-персидских территориях) практика описывать всех людей из «нецивилизованного» мира как людоедов, со звериными частями тела — была очень распространена, хотя сначала использовалась метафорически. Более поздние поколения могли воспринять эту метафору и гиперболу как факт. Рассказы о псоглавых людях часто встречались в повестях о путешествиях в античность и средневековье, начиная с Геродотовского описания Скифии. Марко Поло, например, уже в 13 веке встречал в индийских странствиях киноцефалов: «У всех людей этого острова головы, как у собак, я уверяю вас, что все детали их лиц такие же, как у больших мастиффов. Они — очень злой народ: как захватят человека, на них не похожего, так и пожрут». Вообще, тут и таится разгадка: для европейца житель «края света» — урод, обликом мало похожий на человека». Рассказывал про псоголовых дикарях и Колумб: испанцев тогда теснили местные индейцы-карибы, воинственные и ужасные, занимавшиеся ритуальным самобичеванием и пускающие в ход ядовитые травы. Понятно, что их лица были тоже далеки от римского профиля.
Скажем, учёный грек Павел Алеппский, посетивший Московию в XVII веке, от встречи с нашими земляками — лопарями вынес впечатление, что у них вместо лица — собачья морда. А ведь лопари — это всего лишь финны, аборигены Лапландии: можно представить, какие «рожи» были у жителей, скажем, Андаманских островов, встреченных итальянским путешественником!
Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества. XVIII в. Христофор изображается только в образе человека.
В православии он изображается в трех вариантах, два других, это:
• прекрасный юноша, с длинными волосами, с четырёхконечным крестом в правой руке; на нём багряный плащ, туника украшена золотыми полосами (примеры изображений — фрески в монастыре Высокие Дечаны, церкви Святого Георгия в Старой Ладоге, мозаика кафоликона монастыря Осиос Лукас и др.).
• аналогичный западному: Христофор изображается в момент пере-правы через реку, в виде великана, с младенцем на плечах.
В католицизме Святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благословляющего Младенца (см. буквально перевод его имени — «несущий Христа») — эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.
Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана (527 — 565).
Монеты с его ликом чеканились в Вюрцбурге, Вюртемберге и в Чехии.
Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ Святого Христофора, тому не сегодня не грозят внезапные обмороки и падения».
В Кёльнском соборе есть статуя Святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.
День памяти мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая, в католическом календаре 24 июля (Германия, Литва), 25 июля (Италия), в евангелическом — 24 июля.
Из всеобщего католического календаря день памяти святого Христофора был удалён Ватиканом в 1969 г. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.
Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей город Раб названа в честь святого.
В Католической церкви Христофор — один из 14 святых помощников и святой патрон путешественников. Несмотря на удаление из всеобщего католического календаря, Христофор остаётся популярным среди католиков, особенно любим моряками, паромщиками, перевозчиками и путешественниками. В наши дни крупные центры его почитания находятся в Италии и среди итало-американцев. Продолжается выпуск медальонов с его именем, их часто помещают в автомобилях, чтобы помочь в путешествиях. Часто на них надпись «Если верите в Святого Христофора, не умрете в аварии».
Поначалу его считали покровителем мореплавателей, но затем у них появились другие святые покровители. Зато с изобретением автомобилей святой Христофор стал покровителем всех самодвижущихся повозок, дорожной полиции и всех путешественников. Кроме того, он считается покровителем всех, чья деятельность связана с переноской тяжестей.
Кроме вышеперечисленного, в католицизме, он заботится о следующих вещах: всё, что связано с путешествиями, людьми несущими ношу, о луч-никах, автоводителях, холостяках, лодочниках, переплётчиках, эпилептиках, наводнениях, торговцах фруктами, садовниках, сукновалах, против водителях грузовиков, рыночных торговцах, носильщиках, сёрфингистах, а также удара молнии, против мора, ливнях и дождях, зубной боли.
Христофор — патрон следующих географических пунктов: Баден, Борджи (Италия), Брауншвейг, Мекленбург, о.Раб, Роермонд (Нидерланды), Тосес (Каталония), Агринион (Греция), Вильнюс, Гавана. Особенно чтится в Испании, где к его молитвам прибегают при заразных болезнях. Считается покровителем путешествующих (в том числе автомобилистов), паромщиков, мостостроителей, мореплавателей, переплётчиков, садовников.
Покровитель Вильнюса и изображён на гербе и флаге города. В 1957 году во дворе костёла Святого Николая в Вильнюсе была установлена статуя Христофора с младенцем на руках и текстом на постаменте (на литовском языке) «Святой Христофор, опекай наш город!», созданная по просьбе прелата Чесловаса Кривайтиса скульптором Антанасом Кмеляускасом (за что он был исключён из членов Союза художников Литвы). В 1995 году имя покровителя города было присвоено основанному в 1994 году камерному симфоническому оркестру Вильнюсского самоуправления. Имя святого Христофора носит средняя школа в Вильнюсе на улице Казлишкю (Kazlubkiij g. 4).
В июле — августе в Вильнюсе ежегодно проводится международный летний музыкальный фестиваль имени святого Христофора. Начиная с 1997 года за неделю до Рождества в Вильнюсе ежегодно вручается статуэтка святого Христофора — самая почётная награда города наиболее заслуженным частным лицам, учреждениям и предприятиям за благотворительную деятельность, выдающиеся достижения в искусстве, спорте, науке и просвещении, за вклад в развитие туризма и т. п.
Иконографический образ Святого Христофора Псеглавеца долгое время имел место в Православной церкви, и лишь на Московском соборе в 1667 году был запрещен. Старообрядческая церковь до сих пор почитает святого, изображаемого именно с собачьей головой. Икону с его изображением можно и сегодня увидеть в московской старообрядческой церкви Покрова и других старообрядческих храмах. В 1707 году в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине». К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не под-держал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет широким пользуются народным почитанием.
Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами всё же были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. После запрета в 1722 г. Синодом «странных и ужасных» изображений Христофора с песьей головой, множество икон и стенных росписей было исправлено. При реставрации фресок собора из-под человеческого лица проступили контуры записанной первоначальной собачьей головы.
Нужно заметить, что согласно православным правилам, собака — «не-чистое» животное и оскверняет церковь, и если, скажем, любопытный пёсик забежит в алтарь, то это место освящают заново: «не давайте святыню псам» — евангельские слова Христа. Только попытки убрать из храмов иконописную «собаку», предпринятые архиереями в эпоху Никона, имели и иные мотивы: дело в том, что старообрядцы на своих иконах охотно изображали св. Христофора с пёсьей головой. Считая такое изображение «древним», что отчасти верно, ревнители старины полагали его и единственно правильным. Тут срабатывал принцип: вы уничтожаете, а мы станем писать! В результате «старообрядческие» изображения прочно утвердили собачью голову на плечи святого Христофора.
Случай со св. Христофором в данном случае является далеко не единственным примером, но его уверенно можно назвать «главным» псеглавцем среди святых. Если иконописный образ святого с собачьей головой к эпохе Реформации практически повсеместно исчез на востоке и западе, то в коптской церкви еще в 18 веке существовали святые с собачьими головами — наследники былых египетских божеств. На следующей иконе из Музея Коптского искусства в Каире изображены святые Ахракс и Аугани, которые также имеют собачьи головы. В музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века. Среди примечательных образов XVIII века — икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и святого Христофора, предстоящих Спасу Еммануилу (Государственный Исторический музей). Очевидно, что на ней изображены небесные покровители членов семьи заказчика моленного образа.
Подобные попытки доказать преемственность привычного язычества и нового христианства были, по всей видимости, весьма распространены. Но, надо полагать, большинство из подобных икон было уничтожено в период иконоборчества. Возможно, подобные иконы с шокирующими современного христианина изображениями помогали христианским проповедникам найти общий язык с темным языческим населением далеких провинций римской империи. Но благодаря такому неверному методу благовестия в христианство вошли чисто языческие практики поклонения обширному пантеон}’ святых, молитвы-заклинания, амулеты, священные изображения, монастыри, верования о загробной жизни, обряды, выполнение которых считается условием спасения и т.д.
Брюс Фогл в своей энциклопедии «Собаки», пишет, что до принятия на одном из Вселенских Соборов Ветхого Завета в число христианских канонических книг, в Византии можно было встретить такие иконы с отголосками древнеегипетских представлений. Самое правдоподобное объяснение появления такого странного святого состоит в том, что копты (египтяне) хотели сохранить в своей новой христианской религии любимый ими образ бога Анубиса. Обратите внимание на то, как похожи эти персонажи. Также в современной жизни есть и некие другие традиции, которые первыми мы увидели в истории Древнего Египта. Например, в Украине и России известен обычай при посещении кладбищ приносить на могилы различную пищу (например, рюмку вина и кусочек хлеба). Нанимание плакальщиц при погребении. Или например, обычаи класть покойнику в гроб листок с молитвой также исходит из Древнего Египта.
Трудно сказать, отголоски ли это почитания Анубиса, давно канувшего в Лету, или здесь иной мотив, псевдоэтнографический, только копты не знали святого Христофора, и упоминаний о нём в Египте не найдено. Это странно, ведь родом Христофор был из Африки — то ли из племени берберов, то ли с берегов Нила.
Исходный образ. Анубис
АНУБИС (греческое) или ИНПУ (египетское) — в Древнего царства Анубис считался богом в царстве мертвых, считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу); хранитель ядов и лекарств; «Хозяин священной страны» (т.е. некрополя); и «тот, кто перед залом богов» (в котором проводилось мумифицирование). Как покровитель магии, обладал даром предвидения. Анубис считался судьей богов.
Он вводит мёртвого и правых на весах справедливости взвешивает сердце и на левых — перышко Маат, рядом находится страшный пёс Ануд, который поедает сердце умершего, если оно отягощено грехами.
Согласно «Текстам пирамид» его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), «владыка Расетау» (царства мертвых), «стоящий впереди чертога богов».
Анубис тоже был божеством-покровителем путешественников, но не-много другим — он был покровителем путешественников как внутри тела, так и за его пределами. В качестве посредника между этим миром и загробным, Анубис часто изображается в виде шакала или дикой собаки Саб; иногда в виде человека с головой шакала или просто собаки или чёрного охотничьего пса с пушистым хвостом (причём последний вариант согласно Баджу, является более точным). Сам Анубис мог беспрепятственно путешествовать по всем закоулкам позднего царства, что естественно делало его идеальным компаньоном для духа умершего, страстно желающего попасть в определённую область царства мёртвых.
Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию (бальзамировщик в процессе мумификации трупа надевал маску шакалоголового бога Анубиса). Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покой-ника с помощью магии в ах («просветленного», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту; Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Ночью Анубис охранял мумии от злых сил. На дверях многочисленных гробниц изображается лежащая черная собака, она и есть охраняющий бог.
В иконографии почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки Саб. Изображался в виде шакала (собаки) или в виде человека с головой шакала или собаки (причем зоологический вид, будь то собака или шакал, египтянином точно не отмечался, но предположительно он являет собою смешанное существо — помесь дикой собаки, волка-шакала и человека), держащим в руке иероглиф «анк» («жизнь»).
Этот божественный охранитель пути в царство мертвых изображается черным, т. е. имеет окраску священной смолы для бальзамирования, которая символизирует веру в продолжение жизни в потустороннем мире.
Анубис был покровителем анестезиологов, психиатров и психологов; он также может помочь в поисках чего-либо утраченного или недостающего. Этого бога также называли «Открывающим пути», и в этом качестве Анубиса вызвал тот, кто желал выбраться из лабиринта земного существования или кому надоело бродить в потёмках сомнений и неопределённости.
Статуэтка Анубиса в образе собаки была найдена в гробнице Тутанхамона.
Центром культа Анубиса на протяжении всей истории Древнего Египта был город Касса, столица XVII верхне-египетского нома (греческое название города — Кинополь, то есть «Собакоград»), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту.
В теософском словаре: ЕРМАНУБИС (греч.) и Гермес Анубис, «раскрывающий тайны низшего мира», — не Ада и не Гадеса, как это преподносится, а нашей Земли (низшего мира семеричной цепи миров), — а также тайны пола (мужского, женского). Кройцер (автор) должно быть, угадал истин) правильной интерпретации, так как он называет Анубис-Тот-Гермеса «символом науки и мира разума». Он всегда изображался с крестом в руке — одним из самых ранних символов тайны зарождения, или порождения на этой земле. В халдейской Каббале («Книге Чисел») символ Тат, или + (плюс), рассматривается как Адам и Ева – последняя, будучи поперечной или горизонтальной чертой, извлеченной из бока (или ребра) Адама, перпендикуляр-ной черты. Фактически, в эзотерическом значении Адам и Ева, представляя раннюю третью Коренную Расу — тех, кто, будучи еще лишенными разума, подражали животным и унизили себя с последними, — были также двойным символом полов. Отсюда Анубис, египетский бог зарождения, изображается с головой животного — собаки или шакала — и также считается «Владыкой подземного мира» или «Гадеса», в который он вводит души умерших (пере-воплощающиеся, сущности), ибо Гадес есть в одном смысле чрево, как ясно показывают некоторые писания Отцов Церкви.