


«Книга Слов» Альберта Пайка является наиболее ценным и неоднозначным трудом из так называемого «внутреннего» цикла его работ. Труды Пайка условно можно разделить на предназначенные для широкой профанской аудитории, для широкой масонской аудитории и «внутренние», предназначенные для руководства, а скорее даже, для исследовательского ядра Шотландского Устава. К первым определенно относятся различные его публичные выступления и общественно-политические статьи просветительского характера, нацеленные на разъяснение роли Ордена в обществе (естественно, в современных ему Соединенных Штатах), его истории и нравственного учения; ко вторым относятся «Мораль и Догма», каковой труд Пайк широко рекомендовал всем членам Ордена без различия степеней посвящения и должностей, также, в некоторой степени, «Чтения.», «Портик и Срединная палата», «Точка в круге» и пр. К третьим с полным правом можно отнести, во-первых, «Книгу слов», или «Сефер ха-Дварим», как Пайк сам предпочитал называть ее, «Литургию.» и еще несколько трудов, даже просто прочесть которые современному исследователю отнюдь не просто, поскольку Пайк писал их, в первую очередь, для себя самого и своих ближайших знакомых из руководства Верховного Совета Южной юрисдикции, которые в любую минуту могли обратиться к нему за консультацией.
Последний период жизни А. Пайка, умершего в 1891 г. в восьмидесятитрехлетнем возрасте, отмечен практически полным после смерти жены в 1876 г. затворничеством в стенах Храма Шотландского Устава в Вашингтоне, где он целые дни проводил в основанной им же огромной библиотеке за чтением, составлением сборников ритуалов и наставлений, а также принимал посетителей, приезжавших посетить его со всего мира. Определенно такой отшельнический образ жизни и совершенная концентрация на эзотерических материях вкупе с почтенным возрастом заставляли многих в то время считать Пайка своего рода блаженным, несколько не от мира сего, хотя, конечно, в силу неоспоримого авторитета как в масонском, так и в профанском мире, он так и не стал городским сумасшедшим, скорее, оставаясь просто местной достопримечательностью. Что важнее здесь, отношение к трудам Пайка, написанным им в этот период на протяжении некоторого весьма продолжительного времени оставалось в масонской среде несколько настороженным, как и к составленному им в тот же период ритуалу Ордена Восточной Звезды. Время сгладило это недопонимание, и в настоящее время «Книга Слов» котируется исследователями Шотландского Устава ничуть не ниже, чем «Мораль и Догма».
Структурно «Книга Слов» зримо подразделяется на две части, из которых первая несет на себе следы двух редакций. Первая, меньшая по объему, часть представляет собой собственно «Книгу Слов» в ее изначальной редакции. Это была небольшая брошюра, составленная Пайком «для служебного пользования» членами Верховного Совета и содержащая в себе этимологическое толкование проходных и священных слов градусов ДПШУ, практически без исключений сводящееся к изысканию в них древнееврейских корней. Позднее Пайк существенно дополнил свой труд кажущимися искусственными вставками о символике колонн и Трисмегисте. Одновременно с этим он существенно расширил исторические комментарии, в которых определенно видится его приверженность «стюартовской» теории происхождения ДПШУ. И наконец, незадолго до издания в 1878 г., он включил в «Книгу Слов» обширные «Дополнения», в современном издании составляющие чуть больше половины всего текста книги и представляющие собой отчасти систематизированные схематические наброски автора, также призванные истолковать смысл священных слов, но подобранные вне всякой логической связи и по структуре напоминающие опубликованные записные книжки современных писателей.
Отдельно следует упомянуть об используемых Пайком в данной книге шрифтах.
Наиболее часто используется в данной книге, после обычной латиницы, так называемый шрифт «самаритянский кадош» (Kadosh Samaritan). Данный шрифт следует рассматривать только и исключительно как графический вариант древнееврейского письма, существовавший параллельно с более широко известным квадратическим письмом. Некоторые источники называют «самаритянский» шрифт, или «китаб иври», архаической версией древнееврейского письма, базирующейся, в основном, на финикийской графике1. Действительно не исключено именно такое направление заимствования, поскольку при практически общем языке население Финикии как более оседлое, обладающее более древней, чем у иудеев, культурной традицией, разработало письменность несколько раньше, и впоследствии ее практически не пришлось модифицировать для того, чтобы передавать ею тексты иудейских авторов. Также не исключено, что именно при помощи данного шрифта, или его скорописного варианта, велась переписка времен строительства Храма в Иерусалиме (для облегчения взаимодействия между иудейскими и финикийскими работниками), каковой факт и сделал «самаритянский» шрифт приоритетным для Пайка.
«Самаритянский» шрифт лег в основу древнееврейского языка именно в период правления Соломона, когда, собственно, и сформировались древнееврейские грамматические и графические нормы. Однако впоследствии, во время Вавилонского пленения, в период составления письменного свода Торы, книжниками была создана новая письменность, основанная на канцелярском квадратическом письме Персидской империи2. Эта письменность и превратилась со временем в нынешнюю еврейскую алфавитную квадратическую графику. В то время как так называемое «арамейское» квадратическое письмо завоевывало для себя место языка книжников и ученых, «самаритянское» письмо естественным образом перешло в положение подавляемой алфавитной графики, «народного», «низкого» письма и постепенно вышло из обихода образованной части населения, в то время как необразованная его часть пользоваться им не имела ни возможности, ни желания.
«Самаритянским» данный шрифт назван потому, что сохранились свидетельства его использования населением Самарии на протяжении многих веков, причем, в отличие от Иудеи, там этот шрифт был приоритетным. Также данный шрифт широко использовался различными религиозными сектами и политическими обществами, например, им записана часть документов из свода свитков Мертвого моря, определенно принадлежавших ессейской религиозной общине. Особым значением было наполнено возрождение широкого использования «самаритянского» шрифта в 100 — 150 гг. н. э., в период жестоких общественных потрясений в регионе, когда его использование превратилось в знак нон-конформизма, непризнания официальных властей, бунта и несогласия. «Самаритянский» шрифт стал своего рода криптографией повстанцев-зелотов и эскапистов- ессеев.
Нужно отметить, что в настоящее время на Западном берегу Иордана в районе Наблуса проживают около 200 самарян, сохранивших свою древнюю веру и обрядность, которые пользуются в быту данным шрифтом и даже издают на нем еженедельную газету.
Пайк использовал «самаритянский» шрифт по нескольким причинам. Во-первых, как уже упоминалось, он, скорее всего, стремился более тесно увязать свои ритуалы и их толкование с периодом строительства Храма Царя Соломона. Нельзя исключить также и элемент своеобразной рисовки высокообразованного человека, стремящегося поразить читателя, особенно не столь искушенного, по сравнению с ним самим, письменностью, не похожей ни на что из существующего в настоящий момент в мире, в частности, достаточно широко распространенное еврейское квадратическое письмо. Второй, менее явной, причиной использования Пайком данного шрифта является стремление несколько дистанцироваться от традиционного еврейского письма, чтобы опровергнуть бытовавшие в Америке уже в его время (что опровергает популярную версию о возникновении одиозного термина «жидомасонство» на немецко-российском материале в конце XIX в.) мнениях о более тесной связи между масонством и иудаизмом, чем в действительности3. Первые труды Пайка пестрят словами древнееврейского языка, записанными квадратическим письмом, однако, в конце жизни он к данной графике не возвращается вообще. Достаточно сказать, что в позднейших вариантах переработанного ритуала он неизменно помещает в Лучезарную Дельту литеру «Йод» только в «самаритянском» написании — «y».
Несколько реже, в основном, в числовом значении его букв, Пайк использует так называемый «небесный» (Celestial) алфавит, впервые приведенный Корнелием Агриппой в 30-й главе 3-й книги его «Оккультной философии» (1553) в сопровождении комментария об иудейских каббалистах: «Также меж ними принято письмо, которое именуют они «небесным», потому что они показывают его буквы на небе и точно так же выводят их из сорасположения звезд, как другие астрологи выводят из них другие знаки». До нашего времени его донес каббалист и библиотекарь кардинала Ришелье Жак Гаффарель, издавший в 1637 г. свои «Неслыханные курьезы», в которых привел данную азбуку как алфавит персидских магов. Графика «небесного» алфавита напоминает схематическое изображение созвездий (звезды, соединенные тонкими линиями), а начертание букв несет на себе отпечаток еврейского квадратического письма.
В конце книги Пайк приводит таблицу соответствий нескольких оригинальных алфавитов, включая «самаритянский» и «небесный», литерам квадратического еврейского письма, в основном, для облегчения доступа к нумерации слов в зависимости от градусов. Изначально таблица соответствий, а также таблица числовых значений древнееврейских литер и их сочетаний выпускались отдельным листом и выдавались Пайком, по его усмотрению, достойным братьям, подобно современным вкладным листам в печатных ритуалах различных масонских орденов и степеней.
«Книга Слов» является в настоящее время единственным действительно подробным и достойным внимания источником для исследования символики проходных и священных слов ДПШУ, несмотря на явные недостатки с точки зрения как современного этапа развития лингвистической науки, так и современного масонства. Ее следует рассматривать в контексте времени написания и личности самого Пайка. Однако следует признать, что ее опубликование на русском языке определенно может принести немало пользы российскому масонству Шотландского Устава на этапе его становления и духовного самоопределения.
«Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю».
Гораций, Ода XXX (перевод М. В. Ломоносова)
«Как бы то ни было, мне видится, что дух автора хранят по его смерти его произведения,
и даже если они не будут прочитаны, дух его останется в них, подобно телу древнеегипетского царя в саркофаге».
Альберт Пайк, «Official Bulletin IX», С. 22
1. Всем исследователям Ордена Вольных Каменщиков отлично известно, что степени Шотландского Устава, по крайней мере, в ритуалах Южной юрисдикции для США, словно красной нитью, пронизаны тайным учением иудейской Каббалы, а также древними герметическими и розенкрейцерскими учениями, не говоря уже о постулатах неоплатоников и иных школ оккультной философии. Современные исследователи данного устава в некоторой степени приписывают настоящее положение вещей влиянию старинных французских ритуалов, но чаще — гению генерала Альберта Пайка, глубоко и тщательно изучавшего Каббалу и вообще религиозные и философские системы древнего Востока. Настольными книгами у него были Веды и Зенд-Авеста, а отнюдь не «мрачные магические гримуары в стальных досках», как писал он сам. Он пересмотрел и переработал путаные старинные французские ритуалы, пришедшие к нему из Устава Совершенства и других европейских послушаний. Зачастую он переписывал их совершенно заново. Для всех этих ритуалов он составил наставления, замечательные по своим учености и красноречию.
Бывший Великий Командор Мур в своей речи, произнесенной несколько лет назад в Храме Шотландского Устава в Вашингтоне, так высказался об этом великом человеке: «Именно Альберт Пайк, ученый и Вольный Каменщик, посредством божественной алхимической возгонки любви ближних своих преобразовывал все свои умственные способности в чистейшее золото мудрости, поэзии, патриотизма и закона, воплощая их затем в ритуалы Шотландского Устава, переписывая их и вселяя в них душу».
Речь в данном случае идет о «Великом Делании» Альберта Пайка — «The Magnum Opus». В 1853 г., за шесть лет до своего избрания Великим Командором, он начал трудиться над ритуалами Шотландского устава у себя дома, в Литтл Рок. В наших архивах хранится письмо доктора Альберта Г. Маккея, знаменитого масонского ученого и Генерального Секретаря Верховного Совета, гласящее, что Пайк разрабатывал ритуалы, стремясь вдохнуть в в них новую душу и наполнить новым смыслом. И это оставалось его целью на протяжении всей его жизни в Ордене Вольных Каменщиков. В своем обращении к Верховному Совету на ассамблее 1860 г. он говорил, что за четыре года до этого был назначен Комитет по ритуалу, который, однако, ни разу не собирался, а поэтому он сам переписал все ритуалы от четвертого до тридцать второго градуса и издал их за свой счет для Верховного Совета, потратив около 1200 долларов.
Ритуалы Шотландского устава воистину стали вечным памятником гению А. Пайка, и памятник этот воистину «превыше пирамид и крепче меди». Генерал Пайк видел в нашем Ордене то, что не смогли в нем увидеть многие другие. В письме Роберту Фрике Голду, также знаменитому масонскому историку, от 28 января 1888 г. он писал, что на протяжении продолжительного времени он собирал древние герметические и алхимические манускрипты, чтобы понять, каким образом связаны содержащиеся в них символы с масонством. Он заключил, что циркуль и наугольник, треугольник, прямоугольник, Трое Великих Мастеров, сама идя Слова-заменителя, двуглавый орел, Солнце, Луна и Мастер ложи, — все это древние герметические и розенкрейцерские символы. Он писал: «Я много думал и никак не мог понять, что могло заставить Эшмола, Мейнверинга и других представителей их класса объединиться с гильдиями оперативных каменщиков, пока не понял, что, поскольку алхимики, герметисты и розенкрейцеры не обладали в Англии и Шотландии собственными организациями, им пришлось объединиться с каменщиками, дабы собираться в их ложах и встречаться между собой, не вызывая при этом подозрений. Я убежден в том, что именно эти люди, хранители древних алхимических и герметических символов, привнесли их в масонство, далеко не всем, однако, сообщая их потаенный смысл. Им мы обязаны, в частности, возникновением степени Мастера. Слово-заменитель означает «творческая сила Отца», то есть Демиурга, и Хирам, как мне видится, стал главным персонажем легенды в силу того только, что имя его схоже с именем Гермеса, истинного Мастера ложи, Божественного Слова, древнеегипетского Тота, алхимического Меркурия-Ртути. Не думаю, что здесь могут возникнуть какие-либо сомнения. Я записал эти свои соображения о наших символах полностью, и получилась рукописная книга объемом в 200 страниц, и я храню ее в безопасном и укромном месте, полагая, что, показав и доказав, каким именно образом масонство стало спекулятивным, я, по крайней мере, удовлетворил свою собственную тягу к знаниям и теперь могу быть спокоен».
Пайк имеет в виду рукописную книгу, которая в наше время находится в собственности Верховного Совета Древнего и Принятого Шотландского Устава Южной юрисдикции для США и называется «Символизм степеней символической ложи Ордена Вольных Каменщиков». Книга была переписана для автора набело и проиллюстрирована братом Эдвином Б. Макгротти, 33°, известным мастером пера и карандаша. Книга переплетена в голубой сафьян, сзади на ней написано «Esoterika», а спереди — «Washington, D.C., 1888». В библиотеке Верховного Совета под замком хранятся тридцать восемь бесценных масонских рукописей Альберта Пайка. Его исследования происхождения Ордена, вне всякого сомнения, представляют огромный интерес для всякого исследователя оккультизма, неоплатонизма, Каббалы и движения розенкрейцеров. Также в библиотеке Верховного Совета хранится крайне интересная переписка между генералом Альбертом Пайком и главами движения розенкрейцеров как в нашей стране, так и в Англии.
Примечательно, что Альберт Пайк был Старшим Адептом и Архимагом «Societas Rosicruciana» в Америке и даже написал ритуал для этого общества. Впоследствии он вышел из его рядов в силу нехватки времени. Не так давно его ритуал попал в библиотеку Верховного Совета. Эта рукопись озаглавлена «Societas Rosicruciana. Rerum publicarum unitarum Americae. Regulations and Ritual», составляет 114 страниц, из которых 63 написаны рукой Пайка, а остальные — рукой Уильяма Мортона Айерленда, 33°, также в свое время занимавшего пост Генерального Секретаря Верховного Совета Южной юрисдикции. В конце рукописи стоит подпись: «Сделано в здании Верховной Коллегии, 29 мая 1880 г. Вышеприведенный регламент принят. Альберт Пайк, IX, Старший Адепт и Архимаг; Уильям Мортон Айерленд, IX, Маг и Младший Заместитель».
Большинство написанных гусиным пером рукописей Пайка хранятся в библиотеке Верховного Совета. Кроме перевода Ригведы, известны также и другие востоковедческие труды Пайка: «Древняя вера и религиозные ритуалы Ариев, согласно ведическим гимнам» (Ancient Faith and Worship of the Aryans, as Embodied in the Vedic Hymns, 1872 — 1873), «Комментарии к Каббале» (Commentaries on the Kabbala, 1873), «Ирано- арийская теософия в Зенд-Авесте» (Irano-Aryan Theosophy as Contained in the Zend- Avesta, 1874), «Лекции об Арье» (Lectures on the Arya, 1873), «Санскритские словари» (Vocabularies of Sanscrit Words).
Альберт Пайк был посвящен в Орден Вольных Каменщиков в Литтл-Рок, Арканзас, в 1850 г. За свою масонскую карьеру он занимал практически все офицерские должности в Йоркском Уставе, но величайшие свои свершения он осуществил в уставе Шотландском, воистину воздвигнув себе в этой области нерукотворный памятник. Он был посвящен в степени Шотландского Устава, единовременно с 4-й по 32-ю, 20 марта 1853 г. в Чарльстоне, Южная Каролина, и уже 25 апреля 1857 г. вскоре был удостоен звания Почетного Генерального Инспектора, 33°, в Новом Орлеане, Луизиана. 20 марта 1858 г. Альберт Пайк был возведен в звание действительного члена Верховного Совета Генеральных Инспекторов Южной юрисдикции Шотландского Устава для США, а 2 января 1859 г. стал Верховным Великим Командором Ad Vitam (пожизненно) и действительно оставался на этом посту до самой смерти. Халлум в своей книге «История Арканзаса в биографиях и картинках» (1887, т. 1), называет его «Albertus Magnus» — «Альберт Великий».
Задолго до смерти генерал Пайк произнес следующие исторические слова: «Когда я умру, я хотел бы, чтобы памятник мне был воздвигнут в сердцах и в памяти моих братьев по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу». Так и случилось: память о генерале Пайке священна в сердцах и умах его братьев. На каждом застольном собрании братьев Шотландского Устава все обязательно встают и молча поднимают тост в память о нем. Поминальная служба в честь генерала Пайка проводится во время каждой ассамблеи Верховного Совета Южной юрисдикции в Вашингтоне, причем, торжественное слово произносит обычно младший из действительных членов Верховного Совета.
Альберт Пайк всю жизнь был истинным ученым. Он получил классическое образование, отлично ориентировался в классической литературе и изобразительном искусстве, владел латынью и греческим, равно как и несколькими современными языками и переводил с них всех. В старости он также выучил древнееврейский и санскрит. Много времени и сил он посвятил изучению основ философии Вед и Зенд-Авесты и попыткам связать воедино философские традиции Запада и Востока. Ритуалы степеней Шотландского Устава в его трактовке в сущности можно назвать упражнениями в сравнительной теологии. До сих пор ожидают публикации его аннотированные переводы Ригведы и Каббалы. К рукописям допускают ученых, однако им запрещено выносить их из здания библиотеки Верховного Совета. Остается только надеяться на то, что со временем они все же станут достоянием широкой общественности, ибо сам Пайк говорил: «Как бы то ни было, мне видится, что дух автора хранят по его смерти его произведения, и даже если они не будут прочитаны, дух его останется в них, подобно телу древнеегипетского царя в саркофаге».
В библиотеке, оставленной Пайком Верховному Совету, есть несколько книг на оккультные темы, написанных Элифасом Леви (Альфонсом Луи Констаном) и еще не переведенных на английский язык. Леви был величайшим французским мистиком и каббалистом своего времени. Пайк определенно заимствовал у него многие идеи и символы, составляя ритуалы степеней Рыцаря Солнца и Князя Царственной Тайны. Учение о Равновесии, на котором Пайк делает упор в последующих степенях, также имеет свои корни в каббалистической книге «Зогар». Леви пишет в своих толкованиях на Каббалу, что «наука Равновесия — это ключ ко всем оккультным наукам, ибо неуравновешенные силы гибнут в совершенной пустоте». Пайк много рассуждает о таинстве Равновесия в своем труде «Мораль и Догма», в частности, утверждая, что оно лежит в основе всего мироустройства, служа цели примирения противоборствующих в нем сил и энергий, физических и духовных. Пайк пишет: «Симпатия и антипатия, притяжение и отталкивание, всякая природная сила, противоположности, существующие в человеческой душе и во всех сферах и мирах Вселенной, в их взаимодействии и всех возможных видах противодействия, — все это ведет к гармонии и вечному движению, которое есть жизнь Вселенной и души».
2. Каббала — все ее символы, священные слова и само ее эзотерическое учение, несомненно оказавшие значительное влияние на степени Шотландского Устава, — является сводом древне-иудейской теософии. «В ней содержатся мистические, потаенные элементы всех культур, с которыми приходилось соприкасаться еврейскому народу, — пишет в своем труде «Вклад евреев в цивилизацию» Джозеф Джейкобс. — Это и экстатические откровения библейских теофанов, и неоплатонизм Александрии, и арабский суфизм». Слово «каббала» означает «переданная, принятая». Это мистическое и религиозное учение, на протяжении веков передававшееся учеными иудеями из уст в уста. Ее часто определяют как систему космогонических представлений относительно сути взаимоотношений между Богом и человеком, подобно пифагорейской философии, в значительной степени основанную на магии чисел, метафизическую доктрину Божественной природы и Его эманаций, окутанную пеленой символов и аллегорий.
Когда Иерусалим пал под ударами войск римского императора Тита, сына Веспасиана, и был разрушен Второй Храм, многие жители Святого Града бежали от наступающих римлян и искали прибежища в окрестных горах. Среди них был и рав Шимон бар Йоххайи, приговоренный к смерти римским полководцем. По легенде, двенадцать лет он прожил отшельником в пещере близ Иерусалима в окружении ближайших своих учеников. Там его постоянно посещали видения религиозного и мистического свойства. Он и прозрел, а затем передал своему сыну раву Элиезеру и помощнику и секретарю раву Авве тайное учение, созданное еще в эпоху Патриархов. Первые ученики вскоре записали сообщенное им. Из этих записей и возникла впоследствии книга «Зогар», или «Сияние». Вместе с книгой «Йецира» и комментариями и десяти сфирот она вошла в основной свод каббалистического учения.
Вот что пишет об этом Джейкобс: «Книга «Зогар», вероятно, обрела свою нынешнюю форму в XIII в., однако в ее тексте заметны следы гораздо более ранних мистических и религиозных учений. Она всегда привлекала к себе внимание таких видных ученых, как Раймунд Луллий, Пико дела Мирандола и др., и даже оказала некоторое влияние на Данте, что следует из его произведений. Однако наибольшее влияние на умы европейцев она оказала в эпоху Реформации, привнеся в новорожденный протестантизм некий мистический элемент, за счет которого столь привлекательны были для искренне верующего древнейшие религиозные формы. Вместе с возрожденным пифагореизмом она оказала влияние на Рейхлина и Корнелия Агриппу, вместе с натурфилософией — на Парацельса, Кардена, Ван Гельмонта и Роберта Фладда, а также, вполне вероятно, и на прочих оксфордских неоплатоников; если Лютера можно в какой-то мере назвать философом, то философия его носит совершенно каббалистический характер, с небольшим оттенком гностицизма и даже манихейства, и в этом его примеру следовал Меланхтон. Великие мистики Германии, например, Вайгель и Якоб Бёме, тоже, по большому счету, были каббалистами. Как католицизм пытался смирить Божественное Откровение рационализмом образца Маймонида, так протестантизм смирял свою рационалистическую доктрину мистицизмом Каббалы».
В общем и целом, Каббалу можно разделить на две основные части — практическую и теоретическую. Первая из них посвящена амулетам и талисманам, для серьезного ученого она не представляет собой практически никакой ценности. Вторая же часть, в свою очередь, делится на догматическую и буквенную Каббалу. Догматическая Каббала представляет собой изложение раввинических теософии и философии, буквенная же — потаенную науку толкования священных откровений посредством толкования взаимного расположения и числового значения букв в словах Писания и изменения их порядка. Книга «Зогар», величайшее произведение догматической каббалистики, начинается с определения Первопричины как Эйн-Софа, Беспредельного, Бесконечного, пребывающего «в простоте и бесстрастности совершенного единства». Посредством действия Всевышней Воли Вселенная получает импульс роста и начинает свое проистечение от Божественного Истока через несколько эманаций, именуемых сфирот.
Льюис Спенс пишет в своей «Энциклопедии оккультизма»: «Учение о сфирот несомненно является наиважнейшим из всех идей, содержащихся в Каббале. Для того, чтобы оправдать Свое существование, Бог должен был стать активным и творить, что Он и сделал посредством десяти сфирот, или разумов, истекших от и из Него, подобно лучам, проистекающим от светила. Первой сфирой, или истечением, стала Его воля стать явным, проявиться, и в ней содержались девять остальных сфирот, или разумов, впоследствии проистекших одна из другой, вторая — из первой, третья — из второй и т. д. Нам они известны под именами Венец, Мудрость, Разум, Любовь, Справедливость, Красота, Суровость, Сияние, Основание и Царство. От слияния двух сфирот рождались новые эманации: так, от слияния Мудрости с Разумом родилась Любовь, или Милость, а от слияния Милости со Справедливостью — Красота. Сфирот также воплощают Первозданного человека, а также Небесного человека, лишь тенью которого является человек земной. Сфирот образуют три троицы, или триады, воплощающие, соответственно, интеллектуальные, нравственные и физические свойства. Первая триада: Мудрость, Разум и Венец; вторая триада: Любовь, Справедливость и Красота; третья триада: Суровость, Сияние и Основание. Все их окружает, охватывает собой и включает в себя Царство — девятая сфира. Каждая из этих триад воплощает часть человеческого тела: первая — голову, вторая — руки, третья — ноги. Необходимо понимать, что пусть сфирот и являются Божественными воплощениями, они остаются частицами единого целого, различными его сторонами, или свойствами».
Каббалистическая космология описывает четыре различных мира, в каждом из которых формируется собственная система десяти сфирот, или эманаций. Первый мир — это мир эманаций Небесного человека, проистекшего напрямую от Эйн-Софа. Этот мир порождает второй, тварный, мир — Брия, — мир чистой природы, не такой духовный, как первый. Второй мир порождает третий мир, мир формаций, Йецира, еще более грубый и приземленный, где обитают ангелы. И наконец, третий мир порождает четвертый, мир материи, или действия. Однако без человека Вселенная не полна и не совершенна, и поэтому Небесный Адам, десятая сфира, породил земного Адама, каждая часть тела которого соответствует той или иной части зримой Вселенной. Тело человека, согласно каббалистической традиции, создано по образу и подобию литер древнеиудейского Тетраграмматона: Йод-Хей-Вав-Хей. Каббала утверждает, что все эти идеи содержатся в иудейском Священном Писании, однако не доступны пониманию непосвященных, поскольку раскрываются лишь достойным и лишь путем мистического откровения.
Десять сфирот, расположенные в порядке своего истечения, от Основания до Венца, напоминают символические лестницы, встречающиеся во многих религиозных и эзотерических учениях, например, в индуистских Мистериях брахманов, персидских Мистериях Митры, в масонской степени Рыцаря Кадош и других масонских степенях и орденах, где упоминается лестница Иакова.
Читать книгу «Зогар» не просто. В ней много неясностей и недоговоренностей. Она рассчитана не на χοι πωλλοι4, а на посвященных. Она написана образным языком, и ни в коем случае не следует воспринимать ее слова буквально. Альберт Пайк пишет о Каббале в «Морали и Догме»: «С точки зрения каббалистов, все личности содержатся в видах, все виды — в родах, и все частности — в универсалии, которая есть идея, абстрагированная от всех суждений отдельных личностей; это не совокупность отдельных личностей, но, скорее, некий Ens, Бытие, или Существо, идеал или интеллектуальное построение, тем не менее, совершенно реальное, предшествующее большинству личностей, содержащее их все в Себе, откуда все они впоследствии развились или проистекли. Если данное положение противоречит твоим суждениям, думай о нем, как о подразумевающем, что, в случае если данная теория действительно справедлива, изначально всё содержалось и пребывало во Боге, а затем Вселенная проистекла от Него, а не была сотворена Им из ничего; имеется в виду идея Вселенной, существовавшая во Боге до того, как она, собственно, проистекла, и она была столь же реальна, сколь реален Сам Бог. Весь людской род, или человечество, например, существовал тогда во Боге, не разделенный на отдельные человеческие личности, но как единое целое, из которого суждено было проистечь всему результирующему множеству. Всё реальное изначально обязательно должно быть возможным, чтобы лишь затем обрести реальное воплощение или претворение; и именно эта изначальная возможность, или потенциал, была для каббалистов истинным Бытием. Перед тем, как Вселенная явилась и развилась, она непременно должна была существовать потенциально в совокупности всех своих отдельных элементов и личностей, заключенных в Единство. Это была Идея, или План, Беспредельного Бога, и ему еще только предстояло придать форму. Он должен был проистечь от Беспредельного Бога и быть Его частью, хотя и не Самой Его Сущностью».
О сфирот и эманациях Пайк пишет так: «Для того чтобы полностью понять каббалистическую идею сефирот, необходимо помнить, что они считались пребывающими не только в мире Эманаций — Ацилут, но также и в каждом из остальных миров — Бриа, Йецира и Асия. Они не только были свойствами Неявленного Бога, не только Он Сам в свете наложенных Им Самим на Себя ограничений, но и Его истинными проявлениями, то есть Его свойствами, явленными как средства действия; также они считались свойствами Вселенской Природы — духовной, умственной и материальной, произведенной и осуществленной потоком истечения Его Самого. С точки зрения Каббалы, Бог и Вселенная суть одно; и в этом изначальном Единстве как Источнике, или Архетипе, содержались, будучи включенным в него, а также из него потом проистекли, изверглись и воссияли вовне все многочисленные составные частицы. Где же начинается индивидуальность? Изливает ли из Себя индивидуальность сокрытый Источник и Поток, то есть Единство, или же индивидуальности — это волны, или капли, или парообразные частицы? Море и река сами по себе суть единства, но капли воды в каждом из этих единств многочисленны. Дерево едино, но листья его многочисленны; с наступлением зимы они падают к его корням, и дерево продолжает жить, и весной на его ветвях распускаются новые листья. Разве род людской — не дерево, а отдельные люди на лице Земли — не его листья? Как еще объяснить силу воли и сочувствия, зависимость жизни каждого человека в каждую ее минуту от жизни всех остальных людей, кроме как через единство всего людского рода? Узы, связующие воедино все сотворенные в мире вещи, суть узы совершенного Единства, и вся Вселенная — это одно единое Целое, развивающееся и изливающееся во множество. Бестолковые комментаторы утверждают, что Каббала приписывает половые свойства Самому Богу. Для такого утверждения в Каббале нет никаких оснований, будь то в самой Книге Зогар, или в каких-либо комментариях на нее. Напротив, вся каббалистическая доктрина основывается на фундаментальной посылке, что Сам Бог беспределен, распространен повсюду вне всяких ограничений и определений, а посему Ему не может быть никаких соответствий или соотношений. Для того чтобы начать процесс Творения, Ему сначала было необходимо освободить внутри Себя некое пространство. Для достижения этой цели Бог, Чья природа может быть с некоторой степенью приближенности к достоверности описана как Свет, пребывающий одновременно во всем пространстве, бесформенный, безвидный и ничем не ограниченный, сократил Сам Себя повсюду вокруг некоей центральной точки внутри Самого Себя, таким образом создав некое квази-пустующее внешнее пространство, в котором остались только оболочки Его Света; и в это сферическое пространство Он излил Свои Эманации, частицы Своего Света и Своей Природы, а уже некоторым из этих последних символически приписываются половые свойства. Сначала Беспредельный ограничивает Сам Себя, проистекая вовне в виде Воли, решения приступить к действию. Эта Воля Бога, или Бог как Волеизъявление, есть Кетер, или Венец, первая сефира. В ней заключаются все остальные эманации. Также это философская необходимость».
Затем Пайк дает определения остальных сфирот и рассуждает об их свойствах и философском значении. Наставление степени Рыцаря Солнца (28-й градус) в «Морали и Догме» — настоящий кладезь герметических знаний. Верховный Совет Шотландского Устава для Бельгии, например, придает особое значение этому сложному, но прекрасному градусу, включающему в себя гностические, каббалистические и герметические идеи.
Большой интерес для исследователя книги «Зогар» также представляет теория предварительного творения и разрушения миров, в некоторой степени напоминающая индуистское учение о вдохе и выдохе Брахмы. Она гласит, что все единожды сотворенное в конечном итоге непременно должно возвратиться к своему истоку. Книга «Зогар» гласит: «Все, из чего состоит мир, дух и тело, возвратятся к своей основе и корням, от которых произошли». Действительно, эта книга наглядно демонстрирует, к каким высотам способен воспарить человеческий дух.
Каббала включает в себя учение о предсуществовании души и ее повторяющихся воплощениях (инкарнациях), однако эта каббалистическая идея не включена в масонские наставления. Орден Вольных Каменщиков наставляет своих посвященных в идее бессмертия души, однако не детализирует свое учение в этой теологической сфере.
Хотелось бы порассуждать также о книге «Йецира», или «Творение», но в данной работе для этого не остается места. Достаточно будет сказать, что в основном в ней повествуется о мистическом и философском значении букв и цифр. В «Королевской масонской энциклопедии» на этот счет говорится: «Книга предназначена для того, чтобы способствовать формированию системы, в рамках которой Вселенная могла бы подвергнуться детальному изучению как последовательно развивающееся устройство, свидетельствующее гармонией всех своих составных частей и их сочетаний о наличии Единого Творца и Истока. Упорядоченность и гармоническое сочетание всех этих составных частей доказывается аналогиями, существующими между вещами зримыми и умозрительными знаками, посредством которых человек оказывается способен определять, передавать и сообщать другим людям, а также обеспечивать преемственность во времени и бессмертие своих знаний, врожденных и благоприобретенных. Поскольку неизвестный автор также рассуждает о двойном смысле букв древнееврейского алфавита, эта книга также называется «Буквы», или «Алфавит праотца Авраама». 22 литеры древнееврейского алфавита и 10 основных цифр определяют 32 пути тайнознания, причем, буквы алфавита используются также в своем числовом значении. Предисловие к этой книге открывается словами: «Тридцатью двумя путями тайнознания Всевечный, Господь Воинств, сотворил мир посредством чисел, слышимый язык и письмо». Основное для этой книги число 10 рассматривается в единстве своих составных частей — тетрады и гексады, четверки и шестерки. На их примере демонстрируется развитие мира, в том числе зримого, из ничего. Сперва существовала лишь Божественная Сущность, обладавшая творческой Мыслью и изрекаемым Словом — Духом Святым, который есть одно с самой Сущностью. Итак, Дух Бога Живого пребывает в истоке и во главе всего сущего и воплощен в числе 1. От этого Духа и проистекает весь Космос».
Не воплощают ли степени Древнего и Принятого Шотландского Устава, от 1-й до 32- й, от Ученика до Верховного Князя Царственной Тайны, эти тридцать два пути тайнознания, а 33-й градус, соответственно, саму Великую Цель всякого посвящения? Кто знает.
3. Каббала послужила развитию и расцвету философских школ Александрии и как таковая просто не могла пройти мимо пытливого взора генерала Пайка, однако, изучая вопрос происхождения основополагающих религиозных и эзотерических символов, он вышел далеко за рамки этого мистического иудейского теософского учения, особенно в наставлении степени Князя Царственной Тайны, и обратился к другим учениям древнего Востока, к плоскогорьям Азии, где жили арийские народы за 1400 лет до Рождества Христова, прежде чем спуститься в долины, разделиться на многочисленные племена и покорить весь мир. Одна волна этих кавказских племен, ирано-арийцы, перекочевала на земли, в наше время именуемые Персией; другая, индо-арийцы, вторглась в Индию. От ирано-арийцев произошли современные европейские народы. Древние арии были народом безжалостных и отважных воинов, но среди них были также жрецы, пророки и философы, стремившиеся к раскрытию тайн Вселенной.
В своем весьма интересном труде, посвященном масонству Шотландского Устава, брат Фредерик Х. Бэкон, 33°, пишет (NewAge, Oct. 1922, p. 589): «В своих гимнах, или ведах, они стремились изложить свои воззрения относительно правящих этим миром богов. Они первыми пришли к выводу о тройственности божественной природы. Первая в мире Троица включала в себя арийских божеств Агни, Ушас и Митру — огонь, зарю и утреннюю звезду, возвещающую скорый восход Солнца. Божественный Свет — обитель Божественной Мудрости — истекал в мир в форме Божественного Слова, причем последние два являлись проявлениями первого. Свет — это Ахура. Божественные свойства — эманации, или силы, Ахуры. Эти эманации, или силы, которых всего насчитывается семь, суть явленные элементы Божественной силы, разделенные на небесные, мужские, творческие, жизнезачинающие (их четыре) и женские, земные, жизнепорождающие (их три). Голова с тремя ликами является символом триединого божества в учениях Заратустры и Пифагора, а пятиконечная звезда воплощает Ахуру. Различные по форме треугольники, а также мистические числа 3, 5 и 7 воплощены в масонских светочах и иных символах. Вера древних Ариев также включала в себя учение о том, что разумы великих и благих людей после их физической смерти возносятся на небо и становятся там звездами. Жизнь, свет и разум были для индо-арийцев единым целым. Да и для нас, в сущности, они им остаются: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Божественный Свет в уме человека есть его разум и его знания, то есть это также и масонский Свет. В естественной смене времен года, в рождении, жизни и смерти всего живого древние видели проявления божественных сил. Тьму они представляли себе врагом света. Древние иудеи в этом следовали примеру арийцев, почитавших магию священных чисел и цифр, и многие понятия древней веры иудеев суть лишь измененные «лица» древнеиврийского пантеона. Нам до сих пор не ясны многие положения веры древних Ариев и значение многих их религиозных символов, но совершенно очевидно, что Ахура-Мазда включал в себя два лика — Майнью (Божественная Мудрость) и Воху-Мано (Божественное Слово), таким образом, мы снова видим, что три суть одно и одно есть три. Все священные троицы древних народов воплощены в числе 9 — трижды три. Великим толкователем и учителем индо-арийской религии был Заратустра, первосвященник и пророк, разумом своим проникавший сквозь пелену низшей материи, окутывавшую примитивный разум древнего человека (да и наш разум в наши дни, по большому счету), чтобы лицезреть Божественный Разум, лежащий в основе всех природных и духовных явлений. Его учение воплощено в Зенд-Авесте.
Альберт Пайк пишет в книге «Древняя вера и религиозные ритуалы Ариев»: «Полагаю, что в то время, как индо-арийское сознание медленно постигало понятия несколько более возвышенные, чем поклонение звездам, Заратустра перешел от огнепоклонничества к поклонению Беспредельному Истоку всех и всяческих огня, света и жизни, содержащему в Себе Беспредельный Разум и Беспредельное Милосердие, равно как и Беспредельную Силу, и осознанию философского понятия Божественного действия посредством эманаций, воплощающих отдельные Его свойства и силы, лишь посредством которых может быть явлен и воплотиться Беспредельный Бог».
Макс Мюллер пишет: «В ведических гимнах мы видим первое Откровение Бога, первое выражение удивления и подозрения, первое открытие того, что за пределами зримого и бренного мира существует нечто незримое, бессмертное, вечное и божественное». Более истинные философы не поклонялись Солнцу как богу или священному огню — как воплощению бога; Агни и Ахура-Мазда превратились в символы Предвечного Единого. Мудрецы древности считали, что Бог открывается, или является, человеку тремя способами. В Нем пребывают Разум, или Божественная Мудрость, и Слово, или Явленная Мысль, произнесенное и сим истекшее во Вселенную, чтобы воплотиться в человеке и человечестве. По учению Заратустры, дух человека есть луч Великого Изначального Света, а следовательно, он бессмертен и неуязвим. Частица Бога воплощается в каждом из нас, и следовательно, каждый из нас — храм Бога Живого.
По учению индо-арийцев, Бог есть Творец, Предержитель и Разрушитель, или Поглотитель, Вселенной. Мудрецы древней Индии утверждали, что Космос не един, но напротив, их много. Выдыхая, Брахма порождает миры, которые затем существуют эоны времени, а потом Брахма снова вдыхает, и все миры вновь поглощаются им и становятся едины с его божественной природой. Символом Бога древние посвященные считали священное слово «АУМ», иногда произносящееся и пишущееся как «ОМ». Мани пишет: «Начиная и заканчивая чтение главы Вед, брамин всегда должен повторять про себя священное слово ОМ». Это священное трезвучие, вероятно, является древнейшим из известных нам Божественных Имен. Происхождение его не известно. Считается, что Брахма извлек из Вед три буквы и составил из них этот слог. Персидские суфии полагают, что это священное слово воплощает процесс творения, или вдох и выдох Первотворца. Попробуйте сами произнести первый звук — «А»: это громкая нота, воплощающая само бытие. Затем следует звук «У», произносимый на исходе выдоха. Заключительный звук — «М» — как бы прерывает, замыкает воздушный ток. В этом древние индийцы и персы и видели воплощение великой идеи творения. Священный слог АУМ сокрыт в именах Брахмы, Вишну и Шивы, а также в ирано-арийском Имени Бога — Ахура-Мазда. Также буквы этого слова являются первыми буквами имен Агни, Ушас и Митры. У древних египтян это слово было известно в форме «Амун», или «Амон». Точно так же оно сокрыто во многих проходных и священных словах Ордена Вольных Каменщиков.