Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Р.Г.

ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ СЕРЖА КАЙЕ «ЕГИПЕТСКОЕ МАСОНСТВО УСТАВА МЕМФИСА-МИЦРАИМА»

Предлагаемая вниманию читателей книга Сержа Кайе является на сегодняшний день наиболее авторитетным исследованием по истории египетского масонства. Она написана на основании как опубликованных, так и не введённых в научный оборот источников, и все изложенные автором данные почерпнуты из исторических документов по данной теме. Вне всякого сомнения, издание книги С.Кайе на русском языке восполнит колоссальные лакуны в восприятии истории и идеологии всемирного ордена вольных каменщиков.
Здесь уместно было бы привести краткое описание особенностей и специфики Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима (ДИУММ) и масонских организаций, его практикующих.
Сейчас в мире существуют более десятка масонских юрисдикций, пользующихся во время проведения работ созданными на основе египетской символики и мифологии ритуалами. Также ряд масонских объединений (например, Великий Восток Франции) используют Устав Мемфиса-Мицраима в своих ложах наряду с другими Уставами. Наиболее авторитетным и сохраняющим прямую посвятительную преемственность является Международное Державное Святилище Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима, которое объединяет и координирует работу Национальных Державных Святилищ Франции, Бразилии, Аргентины, Швейцарии и ещё ряда стран. Это Святилище является хранителем аутентичной ритуальной традиции Устава и обладает также прямой организационной преемственностью от отцов-основателей как Устава Мемфиса, так и Устава Мицраима. Именно под эгидой Международного Святилища и происходит становление и развитие египетского масонства в России в начале XXI века.
Главной особенностью Устава Мемфиса-Мицраима является его эзотерическая и философская направленность. Египетское масонство нацелено, в первую очередь, на освоение всего духовного наследия, созданного человечеством. И речь здесь идёт не об интеллектуальном понимании и беспристрастном интересе, а о необходимости для каждого вольного каменщика пропустить важнейшие духовные максимы через свою душу, дабы эта душа, очистившись, приблизилась к своему Создателю – Верховному Архитектору Вселенной. Египетское масонство своими корнями уходит не в исторические реалии XVIII-XIX веков, а в те древние сообщества, где изучался Свет Познания, в те посвятительные организации, которые познавали смысл мироздания и стремились к его Творцу.
Отсюда следует некоторая герметичность, закрытость лож, практикующих Устав Мемфиса-Мицраима, их нацеленность исключительно на внутреннюю содержательную работу. Египетское вольное каменщичество, в отличие от остальных масонских объединений, не занималось и не занимается усиленным поиском новых членов и их рекрутингом. Более того, оно скорее нацелено на отталкивание непросвещенных элементов, и быстрый рост численности является для него скорее негативным, чем конструктивным показателем. Масоны, практикующие египетский обряд, хорошо знают, что много званых, но мало избранных. Истина не раскрывается тем, кто хочет её стяжать быстро и незаконно. Только многолетнее изучение и использование апробированных духовных практик способно просветить ум и душу человеческие. Именно поэтому египетские масонские объединения не купаются в лучах внимания прессы и занимают весьма скромное место в ряду многочисленных мировых масонских юрисдикций.
Не менее знаковым для объединений Устава Мемфиса-Мицраима является позиционирование себя как совокупности исключительно посвятительных масонских лож. Несмотря на заявления, исходящие от лидеров всех масонских послушаний, которые они повторяют как заученную считалку, о том, что масонство находится вне политики, именно Международное Державное Святилище Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима смогло последовательно выдержать это категорическое требование на практике. Египетское масонство отказывает в приёме в свои ряды людям, ангажированным в политической деятельности, чтобы не бросить и тени подозрения на исключительно духовные цели и задачи Устава. Также характерной особенностью Устава является и его отказ от широкой социальной деятельности, от вовлечённости в любые проекты, связанные с получением материальной прибыли, от завязывания внутри послушания каких-либо бизнес-контактов.
Мастерские египетских вольных каменщиков стремятся быть лабораторией духовных интенций и менее всего походят на клубы по интересам, что характерно для лож многочисленного британского масонства.
Нелишним будет отметить и смешанный характер Устава Мемфиса-Мицраима: его двери открыты как для мужчин, так и для женщин. Их совместная целокупная работа является важным залогом метафизической полноты, пронизывающей всё человечество, которое также было сотворено на бинарной основе. Хотя двуполость Устава не есть его самая отличительная особенность, любые серьёзные посвятительные сообщества никогда не ставили под сомнение право женщин на духовное усовершенствование, раз такое право предоставляется мужчинам.
Резко отличаются ложи Устава Мемфиса-Мицраима от всех прочих масонских лож своей строго иерархической системой управления. В других масонских юрисдикциях посвящённые первых трёх градусов (Ученик, Подмастерье, Мастер) объединяются в Великие Ложи и заявляют о своей полной автономии от прочих масонских структур, в первую очередь, от органов, управляющих высшими градусами. На практике это приводило и приводит к бесчисленным конфликтам между Великими Мастерами Великих Лож, управляющими тремя градусами так называемого символического масонства, и командорами Верховных Советов Шотландского устава, где проходят работы с 4 по 33 градус, или иными главами разветвлённых систем высших градусов. В Уставе Мемфиса-Мицраима вся сложная пирамида градусов с 1-го по 95-ый управляется Национальным Державным Святилищем, состоящим из посвящённых 95-го градуса. Это не отменяет значительной роли ни отдельных символических лож, ни Великой Ложи, ни Верховного Совета, ни любых других масонских органов, состоящих из посвящённых той или иной степени, – но делает невозможным людям, не прошедшим полноценную и многолетнюю духовную выучку, претендовать на управление серьёзным посвятительным сообществом. Только исключительные духовные заслуги, каковые и приводят братьев и сестёр к посвящению в 95 градус Устава, могут служить критерием для наделения их властными прерогативами. Таким образом, в Уставе Мемфиса-Мицраима вертикальный характер устройства и управления обеспечивает ему статус университета эзотерического знания и гарантирует незамутнённое профанскими интересами духовное руководство ложами всех градусов.
Надо отметить и особенности ритуалов Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима. Они сохранили всю идейную и содержательную полноту, всю пышность и сложность ритуалов, использовавшихся в масонских ложах ещё в XVIII веке. Фактически все остальные уставы подверглись серьёзной переработке, были усечены и приспособлены к потребностям не самых взыскательных в духовном отношении людей, стремящихся успеть после завершения масонских собраний на «последний поезд метро» или побыстрее сесть за стол с угощениями. В Уставе же Мемфиса-Мицраима вся содержательная и мистериальная часть ритуалов осталась неизменной, открытие работ длится около часа, а ритуалы посвящения представляют собой многочасовую духовную драму, энергетика которой возносит душу всех его участников к тому эгрегору, который и управляет египетским масонством.
Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что устав Мемфиса-Мицраима является наиболее спиритуалистическим из всего богатого разнообразия иных масонских ритуалов и уставов. И эта особенность сугубо органична именно для египетского вольного каменщичества, ставящего в главу угла раскрытие оккультных способностей человека, изучение всех духовным наук. Экзотерическая компонента масонства, его ориентация на внешний, профанский мир не ставится в качестве основной задачи для работ лож Устава Мемфиса-Мицраима, и на первый план выходят эзотерический поиск и теургические практики.
Поэтому неслучайно именно египетское масонство привлекало в свои ряды наиболее значимых деятелей, занимавшихся «оккультной философией». Нет необходимости перечислять здесь имена всех видных европейских эзотериков XVIII-XX вв., принявших посвящение в ложах, работавших в послушании Устава Мемфиса-Мицраима. Достаточно будет сказать, что самые крупные теоретики и мастера духовного делания, фактически олицетворяющие собой всю Западную эзотерическую традицию последних двух веков – Папюс и Робер Амбелен – возглавляли в своё время Национальное Державное Святилище Устава Мемфиса-Мицраима во Франции.
Как и любое другое масонское послушание, каменщичество Древнего Египта способствует созданию меж людьми, которых разделяют в профанском мире общественное положение, материальный достаток, политические и религиозные убеждения, атмосферы солидарности. Египетское масонство также провозглашает взаимную толерантность и взаимопомощь, привлекает внимание членов Ордена к базовым проблемам мироустройства и предназначения человека. Оно создаёт непередаваемую эмоциональную атмосферу во время своих собраний, что способствует удовлетворению у посвящённых страсти к познанию и духовной жажды. Объединяя в своих рядах сторонников разных религиозных путей, Устав Мемфиса-Мицраима способствует выделению в каждой религии лучшего и обмену религиозным опытом между своими членами.
Египетское масонство предлагает посвящённым в своих ложах длинную лестницу восхождения по градусам, включающим уникальные степени Arcana Arcanorum (87°, 88°, 89°, 90°), которые отсутствуют в любых других посвятительных сообществах
Также только Устав Мемфиса-Мицраима предлагает, в отличие от других масонских объединений, своим членам старательно изучать алхимию, как материальную, так и духовную. Весь комплекс духовных наук (каббала, символизм Таро, герметизм, сакральная геометрия, теософия и т.д.) поэтапно раскрывается духовному взору всякого прошедшего посвящение в Устав Мемфиса-Мицраима.
Кроме того, именно египетское масонство всегда стояло и стоит на стыке традиционных масонских объединений и иных посвятительных организаций, нацеленных не на спекулятивное познание, а на реальные теургические практики. Здесь, в первую очередь, нужно упомянуть такое направление в западной эзотерике, как мартинизм, с самого своего зарождения в XVIII веке ставшее наглядным практико-теургическим воплощением всех умозрительных истин, которые масонство декларирует и которые, к сожалению, без их ритуальной ежедневной практики конкретными индивидами остаются бесполезными и выхолощенными. И здесь – поистине уникальная возможность для всех, посвящённых в Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима, войти в двери тех святилищ, которые будут навсегда закрыты для состоящих в иных масонских юрисдикциях.
Завершив с теоретической частью вступления, объясняющей место и роль египетского масонства в многочисленной череде всех прочих масонских объединений, хотелось бы обрисовать историческую канву появления в России столь традиционного для всего мира, но и столь же юного для нашей страны Устава Мемфиса-Мицраима.
Создание первой ложи Устава Мемфиса-Мицраима, работающей на русском языке, пришлось на очень непростой период развития масонства в России.
Начало 90-х гг. XX в. было ознаменовано появлением в России трёх наиболее многочисленных ветвей традиционного масонства. В роли их учредителей выступили три французских объединения – Великий Восток Франции, Великая Ложа Франции и Великая Национальная Ложа Франции. Те ложи, которые возникли в союзе двух первых объединений, прошли очень непростые этапы развития, и к сегодняшнему дню на территории России уже организованы или близки к организации структуры, находящиеся в состоянии взаимного признания с этими юрисдикциями – Великий Восток народов России и Объединённая Великая Ложа России. Более громко и пафосно заявила о себе организовавшаяся в 1995 г. Великая Ложа России, относящаяся к так называемому «регулярному» (британскому) масонству как входящая в сеть признания Объединенной Великой Ложи Англии. После нарушения руководителями российской «регулярной» структуры элементарных этических норм и ряда финансовых скандалов, спровоцировавших череду расколов и способствовавших оттоку из этой организации более 4/5 её членов, к 2007 году Великая Ложа России окончательно политизируется и фактически превращается в подотдел международного отдела существовавшей на тот период Демократической партии России, лидер которой в результате применения различных изощрённых «избирательных» технологий становится «регулярным» Великим Мастером, и почти одновременно с занятием этого поста выдвигает свою кандидатуру на выборную должность Президента России, используя псевдомасонскую риторику во время проведения своей предвыборной кампании. Следует отметить, что британская ветвь масонства никогда не настаивала на эзотеризме своих посвящений, и определение своей традиции как «духовного пути» всегда отвергала. Великая Ложа России, состоящая с этой ветвью в отношениях взаимного признания, делом подтвердила и наглядно продемонстрировала это.
Столь плачевный итог развития масонской структуры, подававшей так много надежд в начале своего существования, поневоле заставил ряд братьев, как входивших в её состав, так и посвященных в иных масонских юрисдикциях, подумать о создании лож Устава Мемфиса-Мицраима в России, нацеленных исключительно на духовную работу.
Этими российскими братьями были поданы прошения в Международное Державное Святилище с просьбой об аффиляции (присоединении) к Уставу Мемфиса-Мицраима и открытии ложи этого устава в России. В июне 2008 года эти петиции были рассмотрены и удовлетворены, и заниматься учреждением всех структур Устава в России было поручено Национальному Державному Святилищу Устава Мемфиса-Мицраима во Франции.
В июне 2009 года в Москву прибыла делегация во главе с тогдашним Международным Великим Мастером Устава Мемфиса-Мицраима Аленом Дюменом и Великим Секретарём Национального Державного Святилища Устава Мемфиса-Мицраима во Франции Жаком Лавиллетом. Ими была проведена аффиляция в Уставе Мемфиса-Мицраима более десяти российских Мастеров, Подмастерий и Учеников Вольных Каменщиков. После этого 24 июня 2009 года была учреждена ложа «Имхотеп» под № 125, которая находится в непосредственном подчинении Национального Державного Святилища Устава Мемфиса-Мицраима во Франции. Свое имя мастерская получила в честь великого египетского архитектора и божественного покровителя всех строителей.
31 октября 2009 года достопочтенная ложа «Имхотеп» получила постоянный патент на работы, а 24 июня 2010 г. Ложа была ритуально освящена наделённым особыми правами Великим Освятителем Устава 66° – Аленом Дюменом, который к тому времени встал во главе Национального Державного Святилища Устава Мемфиса-Мицраима во Франции – и тем самым обрела полноценное бытие. Были инсталлированы Досточтимый Мастер и Офицеры Достойной Ложи «Имхотеп».
Затем 25 июня 2010 года во время визита в Москву делегации Устава Мемфиса-Мицраима во главе с Заместителем Международного Великого Мастера Устава Бруно Войжицки и в составе главы Национального Державного Святилища Устава во Франции Алена Дюмена и его заместителя Жана Лавиллета была учреждена коллегия «Анубис» под № 35, которой было доверено проводить работы в 4°-14° градусах Устава. Было также назначено руководство созданной коллегии, а 30 октября 2010 года ей был выдан постоянный патент на работы.
Кардинальное значение для развития Устава Мемфиса-Мицраима в России имел визит членов Ложи «Имхотеп» в Париж в октябре 2010 года, когда были произведены посвящения российских представителей Устава как в философские (4°-33°), так и в герметические (34°-95°) градусы. Это позволило 1 ноября 2010 года сформировать оперативный Верховный Совет Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима для России, который получил право на посвящение братьев и сестёр в высшие масонские градусы вплоть до 33-его включительно. Также были намечены шаги, которые позволят в обозримом будущем вести речь о создании независимого Национального Державного Святилища Устава Мемфиса-Мицраима в России.
За два года работы Достойной Ложи «Имхотеп» на её собраниях были проведены посвящения братьев и сестёр в различные градусы Устава Мемфиса-Мицраима, и ныне в России работают более 25 египетских вольных каменщиков. На собраниях ложи было заслушано и обсуждено свыше 30 зодческих работ по различным философским и духовным аспектам жизни человечества, и, конечно же, касающихся жизни Устава Мемфиса-Мицраима.
Был создан сайт Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима и форум египетского масонства в России, располагающиеся по адресу: http://memphis-misraim.ru/
Не менее плодотворным начинанием обещает стать и начало издания книжной серии по истории и философии египетского масонства, а также духовных эзотерических традиций. Нынешнее издание фундаментального труда С.Кайе – первая ласточка из запланированной к изданию библиотеки.
И последнее: всякий держащий в своих руках эту книгу должен быть предупреждён, что как бы хорошо и фундировано не было написано любое исследование, посвящённое истории египетского масонства, подлинная тайна бытия Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима, его духовная эссенция, все равно ускользнёт от понимания даже самого дотошного читателя.
Полноценно изучить масонство можно, как неоднократно и совершенно верно утверждалось, только изнутри, только став масоном, пройдя посвящение в те таинства, которые по ритуальной цепи передавались из поколения в поколение, начиная с момента сотворения человечества, заря которого – духовная жизнь Древнего Египта – освещает своими нетленными лучами и нашу сегодняшнюю жизнь, согревая нас и вселяя надежду в наши алчущие истинного просвещения сердца. Без Света свыше, без посвящения, открывающего наши духовные очи, любая книга будет ключом только от притвора того мистического Храма, который возводили лучшие представители человечества, завещав нам непрерывную цепь герметического наследия, звеном которого мы и уповаем стать.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима