Во-первых, помни, что все прямые углы суть Знаки, с чем бы ты ни имел дела, согласно 7-му стиху 6-й главы Третьей Книги Царств. Приветствовать нужно как следует ниже.
— Откуда ты следуешь? — Отвечать: Я следую из истинно почтенной Ложи Мастеров и Подмастерьев Святого Иоанна, которые всегда приветствуют всех совершенных Братьев нашей Святой Тайны, и так же делаю и я, ежели вы принадлежите к таковым. — Приветствую тебя, Брат. С Богом пребывай на нашем собрании. Каково твое имя? — Отвечать: Яхин.
Испытание бывает, как следует ниже.
— Как мне знать, что ты принадлежишь к Вольным Каменщикам?
— По верным словам и знакам, бывшим при моем приеме.
— Какова была первая точка твоего приема?
— Страстное желание познать то, что знаю ныне.
— Как соделали тебя каменщиком?
— Властью верной и совершенной Ложи.
— Из какой ты Ложи?
— Святого Иоанна.
— Как расположена Ложа?
— На Юге, Востоке и Западе.
— Сколько в ложе светочей?
— Двенадцать.
— Каковы они?
— Отец, Сын, Святой Дух, Солнце, Луна, Мастер Каменщик, Наугольник, Линейка, Уровень, Отвес, Молоток (киянка) и Резец.
— Кто Мастер всех Лож?
— Бог и Наугольник.
— В какой позе воспринял ты Тайные Слова?
— Стоя на коленях с Наугольником и Циркулем у груди.
— Что ты поклялся делать?
— Скрывать и прятать.
— В чем еще ты поклялся?
— Помогать всем совершенным Братьям нашей Святой Тайны, будь они Подмастерья или нет.
— Назови мне слова Основания.
— Впустите нас, и получите.
— Что значат эти слова?
— Мы отличаемся от вавилонян, думавших, что возведут Башню до Небес, но мы молим Пресвятую Троицу позволить нам строить верно, высоко и ровно, и те, кому положено, возвеличатся.
Твое первое слово — Яхин; ответ на него — Боаз. Пожатие — у сустава указательного пальца.
Твое второе слово — Магбе (Magboe); ответ на него — Бе (Boe). Пожатие — на запястье.
Твое третье слово — Гиборам; ответ на него — Эсимберел. Пожатие — на локте и на хребте, а потом держаться за пять точек вольно-каменщического товарищества: нога к ноге, колено к колену, грудь к груди, щека к щеке и рука к спине; эти пять точек означают пять главных знаков, которые показывают на голове, ноге, теле, руке и сердце.
Объяснение тайн следует ниже.
Яхин и Боаз — это две колонны, возведенные Хиеромом. Яхин значит «Сила», а Боаз — «Красота».
Магбо и Бе значат «Мозг в Кости», ибо нам надлежит скрывать нашу Тайну. И хотя бывают и другие толкования, я полагаю это самым верным объяснением.
Гиборам и Симбер значит «Гибониты», которые строили город Симельон. Для подтверждения значения наших двух Колонн прочти 7-ю главу III Книги Царств с 13-го стиха по 22-й, где найдешь ты все замечательные труды Хиерома при строительстве Дома Господня.
Причина, почему обрело каменщичество Тайну, в том состоит, что возведение Дома Господня было приятно Божиему Величию, и сие великое Мастерство не могло остаться не замеченным, ведь мудрейший человек на Земле был при сем строительстве Надзирателем.
Посему отчасти за заслуги, но больше по исключительной милости Господней, обрели они Имя и новые Задания, как Христос их давал своим Апостолам — любить друг друга, всегда беречь Ключ, коий в костяном ларце хранится у всякого верного и законного Брата.
Но важнее всего первичное Слово, и отвечать надо так, что это «Бог», в шести слогах (in six Terminations), и это значит «Я Есмь», а ответ на него — «Иегова», а пожатие — на хребте. А по-другому — «совершенный и совершенный», а ответ на него — «совершенство», а пожатие — как говорилось выше. А еще по-другому — «Tapus Majester», а ответ на него — «Majester Tapus», а пожатие — как сказано выше, и для обоснования этого смотри 1-ю главу Евангелия от Иоанна.
Ne quid falsi dicere audient, ne quid veri non audeat1.
Автору «The Scots Magazine»
Сэр,
Некоторое время назад один Каменщик, живший на приличном удалении от меня, которого я всегда знал как человека тонкой душевной организации и очень религиозного, прислал мне длинный трактат, полностью написанный его почерком и им же подписанный, в каковом трактате он сделал признания относительно слов клятвы и других тайн Цеха. Когда он писал это письмо, и за некоторое время до того, был он одержим неким телесным недугом, и из текста письма следует, что он в конечном итоге пришел к убеждению, что все с ним происходящее причиной своей имеет тайну беззакония (mystery of iniquity). Повествование его чередуется с многочисленными доводами, взятыми из многих мест Писания, а также других книг, где говорится о связанном с этой темой зле. Он считает описанную клятву оскорбительной и достойной порицания и сожалеет о том, что в свое время, по грехам своим, принес ее и затем соблюдал. Он повествует обо всех тайнах, хранить которые тогда поклялся, описывая их как пустые церемонии, суеверия, ложь и беспутную чушь, и он отрицает и порицает всё вместе взятое как ужасающий грех.
В то же время он настоятельно просил меня опубликовать это его письмо во имя убеждения тех людей, кто также принес эту клятву, в порочности их предприятия, и при этом позволил мне открыть его имя, место его жительства и название ложи, к которой он принадлежал.
Тем не менее, я решил только привести здесь текст его письма, что я и делаю, сохранив его в той форме, в которой этот Каменщик мне его прислал, и оставляя его на суд наших читателей.
Он сообщил мне, что в этом письме описано только то, что он слышал лично в качестве наставлений, согласно обычаям той ложи, в которую он был принят, ведь как известно, в разных ложах могут наблюдаться некоторые несущественные различия. Конечно, нельзя ожидать от них полного сходства во всех их обычаях и мелочах, ведь насколько станет понятно по прочтении, они запоминают все изложенное ниже наизусть, а посему эти наставления постигает обычная судьба любой устной традиции.
Признание Каменщика о его клятве, слове и других тайнах его Цеха
Сим сообщается о клятве, слове и других тайнах, принятых в корпорации Каменщиков, куда я был принят под такой же [клятвой] сообществом оных, собравшихся вместе в городе D году приблизительно в 1727-м.
О клятве
Когда человек входит в двери, тот, кто охраняет дверь, ослабляет подвязку на его правом чулке, заворачивает ему штанину до колена, а потом требует отдать ему все металлические предметы, которые имеются при человеке. Потом он должен встать на правое голое колено, потом вокруг его тела трижды обносят наугольник и затем прикладывают ему к груди, точно так же и раскрытый циркуль приставляют ему тоже к груди. Потом он ставит голый локоть на Библию и, держа руку вверх, приносит клятву: «Как стану я отвечать пред Богом в Великий День, пред сим Собранием [обязуюсь] скрывать и прятать, не раскрывать и никаким способом никого не извещать о тайнах Слова Каменщика… (тут он клянется не записывать его на бумаге, пергаменте, дереве, камне, песке, снеге и т.д.) под угрозой той кары, чтобы язык мой был вырван и извлечен из челюсти, а сердце — из левой подмышки, а тело мое было погребено за линией отлива, где прилив и отлив дважды сменяют друг друга за одни сутки».
Сразу после клятвы распорядитель говорит: «Ты сидел профаном, теперь я подниму тебя каменщиком». Принося эту клятву, я не знал, что это за такие страшные тайны, которые мне запрещено разглашать, потому что мне о них никто ничего не сообщил. Потом, в тот же день, когда я был принят, один из членов ложи сообщил мне некоторые из их тайн, и этот человек потом назывался моим создателем (author); а другого человека, которого я потом выбрал своим учителем на будущие двенадцать месяцев, часто называли моим наставником (in-tender).
Есть и годовой сбор для всех, кто принес эту клятву в данном Цеху по всей стране, и собирается он в День Св. Иоанна, как он ими называется, а именно 27-го декабря.
О слове
После клятвы мне показали слово из Писания, и один из них сказал мне, что это Слово Каменщика. Слово это находится в III Книге Царств, 7:21. Они говорят, что Слово Каменщика — это «Боаз», а «Яхин» — это слово Подмастерья. Первое показывают Ученику после того, как он принесет клятву, а второе они показывают тому, кто не менее года пробыл Учеником и поэтому допущен в более высокую степень их ложи, но сначала он снова должен принести клятву, или заявить, что во всем согласен с ее положениями.
О других тайнах
Далее я приведу здесь собрание всевозможных других тайн.
Для начала они рисуют мелом три линии на полу, на равном расстоянии одна от другой, как показано А, В и С. Мастер стоит там, где Р, а Подмастерья вместе с Надзирателями и Учениками, по левую руку от Мастера Каменщика, там где ff, и самый последний из Учеников по времени принятия — там, где
И тогда Мастер говорит: «Выйди вперед!». И Ученик отвечает: «Не имею права». И Мастер говорит: «Выйди вперед, я дозволяю!». И он тогда выходит к линии и становится на нее одной ногой, а вторую ногу ставит под прямым углом там, где а), и правой рукой касается левого плеча и говорит: «Добрый день, господа!». Потом он становится правой ногой на другую линию, а вторую ногу ставит под прямым углом там, где b), правую руку прикладывает к левому боку и говорит: «Бог да пребудет здесь!». Потом он одной ногой наступает на третью линию, ставит вторую ногу под прямым углом там, где с), кладет правую руку на правое колено и говорит: «Бог да благословит всех почтенных братьев!». Как трижды обносили вокруг него наугольник, когда он стоял на голом колене во время принесения клятвы, так и сейчас он должен ступить на три линии, каждый раз приставляя вторую ногу под прямым углом.
Вопрос: Что скажешь?
Ответ: Вот так я встану (и становится, составив ноги под прямым углом). Я младший и последний из Учеников, и я готов служить Мастеру моему с утра понедельника до вечера субботы во всех законных делах его.
В.: Кто соделал тебя каменщиком?
О.: Бог Всемогущий и Святой соделал меня каменщиком, а также соделали меня им девятнадцать Подмастерьев и тринадцать Учеников.
Правда, насколько я помню, во всей ложе не было более двенадцати человек, но мне приказали давать такой ответ, не объяснив на то причин.
В.: Где твой Мастер?
О.: Он недалече, и найти его легко. Ежели есть под рукой Наугольник, он кладется на камень, над которым они работают; а ежели нет, ноги он составляет под прямым углом, как показывали раньше, потому что только так должен он стоять, сообщая свои тайны, и так человек опознается как Мастер, по словам и по положению ног.
В.: Как ты выправляешь свой наугольник?
О.: По двум железным штырям, вставленным в стену, и ежели не хватает двух, то по трем, и так выправляются и наугольник, и уровень.
Примечание: обычно там в стене два штыря сверху и один снизу, и так они выправляют и наугольники, и отвесы, хотя иногда хватает одного. И причина этого в том, что наугольник, как они говорят, нельзя повесить, но можно только поставить, потому что нельзя вешать своего Мастера.
В.: Кто такой каменщик?
О.: Каменщик — это тот, кто каменщиком рожден, кто принес клятву каменщика и кто занят ремеслом каменщика.
В.: Где ты хранишь ключ от своей ложи?
А.: Меж языком и зубами и под сводом печени, где обычно храню я все тайны сердца своего, ибо ежели раскрою я кому-либо что-либо про свою ложу, язык мой да будет извлечен из подбородка моего, а сердце — из левой подмышки, а тело мое будет погребено в черте прилива, где прилив и отлив сменяют друг друга дважды за сутки.
В.: А какой у тебя ключ от ложи?
О.: Это хорошо подвешенный язык.
В.: Каменщик ли ты?
О.: Да.
В.: Как мне опознать тебя?
О.: По знакам, пожатиям и пунктам моего принятия.
В.: Покажи мне их.
О.: Ты покажи мне первый, и я покажу второй.
Тогда Мастер показывает ему знак левой рукой у левого бока и говорит: «Скрывай и прячь». А пожатие дается так: нужно приложить большой палец правой руки к первой костяшке указательного пальца правой руки другого человека.
В.: Сколько в слове пунктов?
О.: Пять.
В.: Какие это пункты?
О.: Первый — это слово, второй — это знак, третий — это пожатие, кара — четвертый и пятый — приказ скрывать и прятать.
В.: Где ты был принят?
О.: В верной и совершенной ложе.
В.: Что делает ложу верной и совершенной?
О.: Пятеро Подмастерьев и семеро Учеников.
Примечание: Обычно они этим числом не ограничиваются, хотя оно постоянно упоминается в катехизисах, но они собираются и меньшим числом.
В.: Где надлежит сообщать Слово Мастера?
О.: На вершине горы, куда не долетает ни петушиный крик, ни собачий лай, ни голубиное воркование.
В.: А сколько точек в наугольнике?
О.: Пять.
В.: Назови их.
О.: Наугольник — Мастер наш пред Богом — это первая точка; вторая — уровень, третья — отвес, четвертая — линейка (hand-ruler) и пятая — шаблон (gage).
В тот день, когда Ученик приносит клятву, он также получает право выбрать себе метку (mark), которую потом ставит на свои орудия труда, чтобы они отличались от чужих орудий, и я выбрал вот такую (рисунок в манускрипте), и она мне стоила одну шотландскую марку (mark). Тогда же человека учат, как отвечать на вопрос «Откуда у тебя эта метка?» — «Я дал одну и взял другую».
Если каменщик работает над своим камнем, а к нему кто-то подходит и говорит: «Этот камень выпирает из кладки (lies boss)», — Ученик должен отвечать: «Пусть выпирает, потом забьем», или «Он выпирает меньше, чем твоя дурь (harms) у тебя из головы».
В.: Когда каменщику надлежит носить цветок?
О.: С Мартынова дня по июль.
В.: Каково облачение каменщика?
О.: Желтая шляпа и голубые панталоны, и это воплощает циркуль.
В.: Сколько в твоей ложе светочей?
О.: Три.
В.: Перечисли их.
О.: Квадратный пол, щербатый (dinted) камень и отесанный камень.
В.: Для чего квадратный пол?
О.: Дабы Мастеру Каменщику на нем рисовать свои чертежи.
В.: Для чего щербатый камень?
О.: Дабы править на нем наугольник.
В.: Для чего отесанный камень?
О.: Дабы мне, младшему из вновь принятых Учеников, на нем учиться тесать.
В.: Какой высоты помост (stage) Мастера Каменщика?
О.: Две ступени, с задником и крышей, высотой по колено.
Примечание: также учат тому, что помост непосвященного (cowan) делают из базальта, чтобы он мог легко упасть, и ставят его только наполовину в ложе, чтобы в дождь капли ему падали на затылок, и вода стекала в туфли.
В.: Где пролегает кабельтов?
О.: В восемнадцати или девятнадцати с половиной футах от дверей ложи, а на другом конце кабельтова лежит киркомолот (cavell-mell), которым обрабатывают камень.
Примечание: у них нет такой вещи, как кабельтов.
В.: Где твое место в ложе?
О.: На солнечной стороне холма, чтобы солнце освещало ее, когда восходит.
Примечание: Ложа — это место, где собираются каменщики, поэтому и собрание, или общество, каменщиков называется ложей.
В.: Как расположена твоя ложа?
О.: Она простирается на Восток и на Запад, как в старину ставили церкви и часовни.
В.: Почему так?
О.: Потому что они святы, и нам такими же надлежит быть.
В.: Сколько в твоей ложе светочей?
О.: Три.
В.: Что это за светочи?
О.: Юго-Восток, Юг и Юго-Запад.
В.: Сколько уровней в твоей ложе?
О.: Три.
В.: Что это за уровни?
О.: Солнце, море и уровень как таковой.
Примечание: Я не могу объяснить, почему они называют солнце и море своими уровнями, но так они говорят. Не стоит отдельно подробно описывать, как именно стоит Мастер Каменщик на юго-востоке в углу ложи, а рядом с ним — Подмастерья, а за ними — Надзиратели, а потом — Ученики, и как их помосты поставлены рядом один с другим.
В.: Где лежит ключ от твоей ложи?
О.: В двух футах от дверей ложи, под зеленым дерном.
Примечание: Это намек на их клятву, в которой описывается, как они хранят свои тайны от наушников, то есть от Учеников и от тех, кто не состоит в их обществе, ибо их они всех называют наушниками.
В.: Как долго надлежит Ученику носить свою рубаху?
О.: Пока не завяжут на ней девять узлов: три сзади и по три на каждом рукаве.
Есть также и многие другие знаки, которым они обучают друг друга и по которым затем друг друга опознают. Так, например, если один из них сидит в компании и хочет послать за другим каменщиком, он посылает ему клочок бумаги с загнутым уголком, а когда тот отогнет уголок, он увидит начерченным там ногтем прямой угол, и он тогда все поймет. Или один другому может послать перчатку, на первом суставе указательного пальца которой также может нанести ногтем или чем-нибудь еще отметку в виде прямого угла.
Во время питья тоже можно опознать друг друга. Тогда один говорит: «Выпей!», — и второй отвечает: «Не стану!», — и первый снова говорит: «Выпей!», — и второй отвечает: «Только после тебя!», — и первый говорит: «Выпей, я дозволяю!», — и тогда второй пьет.
Если кто входит в дом, где могут быть каменщики, он должен постучать в двери три раза, сначала тихо, потом посильнее, потом еще сильнее. Знак дают правой поднятой рукой слева направо, а если кто сидит в седле, ему достаточно хлопнуть лошадь по левому плечу. А если кто находится в стране, где не понимают его языка, то перед каменщиками ему надлежит встать на одно колено и держать руку вверх. А если кто попал в компанию и хочет узнать, есть ли в ней каменщики, то ему надлежит сделать то же самое: входя, как бы споткнуться прямо у входа и сказать: «Дни — чтобы видеть, ночи — чтобы слышать. Слава Господу Богу, всем нам дарованы нашим званием особые блага. Ибо нет разницы меж серой коровой и серой смирной коровой».
И если он входит в комнату, где собралась компания, то там его переспросят:
— Что сказал паренек?
И он тогда отвечает: — Ничего другого, как что нет разницы меж серой коровой и серой смиренной коровой.
Коня вольного каменщика можно узнать на коновязи среди прочих по левому стремени, заброшенному на седло.
Если кто-то желает узнать, если ли каменщики в компании, которая попалась на пути, нужно спросить «Кто идет?» — и тогда каменщик ответит «Человек идет», или, если их несколько, «Люди идут». Тогда нужно сказать: «Знать, вы добрые мастера, и за ваши старания всякой Божией милости всей вашей компании». Или сделать знак правой рукой на груди, который называется должной стойкой Подмастерья, а потом дать другому человеку пожатие, то есть взять его рукой за запястье или предплечье ближе к локтю, или встать с ним стопа к стопе, колено к колену, ухо к уху и сказать: «Привет тебе, привет, Бог тебя да приветствует и да соделает добрым Мастером Каменщиком; я юноша, который ищет свою судьбу, и если ты мне в этом поможешь, то хорошо поступишь».
А теперь я расскажу о том, что они называют Понедельничным Уроком. Когда Ученик приходит к Мастеру, он заходит со стороны кухни и там стучит в дверь трижды — тихо, погромче и совсем громко. И если никто не отвечает, то он может толкнуть дверь, и если она открылась, он должен зайти и начать мыть посуду и убираться в доме.
В.: Как далеко должен Ученик унести угли?
О.: Так далеко, пока от всего дома не станет виден лишь дым из трубы.
После этого он подходит к двери комнаты своего Мастера и стучит трижды — тихо, погромче и совсем громко, а потом ему надо сказать: «Мастер, ты проснулся?». И если тот отвечает «Еще не совсем, но просыпаюсь», — Ученик может войти. И тогда Мастер спрашивает его: «Какое нынче утро?». Ученик отвечает: «Утро ясное, ветер на Западе, а Солнце на Востоке на пяти, на пути к шести». И Мастер тогда говорит: «Кто тебе это сказал?». И Ученик отвечает: «Мне встретился один артельщик». «Так, — говорит тогда Мастер. — Такое горе с самого утра».
В.: Как должен Ученик подавать своему Мастеру рубаху?
О.: Левым рукавом вперед, держа горловиною к себе и грудью вверх, чтобы Мастер мог сразу ее надеть. Точно так же он подает ему всю остальную одежду. После этого он подает ему воду, чтобы умыться, потом он подает ему полотенце, чтобы утереться, тот не принимает; потом он подает ему подол рубахи, тот не принимает; потом он говорит Мастеру, что тот готов к дневным трудам. После этого он следует за своим Мастером вверх по улице, вниз по улице, правой ногой к своему Мастеру, у его левого бока, где шпага, на расстоянии девяти дюймов от него, пока не подойдут они на шестнадцать с половиной футов к дверям ложи, и там Ученик отойдет от Мастера. А Мастер приступает к обустройству ложи и раскладыванию по порядку всего, что в ней находится, после чего он призывает всех работников к труду. И это все, что имеет значение в этом деле, или, по крайней мере, все, что я смог вспомнить существенного.
P.S. В 1747 году (ix, 404) был напечатан «Протест и опровержение от имени общества Оперативных каменщиков из ложи в деревне Торфичен, что собирается в Ливингстонской церкви, написанный 27 декабря 1739 года и подписанный в этот день в Киркньютоне Джеймсом Кристи, а также заверенный и подписанный в тот же день и в том же месте Джеймсом Эйкманом, Эндрю Пюрдье и Джоном Кристи, а также подписанный в Далките 27 июля 1747 года Джоном Миллером».
В этом документе все они порицают масонскую клятву точно так же — как «греховную и противозаконную», и по форме, и по содержанию, а посему полагают себя ни в какой степени ею не связанными. Они пишут, что эта клятва произносится и налагается «с применением таких обрядов, церемоний и обстоятельств, которые сами по себе греховны, незаконны и сопоставимы с идолопоклонством, как то: преклонение оголенных колен, возложение оголенных рук на Библию», а также что «к клятве надлежит приводить так, чтобы посвящаемому не давалось письменной копии этой клятвы и не давалось времени на то, чтобы ее заранее прочитать и обдумать, не торопясь и прилежно, особенно в том, что относится к ее законности. А значит то, в чем приносят они присягу, заранее ими никогда тщательно не обдумывается и не взвешивается, чтобы тот, кто присягает, точно знал, в чем именно он присягает». А также что они «спокойно взирают на ужасные пороки, суеверия, идолопоклонство, кощунство и профанацию Имени и заповедей Господних, которые содержатся в сей клятве и к ней приложены в виде дополнений, ни в малой степени не соответствуя званию христианина и нашей вере; и посредством беззакония и таинственности многие честные люди были в спешке и по неразумению обманом завлечены в сей грешный заговор и во все эти гнусности, которые были описаны выше, о них сами не подозревая».
Также сказано, что «сие есть приложение печати торжественной клятвы, содержащей ужасные, страшнейшие и неподобающие требования, к пустому листу, или, что еще хуже, к бессмысленной чуши и сгустку суеверий, чуши (тем еще отягощенной, что направлена на осмеяние священного Писания путем перемешивания с ним), того лишь достойной, чтобы развлекать несмышленых детей долгими зимними вечерами, — ведь большая часть содержащихся там таинств суть пустословие или ложь, а прочее — суеверия, которые лишь идолопоклонникам да язычникам пристали».
Кроме того, они утверждают, что тайна их учреждения нарушена и раскрыта «тем, что уже было опубликовано в разных странах» и вокруг чего, по их мнению, накопилось много разночтений и фальши, каковые они отрицают, сущность своей организации продолжая хранить в тайне.
Примите и проч.
D.B.
Примечание: Вышеприведенное письмо господин D.B. направил в вышеупомянутую газету 13 ноября 1751 года. Имеется и еще одно такое же письмо, датированное 20 февраля 1752 года, написанное тем же почерком и стой же подписью. Сохранились также несколько его писем одному масону, в которых он задавал ему определенные вопросы и получал на них ответы. Сравнив элементы текста с данными письмами, мы можем подтвердить, что он адекватно изложил полученную информацию. Поэтому что бы мы лично ни думали о том масоне, который предоставил данные нашему корреспонденту, мы вполне можем положиться на его честность и на правдивость его письма.
Всеобщее и подлинное Описание всех его разделов от истоков до настоящего времени, как оно отправляется в должным образом учрежденных регулярных ложах как в городе, так и в деревне, согласно ему присущим нескольким степеням допущения.
С изложением беспристрастного отчета об их регулярных предприятиях по посвящению их новых членов во все три степени масонства: 1. Ученика, 2. Подмастерья, 3. Мастера, и к коиему присовокуплено Оправдание автором себя самого.
Писано Самуэлем Причардом, бывшим членом должным образом учрежденной Ложи.
Лондон
Напечатано для Дж. Уилфорда в Three Flowered Laces что за Chapter Homes близ церкви Св. Павла, в 1730 году
Самуэль Причард клянется в том, что экземпляр, к сему присовокупленный, есть верная и подлинная копия в целом и во всех частностях.
Fur’ 13. Die Oct. Sam. Pritchard
1730. coram me
R. Hopkins
Посвящается
Воистину Достопочтенному и Достойному Братству
Вольных и Принятых Каменщиков, Братьев и товарищей,
Если нижеследующие страницы, написанные без пристрастия, снискают всеобщее одобрение средь членов сего достойного Общества, я не сомневаюсь в том, что общий Характер его елико возможно распространится и станет почитаться средь остающейся еще утонченной части человечества, что, как я надеюсь, принесет глубокое и полное удовлетворение всем взыскующим Истины, в то время как я остаюсь, со всем моим смиреннейшим почтением, сему Братству
Вернейший и смиреннейший слуга
Сам. Причард
Изначально само учреждение масонства покоится на основании Вольных Искусств и Наук, в особенности же – пятой, иначе говоря, Геометрии. Ибо Искусство и Таинство Каменщичества было впервые введено в обиход при строительстве Вавилонской башни, а оттуда передалось оно Эвклиду, достойному и превосходному Математику из земли Египетской, он же передал их Хираму, Мастеру Каменщику, задействованному в строительстве Храма Соломона в Иерусалиме, где также трудился некий превосходный и любознательный Каменщик, служивший надзирателем при Великом Мастере Хираме, по имени Маннон Грекус. Этот последний наставил в Искусстве Масонства некоего Каролоса Марсила из Франции, который впоследствии был избран французским Королем, а оттуда уже Искусство попало в Англию во времена Короля Ате Стоуна, который приказал проводить в Йорке ежегодную торжественную Ассамблею. И так Масонство впервые попало в Англию, и в Масоны тогда принимали нижеследующим образом.
Tunc unus ex Senioribus teneat Librum, ut illi vel ille ponant vel ponat Manus supra Librum; tum Praecepta debeant legi.
«В то время как один из Старшин держит Книгу, или они кладут на Книгу руки, в то время как Мастер зачитывает Законы, или Заповеди».
Заповеди же сии были, дабы им хранить верность друг другу без всякого исключения, непременно помогать Братьям и Товарищам своим при любой нужде, а также нанимать их на работу и платить им соответственно. Но в последнее время Масонство не состоит уже из Мастеровых и Искусников, как то было в изначальном его состоянии, и посему потребовались некоторые новые вопросы катехизического толка, дабы считать Человека в достаточной степени отвечающим требованиям звания Оперативного Каменщика.
О законах Вольного и Принятого Каменщичества (как оно ныне называется) никто ничего не слышал вплоть до последних лет, и никто также ничего не слышал о какой бы то ни было законно учрежденной Ложе или о каком-либо Квартальном Собрании вплоть до 1691 года, когда Лорды и Герцоги, Юристы и Лавочники, и прочие ремесленники низкого происхождения (за исключением Грузчиков) были допущены к этому Таинству или не Таинству: в первую ее степень – за очень большую сумму, во вторую степень – за умеренную сумму, в последнюю же степень – за сумму в шесть или даже семь шиллингов, в честь чего выдается им Почетный Знак, который (как они говорят) древнее и достойнее Звезды ордена Подвязки, и древность его подкреплена, как гласят Законы Масонства, передаваемой ими Традицией, идущей еще от времен Адама, о правдивости чего я оставляю право судить беспристрастному моему читателю.
От Принятых Масонов произошли Настоящие Масоны, от тех и других вместе произошли Гормогоны, чей Великий Мастер – Вольги – выводит свое происхождение от Китайцев, чьи писания, если уж нам в них поверить, подкрепляют гипотезу о существовании Пре-Адамитов, а следовательно, еще древнее Масонства.
Свободнейшим и открытым также является общество Кайебара, состоящее из избранной компании ответственных людей, среди которых основной темой бесед являются их ремесло и торговля, и которые также занимаются тем, что крепят взаимную дружбу без всякого принуждения или ограничения.
Однако если после принятия в Таинства Масонства какой-либо новый Брат невзлюбит его церемонии и будет о себе думать как о чересчур легко давшем себя обобрать, а потом отвергнет это Братство или исключит себя из списков расходов на Квартальное собрание и из участия в самом собрании, пусть даже он и был законно принят в регулярную и должным образом учрежденную ложу, — ему будет отказано в привилегии (как и Брату-Посетителю) в познании Тайны, за которое он уже заплатил, что есть явное Противоречие самим Основам Масонства, как явственно следует из нижеприведенного трактата.
В. Откуда ты следуешь?
О. Из Священной Ложи Святых Иоаннов.
В. Какие ты принес оттуда рекомендации?
О. Я принес рекомендации от Воистину Досточтимых Братьев и Товарищей сей Воистину Достопочтенной и Священной Ложи Святых Иоаннов, откуда я следую и приветствую вас трижды от всего сердца и во всякое благо.
В. Что ты пришел здесь делать?
О. Лишь по своей воле не поступать, но страсти всегда в узде держать. Законам Масонства свои дела вверять и день ото дня себя улучшать.
В. Принадлежишь ли ты к числу Каменщиков?
О. Таковым меня принимают и признают среди Братьев и Товарищей моих.
В. Откуда мне знать, что ты Каменщик?
О. По знакам и намекам, и по совершенным точкам моего входа.
В. Каковы эти знаки?
О. Они все суть углы, квадраты и перпендикуляры.
В. А каковы намеки?
О. Они суть регулярные и братские пожатия.
В. Назови мне точки входа.
О. Скажи мне первую, и я скажу тебе вторую.
В. Я утаю.
О. Я сокрою.
В. Что ты сокроешь?
О. Все тайны и таинства масонов и масонства, коие открывать дозволено лишь истинному и законному брату и лишь после должного испытания или в стенах законной и должным образом учрежденной, созванной и собранной Ложи Братьев и Товарищей.
В. Где был ты посвящен в Каменщики?
О. В Ложе верной и совершенной.
В. Сколько братьев составляют верную и совершенную ложу?
О. Семеро и более.
В. Из кого же она в таком случае состоит?
О. Из Мастера, двоих Стражей, двоих Подмастерьев и двоих Учеников.
В. Сколько человек составляют ложу?
О. Пятеро.
В. Из кого же она в таком случае состоит?
О. Из Мастера, двоих Стражей, одного Подмастерья и одного Ученика.
В. Кто ввел тебя в ложу?
О. Ученик.
В. В каком виде он тебя ввел туда?
О. Ни одетым, ни раздетым, ни босым, ни обутым, лишенным всех металлов и приведенным в должное положение.
В. Как ты обрел вход в ложу?
О. Тремя громкими стуками.
В. Кто принял тебя?
О. Младший Страж.
В. Как он распорядился тобой?
О. Он отвел меня на Северо-восток ложи, а затем возвратил меня на Запад и передал меня Старшему Стражу.
В. Как распорядился тобой Старший Страж?
О. Он представил меня и показал мне, как (тремя шагами) приблизиться к Мастеру.
В. Как распорядился тобой Мастер?
О. Он сделал меня Каменщиком.
В. Как он сделал тебя Каменщиком?
О. Я преклонил колени, телу моему была придана форма Наугольника, Циркуль был приставлен к моей обнаженной левой стороне груди, обнаженную правую руку я положил на Святую Библию, и так я принес Обязательство Каменщика.
В. Повтори это обязательство.
О. Постараюсь.
Я сим торжественно обязуюсь и клянусь пред лицом Всемогущего Бога и сего Воистину Достопочтенного собрания, что буду впредь утаивать и скрывать, и никогда не раскрою тайны и таинства масонов и масонства, которые будут мне открыты, никому, кроме истинного и законного брата, и лишь после должного испытания, или в стенах законной и должным образом учрежденной, созванной и собранной Ложи Братьев и Товарищей.
Также обещаю и клянусь не записывать их, не печатать, не отмечать, не вырезать и не гравировать, а также не поручать их записать, напечатать, отметить, вырезать или выгравировать на дереве или камне, и не допустить такого, чтобы какое-либо зримое подобие или видимость даже единой буквы из них появилось там, где могло бы стать известно тем, кому по закону не должно быть известно.
Во всем сем обязуюсь под угрозой не меньшей кары, нежели если бы горло мое было рассечено, язык мой с корнем вырван из уст моих, сердце мое было вырвано из груди, и всё это было погребено в песках морских в кабельтовом от берега, где прилив и отлив дважды сменяют друг друга за сутки, тело мое было бы сожжено, а пепел рассеян по лику Земли, дабы и памяти обо мне не осталось меж Каменщиками.
И да поможет мне Бог.
В. Какой формы ложа?
О. Это удлиненный квадрат.
В. Насколько удлиненный?
О. От Востока до Запада.
В. Какова ее ширина?
О. От Севера до Юга.
В. Какова ее высота?
О. Сие не измерить в дюймах, футах и ярдах, как от Земли до Неба.
В. Какова ее глубина?
О. До центра Земли.
В. Где располагается ложа?
О. На земле святой, на высочайшей из гор и в нижайшей из долин, или в долине Иосафатской, или в другом потаенном месте.
В. Как она расположена?
О. Строго с Востока на Запад.
В. Почему так?
О. Так располагаются все церкви и часовни.
В. Что поддерживает ложу?
О. Три великие колонны.
В. Как их нарекли?
О. Мудрость, Сила и Красота.
В. Почему так?
О. Мудрость – дабы измысливать, Сила – дабы поддерживать, а Красота – дабы украшать.
В. Чем покрыта ложа?
О. Облачным покровом различных цветов.
В. Есть ли в ложе какая-либо мебель?
О. Да.
В. Какая она?
О. Она состоит из мозаичного пола, Пламенеющей звезды и Зубчатой клетки.
В. Зачем они?
О. Мозаичный пол есть пол ложи, Пламенеющая звезда – его центр, а Зубчатая клетка окружает его по краю.
В. Какие еще есть предметы в ложе?
О. Библия, циркуль и наугольник.
В. Кому каждый из этих предметов принадлежит?
О. Библия – Богу, циркуль – Мастеру, наугольник – Подмастерью.
В. Есть ли в ложе сокровища?
О. Да.
В. Сколько их?
О. Шесть. Три движимых и три недвижимых.
В. Каковы движимые сокровища?
О. Это наугольник, уровень и отвес.
В. Как они используются?
О. Наугольником выкладывают истинные и прямые линии, уровнем вымеряют горизонтали, а отвесом – вертикали.
В. Каковы недвижимые сокровища?
О. Это чертежная доска, грубый камень и совершенный камень.
В. Как они используются?
О. На чертежной доске Мастер выполняет чертежи, на грубом камне Подмастерье опробует свои клейноды, а на совершенном камне Ученик учится работе.
В. Есть ли в ложе светочи?
О. Да, три.
В. Что или кого они воплощают?
О. Солнце, Луну и Мастера Каменщика2.
В. Зачем они нужны?
О. Солнце управляет днем, Луна – ночью, а Мастер – своей ложей Каменщиков.
В. Есть ли у вас в ложе недвижимые светочи?
О. Да.
В. Сколько их.
О. Три3.
В. Где они расположены?
О. На Востоке, Юге и Западе.
В. Зачем они нужны?
О. Дабы освещать человеку путь на работу, во время работы и с работы.
В. Почему нет света на Севере?
О. Потому что Солнце не посылает оттуда своих лучей.
В. Где пребывает твой Мастер?
О. На Востоке.
В. Почему?
О. Как Солнце восходит на Востоке и открывает день, так и Мастер встает на Востоке (с правой рукой на сердце в знаке и с наугольником на ленте на шее), дабы открывать ложу и призывать своих людей к труду.
В. Где пребывают твои Стражи?
О. На Западе.
В. Каковы их обязанности?
О. Как Солнце заходит на Западе и закрывает день, так и Стражи встают на Западе (с правой рукой на сердце в знаке и с уровнем и отвесом на лентах на шеях), дабы закрывать ложу, призывать своих людей к отдыху от трудов и платить им заработную плату.
В. Где пребывает Старший Ученик?
О. На Юге.
В. Каковы его обязанности?
О. Слушать и принимать наставления и приветствовать Братьев, пришедших со стороны.
В. Где пребывает Младший Ученик?
О. На Севере.
В. Каковы его обязанности?
О. Удерживать вне стен ложи всех наушников и соглядатаев.
В. Если пойман будет наушник, какова будет его кара?
О. В дождь поставлен будет под водосток и там оставлен, покуда вода не станет течь ему на плечи и у него из туфель.
В. Каковы тайны Масона?
О. Знаки, пожатия и многие слова.
В. Где ты хранишь сии тайны?
О. В своей груди слева.
В. Есть ли у тебя ключ от сих тайн?
О. Да.
В. Где ты хранишь его?
О. В ларце, коий не открыть и не закрыть без ключа слоновой кости.
В. Подвешен он или покоится?
О. Подвешен.
В. На чем он подвешен?
О. На вервии длиною в пядь, или девять дюймов.
В. Из какого он металла?
О. Ни из какого он не из металла, но язык доброй славы одинаков как за спиною у брата, так и прямо ему в лицо4.
В. Сколько в масонстве принципов?
О. Четыре.
В. Каковы они?
О. Точка, линия, плоскость и целое.
В. Объясни их смысл.
О. Точка есть центр (вокруг коией Мастер действует безошибочно), линия есть длина без ширины, плоскость есть длина в соединении с шириной, а целое всё объединяет.
В. А сколько есть знаков принципов?
О. Четыре.
В. Какие они?
О. Гуттуральный, пекторальный, мануальный и пьедестальный.
В. Объясни их.
О. Гуттуральный – для горла, пекторальный – для груди, мануальный – для руки, пьедестальный – для ног.
В. Чему ты учишься, будучи Джентльменом и Масоном?
О. Таинственности, нравственности и братской дружбе.
В. Чему ты учишься, будучи Оперативным Масоном?
О. Тесать, ровнять, формовать по уровню и восстанавливать перпендикуляры.
В. Ты видел сегодня своего Мастера?
О. Да.
В. Во что он был одет?
О. В желтую куртку и голубые штаны5.
В. Как долго служишь ты своему Мастеру?
О. С утра понедельника до вечера субботы.
В. Как ты служишь ему?
О. Мелом, углем и противнем.
В. Что они означают?
О. Свободу, усердие и рвение.
В. Дай мне знак Ученика.
О. (вытянутыми четырьмя пальцами правой руки проводит поперек горла и протягивает руку для пожатия6)
В. Дай мне Слово.
О. Я скажу его с тобой по буквам.
В. Б.
О. О.
В. А.
О. З.
В. Дай мне другое слово.
О. Я.
В. Х.
О. И.
В. Н7. Каков твой возраст?
О. Меньше семи8.
В. Для чего день?
О. Дабы зреть.
В. Для чего ночь?
О. Дабы слушать.
В. Как дует ветер?
О. С Востока на Запад.
В. Который час?
О. Полдень.
В. Принадлежишь ли ты к числу Подмастерий?
О. Принадлежу.
В. Зачем сделали тебя Подмастерьем?
О. Во имя буквы G.
В. Что означает буква G?
О. Геометрию, или Пятую науку.
В. Странствовал ли ты?
О. Да, на Восток и на Запад.
В. Трудился ли ты?
О. Да, на строительстве Храма.
В. Где ты получал заработную плату?
О. В Срединной Палате.
В. Как ты проходил в Срединную Палату?
О. Через портик.
В. Проходя через портик, что ты видел?
О. Две великие колонны.
В. Каковы их имена?
О. Я и Б, или Яхин и Боаз.
В. Какова их высота?
О. Восемнадцать локтей.
В. Какова окружность?
О. Двенадцать локтей.
В. Чем они украшены?
О. Двумя капителями.
В. Какова высота капителей?
О. Пять локтей.
В. Чем они украшены?
О. Плетением и гранатами.
В. Как ты прошел в Срединную Палату?
О. По витой лестнице.
В. Сколько в ней ступеней?
О. Семь или более.
В. Почему семь или более?
О. Потому что семеро и более составляют верную и совершенную Ложу.
В. Приблизившись к двери в Срединную Палату, что ты увидел?
О. Стража.
В. Чего он потребовал у тебя?
О. Трех вещей.
В. Каких?
О. Знака, пожатия и Слова9.
В. Какова высота двери в Срединную Палату?
О. Так велика, что наушнику не воткнуть иглу в косяк.
В. Войдя в Срединную Палату, что ты увидел?
О. Изображение литеры G.
В. Кого обозначает литера G?
О. Того, кто выше тебя.
В. Кто выше меня, если я Вольный и Принятый Каменщик, Мастер своей Ложи?
О. Великий Архитектор и Творец Вселенной, или же Тот, кто поднялся на вершину купола Святого Храма.
В. Способен ли ты поведать мне про букву G?
О. Постараюсь.
Посредь Храма Соломона буква G висит
Всяк входящий ея читает и свободно зрит
Однако ж сего смысл мало кому ведом здесь,
Зачем да почему букву G нам зреть надлежит.
В. Друг мой, ежели ты точно
Братству сему принадлежен прочно,
Скажешь мне прямо теперь, что за смысл
В сей букве G мы чтим непорочно.
О. Науки к жизни вызывают
Разные общества, которых много бывает,
И которые на вид бывают занятны,
Но что я говорю, кроме мужчин, никому непонятно.
В. Разве что верным.
О. Ежели они достопочтенны.
В. Достопочтенен я и верен,
И твой допрос был мне доверен,
Чтоб ты решился мне сказать,
Как нам тебя всем понимать.
О. На буквах четырех и на пяти науках10
Стоит там буква G, где наш досуг.
Вот соразмерный, верный и самый совершенный,
Ответ на твой вопрос, любезный друг.
В. Мой друг, твои ответы
И верность — как я рад! —
Дают мне право говорить:
Не друг ты мне, но брат.
О. Наука сложена во всём
И сходится в венце:
Тут точка, линия и плоскость,
Но целое – в конце.
В. Пребывает Божья милость на сем месте, где нам встретиться случилось!
О. И все Воистину Досточтимые Братья и Товарищи…
В. …Воистину Достопочтенной и Святой Ложи Святых Иоаннов11…
О. …откуда я следую…
В. Привет тебе шлют, привет тебе шлют, приветствуют тебя трижды, от всей нашей души, а ты нам свое имя скажи.
О. Тимоти Ридикьюл.
В. Добро пожаловать, Брат, милостью Божьей!
В. Принадлежишь ли ты к числу Мастеров Каменщиков?
О. Да, проверь меня, уверься во мне, разуверься, если сможешь.
В. Где тебя сделали Мастером?
О. В совершенной ложе Мастеров.
В. Кто делает ложу Мастеров совершенной?
О. Трое.
В. Как ты был допущен к посвящению в Мастера?
О. Через Божью помощь, наугольник и свое усердие.
В. Как ты был посвящен в Мастера?
О. Продвигаясь от наугольника к циркулю.
В. Сперва ты, конечно, был учеником?
О. Яхин мне знаком и Боаз мне знаком.
Затем я и Мастером избранным стал,
Когда Наугольник мне Свет указал.
В. Коль Мастером стал ты, всегда — так и знай —
Ты Правило Трех за закон почитай.
Познай М.Б. (Макбенах) и вступи в нашу рать,
И все, что ты ищешь в масонстве узнать,
Тебе рады в Ложе сей тотчас же дать.
О. Мне, добрый брат, неведом страх.
Ключи всех лож в моих руках.
В. Ты настоящий герой. Откуда идешь ты?
О. С Востока.
В. Куда ты идешь?
О. На Запад.
В. Зачем ты туда идешь?
О. Искать то, что было ранее утрачено, а ныне обретено.
В. Что это, что было ранее утрачено и обретено ныне?
О. Слово Мастера.
В. Как оно было утрачено?
О. Тремя ударами, или гибелью нашего Мастера Хирама.
В. Как умер он?
О. Во время строительства Иерусалимского Храма он был Главным Архитектором, и однажды ровно в полночь, когда все работники разошлись, по своему обыкновению, на обеденный отдых, он пришел осмотреть сделанное за день; однако когда он вошел в Храм, там его ждали трое заговорщиков, предположительно, трое Подмастерьев, которые подкарауливали его, стоя у всех трех выходов; и когда Мастер собрался выйти наружу, один из них набросился на него, требуя, чтобы он сказал ему Слово Мастера; он же ответствовал ему, что сам он не так узнал это Слово, и не выдаст его, пока терпение и труд не дадут Подмастерью на него права. Тот же, разгневанный этим ответом, ударил Мастера так, что он пошатнулся, но тем не менее, бросился к другому выходу, где от него потребовал того же второй Подмастерье и, также не получив желанного ответа, нанес Мастеру второй удар. У третьего выхода Хирам получил третий и смертельный удар.
В. Чем заговорщики убили Мастера?
О. Молотом, ломом и шаблоном.
В. Как они распорядились его телом?
О. Они вынесли его через Западный выход Храма и скрыли под строительным мусором до полуночи следующего дня.
В. Который тогда был час?
О. Двенадцать часов ночи, когда все работники отдыхали.
В. Как они далее распорядились его телом?
О. Они отнесли его к подножию некоего холма, где вырыли ему временную могилу.
В. Когда заметили его исчезновение?
О. Утром того же дня.
В. Когда обнаружили его тело?
О. Спустя пятнадцать дней.
В. Кто обнаружил его?
О. Пятнадцать его возлюбленных братьев, верные приказу Царя Соломона, вышли из западных врат Храма и выстроились в шеренгу слева направо на таком расстоянии, чтобы слышать друг друга; и они решили, что если им не дано обнаружить при теле Мастера какого-либо знака, который мог бы сообщить им священное Слово Мастера, то этим Словом станет первое слово, произнесенное при обнаружении тела; один из братьев утомился в пути более других и присел отдохнуть; однако вставая с земли, он ухватился рукою за куст, который легко поддался и вышел из земли, а под ним открылась свежая могила; тогда этот брат окликнул прочих, и они, собравшись вместе, разрыли могилу и обнаружили наконец то, что искали, то есть тело Мастера Хирама, во временной могиле в шести шагах к Востоку, шести — к Западу и шести — под прямым углом от Храма; и саваном Мастеру были зеленый мох и дерн, что поразило братьев Подмастерьев, и они воскликнули: «Muscus domus Dei gratia!», — что по масонской традиции толкуется как «Благодарение Господу, Мастер наш обрел мшистый дом!»; итак, они снова прикрыли тело Мастера мхом и землей и в изголовье его поместили ветвь акации, чтобы отметить место, вслед за чем отправились вспять и доложили все, что узнали, Царю Соломону.
В. Что ответствовал им Царь Соломон?
О. Он приказал им извлечь тело Мастера Хирама из земли и снова похоронить его, уже со всеми почестями, и чтобы при этих похоронах присутствовали пятнадцать Подмастерьев, облаченные в белоснежные запоны и перчатки12.
В. Как был поднят из могилы Мастер Хирам?
О. Как и все масоны, когда они обретают Слово Мастера.
В. А как они?
О. Пятью точками братства.
В. Каковы они?
О. Рука в руку, стопа к стопе, щека к щеке, колено к колену и рука через спину13.
В. Как именуется Мастер Каменщик?
О. Имя мне – Кассия и следую я из законной, должным образом учрежденной и совершенной ложи.
В. Где был похоронен Хирам Абифф?
О. В Святая Святых.
В. Как он был внесен туда?
О. Через Западные врата Храма.
В. Каковы сокровища Мастера?
О. Портик, слуховое окно и шахматная клетка.
В. Объясни, почему.
О. Через портик пролегал вход в Святая Святых; через слуховое окно туда проникал свет; а шахматная клетка украшала покрытие пола.
В. Дай мне Слово Мастера.
О. (шепчет на ухо, предварительно соблюдя пять точек братства) «Макбенах», что означает «Строитель убит».
Если Каменщики пребывают за работой, и вы хотите отличить принятого Масона от остальных, возьмите камень и спросите его, чем он пахнет, и он немедленно ответит: «Не медью, не железом и не сталью, но Каменщиком». Потом спросите его, каков его возраст, и он ответит «больше семи», что означает, что он принят в Мастера.
Средь всех надуманных учений, принятых среди людей, никакое другое так не смехотворно, как Таинство Масонства, коие отлично позабавило этот мир и породило множество учений и сочинений, каждое – с претензиями на таинственность, пусть необоснованными, а также их (пусть не всегда окончательно) этому миру раскрыло, ибо и Великие уложения, а также обязательства, уже несколько раз публиковались в общедоступных газетах, но на то есть совершенно оригинальный «Daily Journal» от субботы, 2 августа, 1730 года, который, по правдивости своей, во всем согласен со всем написанным в настоящем памфлете; и следовательно, обязательство хранить тайну низложено, упомянутая выше тайна становится недействительной и должна совсем исчезнуть; поскольку некоторые из оперативных Масонов (но, согласно правилам вежливости и учтивости, именуемые Принятыми Масонами) из первой и старейшей из должным образом учрежденных Лож (как пишет лондонская Книга Лож) однажды посетили известную Ложу в сем городе, а там им было отказано в приеме, потому что их старинная Ложа переехала в другой дом, а посему им нужен был для этого, хотя и в противоречие всем основам этой великой Тайны, новый патент для ведения работ, а стоит не менее чем две гинеи, причем, говорится это под благовидным предлогом, например, утверждая, что средства эти пойдут на нужды благотворительности, и ежели будут они достойным образом применены, то немалую славу принесут сему обществу, однако в этом стоит немало усомниться, и разумнее было бы думать, что средства эти будут использованы для того, чтобы составить новую систему Масонства, коль скоро старая настолько порочна, что, ежели не будет в скором времени починена какой-либо оккультной таинственной Силой, то вскоре совершеннейше изничтожится.
Меня побудили к публикации сей великой Тайны соображения общественного Блага и просьбы нескольких Масонов, и она, как я надеюсь, принесет полное удовлетворение и возымеет должное действие, воспрепятствовав многим достойным людям вступать в столь пагубное общество.
Finis
—