Содержащие Историю, Заповеди и Регламенты
Сего древнего и весьма достопочтенного Братства.
Для использования в ложах.
Лондон
Напечатано Уильямом Хантером для Джона Сенекса из «Глобуса» и Джона Хука из «Лилии», что напротив Церкви Св. Дунстана на Флит-стрит
В Год Братства Каменщиков 5723-й – Год Господень 1723-й
Посвящение
Его милости герцогу Монтэгю,
Милорд,
По распоряжению Его Милости герцога Уортонского, нынешний Весьма Достопочтенный Великий Мастер Вольных Каменщиков, как его Заместитель я смиренно посвящаю сию Книгу Конституций нашего древнего Братства Вашей Милости в знак признания достойного, благоразумного и бдительного исполнения Вами обязанностей Великого Мастера в прошлом году.
Нет необходимости напоминать Вашей Милости, какого труда стоило нашему ученому Автору составить сию книгу по извлечениям из Древних Протоколов, и с каким тщанием сопоставлял он их, дабы во всех мелочах соответствовали они Истории и Хронологии, дабы сии новые Конституции стали справедливым и точным описанием Каменщичества от начала Мира и до Вашего пребывания на посту его Великого Мастера, притом сохранив все то древнее и подлинное, что содержалось в старинных записях; ибо всякому брату будет приятно пользоваться результатом, если он будет знать, что сей труд был оценен и одобрен Вами, а ныне публикуется для использования Ложами после утверждения Великой Ложей в год председательства в ней Вашей Милости в звании Великого Мастера. Все Братство будет вечно памятовать об оказанной ему Вами чести и о попечении Вашем о его Мире, Гармонии и вечной Дружбе, за что никто Вам не благодарен более, чем
Ваш, Милорд, благодарнейший и смиреннейший слуга
И верный брат,
Дж. Т. Дезагюлье
Конституции
История, Законы, Заповеди, Распоряжения, Регламенты и Обычаи
Воистину Достопочтенного Братства Принятых Вольных Каменщиков,
Извлеченные из собрания их архивов и верно хранимых вековых традиций.
Для зачтения при приеме нового Брата; выполняется Мастером или Стражем, или другим Братом, которого они назначат:
Адам, первый предок наш, сотворенный по Образу и по Подобию Бога – Великого Архитектора Вселенной – определенно имел Вольные Науки, в особенности Геометрию, начертанными в самом сердце своем, ибо с самого времени Грехопадения зрим мы первоосновы ее начертанными в сердцах потомков его, а Время постепенно превратило ее в удобный метод изучения предположений посредством соблюдения Законов Соответствия, взятых из Механики. Таким образом, Механистические Науки дали ученым повод свести элементы Геометрии к методу, и сия достойная Наука, таким методом суженная, легла в основание всех искусств (в особенности Каменщичества) и стала законом, посредством коиего все они управляются и работают.
Вне всякого сомнения, Адам преподал своим сынам Геометрию и как ею пользоваться, и сделал это, научив их нескольким искусствам и ремеслам, полезным, по крайней мере, в те древние времена, ибо Каин, как нам известно, построил город и назвал его Освященным, или Посвященным, по имени старшего сына своего – Еноха; и когда он стал князем половины человеческого рода, потомки его следовали его царственному примеру, совершенствуясь как в достойных науках, так и в полезных искусствах1. Нельзя также полагать, что Сиф был менее образован, держа княжескую власть над другой половиной человечества, ибо он также был первым собирателем Астрономии, а также прилежно обучал Геометрии и Каменщичеству своих потомков, немало приобретших от того, что Адам в те времена был еще жив и проживал с ними вместе2.
Однако не принимая во внимание непроверенные источники, мы в любом случае можем заключить, что Ветхий Мир, срока коиему было отпущено 1 656 лет, не мог не ведать о Каменщичестве; а также что и семейство Сифа, и семейство Каина возвели множество примечательных сооружений, пока Ной, в девятом колене после Сифа, не получил от Господа повеление построить великий Ковчег, пусть и из дерева, но определенно по законам Геометрии и по правилам Каменщичества.
Ной и трое сыновей его, Иафет, Сим и Хам, все были истинными Каменщиками, и они пронесли через время Потопа традиции и искусства допотопных людей, а также должным образом передали их подрастающим потомкам своим, ибо через 101 год после Потопа мы уже находим Каменщиков во множестве, и они составляют чуть ли не весь род Ноя, поселившийся в долине Сеннаарской, где возводили они город и высокую башню, дабы составить себе имя и избежать рассеяния. И пусть они довели свое строение до чудовищной высоты и навлекли на себя разрушение всего их предприятия Господом, Который смешал им языки, тем самым повергнув их в рассеяние, — все равно ясно, что каменщическое мастерство их было достойно всяческих похвал, несмотря ни на что, ведь они посвятили 53 года столь плодотворной работе, а потом, в рассеянии, понесли свое великое Знание в отдаленные части мира, и там они основали новые царства, союзы и династии. И пусть даже впоследствии в большинстве частей света это Искусство было утрачено, оно все равно сохранилось в Сеннааре и Ассирии, где Нимрод3, основатель тамошнего царства в годы после рассеяния, возвел много прекрасных городов, например, Ерек (Урук), Аккад, Кальнех – в Сеннааре, а оттуда затем ушел он в Ассирию и построил Ниневию, Реховот, Калех и Ресин.
В этих местах на брегах Тигра и Евфрата появились и процвели впоследствии многие ученые священники и математики, известные под названием Халдеев и Магов, которые сохранили благую науку Геометрию, ибо цари и великие люди тогда поощряли развитие Царственного Искусства. Однако не стоит более подробно обсуждать это здесь, но делать это следует разве что в должным образом составленной Ложе.
Тем временем Наука и Искусство были переданы оттуда последующим векам и новым поколениям, невзирая на смешения языков и диалектов, которое определенно помогло возникновению среди Каменщиков умения и древнего вселенского обычая общаться меж собою без слов и узнавать друг друга даже на расстоянии, но при этом никак не препятствовало совершенствованию Каменщичества в каждой из колоний и общению их одна с другой на своих местных диалектах.
Вне всякого сомнения, в Египет Каменщичество было принесено Мицраимом, вторым сыном Хама, через шесть лет после смешения языков в Вавилоне и через 160 лет после Потопа, когда привел он туда свой народ (потому что по-древнееврейски «Мицраим» и означает «Египет»); там, на реке Нил, удобряющей и затопляющей свои берега, и процвела Геометрия, которая, соответственно, способствовала повышению спроса и на Каменщичество; поскольку древние могучие города и другие величественные здания этой страны, и особенно знаменитые Пирамиды, свидетельствуют о тонком вкусе и гении строителей этого древнего царства. Более того, одна из этих Египетских Пирамид4 признается первым из Семи Чудес Света, и ее описание у древних историков и путешественников поистине потрясающе.
Священные Источники сообщают нам точно, что одиннадцать великих сынов Ханаана (младшего сына Хама) вскоре укрепились в своих твердынях и огороженных стенами городах, где возвели прекрасные храмы и дворцы; ибо когда Израиль, где властвовал великий Иисус Навин, вторгся в их страну, он нашел их земли столь тщательно огороженными, что без немедленного вмешательства Бога в дела его Избранного Народа ханаанеяне были бы неприступны и непобедимы. Не можем мы быть худшего мнения и о других сынах Хама, а именно о Куше, его первенце, который жил в Южной Аравии, и Футе, или Фуце (теперь называется Фесом) – в Западной Африке.
И конечно, добродетельное и славное потомство Иафета (старшего сына Ноя), даже та его часть, которая отплыла на острова, населенные язычниками, не менее их было осведомлено о Геометрии и Каменщичестве; хотя мы и мало знаем об их перемещениях и великих постройках, поскольку их первичное знание было практически полностью утрачено в суматохе войн и в силу отсутствия должного сообщения с образованными и учеными народами, потому что когда в позднейшие времена их переписка была обнаружена, стало понятно, что они были на пути к высшему совершенству в архитектуре.
Потомство Сима имело не меньше возможностей развивать сие полезное Искусство, даже те его части, которые основали свои колонии на Юге и Востоке Азии, и уж конечно, та часть, которая в великой Ассирийской Империи была особым царством, или смешивалась с другими родами; более того, это святое колено Сима (из которого, по плоти, произошел и Христос) не могло не быть сведуще в искусствах и науках Ассирии; и Аврам через 268 лет после Вавилонского смешения языков был призван из Ура Халдейского, где он изучал Геометрию и искусства, из нее проистекающие, каковые искусства он затем тщательно передал Исмаилу, Исааку и его сыновьям от Кетуры, а через Исаака – Исаву и Иакову, и двенадцати Патриархам; и более того, иудеи верили, что Аврам также учил наукам Египтян и Ассирийцев.
Конечно, многие годы Избранный Род пользовался лишь навыками военной архитектуры, ибо жили они в землях чужих народов, но еще до истечения 430 лет их странствий, за 86 лет до Исхода, Цари Египетские заставили большую часть из них отложить свои пастушьи посохи и оружие и обучили их иному виду архитектурной работы по камню и кирпичу, как гласят Святое Писание и другие исторические свидетельства; ведь Господу было угодно, и так Он управил, чтобы им стать опытными и умелыми Каменщиками до того, как отдаст он им Землю Обетованную, в те века славившуюся многими примечательными строениями.
И когда следовали они в Ханаан через Аравию, ведомые Моисеем, было угодно Богу вдохновить Веселиила из колена Иудина и Аголиава из колена Данова мудростью сердца, дабы возвели они величественный шатер, славную Скинию, где пребывала Шхина, и пусть она была сделана не из камня и не из кирпича, все равно была она возведена по канонам Геометрии и была величайшим образцом Архитектуры (а впоследствии стала моделью для строительства Храма Соломона), созданным по указаниям, сообщенным Богом Моисею на Горе; он же тогда и стал Генеральным Мастером Каменщиком и Царем Иессурунским, потому что был сведущ и умел в Египетских Науках и Самим Господом вдохновлен на постижение высшего знания в Каменщичестве.
Итак, по исходе из Египта был Израиль царством одних лишь Каменщиков, хорошо обученных и ведомых Великим Мастером Моисеем, который часто собирал их в пустыне в регулярную и всеобщую Генеральную Ложу и давал им там мудрые наставления, распоряжения и т.д., а также следил, дабы все их неукоснительно исполняли! Но о сем мы также больше ничего не будем говорить.
И овладев Ханааном, израильтяне не только ни в чем не уступили прежним его обитателям в Каменщичестве, но даже многажды их превзошли, по особой на то воле Небес; они еще более укрепили и улучшили городские дома и дворцы своих князей, и в одном лишь не преуспели – в архитектуре священных зданий, потому что у них была Скиния, да и то лишь недолгое время; поскольку самым изысканным священным зданием ханаанеян был Храм Дагона в Газе Филистинской, весьма величественный и вмещавший под своей крышей 5 000 человек. Ее поддерживали две искусно сделанные колонны5, раскрывавшие любому видевшему их все истинное мастерство архитекторов в деле Каменщичества.
Но ни Храм Дагона, ни самые изысканные строения Тира и Сидона ни в какое сравнение не шли с Храмом Предвечного Бога в Иерусалиме, начатого и законченного к удивлению всего мира, в краткий срок в семь лет и шесть месяцев, и сделал это мудрейший из людей и славнейший из Царей Израильских, Князь Мира и Архитектуры Соломон (сын Давида, коиему было отказано в сей чести, ибо он был человеком, покрывшим себя кровью), и сделал он это по прямому волеизъявлению Божьему, и во время строительства не было слышно стука орудий Мастеровых, хотя на строительстве работали не менее 3 600 Князей6, иначе говоря Мастеров Каменщиков, исполнявших повеления Соломона, а также 80 000 каменотесов работали в горах (это были Подмастерья), и еще было 70 000 работников – всего 153 600.
Кроме того, были наемные работники, под началом Адонирама работавшие в горах Ливанских вместе с Сидонянами – их было 30 000. Итого, всего 183 600.
За это множество талантливых Каменщиков Соломон был весьма благодарен Хираму, или Хураму, Царю Тирскому, отправившему в Иерусалим и каменщиков, и плотников, а также кипарисы и кедры, которые были доставлены с гор Ливанских в ближайший порт Царства Соломона – в Иоппию.
Но важнее всего было то, что он послал к Соломону своего тезку Хирама, или Хурама, самого совершенного Каменщика на Земле7. И щедрые его пожертвования также преумножили совершенство Храма, ибо, помимо обширных приуготовлений самого Царя Соломона и всех богатых израильтян, и знати всех сопредельных Царств, он также много послал богатств – и золота, и серебра, и драгоценных камней на почти не вообразимую сумму.
Нигде не сказано, что во всем Ханаане было что-либо большее по размерам, чем стена общей длиной в 7 700 футов, не говоря уже о том, что никакое священное здание не могло сравниться с этим в то время; ибо оно было соразмерно и совершенно во всех измерениях, от притвора на Востоке до славного и пресвятого Sanctum Sanctorum на Западе, с прекрасными и удобными помещениями для Царей и Князей, Священников и Левитов, Израильтян и язычников, ведь это был Дом Молитвы для всех народов, предназначенный для того, чтобы люди приходили во все его помещения в количестве не менее 300 000, по самым скромным подсчетам, чтобы на каждого человека приходилось не менее одного квадратного локтя места.
А если принять во внимание 1 453 колонны из парийского мрамора, и вдвое большее число пилястров с прекрасными капителями разных ордеров, а также 2 246 окон, кроме тех, что в первом этаже, все с дорогими и неописуемыми украшениями изнутри и снаружи (и многое другое), — то можно заключить, что общий вид Храма поражал воображение и по справедливости считался неоспоримо наилучшим образцом здания на всей Земле в то время и во все время до него, а также главным чудом света; и Храм этот был посвящен и освящен самым священным образом самим Царем Соломоном.
Но оставляя не рассказанным все то, что мы не можем, право, предать бумаге, мы тем не менее, можем обоснованно утверждать, что сколь бы ни упорствовали язычники в овладении Царственным Искусством, оно не развилось до подобных высот вплоть до того времени, когда Господь снизошел до просвещения Избранного народа Своего о том, как построить вышеупомянутый священный шатер, а впоследствии – величественный Дом Божий, подходящий для того, чтобы стать Особым Местом нисхождения Славы Его, где пребывал Он меж Херувимами на Престол Милости, и где пророчествовал Он не раз служителям Своим.
Это невиданно дорогостоящее, прекрасное, чудесное и блистательное сооружение привлекло в город пытливых мастеров всех искусств, которые специально оставались там на некоторое время, чтобы полюбоваться потрясающей его роскошью и изучить ее, насколько это было позволено делать язычникам, и вскоре для них стало очевидно, что во всем мире в совокупности не найдется ничего, что могло бы сравниться с мастерством израильтян и их мудростью и умением в искусстве архитектуры. Мудрый Царь Соломон тогда был Великим Мастером Ложи в Иерусалиме, а ученый Царь Хирам был Великим Мастером Ложи в Тире, а вдохновенный Хирам Абиф был Мастером на Строительстве, и Каменщичество пребывало под прямым руководством и попечением Небес, и мудрецы и знать полагали высокой честью помогать талантливым Мастерам и Работникам, а Храм Бога Истинного был настоящим чудом для всякого странника, и именно с ним как с самым совершенным образцом сравнивали, и по нему выправляли странники здания в своей стране по возвращении из странствия домой.
Итак, по завершении строительства Храма Царя Соломона Каменщичество процвело во всех прилегающих к Израилю землях, поскольку многочисленные мастеровые, трудившиеся под руководством Хирама Абифа, по окончании строительства рассеялись по разным землям и ушли в Сирию, Месопотамию, Ассирию, Халдею, Вавилонию, Мидию, Персию, Аравию, Африку, Малую Азию, Грецию и в другие страны Европы, где они наставляли в сем вольном искусстве свободнорожденных сынов знатных людей, чьими умелыми руками были впоследствии возведены для многих царей, князей и властителей славные строения; и все они стали Великими Мастерами, каждый в своей земле, и неустанно трудились и совершенствовались в Царственном Искусстве; и более того, даже в Индии происходило то же самое, насколько позволяют нам судить известные документы, этому посвященные; однако никакой народ, ни даже все народы вместе, не могли соперничать с Израилем и тем более превзойти его в Каменщичестве, и Храмы Израильтян оставались для всех них единым идеальным образцом8.
И даже более того, сам великий правитель Навуходоносор так и не смог, невзирая на все неописуемые преимущества свои, не смог развить у себя Каменщичество до такой изумительно красивой силы и такого величия, какие проявились в сооруженном израильтянами Храме, который он в своей воинской ярости сжег по истечении 416 лет после его освящения. Ибо когда он закончил свои войны и везде воцарился всеобщий и долгий мир, он обратил сердце свое к архитектуре и стал Великим Мастером Каменщиком; а поскольку он ранее пленил им увел с собой талантливых мастеровых Иудеи и других покоренных стран, он повел поистине величайшее строительство на Земле – стены9 и город, дворцы и висячие сады, мосты и храмы в городе Вавилоне, который стал, таким образом, третьим из Семи Чудес Света, пусть он и был несравненно менее величественным, чем плод наивысшего и совершенного мастерства Каменщиков – святой и прекрасный, чарующий Храм Господа. Однако коль скоро Навуходоносор использовал иудейских пленников на строительстве своих чудесных зданий особым образом, а именно чтобы не утратили они своих умений, мастерство Каменщиков осталось при них, и они еще больше развили его, трудясь на строительстве святого Храма в городе Салимее по его основании, по каковому поводу был издан особый эдикт, или декрет, великого Кира, действовавшего по Божественному наитию, потому что Господь повелел ему, и предсказал ему его возвышение и само написание этого эдикта.
И Кир сделал Зоровавеля, сына Салафиила (от семени Давидова через Нафана, брата Соломона, чей царственный дом был к тому времени уже искоренен), главой, или Князем Пленения, и начальником над всеми иудеями и израильтянами, а затем отпустил его народ в Иерусалим, где приступили они к закладке основания Второго Храма, и вскоре восстановили бы его, проживи Кир дольше. Но со временем они все же положили Венечный камень, в год шестой правления Дария, Властителя Персидского, и тогда он был освящен с радостью и многими обильными жертвами Зоровавелем, Князем и Генеральным Мастером Каменщиков Иудейских, приблизительно через 20 лет после указа великого Кира. И хотя этот Храм Зоровавеля не мог сравниться с Соломоновым Храмом, ибо он не был так богато украшен золотом и алмазами, и всякими другими драгоценными камнями, и не пребывала там Святая Шхина, и не было в нем реликвий Моисеевых и пр., но все равно он был возведен на том самом основании Храма Соломонова и по образу его, и посему все равно был самым верным, симметричным и славным Зданием во всем мире, как часто признавали и свидетельствовали даже враги Иудеев.
Со временем Царственное Искусство было принесено и в Грецию, обитатели которой не оставили нам свидетельств своего совершенства в Каменщичестве ранее времен Соломонова Храма10, поскольку самые древние их строения, например Афинская цитадель с ее Парфеноном, или Храмом Минервы, а также храмами Тесея, Зевса Олимпийского и др., с ее портиками, и форумами, и театрами, и гимнасиями, общественными галереями, замечательными мостами, выверенными городскими укреплениями, могучими военными кораблями и величественными дворцами, — все были построены позднее Храма Соломона, а многие – позднее и Храма Зоровавеля.
Также не известно нам ничего, что может свидетельствовать о значительных познаниях греков в Геометрии вплоть до великого Фалеса Милетского, философа, умершего во времена Валтасара, в годы Вавилонского пленения Иудеев. Но его ученик, великий Пифагор, признан автором 47-го положения первой книги Эвклида, которое, если неукоснительно его соблюдать, является Основанием всего Каменщичества, священного, гражданского и военного11.
В те же времена народы Малой Азии премного способствовали работам Каменщиков на строительстве всевозможных дорогостоящих зданий, одно из которых отличалось от других и даже считалось четвертым из Семи Чудес Света, а именно Мавзолей, гробница Мавсола, Царя Карийского, между Ликией и Ионией, в Галикарнасе, что на склоне горы Тавр, который был возведен по приказу безутешной вдовы царя Артемисии в знак беспредельной любви к покойному. Он был построен из самого драгоценного мрамора и в окружности имел 411 фут, в высоту – 25 локтей, его окружал портик из 26 колонн тонкой скульптурной работы, а с каждой из четырех сторон были арочные проходы шириной по 73 фута. Строительство вели четверо старших Мастеров Каменщиков и лучших резчиков по камню, известных в то время: с восточной стороны работал Скопас, с западной – Леохар, с северной – Бриаксий, а с южной – Тимофей.
После Пифагора Геометрия стала излюбленной наукой в Греции, и многие ученые философы появились там, из которых нашлись те, кто изобрел всяческие Положения, или Элементы Геометрии и приспособил их для использования в механических ремеслах12. Нет нужды сомневаться в том, что и Каменщичество шло бок о бок с Геометрией, а точнее соразмерно следовало ей на всех этапах постепенного развития вплоть до того времени, когда в Александрии расцвела школа Эвклида Тирского, собравшего вместе рассеянные по миру Элементы Геометрии, и переработавшего их в единый Метод, с тех пор существенно не менявшийся (и на века прославивший его имя), и школа эта существовала безбедно под покровительством Птоломея, сына Царя Египетского Лага, одного из непосредственных преемников Александра Великого.
И когда сия достойная наука стала преподаваться методично, Царственное Искусство обрело еще большее уважение среди греков, и со временем достигли они в нем великого мастерства, потому что учились у Мастеров Азии и Египта.
Следующий Царь Египетский – Птоломей Филадельф – великий попечитель вольных Искусств и полезных Знаний, собрал величайшую библиотеку на Земле и впервые приказал перевести Ветхий Завет (по крайней мере, Пятикнижие) на греческий язык, а также стал совершенным Архитектором и Генеральным Мастером Каменщиком, среди прочих великих зданий воздвигнувшим Фаросскую Башню13, пятое из Семи Чудес Света.
Мы легко поверим в то, что и народы Африки, и даже народы Атлантического побережья тоже подражали Египту в своем развитии; однако писаная История ничего не сообщает нам о них, а никто из путешественников не имеет повода или побуждения исследовать памятные руины строений в этих некогда знаменитых землях.
Не следует нам также забывать и славный остров Сицилия, где жил плодовитый геометр Архимед14 до тех пор, когда, к несчастью, он был убит во время захвата Сиракуз римским полководцем Марцеллом. Ведь именно у Сицилии, равно как и у Греции, Египта и Азии, учились древние римляне Наукам и Искусствам, ведь все, что было известно им дотоле, было либо низменным, либо неверным, но лишь покоряя другие народы, приходили они к великим открытиям в науках, и как люди мудрые, они уводили в Рим пленниками не массу народа, а лишь самых известных преподавателей и мастеров во всех Науках и Искусствах, и их столица стала центром знаний, а также имперской власти, и так продолжалось, пока они не достигли Зенита и наивысшего расцвета своей славы при Августе Цезаре (в чье правление родился Мессия Господень, Великий Архитектор Вселенной), который усмирил весь мир и провозгласил вселенский мир, что в высшей степени вдохновило умелых Мастеровых, воспитанных в духе римской свободы, и ученых Книжников и их Учеников, но особенно – великого Витрувия, Отца всех истинных Архитекторов с тех времен и по сей день.
Отсюда можно сделать логический вывод, что славный Август Цезарь стал Великим Мастером Ложи в Риме, который не только покровительствовал Витрувию, но и многое сделал для процветания Собратьев по Цеху, о чем можно судить по многочисленным величественным зданиям, созданным в его правление, чьи руины служат образцом и стандартом для всякого истинного Каменщика во все времена, ибо они являются энциклопедией Азиатской, Египетской, Греческой и Сицилианской Архитектуры. Поэтому мы часто именуем это совокупно Августинским стилем и лишь пытаемся воспроизвести его, так до сих пор и не приблизившись к его совершенству.
Старинные летописи Каменщиков предоставляют обширную почву для предположений о жизни их Лож от начала времен среди всех культурных народов, особенно в годы мира и при тех гражданских правителях, которые презирали тиранию и рабство, тем самым придавая должный размах светлому и свободному гению своих счастливых подданных, ибо в те времена Каменщики всегда ценились августейшими особами превыше всех прочих Мастеров, и те всегда нуждались в них, затевая великие свои начинания в любого рода строительстве, а не только каменном и кирпичном, деревянном и гипсовом; также были востребованы работники по тканям и кожам, по всякого рода материалам, из которых делались шатры, а также архитекторы.
Не следует также забывать, что добрыми Каменщиками считались и Художники со Скульпторами15, и Строители, и Каменотесы, Кирпичники, Столяры, Плотники, Подпорочники и Палаточники, а также весьма многие другие мастеровые, которые работали по законам Геометрии и правилам Строительства, ведь и сам Хирам Абиф был славен своим совершенством во всех видах Каменщичества. Но довольно об этом.
Даже среди язычников, развивавших достойную Науку Геометрию16 как до, так и после правления Августа, вплоть до пятого века Христианской Эры, высоко ценилось и почиталось Каменщичество. И пока расцветала во всей славе своей Римская Империя, Каменщичество распространилось во всех землях вплоть до Ультима Туле, и по ложе Каменщиков было в каждом римском гарнизоне. Оттуда римляне милостиво распространяли ее в северные и западные части Европы, ко времени Римского завоевания успевшие впасть в варварство, хотя мы и не знаем точно, когда это произошло, поскольку кое-кто считает, что в Европе того времени можно найти какие-то образцы совершенного Каменщичества, свидетельствующие о первичных умениях этих народов, основавших там некогда свои первые колонии, например, кельтские постройки, возведенные древними Галлами и древними Бриттами, основывавшими там свои кельтские колонии задолго до вторжения Римлян на этот остров17.
Но когда Готы и Вандалы, которые не были покорены Римской Империей, подобно всемирному Потопу, хлынули на ее земли, исполненные воинственной злобы и великого невежества, они совершенно уничтожили многие из прекрасных зданий и изуродовали другие, и мало какие постройки остались нетронутыми, а народы Азии и Африки были подвержены такому же завоеванию и разорению от Магометан, чья главная цель есть лишь захватить и обратить весь мир огнем и мечом, а не развивать и совершенствовать Науки и Искусства.
Так, после заката Римской Империи, когда ушли Римские гарнизоны, Англы и Нижние Саксы, получив приглашение от древних Бриттов придти к ним на помощь против Скоттов и Пиктов, со временем заселили и покорили южную часть Острова, которую и назвали Англией, Землей Ангелов. Они были сродни Готам, или, скорее, Вандалам, и были столь же воинственны и яростны, и будучи невежественными Язычниками, они не занимались ничем, кроме войн, вплоть до того времени, когда стали Христианами, и тогда, сколь ни было уже поздно, они горько оплакивали невежество отцов своих и утрату великих творений Римского Каменщичества, но как их восстановить, им было не известно.
Но став свободным народом (по свидетельству древних саксонских законов) и устремив дух свой к Каменщичеству, они вскоре начали18 пробовать воспроизвести азиатские, греческие и римские образцы, насаждая повсеместно ложи и побуждая Каменщиков к работе. Обучались они не только по прилежно сохраненным Традициям и почтенным останкам творений Бриттов, но также и по наставлениям иностранных Князей, в чьих владениях Царственное Искусство сохранялось еще со времен готских руин, и одни из таких князей был Карл Мартелл, Король Франции, который, согласно древним летописям Каменщиков, послал в Англию несколько умелых Мастеровых и ученых Архитекторов по просьбе саксонских королей. Итак, в годы Гептархии готическая архитектура быстро развивалась и здесь, и в других христианских землях.
И несмотря на то, что частные набеги Данов привели к утрате многих летописей, в годы мира они почти не препятствовали добрым трудам, хотя велись они тогда уже не в Августинском стиле; напротив, он подвергся серьезным изменениям вследствие многочисленных новых открытий и изобретений многих Мастеров, которые добавляли нечто свое к Римскому образцу, трудясь по мере сил и являя должное почтение и любовь к Царственному Искусству, чем породили Готические Постройки, достойные всяческого уважения, пусть и невысоко ценимые теми, кто поклоняется искусству древних.
А после того, как Саксы и Даны были покорены Норманнами, как только завершились войны и был провозглашен всеобщий мир, Готическое Каменщичество получило новый толчок к развитию, и было это еще в правление Завоевателя19 и сына его, Короля Вильгельма Руфа, построившего Вестминстерский Зал, вероятно, самое большое помещение в мире, не разделенное стенами.
Ни войны баронов, ни многие другие кровавые войны Норманнского королевства в последующие годы, ни противоборство их наследных ветвей не особенно повредили строительству дорогостоящих и в высшей степени удивительных зданий того времени, которые возводили великие церковники (потому что они могли нести такие издержки, получая богатую ренту) и даже сам Король. Так, например, нам известно из летописей, что Король Эдуард III назначил себе официала с титулом Королевского Вольного Каменщика, или Генерального Надзирателя за Постройками, которого звали Генри Йевеле и который был отряжен Королем на строительство нескольких аббатств и часовни Св. Стефана в Вестминстере, где теперь располагается Палата Общин нашего Парламента.
Для дальнейшего наставления Кандидатов и молодых Братьев предлагается следующее Свидетельство, извлеченное из нескольких летописей Вольных Каменщиков, составленных во времена Короля Эдуарда IV.
Несмотря на то, что многие летописи Братства в Англии были утрачены или уничтожены в ходе войн между Саксами и Данами, известно, что Король Ательстан (внук Короля Альфреда Великого, могущественного Архитектора), первый помазанный Король Англии, который повелел перевести Святую Библию на язык саксов после того, как привел он все свои земли к миру и покою, построил много величественных зданий и пригласил многих Каменщиков из Франции, а потом назначил их Смотрителями Зданий. А они привезли с собой заповеди и регламенты Лож, сохранившихся со времен Римлян и настояли, чтобы Король исправил Конституции английских Лож по этим иностранным образцам и повысил плату работающим у него Каменщикам.
Затем младший сын этого Короля, Принц Эдвин, получил наставление в Каменщичестве и принял на себя Заповеди Мастера Каменщика из любви к вышеупомянутому Цеху и из почтения к достойным Принципам, на которых он основан, а также он приобрел Свободную Хартию у Короля Ательстана, своего отца, для Каменщиков, дабы им иметь самостоятельное управление (как это было в древности), иначе говоря, грамоту на Свободу и Право править самими собой и исправлять то, что неверно, и проводить ежегодно Собрание, или Генеральную Ассамблею.
И далее Принц Эдвин созвал всех Каменщиков в своих владениях, дабы они все пришли на Собрание в Йорке, и туда он пришел сам и составил Генеральную Ложу, в которой он стал Великим Мастером, а также принесли они туда все существовавшие писания и летописи, некоторые на греческом языке, некоторые – на латинском, другие – на французском и на иных языках, и из них та Ассамблея составила Конституцию и Заповеди английских Лож, и так сделала себе Законы для поддержания и соблюдения во все грядущие времена, и еще назначила удовлетворительную Плату за работы Каменщиков и т.д.
Со временем, когда Ложи размножились, Воистину Достопочтенный Мастер и Сотоварищи, с согласия Лордов державы (потому что большинство влиятельных людей были тогда Каменщиками) повелели, что в будущем при создании или принятии Брата надлежит зачитывать Конституцию и прилагаемые к ней Заповеди, и делать это должен Мастер или Стражи. А при приеме в Мастера Каменщики, или Мастера Работ, надлежит всякого человека экзаменовать, чтобы понять, насколько он умел и сможет ли должным образом служить своему господину, низкого или самого высокого звания, во славу и к чести вышеупомянутого Искусства и на пользу своему господину. Ведь от господ своих получают Каменщики работу и плату за нее, а также возмещение путевых расходов.
И кроме всего прочего, в этих летописях сказано, что те Заповеди и Законы Вольных Каменщиков видел и насаждал повсеместно наш покойный верховный правитель Король Генрих VI при помощи Лордов своего достопочтенного Совета, их утвердившего, а также он говорил, что Законы и Заповеди эти благи и разумны, и подлежат неукоснительному соблюдению, поскольку извлечены и избраны из летописей древнейших времен20.
И в третий год правления вышеупомянутого Короля Генриха VI, когда наследнику было около четырех лет от роду, Парламент принял Акт, под действие которого подпадали рабочие Каменщики, которые, вопреки Статутам о Работниках, собирались не для того лишь одного, чтобы работать, но также чтобы устанавливать сами себе расценки и плату, в то время как, согласно Уложениям, их устанавливают одни лишь Генеральные Ложи, названные в том Акте Капитулами, или Собраниями Каменщиков. Тогда было сочтено верным применить этот Акт против незаконных Собраний21. Но когда этот Король Генрих VI прибыл в Мэнские владения, Каменщики выложили пред ним и пред его Лордами вышеупомянутые Летописи и Заповеди, он внимательно изучил их и одобрил, и подтвердил, что они разумны и подлежат исполнению. Более того, этот Король и его Лорды, должно быть, вступили в число Вольных Каменщиков, чтобы получить доступ к этим Летописям и Заповедям. И в его правление, прежде чем начались все беды Короля Генриха, Каменщики были в большом почете. Не было также случаев преследования по этому Акту ни тогда, ни при любом другом Короле с тех пор, и Каменщики никогда не пренебрегали посещением своих Лож по этой причине, и они даже не посчитали нужным просить своих знатных и высокопоставленных Братьев отменить его, поскольку лишь те из рабочих Каменщиков, кто вышел из Ложи, могут быть повинны в причастности к незаконным шайкам, а прочим Вольным Каменщикам нет нужды нарушать Статуты о работниках22.
И Шотландские Короли в высшей степени почитали и поддерживали Царственное Искусство с самых древних времен и вплоть до заключения Союза Корон, о чем свидетельствуют славные руины зданий в этом древнем королевстве и все те Ложи, которые существуют в нем непрерывно в течение многих сотен лет. И летописи и протоколы этих Лож свидетельствуют о том высочайшем уважении, которое тамошние Короли питали к этому почтенному Братству. В них представлены многочисленные свидетельства любви и верности, а также оттуда происходит старинный тост, принятый среди всех Шотландских Каменщиков: «Боже, благослови Короля и Цех!».
Не укосняли следовать сему доброму примеру ни дворяне, ни знать, ни священники Шотландии, во всем поспешествовавшие во благо Цеху и Братству, и часто Короли становились Великим Мастерами, пока, помимо всего прочего, не возвысились Каменщики в Шотландии настолько, что были наделены правом на одного и постоянного Великого Мастера и Великого Стража, получавших плату от Короны, а также на признание их власти всяким новым Братом во всем Королевстве сразу по принятии его в Братство, и должны они были не только исправлять все то, что могло пойти неверно в делах Братства, но также и выслушивать все дела о розни, возникающей меж Каменщиками, а также меж Каменщиками и Лордами, и выносить по ним всем окончательное суждение, карать Каменщиков, если они того заслуживали, и следить, чтобы и те, и другие жили по одним законам. На таких слушаниях, если отсутствовал Великий Мастер (обязательно высокородный), председательствовал Великий Страж. Эта привилегия оставалась за ними вплоть до Гражданских Войн, но ныне о ней позабыли; и вряд ли она будет возрождена во всей полноте, пока Король не стал Каменщиком, потому что ею никогда еще не пользовались в Союзе двух Королевств. Но великое прилежание Шотландцев в деле истинного и совершенного Каменщичества принесло, как оказалось впоследствии, великую пользу и Англии, ибо ученая и великодушная Королева Елизавета, немало способствовавшая развитию всех Искусств, этим Искусством поначалу пренебрегала, ведь будучи женщиной, она не могла стать Каменщиком, пусть и, как все великие женщины, она могла нанимать Каменщиков на работу, подобно Семирамиде и Артемисии23.
Но по смерти ее Король Иаков VI Шотландский наследовал Корону Англии, и он был Королем-Каменщиком. Он возродил английские Ложи, будучи первым Королем Великобритании, а также первым в мире Принцем, возродившим Романскую Архитектуру из руин Готического Невежества. И спустя много темных и невежественных веков стали возрождаться все виды Учения, и Геометрия снова заняла положенное ей место, и культурные народы начали открывать для себя весь сумбур и все несоответствия готических зданий; и в пятнадцатом и шестнадцатом веках в Италии Августинский стиль восстал из руин усилиями Браманте, Барбаро, Сансовино, Сангалло, Микеланджело, Рафаэля Урбинского, Джулио Романо, Серджио, Лабако, Скамоцци, Виньолы и многих других талантливых архитекторов, но превыше всего – силами великого Палладио, чьи работы не могут сравниться ни с чьими другими в Италии, хотя в Англии достойным соперником ему может быть назван наш великий Мастер Каменщик Иниго Джонс.
И хотя все истинные Каменщики почитают память сих итальянских Архитекторов, нужно отметить, что Августинский стиль не возрождала ни единая коронованная особа вплоть до правления Короля Иакова Шестого Шотландского и Первого Английского, покровителя вышеупомянутого славного Иниго Джонса, которого он нанял для строительства королевского дворца Уайтхолла, и в годы его правления во всей Великобритании был построен только Банкетный Дом, его первое здание, самое совершенное строение на всей Земле, и при Архитекторе Джонсе работал Мастером Каменщиком одаренный господин Николас Стоун.
После смерти Короля его сын, Король Карл I, также был Каменщиком и покровительствовал господину Джонсу. Он твердо настоял на том, чтобы во всем следовать указаниям его Венценосного Отца по возведению Уайтхолла в стиле господина Джонса, однако от этого дела его, к несчастью, отвлекли Гражданские Войны24. По окончании же Войн и по реставрации Королевского Дома, точно так же было возрождено истинное Каменщичество, особенно же после несчастья, а именно Лондонского Пожара в году 1666-м, потому что тогда городские дома были восстановлены в более Романском стиле, а Король Карл II заложил основание нынешнего Собора Св. Павла в Лондоне (потому что старый готический собор сгорел) в стиле Собора Св. Петра в Риме, и это строительство проходило под руководством талантливого архитектора сэра Кристофера Рена. Этот Король также заложил основание своего дворца в Гринвиче, по плану, составленному господином Иниго Джонсом перед самой его смертью, и строительство вел его зять господин Уэбб. В наше время его отдали под Морской Госпиталь. Также он основал Колледж Челси, Солдатский Госпиталь, а в Эдинбурге он основал и открыл королевский дворец Холируд, построенный по плану и под руководством сэра баронета Уильяма Брюса, Мастера Королевских Работ в Шотландии25. Так что в наше время, помимо того, что о том сохранилась достоверная легенда древних Каменщиков, мы со всей определенностью можем утверждать, что Король Карл II был великим Принятым Вольным Каменщиком, ведь никто не станет спорить, что он много способствовал благосостоянию работников Цеха.
Но в правление его брата, Короля Иакова II, пусть здания в Романском стиле продолжали возводиться, Ложи Каменщиков стали все чаще впадать в невежество, поскольку работники перестали ходить в них и способствовать их развитию26. Но после Революции, в 1688 году, Король Вильгельм, пусть и будучи воинственным полководцем, проявил тонкий вкус в Архитектуре и приказал отстроить два вышеупомянутых знаменитых Госпиталя, в Гринвиче и Челси, а также пристроил к своему дворцу великолепный Хэмптон-Корт, а также заложил и отстроил величественный королевский дворец Хет Лоо, что в Голландии и т.д. И достойный образец, явленный нам сим благородным Принцем (которого многие историки причисляют к Вольным Каменщикам), вызвал череду подражаний в среде дворянства, знати и прочих ученых и состоятельных людей Великобритании, которые тоже стали изъявлять приверженность Августинскому стилю, о чем свидетельствуют многочисленные примечательные постройки, возведенные по всему Королевству. И в девятый год правления покойной властительницы нашей Королевы Анны Ее Величество и Парламент составили вместе Акт о строительстве 50 новых приходских Церквей в Лондоне, Вестминстере и пригородах, и Королева поручила нескольким Государственным Министрам, высокопоставленным Дворянам, представителям родовитой Знати и достопочтенным Горожанам, двоим Архиепископам, нескольким Епископам и прочим высокочтимым Священнослужителям проследить за исполнением сего Акта. Они повелели построить эти церкви в древнем Романском стиле, если судить по тем из них, которые уже возведены. И нынешние достойные Порученцы, не менее прежних отличающиеся здравым суждением об Архитектуре, продолжают исполнять сии столь достойные Планы, возрождая древний стиль по приказу, намерению и пожеланию Его Величества Короля Георга, милостиво изъявившего желание заложить Первый Камень в основание приходской Церкви Св. Мартина на Полях, что в Юго-восточной четверти, руками тогдашнего личного представителя Его Величества, ныне Епископа Сэлисберийского, которая сейчас восстанавливается, большая, крепкая и прекрасная, за счет прихода27.
Короче говоря, потребовалось бы много толстых томов, дабы запечатлеть в них многочисленные чудесные события, свидетельствующие о могучем влиянии Каменщичества на дела мира со дня Сотворения его и в любое время у всех народов, каковые свидетельства приносят нам как Историки, так и Путешественники, — но в особенности в тех частях света, где сообщаются и торгуют народы Европы. Там находят пытливые исследователи руины древних, огромных, примечательных и величественных колоннад, и не могут они сдержать слез при мысли о невероятных разрушениях, навлеченных готами и магометанами, а также не могут не сделать выводов о том, что никакое другое Искусство в мире так не процветало, как это, и никакое другое Искусство не несет столь много пользы всему роду людскому28.
Более того, будь это полезно, стоило бы сообщить, что у сего древнего Братства со временем позаимствовали многие священные обычаи Общества, или Ордена, воинов-рыцарей, а также религиозные ордена, ибо никакое другое общество не может похвалиться такой замечательной организацией, добрым основанием, достойными корнями и благолепным соблюдением своих Законов и Заповедей, как только Общество Принятых Каменщиков, остававшееся таковым у всех народов и во все века, когда поддерживало оно и распространяло свои цели способом, лишь ему присущим, в суть коиего ни самые проворные, ни самые мудрые люди проникнуть не в состоянии, хотя неоднократно пытались. Ибо Каменщики узнают друг друга и привечают даже без помощи слов, или говоря на разных языках. А ныне свободнорожденные Британские Народы, освободившиеся от обузы заморских и гражданских войн, наслаждаются плодами Мира и Свободы, в последнее время отдали много сил и своего гения на дело развития и благоденствия Каменщичества всякого рода, и оживили пришедшие было в упадок лондонские Ложи, к счастью и во благо сей достойной Метрополии, равно как и других частей страны, где продолжают трудиться несколько достопочтенных Лож. И были проведены Квартальное Собрание и Ежегодная Великая Ассамблея, где были благоразумно соблюдены древние Обычаи и Обряды сего древнейшего и досточтимого Братства, и положенное почтение было оказано Царственному Искусству, и где еще более скреплено было общество Цементом Братства, дабы вся Организация подобна была умело возведенной Арке. И несколько высокопоставленных Дворян и Джентльменов вместе со Священнослужителями и мудрыми Учеными многих специальностей и разделов наук чистосердечно соединились и приняли совместное решение принять Заповеди и впредь носить Запоны Вольных и Принятых Каменщиков под властью нынешнего достойного Великого Мастера, весьма достославного Принца Джона, герцога Монтэгю.
Заповеди Вольного Каменщика,
Извлеченные их древних протоколов заморских лож,
А также лож Англии, Шотландии и Ирландии,
И предлагающиеся к использованию в ложах Лондона, а также
предназначенные для зачтения при посвящении новых Братьев или по указанию Досточтимого Мастера
1. О Боге и Религии.
Вольный Каменщик обязан, в силу данного им обязательства, подчиняться Нравственному Закону, и, если он верно понимает Царственное Искусство, то никогда не станет безумным атеистом или безбожным вольнодумцем. В старые времена Вольные Каменщики обязаны были исповедовать религию именно той страны и того народа, среди которого пребывают, каковой бы она ни была. Ныне полагается разумным, оставив им самим точно определять свои религиозные убеждения, обязывать их принадлежать к той лишь религии, в которой согласны между собой все без исключения люди. Эта религия предписывает им быть людьми добродетельными и верными, людьми честными и порядочными, вне зависимости от личных убеждений и конфессиональной принадлежности каждого из них, в силу чего Франкмасонство становится Центром Единения и средством установления истинной дружбы между людьми, которые – не будь его, — были бы разделены непреодолимой пропастью.
2. О Светской Власти, Высшей и Назначенной
Вольный Каменщик является верным подданным светских властей, где бы он ни жил и ни работал; он никогда не должен участвовать в заговорах и тайных злоумышлениях против мира и благосостояния народа, равно как и не вести себя не должным образом в отношении назначенных представителей власти. Ибо Масонство во все времена страдало от войн, кровопролития и беспорядков, а древние Короли и Владыки, зная о миролюбии и верности Братьев, не позволяющим им отзываться на придирки противников, всегда были расположены оказывать им поддержку, давая достойный отпор их врагам и способствуя славе Братства, процветавшего во времена мира. Таким образом, если Брат восстанет против государства, он не найдет в том поддержки среди Братьев, но они будут сожалеть о нем, как о любом несчастном. Однако если его осудят за одно только это преступление, и если он не уличен ни в каком ином, то хотя долг и обязанность истинно лояльного, по своей сути, Братство заявить о своем не одобрении и неучастии в его бунтарском порыве, а также впредь не подавать поводов для беспокойства или подозрения со стороны власти, он не может быть исключен из Ложи, и его связи с ней останутся нерушимы.
3. О Ложах
Ложа – это место, где Вольные Каменщики собираются для работы, потому Ложей именуется и собрание, иначе говоря, должным образом организованное общество Вольных Каменщиков. Каждый брат должен принадлежать к какой-либо Ложе и подчиняться ее Внутреннему Регламенту, а также Общему Регламенту. Ложа бывает или местной, или Генеральной, что лучше всего можно понять, посетив ее, а также ознакомившись с Регламентом Генеральной, или Великой, Ложи, прилагаемым ниже. В старые времена ни один мастер или подмастерье не мог ее пропустить, особенно после приглашения, не подвергшись суровому наказанию, если только мастер или надзиратели не констатировали, что ему помешала это сделать настоятельная необходимость.
Те, кто туда допускаются как члены Ложи, должны быть людьми добродетельными и честными, свободнорожденными, в возрасте зрелого духа и благоразумия, ни данниками или ленниками, ни женщинами, ни людьми безнравственными или имеющими дурную славу, а только добрых нравов и безупречной репутации.
4. О Мастерах, Надзирателях, Подмастерьях и Учениках
Все преимущества и отличия Вольных Каменщиков основываются только лишь на их истинных достоинствах и личных заслугах, ибо только так возможно хорошо служить владетельному господину, не подвергаясь унижению и не обесчестив Королевское Искусство. Потому ни один Мастер или Надзиратель не может быть избран таковым в силу своего высокого положения, но только в силу своих личных заслуг. Невозможно отразить все подобное на бумаге, а потому каждый Брат должен посещать собрания и занимать в них долженствующее ему место, дабы все усваивать способами, отличающими наше Братство.
Все, что Кандидатам позволено знать, это что никакой Мастер не может брать себе Ученика, если у него нет для того достаточно работы, если тот не является достойным молодым человеком, не имеющим увечий и физических изъянов, способных помешать ему овладеть Королевским Искусством и служить работодателю его Мастера, и быть посвященным в Братья, а затем – в свое время, прослужив в первом звании тот срок, который определен обычаями его страны – Подмастерьем, и если он не происходит от достойных родителей. Только если точно известно, что он отвечает всем этим требованиям, может он быть удостоен чести стать Надзирателем, потом Мастером Ложи, Великим Надзирателем и, наконец, по своим заслугам, Великим Мастером всех Лож.
Ни один брат не может стать Надзирателем, минуя степень Подмастерья; ни Мастером Ложи, если не исполнял функций Надзирателя, ни Великим Надзирателем, не побывав Мастером Ложи, ни Великим Мастером, если он не был Подмастерьем до своего избрания, не является, одновременно, потомком высокородных родителей, или дворянином высшего света, или известным ученым, или архитектором, или иным художником. При этом, даже будучи потомком высокородных родителей, он должен заслужить своими достоинствами добрую славу и высокую оценку в своей Ложе. По древним заповедям и регламентам, эти управители древних Лож, старшие и младшие, должны встречать полное повиновение всех Братьев в подчиненных им объединениях со всеми должными смирением, любовью, почтением и прилежанием.
5. Об Управлении Работой Братьев
Все Вольные Каменщики должны усердно трудиться в будние дни для того, чтобы жить в процветании в дни отдыха; и время труда, определенное законами их страны или подтвержденное обычаем, должно неукоснительно соблюдаться. Самый опытный из Подмастерьев назначается или избирается Мастером или Надзирателем над работами для Сеньора. Те же, кто работает под его началом, должны именовать его Мастером.
Вольные Каменщики должны избегать любой ругани, не обзывать друг друга обидными словами – называть же друг друга только «Брат» или «Друг» и учтиво вести себя как в Ложе, так и вне нее.
Мастер, которому известно, что он способен на изворотливость ума, должен, тем не менее, насколько возможно разумно относиться к порученной владетельным господином работе и расходовать полученные средства и материалы так, как если бы они принадлежали бы ему самому, а также не платить зарплаты любому Брату или Ученику больше, чем он того заслуживает.
И Мастер, и Каменщики, справедливо получающие заработную плату, останутся верны своему работодателю и честно завершат всю работу, как сдельную, так и поденную; и не отнесут к сдельной работе ту, что надлежит сделать вовремя.
Никто не должен проявлять зависти к благополучию Брата, вследствие этого мешая ему трудиться или отнимая у него работу для того, чтобы, будучи на это способным, завершить ее самому, ибо никто не способен закончить работу другого с той же выгодой для работодателя, если не знаком основательно с чертежами и набросками того, кто эту работу начал.
Когда Подмастерье избирается Надзирателем над работами под началом Мастера, он должен быть честным как перед Мастером, так и перед товарищами, будет тщательно надзирать за работой в отсутствие Мастера в интересах владетельного господина, и все Братья должны во всем ему подчиняться.
Все нанятые Каменщики должны смиренно получать свою заработную плату, без ропота и возмущения, и не оставляют Мастера, пока работа не будет завершена. Младшего Брата следует наставлять в труде, дабы предотвратить порчу им, по недостатку опыта, материалов, и дабы продолжать традицию братской любви.
Все орудия труда, используемые в работе, осматриваются и одобряются Великой Ложей.
Ни один подневольный работник (чернорабочий; подручный; разнорабочий; неквалифицированный рабочий) не может использоваться в работе, предназначенной для Каменщика, ибо Вольные Каменщики не работают с теми, кто не свободен, кроме, как при настоятельной необходимости. Также не станут они обучать несвободных работников и не принятых каменщиков тому, чему следует обучать лишь Братьев и Подмастерьев.
6. О поведении.
а) Поведение в Ложе после учреждения и открытия
Не должно вести частные обсуждения и отдельные разговоры, не испросив на то разрешения у Мастера; ни разговаривать о вещах недостойных или неуместных; ни перебивать Мастера или Надзирателей, ни Брата, говорящего с Мастером. Недопустимо вести себя чересчур вольно и шутовски, если Ложа занята священным или серьезным трудом; ни при каких условиях и ни под каким видом нельзя пользоваться непристойными выражениями; но следует отдавать дань должного уважения Мастеру, Надзирателям и Братьям, воздавая им почести, которых они заслуживают.
В случае жалобы Брат, сочтенный виновным, подлежит братскому суду Ложи, которая является единственным компетентным судьей в такого рода спорах (кроме как при апелляции к Великой Ложе), и именно в Ложу такая жалоба должна подаваться, кроме тех случаев, когда это может привести к задержке исполнения порученной Сеньором работы. В этом случае достаточно вынесения частного определения, но никогда нельзя передавать в руки Правосудия, рассмотрение дел о масонских тяжбах, без абсолютной и очевидной для всех Братьев Ложи на то необходимости.
б) Поведение в Ложе после закрытия работ, пока Братья не разошлись
Можно развлечься невинными беседами, увеселяя друг друга в силу способностей, но избегая всяческой чрезмерности и не заставляя Брата пить или есть сверх его желания, не задерживая Брата, когда его призывают дела, не делая и не говоря ничего обидного или того, что может прервать непринужденную и вольную беседу; ибо это нарушило бы нашу Гармонию и подвергло поруганию наши достойные восхищения цели.
Вот почему никакая размолвка или ссора не должна выходить за порог Ложи, тем более ссоры и споры, касающиеся вопросов религии, наций или политики, ибо будучи Вольными Каменщиками, мы придерживаемся только Универсальной религии, упомянутой выше; а равно принадлежим ко всем расам и нациям, языкам и наречиям, решительно настроены против всякой политики, которая никогда не способствовала и не может способствовать благосостоянию Ложи. Это обязательство всегда строго предписывалось и соблюдалось; особенно после реформы в Великобритании, или отделения этой страны от Римской церкви.
в) Поведение Братьев при встрече без непосвященных, но вне стен должным образом открытой Ложи
Встречаясь в своем кругу (без посторонних), но вне законно учреждённой Ложи, должно вежливо приветствовать друг друга так, как вы будете обучены, называя друг друга Братьями. Можно свободно давать друг другу советы, которые считаете полезными, если вас не видят и не слышат, не выказывая преимущества друг перед другом, и не упуская знаков уважения, обязательных по отношению к Брату, а, равно, и не масону. Ведь хотя все масоны, как братья, равны между собой, масонство не лишает человека почестей, на которые он прежде имело право; наоборот, оно увеличивает эти почести, особенно если его высоко ценит Братство, которое радо почитать тех, кто этого заслужил, и запрещает дурные манеры.
г) Поведение Братьев в присутствии профанов
Должно быть осторожным в своих речах и поведении, дабы даже самый проницательный и любознательный из профанов не смог обнаружить или угадать то, что ему знать не должно. Иногда следует уводить разговор в сторону и вести его осмотрительно для блага нашего Достопочтенного Братства.
д) Поведение дома и среди знакомых
Следует себя вести, как подобает человеку мудрому и добрых нравов; не разговаривайте со своей семьей, своими друзьями и соседями о делах ложи и пр., но заботьтесь, главным образом, о своей чести и о чести древнего Братства по причинам, которые здесь не место объявлять. Заботьтесь также о своем здоровье, не оставаясь допоздна вместе и не задерживаясь слишком долго на улице после завершения работ Ложи; и избегая излишней еды или выпивки, чтобы ваша семья не выказала своего нерасположения и не потерпела урона и чтобы вы сами не потеряли способности к работе.
е) Поведение с незнакомым Братом
Необходимо подвергнуть его осторожному дознанию теми средствами, какие подскажут вам благоразумие и опыт, дабы вашей доверчивостью не воспользовался невежественный самозванец, которого вам следует с презрением и насмешкой отвергнуть, не раскрыв перед ним даже тени Знания. Однако если вы признаете его подлинным и истинным Братом, то должны воздать ему положенные почести; а если он испытывает нужду, оказать ему всяческую возможную помощь или же иначе указать ему путь к вспоможению, например, вы можете дать ему работу на несколько дней или же рекомендовать другому работодателю. Однако вы не обязаны делать ничего превышающего ваши способности и возможности – только отдавать предпочтение бедному Брату, являющемуся при этом добродетельным и верным человеком, перед прочими бедными людьми в тех же обстоятельствах.
Все эти заповеди вы обязаны исполнять, равно как и те, что будут вам поведаны иначе, пестуя в сердцах братскую Любовь – фундамент и замковый камень, цемент и слава нашего Древнего Братства. Избегая всех и всяческих споров и ссор, злословия и наветов, не позволяйте прочим клеветать на достойного Брата, но отстаивайте его честь и оказывать ему добрые услуги настолько, насколько позволяет ваша собственная честь и безопасность, — но не более. И если любой из Братьев причинит вам ущерб, вам следует, по древнему достойному обычаю, обратиться в свою Ложу или в его Ложу, а потом вы можете апеллировать к власти Великой Ложи на ежеквартальном ее собрании, а оттуда – к власти ежегодной Ассамблеи Великой Ложи. Не прибегайте к судебному процессу, но если дело нельзя разрешить иначе, терпеливо и внимательно выслушав совет Мастера и Братьев Ложи, которые могут помочь вам избежать обращения к Закону не масонскому или побудить вас быстро покончить со всякими процедурами, чтобы вы могли заниматься делами масонскими с большей радостью и успехом, следуйте их советам, которые будут способствовать быстрому решению всех ваших дел в суде с наибольшей возможной справедливостью и к вашей пользе, но при полном уважении к Братьям. Мастер и Братья сами должны предложить свои услуги в качестве посредников, а ведущие тяжбу братья должны с благодарностью принять такое предложение; а в тех случаях, когда такое посредничество не принесет большой пользы делу, им следует все же продолжить судебный процесс или процедуру, без горечи и злобы (как это обычно бывает), не делая и не говоря ничего могущего угрожать братской Любви. Добрые отношения между Братьями следует восстанавливать и поддерживать, дабы всем было очевидно благоприятное влияние Франкмасонства на общество и людей. Так все Вольные Каменщики поступали с начала Мира и так будут поступать до скончания веков.
Аминь. Да будет так.
Послесловие
Достойный брат, сведущий в Законах, передал Автору (пока печатались эти страницы) мнение Верховного Судьи Коука по поводу Акта против Каменщиков (3 Hen. VI. Cap. I., приведенного в этой книге), который Автор сверил с оригиналом (Архивы Коука, архив 3, лист 99).
Причина, по которой этот проступок был сочтен преступлением, состоит в том, что здесь грубо нарушались Статуты о работниках. Теперь же (как утверждает милорд Коук), все Статуты, относящиеся к работникам, принятые до этого Акта, а также те, на которые ссылается данный Акт, отменены по Статуту под номером 5 Eliz. Cap. 4., а посему считается, что причина и цель составления и принятия данного Акта отсутствуют; посему этот Акт сочтен утратившим силу и действие, поскольку cessante ratione Legis, cessat ipsa Lex29. А утверждение о нарушении данных Статутов, должно быть, означает, что те Капитулы и Собрания нарушали порядок действия Статутов о работниках, что в настоящее время не подлежит вменению в вину, поскольку эти Статуты отменены. Посему данное дело выведено из юрисдикции Мировых Судей документом за подписью Мастера Ламберта (стр. 227).
И эта цитата также подтверждает старинную масонскую легенду, гласящую, что ученейшие Судьи также принадлежали в старину к Ложам и даже могли быть верными их Братьями.
—
עשה חורם ביו מלך שלמה
Шломо ла-Мелех Абиф Хурам аса
Хурам, его отец, сделал Царю Соломону
Здесь есть еще одна сложность: ведь слово Абиф можно счесть родовым именем Хирама Каменщика, в другом месте (2:13) называемого также Хирамом Аби; ведь он столь подробно описан (2:14), что его родовым именем определенно не стали бы пренебрегать. И именно такое понимание обеспечило бы нам полное и подходящее толкование: действительно, Царь Тирский Хирам послал Царю Соломону своего тезку Хирама, Князя Архитекторов, также названного (III Царств, 7:14) Сыном вдовы из колена Неффалимова, в еще одном отрывке (II Паралипоменон, 2:14) Царь Хирам называет его Сыном женщины из дочерей колена Данова; причем, в обоих отрывках говорится, что отец его происходит из города Тира. Эта неясность решается довольно просто предположением, что мать его происходила родом из колена Неффалимова и принадлежала к дочерям женщин из города Дана, но принадлежавших все равно к колену Неффалимову. А покойный отец его тоже принадлежал к колену Неффалимову, почему и вдова его также именуется «вдовой [из] колена Неффалимова», а нигде не сказано, что его отец был тирянином по рождению – но лишь по месту проживания, как левит Обед Эдом был хиттитянином, потому что жил среди хиттитян, а апостол Павел – тарсянином, потому что происходил из города Тарса. Однако если предположить здесь ошибку переводчиков и то, что отец его был тирянином по крови, а мать его принадлежала к колену Дана или колену Неффалима, это все равно не может помешать нам считать его искусным ремесленником, поскольку его отец был опытным мастером работы по меди и железу, и он, обладая умом и умением, мог в таком случае всему обучиться у него. И Царь Хирам послал его Царю Соломону как «человека, умеющего делать изделия из золота, и из серебра, и из меди, и из железа, и из пурпурового пряжи, багряного и яхонтового цвета, и знающего вырезывать резную работу, вместе с художниками, какие есть… в Иудее и в Иерусалиме, которых приготовил… Давид». Этот вдохновленный Богом Мастер поддержал высокое мнение о себе во время возведения Храма и создания всех его украшений, и его мастерство было неописуемо выше умений Аголиава и Веселиила, потому что он оказался сведущ во всех видах строительства.