Язык бессилен. Слова — лишь шифр. Но кто может прочесть тайну?
Язык символов — всемирный язык, одинаковый для всех народов во все времена. По мнению Юнга, символы рождаются в подсознании спонтанно, и создать их осознанно невозможно. «Символ есть комплекс человеческих представлений взятых в наиболее чистой форме, т. е с наименьшей примесью влияний от вне лежащих факторов» — пишет В. Шмаков. Это все и делает символы универсальным языком мистерий. Языком способным донести до нас Знания и Мудрость через сонм веков. Элифас Леви писал: «Через завесу всех архаических и мистических аллегорий, древних учений, сквозь мрак и причудливые испытания всех Посвященных … в странных эмблемах наших древних алхимических книг, в церемониях приема, практиковавшихся всеми таинственными обществами … повсюду мы находим следы Единой Доктрины, повсюду тождественной, повсюду тщательно скрываемой». Я думаю, эта же Доктрина запечатлена и в символах карт Таро. А имея в виду ту тождественность, о которой писал Леви, можно на анализе карт Таро прояснить некоторые символы, которые например, встречаются при посвящении. Одно событие привело меня к этой мысли. Накануне опроса под повязкой, я, задавшись вопросом — допустят ли меня к посвящению, вытянула карту из колоды Таро. Ею оказался аркан Повешенный. Да, ответ был положительный т.к. одно из значений карты — посвящение. И только во время ритуала, когда мне на шею надели веревочную петлю, передо мной промелькнула эта карта, и возникли вопросы. А так ли очевиден и прост символизм этой петли как кажется? Почему символом посвящения является именно аркан Повешенный? Какая общая идея их объединяет?
Прежде всего, стоит отметить, что веревка достаточно древний символ. В индуистском мистицизме — это эмблема внутреннего пути и духовного просветления. У Египтян, шнур использовался как символ того, что кандидата ведут от тьмы к свету от незнания к знанию. Шеи друидов были украшены цепями при исполнении религиозных обрядов. Само слово религия происходит от слова «religare», что означает «связывать». Вебстер писал что, шнур на шее обозначал присягу или обет богам, обет который был священным у римлян. Абиссинские христиане получали при крещении синий шнур, который носили на шее. А на барельефе часовни в Рослине, построенной в начале 15 века, изображен ритуал инициации тамплиеров, где у кандидата на шее веревочная петля. Так или иначе, веревочная петля использовалась в ритуалах и имела глубокий мистический смысл.
Ты отделишь землю от огня, плотное от грубого осторожно и с большой тщательностью
«Очистить тонкое от плотного, в первой чисто внутренней операции, значит освободить свою душу ото всех предрассудков и пороков, а это достигается употреблением философской соли, т. е мудрости, ртути, т. е личной ловкости и работы и наконец, серы, изображающей жизненную энергию и пыл воли» — писал Э. Леви. Человек по своей природе двойственен. Включая в себя Высшее «Я» и животное начало, он должен подвергнуться преобразованию. То, которое можно сравнить с процессом «separatio», описанным Эдингером в книге «Анатомия психе». Он пишет, что separatio может быть выражено так же образом смерти или убийства. Цель separatio в том, чтобы достигнуть состояния неделимого, т. е индивида. С психологической точки зрения итогом separatio путем разделения на две части является осознание противоположностей. Это важнейший признак возникновения сознания. Операция separatio являет собой очищение предшествующее coniunctio; «Определенное очищение вещи предшествует работе совершенного приготовления, которую некоторые называют очищением (mundificatio), другие исправлением, третьи промыванием или сепарацией» — фон Франц. Об этой необходимости может говорить петля на шее при посвящении. А что интересно главу, посвященную 12 аркану (Повешенный), Элифас Леви назвал Великое Делание. Сама фигура Повешенного изображена так, что представляет собой перевернутый треугольник, оканчивающийся крестом – что является символом выполненной Великой Работы. «Совершенствование своего Я есть Великая Работа, начало и конец мудрости. Усовершенствованное Я — есть совершенная Жертва и завершение Великой Работы» М. Холл. Отсюда мы переходим к идее Жертвы, еще одно из значений аркана Повешенный.
Тот, кто совершенен, являет собой величайшую пользу для других, величайшее благо для себя и самую приемлемую жертву Всевышнему
В древности было принято предлагать жертву Богу в знак религиозного рвения. Считалось, что такое возложение жизни на алтарь искупления приятно Господу. Принесение в жертву животной части человеческой природы. Какая- то часть нашей личности должна умереть. И это наша жертва. Без этой жертвы мы не можем достичь искомого. Успенский писал «Чем больше жертва человека, тем большей будет его сила. Сила пропорциональна жертве. Тот, кто в состоянии пожертвовать всем, сможет сделать все». В древности, академии Мистерий предлагали мудрейшим и лучшим из людей покинуть бренную тень суетности и посвятить себя трудам истинно вечным» — пишет М. Холл. Таким образом, ели мы ничем не жертвуем, мы ничего не приобретаем. Как призывал В. Шмаков — «Для успешного движения по страдной стезе искателя Истины, нужно всем пожертвовать, все претерпеть, ни перед чем не останавливаться, ничего не бояться, ничему не верить, кроме внутреннего голоса сердца». На карте Повешенный изображен с безмятежным выражением лица, что показывает нам внутренне значение карты — это не наказание, а добровольная жертва. При Посвящении, надевая петлю на шею, не хотим ли мы показать, что готовы произвести в себе Великое Делание, отделить грубую нашу часть от тонкой, и это грубое, низшее «я» принести в жертву высшему «Я». Тем самым став Посвященным — Великой Жертвой Богу?
И я услышал Голос, который говорил мне: Смотри! Это человек увидевший Истину
«Он еще человек, но уже знает многое, что недоступно даже богам. Несоответствие великого и малого в душе — это и есть его казнь и Голгофа.
В его собственной душе возвышается высокая виселица, на которой он висит и страдает, как бы перевернутый вниз головой. Он сам избрал свой путь. Ради этого ОН шел долгой дорогой от испытания к испытанию, от посвящения к посвящению, через неудачи и падения. И вот, наконец, он обрел Истину и познал себя» Так описывает аркан Повешенный, К. Успенский. Посвящение — это переход сознания в высшую плоскость. Оно преобразовывает все существо человека. Его сознание становиться другим. Обряды и мистерии древности и ритуалы посвящения сегодняшние — являют собой воспроизведение глубочайших процессов, совершающихся посвящением в душе человека.
«Если ты не можешь стать подобным Богу, ты не можешь его понять. Подобное понимает подобное. Возвысь себя на высоту бесконечную, возвышающуюся над всеми телами, походящую через все времена, сделайся вечностью, и ты поймешь Бога». Гермес Трисмегист.
Возвысь себя на высоту бесконечную, возвышающуюся над всеми телами
Эта фраза Гермеса особенно интересна. Именно то, что на карте фигура человека висит в воздухе, дает некоторую разгадку. Повешенный вист в воздухе, он лишен точки опоры. При посвящении человек меняется, он становиться отличным от остальных тем, что уже не так привязан к земному. Его жизнь, его устремления, уже находятся в Высших планах, но он как бы завис между двумя планами т.к. все еще принадлежит земле, как человек имеющий тело. И это же тело дает ему возможность вознестись в мир Высший. Поэтому повешенный самая удачная аллегория для этого. Воздух промежуточное звено между небом и Землей. В Египте — Шу был воплощением воздуха, это он разделил Геба (Землю) и Нут (Небо), и Посвященный в образе Повешенного, уже не являлся дитем Геба, но и еще не стал дитем Нут. Он повисал в Шу — Божественном Разуме. «Обряды с подвешиванием (помещением индивида в сакральном пространстве, между небом и землей) известны во многих уголках земного шара и часто имеют своей целью обретение некоего тайного знания» — Шеллир. Как тут не вспомнить скандинавского бога Одина.
«Знаю, висел я в ветвях на ветру 9 долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых»
Один сам себя приносит в жертву и, провисев 9 ночей на мировом древе Иггдрасиль, утоляет жажду священным медом из рук деда по материнской линии великана Бёльторна и получает от него руны — носители мудрости. Это жертвоприношение представляет собой обряд инициации. С Одином сравнивают кельтского Бога Езуса. Это бог Воздуха, которому во время ритуалов приносили в жертву повешенных. Его имя переводят как «добрый бог». Римляне считали его одним из трех главных кельтских богов. На алтаре, под собором Нотр-Дам, есть его изображение в виде дровосека, валящего дерево. Имя этого Бога и род занятия, конечно же, вызывает ассоциации с Иисусом, принесшим себя в жертву через распятие на деревянном кресте. Ключевым моментом жертвы Иисуса явилось воскресение его в новом качестве. Еще, римляне ассоциировали Одина и Езуса с Меркурием. Так же некоторые инициатические доктрины связывали Иисуса с Меркурием, в частности такое соотношение наличествует в эзотерическом исламе. Меркурий-Гермес является посредником между богами, воздушным богом, богом Мудрости и Разума, тайных знаний и символов. Он играет роль проводника, возвещающего людям о возможности преодолеть свою греховность и смертность и достичь бессмертия души. В индуизме его называют Буддхи — что означает Небесный Интеллект, Логос. В человеке он выражает духовную душу. Надевая веревку на шею при Посвящении, мы обязуемся не только духовно преобразовать себя и принести в жертву, но и стать посредником, Великой Душой, мостом, между миром Разума и земным миром, используя те знания, которые стали нам доступны.
Я сказала.