


В английской масонской традиции имя Артура Эдварда Уэйта, конечно, довольно широко известно, однако, это ни в какое сравнение не идет с Соединенными Штатами, где многие крупные и влиятельные великие ложи присвоили ему causa honoris1 свои высшие титулы. Среди множества его публикаций отдельное место занимают работы о мистических и символических аспектах Тайной традиции в христианстве, фактически обойденные вниманием исследователей. Так Уэйт сам написал о себе в аннотации к расширенному и дополненному изданию своей книги «Тайная традиция в масонстве»2, но вряд ли в его время (да и в любое другое время) нашелся бы масонский ученый, который согласился бы с ним в этом. Всю жизнь Уэйт подвергался нападкам, причем, вполне справедливым, за особенности своего стиля изложения, многочисленные фактологические ошибки и высокомерное, скептическое отношение ко многим современникам, выраженное в его трудах. Все это, конечно, свидетельствует против него. Однако при этом он был оригинальным мыслителем, открывшим собственную новую научную нишу — изучение Тайной Традиции, и пользовался в свой век наибольшим влиянием среди сторонников так называемой эзотерической школы масонской науки. Поэтому его работы нуждаются в более тщательном и подробном, а главное — более объективном анализе, чем было принято до сих пор, и цель написания данной статьи как раз и состоит в том, чтобы сподвигнуть ученых на проведение такого анализа путем доказательства, посредством изучения биографии Уэйта, его оригинальности и оказанного им влияния на современников и потомков.
В отличие от многих своих современников Уэйт тщательно и подробно описывал всю свою жизнь, явно заботясь о том, чтобы все ее мельчайшие подробности и обстоятельства сохранились после его смерти. Эти записи в настоящее время хранятся в частных коллекциях, но автор получил к ним полный и неограниченный доступ. Эти записи включают личные дневники Уэйта за 1909 — 1942 гг., подробный дневник за 1902 — 1903 гг., Книгу протоколов его Ордена Розенкрейцеров, рабочие черновики и корректуры многих его опубликованных работ и множество томов переплетенных вырезок из разных изданий с его статьями, обзорами и заметками на масонские темы. Уэйт оставил также богатое эпистолярное наследие, и мне повезло ознакомиться с его перепиской с покойным братом Г. Ван Бурен Вурисом из Нью-Джерси, братом У.Р. Семкеном, Верховным Магом Societas Rosicruciana in Anglia в 1956 — 1969 гг., а также с его официальной перепиской с Независимым Великим Приоратом Гельвеции. И хотя эти рукописные источники неоспоримо важны для понимания обстоятельств жизни А.Э. Уэйта и его масонской деятельности, мнение его о масонстве в целом и его понимание различных аспектов масонского учения вполне отражены в его печатных работах (см. Приложение 2). Начало его биографии между тем довольно скудно освещено и документировано, не сохранилось фактически никаких подробностей этого периода его жизни, и совершенно очевидно, что он сам хотел их скрыть.
Изначально созданное для проповеди и распространения природной нравственности, оно [масонство] сейчас является просто благотворительным обществом. Совершенствование человечества и поощрение к благотворительной деятельности были и остаются его неизменными целями, и о том же мечтали и розенкрейцеры, однако с другой стороны, оно никогда не стремилось реформировать науки и искусства, поскольку ни в какой из периодов своей истории оно не было обществом образованных людей: большая часть его членов набиралась из неграмотных слоев общества. Также оно свободно было от заблуждений и энтузиазма, характеризовавших старший Орден… оно было на удивление лишено предрассудков и удивительно свободно от свойственного тому времени умственного помрачения. Оно наставляет в природной нравственности, оно настолько мало интересуется мистицизмом, что ежедневно ложно толкует и практически отрекается от своих собственных мистических символов11.
… когда плохо информированные люди внезапно узнают, что у масонов бывают «Державные Князья Розы и Креста», «Князья Розы и Креста Хередома» и пр., они без тени сомнения отождествляют эти прекрасные образчики пустого и звучного оккультного титулования с таинственными и внушающими священный трепет розенкрейцерами. Происхождение степени Розы и Креста окутано глубочайшей тайной. Ее истоки связывали с именем Иоганна Валентина Андреа, но это всего лишь плод текстологической путаницы по причине невежества исследователей, смешавших в своих трудах теолога из Вюртемберга с обществом Христана Розенкрейца13.
Самое примечательное, что можно сообщить в связи с этим обществом, — это что среди его членов царит полное и совершенное невежество относительно розенкрейцерства как такового. Это ясно следует из издаваемого ими журнала15.
Истинная цель масонского Братства отличается от приписываемых ему задач точно так же, как цели всемирного общества со всей очевидностью должны отличаться от целей кучки фанатиков. В бытовом смысле слова цели этого общества состоят в благотворении и заботе; в эзотерическом же смысле оно являет собой попытку добиться нравственного возрождения всего человеческого рода путем создания чистой несектантской системы нравственности, сотворения нового человека… эта тайная цель остается неизменной, поскольку защитой ей неизменно служит гулкая пустота арканов аллегорической архитектуры19.
В течение целого века роясь в противоречащих один другому источниках, оно позаимствовало из них многоцветный расписной ореол романтики и эзотерической притчи, естественно, не могущий не привлекать молодых исследователей, стоящих на пороге мистической науки. Мы бы посоветовали им преодолеть силу тяготения к масонству. Там нет света; в складках их многозначительных ритуалов не скрываются тайны души; чем бы они ни было в прошлом, в наши дни оно не является, и не претендует на то, чтобы являться, ничем иным, кроме прекрасной системы нравственности, сокрытой в аллегориях и раскрывающейся в символах.
До меня стали доходить слухи, которые, вследствие наличия нескольких постов, которые я в то время занимал, означали, что мне неплохо было бы оказаться подальше от всей этой компании. Дело тут было не в нравственном аспекте, мол, там состояли и Fratres, и Sorores, нет, здесь достаточно будет упомянуть, что даже тень скандала ни разу за все время не падала на З.: З.: Дело было в некоторых моментах сомнительной законности, в которые кое-кому из руководящих членов Ордена не следовало вовлекаться, если я, конечно, был верно информирован об этом, а я был (SLT, С. 126).
Le chef actuel des Luciferiens anglais est M. le docteur William-Wynn Westcott, demeurant d Londres, Camden-Road, No. 396 … c`est lui le Supreme Mage de la Rose-Croix socinienne pour I»Angleterre. Ses adjoints sont: en premier degre, M. John-Lewis Thomas (Senior Sub-Magus), qui est aussi le tresorier general de la Fraternitie; en second degre M. MacGregor Mathers (Junior Sub-Magus)30.
Далее следовал список членов Высшего Совета S.R.I.A., названных «главами Третьего Люциферианского Ордена», включающий имя Джона Яркера, верно названного руководителем Устава Мемфиса и Мицраима. К этому времени скандал уже докатился до берегов Англии, и после появления откровений Дианы Воган, контратаку на них с масонских позиций решил возглавить Уэйт. В спиритуалистическом журнале «Свет» (Light) была опубликована в виде еженедельных колонок серия детальных разборов и разоблачений ее сочинений31, а затем Уэйт подверг подробному анализу всю имеющуюся литературу о «Палладии» в книге «Дьяволопоклонство во Франции» (Devil-Worship in France, or the Question of Lucifer. A Record of things seen and heard in the Secret Societies according to the evidence of Initiates, Redway, 1896), наглядно продемонстрировав полностью вымышленный характер всей этой истории, — причем, всего за год до того, как Жоган-Пажес публично признал, что вся начатая им антимасонская кампания была розыгрышем, имевшим целью позлить французских антимасонов. Уэйт описывает «дело Дианы Воган» как «один из самых выдающихся случаев литературной мистификации в современности, да и возможно, во все века» (С. 306) и справедливо утверждает в предисловии, что «раскрыл массу подлога, лжи и подделок, содержащихся в этих заявлениях, а также пролил свет на позицию Римско-католической Церкви в отношении всего этого сговора, который уже не загасить». Также он заслужил благодарность от Уэсткотта и Яркера, опровергнув абсурдные утверждения об их занятиях сатанизмом и представив более объективное описание S.R.I.A., чем сам же он составил девятью годами ранее в «Подлинной истории розенкрейцеров»32. Особенно благодарен был Яркер. В краткой рецензии на «Дьяволопоклонство во Франции», опубликованной в журнале «The Freemason» за 31 октября 1896 г. он написал:
Отлично написанная книга г-на Уэйта читается как роман, каковым она, в некотором роде, и является, и пусть он не масон, но в данном случае Орден попал в хорошие руки и должен быть ему признателен; книга написана критично, научно и бесстрастно.
—