Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

История масонства в документах

Переводчик и составитель Е.Л. Кузьмишин

Манускрипт Кука (1430)

Благодарение Богу, преславному Отцу нашему, Творцу и Создателю неба и земли, и всего сущего в них, за то, что ниспослал Он от сияющего престола Своего сие благоволение, дабы сотворить столь много вещей всяческим обладающих благом, человеком на пользу употребляемым. Ибо Сотворил он все сущее во служение человеку и в подчинение ему. Все вещи съедобные и благотворные по сути своей назначил он людям во пропитание. И того более – даровал он человеку ум и разум, и умение преуспевать в различных ремеслах и делах, дабы ему ими в мире заниматься и из них получать себе средства к существованию и изготавливать разные предметы, на свой вид приглядные пред Богом, и тем себе добывать пропитание и жизнь свою всячески облегчать. Описывать здесь все эти превосходные и искусные изделия, на письме или изустно, было бы чересчур долго, и посему не стану это делать и уклонюсь, однако же поведаю вам о некоторых из них, к примеру, имею намерение сообщить вам, как и почему была придумана наука Геометрия, и кто был славный изобретатель как ее, так и других нескольких ремесел, как о том пишут в Библии, а также в других историях.
Как я пообещал, поведаю вам ныне, как и почему возникла сия достойная наука Геометрия. Надлежит вам понимать, что есть в мире семь вольных наук, от которых произошли в мире семь других наук и ремесел, но особливо отмечать следует Геометрию, которая всем прочим наукам есть исток и матерь, какие ни возьми. Семь же наук суть:
Первая, также именуемая основанием всей и всяческой науки, — это Грамматика, которая учит, как правильно писать и говорить.
Вторая – Риторика, которая учит, как говорить изящно.
Третья – Диалектика, которая учит, как различать истинное и ложное, и также ее часто называют искусством Софистики, иначе – Логикой.
Четвертая – Арифметика, которая наставляет нас в науке чисел, умении считать и вести свои расчеты.
Пятая – Геометрия, которая наставляет в измерении, мерах и весах, да и во всех ремеслах.
Шестая – Музыка, и она нас учит искусству пения по нотам, написанным для голоса, а еще игре на органе, на трубе и арфе, и всем прочим делам, имеющим к этому отношение.
Седьмая – Астрономия, которая учит нас движению Солнца и Луны, и других звезд и планет на небесах.
Наше намерение состоит ныне в том, чтобы поведать, в основном, про то, как впервые появилась Геометрия и кто стали ее основателями. Как говорил я ранее, есть семь вольных наук, иначе говоря, семь наук, или искусств, которые в себе самих свободны, однако же все семь живут и здравствуют постольку лишь, поскольку делают это чрез Геометрию. Геометрия же определяется как измерение земли, ибо происходит название Геометрии от слова «гео», что по-гречески значит «земля», и от слова «метрона», что значит «мера». Вот таким образом это составное слово «Геометрия» значит «измерение земли».
Не дивитесь только таким моим словам, когда говорю вам, что все науки едино живы и здравы лишь посредством Геометрии. Ибо нет такого искусства, или же ремесла, доступного рукам человеческим, где бы не вершилась Геометрия, которая там есть главный фактор, иначе говоря, примечательная первопричина. Ибо если трудится человек руками своими, то применяет он то или иное орудие, а меж тем нет такого орудия, из никакого материала мира сего сделанного, какое бы не было, так его рассмотри или сяк, в той или иной степени, землею, которой суждено в землю же вновь возвратиться. Также не сыщешь такого орудия, которое не отличали бы мера и такая или другая пропорция. А пропорция есть мера, в то время как орудие есть земля, а Геометрия есть измерения земли. Вот и видим, что все люди живут чрез Геометрию.
Ведь все люди в сем мире призваны жить трудами рук своих.
И еще много тому доказательств мог бы я вам привести, что Геометрия есть наука, посредством коией всяк разумный человек живет, но и от сего уклонюсь, дабы излишне труд мой не затягивать.
А сейчас я расскажу про все это подробно. Надобно вам знать, что средь всех ремесел, которыми промышляет человек в сем мире, славнее всех каменщичество, и оно больше всех прочих берет от Геометрии, как гласит история, например, в Библии, и в «Магистре Истории», и в «Полихрониконе», хронике весьма достойной и достоверной, и в книге Беды, называемой «De Imagine Mundi», и в книге Исидора «Ethimologiarium», и у Мефодия, епископа и мученика. И многие другие говорили, что каменщичество есть главная часть от Геометрии, вот и думается мне, что можно так сказать, что она первой была придумана, как говорится в Библии, в первой ее книге «Бытие», в четвертой главе. И кроме того, все ученые писатели, доселе упоминавшиеся, с этим согласны. А некоторые еще более ясно и открыто это утверждают, а именно в Библии, в Книге Бытия.
Перед Ноевым Потопом, прямым родством по мужской линии от Адама в поколении седьмом, жил человек именем Ламех, и было у него две жены, и звали их Ада и Цилла. От первой жены, Ады, имел он двоих сыновей, Иавала и Иувала. Старший его сын и был первый человек на свете, кто открыл Геометрию и каменщичество, и стал он строить дома, и назван он в Библии отцом всех живущих в шатрах и в домах. И Каину был он мастером-каменщиком, и управителем всех работ, когда строил тот град Енох – первый град, устроенный Каином, сыном Адама, и им возведенный, чтобы затем передать его сыну своему Еноху, а ныне известен он под названием Ефрем. В том месте и были применены в первый раз наука Геометрия и ремесло каменщическое, и там и сложились как наука и как ремесло. Вот и можно сказать, что здесь и основание, и исток всем ремеслам и наукам. Также тот человек Иавал был наречен отцом пастухов. И в «Магистре Истории», и в «De Imagine Mundi», и у Беды, и в «Полихрониконе», и во многих других книгах говорится, что он первым стал делить землю и отряжать наделы, дабы каждому человеку знать свою землю и трудиться на ней. Так же разделил он и стада овец, дабы каждый знал своих овец, так что можно точно сказать, что изобрел он науку.
А брат его Иувал, или Тувал, первым придумал музыку и песни, как говорит Пифагор в «Полихрониконе», и вторит ему Исидор в своих «Этимологиях», в шестой книге которых пишет он, что Тувал был первым изобретателем музыки и пения, и игры на органе, и на трубе, а звуки эти впервые открыл он, слыша перестук молотков брата своего Тувал-Каина. И правдой будет сказать, как о том написано в Библии, в четвертой главе Книги Бытия, что Ламех от второй своей жены Циллы имел сына и дочь, и сына звали Тувал-Каин, а дочь звали Наама. И по «Полихроникону», некоторые говорили, что она стала женой Ноя, но так это или нет, мы в точности не знаем. Но про то надо знать, что сын его Тувал-Каин был изобретателем кузнечного ремесла и всех других ремесел, имеющих касательство к металлам, таким как железо и медь, серебро и золото, как пишут многие ученые мужи; а сестра его Наама открыла ремесло ткаческое, потому что до нее никто не ткал никакой материи, но только пряли и вязали, и что делали, в том и ходили, как уж могли. А когда эта женщина, Наама, придумала искусство ткачества, так оно с тех пор и осталось ремеслом женским.
И сии трое братьев и сестра ведали о том, что Бог отомстит за грех, огнем ли, водою ли. И крепко думали они, как спасти науки, которые они открыли, и вот стали они совещаться, собравшись вместе, и думали, сколь хватало им всем ума. И сказали они, что есть два вида камня таких свойств, что один не горит ни в каком огне, который называется мрамором, и второй, который называется лацером и не тонет в воде. И вот решили они начертать все науки, какие открыли, на этих камнях, дабы, ежели отмстит людям Бог огнем, камень мраморный не сгорел, а ежели водою, то второй бы не утонул. Стали они просить старшего брата своего Иавала сделать им две колонны из этих двух камней, из мрамора и лацера, и написать на тех колоннах все их науки и ремесла, которые они изобрели и создали, и он так сделал по просьбе их. Вот и можно теперь сказать, что он был мудрейший в науках, потому что он первый начал и исполнил все дела их перед Ноевым Потопом.
К счастью, зная о мщении, которое пошлет Бог, братья не знали, тем не менее, будет ли оно посредством огня или воды. Известно им было по одному пророчеству, что Бог пошлет либо одно, либо другое, а посему записали они свои науки на двух колоннах из камня. И некоторые люди говорят, что там они записали все семь наук на камнях, но я этого в точности не знаю. Но как понимали они в душе своей, что мщение грядет от Господа, так и пришло мщение от Него, и такой начался в мире потоп, что все и всё в нем утонуло, и все люди на земле умерли, только восьмеро выжили. Был там Ной со своей женой, и были три его сына со своими женами, и от тех трех сыновей весь мир вновь и пошел, а звали их Сим, Хам и Иафет. А потоп тот стали именовать Ноевым Потопом, потому что он и сыновья его были из того потопа спасены. И уж много лет после того потопа, как пишут в хрониках, нашли люди те две колонны, и еще пишут в хрониках, что великий ученый Пифагор нашел из них одну, а другую нашел Гермес-философ, и они потом учили людей тем наукам, которые так обрели и на колоннах прочли.
В каждой хронике и в любой истории, и у многих других писателей, и особенно в Библии сказано о строительстве Вавилонской башни, и в Библии, например, написано, в Книге Бытия, в ее пятой главе, и рассказано, как Хам, сын Ноя, родил Нимврода, который вырос и стал могучим человеком на земле, и крепким стал и сильным, как великан. Он был великим царем, и в начале его правления было Царство Вавилонское и в самом Вавилоне, и в Эрехе, и в Аренде, и Калхе, и в земле Сеннаарской. И вот этот Хам начал возводить башню Вавилонскую и наставил работников своих в искусстве каменщическом, и было у него много каменщиков, поболее сорока тысяч, и он любил их и много о них заботился. И пишут в «Полихрониконе» и в «Магистре Истории», и в других историях, и кроме того, в Библии, свидетельством тому – той же книги глава десятая, — что Асир, который был близкий родственник Нимвроду, вышел из земли Сеннаарской и возвел град Ниневию, и Платеас, и много других. Так о том и написано в книге: «De terra illa et de Sennare egressus est Asur, et edificavit Nineven et Plateas civitatum et Cale et Jesu quoque, inter Nineven et hoec est Civitas magna».
Разумно нам теперь будет просто и ясно изложить вам, как и почему открыты были и изобретены Заповеди каменщического ремесла, и кто впервые назвал его каменщичеством. И надлежит вам знать, что написано о том в «Полихрониконе», и у Мефодия, епископа и мученика, что Асир, который был почтенным князем земли Сеннаарской, послал Нимвроду-царю прошение прислать ему каменщиков и работников сего ремесла, дабы помогали они ему в строительстве города, который замыслил он возвести. И послал ему Нимврод три тысячи каменщиков. И когда уж собрались они идти туда, созвал он их всех и собрал пред собой, и сказал им: «Идите к свойственнику моему Асиру и помогите ему строить град его, но смотрите только изберите себе начальство из своего числа и повинуйтесь ему, а я вам дам Заповеди, для вашего блага и для моего. Как придете к тому князю, смотрите будьте ему верны, как были бы вы верны мне самому, честно трудитесь по ремеслу своему и умению, и берите за все труды разумную плату, сколько заслужили. Любите друг друга как братья и всегда держитесь твердо вместе. Пусть тот, кто более сведущ в ремесле, учит других и наставляет, и смотрите мне, чтобы то, как ведете вы себя друг с другом и все вместе – с новым хозяином вашим, было мне по чести и во славу мою, чтобы только благодарили меня за то, что обучил я вас сему мастерству и послал туда, куда послал».
Такое получили они от него, от хозяина своего, наставление и пошли к Асиру, и возвели ему град Ниневию в стране Платеас (так у автора – Прим. перев.), и прочие грады, которые нарек он Кала и Розен, который есть великий град меж Калой и Ниневией. И так ремесло каменщическое было впервые учреждено и заповедями скреплено как истинная наука.
И старцы и мудрецы каменщического цеха в те времена записали эти заповеди, и имели их перед глазами, как мы сейчас имеем их перед глазами в истории Эвклида, например, и они у нас записаны по-латыни и по-французски. Разумно также будет здесь рассказать вам, как Эвклид обрез знание Геометрии, как о том написано в Библии и других хрониках. В тринадцатой главе Книги Бытия рассказывается, как пришел Авраам в землю Ханаанскую, и Господь наш явился ему и говорил ему: «Семени твоему отдам сию землю». Но в тех краях царил страшный голод, и взял Авраам с собой Сару, жену свою, и пошел в землю Египетскую, чтобы там переждать, пока будет такой голод. И как написано в хронике, Авраам был мудрым человеком и ученым. И знал он все семь вольных наук, а потому начал в земле Египетской учить египтян науке Геометрии. А тот достойный книжник, Эвклид, был его учеником и там учился у него. И он первый дал сей науке имя «Геометрия», ибо пусть ей и занимались задолго до него многие люди, она еще не называлась тогда Геометрией. О том пишет Исидор в первой главе пятой книги своих «Этимологий», что Эвклид был одним из первых основателей Геометрии, и он же дал ей это название.
В те времена главная река египетская, которая называется Нил, так разлилась, что никто не мог жить на ее брегах. И вот тот великий книжник Эвклид научил людей, чтобы построили высокие стены и вырыли рвы, чтоб сдерживать воду, и по науке Геометрии он им измерил всю землю, и разделил ее на наделы, и повелел каждому человеку окружить стенами свой надел, и вырыть ров, и вот, вся страна тогда расцвела, и земля стала приносить всевозможные плоды, и люди стали рождаться в большом количестве, и мужчины, и женщины, и впоследствии настолько расплодился там народ, и столько было детей и молодых людей, что перестало им хватать на всех пропитания, которое им всем стало тяжело себе добывать и доставать. Собрали они совет своих мудрецов, и также сидел там тот ученый Эвклид, и как только увидел он, что не могут они ничего придумать, чтобы избавить народ свой от беды, сказал он им: «Прикажите сынам своим повиноваться мне, и я наставлю их в науке, которая им дарует жизнь богатую и полную достоинства, но только если они при этом принесут мне клятву и станут повиноваться во всем, что я им прикажу». И согласился и царь той земли, и вельможи ее, и пришли к мнению, что так все и должно быть.
Разумно будет сказать, что всякий человек лучше б соглашался на то, что ему приносит лишь пользу и благо. Вот и привели они сынов своих к Эвклиду, чтобы правил он ими и наставлял в каменщическом ремесле, которому дал он имя Геометрии, потому что он стал наставлять их в науке измерения и деления земли, как он учил всех людей, когда стали они огораживать свои наделы стенами и рвами, как говорилось ранее, чтобы спастись от наводнения. И вот Исидор пишет в своих «Этимологиях», что Эвклид назвал свое искусство Геометрией. Так что это Эвклид, сей достойный книжник, дал ремеслу это имя и наставлял в нем сынов египетских вельмож, и они в той земле ходили у него у учениках.
И дал он заповеди, и повелел, чтобы они называли друг друга Собратьями, и никак иначе, потому что все принадлежали к одному цеху и были все одинаково благородного рода и звания, сыновья вельмож. А самый опытный и сведущий из них впредь чтобы ими управлял, а они бы его именовали Мастером, и еще дал им те заповеди, которые записаны в Книге Заповедей. Вот они и стали работать на хозяев той земли, и строили грады, замки и храмы, и дворцы вельможам.
В то время, когда в Египте проживали дети Израилевы, они там тоже постигали ремесло каменщиков. А потом, когда вышли они из земли Египетской, и пришли в Землю Обетованную, которая теперь называется Иерусалимом, заняли они ту землю, и населили ее, и стали там тоже соблюдать им данные Заповеди. И при строительстве Храма Царя Соломона, который начал строить Царь Давид, этот Царь Давид крепко возлюбил тех каменщиков и платил им в точности столько, сколько платят им и сейчас.
И во времена Соломона при строительстве того Храма, как написано в Библии, в Третьей Книге Царств, в пятой ее главе, трудились у Соломона сорок тысяч каменщиков над Храмом. И сын Царя Тирского был у них Мастером-каменщиком. А в хрониках и в старинных книгах, которые есть у каменотёсов, говорится, что Соломон утвердил их старинные заповеди, которые Давид, отец его, дал тем каменщикам. И сам Соломон обучил их многим обычаям, которые и от нынешних обычаев их почти ничем не отличны.
А оттуда сия священная наука перешла во Францию и во многие другие страны. Был там в свое время почтенный король Carolus Secundus, иначе говоря, Карл II. И вот избрали этого Карла королем Франции, по милости Божьей и по законному его праву прямого наследника. А некоторые вот говорят, что избрали его королем лишь по удаче, что неправда, потому что хроники гласят, что он воистину был королевской крови. В те времена был этот король Карл каменщиком, задолго еще до того, как стал в той земле королем. И потом уже, когда стал королем, он все так же любил каменщиков и всяко их баловал, и дал им свои заповеди, и новые обычаи, которые сам придумал и сделал, из которых некоторые и до сих пор во Франции в ходу, а также повелел он им раз в год проводить всеобщие собрания, чтоб вместе поговорить, и чтобы Мастера и Собратья все дела меж собой так решали и делали, если что еще не решено и не сделано. А вскоре пришел в Англию и Святой Адабел, и он обратил Святого Альбана в Христианство. И возлюбил Святой Альбан каменщиков всею душою, и он первым даровал им в Англии заповеди и обычаи их, а также назначил им всем плату, которую они впредь стали взимать за свою работу.
А потом стал править достойный король, которого звали Ательстан, и младший сын его тоже возлюбил науку Геометрию, и он хорошо про то знал, как знали и каменщики в его время, что ремесло их и состояло в том, чтобы воплощать в жизнь науку Геометрию. Тогда прибег он к их советам, и брал у них уроки, и так постиг ручное применение этой науки, вдобавок к тому, что знал о ней из книг. Ведь в умозрительном искусстве он уже был Мастер. И возлюбил он каменщичество и каменщиков, и вскоре сам стал каменщиком. А потом даровал он им заповеди и обычаи, которые и по сей день они соблюдают в Англии, и по ним здесь живут. И он назначил им разумную плату, чтобы им ее взимать за работу. И он купил у короля патент на свободные собрания, чтобы им держать совет, где захотят в такое время, как им будет угодно. И о заповедях тех, и об обычаях, и о собраниях написано в Книге Заповедей, там про них и прочесть можно.
Добрые люди! Вот по сим причинам и вот таким образом появилось каменщическое искусство. Так было. И так стало однажды, что у великих вельможей как-то стало столь много свободнорожденных детей, что всего наследия их не стало хватать, чтобы всем детям раздать поровну, чтобы им не бедствовать. Вот собрались они и стали думать, как так сделать, чтобы дать всем детям своим достойную жизнь. И тогда послали они за почтенными Мастерами достойной науки Геометрии, чтобы от мудрого совета их пришла весть о жизни, которую всем их детям впредь надобно вести по чести по совести. А одного из них звали Эвклид, и был он самый наимудрейший и просвещеннейший из них, и он упорядочил сию науку и сие искусство и дал этому название Каменщичества. И вот сему своему достойному и почтенному искусству стал он учить тех многих детей великих вельмож, по воле и по желанию отцов их и по свободному самих тех детей согласию. И после того, как он продолжительное время и с огромною заботою так их учил, оказалось, что не все они в одинаковой мере стали способны выполнять то искусство, и не все овладели той наукой, и потому постановил Эвклид, что те, кто всех прочих в науках и в ремесле превосходят, должны получать больше почтения, чем прочие. И постановил он называть более умелых Мастерами, и чтобы они помогали учить и наставлять тех, кто менее их умеет. Те Мастера стали называться Вельможными Мастерами, потому что много было всего, что они знали и умели в сем искусстве. Но все равно, они тогда собрались и постановили меж собою никогда не называть ни слугами, ни рабами всех тех, кто менее их в сем искусстве знает и умеет, но всех звать лишь Сотоварищами, потому что все они одинаково свободны и благородной крови. Так и началось сие достойное ремесло в земле Египетской, и пошло оно от вышеупомянутого Мастера Эвклида, и так оно распространялось из страны в страну и из царства в царство.
Много лет спустя, во времена короля Ательстана, который был тогда королем в Англии, по согласию всего его большого Совета и всех великих его вельмож и лордов всей земли, установлено было начальство, чтобы подчинялись ему все каменщики, потому что много в то время стало меж них беззакония и пороков.
Один раз в год или один раз в три года, как возникнет в том нужда, по мнению короля и всех великих вельмож его, должны они теперь собирать собрания всех Мастеров изо всех стран и изо всех областей, и не только лишь Мастеров, но и Сотоварищей своего ремесла, всех каменщиков в стране. И на тех собраниях все те, кого называют Мастерами, станут подвергаться испытаниям, чтобы проверить, знают ли они все те законы, что им написаны и переданы, а также умеют ли они выполнять работу по желанию вельмож, чтобы те остались довольны, а они сами извлекли из того прибыль, как положено по законам их цеха и к чести его. Также должны они были показать, что с толком и умеренностью могут распоряжаться средствами, которые им дают их господа, потому что это их господа, и от них имеют они свой доход, а потому и работать на них должны на совесть и по чести.
Вот первая статья. Каждый Мастер сего ремесла должен быть мудр и верен тому господину, кто подрядил его на работу, должен умеренно расходовать то, что на работу ему выделено, и не переплачивать никакому каменщику в особенности, и не платить ему больше, чем он и раньше, и всегда получал, но платить им всем, глядя на цены, которые есть в стране на зерно и на прочую пищу, и никого при том особо не выделяя, потому что каждый да будет вознагражден по трудам его, и только.
Вот вторая статья. Каждого Мастер этого ремесла надлежит предупреждать заранее об их всеобщем собрании, дабы ему туда вовремя явиться, если только нет у него уважительной причины, чтобы не приходить. Однако если уличат его на подобном собрании в невоздержанности и буйном нраве, или же если нанес он какой-либо ущерб тому, на кого работал, или если он был найдет неискусным в своем деле, то не дозволяется ему уклоняться от такого всеобщего собрания, ежели только он не на смертном одре пребывает. Но ежели он и на смертном одре, все равно обязан вовремя дать Мастеру, который назначен председателем на том всеобщем собрании, уведомление о плачевном своем состоянии.
Вот третья статья. Никакому Мастеру не дозволяется брать себе учеников на меньший срок, чем семь лет, и делается это по той причине, что всем понятно и очевидно, что будь то меньший срок, никак не смог бы ученик овладеть всем каменщическим искусством и не сумел бы должным образом служить своему господину и зарабатывать себе плату, как положено каменщикам.
Вот четвертая статья. Никакой Мастер ни за какую плату да не возьмет себе ученика, если тот рожден в рабстве, потому что тот господин, у кого такой человек состоит рабом, может придти и взять его обратно себе от Мастера, потому что таково его право, и увести из ложи и из цеха, или из того места, где он работает. А меж тем ежели соработники его вдруг станут на его сторону и не захотят, чтобы его уводили, то здесь может случиться человекоубийство, а значит, это должно быть запрещено. И еще есть одна причина: все это ремесло было начато людьми свободными, рожденными от великих вельмож, и о том раньше уже было сказано.
Вот пятая статья. Никакой Мастер да не платит своему ученику больше, чем, как ему известно, платит ему его господин, во все время обучения этого ученика, сколько много пользы он бы Мастеру ни приносил, и даже надобно платить ему меньше, чем назначил начальник над строительством, потому что ученик тот сам больше пользы получит, ремеслу у Мастера научаясь, чем своему Мастеру тогда же принесет пользы.
Вот шестая статья. Никакой Мастер да не примет, из личной ли выгоды, замышляя ли недоброе, такого ученика, который будет мало приносить дохода, иными словами, ученика ущербного, имеющего ту или иную хворь, по каковой причине не может он выполнять работу каменщика так, как это делать должно.
Вот седьмая статья. Никакой Мастер, по умыслу или невзначай, да не помогает, ни прямо ни косвенно, никакому ночному грабителю и вору, грабительством и ночным воровством коиего могут они сделаться наутро неспособны к работе и к дневным трудам, отчего все работники делаются гневны и не получают платы.
Вот восьмая статья. Ежели случится так, что совершенный и опытный каменщик придет наниматься на работу и там увидит другого каменщика, который неумел и несовершенен, Мастер той работы да отстранит от работы неумелого и да наймет опытного, чтобы все делалось во благо господина, который дал ему эту работу.
Вот девятая статья. Никакой Мастер да не злоумышляет против другого Мастера и не покушается на его место, ибо сказано в науке каменщической, что ежели кто начал какую работу на благо вельможного господина, никто так хорошо ее не закончит, как бы опытен и умен ни был бы, как это сделает тот, кто ее начал, потому что при этом трудится он по своим планам, которые сам сделал для этой работы, и никому те планы не показывает.
Ниже следуют законы, которые составили вельможные лорды, которые дают каменщикам работу, а также Мастера различных областей и разных собраний каменщических.
Первый пункт. Ежели кто желает сделаться каменщиком, прежде всех вещей в мире надлежит ему любить Бога и Святую Церковь, и всех ее Святых, и своего Мастера, и братьев своих.
Второй пункт. Он должен за свою плату честно трудиться весь день.
Третий пункт. Он должен прислушиваться к советам своих братьев в ложе, и в часовне, и в любом другом месте, где они соберутся.
Четвертый пункт. Он не станет изменником цеху и не причинит ему вреда, и не смирится ни с каким преследованием цеха или его членов, но всеми силами станет поддерживать славу и честь цеха своего.
Пятый пункт. Когда он получит свою плату, он должен ее взять, не ропща, а ровно столько, сколько ему назначил его Мастер, и он должен выполнять все обязательства, когда ему работать, а когда отдыхать, как назначено про это Мастером его.
Шестой пункт. Если рассорится он со своими соработниками, он да повинуется своему Мастеру и молчит, если Мастер ему прикажет, а в отсутствие Мастера — Надзиратель, назначенный Мастером, и так пусть он молчит все время до следующего выходного дня, когда решит он все дела меж собою и соработниками своими на совете всего цеха и по суждению других каменщиков, но не в будний день, потому что это вредит работе, и от того терпит ущерб вельможный господин, на которого каменщики работают.
Седьмой пункт. Он не станет посягать на честь ни дочери, ни жены своего Мастера или Собратьев своих, ежели только речь не идет о женитьбе, и также он обязуется не иметь наложниц, ибо так обычно рождаются меж Собратьями раздоры.
Восьмой пункт. Ежели так будет он счастлив, что сделает его Мастер своим Надзирателем, станет он истинным посредником меж своим Мастером и Собратьями своими, и он станет трудиться в отсутствие Мастера для его чести и славы и во благо вельможному господину, на которого каменщики работают.
Девятый пункт. Ежели он мудрее и опытнее прочих каменщиков, что с ним вместе работают в его ложе или любом другом месте, и если он видит, что кто-либо из прочих каменщиков уже готов испортить камень, над которым трудится, а он знает, как поправить дело, то он обязан наставить и научить этого своего Собрата, и тем ему помочь, дабы любовь возрастала меж ними, и плоды трудов их на благо вельможного господина не пропали бы.
И ежели Мастер и все Собратья, будучи должным образом заранее предупреждены, придут на общее собрание, шериф графства, или городской мэр, или деревенский олдермен в том месте, где решили они провести собрание, да будет, ежели возникнет в том нужда, помогать Мастеру вести собрание, дабы оказывать ему вспомоществование против тех Собратьев, кто окажется буен, но чтобы приличие соблюдалось, и все правила блюлись во время всего собрания в его земле.
И когда собрание начнется должным образом, то надо зачесть заповеди всем тем Собратьям в цехе, которым их доселе не зачитывали, и это провести должным порядком. И надо им сказать: «Да не будете ворами, ни сообщниками ворам, и да станете трудиться по чести, сколько вам положено на день труда за вашу плату, которую берете вы у господина, и да будете давать честный отчет своим Собратьям во всем, в чем должны им такой отчет давать, и любить Собратьев своих как самих себя. И да будете вы верны королю Англии и его державе, и всеми силами своими поклянетесь исполнять все сии заповеди, которые выше названы».
Затем надлежит проводить следствие, все ли Мастера и Сотоварищи были заранее созваны на общее собрание, и не нарушали ли они статьи или пункты из тех, которые ранее записаны. И ежели нарушали, тогда нужно провести по этим делам суждение и должным образом их наказать.
Да будет всем известно: ежели какой Мастер был предупрежден о таком собрании, чтоб ему на него придти, но артачится и на собрание не идет, или ежели он преступил какой-то из законов, которые здесь перечислены, и в том уличен, он тем самым исключает себя из числа каменщиков и больше в этом цехе не работает. Но ежели он впоследствии решит продолжить как таковой работать, то шериф того графства, куда он придет, чтобы работать, да заключит его в тюрьму и да заберет все ему принадлежащее в королевскую казну, ежели не будет королем дарована тому преступнику какая особая милость.
По преимуществу для сей цели собираются общие собрания цеха, дабы и низшие, равно как и высшие, про все знали и должным образом все решали свои дела во всем королевстве Английском.
Аминь. Да будет так.

Уложения Торгау (1462)

О Досточтимых Мастерах Каменщиков Цеха, Стражах и Членах Цеха

Все статьи и Статуты, как они записаны в Книге; как себя вести всякому и каждому на всяком посту и при всякой должности, и здесь – в Цвикау, и повсюду, в любой земле; и как в Книге, так написано и здесь, в каждой статье в отдельности.
Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, во Имя благословенной Девы Марии, и в честь Четверых Венценосных Мучеников, мы, мастера работ каменщиков, сим заявляем
Всем князьям и вельможам, городам и горожанам, а также крестьянам, в любом звании пребывающим, к Церкви ли принадлежащим или к миру,
Что несколько мастеров работ собрались здесь в Оберланде, и пребывали два дня в Регенсбурге и Страсбурге, и наблюдали здесь столь великие зло и нестроения в работах, и столь непростительные проступки, допущенные во всех землях Мастерами, Стражами и Работниками, что постановили предусмотрительно отправить в сии земли Книгу Уложений и правил, а также понудить – властью святой клятвы, коию все мы принесли на верность Каменщичеству, — всех в сих землях принять и подтвердить верность сим Уложениям и всем правилам, в сей книге ясно изложенным. Так мы и поступили, мастера работ в городах Магдебурге и Хальберштадте, Хильдесхайме и Мулльбурге, Мерсебурге и Майссене, Фойтланде, Дюрингене и Харцланде, и большинство из нас присутствовали, собравшись вместе, или же наши Стражи, действовавшие от нашего имени и по нашему поручению, в Торгау в течение двух дней Св. Варфоломея и Св. Михаила; и как это обычно указывается, в год от рождения любезного Господа нашего Христа тысяча четыреста шестьдесят второй, мы приняли и подтвердили правила, изложенные в Книге, и все ее содержание, и были в этом единогласны, и пред Святыми поклялись все это соблюдать.
Эти статьи впредь надлежит соблюдать во всех землях вдаль и вширь, к Церкви относящихся или к миру, и мы налагаем на всех судей и старших надзирателей над Мастерами обязанность судить по ним и высоко их почитать, согласно обычаям и потребностям своих земель, и надзирать за всеми заботам в связи с Каменщиками или их зданиями, поскольку этими их делами да не занимаются правительства земель или городов; а также назначать наказания за преступления во всем, что относится к каменщичеству; и это будет делаться с согласия владетельных господ, которым принадлежит наследственное право на земли, и во имя справедливости. Посему выписали мы различные статьи из Книги ради всеобщего блага, а Книга да будет храниться с особым почтением в том месте, куда мы ее отнесем и где оставим, сменяя место каждый год; и в том месте станем мы каждый год слушать дела о преступлениях, совершенных против Мастеров-строителей или иных членов Цеха, дабы наложить должные наказания или вынести оправдательный приговор, а также ежели будут у владетельных господ сих земель, духовных или мирских, причины жаловаться на строителей, и они подадут свои жалобы, письменно или устно, тем мастеровым, кто будет избран Старшими Мастерами, они также будут выслушаны, по обычаям строителей. И Старшие Мастера, которые будут избраны и принесут присягу, и станут собираться каждый год в один избранный день в избранном для этого месте, будут проводить слушания, по обычаю и во благо строительного дела, и если владетельные господа понесут какой убыток, этот убыток да будет им возмещен, по суждению Мастеров; и если такой Мастер не явится, чтобы отвечать за себя, да будет он впредь под запретом и да не имеет больше власти над своими мастеровыми, и никто да не станет впредь его полагать законным и честным Мастером и честным Человеком.
Мы, вышеупомянутые Мастера, Стражи и Работники, взяли и выписали из Книги, для краткости, разные Уложения, обязательные для соблюдения всеми Мастерами работ, пребывающими при власти над своими Мастеровыми; а сама Книга да будет неприкосновенна и да зачитывают из нее лишь на наших ежегодных Ассамблеях.
Однако если постановят владетельные господа, чтобы сие было не так, да не будет сие так; и если постановят владетельные господа не делать чего-либо, то да не будет сие сделано по сим Статьям, ибо в том не будет нужды, и все Мастера, невзирая на свою присягу, да не будут обязаны в таком случае соблюдать все эти статьи, и всю сию Книгу Цеха в своих землях; также нет особой нужды указывать здесь, что надлежит делать для верного служения Господу, а также для проведения работ, поскольку всякому Мастеру это отлично известно, если он слышал это раньше.
Все эти Статьи были записаны по древнему письму о правилах Лож, учрежденных в старину Святыми Достойными Венценосными Мучениками, звавшимися Клавдий, Христорий и Сигнификамус, во Славу и Честь Святой Троицы и Марии, Царицы Небесной.
Посему составили мы разные правила и статуты с Божьей помощью.

 

1. Всякий Мастер да заказывает во все положенные Посты четыре Обедни. И в день Св. Петра, когда вознесся он в Антиохи, также да заказывают четыре Обедни.
Первая Обедня да будет в честь Святой Троицы, вторая – в честь нашей любезной Госпожи, третья – в честь Венценосных Мучеников, и четвертая – в честь всех собратьев, умерших во трудах в гильдии, и всех собратьев, в нашем Цеху трудящихся и его поддерживающих.

 

2. И все прочие Мастера должны заказывать по четыре обедни в каждый пост нашей Госпожи, по одной в честь упомянутых выше Душ, а деньги на уплату за обедни да берет он из кассового ящика Ложи, а остаток пусть оставляет в кассе. И на богослужение в каждый пост, великий или малый, каждый Мастер работ да дает по одному старому грошу, а каждый мастеровой да дает на богослужение каждую неделю по одному пфеннигу.

 

3. Также никакой Мастер да не берет себе работу, если он не доказал, что является таковым, дабы все работники были под защитой.

 

4. И если появится Мастер, который ранее не работал как Мастер, тогда пусть двое проверенных Мастеров побеседуют с ним, дабы законно ему встать во главе работ, и так его да примут.

 

5. Где будет решено возвести новые большие здания, там пусть изберут владетельные господа тех земель себе Мастера по своей воле, и пусть возьмут себе двоих или четверых Мастеров Работ, и спросят у них, приносили ли они клятву в своей гильдии, чтобы тем Мастерам быть готовыми взять на себя эту работу.

 

6. Ибо если господа или города назначат того, кто принес клятву должным образом, на такие работы по возведению больших зданий, а он не наберет работников, и посему будет им нанесен урон, то тогда ни Мастер, ни работники не подлежат суду и наказанию.

 

7. Никакой Мастер да не берет работу, если не сможет ее закончить, и если так случится, что это ему не удастся, пусть тогда владетельные господа его покарают, равно как и мы, работники. Да будут ему назначен штраф в двадцать один фунт воска, а владетельному господину да возместит он ущерб.

 

8. И пусть каждый соблюдает сроки, по древним обычаям своей страны, и если так он будет делать, будет свободен, а также если не будет этого делать, по чужому распоряжению, согласно обычаям этой земли и Цеха.

 

9. Никакой Мастер да не снижает и не отнимает плату.

 

10. Всякий Мастер да будет праведен во всем. Да не побуждает он ни Стража, ни всякого мастерового ко злу, и ни к какому делу, от которого может произойти урон.

 

11. Всякий Мастер да оберегает свою Ложу от всякой напасти, дабы Ложа его оставалась чиста и была Пристанищем Справедливости.

 

12. Никакой Мастер да не лжесвидетельствует в своей Ложе и да не порочит никого в ней никакими средствами.

 

13. Никакой Мастер да не допустит в свою ложу девку, но если кому-либо понадобилось сойтись с ней, да отойдет такой работник от места, где ведутся работы, на такое расстояние, куда долетит брошенный молоток.

 

14. Если про то прознают другие Мастера, они да оштрафуют его, за каждое нарушение взяв по пять фунтов воска.

 

15. Но никакой работник не может штрафовать никакого Мастера, однако он может покинуть такого Мастера и предупредить о его ложе других работников, дабы никто с ним не вступал в общение вплоть до того, как он полностью уплатит штраф.

 

16. Если кто-либо из Мастеров что-либо где-либо украдет, или в месте проведения работ что-либо возьмет, из чего проистечет кому-либо ущерб, или если окажется он убийцей или станет вне закона, да будет он всенепременно изгнан из гильдии Цеха, дабы ей от него не пострадать.

 

17. Если какой Мастер призовет другого Мастера к суду, или потерпит, чтобы при нем это было сделано другим, или сделает ему дурное, или дурное о нем скажет, такой Мастер лишается всякой чести и звания, и нет ему места среди работников и среди Мастеров.

 

18. Мастер да назначит себе Стража, и да станут Мастер и Страж везде присутствовать вместе; однако Стража он должен назначить, только если способен его содержать не в ущерб себе и всем работникам. Тогда он да назначит его Стражем и да примет у него пред Святыми на Наугольнике и Линейке клятву следить, чтобы возводимому зданию или Мастеру не был причинен ущерб.

 

19. Никакой Мастер или Страж да не будут поставлены над работниками беззаконно.

 

20. Когда Мастер назначит себе Стража, все работники да принесут клятву слушаться его так же, как самого Мастера, а Страж да принесет клятву Мастеру и работникам.

 

21. Мастер да не примет от Стража или работника никакой платы за услуги и никакого приношения, ибо если не способен он честно заработать себе на хлеб, то будет отстранен от мастерского поста в Субботу.

 

22. Никакой Мастер, по доброй воле, да не примет Ученика, прежде чем тот избудет свой срок и тем обретет на это право; на то нет власти Мастера до истечения недели.

 

23. Мастер да назначает каждую неделю Казначея, кому и производить все выплаты, а по истечении недели отчитываться перед новым Казначеем и держать пред Мастером ответ за то, что в ящике.

 

24. Мастер имеет право, если на то есть его воля, отдыхать в Ложе ночью.

 

25. Если Мастер или работник выйдет из Цеха или из ремесла и потребует себе метку Мастера Работ, то ему да удовлетворят его просьбу, а он отдаст на службы Господу столько, сколько назначат ему Мастер и работники. Но он не имеет права просить Мастера и работников о метке дважды.

 

26. Мастер да не удерживает свою метку от Ученика дольше, чем на четырнадцать дней, иначе это значит, что он теряет с ним свое время, и он должен по истечении этого срока привести Ученика к присяге и устроить застолье.

 

27. Мастер да не станет удерживать Ученика от празднества, когда вручит ему метку, а также тех нескольких работников, кого тот позовет; а Мастер да даст каждому пшеничного хлеба на 15 грошей, мяса на 15 грошей и 2 кубка вина; Ученику же не разрешается звать больше десятерых работников на застолье, а если все же позовет больше десятерых, то пусть сам купит еще провизии, дабы Мастеру не быть от него в ущербе.

 

28. Мастер да стучит молотком трижды, а Страж – дважды, и по одному разу – утром, в полдень и вечером, по древнему обычаю этой земли.

 

29. Мастер волен назначить кого-либо из Учеников за его ученость Стражем, если тот способен исполнять эту должность, дабы все строительство не терпело ущерба.

 

30. Во время ученичества Мастер волен дать Ученику свою метку с собой в странствие, если у самого Мастера для Ученика работы нет и тот вынужден странствовать.

 

31. Мастер да не дозволяет Ученикам получать метку, если не избыли они своего срока.

 

32. По букве закона, никакой Мастер да не хулит другого Мастера, дабы сманить от него Ученика.

 

33. Никакой Мастер да не принимает к себе никого, кто очернил и опорочил себя словом или делом; такой человек хуже собаки; взяв к себе такого, всякий Мастер сам будет лишен чести вместе со всеми своими работниками.

 

34. Никакой Мастер или Страж да не слывут людьми добропорядочными, если взяли в долг, и не отдают, и не намерены отдать. Если про то узнают, то да предупредят его и да прикажут отдать положенное в должное время, а если такой должник не повинуется, и не отдаст все до полного удовлетворения того, кому он должен, то да будет такой должник лишен всякого заработка до тех пор, пока его кредитор не будет удовлетворен.

 

35. Также никакой Мастер да не клевещет на другого и не обманывает другого, и не борется с другим Мастером за заказ, но берет работу другого, только если тот ее оставил сам, или с ней не справился, или его о том просил, или ему разрешил ее взять после него или вместо него; тогда пусть берет такую работу без страха. Но если это не соблюдено, другие Мастера да изгонят его из Цеха.

 

36. Если кто-либо из Мастеров оскорбит или обесчестит другого Мастера словом или делом и не примирится с ним, да будет изгнан из Цеха.

 

37. Если кто-либо из Мастеров поносит работу другого, а сам не сможет выполнить такую же, да пребудет под запретом.

 

38. Никакой Мастер да не наймет на работу мастерового, который клеветал на другого или творил другому какое-либо иное зло, или сходился с публичными женщинами, или в съезжих домах и на постоялых дворах, где приходилось бывать по рабочим делам, нескромно беседовал со служанками или хозяйками, или бывал с ними несдержан, или если кто не ходит к исповеди или поступает неправедно в чем-либо другом; такой мастеровой да пребудет под запретом и ославлен как злодей.

 

39. Мастер имеет власть держать в своей ложе всеобщий Суд над своими работниками, и да судит он праведно, как обязан он делать по своей клятве, и не руководствоваться собственными своими ни ненавистью, ни дружбой, ни враждой.

 

40. Никакой Мастер да не судит в одиночку дела, касающиеся чести и достоинства; но для вынесения суждения по таким делам да соберутся вместе трое Мастеров.

 

41. Всякий Мастер да требует от своих работников ответа каждую четверть, властью принесенной ими всеми клятвы, нет ли меж работниками какой вражды или зависти, коие могут принести общей работе ущерб; и такие дела да рассудит он по справедливости, а если кто из работников не согласится исполнять его приговор, такого работника да рассчитают и исключат, с тем, чтобы не было меж ними несогласий; и даже если противно это воле владетельных господ и Мастера-Строителя, Мастер ложи обязан поступить так, и на это имеет он власть, дабы избегать вреда и тем сохранить верность своей клятве.

 

42. Каждую четверть да устраивает он слушания и выслушивает всех владетельных господ и всех работников, дабы знать, не было ли за прошедшее время совершено какого проступка, не потрачено ли было время впустую, не было ли смут или разгула, игры на деньги или иного непотребства, от коиего может вред проистечь для Мастера или Стражей, и дабы о чем-либо подобном прознав, мог Мастер наказать провинившихся на этом собрании; однако если владетельные господа порешат простить работников и не скажут про их дела Мастеру, тогда Мастер да не наказывает их; но если про те дела прознает заказчик всей стройки, а Мастер не наказал провинившихся, то тогда, значит, Мастер считается преступившим свою клятву.

 

43. Лишь собрание Мастеров может судить те дела, которые касаются добропорядочности работника, или которые могут лишить всех работы, или которые касаются подлога в бумагах о положении дел, который может принести убыток работе всего года, или которые касаются больших зданий; и такие дела да судят в том месте, где хранится Книга Уложений и где собираются все Мастера на Ассамблею один раз в год, как указано выше; тогда да изберут Мастера из своего числа верховного Судью, а Стражи и работники да выберут из своего числа Экзекуторов при Судье, и да вершат они суд на основе показаний, взятых властью клятвы, по древнему обычаю; и если не будет меж ними в чем-либо согласия, да изберут себе третейских судей и да советуются с ними, дабы правосудие свершилось для всех.

 

44. Все Мастера и работники да карают друг друга лишь меж собой, по справедливости и во имя общего блага, дабы владетельные господа не вмешивались в их дела, если совершен проступок.

 

45. Если окажется меж Мастеров или работников некто, все равно Мастер или работник, кто откажется повиноваться и восстанет против сих уложений, просим всех владетельных господ не становиться на его сторону и не защищать его дело, и не вступаться за него; а если он, тем не менее, против всех уложений и обычаев, получит против нас защиту, то мы хорошо знаем, что станем делать, согласно этим и иным нашим уложениям.

 

46. Если найдется такой Мастер или работник, кто станет искать защиты на стороне, против обычая, надлежит вам оповестить об этом все города и всех владетельных господ, и изложить им дело, и просить их помощи в отстаивании нашего права; ибо тому, кто помог нам отстоять свое право, и мы будем повиноваться, если потребуются наши услуги.

 

47. Стражи да хранят и поддерживают все старинные и традиционные права лож, по древним обычаям, по Книге Уложений и по своей клятве.

 

48. Всякий Страж да усердствует в своей Ложе и исполняет все, в чем поклялся, и хранит все, что ему доверено в месте проведения работ, и всё сие да хранит он и поддерживает для блага всего строительства.

 

49. Страж да выказывает доброту всем работникам и дает им все, о чем они попросят, без гнева и по доброй воле. С каждым работником или учеником да поступает он лишь по своему праву; также да проверяет он верность уровня и отвеса, а также всего прочего, потребного для работы, дабы не было ни в чем ошибки, если сам Мастер не проверил или если он передоверил проверку Стражу; и если когда-либо Мастер прознает, что Страж пренебрег этим своим долгом, да наложит он на такого Стража штраф в 12 крон, которые сам с него получит.

 

50. Страж да выбирает по своей воле и помечает камни для подмастерьев и учеников, чтобы им работать над ними, а затем да осматривает их и проверяет, верно и правильно ли они обработаны; и если когда-либо Мастер прознает, что Страж пренебрег этим своим долгом, а работа меж тем выполнена неверно, да наложит он на такого Стража штраф в 8 крон, а на работника – штраф в 6 крон, которые сам с них получит.

 

51. И если Страж пометит камень так, что пускать его в работу нельзя, тогда работник не получает платы за всю свою работу над этим камнем, если только потом ему не найдут применение.

 

52. Если Страж наложит на работника штраф за халатность или какой-либо другой проступок, а тот откажется признавать вину и платить, то тогда с него да возьмут вдвое против наложенного штрафа.

 

53. Страж да не тщится посягать на работу своего Мастера ни словом, ни делом; и да не строит козней у него за спиной и не клевещет; а если он поступит так, да будет провозглашен недобропорядочным и недостойным, и да не принимают его к себе никакой другой Мастер или работник, а в противном случае да будут и они также провозглашены недостойными.

 

54. Страж да стучит вовремя и не запаздывает со своим стуком ни ради кого.

 

55. В отсутствие Мастера Страж да пользуется всей властью над всем строительством, и он сам да решает, что делать, а что оставить несделанным, как решал бы сам Мастер.

 

56. Страж да помечает с нижней стороны камни тех работников и учеников, кто не явился на стук молотка, или кто не явился вовремя к завтраку, и потом да взыскивает с них штраф, а если не взыщет, то должен выплатить его сам.

 

57. Страж да не вступает в ссоры и свары и да не оскорбляет никого, на работе или за едой; но да будет он всегда учтив и справедлив; и да надзирает он неусыпно за всеми работниками во время работы, какой бы она ни была, дабы ни строительству, ни Мастеру его не проистек какой-либо ущерб, а если все же будет такой ущерб замечен, Мастер да определит Стражу штраф по своему усмотрению и в зависимости от нанесенного ущерба.

 

58. Страж да следит, чтобы никто не ел в Ложе во время работы, но ел лишь на вечернем отдыхе.

 

59. Страж также да следит, чтобы на ужин в вечернее время тратили не больше одного пенни, если только не устраивается праздник, или не принимают странствующего брата, а тогда Страж имеет власть прервать работу на час раньше.

 

60. Страж имеет власть направить странствующего брата к ближайшему месту, где есть работа, а также выплачивать ему вечером заработную плату, даже если он не Мастер.

 

61. Также он имеет право отпускать с работы любого работника или ученика на разумное время.

 

62. Всякий Страж да является первым в Ложу на открытие работ поутру, а также после обеда, и да уходит последним, будь работы прерваны днем или вечером, дабы служить примером всем работникам, чтобы и они приходили на работу раньше. А если он так не станет делать и про то прослышит Мастер, то весь ущерб, от того проистекший, да вычтет он из заработной платы Стража.

 

63. Страж да хранит и отстаивает повсеместно все права и преимущества своей Ложи, а также все места, где имеет она работу.

 

64. Страж да не налагает на работников чрезмерных штрафов, но лишь согласно древнему обычаю и традиции, а если не делать так, то да будет ославлен как недостойный.

 

65. Страж да хранит и оберегает все орудия и все прочее, относящееся к работе Ложи, как хранил бы сам Мастер.

Уложения для работников, как им себя вести:


66. Если кто из работников предложил себя другому Мастеру до того, как получил полный расчет у своего Мастера, которому служил, то с него берут штраф в один фунт воска и увольняют.

 

67. Если кто из работников клевещет или злословит про Мастера среди других работников, с него берут штраф в половину недельного заработка.

 

68. Если кто возьмет рабочие орудия другого работника без разрешения, то отдаст 2 кроны штрафа.

 

69. Если кто-либо из работников использует свое лекало не по назначению, или откладывает его в сторону без разрешения, не проверив свою работу, прежде чем Мастер или Страж ее проверили; или оставил свой наугольник висеть на камне, или бросил уровень в сторону, а не повесил на стену, для чего в нем проделана дырочка; или уронил свой камень со скамьи, или заметил, что кирка сорвалась с рукоятки, но не насадил ее заново; или оставил свою линейку не в отведенном для нее месте, или не закрыл окно у своей лавки по окончании работ, — кто бы это ни сделал, да будет оштрафован на кроны за каждый из совершенных проступков.

 

70. Если кто из работников всерьез и намеренно порочит другого, или обзывает его лжецом, или сквернословит на рабочем месте, то с него взыщут штраф в 12 крон.

 

71. Если кто из работников осмеивает другого, или издевается над ним, или зовет его каким-либо прозвищем, то с него взыщут штраф в 15 крон.

 

72. Если кто из работников откажется поворачивать камень, который обрабатывал, для осмотра, переворачивать, или носить его для этих целей с места на место, или поставит на свой камень метку, что он готов, а он еще не был осмотрен и проверен, и камень унесут в хранилище непроверенным, или если работник не завершит свою работу должным образом, то да взыщут с него штрафа полфунта воска.

 

73. Если кто из работников пьет или ест без меры, и про то прознают, то взыщут с него штрафу целое недельное жалование и еще фунт воска.

 

74. Если кто из работников станет состязаться в силе в месте труда или месте отдыха, или сойдется с продажной женщиной, или станет с ней тешиться, если рядом есть божеские женщины, да будет он уволен, и заработок его за всю ту неделю, когда совершен проступок, да отойдет в казну ложи

 

75. Если кто из работников растратит деньги Ложи, или совершит подлог, или что-либо украдет, или кого-либо убьет, или совершит иное преступление, или опорочит себя общением с недостойными женщинами, или не ходит к исповеди и не поступает по-божески, да будет такой изгнан из Цеха навсегда и пребывает под запретом вечно.

 

76. Если кто порочит другого и клевещет на него без предоставления оснований, с него да будет взыскано столько, сколько пожелают Мастера и работники.

 

77. Если кто обвинит другого и не примирится с ним, того сурово да накажут, дабы в другой раз он был осмотрительнее в своих словах; но если он докажет обвинение, тогда надлежит судить обвиненного, но да не судят никого по одной лишь злобе, без оснований.

 

78. Никакой работник да не выказывает свою власть над учениками, но если ученик обидит его, да сообщит такой работник свое дело Мастеру, и пусть тот его и накажет.

 

79. Никакой Страж, ни работник, ни ученик да не будет сам себе судьей, ибо если они так поступают, между тем как это право принадлежит одному лишь Мастеру, то они заслуживают штрафа; ибо только Мастеру надлежит вершить суд, а более никому.

 

80. Работники да не штрафуют друг друга без ведома Мастера и Стражей.

 

81. Работникам не дозволяется тесать камень вместе с тем, кто пребывает под запретом, если только он не исправился и не был освобожден из-под запрета в тот день года, когда Мастера собираются вместе.

 

82. Не дозволяется работникам приводить в Ложу или на место проведения работ женщин недостойного поведения, а равно как не дозволяется приводить их в то место, где собрались Мастера, и поступивший так да уплатит штраф в 4 фунта воска.

 

83. Если кто из работников сам устроит себе выходной на неделе, когда надлежит быть ему на работе, такой день да не считается выходным, и обучаться он не будет.

 

84. Если кто из работников отсутствует на работе во время после завтрака, когда должен работать, да не получит заработка за все время до полудня, а если не явится на работу весь день и явится лишь к ужину, то не получит заработка за весь день.

 

85. Если кто из работников не явится сопровождать своего Мастера в церковь по воскресеньям, дабы тем оказать ему честь, или к обедне по великим постам, но без уважительной причине станет заниматься своими делами, то да уплатит он 3 кроны на богослужебные расходы.

 

86. Если кто из работников не явится к своему Мастеру по удару его молотка в понедельник вечером, или не останется при Мастере в течение всего вечернего отдыха, и не станет выполнять то, что Мастер ему поручит на день и вечер, такой работник да заплатит за ужином за всех, а если будет противиться, то не получит заработка за весь понедельник за неповиновение; но если он, войдя, извинится, тогда да не платит ничего и да будет свободен.

 

87. Мастер имеет власть, если полагает это правильным, отстранить от работ любого работника, не рассчитывая тем вызвать гнев.

 

88. Любой работник может испросить полный расчет в любой вечер, когда выдают плату, ибо никто не привязан ни к кому.

 

89. Если работник остается при Мастере в услужении на зиму, да пребудет он там до Дня Св. Иоанна, когда вешают корону; если же работник имеет что-то против Мастера и это может принести ущерб работе, тогда должен он его покинуть, по справедливости. А если работник знает что-либо порочащее про своего Мастера и молчит, и так ведет себя всю зиму и все лето, и все отрицает, то такой работник нечестен, и никто впредь с ним да не работает.

 

90. Никакой работник да не дает Мастеру или Стражам ничего, чтобы получить работу; с таким работником никто да не работает, пока не будет назначен ему штраф и пока он его не выплатит.

 

91. И никакой работник да не делает работу вместо другого за плату, но только в обмен на другую работу или даром, ради чести сотоварища.

 

92. Никакой работник да не перечит Мастеру или Стражу.

 

93. Работникам запрещается носить с собой холодное оружие, во время работы или отдыха, кроме одного ножа длиной не более одного эля, а если будет длиннее, то такой нож у него отобрать и взыскать с него штраф в 7 крон.

 

94. Если работник не избыл своего срока, или купил себе метку, а не заработал ее честным трудом, или нанял себе подручника, или незаконно стал учить работе по камню, то с таким работником запрещается кому-либо работать вместе.

 

95. Никакой работник да не говорит плохо о своем Мастере втайне, но лишь если желает, чтобы это стало известно всем, кто работает на этого Мастера.

 

96. Работникам не дозволяется обманывать Мастера-Строителя, мошенничать, но надлежит лишь с охотою исполнять все, что повелел Мастер-Строитель, если их Мастера или Стражей нет в месте проведения работ; но если они там присутствуют, то Мастер-Строитель да скажет сперва им, что надлежит делать работникам.

 

97. Работникам не дозволяется жаловаться друг на друга Мастеру-Строителю, но лишь своему Мастеру работ.

 

98. Мастеру-Строителю не дозволяется решать и судить споры меж работниками, но лишь если он это делает от имени их Мастера работ.

 

99. Работникам не дозволяется наниматься к тем, кто нанял Мастера-Строителя, в обход своего Мастера.

 

100. Если какой работник получает распоряжения напрямую от Мастера-Строителя, с таким работником не дозволяется никому работать вместе.

 

101. Если Мастер-Строитель совершил проступок против Стража ли, работника ли, они да станут защищать свое дело пред своим Мастером, дабы уладить ссору.

 

102. Стражам и работникам запрещается брать у кого-либо плату без ведома Мастера, и если Мастер-Строитель имеет намерение наказать работника, все равно только Мастер ложи решает, как ему обойтись со своими работниками.

 

103. Работникам не разрешается ходить по двое и более в чулан, дабы рабочее место не пустовало, поэтому или один работник сменяет другого в ложе, или да уплатит штраф в 2 кроны.

 

104. Работникам запрещается что-либо делать, брать какие-либо камни или выходить из ложи без разрешения Мастера, и если это нарушено, Мастер сам да определит размер штрафа.

 

105. Если работник уходит в странствие и переходит в другую ложу, то он должен оставить Мастера в прошлой своей ложе мирно, чтобы он не был разгневан, но оставался ему другом.

 

106. Если странствующий брат прибыл до стука об окончании работ, он да получит заработок за день. А когда получит, пусть подойдет к каждому из работников в новой ложе и каждого поблагодарит.

 

107. Так надлежит приветствовать всем работникам друг друга: впервые входя в Ложу, надлежит сказать: «Бог вас да приветствует, Бог вас да водит, Бог вас да вознаградит, почтенный Старший Мастер, Страж и всех вас, верные сотоварищи». А Мастер и Стражи пусть поблагодарят его, чтобы он увидел, кто в Ложе главный. Затем пусть вошедший снова обратится к ним и скажет: «Мастер (пусть назовет имя) просил вам передать сердечный привет». Потом пусть подойдет к каждому работнику и дружески приветствует его так же, как и старших в ложе. А потом Мастер, Стражи и работники да примут его и проверят, как положено по обычаю и как описано выше, но только если станет известно, что он человек неверный, его да оштрафуют на фунт воска и 24 кроны.

 

108. Странствующий брат после этого и после того, как снова поблагодарит всех присутствующих, если желает получить работу, должен спросить об этом Мастера, и Мастер даст ему работу со следующего дня и до следующего дня оплаты, и он не должен отвергать странствующего брата и отказывать ему в работе, которой тот зарабатывает себе на жизнь; и Мастер обязан помочь ему работой в любом случае, а если у него самого работа есть только для него самого, то обязан помочь странствующему работнику найти работу в другом месте.

 

109. Странствующий сотоварищ должен сперва попросить лом, потом камень, а потом другие орудия труда, и их ему должны выдать даром, по доброй воле.

 

110. Все работники имеют право просить друг друга о помощи, и тот, кого просят, не должен оставаться к просьбам глух; все должны помогать друг другу и говорить: «Помоги мне, а Господь тебе поможет». А если кому помогли, он пусть снимет шапку и скажет: «Боже, благослови Мастера, и Стража, и всех достойных сотоварищей».

 

111. И если кто из работников заболеет и не будет иметь, на что жить, потому что лежит больной и не может работать, да будет ему оказана помощь из кассы Ложи, а когда выздоровеет, пусть вернет.

 

112. Если работник отправляется в странствие по делам и по нуждам Цеха, то его расходы да будут возмещены ему из кассы Ложи.

Статуты Шоу (1598 – 1599)

Первый статут – 1598 г.

Сделано в городе Эдинбурге в день двадцать восьмой месяца декабря года 1598-го от Рождества Господня.
Статуты и Уложения, коие исполнять надлежит всем Мастерам Каменщикам в границах, положенных Уильямом Шоу, Надзирателем за Работами властью и по повелению Его Величества, а также всем главным Надзирателям вышеупомянутого Цеха, с согласия их Мастеров, согласно нижеперечисленному.

 

1. Хранить в неизменности и соблюдать все надлежащие Уложения, составленные ранее в отношении привилегий их Цеха славными и достопамятными их предшественниками, в особенности в том, что касается их верности друг другу и искренности между собой, а также необходимости жить в мире и благоволении друг к другу, принести клятву братства и быть в Цехе сотоварищами.

 

2. Повиноваться своим Надзирателям, Диаконам и Мастерам во всем имеющем отношение к работам Цеха.

 

3. Быть честными, верными и усердными в исполнении всех своих работ, праведно вести свои дела с Мастерами и заказчиками работ, и, принимаясь за какое-либо дело, впредь почитать его своим долгом и исполнять со рвением, за еду и прочее вспомоществование, или за плату.

 

4. Никому не браться за такую работу, большую или малую, которую он не сможет выполнить достойно, под угрозой выплаты сорока фунтов штрафа (около 5200 современных фунтов. – Прим. перев.), или четверти стоимости самой вышеупомянутой работы, и то лишь после выплаты компенсации ущерба заказчику работы, которая выплачивается по усмотрению главного Надзирателя, или, в его отсутствие, начисляется по решению Надзирателей, Диаконов и Мастеров всего графства, где эта работа имеет место и где она была поручена каменщику.

 

5. Никакой Мастер да не возьмет работу другого Мастера через его голову, если тот Мастер уже дал согласие заказчику выполнить эту работу, заключив ли договор, составив ли список условий устно или письменно, под угрозой выплаты штрафа в сорок фунтов.

 

6. Никакой Мастер да не возьмет работу, ранее выполнявшуюся другим Мастером, вплоть до того времени, когда тот Мастер получит полный расчет за работу, выполненную, или законченную, им, под угрозой выплаты такого же штрафа, как ранее указано.

 

7. Да будет ежегодно избираться один Надзиратель, который да управляет своей Ложей и всеми работниками, кто в ней состоит, и да будут его избирать Мастера своим голосованием, а затем пусть его избрание утвердит главный Надзиратель, в случае его присутствия, а в случае его отсутствия да будет главному Надзирателю о таком избрании сообщено в любом случае, дабы впоследствии он мог посылать избранному таким образом Надзирателю свои распоряжения касательно работ и их проведения.

 

8. Никакой Мастер да не берет себе Учеников в количестве более троих за всю свою жизнь без особого на то согласия всех Надзирателей, Диаконов и Мастеров графства, где все эти Ученики впоследствии будут проживать и работать.

 

9. Никакой Мастер да не возьмет себе Учеников на срок меньший, чем семь лет, и соответственно, по закону нельзя сделать такого Ученика Братом и Сотоварищем по Цеху до тех пор, пока не избудет он этот семилетний срок ученичества, и по завершении обучения не получит особое разрешение от Надзирателей, Диаконов и Мастеров, особо для этого случая собравшихся, дабы провести над ним должное испытание и так понять, обладает ли он должными мастерством, опытом и навыками, ежели действительно желает стать Сотоварищем по Цеху, и да будет взиматься денежный штраф в сорок фунтов с тех личностей, кто был сделан Сотоварищем в обход настоящего правила, не говоря об отдельном штрафе, который взимается с той ложи, где такое произошло и где такая личность в настоящее время работает.

 

10. Никакой Мастер не имеет права продавать своего Ученика другому Мастеру, а также принимать от Ученика деньги за сокращение срока ученичества, под угрозой штрафа в сорок фунтов.

 

11. Никакой Мастер да не принимает себе Ученика, не сообщив об этом избранному Надзирателю своей Ложи, где он работает, дабы тот должным образом занес в списки Ложи имя Ученика и день, когда он поступил в обучение.

 

12. Никакой Ученик да не будет зачислен на обучение иначе, как по распоряжению того же лица, дабы день его зачисления был занесен в списки ложи должным образом.

 

13. Никакой Мастер или Сотоварищ да не будет принят или зачислен в Ложу иначе, нежели по единогласному решению не менее чем шестерых Мастеров и двоих Учеников, собравшихся вместе, причем, из этих шестерых Мастеров одним должен быть Надзиратель всей Ложи; и в тот же день имя и метка этого нового Сотоварища должны быть внесены в книгу Ложи вместе с именами всех шестерых Мастеров, кто его принимал, и Учеников, и Наставников, которые да будут выбираться впредь для каждого вновь принимаемого, чтобы их имена также вносились в книгу Ложи рядом с именами новых Сотоварищей; при этом никто да не будет принят в Ложу без предварительного сурового испытания и выявления всех навыков, и умений, и мастерства в трудах Цеха.

 

14. Никакой Мастер да не исполняет никакой каменщической работы по повелению или под властью любого Мастера иного Цеха, самозванно взявшегося за работу по камню.

 

15. Никакой Мастер или Сотоварищ Цеха да не берет себе в помощники никакого самозванца, и не работает с ним рядом и вместе, и не посылает своих помощников работать вместе и рядом с самозванцами, под угрозой выплаты штрафа в двадцать фунтов за каждое такое нарушение.

 

16. Да не имеет никакой Ученик законного права брать никакую большую работу от заказчика, которая стоила бы дороже, чем десять фунтов, под угрозой штрафа в двадцать фунтов, и даже берясь за работу стоимостью десять фунтов и меньше, да испросит он сперва разрешения у своего Мастера в той Ложе, где работает.

 

17. Если какие-либо споры, сомнения или раздоры возникнут между кем-либо из Мастеров, Служителей или Учеников, стороны возникшего спора да сообщат его причину своим Надзирателям и Диаконам в своей Ложе в течение двадцати четырех часов, под угрозой выплаты штрафа в десять фунтов, дабы можно было их примирить, и дабы их Надзиратели и Диаконы могли с ними всё обсудить и найти выход, но ежели какая-либо из упомянутых сторон станет упрямиться или не пожелает примирения, да будет ей отказано от членства в Ложе и да не будет она более допускаться до работ вплоть до того времени, когда она решит послушаться голоса разума и подчиниться решению своих Надзирателей, Диаконов и Мастеров.

 

18. Да станут все Мастера, надзирающие за работами, внимательно проверять все свои возведенные леса и деревянные брусья, дабы через их небрежение и невнимание не произошло вреда и ущерба никому из тех, кто там работает, и да станут они это делать под той угрозой, чтобы их впредь отставить от руководства работами и навечно оставить работать простыми каменщиками под властью другого назначенного Мастера, который будет им давать работу.

 

19. Да не станет никакой Мастер принимать Ученика или Служителя другого Мастера к себе, если тот убежал от своего Мастера, и да не станет водить с таким работником компанию, ежели только он про его побег знает, и это под угрозой штрафа в сорок фунтов.

 

20. Да станут все члены Каменщического Цеха собираться во заранее назначенное время в заранее назначенном месте, о которых будут должным образом уведомлены, под угрозой штрафа в десять фунтов.

 

21. Да будут все Мастера, за которыми пошлют или которых уведомят об общем собрании или частном собрании, приведены к священной присяге никогда не укрывать никакие проступки и никакую вину, которая на одном лежит за проступки против другого, или на любом человеке лежит за проступки против заказчика, который им дает работу, ежели они про такие знают, и это под угрозой штрафа в десять фунтов, которые взимаются с тех, кто решит узнанное утаить.

 

22. Приказывается также, чтобы все вышеупомянутые штрафы требовались и взимались с преступников и нарушителей сих Уложений и Статутов теми Надзирателями, Диаконами и Мастерами, которые управляют Ложей, где работают эти преступники и нарушители, а затем применялись ad pios usus1, согласно их здравому смыслу и по их решению и совету. И для соблюдения и исполнения всех вышеизложенных Статутов все Мастера Цеха должны собраться в один день и поручиться торжественной клятвой, как было указано ранее, верно и преданно их хранить и исполнять, а вышеуказанный главный Надзиратель да перепишет имена присутствующих Мастеров своей рукой, чтобы потом послать по одной копии такого списка в каждую ложу в пределах своей власти.

Второй статут – 1599 г.

1. Эдинбург да станет в будущем, как был он в прошлом, городом первой и главной Ложи в Шотландии, Килвиннинг – второй, как говорится в древних уложениях наших, и Стирлинг да станет третьей Ложей, согласно древним привилегиям нашим.

2. Надзиратель в границах Килвиннинга и других мест, где управляет одна или другая ложа, да станет избираться ежегодно большинством Мастеров Ложи в двенадцатый день декабря месяца в церкви Килвиннинга, и сразу после избрания надлежит уведомить главного Надзирателя, кого именно избрали.

 

3. По древним свободам и правам нашим, Надзиратель Килвиннинга да станет присутствовать на избрании Надзирателей в низших по званию Ложах в Клиддисдейле, Глазго, Эйре и в графстве Каррик. Также Надзиратель и Диаконы Килвиннинга имеют власть и право собирать Надзирателей изо всех Лож в своих границах, которые приведены выше, ежели нужно предпринять вместе нечто важное, и такие собрания да будут проходить в Килвиннинге или любом другом месте в западной части Шотландии, которая выше ограничена, как то назначит Надзиратель или Диакон Килвиннинга.

 

4. Надзиратель каждой Ложи да несет ответственность перед пресвитерами и шерифами за все преступления и проступки, совершенные каменщиками, к его Ложе принадлежащими, и да будет одна треть от всех штрафов за все нарушения отдаваться на благочестивые нужды.

 

5. Надзиратели совместно со старейшими Мастерами, общим числом шесть, в каждой Ложе да станут каждый год проводить расследование всех совершенных нарушений, а также судить всех нарушителей, дабы каждому было назначено соответствующее наказание, по справедливости и по степени его вины, согласно обычному порядку.

 

6. Надзиратель Килвиннинга да назначит шестерых достойных и совершенных каменщиков, хорошо известных всему Цеху как таковые, дабы они проверяли мастерство всех каменщиков в границах своей власти, и вызнавали, какими кто владеет знаниями и умениями по своей работе и по древним обычаям, дабы Надзиратель и Диаконы могли потом честно брать на себя ответственность за каждого работника в пределах своей власти.

 

7. Сим даруется власть Надзирателю и Диакону Килвиннинга исключать из Лож в их власти всех людей, кто, по своей доброй воле, отказывается жить по всем правилам древних Статутов, установленных с незапамятных времен, а также тех, кто не повинуется Церкви, Цеху, Совету и прочим Уложениям, которые впредь станут рассылаться для должного управления работами.

 

8. Надзиратель и Диакон, совместно с Мастерами своей области, да сделают им известного и хорошего нотариуса своим Делопроизводителем и Секретарем, который впредь да будет составлять и подписывать все приходы, расходы и прочие бумаги любого рода, относящиеся к Цеху, и никакие письма или другие деловые бумаги да не будут приниматься Надзирателем и Диаконом, ежели они не составлены этим Делопроизводителем и не подписаны им.

 

9. Все Решения и Статуты, принятые и совершенные предшественниками каменщиков Килвиннинга, да станут соблюдаться преданно и верно и исполняться всем Цехом во все будущие времена; и да станут все жалобы от всех работников впредь приниматься только в церкви Килвиннинга, в домовой церкви этой Второй Ложи, и все застольные собрания и праздники всех Учеников и Сотоварищей да будут впредь проводиться в Ложе Килвиннинга.

 

10. Всякий Сотоварищ по принятии в Ложу да уплатит этой ложе десять фунтов за присутствие на застольном собрании и десять шиллингов – за перчатки; перед приемом он должен быть допрошен Надзирателем и Диаконом всей области, чтобы им вызнать его знания и умения, а также да будет ему дано задание, чтобы он показал, на что способен в своем искусстве.

 

11. Всякий Ученик перед приемом в Ложу да заплатит шесть фунтов за допущение на общее застольное собрание.

 

12. Надзиратель и Диакон Второй Шотландской Ложи, а именно Килвиннинга, да приводят впредь к присяге всех Мастеров и Сотоварищей в своей области, дабы те отличали себя от самозванцев и впредь не работали с ними совместно, и не дозволяли этого также своим Служителям и Ученикам.

 

13. Надзиратель Ложи Килвиннинга, Второй Ложи Шотландии, один раз каждый год да экзаменует всех Сотоварищей и Учеников Цеха по их умениям и знаниям, каждого – в своей области цехового мастерства, и те, кто забыл то или иное знание или умение, да уплатят штраф.

  1. На благочестивые нужды (лат.)
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима