


Всем Израилем — т.е. целым Израилем, а не разделенным, как в дни Саула, Иш- Бошета, или в годы после правления Соломона.
Вот 11 начальников Соломона:
1. Азария, сын Садока, священнника;
2. Елихореф, писец;
3. Ахия, писец;
4. Иегосафат, летописец;
5. Бенайя, полководец;
6. Садок, первосвященник;
7. Авиафар, низложенный первосвященник;
8. Азария, надзиратель за чиновниками;
9. Завуд, старший офицер, друг и приближенный советник Соломона;
10. Ахишар, домоуправитель;
11. Адонирам, сборщик налогов.
Слово «священник» относится к Азарии, а не к Садоку, поэтому следует читать: «Азария, священнник, сын Садока». Использованный термин (коган) иногда означает «священник», иногда — «офицер», а иногда — «храмовый служка». В этом же случае он сопровождается приставкой-определенным артиклем (ха) и может означать только «первосвященник». Здесь Азария назван сыном Садока, хотя в действительности он был его внуком. Вероятно, он унаследовал от деда первосвященство (1-я Пар. 6:10). Его положение первосвященника в то время, когда была составлена данная запись, ставит его на первую строчку в списке так называемых «начальников», живших в период 40- летнего правления Соломона.
Писцы были, вероятно, царскими секретарями, в обязанности которых входили запись царских указов и составление писем, иногда они выполняли и иные его поручения. Это были одни из самых влиятельных царских советников. «Дееписатель» — личность, совмещавшая функции летописца и придворного политического аналитика.
Важно, что среди князей и начальников Соломона упомянут Авиафар, после опалы, в которую он впал и даже был низложен с поста первосвященника (3-я Царств, 2:26-27). Возможно, летописец составил список всех начальников Соломона за время его правления.
Сыном какого Нафана являлся Азария, неясно, если, конечно, это был не Нафан сын Давидов, из рода которого происходит Мария, мать Иисуса (Лука, 3:23-38). Если бы это был Нафан-пророк, несомненно, запись об этом осталась бы.
Нафан, отец Завуда, был военачальником и близким другом и советником царя, каковым был Хушай при Давиде (2-я Царств, 15:37)
12 приставников Соломона:
1. Сын Гура;
2. Сын Декара;
3. Сын Авинадава;
4. Сын Хеседа;
5. Баана, сын Агилуда;
6. Сын Гебера;
7. Ахинадав, сын Иддин;
8. Ахимааз;
9. Баана, сын Паруя;
10. Иосафат, сын Паруя;
11. Шимей, сын Элая;
12. Гебер, сын Уриин.
Хушай был лучшим другом и советником царя Давида (2-я Царств, 15:27). Теперь высокой чести стать одним из приставников нового царя был удостоен его сын.
То есть один приставник отвечал за всю обширную территорию Сигона и Ога до самого Иордана.
Здесь мы снова встречаем термины «Иуда» и «Израиль», однако они не означают, что имеются в виду два разных народа, что у них разная судьба и что не все иудеи принадлежат к народу Израиля. Основная мысль в том, что правило колено Иуды, почему о нем и упоминается отдельно.
Многочисленность — исполнение обещания Господа Аврааму (Бытие, 13:16 и 22:17) «…ели, пили и веселились» — здесь, символ процветания, спокойствия и мира, а не греховности.
Царство Соломона простиралось от реки Евфрат на востоке и на севере — до земли Филистинской, Средиземного моря и Египта (Быт., 15:18-21, Нав. 1:4).
По обычаю того времени, покоренные народы посылали вместе с данью подарки своим владетелям (Псалом 72:10-11).
Служили они Соломону, следовательно, 40 лет. (3-я Царств 11:42).
Продовольствие в современных ценах:
315 бушелей пшеничной муки по 6 долл. за бушель — 1890 долл.
630 б. прочей муки по 6 долл. за б. — 3780 долл.
10 откормленных волов по 325 долл. за голову — 3250 долл.
20 волов с пастбища по 325 долл. за голову — 6500 долл.
100 овец по 20 долл. за голову — 2000 долл.
Прочих животных — на 17420 долл.
Неизвестно, сколько бывало поставлено оленей, серн, и сайгаков, и откормленных птиц, но и без них ежедневное пропитание обходилось в год в 6 358 300 долл., следовательно, можно заключить, что при дворе кормилось около 30 000 человек.
30 мер — (1 кор = 1 гомер = 10,5 бушеля = 381,15 кг) — составляют около 315 бушелей (11 434,5 кг.), а 60 мер, соответственно — 630 б. (22 869 кг.)
«По эту сторону» реки Евфрат, то есть на Западном берегу. «Типсах» означает «крепость» или «проход». Это без сомнения современный Суриех в 45 милях южнее Балиса. В том месте, где река изменяет направление с юга к востоку. Перейти ее можно только в этом месте.
Имеется в виду Газа Филистинская, то есть «от Типсаха Евфратского до Газы Филистинской».
«Под виноградником своим» — метафора мира и благоденствия (Мих., 4:4; Зах., 3:10).
«От Дана до Вирсавии» — северная и южная оконечности царства (Суд., 20:1; 1 Царств 3:20).
Во 2-й Книге Паралипоменон приводится цифра 4000, а не 40 000, как здесь. Наверное, «40 000» — ошибка переписчика. Даже сходство начертания букв, заменявших цифры, могло привести к ошибке в этом, как и в других случаях. Скорее всего, 4000 — правильная цифра, поскольку колесниц было всего 1400, а конницы — 12 000. Поскольку в некоторые колесницы запрягали по три коня, а в остальные — по два, 4000 коней вполне хватает на на такое количество колесниц. Умножать количество коней было запрещено законом Моисея (Второзак., 17:16), чтобы Израиль не стал верить коням больше, чем Яхве (Псалом 20:7; Ис., 31:1-3).
12 000 конницы — та же цифра упоминается в 2 Парал. 9:25.
Не будет знать ни в чем недостатка никто из тех, кто служит господу и благословлен Им. Так было бы, если бы Адам не пал, и так будет, когда Мессия воцарится на свое тысячелетнее Царство на обновленной земле (Ис., 35:1-8 и
65:20-25; Откр., 22:3).
Ячмень служил обычным кормом для скота. Иногда его кормили еще смесью рубленой соломы, ячменя, бобов и жмыха.
Не тот Хирам, который жил во дни Давида (2 Царств, 5:11), а его сын. Летописец Эфеса, написавший по-гречески историю Царства Тирского приблизительно в 300 г. до н. э., называет этого Хирама сыном Авиваала, царя Тирского, и пишет, что он вступил на трон в 19 лет, правил 34 года и умер в 53 года, и ему наследовал его сын Велеазар. В данной же книге подробно описываются отношения царей Хирама и Соломона.
Хирам был другом и союзником Соломона. Иудеи никогда не воевали с финикийцами, но всегда — с ханаанеями.
См. 2 Царств, 5:11; 1 Парал., 14:1 и 22:4.
2 причины, по которым Давид не мог построить Храм:
1. Неподходящее время (2 Царств, 7).
2. Он не был избран для этого, так как был воином и обагрен кровью (1 Парал.,22:8 и 28:3).
2 исполнившихся пророчества Давиду:
1. Его сын воссел на его престоле.
2. Его сын построил Дом Господен.
Более подробно это послание Соломона Хираму пересказывается в 2 Парал. 2:2-16. Предположение Соломона о том, что Хираму известен первоначальный план Давида, сюда не включено, однако оно вполне соответствует 1 Парал., 22:4.
Древнееврейское слово, которым в данном случае обозначен кедр, использовалось также для наименования некоторых других пород дерева, например, кипариса.
Кедры до сих пор растут в горах Ливана, однако их гораздо меньше, чем в древности. Тирцы делали из кедров мачты для своих кораблей (Иезек., 27:5). Видимо, ассирийцы и другие народы также вывозили кедровый лес в свои страны для своих нужд, пока практически весь не вывезли.
Инженерный гений и таланты мореходов, которыми обладали жители Тира и Сидона, были широко известны в древнем мире, их отмечали и Гомер, и Геродот.
Хотя Сидон имел право на собственного правителя, в годы правления Хирама он признавал главенство Тира.
Послание было отправлено в письменном виде с посольством.
Сначала лес свозили к западу от горы Ливанской, самым коротким путем к побережью, где его увязывали в плоты и сплавляли морем в Иоппу (ныне Яффу), откуда по земле до Иерусалима было не более 40 миль. Тем же путем возили лес и для строительства Второго Храма (Езд., 3:7).
Поставка продовольствия ко двору Хирама входила в плату за поставки леса из Ливана и его сплавление до Иоппы для строительства Храма. В Финикии было крайне мало плодородной земли, поэтому страна в значительной степени зависела от импорта продовольствия.
20 000 мер (или коров) по 10,5 б. составят 210 000 б. пшеницы (7 623 000 кг.), а 20 мер очищенного оливкового масла — 1680 галлонов (6384 л.). Во все время строительства Храма (20 лет) царь Хирам Тирский ежегодно получал такое количество продовольствия, что в целом составляет 4 200 000 б. пшеницы (152 460 000 кг.) на сумму в 25 200 000 долл., а также 33 600 галл. (127 680 л.) оливкового масла на сумму в 188 180 долл.
Союз был разорван Тирской стороной позже, и за это народ Тира подвергся каре (Амос, 1:9).
Это означает свободный труд, а не рабский, как в гл. 9:21-22. Эта повинность была предсказана, когда Израиль требовал себе царя (1 Царств, 8:16). Давид использовал рабский труд постоянно живущих в его государстве иноземцев (1 Парал., 22:2; 2 Царств, 12:31).
В первый раз народ Израиля не по своей воле должен был выполнять такую работу на протяжении ряда лет. Из 1 300 000 здоровых мужчин в Израиле (2 Царств, 24:9) набиралось 30 000 — то есть один из 44, из которых одна треть – 10 000 работников сменялась каждый месяц, чтобы 2 месяца провести дома. Это способствовало разделению царства после смерти Соломона.
У Соломона, таким образом, было 30 000 лесорубов, 70 000 носящих тяжести и 80 000 каменотесов. Эти 150 000 трудившихся постоянно были живущими в Израиле иноземцами — аморитами, хиттитами, перизитами, хивитами, иевусеянами и пр., которых он продолжал использовать как рабов вслед за своим отцом Давидом (1 Парал., 22:2).
Каменосеки работали в каменоломнях, а не в лесах Ливана.
Таким образом, здесь присутствуют 3300 надсмотрщиков над всеми лесосеками, работавшими в горах, каменосеками и переносчиками тяжестей. Еще 550 упомянуты в 9:23, т.н. «старшие надзиратели», итого 3850. Из 550 300 находилось в подчинении у 250 старших надзирателей (См. 2 Царств 8:10). Всего было 163 850 работников, приблизщительно столько же, сколько работало на «Форд Моторс» в США.
Некоторые камни были чрезмерно велики и тяжелы. Один из них, который был найден уже в современном Иерусалиме, превышает 38 футов 9 дюймов (около 12 м.) в длину и весит более 100 тонн. Без сомнения, это один из камней, вырубленных в горах в царствие Соломона. На многих камнях до сих пор сохранились метки финикийских каменщиков. Они полностью обрабатывались в горах до необходимого размера, поэтому при их стыковке не было необходимости в дальнейшей их обработке при помощи молотка и резца. То же можно сказать и о деревянных балках, поэтому во время самого строительства стука инструментов и не было слышно.
Гивлитяне (гебалиты) — население Гебала (Гивла), финикийского города, расположенного между Бейрутом и Триполи, который греки называли Библосом и который в настоящее время называется Джебелем, приблизительно в 55 км. От Сидона (Иезекииль, 27:9: Псалом 83:7).
60 локтей — по 25 дюймов в локте — 125 футов — 38,75 м.
20 локтей — 41 ф. 8 д. — 14,7 м.
30 локтей — 65,5 ф. — 20,3 м.
20 локтей — 41 ф. 8 д. — 14,7 м. — то есть вдоль всего фасада Храма.
10 локтей — 20 ф. 10 д. — 7,35 м.
Он построил палаты или комнаты по периметру Храма вдоль внешних стен с двух сторон и на торце. В высоту они достигали 10 ф. 5 д. — 1,6 м.
Комнаты были шириной 10 ф. 5 д. (3,2 м.), 12 ф. 6 д. (3,9 м.) и 14 ф. 7 д. (4,5 м.), с потолками, поддерживаемыми колоннами, потому что они не могли покоиться на стене.
Камни и балки были заранее обработаны до необходимых размеров, пронумерованы и прилажены на место, а потом свезены на место строительства;
и подогнаны они были так искусно, что в течение всего строительства не было необходимости в молотках, топорах или каких-либо иных орудиях.
Палаты располагались одна над другой в три этажа, соединенные винтовой лестницей.
Храм был покрыт кедровыми балками, обшитыми досками.
Еще одно пророчество-условие, полагающееся на повиновение царя Господу. После того, как повиновение гарантировано, Господь обещает завершить Свой труд, о котором Он говорил и Давиду, и Соломону относительно продолжения царства и пребывания Господа среди народа Своего. Пророчество так полностью и не оправдалось, поскольку Соломон восстал на Господа и народ Израиля согрешил против Него и продолжал грешить, пока Господь не простил его снова, не благолословил и снова не пребыл среди него.
3 условия союза:
1. Ходи по уставам Моим.
2. Поступай по определениям Моим.
3. Исполняй все заповеди Мои, поступая по ним.
Господь поставил условия, на которых Он решил пребывать среди народа Израиля и не покидать его; и то, что Он покинул народ Израиля и не стал больше пребывать среди него, доказывает нарушение этих условий. Господь продемонстрировал бы всему сущему Свою неистинность, если бы Он продолжил оказывать милость согрешившему народу; таково и современное положение вещей. Если верующий грешит, Господь просто обязан указать ему на это. Нет такого места, во Христе или вне него, где верующий не несет ответственности вплоть до наказания смертью за нарушение завета посредством совершения греха (Марк 7:19-21; Рим. 1:18-32, 6:1-23, 8:12-13; Коринф. 3:16-17, 6:9-11; Гал., 5:10-21; Кол. 3:5-10).
Как Господь обещал пребывать среди народа Израиля, пока тот верен Ему, так же Он обещал покинуть его в случае, если он согрешит, вне зависимости от прошлых благословений и милостей.
Уже во второй раз утверждается, что он построил Храм и звершил его строительство. В стихе 9 говорится о внешних стенах Храма, а в стихе 14 — о его внутреннем убранстве.
Все внутренние стены, потолок и пол Храма были обтянуты кипарисовыми и кедровыми досками.
20 локтей — 41 ф. 8 д. — 13 м. — пространство, отведенное под святая святых.
40 локтей — 83 ф. 4 д. — около 26 м.
На кедровых досках в Святом и в Святом Святых Храма были покрыты резьбой с изображением огурцов и цветов. Доски полностью покрывали внутренние стены Храма, так что стенного камня не было видно под ними, а сверху доски были покрыты чистым золотом. Алтарь также был полностью позолочен, равно как и ширма между Святым и Святым Святых.
2 херувима из оливкового дерева в 10 локтей высотой — 20 ф. 10 д. (6,5 м.), с каждым крылом длиной в 5 локтей 10 ф. 5 д. (3,75 м.), то есть размах крыльев — тоже 10 локтей. Они были установлены рядом в Святая Святых, так, что внешними крыльями касались внутренних стен, а внутренними соприкасались между собой. Они также были позолочены.
Стены, окружавшие внутреннее и внешнее помещения, Святая и Святая Святых, были покрыты резьбой с изображением херувимов, пальм и раскрывшихся цветов; пол был позолочен.
Две двери между притвором и давиром (Святая Святых), с косяками вместе, занимали 0,25 стены. Они были сделаны из оливкового дерева, покрытого резьбой с изображениями херувимов, пальм и распустившихся бутонов, а затем позолочены. Раствор дверей, таким образом, составлял приблизительно 10 ф. 8 д. (4,05 м.), а раствор каждой двери, соответственно, — 4,5 ф. (1,4 м.).
Внутренний двор упомянут потому, что внешний двор уже упоминался ранее, во 2 Царств, 4:9. Внутренний двор, возможно, был тем же, что Иеремия именует «высшим двором» (Иер., 36:10), поскольку он возвышался над внешним двором на несколько ступеней. Вероятно, внутренний двор окружал храмовое здание и, скорее всего, вдвое превышал его па размерам. Ширина внешней стены Храма составляла 40 локтей — 104 ф. 2 д. (32,3 м.) (однако нельзя быть в этом уверенными, поскольку неизвестна толщина стен). Следовательно, внутренний двор был шириной в 208 ф. 4 д. (64,6 м.). Перед фасадом, возможно, было оставлено большее свободное пространство для бронзовых алтарей жертвоприношений и воскурений. Внешний двор, очевидно, был значительно обширнее, приблизительно около 500-700 футов (155-210 м.).
Во внутреннем дворе было три ряда камней и ряд кедровых балок. Нам неизвестны размеры камней, но известно, что видны они были только на стенах внешнего двора. Внутри же стены были обтянуты кедровыми балками.
Основание Храма было заложено в месяц Зиф, во 2-й месяц, приблизительно, май. А завершено строительство было в 8-й месяц, Бул, т.е. приблизительно ноябрь, 7 лет и 6 месяцев спустя. Освящен Храм был в 7-й месяц, т.е. октябрь (8:2), что означает, что потребовалось 11 месяцев для завершения убранства, или же освящение специально оттягивалось до следующего праздника Кущей. Сравните эти сроки со временем строительства Соломоном собственного дома — в общем, 13 лет, т.е. на 6 лет больше, чем ушло на строительство Храма.
Можно предположить, во что обошлось строительство такого Храма: Более 174 000 000 000 долларов, а всего на строительство двух зданий — более 261 000 000 000 долларов.