Большую часть информации, исходящую из внешнего мира, подавляющее большинство людей воспринимает при помощи зрительного анализатора – глаз. Человек обладает цветовым зрением, и важность цвета в жизни человека сложно переоценить. Не удивительно, что цвет был наделён глубоким и ярким символизмом, сравнимым по своей значимости с символизмом элементарных фигур: треугольника, квадрата, круга и др. Наиболее ярко символизм цвета проявил себя в живописи, геральдике и разнообразных ритуальных одеяниях. Основными и наиболее часто использующимися цветами являются: синий, зелёный, красный, чёрный, фиолетовый, белый и жёлтый. Белый и жёлтый часто не являются цветом как таковым, но обозначают металлы: серебро и золото соответственно.
Символизм цветов как правило несколько варьирует от культуры к культуре, хотя на мой взгляд, ядро смысла, его архетипизм, всё равно остаётся единым, но меняются аспекты и образы его ретрансляции.
Единство образов и символов цвета, их архетипичность, обуславливается прежде всего наблюдением за миром, и вычлинением качеств объектов интересующего цвета с последующей интеграцией этих качеств и непосредственно цвета. Иными словами, сам объект опускается, как бы удаляется из уравнения, а его качества и характеристики отождествляются с его цветом. Поскольку мы все живём формально в одном и том же мире, видим синее небо, зелёную траву и золотое солнце, то и образы, которые мы будем отождествлять с цветами будут в основе своей едиными.
Таким образом, цвет является практически универсальным языком, способом общения между очень и очень разными людьми, в том числе, живущими в разных исторических эпохах, что делает его незаменимым инструментом записи и передачи информаци.
Красный – это один из наиболее распространенных цветов во всех известных культурах. Красный цвет использовался в ритуалистике человеком, наверное, с того времени, когда существует сам человек. Красные пигменты легко добывать и использовать. Считается, что первым пигментом, использованным человеком в доисторических наскальных рисунках, была красная охра (смесь глины и минералов оксида железа). Помимо охры, человек активно использовал киноварь (сульфид ртути (II) ) для получения разнообразных красных оттенков. И, конечно же, человек использовал собственную кровь или кровь зверей. Широкое распространение красных пигментов оставило обширный и глубокий отпечаток в культуре человечества.
Что каждый человек может видеть красного цвета? Очевидно кровь. И главным образом из этого проистекает символизм красного цвета. Кровь находится в норме внутри животного, и, если по каким-то причинам кровь оказывается вне тела, это указывает на угрозу для жизни. Таким образом, красный является символом Жизни, той самой энергии, что заставляет функционировать наши смертные, бренные тела. Жизнь – это очень широкое понятие, и то любое, что как-то с Жизнью связано, может быть обозначено именно с помощью красных оттенков:
Также в красный и близкие к нему оттенки человек видит, смотря на пламя. Пламя не может быть спокойным, огонь – это всегда хаос и разрушение. И здесь стоит отметить, что все вышеперечисленные аспекты, а именно ярость, триумф, жертвенность, страсть и радость, характеризуются не плавным неспешным существованием, но яркой вспышкой, избытком чувств, часто их неконтролируемость. Часто эти явления, будучи в переизбытке, приводят к губительным, разрушительным последствиям, и здесь проявляется обратная сторона жизни – смерть. Жизнь и Смерть неотделимы друг от друга, и невозможно говорить о жизни, не помня о смерти.
Таким образом, красный отождествляется с фундаментальной приземлённой материальностью. Это бесспорно “животный” цвет, далёкий от рациональности. В том, что красные пигменты – самые древние, мне видится особо символичным, ведь человек рождается животным, которому необходимо и достаточно для жизни удовлетворять свои телесные потребности, и только последующее духовное развитие делает из него Человека.
Зелёные пигменты использовались человеком не слишком активно, так как получить хороший зелёный оттенок было затруднительно, однако, в древнем Египте и Риме зелёный цвет ценился очень высоко. Для получения зелёных красок использовали измельчённый малахит, позже – медьсодержащие минералы и смесь желтой охры и азурита. Для окрашивания одежды применяли в основном краски растительного происхождения: отвары листьев, коры, корней растений, но краска быстро выцветала. Для более дорогих тканей применялась технология последовательного окрашивания: сначала в жёлтый с помощью шафрана или Резеды Жёлтенькой, затем в синий с помощью вайды или индиго.
Растения, так или иначе, растут во многих уголках нашей планеты и, практически каждый человек видел хоть раз зелёное растение. Растения часто выступают в качестве экосистемообразующие организмы: они служат пищей и домом для многих животных, в том числе и людей. Кроме того, растения – это продуценты, это первичное сырьё, которое можно переработать и получить орудия, одежду, жилище, и лекарства и тд. Таким образом, материальное благосостояния человека напрямую зависело от количества растений вокруг. Отсюда зелёный цвет и получил символ материального Благосостояния. В Древнем Египте зелёный цвет ценился очень высоко. Считалось, что зелёный оберегает от несчастья и помогает усопшему в загробном мире.
Зелёными часто бывают незрелые плоды, отсюда появляется символ молодости, незрелости, начала.
Когда человек освоил торговлю (обмен материальными благами), зелёный стал ассоциироваться с хитростью, обманом, а в высшей точке этого аспекта находится символ яда, отравления, предательства. Зелёными, или представлялись различного рода мифические существа: драконы, феи, и др. В зелёный облачались представители купечества и дворянства, а в Китае до сих пор выражение “надеть зелёную шляпу” означает измену супруга.
Двойственность символов зелёного цвета видится мне не случайной. Материальное благосостояние всегда ценилось высоко и люди к нему стремятся, однако же нередко изобилие материальных благ отравляет души людей.
Синий – это один из наиболее поздних цветов, которые начали использовать люди. Синие пигменты делали преимущественно из лазурита — полудрагоценного камня. Цветное синее стекло получали при помощи синего кобальта, а ткани красили индиго, полученным из листьев одноимённого растения или вайды. Все эти пигменты объединяет сложность их добычи, производства и применения, что обусловила редкость этого цвета в искусстве. Конечно, были и другие, более дешёвые красители, но со временем они теряли свой цвет и становились зеленовато-чёрными. Так, долгое время синий оставался незначительным и второстепенным цветом, однако позднее, уже в период средневековья и ренессанса, когда пигменты стали более доступными и их начали использовать чаще, синий приобрёл дополнительную сакрализацию.
Каждый, кто способен видеть, видит синее небо. Если человек посмотрит вдаль, он увидит, что объекты пейзажа по мере удаления теряют детали и синеют – пространство поглощает их (это явление называется воздушной перспективой). Таким образом, синий выступает символом небес, воздуха, пространства, глубины. Небо ассоциируется с чем-то высоким, недостижимым, пространным и всеобъемлющим. Этими же качествами обладает Божество, и различного рода Духи. Поэтому синий ассоциируется с Божественностью, Духовностью, Душой. Именно поэтому в христианской традиции изображают одежды Девы Марии окрашенными в синий цвет.
Небо синее, когда оно чисто и спокойно, поэтому синий также является символом спокойствия, и, как следствие, разума, холодной логики, аналитики. По этим причинам в убранстве масонского Храма и масонских облачениях преобладает прежде всего синий и его оттенки: это символ стремления к Богу, причём по большей части через Знание, размышления, осмысления.
Также, каждый, кто способен видеть, видел воду, которая имеет преимущественно синий оттенок. Вода текуча, плавна, способна приспособиться. Вода, так же, как и небо, обычно холодна, но всё же подвижна. К слову, вода синяя, потому что отражает небо. Отсюда проистекают следующие значения синего: восприимчивость, чувствительность, чувственность, смирение. Чувственность здесь, как парадоксально бы это не звучало, спокойная: это эмпатия, милосердие, сострадание, любовь (напр. агапэ) и др.
Таким образом, синий цвет является апогеем нематериальности, духа и возвышенности. Синие пигменты – самые дорогие и наиболее поздно появившиеся у человека. В этом заключён особый символизм, отражающий сложность и тернистость духовного поиска с сопутствующим аскетизмом и смирением и даже скорбью: во многих знаниях – многие печали, преумножая знания, преумножаешь скорбь.
Фиолетовый цвет был достаточно распространён в древности. Для рисования использовали минералы марганца. Чуть позже, для окрашивания тканей, начали применять пигменты, полученные из морских брюхоногих моллюсков, реже – иглокожих. Добыча таких пигментов была трудозатратна и требовала глубоких знаний биологии. Так, фиолетовые ткани были очень редкими и носили их исключительно высшие сословия. Художники фиолетовых пигментов не использовали, и фиолетовую краску они получали путём смешения синего и красного.
Я долго размышляла на тему того, что фиолетового цвета может видеть практически каждый человек? На ум приходили цветы, ягоды, некоторые овощи и фрукты, минералы, но это всё совсем не то: эти объекты бывают и других цветов, причём намного чаще, чем фиолетового. Это обстоятельство ставило меня в тупик, как вдруг я поняла, что в этом как раз и суть фиолетового: фиолетовых объектов в жизни не так много и это делает его цветом особенным, исключительным. Фиолетовый привлекает внимание, интригует. Мы находим фиолетовые объекты необычными, наделяя фиолетовый символом необычности, редкости и даже эксцентричности. Кроме того, традиционно фиолетовый считается “цветом королей”, так как фиолетовую ткань могли себе позволить только очень и очень богатые люди, или люди, занимающие какие-то особые, исключительные должности. Так фиолетовый приобрёл символ могущества, роскоши, человеческой власти. Эти два символа очень удачно связаны между собой. Людей, занимающее особое положение в обществе, или людей, которые имеют много денег в нашей жизни немного и положение таких людей часто провоцирует их на эксцентризм.
Интересно заметить, что в популярной культуре современности всё, что связано с магией и эзотерикой так или иначе привязано к фиолетовому цвету. Мне видится это не случайным, ведь магия – это практически синоним “необычности”.
Желтый – это ещё один из наиболее ранних пигментов человечества. Желтая охра использовалась для получения жёлто-коричневых красок, для более холодных оттенков использовали соединения свинца и ртути. Ткань красили куркумой или Резедой. Также известным красителем является Гамбоджи, дающий на ткани насыщенный жёлто-оранжевый цвет.
Жёлтым часто обозначали золото, и в качестве своеобразной краски иногда использовалось и само золото.
Золото – это драгоценный металл. Золото – это символ власти, ведь обычно у кого больше золота, тот имеет больше влияния (опустим моральный аспект этого). Поскольку золото всегда представляло для человека ценность, то по большому счёту золото превратилось в синоним ценности и в высшей степени идеала. Широко известны такие выражения как золотая середина, золотое слово, золотой человек.
Кроме того, золотом и жёлтым цветом часто обозначали солнце. Солнце – это не только свет и тепло, это прежде всего энергия, дающая жизнь. и здесь можно с уверенностью говорить о символах плодородия, урожая и процветания.
Таким образом, желтый видится “мужским” цветом, воплощая в себе аспекты преимущественно отождествляемые с мужским началом.
Чёрный цвет был распространён и популярен не меньше красного. Чёрные пигменты получали путём сжигания всякого, главным образом древесины. Иногда в сажу добавляли другие пигменты, например, охру, для получения более плотных оттенков.
Черный нельзя назвать цветом в обычном его понимании. Чёрный – это и отсутствие цвета и света. Когда человек не видит свет? Когда закрывает глаза или наступает ночь. Поэтому очевидна связь чёрного цвета и снов.
Сны – это мало того, что крайне интимная для каждого человека вещь, но она ещё и очень символична. Сон – это то время, когда наше сознание малоактивно, и подсознание активно разговаривает с нами. Подсознание мудро, таинственно и разговаривает на языке символов. Не удивительно, что как само состояние сна, так и сновидения, и, как следствие, чёрный цвет, жестко ассоциированы с эзотеризмом, потусторонними мирами и сущностями.
Сон часто называют “маленькой смертью”. Так же на смерть указывает способ получения чёрных пигментов – сжигание (уничтожение). Что мы знаем о смерти? На самом деле мы знаем очень мало. Для нас смерть – это большая тайна, и “знания о смерти” на самом деле не знания, а результат Веры, часто религиозной. Смерть в западных культурах носит преимущественно отрицательный характер. Смерть – это что-то плохое, даже непристойное, умершему человеку принято сочувствовать, а его близким – носить траур. Интересно заметить, что в Древнем Египте верили что мирская жизнь – это лишь малая часть жизни, и начинали приготовление к загробной жизни очень рано и, в общем-то, с радостью. Поэтому они относились к чёрному цвету очень тепло.
Таким образом, чёрный цвет символизирует прежде всего то, что не относится непосредственно к жизни в её классическом понимании: смерть, потусторонние миры, силы и сущности, и сопутствующие им скорбь, траур, утрату.
Ранее я упомянула, что чёрный цвет – это отсутствие цвета и света. К объяснению этого утверждения можно подойти с двух разных сторон: физической и художественной. Физическое пояснение заключается в том, что чёрные объекты поглощают все цвета и не отражают никаких. Скорбь, утрата и сама смерть – это есть некие поглощающие, принимающие сущности, ровно как и чёрный цвет с точки зрения физики. С точки зрения художественного представления, чёрный относится к ахроматическим цветам, то есть, как бы это не звучало парадоксально, это цвет, в котором отсутствует цвет, и смысл ахроматических цветов в том, чтобы показать тон. Тон в цветовой теории – это термин, обозначающих количество света, то, насколько оттенок светлый или тёмный. Светло-синий и тёмно-синий – это один и тот же оттенок, но разного тона. Таким образом, чёрный цвет – это именно отсутствие света, что хорошо соотносится с символизмом забвения и пустоты.
В заключении рассуждений об этом цвете мне лишь остаётся только напомнить присутствующим / читающим о смерти.
Разнообразия белых пигментов у человечества не было до появления синтетических красителей в качестве белого пигмента использовался карбонат кальция, или по-простому известь, мел. Известь можно использовать как в сухом виде, непосредственно в виде спрессованных брусков, так и в виде краски, для изготовления которых известь вымачивалась определённым образом, а затем смешивалась с основой: маслом, яичным белком и др. Отбеливание тканей происходило в два этапа. Сначала ткань хорошенько выстировали, а затем оставляли выцветать на солнце.
На белых вещах хорошо заметны какие-то дефекты и пятна, поэтому белый цвет отождествляется с чистотой: как физической, так и духовной. В мирском плане типичные белые объекты – это полотенца, постельное бельё, одежды врачей (стали таковыми, когда люди поняли важность стерильности) и др. Духовную чистоту, например, в масонстве выражают ношением белых перчаток.
Высшую точку чистоты можно воспринимать как пустоту, но пустоту не в значении забвения, но в значении отправной точки, потенциала, начала. Этот аспект белого делает белый поистине мужским цветом.
Тем не менее, белых объектов, которые видели бы большинство людей, в мире не так много, и главным образом белым может представиться даже не вполне объект, но Свет. Символизм света поистине глубок и за последнее время о нём было сказано уже предостаточно, но вкратце – свет можно представить как проявление Божественного в мире. Это не та статичная божественность, о которой я говорила, размышляя о синем цвете, но именно проявление божественности, активное начало, импульса, потенциала. Той самой энергии, толчка, инициирующего Жизнь.
Белый, как и чёрный – это ахроматический цвет и обозначает он максимальное количество света. Более того, белые объекты отражают все цвета, что подчёркивает его природу отдавать.
В контексте белого можно немного порассуждать о масонском символизме. Помимо белых перчаток, в масонском одеянии присутствуют белые фартуки. У учеников и подмастерьев фартуки чисто белые, дабы подчеркнуть начало их пути. У более высоких градусов фартуки тоже белые в основе, но имеющие определённые детали. Тем не менее, белая основа фартуков видится также символом начала и ученичества, потому что процесс обучения и познания не прекращается никогда.
Интересно заметить, что у учеников запон фартука поднят, а у градусов выше – опущен. Запон имеет форму треугольника и, таким образом, поднятый запон (треугольник, направленный вершиной вверх), означает обращение масона наверх: к высшим градусам и Богу, что вполне логично для ученика. Начиная с подмастерья, масон уже накопил какое-то количество знаний и может выступать в роли ретрансляции этих знаний, поэтому, с этого градуса запон опущен (треугольник направлен вершиной вниз). Треугольники, имеющие разное направление – это традиционный символ стремления человеком к Богу, или стремление от Бога к человеку.
Цвет – это важная часть жизни человека. Человек изучал цвет, взаимодействие оттенков, их гармоничность и особенности смешения цветов с того времени, как человеку стали доступны пигменты. На сегодняшний день существует огромное количество цветовых систем, в которых цвета при смешивании друг с другом дают разные результаты. Однако, цвета в природе не существует. Существуют электромагнитные волны разной длины, которые воспринимаются сенсорной системой человека и небольшой спектр этих волн человек воспринимает как цвет. Таким образом, цвет – это исключительно продукт восприятия и, на самом деле, совсем не факт, что все люди воспринимают цвет одинаково: одна и и та же длина волны может видится разными людьми по-разному, однако каждый человек с нормально функционирующим зрением поймёт, что такое красный или синий, потому что они видели одни и те же красные и синие объекты. Люди условились, что цвет неба будет называться синим, а цвет крови – красным. Так цвета наделились архетипичностью, ведь вне зависимости от индивидуальных особенностей восприятия человек понимает и чувствует символизм цвета.