Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Л.Х. — Путь Ученика

Четыре разновидности посещающих дом учения:
приходит, но не учится, — ему награда за посещение;
учится, но не приходит, — ему награда за учение;
приходит и учится, — благочестив;
не приходит и не учится, — злонамерен.
(Талмуд, Пиркей Авот)

И вот, ритуал посвящения в Первый градус позади, и Вы, любезные Братья и Сестры, в очередной раз стали свидетелями перерождения Профана в Ученика!
Что предстоит испытать и познать ему, Ученику, во время его долгого пути на Восток? Сможет ли он начать свое восхождение по священной лестнице Иакова? Каковы наши ожидания относительно него? Что ожидает Ученик от Братства?
Я хочу поделиться лишь собственным видением вопроса о долге и труде Ученика на его нелегком пути к Востоку.

Об Ученике

Ученик – кто он: хлебное зерно, необтесанный камень, будущий Мастер? И то, и другое, и третье.
По известной легенде Хирам разделил рабочих, которые должны были воздвигнуть Храм Соломона, на три класса: обрабатывающих дерево, металлы и камень, а каждый класс по степени владения знаниями на три разряда: Учеников — менее всего обученных, Подмастерьев — более искусных в выполнении работы и Мастеров — управляющих остальными. Каждый из членов соответствующего разряда знал свой пароль – тайное слово, по которому Ученики, Подмастерья или Мастера узнавали друг друга. Единственной возможностью перейти на следующую ступень данной иерархической лестницы — получение знания, стать достойным членом следующего разряда. Каждому – сообразно его способностям и каждому – по заслугам.
Да простит меня за данное отступление от темы почтеннейшее собрание, невольно в памяти всплывает известный принцип социализма:

«От каждого по его способностям, каждому — по его труду» (ст. 12 Конституции СССР 1936 г.).

О рабочих инструментах

Рабочих инструментов у масона несколько, к ним относятся и линейка, и циркуль, и молоток и пр. Здесь же мы рассмотрим значение для Ученика лишь трех из рабочих инструментов, являющихся при этом Недвижимыми Сокровищами Ложи и первыми символами, которые видит при входе в помещение Ложи Ученик, и поэтому они обладают особенным значением первого узнавания именно для первого градуса, для степени Ученика. Речь пойдет об Отвесе, Уровне и Наугольнике.
Отвес символизирует честность (прямоту) и справедливость в помыслах и делах как своих, так и других людей.

«…И сказал мне Господь: «что ты видишь, Амос?» я ответил «отвес». И Господь сказал: «вот, положу отвес среди народа Моего, Израиля; не буду более прощать ему…» (Ветхий завет, Книга пророка Амоса).

Господь постановил судить народ Израиля не Своим отвесом в небесной выси, а его собственным мерилом, находящимся среди него самого (народа Израиля). Все отвесы одинаковы, но всегда может найтись человек, который сочтет неверными измерения того орудия, которым пользуетесь Вы. Ведь если орудия, которыми выполнялась работа и которыми проверялась ее правильность, неодинаковы, то либо суждение о работе будет неверным, либо судье нужно сделать поправку на орудия.
Ведь недаром сказано:

«Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь – как правильно жить!».

Уровень символизирует символ Равенства между людьми.
У каждого человека свои таланты и способности, у каждого свои цели в жизни и взгляды, у каждого свой путь. Каждый принадлежит какому-то социальному, национальному или религиозному кругу.
Но закон должен быть един для всех людей, независимо от способностей и иных различий, но не в части стирания различий в телосложении, талантах, умственных способностях, в своих нравах. Равенство проявляется в том, что доброжелательность, милосердие, терпимость, правдивость признается по отношению ко всем людям в равной степени, и что все Братья и Сестры принимают на себя равные обязанности, права и привилегии.

Наугольник символизирует нравственность, закон и совесть.
Наугольник — инструмент, посредством которого Ученик должен выверять все свои мысли, слова, поступки и действия и следить за тем, чтобы они были прямыми и верными. Прямой угол Наугольника – это не просто «прямой» угол, это «правильный» угол, единственно подходящий для укладывания камней в ровную стену Храма нерукотворного.
Древнеперсидская надпись гласит: «Обтеши себя по угольнику, чтобы быть полезным: камень, годный для стены, не останется на дороге».

Об обучении

Итак, Ученику, дабы получить возможность достигнуть степени Подмастерья, необходимо неустанно оттачивать свое мастерство и получать знания.
Ибо для того чтобы хлебное зерно произросло в цветущее растение и Грубый камень со временем стал подобен Совершенному1 камню, действительно совершенно готовому к тому, чтобы быть уложенным в общую кладку стен Священного Храма Мироздания, долгом Ученика является отсечение всего ненужного, «очистив душу нашу и совесть от всякого порока и намытого песка нашей профанской жизни», и получение новых знаний, а для этого необходимо:

• наблюдать;
• беседовать с хорошо осведомленными Братьями и Сестрами, спрашивать и получать ответы на свои вопросы, чтобы совершенствоваться в масонском знании, а для этого, посещать по возможности все заседания Ложи;
• осознанно читать книги о масонстве;
• познавать скрытые значения масонских символов, тайных знаков, ритуалов;
• создавать Эскизы (зодческие работы);
• научиться владеть символическими рабочими инструментами своего градуса: отвесом, уровнем и наугольником, изучать их и активно применять для создания (строительства) новых идей и смыслов, новых качеств.

Задача Ученика — научиться обращаться со своими Братьями и Сестрами и людьми из профанского мира: мерить его поступки и помыслы не своим отвесом, своим наугольником и своим уровнем, а его отвесом, его наугольником и его уровнем. Если Брат или Сестра верно кладет стену Храма нерукотворного, пользуясь своими орудиями труда, другой не имеет никакого права судить о его работе, перепроверяя ее своими приборами, судить его по своим меркам, в соответствии с нашими собственными убеждениями.
Ученик не должен ни минуты не тратить впустую, должен всегда иметь под рукой и быть готовым использовать свои рабочие инструменты, как в стенах Ложи, так и за ее стенами, чтобы:

• ни у кого не было повода задать вопрос, подобно Флавию: «Где ж комканый передник и отвес? Зачем одет ты в праздничное платье?»
• не пропустить важный случай проявить милосердие или братскую любовь, отвагу, усердие и справедливость;
• не пропустить возможность сгладить углы и неровности своего еще необработанного камня, отсечь ненужное, лишнее, порочное, бесполезное.

Если Ученик сумеет научиться правильно пользоваться своими орудиями труда, он тем самым докажет, что уже достоин быть Подмастерьем, а не Учеником, что он способен возвести стену Храма, которая не упадет. Ведь масон не может разобрать то, что он построил на уровне Времени: если он упустил какую-то возможность, она упущена уже навсегда. Лишь после этого, Ученик будет вознагражден за свои труды, и его можно будет считать преуспевшим в обучении, и он сможет продолжить начатую работу, но уже в новом качестве, в степени Подмастерья, подняться на ступеньку выше по Лестнице Иакова и приблизить момент проявления Совершенного камня, достойного занять место в кладке Храма нерукотворного.

Начни и не останавливайся!

Только то знание делается нашим зрелым достоянием, когда мы приходим к нему, добываем его сами.
(Якуб Колас)

Сей скромный труд охватывает лишь малую толику знаний и умений, которыми должен обладать Ученик, и не является единственно правильной точкой зрения на то, каким путем Ученик должен дойти до степени Подмастерья. Задачей автора было лишь немного приоткрыть завесу таинственности, увлечь читателя, в особенности являющегося Учеником, и побудить его к активности, к саморазвитию и познанию себя и глубин масонского учения, раскрытию его духовного смысла, постижению Истин.
Работай над собой и тебя признают достойным Подмастерьем, а затем и Мастером!
Только работая над собой, совершенствуя собственный Грубый камень, Ученик будет достоин присвоения следующей степени.
Я сказала.

Список используемой литературы:

Клауди К. — «Введение во франкмасонство. Книга Ученика»;
Клауди К. — «Книга Подмастерья»;
Папюс — «Генезис и развитие Масонских Символов»;
Джонстоун М. — «Масоны. Иллюстрированная энциклопедия Древнего Братства»;
Щукин Е. — «Коса и камень: Зелот о масонстве»;
Спаров В. — «Полная история масонства в одной книге».

  1. Совершенный камень – в различных версиях – Совершенный, Шлифованный или Отесанный камень (куб), являющийся одним из Недвижимых сокровищ Ложи. Совершенный камень «предназначен для опытного мастерового, который по нему проверяет, насколько он преуспел в Искусстве». «Совершенный камень, выровненный и отшлифованный, представляет собой человека, который, прожив жизнь, полную деяний, исполненных добродетели и набожности, достоин Господнего испытания наугольником Его Слова и циркулем его собственной совести». «Совершенный камень есть камень кубической формы, выверенный по наугольнику и циркулю и действительно совершенно готовый к тому, чтобы быть уложенным в общую кладку; этот камень воплощает человека на склоне его лет, хорошо и достойно прожившего жизнь в благочестии и добродетели, которого больше нет необходимости проверять и исправлять наугольником Слова Божьего и циркулем собственной совести».
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима