Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Из книги:
Джон Яркер, 33° 97° 90°
Масонские Наставления и Лекции
Древнего и Изначального Устава Вольного Каменщичества Манчестер, J.W. Petty & Son, 1880

ИСТОРИЯ УСТАВА МЕМФИСА

Большинство узревших масонский Свет, но убежденных при этом в том, что вся полнота его содержится в зримых символах, доступных постижению лишь посредством глаз, если попросить их дать краткое описание сего возвышенного Общества, скажут, что наука, в которой наставляют посвященных в Святилищах, — лишь пустой звук, что они не нашли там ничего достойного внимания воистину просвещенного человека. Из этого порочного истока проистекло множество сомнительных, если не абсолютно ложных учений, превративших масонские ложи в ристалища для состязаний в пустом любопытстве и частных человеческих суевериях. Сколь многие опрометью бросались записывать свои впечатления от этих словесных сражений, точно масонство – это пустая страница, на которой до них никто и ничего не писал! Таких, с позволения сказать, «ученых» можно сравнить с неудачной прививкой плодоносного дерева, на котором садовод хотел вырастить плод, изначально этому дереву не присущий, или со средневековыми монахами, ничтоже сумняшеся соскребавшими с пергамента ранее запечатленные на нем великие сочинения, чтобы затем покрыть очищенный лист своими ничтожными каракулями в полной уверенности, что они будут уместнее и достойнее ранее там написанного. Остается только сожалеть о том, что великое множество вольных каменщиков удовлетворяются внешней таинственностью и заучиванием наизусть неудобоваримой тарабарщины, смысл которой им недоступен, сколько бы они при этом ни пытались неуклюже воспроизводить таинственные знаки и движения.
Однако истинный философ и беспристрастный наблюдатель вглядывается в прошлые века, углубляясь в их суть к самой Первопричине, к истинной первичной и изначальной Цели существования нашего возвышенного Общества, и лампада истинного стремления к Знанию направляет его стопы по коридорам темного лабиринта Мистерий Древности, и даже добиваясь некоего промежуточного успеха, он все равно стремится все дальше и дальше, стуча в двери Храма в поисках нового Знания и обретая в его стенах достославный Ковчег Традиции. Высшее масонство есть продолжение и развитие Мистерий Древности.
В Азии, у арийцев, существовало древнее сословие Браминов, и именно из этой колыбели древнейшего Знания понятие и сущность высшей Истины дошло до Африки, а именно до Египта, где в давние времена были учреждены Мистерии Исиды, столь поразительно напоминающие, по своим внешним формам, наше достойное Общество. Посему дабы посетить мысленным взором колыбель масонства, мы должны возвратиться в веках вспять к самой заре человечества. По окончании Золотого Века повсюду воцарилась грубая сила, и мудрые объединились в слабости своей и создали тайную Школу Науки и Добродетели, чье учение они распространяли среди окрестных народов в форме символов и эмблем. Этих древних мудрецов именовали Гимнософистами, и главной их целью был поиск путей соединения с Богом. Основы их учения записаны в священных Ведах индийцев, в Зенд-Авесте персов и в Египетской Книге Мертвых. Ныне они тоже существуют – но лишь в качестве рассеянного по лицу Земли малочисленного племени Шаманов. Их поработил дикий и воинственный народ детей Вишну, впрочем, уверенных в том, что их долг – нести миру цивилизацию. Двое великих законоучителей, известных в истории под общим именем Зороастра, распространили священный арийский закон в Персии. Первый жил во времена Веренгама, отца Джемшида Справедливого1, и заложил основы религии Магов, распространившейся затем во все концы Земли и бывшей для всех людей единственной религией вплоть до рождения второго Зороастра, пришедшего из Египта, которого некоторые ученые отождествляют с Авраамом. Маги захватили Вавилон около 4000 лет назад. Затем они двинулись в Мероэ, что в Эфиопии; в те времена там была столица могущественного и просвещенного царства, ныне уже давно стертого с лица Земли. А потом, в те же незапамятные времена, они перевалили через горы и принесли цивилизацию в Египет, учредив там Мистерии Исиды. Оттуда они распространились в Самофракии, где стали называться Мистериями Кабиров; и по словам Диодора Сицилийского, главными проповедниками Мистерий там были Данай, Кадм и Триптолем, а Абарис принес их в Гиперборею. То, что известно нам под названием цехового масонства, было лишь специальным архитектурным ответвлением этих великих Мистерий.
Тот, или Теут, которого финикияне называли Таутом, а греки – Гермесом, считается создателем всей египетской учености и открывшимся людям Богом. Египтяне дали первому месяцу своего календарного года имя Тота; по мнению Диодора Сицилийского, он был главным жрецом Осириса и изобретателем письма, религиозных церемоний, астрономии, музыки и вообще всех наук в их зачаточном состоянии. Он повелел запечатлеть свое учение обо всех науках на каменных скрижалях, или колоннах, и разнести его по всей стране, дабы люди обучались им. В первую очередь, наставления, вырезанные на этих скрижалях, применялись для обучения основам духовной религии и священным максимам политической и нравственной науки.

Если молве доверять, финикийцы впервые дерзнули
Звуки людских голосов закреплять в новосозданных знаках.
Старый Мемфис не умел сплетать болотный папирус
В те времена: на камнях иссеченные птицы и звери
Там под обличьем своим хранили речения магов2.

Греки, пришедшие с севера, обрели тайное учение от Кадма, основателя школы религиозной науки – Кадмия – в Фивах, а Эрехтей, первый царь Афин, учредил Мистерии в Элевсине близ этого города, где уже справляли другие Мистерии, посвященные Церере, которые не следует путать с новыми Элевсинскими Мистериями. Эти Мистерии, как и кабирские Мистерии Евмолпа, так и не смогли обрести такое же всеобъемлющее значение, каким обладали Египетские Мистерии, ведь последние были лишь частично разъяснены Триптолему, который, по телесной слабости своей, не выдержал великих испытаний, однако к Орфею жрецы Исиды были милосерднее, потому что они сознавали, что в варварскую Грецию все же надлежит послать достойного законодателя и законоучителя. По учреждении Элевсинских Мистерий Орфей обучил Мелампа, в свою очередь, принесшего таинства в Аргос и посвятившего в них своих соплеменников; то же сделал Трофоний – в Беотии, а знаменитый Мусей – в Афинах. Дардан принес Мистерии во Фригию, Аполлон и Нептун – аллегорические фигуры, подобные египетскому Гермесу, учредили их в Троаде, что было символически воплощено в строительстве города Троя, на котором посвященные трудились, уже нося звание вольных каменщиков.
Затем посвятительная цепь протянулась и в Галлию, где были основаны коллегии друидов, что по-кельтски значит «говорящие с Богом». Друиды бывали трех званий: Ваты – «хранители тайн», Барды – певцы религиозных гимнов, Сарониды, или Санотеи, — младшие жрецы. Теократия друидов хранила в своей структуре неоспоримое наследие древней восточной традиции, и те из друидов, кто обладал правом приносить жертвы, хранили свое учение в нерушимой тайне, передавая его только из уст в уста своим преемникам. Мистерии эти исчезли в кельтской Галлии после падения великого города Алезии, столицы мандубиев, живших в Лионнэ3. Это были настоящие кельтские Фивы, древняя метрополия друидического культа, прославленная своей священной коллегией, вообще цивилизацией, философскими, грамматическими, юридическими, медицинскими училищами, развитой наукой, физической и оккультной, архитектурой, по справедливости соперничавшей с Фивами, Мемфисом, Афинами и Римом. Цезарь с истинно римским варварством разграбил храмы и коллегии посвященных, а их самих перебил, а кто сумел спастись, бежал в Британию, ставшую для посвященных новым домом, и там эти последние преемники мудрых халдеев обрели защиту в убежищах йоркских христиан.
Поклонение Весте ничем не отличалось от культа Исиды, то есть латиняне вполне могли обрести свое Знание или от беженцев из Трои, или от этрусков, потому что Мистерии существовали и в Геркулануме. Потом Свет был передан через Моисея и израильтянам. Моисей же получил его как посвященный египетский жрец коллегии Гелиополя или как потомок Патриархов, от которых и узнал он священное учение. Позднее Соломон, посвященный в Мистерии Элевсина, сын царя и муж египетской принцессы, возродил мистериальную традицию среди израильтян, а потому тоже может именоваться ее родоначальником, равно как и Фалес – возвративший Мистерии грекам. В следующий раз возвратил былые почет и уважение Мистериям незадолго до пришествия новой эры иерусалимский пророк Иуда, но затем они снова впали в забвение.
Тайное учение египтян разделено на три основные класса: первый называется Дуализм, то есть вера в два основных принципа; второй – саваофизм, или Сабеизм, иначе говоря, поклонение силам Природы, подчиненным Высшей Силе; третий – Яхоизм, то есть поклонение Единому Богу, существующему вне материального мира. Патриарх Авраам принадлежал лишь ко второму классу этого учения, но Моисей достиг высшей его степени и возвестил Народу Израильскому Имя Яхо, Эл, Элион, Иегова – Бог. Все народы фактически без исключений обладали Мистериями, в которых принимал участие узкий круг избранников, связанных страшной клятвой, которую они хранили как должно хранить религиозный обет, тем самым отделяя себе от толпы; вся полнота Откровения была ведома лишь священнической коллегии. Однако, вероятно, некоторые из хранителей тайны оказались недостаточно скромными, да и развитие разума человеческого и пленение Народа Израильского способствовали тому, что сокровенные таинства стали достоянием непосвященных.
За пределами круга Посвященных также были люди, заслужившие звание Мудрецов. Они посвящали свои жизни изучению нравственности и путей соединения с Богом. Самым известным из них был Сократ, ибо силой духа своего обрел он священное учение4. Пифагор много сделал для распространения Посвящения и открыл доступ к нему всем желающим учиться. Это был один из величайших смертных на Земле, давший название науке философии. Одаренный чуть ли не всеми умственными и физическими совершенствами, он изъездил весь мир, известный в то время, во имя развития и совершенствования наук; он беседовал с Мудрецами, слушал носителей всех священных традиций, подвергал себя всем мыслимым испытаниям, дабы обрести мистериальное Знание. Всюду, где бы он ни проходил, воцарялась цивилизация, и имя его будет славно из века в век.
Христианство стало возвышением нравственных Мистерий. Подобно всем Мистериям, оно включает в себя два учения, а также несколько степеней посвящения. Даже те, кто отвергает сверхъестественное рождество Христа, воздают ему должное как достойному восхищения и почитания человеку. То, что сделал Моисей для иудеев, Иисус сделал для всех людей: он дал им Слово Жизни, освободил несвободных, возвысил достоинство женщины, провозгласил всеобщее равенство, и с него мы отсчитываем время нравственного возрастания рода людского. У первых христиан была система обучения, именовавшаяся Disciplina Arcana; она включала в себя степени Ученика, Верного и Совершенного Брата, причем, высшая степень знаменовалась религиозным таинством. Христианской церковью управляли три класса священнослужителей – Епископы, Пресвитеры и Диаконы. В старину они имели и тайные опознавательные знаки для общения между собой. Есть и другие поражающие воображение сходства между их и нашими церемониями. Христианские Мистерии взошли на царский трон при Константине, а уже в 396 году новой эры Валентиниан запретил Мистерии «языческие»5, однако посвященные продолжили их справлять, скорыв под целым рядом названий.
Римские Мистерии пришли в упадок; Египет тоже страдал под пятой преемников Александра Македонского, и также страдавшие от упадка священные церемонии лишь изредка свершались александрийской коллегией, наследовавшей жрецам Мемфиса. В Риме нарастали преследования жрецов Антиноя. Арминий, прошедший в Риме обучение при дворе Августа, был посвящен в Элевсинские Мистерии и затем основал вместе с 49 своими сторонниками в Германии Мистерии Герты, богини, родственной Исиде, Церере, Весте и Кибеле. После очередного витка суровых преследований посвященные были вынуждены скрыться в пустошах и рассеяться среди варваров; более, чем когда либо, чувствовали они потребность хранить свои собрания в тайне и умножить степени посвящения; от них остались лишь считанные письменные документы, а большая часть новопосвященных ничего не знала об устной традиции, поэтому единственное, на что им приходилось полагаться, — это на оставленные им иероглифические писания.
Затем в мир пришел арабский пророк Магомет, черпавший вдохновение из некогда распространенных по Земле и могущественных таинств. Одержав первые победы, сарацины приобрели утонченность и культуру и встали на защиту наших Мистерий, или, по крайней мере, терпели их у себя. Они смирились с тем, что Патриархи постановили поместить архивы и письменные источники нашего Учения в сокровенное место на брегах Нила, и только теперь эти документы постепенно становятся достоянием общественности. Это позволение было тем более благородно со стороны сарацин, что дух масонства изначально прогрессивен и прямо противоположен фатализму мусульман.
Возрождением же Высшего Масонства мы обязаны крестоносцам, равно как и возвращением его в Европу. Невзирая на многочисленные беды и несчастья, Восток долгие века оставался землей религии и славы для Воинов Креста. Взор их был неизменно направлен в сторону преславного солнца Палестины, пальмовых рощ Идумеи и долин Рамы, где неверные нежились в тени оливковых ветвей, в сторону полей Аскалона, где до сих пор покоятся останки Готфрида Бульонского, Танкреда, Филиппа Августа и Ричарда Львиное Сердце, в сторону Святого Града, на время освобожденного, но вновь затем покоренного и закованного в цепи, явленного им так же, как был он явлен в свое время Иеремии – одиноким, утопающим в слезах, лишившимся и людей своих, и Храма своего. Пять раз за два века воины Запада направляли своих коней на полчища мусульманских воинов, но эта кровопролитная бойня оказалась в высшей степени благотворной и полезной для всего человечества. Вместе со своими пробитыми стрелами и окровавленными стягами отважные воины, которым суждено было выжить в сражениях, принесли в Европу Свет Масонства с брегов славной реки, где ранее ходили Осирис, Гермес, Орфей, великий Менес и величественный Сезострис, с этого святого места, истинного Центра, пребывающего вечно под звездным Сводом, с порога великого святилища, где обрели они тусклый отблеск некогда великих Мистерий Света и Истины.
Города Мемфис, Фивы и Гелиополь были первыми хранителями масонской науки – Изначального и Древнейшего Устава, дошедшего до нас в своей первичной сути и неоспоримой исторической подлинности. Это истинное масонское Древо, раскинувшееся множеством ветвей, но единое в сути своего Учения и в первых трех градусах отличающееся иногда лишь незначительными деталями.
Среди многочисленных существующих на земле Уставов нужно отметить следующие:

1. Индийский Устав – иными словами, Мистерии Ботуло, состоящие из трех степеней наук; это теоретический и практический курс нравственной и религиозной философии, нацеленный на развитие в посвященном состояния экстатического транса и адептата;
2. Халдейский Устав – имеющий три простые степени и три сложные; он возник в Индии и в Египте назывался Мистериями Исиды;
3. Мемфисский Устав – развитие учений Древности, развившийся до 90 рабочих степеней и 6 административных степеней; он включает в себя все масонское знание; однако в 1865 г. он был сокращен властью Великого Востока Франции до 33 степеней и стал называться Древним и Изначальным Уставом; его степени разделены на три серии и семь классов, посвященные совершенствованию в Символическом, Герметическом и Египетском Масонстве6;
4. Японский Устав — отчасти связанный с ритуальными системами Западной Азии и состоявший из трех градусов; Солнце в нем представляется планетарным Героем, которому необходимо сражаться с чудовищами, воплощающими страсти, и побеждать их; эти чудовища аллегорически представлены в храмовом убранстве, будучи изображены в 12 символических образах, воплощающих 12 остановок Иисуса на пути на Лысую гору; Великий Мастер, облаченный в мантию огненного цвета, проводит новопосвященного по механической сфере, составленной из движущихся окружностей, и наставляет его в таинствах, потребных для посвящения в Мистерии Тьен-Ти-Охи, иными словами, Союза Неба и Земли; Великий Мастер избирается со всеобщего одобрения пожизненно и обязан каждые семь лет проводить всеобщую Ассамблею; у этого Устава есть множество подвластных ему организаций в Западных и Южных провинциях Китая, где со времен седой древности бытует использование масонских символов;
5. Устав Белли Пааро — состоящий из двух градусов, бытующий меж неграми в Гвинее; он наставляет в нравственности и братской любви; руководит им всегда старик; кандидата перед посвящением подвергают суровейшим испытаниям, и когда настает время таинства, его вводят в большую хижину, специально построенную для проведения этой церемонии, и там ему открывают Малые Мистерии; а пять месяцев спустя наступает время для завершения его посвящения, и после этого он пользуется повсеместно большим почетом и уважением;
6. Конголезский Устав — иначе называемый Мистериями Инквета, состоит из трех градусов; он сильно напоминает церемонии Древнего Египта и принимает в свои ряды всех черных людей этого вероисповедания; посреди густого леса возводится храм удивительной простоты; посвященные расставляются в дозоры на всех тропах, ведущих к нему, и всякий профан, пытающийся проникнуть в священное место, безжалостно умерщвляется; чтобы быть посвященным в этот масонский Орден, кандидат должен умереть для греха и возродиться для добродетели; кандидата заворачивают во власяницу и вносят во внешний двор храма под погребальные песнопения; там его раскладывают на столе и натирают пальмовым маслом, у древних египтян считавшимся солнечным даром; по истечении пятнадцати дней суровых испытаний ему раскрывают таинства Мистерий Инквета, и весь храм разражается песнью торжества и радости; новопосвященный отныне пользуется всеобщим уважением и, согласно местным верованиям, обретает новую небесную душу;
7. Друзский Устав — состоит из трех степеней и со времен глубокой древности существует в Ливане; оттуда его элементы проникли во многие Мистерии древнего мира; в длительный период подготовки кандидат должен воздерживаться от всех чувственных удовольствий; затем весь день перед посвящением он постится, а само посвящение состоит в том, что его подвергают всем мыслимым искушениям, способным возбудить все его чувства и страсти, и только если ему удается преодолеть последнее и самое страшное испытание, его принимают; посредством духовных упражнений, в которых они преуспели, кандидат встречается в Зале Духов лицом к лицу с мертвыми, не отбрасывающими тени; вне всякого сомнения, этот Устав древнее эаохи Крестовых походов, но в настоящее время он частично сливается с прочими Восточными духовными Обществами;
8. Турецкий Устав — иначе называемый Уставом Небесного Царства; он был основан Али, претерпевшим смертную казнь; сами себя они именуют Бекташи, являясь при этом священнической ветвью Янычар, касты воинов, принесших клятву верности своему повелителю; они утверждают, что их Орден собрал все Знание мира путем постепенного слияния их посвященных с Высшим Существом посредством обретения чистоты и независимости сердца, поисков Истины и Справедливости; их степени подразделяются по приверженности той или иной добродетели; у них почти такие же опознавательные знаки, пожатия и слова, как у нас; в качестве орденского облачения они носят маленькие мраморные кубические клейноды с пятнами крови Али, а также коричневые шарфы, украшенные различными аллегорическими изображениями; в Белграде они учредили Аликош, чей Великий Мастер состоит в связи с организациями этого Устава в Персии и Аравии; древняя оккультная наука, которую жрецы называли Возрождающим Огнем, известна им под именем Животного Магнетизма, совершенное знание которого ведомо уже сорок веков Иерофантам и претворяется ими на практике в Египте, Африке и Индии;
9. Древний Английский Устав — или Йоркский Устав, происходящий от братств Архитекторов; в нем к первым трем степеням добавляются еще четыре в соответствии с Тамплиерской системой7; в XVII веке в Лондоне существовало Герметическое общество, и его мистический язык в 1721 году перешел в высшие степени масонства, начиная с торжественного обращения к Великой Ложе;
10. Сведенборгианский Устав — или Устав Стокгольмских Иллюминатов; состоит из трех степеней, кроме трех традиционных степеней Цехового масонства; он принадлежит теософской религиозной школе, чьи адепты уповают возвыситься в духовный мир посредством религиозного экстаза; последний градус этого Устава посвящен разъяснению родства между человеком и Богом и их соединения путем медитации на Небесные Существа;
11. Устав Строгого Послушания — был создан в 1743 г. бароном де Хундом; это масонство Исправленного Устава (Régime Rectifié) состоит из пяти степеней; это Тамплиерский устав, и главными его церемониями являются степени Розы и Креста и Рыцаря Кадош; это ответвление Устава Кавалера Рамзая, провозгласившего его в 1728 году;
12. Устав Килвиннинга — был учрежден на основе двух степеней: Хередома и Розового Креста; в 1743 г. он заявил о себе в Лондоне, провозгласив, что имеет весьма древнее происхождение; однако это название также используется уставом Императоров Востока и Запада из 25 степеней8, включенных в 1758 году в Устав Кавалера Рамзая, до того состоявший из семи степеней;
13. Шведский Устав — тамплиерская система из девяти степеней, популярная в XVIII веке; по мнению ее адептов, существует в Швеции еще с XII века;
14. Устав Трех Глобусов — или Устав Верховного Внутреннего Храма, состоит из десяти градусов; его символические степени были переданы в Великую Ложу Фридриха Великого, а позднее ею были восприняты и высшие степени этого Устава;
15. Циннендорфский Устав — основан в 1773 году и состоит из семи степеней; в Берлине он утвердился в 1776 году; он носит теософский характер, и в нем к Великой Ложе прикреплен Капитул;
16. Устав Филалетов — или Устав Возлюбивших Истину, состоит из семи степеней9; впервые он был учрежден в 1773 году; его капитулы занимаются масонской наукой и ищут путей реинтеграции разумного человека; они следуют системе Пасхалиса;
17. Устав Рыцарей Розового Креста — египетского происхождения; он разделен на три символические класса под названиями 1) Святилище Масонских тайн, 2) Святилище Герметических тайн, 3) Святилище Теософских тайн; 1) молитва, клятва, крещение, 2) единение, союз, радость, 3) человеколюбие, призвание, Свет;
18. Устав Шредера — состоит из семи степеней; также называется степенью Истинного и Древнего Вольного Каменщика Розы и Креста;
19. Устав Совершенных Посвященных Азии — состоит из семи степеней герметической философии, основан в 1780 году;
20. Эклектический Устав — состоит из трех степеней, основан бароном Книге в 1783 году; его Мастеров поощряют к изучению всех других наиболее распространенных Уставов;
21. Устав Негоциатов — или Устав Высших Мастеров Сиятельного Кольца; основан в 1780 году по Пифагорейской модели; посвящению предшествует очищение четырьмя стихиями; Маги обучают наукам;
22. Египетский Устав Калиостро — андрогинный, основан в 1782 году; к его занятиям относятся металлургия, некромантия, каббалистика и оринокритика10; известный его посвященным Эликсир Жизни составлялся из ароматических веществ и жидкого золота; также он призывал теней по системе Коптов, как она изложена у Амонита; на масонских приемах ученик (Голубь), чаще всего маленькая девочка в возрасте невинности, ставилась перед хрустальным сосудом, наполненным водой, и после наложения рук Великого Копта обретала способность к ясновидению; она видела отражения в воде и при их помощи общалась с гениями промежуточных областей; в третьей степени платья дам должны были быть украшены семью вышитыми монограммами ангелов Анаила, Михаила, Рафаила, Навриила, Уриила, Зовахиила и Анохиила; после призвания Голубем Гавриил осуществлял очищение новопосвященного, а затем шестеро других ангелов освящали его регалии; затем призывали Моисея, дабы он благословил все украшения Храма; при осуществлении этой церемонии Мастерица помещала аспиранта в центр большого круга, и ложа закрывалась общей молитвой Предвечному; представ пред судом Римской Инквизиции, жена Калиостро подтвердила, что ее муж резко говорил с Моисеем, потому что последний отказал ему в благословении его работ;
23. Устав Сен-Мартена — основан в Париже 7 мая 1798 года; основан на учении Мартинеса Пасхалиса; Устав разделен на десять степеней, из которых семь составляют Первый Храм, а оставшиеся три — Второй Храм; его наставления повествуют о сотворении Человека, его неповиновении Творцу, каре за это и возрождении и реинтеграции Человека со всем тем благом, которое было им утрачено по совершении им проступка; его цель состоит в совершенствовании Человека и помощи ему в стремлении приблизиться к своему Державному Мастеру, от которого он эманировал; Мартинес Пасхалис был немцем, который родился приблизительно в 1700-м году в бедной семье, но к шестнадцати годам уже хорошо владел греческим и латинским языками; он бывал в Турции, Аравии и Дамаске, прошел обучение в Мистериях Храма и учредил собственный Орден Розового Креста11, чей ритуал испытывал сильное влияние различных современных масонских организаций; в Париже его Устав был воспроизведен Ложей Филадельфов, и они завели себе двенадцать степеней посвящения, все обучение в которых основывалось на Химии и оккультных Науках; у них была богатая библиотека масонской литературы;
24. Философский Шотландский Устав — из двенадцати научных степеней, основан в 1776 году для развития Пифагорейских принципов;
25. Французский Устав — в нем проводятся работы в Великом Востоке; включает только семь степеней Розы и Креста; создан в 1786 году; впоследствии Великий Совет принял для работ также и небольшое количество других Уставов;
26. Устав Фесслера — или Устав Великой Королевской Йоркской Ложи, то же самое, что Устав Берлинского Содружества; основан в 1787 году, состоит из девяти градусов; содержит наставления об истории всех прочих Уставов;
27. Древний и Принятый Шотландский Устав — состоит из 33 градусов; создан в Чарльстоне, в Америке, в 1802 году;
28. Устав Мицраима — состоит из 90 градусов, разделенных на 4 серии; учрежден в 1805 году; церемонии посвящения в нем имитируют египетское посвящение, наставления состоят в обучении чистой нравственности;
29. Философский Персидский Устав — учрежден в 1816 году, состоит из семи градусов;
30. Устав Совершенных Посвященных Египта — учрежден в Лионе в 1821 году, состоит из семи градусов, по примеру Устава Crata Repoa.

Многие из этих Орденов проводят работы в одних и тех же степенях, просто под разными названиями и с разными декорациями. Вся Наука древнейшего Масонства может уложиться в следующие разделы:
Во-первых, изучение Природы, всех ее стихий и их действия: в частности, астрономии и химии, которые исследуют прямые и явные проявления В.А.В., а также знаний древней науки Египетских Магов, сохраненной для последующих поколений нашим Орденом.
Во-вторых, изучение Моисеевых законов и правил, как они записаны в Библии и изложены в Мистериях древности.
В-третьих, Евангельское Учение, естественные науки, философия и история.
В-четвертых, изучение истории Ордена Рыцарей Храма, которой завершается история нашего Ордена.
В-последних, изучение высшей философии и религиозных мифов разных времен и народов. Лишь с помощью науки и истории наши братья могут ощутить истинный дух нашего Общества.
Все степени и все учения, принятые в тех или иных Уставах, не подходящие под вышеприведенные определения, суть нововведения, и, как правило, они лишь вредят нашему возвышенному Обществу вследствие раздоров, которые они вносят в среду наших работников, вызывая бесконечные споры и ссоры, чем серьезно угрожают процветанию и миру и в нашем Масонском Ордене. Наше возвышенное Общество распространилось во всем мире и проникло во все его части, сея повсюду семена цивилизации и прогресса.

  1. Историческими источниками для автора служат, в основном, «Шахнаме» Фирдоуси и отчасти зороастрийские «Ясны», причем, эти два источника он путает. Джамшид (авест. Йима Хшайта) – мифический третий или четвертый правитель династии Пишдадидов. Его отец – Тахмурас (авест. Вивахвант). Сроки правления обоих царей, естественно, неизвестны. Примечательно, что в «Шахнаме» содержится рассказ об обнаружении много веков спустя после смерти Джамшида его подземного дворца с многочисленными сокровищами, — осуществлено это было в царствование сасанидского шахиншаха Бахрама V (420 – 439 гг. н.э.), чаще именуемого в истории Бахрам-Гуром, что фонетически ближе к не встречающейся в исторических источниках словоформе «Веренгам». – Прим. перев.
  2. Лукан «Фарсалия», III, 220. Перевод Л.Е. Остроумова.
  3. Историческая провинция во Франции, область г. Лиона в департаменте Рона-Альпы. Мандубии же населяли территории современных Бургундии и Юры, севернее Лиона. – Прим. перев.
  4. В наставлении о пирамиде Хеопса, впрочем, содержится указание, или, по крайней мере, намек на то, что Сократ был посвящен в Египетские Мистерии.
  5. Флавий Валентиниан I (321 – 375 гг. н.э.) запретил в 364 г. «ночные празднества», сделав исключение для Элевсинских Мистерий. Формально он только возвратил силу позабытому римскому закону 186 г. до н.э. о вакханалиях («Senatus consultum de bacchanalibus»). Но Мистерии продолжали существовать и пользоваться популярностью. И только два десятилетия спустя император Аркадий (395 – 408 гг. н.э.) отдал элевсинское святилище на разграбление королю вестготов Алариху, который в 396 году шел через Балканы. – Прим. перев.
  6. Устав Мемфиса, по утверждению авторов его легендарной истории, был учрежден в 1814 году E.V. Габриэлем Маркони де Негром в виде ложи «Учеников Мемфиса» на основе ритуалов Устава Филалетов и вскоре уже впал в забвение. Его настоящую историю, вероятно, следует отсчитывать от так называемого «возрождения» в 1839 г. усилиями Ж.-Э. Маркони. Система его градусов претерпела ряд незначительных изменений, приблизительно соответствующих современным ему изменениям в Древнем и Принятом Шотландском Уставе, в то время как прочие степени остались сумбурными и практически непригодными к работе. В 1866 г. Маркони, насколько известно, испытывая серьезное давление извне, передал управление своим Уставом Великому Востоку Франции, но вскоре после этого выдал патент на работы в этом Уставе Гарри Дж. Сеймуру из Нью-Йорка. Сокращение числа степеней до тридцати трех в американской версии Устава спровоцировало раскол и возникновение группы вольных каменщиков под управлением Калвина К. Берта, продолжавшей работать по системе из 96 градусов. В 1872 г. Сеймур выдал патент на работы в Уставе Мемфиса и Древнем и Изначальном Уставе в Англии Джону Яркеру. В 1902 г. Яркер занял пост Великого Иерофанта 97°.
  7. Современная американская структура степеней, носящая название Йоркского Устава, состоит из трех кратких серий степеней, надстроенных над тремя степенями символической ложи; первая серия завершается степенью Царственного Свода, вторая состоит из степеней Крипты, связанных с легендой о Тайной Палате, вторичной по отношению к легенде Царственного Свода, а третья представляет собой три степени христианского рыцарства, включая Орден Храма (тамплиеров).
  8. Совет Императоров Востока и Запада из 25 степеней или был аналогичен изначально, или постепенно стал аналогичен, Уставу Усовершенствования из 25 степеней, который к 1801 году разросся под наименованием Древнего и Принятого Шотландского Устава до 33 степеней. Степени Хередома Килвиннинга и Розового Креста, напротив, составляют устав Королевского Ордена Шотландии, в той или иной форме существующего с середины XVIII века, и работа в них проводилась в этой организации, по крайней мере, еще в середине ХХ века.
  9. А.Э. Уэйт в книге «Тайная традиция в масонстве» (Secret Tradition in Freemasonry, ii. 15) утверждает, что в 1775 г. в этом Уставе было 12 градусов, из которых первые шесть составляли Малые Мистерии, а последние шесть (начиная со степени Розы и Креста) являлись Великими Мистериями.
  10. Правильно «онирокритика» — толкование сновидений. — Прим. перев.
  11. Если не считать имен и дат, легенда полностью списана с жизнеописания Христиана Розенкрейца.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима