В названии своей зодческой работы я допустила элемент тавтологии. Но прежде я не позволяла себе широко размышлять над смыслом символов и старалась придерживаться общепринятых границ.
Но сегодня я хотела бы коротко поразмышлять над словом «луфтон». Луфтонами или волчатами зовутся дети масонов. У меня трое детей. И мне сложно не думать или не говорить о них.
Слово «Луфтон» часто возводят к архаичному английскому термину LOWTON (лоутон), производному от LOW (лоу) в значении «маленький», «скромный». Другой смысл, влившийся в понятие «Луфтон», — инструмент оперативного масонства, изображавшийся на старых английских Табелях градуса Ученика и называвшийся LEWIS (льюис), или LEWISSON (льюисон). Это ни что иное, как опора для рычага или устройство для рычажного подъёма предметов вверх. Сам инструмент состоит из пары клиньев типа «ласточкин хвост», снабженных крючком или кольцом. Когда он вставляется в отверстие в большом камне, крюк или кольцо расправляется и надежно фиксирует клинья в камне, так что его можно поднять с помощью вышки, не обвязывая его веревкой или цепью. Чем тяжелее камень, тем надежнее в нем застрял «Льюис/Луфтон». Из этого оперативного инструмента произошел спекулятивный инструмент, поскольку Льюис стал символом силы в древнеанглийских ритуалах.
Допускаю свою невнимательность и неосведомлённость в изучении этого вопроса, но так и не нашла глубоко разбора, почему стал применяться именно этот термин. Но в моём воображении он вполне обоснован.
Приходя на работы в Ложу, каждый из нас находится под надзором других братьев и сестёр, стремиться быть «истинным» масоном, следя за своими словами и действиями. Но что же происходит дома? Допускаю, что каждый из нах так или иначе позволяет себе расслабиться.
Но что делать, если дома – один или несколько волчат-луфтонов, которые знают, что их родитель масон, находятся в сознательном возрасте, пусть поверхностно, но знакомы с масонством, а в подростковом возрасте все норовят заметить немасонские поступки родителя?
Получается, что луфтон в доме масона – это дополнительный, весьма сильный инструмент, который заставляет тщательнее работать над собой, так как приходится быть примером всегда и во всём. Быть учителем, наставником и воспитателем. Становятся невозможными допущения и послабления в поведения, ибо дети – зеркало своих родителей.
Проблема отцов и детей в литературе и мифологии чаще представлена со стороны конфликтов. Спокойные и ровные отношения не интересны читателю. Уроки таких отношений сложно вычленяются из общей картинки. Для примера я взяла хорошо знакомую всем нам историю Егора Егоровича Тетёхина, а конкретнее – едва заметную линию повествования о его сыне – Жорже.
«Жорж — юноша недурной, без прыщей, но только не русский.» — так говорится о нём в повести. Абзацем ниже прямо указано, что сын Егора Егоровича масонской деятельностью отца не интересовался. В ткани повествования чувствуется безразличие сына по отношению к отцу – он больше занят делами молодыми, и, скорее разочарование и смирение с инаковостью сына у отца.
Пережив ряд не очень радостных событий под закат жизни, Егор Егорович вынужден сменить суетный быт Парижа на жизнь в маленьком домике загородной дачки, выращивая свой сад, в котором необычно хороша роза «мисс Эллен Вильмо».
А что же Жорж? В конце повести о нём отец говорит: «Жорж неплохой мальчик и очень рассудительный…». Он стал инженером и получил хорошую должность в Марокко, куда отправился с матерью.
С этого момента повествование сияет спокойствием, уверенностью и радостью. Егор Егорович теперь свободно берёт под крыло бездомного профессора Лоллия Романовича и полностью посвящает себя своему саду и масонству. Теперь в нём есть уверенность в завтрашнем дне и повод для радости. Как такое могло произойти? Сквозь всю книгу проходит описание того, как после посвящения вокруг мир Егора Егоровича меняется, преображается. Эти изменения не могли коснуться и Жоржа.
Но в нашей Ложе стоит упомянуть у другой истории отношений отца и сына.
Осирис – по легенде основоположник цивилизации, подаривший людям религию и научивший их обрабатывать землю и положивший конец варварству, чем вызвал ревность своего старшего брата Сета, который и убил Осириса. Исида зачинает от мёртвого тела брата-мужа (по одной из версий) и рожает сына Гора, который мстит за смерть отца. Он убивает Сета и воскрешает Осириса, дав проглотить своё око. Но Осирис отказывается от земной жизни и уходит в Мир Мёртвых — Аменти.
Про них говорят: Осирис есть вчера. Гор есть сегодня. Тем самым подчёркивая, что в Горе живёт бессмертие, вечность.
Гор – «Небесная Высь», земное воплощение энергии Солнца, возвышенный, взмывший (он же сокол). Здесь прослеживается прямая аналогия с функционалом льюиса – устройством для подъёма груза, опорой для рычага, основой, на которую можно положиться. Он поднял отца из мёртвых, и сам стал одним из могущественнейших Богов – опорой Осириса и Исиды. Его образ – один из древнейших образов сыновей-героев, мстящих за отца и становящихся сильным и справедливым правителем для своего народа.
Рычаг, вложенный в руки масону, становится, порой, малоприменимым и малозаметным инструментом. Нам нужен правильный камень, получить который можно оттёсывая его, но не поднимая. Но обработав свой внутренний камень, имея маленьких соглядатаев-льюисов рядом, можно ещё и подняться. Приподняв при этом и их, так как очень надеюсь, что и у меня получится воспитать из них если ни хороших масонов, то хороших людей.
Dixi