Сила Отца Небесного и Мудрость Преславного Сына чрез Милость и Благодать Святого Духа, Три Личности суть Бог Единый, — пребудь с нами и даруй нам Милость Свою, и так нами управь, дабы обрести нам Благословение Его, коиему нет конца. Аминь.
Добрые братья и сотоварищи, мы желаем рассказать вам здесь, как и каким образом началось сие Достойное Ремесло Каменщичества, а затем — как поддерживали его и покровительствовали ему достойные Короли и Князья, а также многие другие достойные Люди.
А также всех, кто это прочтет, заклинаем мы соблюдать Заповеди, которые ныне заповедуем и излагаем здесь для сведения всякого Вольного Каменщика, ибо если станут им следовать во имя доброй Веры и для всеобщего Блага, это пойдет на пользу всему Вольному Каменщичеству, нашему Достойному Ремеслу и преинтересной Науке, одной из Вольных Наук.
Семь же Вольных Наук суть следующие:
I. Грамматика — она учит Человека писать и говорить верно,
II. Риторика — она учит Человека говорить честно и вежливо,
III. Логика — она учит Человека отличать правду от лжи,
IIII. Арифметика — она учит Человека счислять и считать всякого рода числа,
V. Геометрия — она учит Человека мерить и измерять землю и всё прочее; и сия наука также именуется Каменщичеством,
VI. Музыка — она наделяет человека даром Пения, последовательно обучает его Искусству Композиции и умению играть на разных Инструментах, например, органе или арфе,
VII. Астрономия — она учит Человека познавать пути Солнца, Луны и Звезд.
Прошу вас запомнить, что все сии семь Наук содержатся в одной Геометрии, ибо она обучает Человека Мере и измерению, рассуждению и взвешиванию всякой вещи на Земле, а посему — познанию всех вещей. Всякий Мастеровой трудится по Мере. Продает ли он, покупает ли — все делает он по Мере. И пахари, и лоцманы, и садовники, — все пользуются Геометрией, ибо ни Грамматика, ни Логика, никакая другая из упомянутых выше Наук немыслима без Геометрии, ergo сия Наука есть самая достойная и почетная.
Вы спросите меня, как же сия Наука была изобретена, и я отвечу вам так: пред Всемирным Потопом, иначе именуемым Ноевым Потопом, жил Человек именем Ламех, как о том написано в IV главе Книги Бытия. И было у него две жены; одну звали Ада, а другую — Цилла; от Ады имел он двоих сыновей, Иавала и Иувала, а от Циллы имел он одного сына по имени Тувал и дочь по имени Наама. И сии четверо детей изобрели в мире все Науки и Ремесла: Иавал изобрел Геометрию и впервые разделил овец на стада, а также он первым выстроил дом из камня и дерева.
Брат его Иувал изобрел Искусство Музыки, и он стал отцом всех тех, кто играет на органе и арфе.
Тувал-Каин был наставником всех мастеровых, работников по Меди и Железу, а Сестра его изобрела Искусство Ткачества.
Сии дети прознали точно, что Господь готовит Мщение за грехи людей, огнем или водой. А посему они записали все изобретенные Науки на двух Колоннах, дабы нашли их люди после Ноева Потопа. Одна Колонна была из Мрамора, дабы не сжег ее Огонь, а вторая Колонна была из камня Латерна, дабы не утонуть ей в Воде.
А теперь мы поведаем вам правду о том, как и каким образом потом были найдены Камни, на которых начертали они все Науки.
Великий Гермес (иначе именуемый Трисмегистом, или Трижды Величайшим), который был в одно и то же время Царь, Священник и Философ, жил в Египте. Он нашел одну из Колонн, а было это в год от Сотворения Мира две тысячи семьдесят второй, при Царе Нине, которого многие полагают внуком Куша, внука Ноя. Говорят, что он первый отвратил взор от пустой астрологии и стал почитать великие Чудеса Природы. Он доказал, что есть лишь Один Бог, Творец всего сущего, а также он разделил день на двенадцать часов. Говорят также, что он первым разделил Зодиак на двенадцать Знаков. Также это он был Осирисом, Царем Египетским, и говорят, что это он письмо и иероглифы, и составил первые Законы египетские, и написал разные Науки, и учил им других людей.
И во время строительства Вавилонской Башни трудилось много Каменщиков, и Царь Вавилонский, могучий Нимрод, сам был Каменщиком, как пишут в Древних Историях, и когда собирался он строить Ниневию и другие города на Востоке, послал Нимрод, Царь Вавилонский, туда Каменщиков по просьбе двоюродного брата своего, Царя Ниневийского. И когда посылал он их туда, дал он им такое Наставление: чтобы им хранить верность друг другу и любить друг друга истинно, и чтобы верно они служили Господу за свою плату, дабы тем принести честь и славу своему Мастеру, а также все им за это причитающееся. И еще дал он им несколько заповедей, и это было впервые, когда Каменщикам дали заповеди для работы в Цехе.
И далее, когда Авраам и жена его Сара отправились в Египет и наставляли египтян в Семи Науках, обретался там достойный Ученый именем Эвклид, который славно учился всем наукам и преуспел в них, и стал Великим Мастером всех Семи Наук, и во дни его произошло, что у владетельных господ и правителей той земли было весьма много сыновей, и не могли они дать должное образование всем своим детям.
Тогда стали совещаться они с Царем той земли и думать, как им вырастить своих сыновей людьми достойными и образованными, честными и верными, но не смогли найти такого пути и такого способа. Тогда повелели они провозгласить по всей земле, что если найдется человек, который даст им ответ, то будет он достойно вознагражден за свой ум, и не уйдет от них неудовлетворенным.
Когда сделано было такое объявление, явился к ним ученый человек Эвклид, и сказал он Царю и вельможам:
Если отдадите мне своих детей в управление, я научу их одной из Семи Наук, зная которую, сможет он прожить жизнь честно и достойно. Но так я сделаю при том условии, что вы мне дадите над ними власть и право так ими управлять, как я считаю должным.
И Царь, и Совет его согласились на это и дали ему такое разрешение. И взял сей достойный ученый Эвклид у них сыновей и обучил их на практике Науке Геометрии, дабы им работать по Камню, что с любой стороны, есть достойное ремесло, применимое к возведению Церквей, Храмов, Башен и Замков, а также всякого другого рода строений. И так он их наставлял:
Во-первых, чтобы были они верны своему Царю и своему Господину, которому служат, и Братству, в которое приняты; чтобы любили они друг друга и были друг другу верны; чтобы именовали друг друга Сотоварищами или Братьями, но не слугами, не холопами и никак еще; чтобы честно зарабатывали плату свою у Господина или у Мастера Работ, которому служат.
Также чтобы избрали они мудрейшего из них Мастером Работ, но чтобы ни в коем случае не избирали Мастером Господней Работы, по родственной ли связи, по братской ли любви, за богатство ли, за высокое ли положение, — того, у кого мало умения, ибо в таком случае плохая будет от них служба Господу, и навлекут они на себя позор.
Также чтобы им называть Управителя Работ — Мастером во все время, пока работают они у него. И многие другие заповеди дал он им, коих слишком много, чтобы мы все их здесь перечисляли. В верном соблюдении всех сих заповедей заставил он их поклясться, как было принято в те времена.
И он назначил им разумную плату, дабы им на нее жить достойно. Также должны они были собираться один раз в год каждый год на Ассамблею, дабы держать там совет, как еще лучше трудиться во славу Божью, для Его пользы и себе во прибыль, а также дабы судить и исправлять все то, что может быть ими сотворено в ущерб Цеху.
Так появилось сие Достойное Ремесло, и достойный ученый Эвклид дал ему название «Геометрия». А теперь я поведаю вам, как распространилось Каменщичество во все прочие земли.
Спустя много лет, когда пришли Сыны Израилевы в земли Иевусеев, которые зовутся ныне Иерусалимом, начал их Царь Давид строить Храм, который зовется Templum Domini, иначе — Храмом Иерусалимским, еще иначе — Храмом Господним.
Тот Царь Давид возлюбил Каменщиков и всячески им покровительствовал и щедрой рукой платил им за работу. И дал он им заповеди, какие давал Каменщикам Эвклид в Египте, и еще многие другие заповеди, которые вы прочтете ниже.
По смерти Царя Давида Соломон послал письмо Хираму, Царю Тирскому, чтобы взять у него одного умелого мастерового (по имени Хирам Абифф), сына женщины из Колена Неффалимова и Урии Израильтянина. И написал:
Соломон — Хираму-царю
Да будет тебе известно, что отца моего, имевшего намерение возвести Храм Господу, все время удерживали от исполнения сего обета войны и другие напасти, на его долю выпавшие, ибо не имел он ни сна, ни отдыха, пока либо не поражал врагов своих, либо не делал их своими данниками.
От себя же я благодарю Господа за мир, в коием живу, и посему, и по такому случаю, имею я возможность, а равно и горячее желание, возвести Храм Господу, ибо так заповедал мне отец мой, дабы возвел я Дом сей в царствие свое. И по сей причине я прошу тебя дать мне самых умелых твоих слуг, чтобы им вместе с моими слугами идти на Гору Ливанскую и рубить там деревья, ибо Македоняне (так в тексте. – Прим. перев.) более умелы в рубке и приготовлении дерева, чем мой народ. А я заплачу плотникам столько, сколько скажешь.
Хирам — Царю Соломону
Воистину есть тебе за что славить Господа, ибо в твои руки передал Он царство отца твоего, ибо ты человек, исполненный всяческой добродетели. Видит Бог, что не доходило до меня еще новости приятнее этой, и нет более почтенного долга братской любви, недели этот, а посему я дам тебе все то, чего просишь. И я прикажу срубить множество Ливанских Кедров, и когда это будет сделано, я пошлю их тебе морем, и повезут их мои слуги, которых я сам поведу и которых снабжу соответствующими грузовыми судами, дабы могли они доставить их в то место в твоем Царстве, которое ты сам укажешь, а твои подданные чтобы перевезли их потом в Иерусалим. Ты же снабжай их зерном, в коием у нас большая нужда, ибо мы проживаем на острове.
Соломон, сын Царя Давида, дабы закончить строительство Храма, начатое его отцом, послал гонцов за Каменщиками в разные страны, и потом собрал их всех вместе у себя, так что набралось их восемьдесят тысяч работников, и все они были мастеровыми по Камню, и все именовались Каменщиками, а он избрал из их числа три тысячи, дабы стать им Мастерами и Управителями Работ.
А Хирам, Царь Тирский, послал Соломону своих слуг во имя любви своей к отцу его, Царю Давиду. И послал он Соломону дерево и рабочих, дабы помогали они ему в строительстве Храма. В числе тех, кого он туда послал, был один работник по имени Хирам Абиф, сын вдовы из Колена Неффалимова. Он был Мастером Геометрии и управителем над всеми Каменщиками, Резчиками, Граверами и прочими работниками, и литейщиками меди и всех прочих металлов, занятых на строительстве Храма.
Царь Соломон повторил и утвердил им все заповеди и обычаи, дарованные Каменщикам отцом его Давидом, и так была подтверждена достойная работа Цеха Каменщиков в Иерусалиме и во многих других Царствах. И закончил он возведение Храма в год от Сотворения Мира трехтысячный.
Пытливые же Работники отправились оттуда в путь в многие разные страны, одни — чтобы дальше учиться мастерству и умениям, другие — чтобы обучать тех, кому не хватало умения.
А после разрушения Первого Храма, который совсем был уничтожен огнем, начал при Царе Кире строиться Второй Храм, и был он построен спустя семьдесят лет по разрушении Первого Храма, и возведение его заняло сорок шесть лет, и закончили его при Царе Дарии.
В году же три тысячи семьсот двадцать втором, в правление Птолемея и Клеопатры, Человек по имени Ония построил Иудейский Храм в месте, именуемом Бубастис, которое он потом назвал собственным своим именем.
И возведена была башня в Стратоне (иначе Цезарии) при Ироде в Палестине, и много других строений возвел этот царь из мрамора, как, например, Храм Цезаря Агриппы возвел он в память ему в стране Зинодорской близ места, именуемого Панион.
Также расчистил он развалины Второго Храма, который был завершен в царствие Дария, и отрядил тысячу колесниц, чтобы растащили камни в стороны, а затем собрал десять тысяч умелых и опытных работников, чтобы отесали и подогнали камни, и одну тысячу из них он выбрал и облачил, и сделал их Мастерами и Управителями работ, и возвел он в год от Сотворения Мира 3947-й новый Храм на фундаменте, который заложен был Соломоном, и тот Храм был не хуже Первого, и был он завершен за девять лет до Рождества Спасителя нашего.
А по Рождеству Спасителя нашего, при короле Британии Ауруриаге, пришел в Британию император Клавдий со своим войском, и убоялся король, что низложат его, и заключил с императором союз и содружество, и дал ему свою дочь в жены, и стал править королевством властью и от имени Рима, и тогда император ушел.
В год 42-й по Рождеству Спасителя нашего пришли в Англию Каменщики, и в году 43-м возвели божеский монастырь близ Гластонбери, со многими замками и башнями.
Вот таково сие великое искусство Геометрии: владели им многие Императоры, Короли, Папы, Кардиналы и Князья без числа, и все они оставили во всех своих землях и владениях по себе на вечную память здания, ими возведенные во славу сего Искусства.
Никто также не станет отрицать, по здравом размышлении, как мне кажется, славный пример Колонны Траяна, ведь она собой являет один из немногих оставшихся чудеснейших образцов былого римского величия, и она обессмертила имя императора Траяна более, нежели перья всех историков мира. Она была возведена в его честь Сенатом и Народом Рима в память обо всех великих свершениях его на благо страны, дабы память о нем осталась на все последующие века и столь долго жила, сколь много времени отмерено самой Империи.
В год Христов трехсотый, во времена Святого Альбана, король Англии, который был язычник, основал город, и огородил его стенами, и назвал его Веруламом. Святой же Альбан был достойный рыцарь и стюард при королевском дворе. Он был наделен властью править в том городе и в стенах его, и горячо возлюбил он Каменщиков, и много оказал им милостей, и установил им добрую плату, как в городе, так и во всей державе, и он давал им по два шиллинга в неделю и по три пенса сверху, им на радость, а между тем до него по всей земле получал Каменщик лишь пенни в неделю, да кусок мяса, но лишь Святой Альбан все сие исправил и испросил для них у короля Хартию, дабы они проводили каждый год общий Совет, именуемый Ассамблеей. Сам же он каждый год бывал на том совете, и помогал им делать избранных Каменщиками, и дал им заповеди, как вы прочтете ниже.
И после мученической кончины Святого Альбана, по справедливости именуемого Протомучеником Английским, некий король вторгся в английские земли и изничтожил большую часть жителей огнем и мечом. И наука Каменщическая пребывала в сильном упадке вплоть до восшествия на престол в Кенте короля Этельберта в Год Господень 596-й. Григорий Первый, иначе именуемый Великим, послал на остров Британия монаха и других ученых людей, дабы проповедовать там Христианскую Веру, дотоле этим народом не вполне обретенную, и сей вышеупомянутый Этельберт построил церковь в Кентербери и посвятил ее Святому Петру и Святому Павлу, а также считается, что он восстановил церковь Святого Павла в Лондоне, а также построил он церковь Святого Андрея в Рочестере.
А Сиберт, король Восточных Саксов, по совету Этельберта, короля Кентского, принял в году 630-м Христианскую Веру и построил монастырь в Вестминстере во славу Божью и в честь Святого Петра. В году 695-м Сигеберт, король Восточных Англов, начал строительство Университета в Кембридже.
Потом начал править король Ательстан, и был он человеком, возлюбленным всеми людьми, усердствовал он на благо церквей, что касается их строительства и украшения и благоустройства монастырей. Он построил один в Уилтоне, в Селсберийской епархии, а другой — в Мичелни, что в Сомерсетшире, и кроме того, было еще несколько знаменитых и славных монастырей в его владениях, но им он также добавил славы, достроив, нарастив в высоту и наделив новыми землями. Премного украсил он церковь в Йорке.
Эдвин, брат короля Ательстана, возлюбил Каменщиков гораздо более своего брата, и был он великий применитель Геометрии, и собирал при себе Каменщиков, и держал с ними совет, дабы учиться Ремеслу, а потом, по любви своей к Каменщикам и к их Цеху, изъявил он желание стать Каменщиком и испросил у брата своего Хартию и Дозволение ему самому держать Ассамблею в Йорке, в землях брата его, один раз в год каждый год, дабы Каменщикам самим для себя решать, что делать, и карать преступников за преступления и проступки, соделанные против Цеха, и он сам вел Ассамблею в Йорке, и делал там избранных Каменщиками, и давал им Заповеди, и обучал обычаям, а также он заповедал соблюдать сии правила впредь неизменно.
Он выдал им Хартию и Дозволение, дабы соблюдали их во всем, и составил им Уложения, которые надлежит подтверждать каждому новому Королю. И когда собралась Ассамблея, он возгласил, чтобы все Каменщики, и старые, и молодые, кто имел при себе письменные или в памяти сохраненные заповеди и правила, которые ранее в сей земле были составлены, или в другой земле, все сии заповеди принесли с собой и показали ему. И пришли к нему, и принесли заповеди на языках французском, и греческом, и на английском, и некоторые на других языках, но все они во имя одной цели были написаны и с одним намерением, а посему собрал он их в Книгу, и была она о том, как был основан Цех. И он повелел, чтобы впредь сию Книгу читали вслух или пересказывали при посвящении нового Каменщика, когда надлежит сообщить ему заповеди.
И с того дня и по сей день обычаи Каменщиков хранились в таком виде, а также правила, как им жить в Цехе. Потом на разных Ассамблеях некоторые изменения бывали в них внесены, по выбору Мастеров и Работников.
Всякий человек, который есть истинный Каменщик, да помнит и чтит сии заповеди. И если кто окажется виновен в нарушении сих заповедей, надлежит ему исправиться и молить Бога о снисхождении. В особенности же это относится к вам: запомните сии заповеди и не нарушайте.
Первая заповедь такая: будьте все верны Богу и Святой Церкви.
Вторая: не впадайте ни в какую ересь по доброй воле, и не допускайте обновленчества, но будьте мудры и осмотрительны во всем.
Третья: храните верность властям и не вступайте в преступные и изменнические заговоры, но ежели прознаете про какой заговор против Правительства, вы обязаны раскрыть его, ежели иными способами не можете предотвратить.
Четвертая: будьте верны друг другу, а иначе говоря — каждому Каменщику Цеха Каменщиков, и делайте каждому Каменщику все то, что желали бы, чтобы он делал вам.
Пятая: по справедливости держите совет меж собратьями своими, в ложе ли, в палате ли, и все сии советы да проходят по-братски.
Шестая: никакой Каменщик да не будет вором и да не сокроет беззаконного поступка, ежели про такой прознает.
Седьмая: всякий Принятый Каменщик да будет верен Господину своему, или Мастеру, которому он служит, и да будет работать на него усердно для его блага и ему в прибыль.
Восьмая: всякого Каменщика вам надлежит именовать Сотоварищем или Братом, и не дозволяется говорить меж собой грубо и сварливо.
Девятая: никому не дозволяется искать беззаконной связи с женой своего сотоварища, или бросать нескромные взгляды на его дочь, ни желать ее обесчестить, и сие же относится к служанкам и любым другим женщинам, к нему относящимся, дабы себя не опорочить.
Десятая: надлежит верно и честно платить за еду и питье, где бы ни столовались, дабы не опорочить Цех пред посторонними.
Сии заповеди предназначены для всех Каменщиков и каждого, дабы их соблюдать и Мастерам, и Работникам.
Далее перечислю заповеди, относящиеся отдельно к Мастерам и Работникам.
Первая: никакой Мастер или Работник да не берет себе никакую божескую работу и никакую работу другого работника, ежели не уверен в том, что сумеет ее закончить, дабы Цех не был опорочен, и не потерял работу, и дабы божеская работа была исполнена с честью и в истинной вере.
Вторая: никакой Мастер да не берет работы иначе, как по разумному расчету, дабы работа во славу Божью была сделана верно и хорошо, и дабы Мастер получил достаточно, чтобы всем жить честно и хорошо, и чтобы он верно уплатил всем Работникам, сколько кому должен, по обычаю.
Третья: никакой Мастер и Работник да не отберет работу у другого, иначе говоря, если кто из Мастеров или Работников взял на себя божескую работу, то другой да не станет действовать тайно, чтобы очернить или опорочить его и перехватить его работу, если только этот Мастер не оказался недостаточно умел, чтобы сию работу, которую взял, исполнить.
Четвертая: никакой Мастер и Работник да не берет себе Ученика иначе, как на полный срок в семь лет, а Ученик должен быть хорош по рождению, иначе говоря, свободнорожденным и со всеми здоровыми членами тела, как положено человеку.
Пятая: никакой Мастер или Работник да не принимает человека в Каменщики за плату и по частной его просьбе, но лишь с согласия, разрешения и по совету своих сотоварищей, и сей человек, желающий стать Каменщиком, должен быть подходящего происхождения и нужных свойств, а именно быть свободнорожденным, рожденным добрыми родителями, не быть ни данником, ни крепостным, и иметь все здоровые члены тела, как положено человеку.
Шестая: никакой Мастер и Работник да не возьмет себе Ученика, если нет для него достаточно работы, или если нет у него работы для троих, или хотя бы двоих своих работников.
Седьмая: никакой Мастер и Работник да не возьмет работу в другом месте, куда надо ехать, если местный Мастер уже взял или желает взять эту работу.
Восьмая: каждый Мастер да станет платить своим работникам по их заслугам, дабы не быть ему обманутым работником лживым.
Девятая: никто да не порочит другого за его спиной и да не лишает его доброго имени, ибо от того терпит опороченный убыток и худо живет.
Десятая: никакой работник, в ложе или за стенами ее, да не огрызается и никак иначе не ругается без весомой на то причины.
Одиннадцатая: всякий Каменщик да почитает старших и уважает их.
Двенадцатая: никакой Каменщик да не станет играть в кости, с двумя ли костями, с тремя ли, в карты и всякие другие незаконные игры, от чего Цеху может проистечь позор и очернение.
Тринадцатая: никакой Каменщик да не станет вымогателем, или сводником, или смутьяном, дабы не навлечь позор на Цех.
Четырнадцатая: никакой Работник да не ходит в город или в селение в ночное время, если не имеет с собой спутника, который может свидетельствовать за него, что он бывал там лишь в приличных местах.
Пятнадцатая: всякий Мастер и Работник обязаны являться на Ассамблею, если она проходит от них в пятидесяти милях или менее и если получили о ней извещение, а если преступят они заповеди Цеха, тогда надлежит им повиноваться суду других Мастеров и Работников и, по силам своим, исправить дело, но если они откажутся повиноваться разумному суждению Цеха, то да будут переданы властям для обычного суда.
Шестнадцатая: никакой Мастер и Работник да не делает себе особого Наугольника или особой Линейки для измерения камней, но пользуется лишь теми, которые приняты и одобрены Братством.
Семнадцатая: всякий Каменщик да принимает и привечает сотоварищей из других земель, когда приходят они в его землю, и дает им работу обычным порядком, если они пожелают, иначе говоря, предоставляет им камни для обработки, а иначе должен снабдить их деньгами, потребными на переход до другой ложи.
Восемнадцатая: всякий Каменщик да служит Господу верой и правдой за свои деньги; и всякий Мастер да заканчивает работу, за которую взялся, и будет правдив на словах и на деле.
И всякий Мастер обязан иметь при себе и знать сии заповеди, которые мы ныне перечислили вам и всем прочим, кто относится к Каменщикам, дабы вы их соблюдали. И да поможет вам Бог и Itallidom.
Finis
Вопр. 1: Каменщик ли ты? — Отвечать: Да.
Вопр. 2: Как мне увериться в этом? — Отвечать: В том тебе дам заверение в должное время и в должном месте.
Примечание: так говорить, только если находятся в месте, где собрались не только каменщики. А если стоят вдвоем, отвечать надлежит знаками, пожатиями и прочими точками приема.
В.3: Какая у тебя первая точка?
О.: Скажи мне свою первую точку, а я скажу тебе вторую.
Первая есть скрывать и прятать под не меньшим страхом, чем если бы тебе перерезали горло. И надо сделать знак, говоря это.
В.4: Где тебя приняли?
О.: В достойной ложе.
В.5: Что делает ложу верной и совершенной?
О.: Семеро Мастеров, пятеро Учеников. Путь длиной в день из подземного города, где ни одна собака не лает и не кричит ни один петух.
В.6: А меньшее число не сделает ложу верной и совершенной?
О.: Сделает — пятеро Каменщиков и трое Учеников.
В.7: А еще меньшее число?
О.: Чем больше — тем веселее (merrier), но чем меньше — тем лучше (better chear).
В.8: Как называется твоя ложа?
О.: Ложа Килвиннинга.
В.9: Как расположена твоя ложа?
О.: С Востока на Запад, подобно Храму Иерусалимскому.
В.10: Где была первая ложа?
О.: В притворе Храма Соломонова.
В.11: Есть ли в твоей ложе светочи?
О.: Да, три — на северо-востоке, юго-западе и в восточном проходе. Один соответствует Мастеру Каменщику, другой — Стражу, третий — каменщическому цеху.
В.12: Есть ли в твоей ложе сокровища?
О.: Да, три — Перевязочный Камень, Квадратный пол и широкий овал.
В.13: Где находится ключ от твоей ложи?
О.: В трех с половиною футах от двери ложи, под Перевязочным Камнем, под зеленым дерном. Его храню я под сводом печени, где хранятся все тайны сердца моего.
В.14: Что же такое — ключ от твоей ложи?
О.: Это хорошо подвешенный язык.
В.15: Где же лежит сей ключ?
О.: В костяном ларце.
После того, как каменщики задали тебе все эти вопросы, или некоторые из них, и получили должные ответы, и ты им дал знаки, они признают тебя, но не как Мастера Каменщика или как Подмастерье, а лишь как Ученика, и при этом скажут: «Ну что же, мы видим, что ты был допущен в кухню, но не знаем, бывал ли ты в прихожей».
И тогда тебе следует сказать: «Я бывал и в прихожей, а не только в кухне».
Тогда тебя спросят В.1: «Не Подмастерье ли ты в таком случае?». Отвечать: «Да».
В.2: А сколько у тебя точек товарищества?
О.: Пять — стопа к стопе, колено к колену, сердце к сердцу, рука к руке и ухо к уху.
Потом надо сделать знаки товарищества, взяться за руки, и тогда тебя признают как истинного и верного каменщика. А слова нужно искать в III Книге Царств (гл. 7, стих 21) и II Книге Паралипоменон (гл. 3, последний стих).
Как сообщать Слово Каменщика
Сначала тебе надлежит приказать человеку принять от тебя слово, стоя на коленях, и только по совершении многих церемоний, дабы внушить ему должный страх, чтобы он при этом взял Библию и положил на нее правую руку, чтобы ты привел его к присяге и клятве хранить тайну, пригрозив тем, что ежели он нарушит эту клятву, да станет Солнце на Небесах против него свидетелем, а также станут свидетелями все, кто будет тогда с тобою вместе там присутствовать, и они его также проклянут, а кроме этого, все каменщики в мире тогда сговорятся убить его. И только потом, когда принесет он клятву хранить тайну, приведи его к присяге как указано ниже:
Именем Самого Господа Бога, — и отвечать ты станешь пред Самим Господом Богом, когда встанешь пред Ним нагой в Великий День, — клянись никогда не раскрывать ни единой части из того, что увидишь или услышишь сейчас, никогда ни словом, ни письмом, ни печатным текстом, ни рисунком острием шпаги, или еще каким-либо орудием, на земле, песке или снегу, и ни с кем ни о чем подобном не вести никаких разговоров, если только это не должным образом посвященный каменщик. И да поможет тебе Бог.
После того, как он принесет присягу, самому молодому из каменщиков надлежит вывести его из этого места, где все собрались, и там после того, как внушат ему немалый страх тысячью смехотворных поз и гримас, тому каменщику надлежит сообщить ему, как нужно делать знак к порядку (due guard), то есть знаки, и позы, и слова для входа, которые да будут как указано ниже.
Сначала, когда вернется он в ту комнату, где все собрались, он должен сделать смешной поклон, потом знак, а потом сказать: «Господи, благослови сие достойное собрание». Потом же, сняв шляпу также весьма забавным манером (который можно только показать, как и все прочие похожие знаки), он скажет слова для входа, которые да будут как указано ниже.
— Вот я явился, младший и последний из принятых Учеников. Я поклялся Именем Господа Бога и Святого Иоанна при Циркуле и Наугольнике, а также шаблоне, верой и правдой служить своему Мастеру в сей почтенной ложе, с утра понедельника по вечер субботы, и хранить от сей ложи ключи, и ежели я нарушу сию мою клятву, да будет кара моя не менее страшна, чем если бы вырезали мне язык и вынули из подбородка, и чтобы погребли меня за линией отлива, чтобы никому не ведомо было место погребения моего.
Потом он должен снова сделать знак, проведя рукой под подбородком через горло, что значит, что ему его перережут в случае нарушения клятвы.
Затем все каменщики начинают шепотом говорить друг другу Слово, начиная с самого младшего из них, пока оно не дойдет до Мастера Каменщика, который сообщает Слово новому Ученику.
Теперь нужно заметить, что все знаки и слова, о которых было выше сказано, принадлежат только званию Ученика. А чтобы стать Мастером Каменщиком или Подмастерьем, нужно еще многое претерпеть, и это следует далее.
Сначала все Ученики удаляются из места, где все собрались, и там не остается никого, кроме Мастеров.
Потом того, кого собрались принять в товарищество, снова ставят на колени и приводят к новой присяге, после чего его снова удаляют вместе с самым молодым из каменщиков, который в другой комнате учит его позам и знакам товарищества, а потом снова приводит назад. Новопосвященный там делает знак Мастера и говорит те же слова входа, что и в звании Ученика, только не упоминая про шаблон, потом все каменщики начинают шепотом говорить друг другу Слово, начиная с самого молодого, как раньше. А затем самый молодой каменщик выходит вперед и встает в позу, как если бы хотел получить Слово, и так он принимает его у самого старшего каменщика, тоже шепотом.
Достойные Мастера и все почтенное собрание приветствуют его трижды словами «Сердечный тебе привет» (greet you weel).
Потом Мастер сообщает ему Слово и берет его за руку по-каменщически, и это всё, что надлежит совершить, чтобы сделать его совершенным каменщиком.
Человека, которому должны передать Слово, ставят на колени, и после очень многих церемоний, предназначенных для того, чтобы его напугать, ему вручают Библию, чтобы он положил на нее правую руку, а потом угрожают ему многими карами, на случай если он нарушит свою Клятву, потом говорят, что Солнце в Небе и все присутствующее собрание будут ему свидетелями, а также станут свидетельствовать против него, если он совершит такое кощунство и т.д. Также они обещают его убить в таком случае. Потом, когда поклянется он хранить тайну, приказывают ему принести такую клятву:
Клянись Самим Богом, и пред Богом ты станешь держать ответ, и встанешь пред Ним наг в великий день Суда.
Ты никогда не раскроешь ни единого слова или дела из того, что увидишь или услышишь здесь и сейчас, ни устно, ни письменно ни в какое время.
Ты ничего из этого не нарисуешь и не изобразишь, и не начертишь мечом или каким-либо другим орудием на снегу ли, песке ли, а также не станешь об этом говорить ни с кем, кроме другого Ученика Каменщика. И да поможет тебе Бог.
После того, как он принесет Клятву, его выводит из Собрания самый младший Каменщик, который затем его еще пугает тысячей разных гримас и поз. От него он должен научиться способу, как делать Должную Стойку, то есть знакам, позам и словам, которые нужны для того, чтобы войти в Собрание.
[И он должен сказать:] Вот я пред вами, младший и последний по посвящению Ученик, принесший клятву Именем Бога и Св. Иоанна при Циркуле и Наугольнике, и при Масштабной линейке, в том, что стану посещать службы моей Госпоже в сей Достопочтенной Ложе с утра понедельника по вечер субботы, и стану хранить все ключи от нее, и ежели нарушу сию клятву, то да будет кара мне за это не меньшей, чем да будет язык мой вырван изо рта и да будет погребен за линией отлива, в неизвестном никому месте.
Потом он снова делает знак: провести рукой под подбородком по горлу, что означает, что оно будет перерезано, если он нарушит слово. Потом все присутствующие каменщики шепчут друг другу Слово, начиная с самого младшего, и так оно доходит до нового посвященного Ученика.
Но тут надо особо отметить, что все эти знаки и описанные слова принадлежит только Ученикам Каменщикам, но чтобы стать Мастером Каменщиком или Подмастерьем, нужно сделать многое другое, что описано ниже.
Сперва всех Учеников выводят из Собрания, и никого там не остается, кроме Мастеров. Потом того, кого хотят принять в Мастера или Подмастерья, снова ставят на колени и снова приводят к присяге. Потом он должен выйти из Собрания вместе с младшим из Мастеров, чтобы обучиться Слову и знакам Братства. Снова входя в Собрание, он делает Мастерские знаки Братства и говорит то же проходное слово, что у Учеников, только не говоря ничего про Масшабную линейку. А потом Мастера начинают шепотом передавать Слово друг другу, начиная с самого младшего, как раньше. Затем посвящаемый Каменщик выступает вперед и становится в позу, в которой получит Слово, и говорит им: Достопочтенное Собрание и вы, достойные Каменщики, я пришел сердечно приветствовать вас, приветствовать вас, приветствовать вас.
И тогда Мастер Каменщик дает ему Слово и берет его за руку особым каменщическим способом, а потом все собравшиеся Каменщики делают то, что нужно, чтобы сделать его совершенным Каменщиком.
Вот некоторые вопросы, которые Каменщики задают другим для того, чтобы узнать, Каменщик перед ними, или нет.
— Каменщик ли ты? – Да, воистину.
— Как мне узнать это? – В должном месте в должное время.
Этот ответ дается только в том случае, если в компании присутствуют не-каменщики вместе с каменщиками, а если не-каменщиков рядом нет, то отвечать надлежит знаками, словами и Точками Входа.
— Какова первая Точка Входа? – Скажи мне первую, и я скажу тебе вторую.
Первая Точка – это «слушать и скрывать»; вторая Точка – «а иначе да будет горло мое перерезано» (и тут нужно провести рукой по горлу).
— Где тебя приняли? – В Достопочтенной Ложе.
— Что делает Ложу верной и совершенной? – Семеро Мастеров, пятеро Учеников и место в дневном переходе от любого города и любой деревни, где не слышно лая собак и крика петуха.
— А меньшее число не делает ли ложу верной и совершенной? – Четверо Мастеров и трое Учеников, и место, которое описано выше.
— А еще меньшее? – Чем больше — тем веселее, чем меньше – тем лучше.
— Как зовется твоя Ложа? – Ложа Килвиннинга.
— Как стоит твоя Ложа? – С Востока на Запад, подобно Храму Иерусалимскому.
— Где была первая Ложа? – В Притворе Храма Соломонова.
— Есть ли светочи в твоей Ложе? – Их три: на Северо-Востоке, на Юго-Западе и в Восточном проходе.
Первый светоч здесь означает Мастера Каменщика, второй – Стража, третий – Подмастерье.
— Есть ли сокровища в твоей Ложе? – Их три: Отвес, Мозаичный Пол и Трамбовочный Молот.
— Где найти ключ от твоей Ложи? – В трех с половиной футах от ее двери, под Отвесом и зеленым Дерном.
— О чем ты говоришь, говоря об Отвесе и зеленом Дерне? – Я говорю не об Отвесе и зеленом Дерне, но о своей печени, где хранятся все тайны сердца моего.
— Что же у тебя за ключ от твоей Ложи? – Хорошо подвешенный язык.
— Где хранится сей ключ? – В костяном ларце.
Когда Каменщики зададут тебе все или какие-то из этих вопросов и ты на них верно ответишь, и сделаешь знаки, они признают тебя Учеником Каменщиком, но не Подмастерьем или Мастером.
И они скажут: Мы поняли, что ты был допущен на кухню, но не ведаем, был ли ты допущен в прихожую. И нужно отвечать: Я бывал и в кухне, и в прихожей.
И тогда они спросят:
— Подмастерье ли ты? – Да.
— Сколько ты знаешь Точек Входа? – Пять: стопа к стопе, колено к колену, сердце к сердцу, рука в руку, ухо к уху.
Потом надо показать знаки Подмастерья и пожать руки, и тогда они признают тебя настоящим Каменщиком.
А слова их взяты из III Книги Царств (7:21) и II Книги Паралипоменон (3, весь последний стих), но в особенности это слова «Яхин» и «Боаз».
Великому Мастеру, Мастерам, Стражам и Братьям
Древнейшего и Достойнейшего Братства Вольных Каменщиков
Великобритании и Ирландии
Брат Евгений Филалет шлет свой привет.
Я обращаюсь к Вам так, ибо говорю на истинном языке Братства, которым пользовались первые из братьев-христиан, равно как и те из братьев, которые были в самом начале, как повествуют Писание и наша неразрывная Традиция.
Предлагаю Вашему вниманию эти страницы, ибо они по праву принадлежат скорее Вам, чем кому бы то ни было еще. Те из Вас, кто не обрел еще значительного просвещения, ныне пребывают во Внешнем дворе и не достойны того, чтобы проникнуть взглядом за пелену, и они не найдут в сказанном мной здесь ничего недостойного или безнравственного; те же, кто имел счастье обрести высший Свет, найдут под этим покровом нечто воистину великое и в высшей степени достойное пристального внимания возвышеннейшего и просвещеннейшего гения, а именно Духовный Небесный Куб, единственную истинную, прочную и нерушимую Основу, основание Знания, Мира и Счастья.
Посему, дражайшие братья, я от всего сердца приветствую Вас, и я счастлив представившейся мне возможности возрадоваться с Вами вместе, коль скоро Всемогущему, Единому, Предвечному и Неизменному Богу было угодно излить этот Свет, эту Истину и Свой животворящий Дух, коими Братство вновь обретает жизнь на нашем острове, и принцы крови ищут возможности присоединиться к нашему священному сообществу, как это было в начале его истории и как будет всегда; врата Ада не одолеют его, но оно пребудет, пока сияют в небе Солнце и Луна, вплоть до конца и крушения всего материального мира; ибо если с нами Бог, дражайшие братья, то кто против нас?
Поэтому мне бы хотелось сказать Вам несколько слов об этих наиважнейших материях; и, наверное, я буду первым из заговоривших о них с Вами. Я постараюсь в елико возможно сжатом виде, описать Вам истинное и верное Зерцало, которое не может солгать и не солжет вам – и да будет лесть навеки изгнана из нашего Братства! – ни в чем, которое позволит Вам узреть, или, скорее, вспомнить, кто Вы такие, — и тогда Вам уже не потребуются дополнительные указания, что надлежит Вам делать. Для этого я воспользуюсь Свободой, всегда являвшейся нашим основополагающим отличием от всех прочих людей и истинными Душой и Духом нашего Братства.
Я буду говорить вселенским языком раннего христианства, известным нам из Писания. Помните, что Вы – соль земли, свет мира, огонь Вселенной. Вы – камни живые, составляющие духовный Дом, верующие и полагающиеся на главный Lapis Angularis, отвергнутый упрямыми и непокорными строителями, вы призваны из Тьмы к Свету, Вы – избранные из рода людского, царственное священство.
Все это делает Вас, дорогие братья, ровней величайшим царям и правителям мира сего, и в этом нет ничего удивительного, коль скоро Царь Царей снизошел до того, чтобы сделать Вас избранниками Своими, по сравнению с которыми, выше всех вознесшиеся князья земные суть лишь черви, пусть и все мы дети одного Предвечного Отца, Творца всего сущего, — но лишь постольку, поскольку Вы исполняете волю Отца нашего небесного.
Вы видите, сколь высоко Ваше достоинство; Вы видите, кто Вы такие; так действуйте же в соответствии с тем, что видите и знаете, и покажите, что Вы – люди, достойно исполняющие долг, предписанный Вашим призванием. Не думайте, однако, что, говоря так, я стремлюсь представить себя Вам как равви, владыку или учителя, ибо я лишь смиреннейший из Вас, всего лишь новичок, неофит, и мне ничего не известно. Не отвергайте, однако, мою лепту, привнесенную в вашу сокровищницу, ибо это все, что я имею, и другие могут дать больше по количеству, но не по доле в своих сбережениях.
Вспомните великую Цель, к достижению которой все мы стремимся – не состоит ли она в обретении счастья ныне и потом? А ведь счастье в жизни нынешней и счастье в жизни грядущей зависят одно от другого. Семена вечного Мира, Покоя и нескончаемого Отдохновения надлежит сеять в этой жизни, и всякий, уповающий на вечное восславление и наслаждение созерцанием Всевышнего Бога в будущем должен учиться этому ныне, постепенно переходя от созерцания твари к восхищению Творцом.
Но увы, братья мои, что мы все и что наш крошечный земной шар, по сравнению с великой артелью Вольных Каменщиков, что на небесах?! Там Всевышний Архитектор распростер над нашими головами небесный свод, подобно изумительной красоты пологу, богато украшенному звездами, а Своим беспредельным Циркулем Он из единой Точки описал необъятную окружность Всего Сущего. Сам Он есть единый и неизменный Центр всего, не имеющий окружности. Он берет в руки Свои величественные золотые весы и взвешивает все сущее согласно вечному и совершенному закону Справедливости, и на этих Весах достойнейшие поступки лучших из людей столь часто оказываются слишком легковесны. Он сотворил бесчисленные миры, пребывающие за пределами нашего взора, и гигантские светила, зримые для нас. Он придал этим светилам нерушимые законы, наделил их каждое – своим особым влиянием, разумом и духом. Если вера в этого Единого Бога, Всемогущего Отца, Творца Неба и Земли и всего зримого и незримого, великого, изначального, предвечного Бога, то есть святейшая, древнейшая и основополагающая, вселенская христианская вера заставляет людей считать нас атеистами, — то значит, дражайшие братья мои, мы атеисты, и гордимся этим. Пусть же мир неверных и язычников болтает, что ему угодно, ибо мы всегда будем пользоваться поддержкой всего христианского мира, вне зависимости от различных его исповеданий и религиозных групп, которые не могут настолько отступить от своих религиозных и нравственных законов, чтобы осуждать верующих в основополагающую идею своей (и их) святой Веры.
О Предвечный, Бессмертный Единый, Непостижимая Монада! Не дай нам отклониться от сей вечной Истины! Ниспошли Свет Свой и Истину Свою, дабы они озаряли нам путь на святую гору Твою, к Скинии Твоей! Мы лишь узники, — кто спасет нас из узилища смерти? Мы дети Твои, изгнанные из земли своей, — когда же мы возвратимся в нее?
Ты сделал нас Своими новыми посвященными, оглашенными, — когда же Ты провозгласишь нас водворенными в невинности своей, благословенными жителями Иерусалима Небесного, нерукотворного? Здесь мы блуждаем во мраке темной долины слез и смертной тени, где ничего не познаем и ничего не помним, — кто осмелится сказать, что познал Тебя? Ты водворил нас сюда по причинам, ведомым лишь беспредельной Справедливости и Всевышней Мудрости Твоим, тщась проникнуть в которые, пытливая молитва лишь бывает ослеплена величием Славы Твоей, о Ты, Свет Недосягаемый, Предвечная Сила, Мудрость и Любовь!
То же и с религией, которую мы исповедуем и лучше которой не было, нет и никогда не будет; и всякий живущий по ней, никогда не умрет совсем, ибо она есть Закон Природы, то есть Закон Божественный, ибо Бог есть Природа. И состоит она в том, чтобы возлюбить Бога превыше всего, а своего ближнего – как самого себя; это и есть истинная и изначальная вселенская религия, считавшаяся таковой во все времена и у всех народов, подтвержденная нашим Господом и Мастером Иисусом Христом, говорившим, что в этом – весь закон и пророки.
Избегайте тех из собратьев, чьи насмешки над религией считаются многими остроумными, а в особенности тех, кто чернит недостойными высказываниями величие Святой Троицы, в Которую веровали все величайшие мудрецы всех времен. Философы древности, не обладавшие религией Откровения, не видевшие иного света, кроме Света Природы, исповедовали эту священнейшую из Истин и наставляли в ней, что я смогу яснее ясного доказать Вам в должное время и в должном месте. Например, платоники, которых больше нет на свете, признавали существование Бога в трех лицах: первое они называли Отцом Вселенной, или Всего; второе – Сыном, или Разумом, иначе говоря, по Плотину и Филону, Божественным Разумом, проистекающим от Бога-Отца, как Свет – от Света или Слово – от Говорящего; вследствие чего это второе лицо именовалось Λόγος, Verbum, то есть Словом, Светом от Света и Сиянием Бога-Отца; в то время как третье лицо именовалось Духом, или Anima Mundi, в образе голубя, восседавшего на водах, небесного любящего животворящего тепла, породившего Вселенную.
Ныне, братья высшего разряда, позвольте обратиться к Вам кратко, ибо вас немного; я буду говорить с Вами притчами, ибо Вам надлежит постигнуть тайны, в которые не могут быть посвящены недостойные.
Видели ли вы, дражайшие братья мои, поразительную емкость, заполненную прозрачной водой, чище которой нельзя себе представить, приспособленную к изумительному механизму, заставляющему даже величайших из мыслителей с восхищением взирать на него, служащему предметом размышлений мудрейших философов? Это Квадрат, расположенный на шести других квадратах, и каждый из них сияет небесными драгоценными Камнями и поддерживается расположенными под углом четырьмя Львами. Здесь пребывают наши могущественные Царь и Царица (в безумии говорю – я не достоин пребывать среди вас), и Царь облачен в сияющую мантию прозрачного нержавеющего золота; он бел и румян, и пасет меж лилиями; глаза его как два диаманта сияющих, извергающих яркий неугасимый свет; ниспадающие волнами волосы его чернее мрака и вранова крыла, и царственная супруга его облачена в одежды бессмертного серебра, усыпанные смарагдами, перлами и кораллами. О таинственный Союз, о славное Предприятие!
Бросьте теперь взгляд на основание сего небесного здания – и вы увидите там огромную чашу из порфира и мрамора, воспринимающую из львиных пастей по сторонам от нее зеленоватые яшмовые потоки. Обдумайте все это, поразмыслите над этим. Не рыскайте более в чащобах лесных (в безумии говорю); не преследуйте более быстроногого Оленя; пусть вольный Орел свободно парит в небесах; не смотрите более на пляшущих шутов, на распухших жаб и на пожирающего свой хвост дракона, — оставьте все это новичкам.
Да станут предметом вожделений и дерзаний Ваших (хотя некоторые из Вас, наверное, уже обрели это; это я в безумии говорю) поразительное Нечто, чья природа – не огненная, не совершенно земная и не водяная, не острая и не тупая, но средняя, легкая и мягкая или, по крайней мере, не совершенно жесткая; не горькая, но скорее сладкая на вкус, благоуханная для обоняния, приятная глазу, сладостная для слуха, приятная для разума, — короче говоря, то Единственное Нечто, рядом с Которым нет более ничего, которое пребывает повсюду, благословенное и священнейшее Нечто, поверяемое Наугольником Мудреца, которое есть… я чуть не проболтался и тем кощунственно не преступил данную клятву. Я буду говорить о нем иносказательно, еще более темными и неясными притчами, дабы никто, кроме истинных Сынов Учения, просвещенных познанием Высших Тайн и Таинств Братства Вольных Каменщиков, ничего не мог понять. Это то, что приведет Вас, дражайшие братья мои, в прозрачный сияющий дворец бесстрастных Сынов Любомудрия, в прозрачную Пирамиду чистейшей Соли, более блистательную и лучезарную, чем тончайше ограненный восточный рубин, в центре которой пребывает недосягаемый истинный Свет, бессмертный небесный Огонь, сияющий, подобно хрусталю и ярче полуденного Солнца, который есть бессмертный, вечный, непреходящий Пироп, Царь Камней, от которого проистекло все и всяческие чистота, мудрость и счастье.
Все это строжайше скрывается от взоров всего остального мира за стенами непроницаемого Мрака, дабы святыня не была отдана на растерзание псам, и бисер Ваш Вы не метали перед свиньями, чтобы не попрали они его ногами своими, и не оборотились, и не разорвали вас.
Евгений Филалет,
F. R. S.
1 марта 1721 г.
Авторам газеты «Flying Post»
Древнее братство Вольных и Принятых Каменщиков во все века по достоинству считалось единственным из всех сообществ, которому удалось беспрекословно и нерушимо поддерживать две главные и истинные Колонны любого товарищества: Молчание и Согласие; с самого начала времен произошел один только такой случай, чтобы масон предал священные Арканы своего общества; а именно случай с Самсоном, который в действительности оказался Иудой и понес заслуженное наказание. (Отсюда берет свое начало крылатая фраза, которой характеризуют того, кто выбалтывает все, что знает: «Он того и гляди опрокинет на себя свой дом».)
Все это стало причиной множества различных размышлений на этот счет всего остального человечества, которые, в свою очередь, привели к бесчисленным дискуссиям и разногласиям.
Безусловно ясны и не подлежат сомнению те факты, что собственно Каменщичество является наиболее материальной частью Архитектуры, обладающей определенным содержанием и определенной формой; что Вольные Каменщики – не просто любопытные и праздные гуляки, а трудолюбивые и честные люди, стремящиеся преуспеть в своей собственной профессии; что Достопочтенное Сообщество – не организация, стремящаяся изменить что-либо в делах религии или плетущая нити заговоров против существующего государственного строя; что оно никаким образом не пересекается и не вторгается в дела прочих обществ и корпораций, сколь значимы они бы ни были в общественной жизни страны; и что, зная обо всех этих отличных его качествах, разумный человек с должными уважением и почтением будет относиться к его членам, его ложам и его Конституции.
Но верно также и то, что есть в нем и люди недостойные, и выбалтывающие их тайны, которые, поскольку сами давно утеряли способность удерживать что-либо в себе или нашли ей неверное применение, завидуют тем, кто сохранил дар хранить тайну и верность, и поэтому эти недостойные предатели, как показали исследования последних лет, тысячи раз умудрялись выставить свое Достопочтенное Сообщество на всеобщее осмеяние или порицание, в чем им немало способствовали некоторые неразумные женщины, которые (поскольку, по весьма понятным причинам, их пол считается недопустимым к принятию в Братство) чувствуют себя униженными и постоянно ищут пути мести. Это именно те люди, которые разгласили некоторые, пусть и выглядящие пустыми и глупыми, жесты, знаки или обряды, при этом выдавая их за самую основу масонства. Отрывок, приведенный ниже, является одним из ярких примеров такой их злонамеренной деятельности. Этот отрывок, по их словам, достался им в виде рукописи после внезапной смерти одного из их братьев; в действительности же это явно бессмысленный пасквиль, равно оскорбительный и для всего Общества в целом и для каждого из его Досточтимых Братьев в частности, между тем как многие из них ежедневно предстают перед монархами и покрыты славой, почестями и облечены титулами и властью.
Я ни в коем случае не собираюсь выступать в защиту репутации Братства: его многочисленные ложи не нуждаются в рекламе или защите какого-либо рода; точно так же ни силой, ни хитростью, точно безумных или детей, нельзя заставить его верных членов разгласить уроки и поучения, преподанные им их Мастерами и Стражами; наоборот, во все времена они верны духу высказывания мудрого Царя Соломона – в свое время, Великого Мастера Масонства и Архитектуры, — касающегося судьбы Самсона, о которой было упомянуто выше: «Да падет глупец пустословный!».
Когда масон проходит посвящение, после того, как ему вручат две пары белых перчаток, мужских и женских, а также кожаный запон, он должен услышать ……. своей ложи, который зачитывает ему Мастер. После этого Страж подводит новопосвященного к Мастеру и Братьям, и каждому из них:
По своей воле и без принужденья
Хочу я масоном стать без промедленья.
Недавно я был учеником,
Яхин мне знаком и Боаз мне знаком.
Потом Подмастерьем я стал без труда,
Мне стали известны Отвес и Звезда.
Теперь среди вас еще Мастер один,
Как только услышу я слово «Махбин».
И Мастер должен ответить ему:
Как Мастером станешь – всегда, так и знай,
Ты Правило Трех за закон почитай.
И все, что ты хочешь в масонстве узнать,
Махбин и твой Мастер тебе могут дать.
Подойдя к дверям ложи, постучать в них трижды, и тогда раздастся вопрос:
В.: Вольный ли ты каменщик?
О.: Да, конечно.
В.: Как ты докажешь это мне?
О.: Знаками и пожатиями………. и тем, что был допущен в Кухню, а затем в Портик.
В.: Какова твоя первая клятва по вхождении?
О.: Я слушаю и утаиваю, иначе же да будет горло мое перерезано, а язык исторгнут из уст моих.
Тогда один из Стражей скажет: — Да будет благословение Господне на эту встречу, и на Весьма Досточтимого Мастера и Досточтимых Братьев, коие хранят ключи от Ложи, из коией ты следуешь; а также добро пожаловать, Досточтимый Брат, в это Достопочтенное Сообщество.
Затем приветствовать так: — Весьма Досточтимый Мастер и Досточтимые Братья ложи, из которой я следую, шлют вам сердечный привет.
В.: Из какой ложи ты следуешь?
О.: Из ложи Св.: Стефана.
В.: Кто составляет верную и совершенную ложу?
О.: Мастер, двое Стражей, четверо Подмастерьев, пятеро Учеников с циркулем, наугольником и линейкой.
В.: Где тебя посвятили?
О.: В долине Иосафатской, за кустом тростника, где никогда не слышно было собачьего лая или петушиного крика; или же все равно, где.
В.: Где была первая ложа?
О.: В портике Соломона; и две колонны звались Яхин и Боаз.
В.: Сколько есть ордеров в архитектуре?
О.: Пять: Тосканский, Дорический, Ионический, Коринфский и Композитный, или Романский.
В.: Сколько есть братских уз?
О.: Шесть: нога к ноге, колено к колену, рука в руку, ухо к уху, язык к языку, сердце к сердцу.
В.: Как масоны размещаются во время работы?
О.: Мастер – на юго-востоке, Стражи – на северо-востоке, Братья – вдоль восточного нефа.
В.: Сколько в масонстве драгоценных сокровищ?
О.: Четыре: циркуль, наугольник, дельта и пламенеющая звезда.
В.: Сколько есть светочей ложи?
О.: Три: Мастер, Страж и Братья.
В.: Откуда ведет свое начало образ Арки?
О.: От радуги.
В.: Есть ли у тебя ключ от ложи?
О.: Есть.
В.: Каков он.
О.: Это хорошо подвешенный язык.
В.: Где ты хранишь его?
О.: В ларце слоновой кости меж своих зубов, или в складках моей печени, вдали от тайн своего сердца.
В.: Есть ли у тебя цепь к нему?
О.: Есть.
В.: Какой она длины?
О.: Как от моего сердца до моего языка.
В.: Где находится ключ в ложе во время работы?
О.: Он находится справа от входной двери, под слоем зеленого дерна в одном футе, одной половине фута и одной четверти фута от поверхности.
В.: Где Мастер ставит на выполненную работу свою метку?
О.: В юго-восточном углу.
Чтобы опознать Ученика Каменщика, нужно его спросить, был ли он допущен в кухню, и он ответит «да».
Чтобы опознать масона в темноте, следует сказать: «Нет тьмы без отсутствия света». И он ответит: «Нет и света без отсутствия тьмы».
Чтобы поприветствовать брата-масона, коснитесь шляпы правой рукой и, сняв ее, поднесите к подбородку. Он же должен коснуться своей шляпы тоже правой рукой и, сняв, приложить шляпу к левой стороне груди, у сердца.
Приветствуя брата, следует сделать шаг вперед правой ногой, затем левой; третьим же шагом подвести свою правую пятку к внутреннему изгибу ступни брата; затем положить правую руку на его левое запястье, а своей левой рукой провести по горлу под подбородком от правого уха к левому; он же затем приложит правую руку к левой стороне груди, у сердца.
Пожатие состоит в том, что, взяв брата за руку, прижимаете средний палец к его запястью изнутри; и он делает то же самое.
Чтобы опознать брата-масона незаметно для окружающих, нужно подвести правую пятку к внутреннему изгибу его правой ступни, приобнять его правой рукой поверх его левой, провести свою левую руку под его правой, а затем средним пальцем левой руки провести прямой угол от его левого плеча до середины спины и вниз, до края брюк.
Когда масон сидит в седле, он подтягивает стремена до шеи коня.
Чтобы отозвать масона в сторону из компании, следует кашлянуть три раза или трижды постучать по какому-либо предмету.
Чтобы показать, что он бедствует, масон должен бросить наземь округлый кусочек мела, сказав при этом: «Кто мне разменяет эту монету?».
Автору «Post-Boy»
Сэр,
В течение некоторого времени наблюдая все то интересное, что публиковалось в «Flying-Post» и прочих газетах про Общество Вольных Каменщиков, в последнее время наделавшее столько шуму, могу ныне Вас заверить в том, что ранее присланные Вам описания не во всем согласны с обычаями современных Каменщиков, однако на следующие ниже Вопросы и Ответы Вы можете положиться как на достоверные, поскольку я записал их самолично скорописью, подслушав через тонкую стену, во время Приема нескольких новых Братьев в одну широко известную ложу в Вестминстере.
В.: Не один ли ты из нас?
О.: Я готов выдержать испытание.
В.: Как тебя испытывать?
О.: Вопросами и ответами.
В.: Как твое имя?
О.: Основание или Капитель, в зависимости от степени.
В.: Откуда ты следуешь?
О.: Из Храма Соломонова.
В.: Что ты видел там?
О.: Свернутый квадратный лист бумаги.
В.: Для чего нужен этот лист?
О.: Дабы служить пропуском в Sanctum Sanctorum, а также во все закрытые для посторонних части Храма.
В.: Какую ты занимал там должность?
О.: Я был Скалигером, иначе говоря, Носителем Лестницы на строительстве.
В.: Сколько у тебя обязанностей?
О.: Пять.
В.: Какие они?
О.: Во-первых, хранить верность Королю и Великому Мастеру; во-вторых, не заниматься политикой или спорами в ложе о религии; в-третьих, не обижать брата и не клеветать на него; в-четвертых, давать должный ответ на все знаки и сигналы; в-пятых, хранить Тайну и быть веселым и мудрым.
В.: Как начинают создавать каменщика?
О.: Сначала строят Храм.
В.: Кто такие — четверо Краеугольных Камней?
О.: Четверо Подмастерьев.
В.: Кто такие — четыре Капители?
О.: Четверо Учеников.
В.: Кто такой — Купол?
О.: Новый брат.
В.: Как высоко вы его возводите?
О.: Выше земли.
В.: Кто поворачивает лестницу?
О.: Младший Блюститель (Второй Страж).
В.: Какова работа Меченосца?
О.: Осматривать всех и следить, чтобы никто, кроме мужчин, не проник в ложу.
В.: По какой причине женщины не допускаются в ваше Общество?
О.: Ибо они не способны хранить Тайну.
В.: Какова работа Мастера?
О.: Давать Наставления, принимать Взносы и обучать Ложу каменщическому Искусству.
В.: Что делают перед тем, как разрушить?
О.: Старший Блюститель (Первый Страж) обучает всех обманным словам (sham words).
В.: Что ты делаешь, только войдя в ложу?
О.: Сгибаю руку крюком и ставлю ногу наискось.
В.: Как тебя ввели в ложу?
О.: Меж Блюстителями и с завязанными глазами.
В.: Как ты выглядел перед приемом?
О.: Как дурак.
В.: Как ты выглядел потом?
О.: Таким же мудрым, как мои ближние.
В.: Каким ты вышел?
О.: В цельной коже и с пустыми карманами.
В.: В чем состоит каменщическое мастерство?
О.: Один дурак делает многих такими же.
В.: Как работают каменщики?
О.: По правилу и мере.
В.: Каковы размеры ложи?
О.: Три раза по три.
В.: Какова была высота твоей ложи?
О.: Выше досягаемости для всех, кроме Вольных Альбанов.
В.: Как имя ее Мастера?
О.: Соломон.
В.: Где держали первую ложу?
О.: В граде Еноха.
В.: Кто был Мастером Каменщиком?
О.: Каин.
В.: Кто был Блюстителем?
О.: Сиф.
В.: Почему так?
О.: Потому что он возвел Колонны.
В.: Какое слово у Ученика?
О.: Вавилон (Babel).
В.: Какое слово у Подмастерья?
О.: Иерусалим (Jerusalem).
В.: Какое слово у Мастера?
О.: Хирам Абифф.
В.: Каково Великое и Главное Слово Каменщика?
О.: Спроси у Святого Иоанна.
В.: Сколько состояний каменщичества тебе известно?
О.: Три: первое — до Потопа, второе — после Потопа, третье — после разрушения Храма.
В.: Как ты назовешь их?
О.: Природное Каменщичество, Законное Каменщичество и Евангельское Каменщичество.
В.: Сколько в каменщичестве Орденов?
О.: Семь.
В.: Какой же высший из Орденов, в который может быть принят в наше время Каменщик?
О.: Мало кто поднимается выше четвертого Ордена.
В.: Кого же могут принять в Седьмой Орден?
О.: Того, кто владеет сими пятью вещами. Во-первых, победа над Природой, во-вторых, создание Великого Эликсира, в-третьих, совершение Великого Делания, в-четвертых, закование Златого Дракона, в-пятых, утешение Серебряной Дамой и т.д.
P.S. В моем следующем письме я сообщу Вам остальные вопросы с ответами, а также дам полное описание их Церемоний, каковое знание я обрел, несколько раз посетив их собрания в ложах и сам будучи посвящен в Вольные Каменщики.
Ваш А.В.