


Катехизис 1-го градуса:
В – Каковы обязанности Вольного Каменщика?
О – Бежать Порока и упражняться в Добродетели.
Масонская работа заключается в «рытье могил порокам и возведении алтарей добродетелям», в чём смысл этой символической фразы, как постижение этого смысла должно выражаться в повседневной жизни Вольного Каменщика?
За этой символической фразой скрывается идеал правильных человеческих отношений. Это идеал правильных отношений человека с Богом, человека с человеком, и человека с единицами сознания дочеловеческих царств (минерального, растительного, животного). Но самая животрепещущая и болезненная наша проблема, конечно, отношения человека с человеком. Идеал этих отношений явно не воплощён ещё в полной мере человечеством, за доказательствами неустроенности, хаоса, неудовлетворённости нужды, несоответствий, конфликтов и противоборства далеко ходить не надо. Неправильные человеческие отношения во всех сферах человеческой деятельности – семье, труде и экономической деятельности, политике, церковной жизни, науке и искусствах – выявлены сейчас настолько ярко, так раздражают и лезут в глаза, что хочется сбежать. Только сбежать-то не получится, это наш мир, наши отношения, и наводить порядок здесь нам. Человечеству, как планетарному ученику, придётся вычистить эти «Авгиевы конюшни» как это сделал в своё время ученик Геракл на пути к посвящению.
Что значит ПРАВИЛЬНЫЕ отношения? Как отличить их от неправильных? Ведь мы как-то это делаем, делаем каждый день, по множеству поводов выносим своё суждение: «это правильно», а «это не правильно», «это хорошо», а «это плохо», «это добро», а «это зло»? «ПРАВИЛЬНО» — это как? Эта пока не вполне и не в совершенстве проявленная потенциальная способность человека различать правильное и не правильное, а потом правильное от ещё более правильного, основывается на факте внутреннего Бога. Для тех, кто предпочитает философскую терминологию – Бога Имманентного. В нас есть эта способность сличать с одной стороны проявленное физически, и с другой стороны запланированное, зафиксированное в Чертежах и Планах Великого Архитектора Вселенной, но ещё не проявленное, и потом выносить своё суждение об их соответствии или не соответствии словами: «правильно» и «не правильно». Итак, есть План, который предназначено реализовать Человечеству, и создан он не в Человеческом царстве. Способ же развития Человечества – это познавательное осуществление этого Плана, сознательное соучастие в его реализации на физическом уровне нашей ежедневной жизни – это то, что мы называем словами «эволюция Человечества».
Непосредственно предстоящий для Человечества шаг – это осмысление, осознание Плана правильных человеческих отношений для его последующей реализации. Одно из слов, выражающих на настоящий момент широту осознания идеала правильных человеческих отношений, — «ПРОЩЕНИЕ».
Насколько осмысленно мы используем это слово?
Мы часто просим прощения у Бога и у ближних своих, но часто ли слышим отклик на эту нашу мольбу? Не потому ли, что плохо осмысливаем то, чего просим?
Заглянув внутрь себя, отследив смысл просьбы о прощении, можно обнаружить, что мы обращаемся с этой просьбой так, будто мы осуждены и на нас наложена вина, и мы просим снять с нас эту вину. Если мы так обращаемся к Великому Архитектору Вселенной, значит мыслим, что ОН осудил и обвинил нас. Таково наше помрачение. Может ли Творец и Человеколюбец, Тот, кто заповедал нам «не судите, да не судимы будете», сам осуждать и обвинять человека? За обвинением следует наказание, наказывает ли человека его Творец? Нет, дорогие мои, это мы, люди, по неспособности постичь отношение нашего Творца к нам приписываем Ему то, что нам привычно и знакомо, наше человеческое отношение к ближнему своему. Если мы так обращаемся к нашему Творцу за прощением, мы свидетельствуем о собственном неверии в то, что Он любит нас, не обвиняет, и не наказывает нас, а учит правильным отношениям между Творцом человека и самим человеком, и между человеком и человеком. «И знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Второзаконие гл. 8:5).
Как же тогда понимать слова Символа веры христианской: «И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым…»?
Может ли Творец осуждать творение своё? Может ли Творец человека судить в человеческом понимании этого слова: искать вину творения своего, возлагать вину на творение своё, отпускать ему вину, то есть прощать? Не Творец ли отвечает за творение своё?
Те, кто не привык осмысливать произносимые слова, могут спросить: так что же, не просить у нашего Создателя прощения, вычеркнуть слова «Господи прости» из наших молитв? Нет, дорогие мои, слова оставим, но потрудимся, наполнив их более близким к истине смыслом, преобразимся преображением ума нашего.
Итак, прощение, как отпущение вины – это неправильные человеческие отношения, несовершенные отношения людей друг к другу. Только неправильно относящиеся друг к другу люди 1) судят друг друга, то есть ищут вину; 2) осуждают, то есть возлагают вину друг на друга; 3) «прощают», то есть отпускают возложенную друг на друга вину. В этом смысле, Великий Архитектор Вселенной, который любит нас так, как мы не можем любить даже самого себя (а ближнего своего?), не прощает нас, ибо не судит нас и не возлагает вины на нас. Спаситель и Сам не осуждает, и нам заповедал: «не судите, да не судимы будете». ПРОСТОЕ соблюдение заповеди Создателя «не судите», избавляет нас от СЛОЖНОЙ цепочки отношений суд – осуждение – снятие вины.
Но может быть правильные человеческие отношения не должны заканчиваться снятием вины? Если представить мир, где человеческие отношения не заканчиваются прощением, то мы увидим немедленную смерть такого мира, захлебнувшегося в волне нескончаемой мести до полного самоуничтожения человечества. Но поскольку наш мир всё ещё существует, значит, мы всё-таки прощаем. Даже если мы, люди, наказываем наших братьев, мы всё равно прощаем их после исполнения наказания. Человеческое наказание – это наш способ саморегуляции внутри Человеческого царства, наш способ выработки единого сознания Человеческого царства. Но в итоге после наказания всё равно прощаем нашего брата-человека, как «избывшего вину», то есть того, кому дали возможность понять, осознать, что можно и по-другому, лучше и правильнее строить отношения друг с другом.
И мы приходим к выводу:
Значит прощение неизбежно!
Зачем тогда усложнять: судить, обвинять, снимать вину? Не ПРОЩЕ ли ПРОСТИТЬ сразу, признав несовершенство друг друга, несовершенство и моё, и моего брата-человека, несовершенство и моё, и ближнего моего. Не ПРОЩЕ ли ПРОСТИТЬ и вместе двигаться к совершенству, к правильным человеческим отношениям? Конечно проще, но при одном условии: ВСЕ признают своё несовершенство, ВСЕ осознают необходимость двигаться к совершенству ВМЕСТЕ. Такое возможно, если Человечество осознаёт себя как единое целое, как единый организм, с общим предназначением, общей судьбой, общим будущим. Но реальность сильно отличается от этого идеала. Кто-то из братьев-людей в помрачении эгоистического самоутверждения считает, что ради его блага другой человек может умереть, следует убийство, война, геноцид. Кто-то из братьев-людей в помрачении эгоистического самоутверждения считает, что он лучше распорядится энергией денег, чем его ближний, следует воровство, мошенничество, коррупция. Кто-то из братьев людей в помрачении эгоистического самоутверждения считает, что ради удовлетворения его страсти кто-то может и пострадать, следует изнасилование, садизм, пытки моральные и физические. И в мире, наполненном и всем этим, а не только высоким, чистым, прекрасным и духовным мы с вами, Любезные Братья и Сёстры Вольные Каменщики, живём. И мы наших братьев-людей судим, осуждаем, определяем и исполняем наказания, пусть и, веря, что наказуемый способен осознать другой, более совершенный способ отношений между людьми. Мы используем насилие, чтобы привести людей к правильным человеческим отношениям. Мы не смогли придумать ничего другого, кроме насилия, чтобы сообщить брату, что возможны другие – правильные человеческие отношения. Не пора ли придумать что-то новое и более эффективное, чем подавление личности брата? Кому предстоит сделать это, как не Вольным Каменщикам, декларирующим Свободу, Равенство и Братство?
Мгновенно привести Человечество к осознанию правильных человеческих отношений невозможно. А в масонской ложе мы можем культивировать, практиковать правильные человеческие отношения, для того, чтобы они впоследствии вышли за пределы ложи в мир единого Человечества. И один из аспектов правильных человеческих отношений – осмысленное прощение.
Когда мы осознаём смысл и причину заповеди «не судите» мы не запускаем, не оживотворяем сложную последовательность взаимоотношений «осуждение – обвинение – прощение», мы делаем отношения ПРОСТЫМИ, то есть ПРОЩАЕМ. И вдруг, нам открывается, что слово «просто» и слово «прощение» имеют один корень. И вдруг, мы вспоминаем, что Великий Архитектор Вселенной (так мы называем наше общее совершенство, к которому мы эволюционируем) «прост и не сложен», как утверждает христианская теология. И вдруг, нам открывается другой смысл слова «прощать» — делать простым, снимать друг с друга нагрузку сложных отношений и не возлагать друг на друга тяжесть вины, приближаться к Создателю по качеству простоты. И вдруг, открывается новый смысл заповеди Спасителя прощать брату моему «до семижды семидесяти раз» (Мф. 18:21-22), то есть бесконечно.
И становится понятно, что о прощении мы будем молиться нашему Создателю, но понимать под этим будем не снятие вины, а установление простых отношений между Богом и человеком, и между человеком и человеком. Будем понимать слово «прощение», не как существительное, а как глагол, как упрощение. Будем понимать прощение, как призыв к осознанию единства Человечества, с единой судьбой, единым будущими и общим путём к нему. Будем понимать прощение, как облегчение друг для друга тягот совместного единого пути.
И становится понятно, что суд Божий не страшен, так как этот суд – не определение вины, и не возложение вины. Может ли быть страх между любящим Создателем и любимым человеком? Не устрашает нас наш Создатель, Он не хочет, чтобы мы боялись Его, ибо не страхом берётся Царствие Небесное, а употреблением усилия постичь и принять в себя Великого Архитектора Вселенной, который есть Любовь. Простая Любовь — таково Его отношение к нам, людям, такова Его благодать, изливаемая на нас.
Dixi