В своей зодческой работе я бы хотел познакомить наших сестер и братьев с идеями современного американского теолога Джона Шелби Спонга. Спонг, умерший не так давно — 12 сентября 2021 года — был епископом Епископальной Церкви — протестантской церкви, образовавшейся после гражданской войны в США, когда англикане, жившие в Штатах, прекратили связь с Церковью Англии и британской монархией. При том, что количество прихожан Епископальной Церкви сравнительно невелико и едва достигает двух миллионов человек, стоит отметить, что именно к этой церкви относится значительная часть — порядка 25% — американской политической и финансовой элиты, а её прихожанами были 11 из 46 президентов Америки. Учитывая определяющее влияние США на современные глобальные процессы, включающие в себя секуляризацию и пересмотр отношения к традиционным религиям в целом, идеи, систематизированные Спонгом, закономерно вышли за пределы Епископальной Церкви и стали предметом обсуждения во всём мире (по крайней мере, в той его части, где вопросы религиозного характера продолжают иметь общественное значение).
Идеи Спонга и его предшественников для нас как для масонов представляют интерес по двум причинам: во-первых, через саму сущность данных идей мы наблюдаем, как под влиянием современной науки и гуманистического отношения к человеку и личности трансформируется живая религиозная среда; и во-вторых, мы сами в достаточной мере являемся частью этой среды, поскольку символическую основу нашего братства составляют две крупнейшие авраамические религии — христианство и иудаизм.
Итак, отправной точкой идей Спонга является критика буквального толкования Библии. Спонг утверждает, что библейский текст является не буквальным, но историческим документом, отражающим культурные и социальные условия времени, в которые он был написан. Спонг призывает верующих исследовать контекст писаний и предлагает читать Библию, учитывая находящиеся в ней противоречия и не используя выборочно пассажи, которые соответствуют определенным убеждениям или предубеждением (что, к сожалению, повсеместно встречается в апологетике).
Критически рассматривая теологию и доктрины исторических христианских церквей, Спонг считает традиционный образ Бога, привычно отождествляемый с неким могущественным судьей, наблюдающим за личностью, несовместимым с современным пониманием этики и нравственности, а также с научной парадигмой как таковой. Спонг предлагает представление о Боге как о неосознанной энергии и силе, пронизывающей всю Вселенную, и как о Любви, обращенной ко всему творению.
Спонг также отрицает принятие Иисуса как божественного и всеобщего Спасителя и призывает верующих отказаться от идеи буквальной реальности Иисуса, предлагая вместо этого видеть во Христе прежде всего духовного учителя и пример уважения к людям и заботы о слабых и ущемленных.
Взгляды Спонга неразрывно связаны с его открытостью к другим религиям и духовным традициям. Спонг признает, что все религии имеют свои ценности и свои истины, и заявляет, что нет единственно истинного пути к Богу. Вместо этого он призывает к взаимопониманию и уважению между верующими разных религий, а также к открытому и критическому диалогу с атеистами и агностиками.
Более конкретно видение Спонга сформулировано в его двенадцати тезисах:
Безусловно, идеи Спонга вызывают разные реакции в христианском сообществе. Многие предсказуемо критикуют епископа, обвиняя его в отступничестве, ереси и подрыве вероучительных основ церкви. Однако стоит заметить, что в процессе изучения этого автора, я почти не встретил каких бы то ни было новаций – большинство поднимаемых Спонгом тем уже неоднократно рассматривалось, и происходило это задолго до выдающихся научных открытий XIX-XX веков, потрясших умы даже самых консервативных верующих.
Историчность событий Библии и историчность фигуры Христа, непорочное зачатие и воскресение, проблема чудес и огромный пласт противоречий библейского текста – всё это известные вопросы, которые в той или иной мере поднимались с первых дней существования христианства.
Первые христиане сразу столкнулись с целым рядом проблем, которые можно было решить только посредством саморефлексии и диалога.
Ставились, например, следующие вопросы:
Со временем, когда христианство стало господствующей религией, общины-церкви начали встречаться на соборах, чтобы обсуждать принципиальные вопросы вероучительного характера, и это были отнюдь не скучные протокольные мероприятия с написанными заранее решениями, а живые и порой даже ожесточенные споры. Однако впоследствии церковь оформилась в качестве вертикально интегрированной структуры, где пространства для внутреннего диалога почти не осталось, и потому история христианства, увы, знает гораздо больше периодов идеологической замкнутости и строгих ограничений, зафиксированных в канонах, правилах и прочих официальных документах.
На мой взгляд, примечательно даже не то, что Спонг призывает к обновлению религиозного мышления в соответствии с вызовами и опытами современного мира – со всем этим весьма успешно справляются философы-атеисты и популяризаторы науки – но то, что впервые за долгие годы это делается представителем церкви, имеющей апостольскую преемственность, и не просто рядовым верующим, но человеком, носящим высокий духовный сан.
Апостол Павел писал коринфянам – «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» – и я думаю, деятельность Спонга является неплохим примером следования этому наставлению. Очевидно, не только христианство, но и традиционные религии в целом продолжают оставаться закрытыми для рациональных вопросов, которые ставит наука и критическое мышление, вероятно, понимая, что убедительных ответов найдено уже не будет.
Напоследок лишь стоит напомнить общеизвестную закономерность – любой организм, не желающий меняться в соответствии с окружающей средой, неминуемо уничтожается конкурентом, осознающим необходимость такой трансформации.