


Ум и невероятная работоспособность этого человека, его софистика, знание языков, его способность все время играть роль, все равно, какую, главное — играть, сделали его ночным кошмаром для всего мира. Кое в чем он похож на Калиостро, блистательнейшего из всех масонских шарлатанов, с огромным успехом дурачившего своих современников… Ройсс пользуется более современными методами, чтобы заставить людей поверить в свои связи с влиятельными масонскими организациями и, вполне в духе века, он придает первейшее значение сексуальности. Для журналиста Ройсс — очень интересная фигура. В нем мы видим возрождение типа международного авантюриста, описанного авторами XVII — XVIII веков. Но он дитя своего времени и своих социальных условий. Плачевно, что на рубеже ХХ века нужно снова и снова предостерегать масонский мир от Калиостро, а также что все равно находятся люди, отваживающиеся публично защищать такого человека2.
Уильям Моррис вместе с Эдвардом Эвелингом и его гражданской женой Элеанор (дочерью Карла Маркса — Тусси) откололись от Социал-демократической Федерации после ссоры с Г.М. Гайндманом в конце 1884 г. и основали собственную Социалистическую Лигу. Это было за пятнадцать лет до основания Кейром Харди и Дж. Рамзаем Макдональдом Независимой рабочей партии. Лига установила контакты с рядом немецких эмигрантов — социал-демократов, анархистов и коммунистов, нашедших в Лондоне политическое убежище от нежелательного повышенного внимания прусской политической полиции. Ройсс под псевдонимом «Чарльз Теодор» вступил в Социалистическую лигу, как только приехал в Лондон в марте 1885 г., солгав при этом, что состоит в Международной ассоциации рабочего образования. Однако в эту ассоциацию он вступил фактически в тот же день, солгав для этого, что уже состоит в Социалистической лиге. В Лиге он вскоре был назначен «Секретарем по учебному процессу» и в этом звании учил немецких товарищей английскому языку.
Он быстро подружился со многими активными участниками экстремистских левацких групп, состоял в тесном знакомстве и общении с анархистами. Последние, имевшие прочные связи со своими товарищами в Бельгии, занимавшимися контрабандой запрещенной литературы и взрывчатки в Германию, представляли наибольший интерес для прусской полиции. Позднее, когда Ройсс уже отошел от активной деятельности в Социалистической лиге, его знакомые периода 1885 — 1886 гг. все еще не могли его забыть. Макс Неттлау, например, вспоминал его «грубый голос и дерганые, нетерпеливые и властные жесты». Йозеф Пойкерт описывал его как «платонического социалиста, подобного столь многим либеральным буржуа». А Виктор Дейв писал, что ему «оказывается, нравилась полупереваренная буржуазная культура». Еще один знакомый вспоминал, что «по мнению большинства товарищей, он был богатеньким пареньком с кучей денег и не скупердяем, готовым поддерживать революционную пропаганду». Ройсс говорил, что деньги у него от одной состоятельной вдовы. Не исключено, что он женился в Лондоне в 1885 г., но про эту даму совершенно ничего не известно. Много лет спустя выяснилось, что она родила ему сына. Многие его коллеги — анархисты и социалисты — позднее говорили, что доверять ему не следовало5.
В 1885 — 1886 гг. он совмещал деятельность в Социалистической лиге и Международной ассоциации рабочего образования с карьерой певца. Согласно афише, отпечатанной им в 1885 г., он выступал на концерте, организованном Обществом по развитию Литературы и Искусства, и пел там арии из «Волшебной флейты». Также он пел на Концерте Баллад и Оперы в Сент-Джеймс Холле, и музыкальный критик из журнала «Musical Review» предсказывал ему «неплохую карьеру в этой стране». Тусси Эвелинг, с другой стороны, была невысокого мнения о его творческих способностях и художественном вкусе: она горестно жаловалась на вульгарность исполнявшихся им песен на концерте Социалистической лиги, который Ройсс и организовал6.
Вероятно, его карьера журналиста началась тоже в 1885 г. Редактор мюнхенской «Suddeutsche Presse» написал ему 3 ноября и предложил опубликовать в ближайшем номере его «интересную и понятную статью о положении английских политических партий», а также намекнул на дальнейшее сотрудничество7.
Если мнение музыкального критика из «Musical Review» о способностях Ройсса было весьма оптимистическим, то среди коллег Ройсса мало кто разделял этот оптимизм. Например, это демонстрирует пример декламационного концерта, устроенного Ройссом на пару с его подругой мадам Сандерини в аахенском «Курхаузе» 15 мая 1886 г. В отпечатанной перед концертом афише Ройсс представился «знаменитым дирижером популярных Вагнеровских концертов и Басом Театра Ее Величества». Местный критик отметил в обзоре его тусклый голос, его выход на сцену со всеми симптомами звездной болезни и напыщенный вид, «выражающий надежду на жирные денежные сборы». Автор рецензии попросту посоветовал ему под конец статьи поискать счастья по другую сторону Ла-Манша. Голос мадам Сандерини тоже уже был не тот и оставлял желать много лучшего. Заключение критика не оставляло надежды: «У этой пары мало шансов поддержать репутацию Театра Ее Величества в Германии»8.
Через несколько дней, вернувшись в Лондон, Ройсс узнал, что в его отсутствие состоялось собрание Социалистической лиги, на котором его исключили из ее членов на основании «сведений о том, что он предоставлял информацию иностранным правительствам и буржуазной прессе». Другими словами, посчитали, что он состоит на жаловании у прусской политической полиции. На настоящий момент, равно как и на момент исключения, представлены лишь косвенные и не вполне достоверные доказательства этого обвинения, поэтому не представляется возможным однозначно заключить, был он полицейским осведомителем или не был. 5 октября 1887 г. в «London Evening News» вышла его статья о махинациях в лондонских анархистских кругах, и это только подтвердило ранее имевшиеся подозрения. 7 января 1888 г. Уильям Моррис напечатал пространный список подозреваемых в шпионаже в пользу прусской полиции на территории Британского Содружества. Ройсс там был назван «в настоящее время политическим агентом Бисмарка в «Central News» в Лондоне, пишущим для «Suddeutsche Presse» в Мюнхене и «Berliner Zeitung» в Берлине».
Осознав, наконец, что одним своим голосом он не сделает певческой карьеры в этой стране, Ройсс, чтобы не умереть с голоду, полностью отдался журналистике, управленчеству и рекламе в сфере оперного и драматического театра. Судя по всему, он прожил в Лондоне до 1889 г., а потом вернулся в Берлин уже в качестве постоянного корреспондента лондонского новостного агентства «Central News», каковым оставался до 1897 г. Также он работал в берлинском корпункте «London Daily Chronicle», время от времени посещая и Лондон. Например, в 1891 г. он занимался организацией представительства Германии на международной Выставке в Эрлс-корте, в частности, постановкой живых картин из немецкой истории, для которых были наняты 600 актеров и приобретены 100 животных. В качестве корреспондента он также присутствовал на международной Выставке в Чикаго в 1894 г., освещал Вагнеровские сезоны в Байройте для «United Press» в 1896 г. и выступал в качестве хроникера ежегодного Фридрихсбургского фестиваля, с 1894 г. проводившегося в день рождения Бисмарка. Несколько лет подряд, начиная с 1896 г., он писал репортажи об Императорских маневрах, а весной 1897 г. был отправлен берлинским «Das Kleine Journal» в командировку по Греции и Турции с заданием освещать военные действия между этими странами.
23 февраля 1898 г. Министр по делам Баварии писал ему из Берлина, сообщая, что Е.К.В. Принц-регент Баварии не возражает против того, чтобы Ройсс принял и впредь носил «серебряную военную медаль, врученную Вам Его Величеством Султаном в память о Турецко-Греческой кампании». В 1902 г. Ройсс писал, что он «Рыцарь Императорского Оттоманского Меджидийского Ордена»9.
Первое из известных нам литературных произведений Ройсса опубликовано в 1887 г. Это брошюра на восемь страниц под заголовком «Матримониальный вопрос с анархистской точки зрения»10. По Ройссу, «с реорганизацией общества, с социальной революцией, с установлением коммунизма, который мы отстаиваем, женщина обретет настоящую свободу и станет социально равной мужчине». Более половины этого краткого текста составляет литературный перевод главы из книги Макса Нордау «Конвенциональная ложь культурного человечества» («Die conventionellen Lugen der Kulturmenschheit», 1883), только что ставшей бестселлером в Германии.
Зная довольно много о том, чем занимался и как жил Ройсс в период между 1876 г. (когда его посвятили в ложе «Пилигрим») и 1895 г. (когда он встретился с Леопольдом Энгелем в Берлине, о чем мы станем говорить вскоре), мы, тем не менее, не видим на протяжении всех этих двадцати лет ничего особенно интересного, что относилось бы к масонству и о чем стоило бы излагать подробно.
Статья Ройсса о «пранатерапии» (под псевдонимом «Теодор Регенс») была опубликована в июньском (1894) выпуске оккультного журнала «Sphinx». В ней описан его опыт лечения некоей пожилой леди от бессонницы наложением рук на голову. Из текста видно, что автор владеет теософской терминологией. В 1914 г. он говорил А.Э. Уэйту, что хорошо знал Елену Петровну Блаватскую и занимал высокий пост в немецком отделении Теософского Общества11. В другой своей книге, настоящей сборной солянке под названием «Что такое оккультизм и как развить в себе оккультные силы?» (Was ist Okkultismus und wie erlangt man okkulte Krafte?), опубликованной им под псевдонимом «Ганс Мерлин» в Берлине в 1903 г., он тоже писал о дружбе с г-жой Блаватской и о том, что присутствовал на поминальной церемонии, прошедшей через несколько дней после ее смерти в мае 1891 г. у нее дома на Авеню-роуд12. Как оккультист-практик Ройсс больше всего интересовался йогой, а как теоретик — связями между определенными чакрами (нервными центрами) и сексуальностью.
В середине 90-х годов он много общается с людьми, так или иначе занимающимися оккультизмом. Позднее всех их он задействует в своих масонских предприятиях. Одним из них был д-р Карл Кельнер (1850 — 1905) австрийский химик и промышленник, обладатель нескольких патентов на научные открытия в области промышленного производства бумаги и других процессов. Он был одним из немногих современников Ройсса, обладавших недюжинными теоретическими знаниями о йоге и практическими ее навыками. В 1896 г. он даже распространял свою напечатанную в частном порядке работу «Йога: обобщение ее психо-биологического влияния» среди участников Третьего Международного Психологического конгресса, состоявшегося в Мюнхене в 189613 г. Ройсс считал Кельнера настоящим Адептом и писал о нем в юбилейном номере журнала «Орифламма» в 1912 г.:
Во время своих многочисленных и продолжительных путешествий по Европе, Америке и Ближнему Востоку бр. Кельнер наладил контакт с организацией, называвшей себя Герметическим Братством Света. Стимул, полученный им вследствие связи с этим обществом, равно как и прочие обстоятельства, которые не могут быть здесь упомянуты, породили в душе бр. Кельнера стремление основать нечто вроде «Academia Masonica», которая облегчила бы ищущим братьям знакомство с существующими масонскими степенями и их системами. В 1895 году бр. Кельнер провел в Берлине продолжительную беседу с бр. Ройссом об этой своей новой идее и том, как она могла быть реализована. В ходе разговора с бр. Ройссом он отказался от первоначальной мысли назвать организацию «Academia Masonica» и привел основательные доводы и соответствующие документы для того, чтобы назвать ее «Восточными Тамплиерами». В то время, в 1895 г., эти планы не были реализованы, поскольку бр. Ройсс был занят возрождением своего Ордена Иллюминатов, а бр. Кельнер не испытывал желания участвовать в работах этой организации или дружеских чувств — к тем людям, которые в этих работах участвовали.
Итак, «бр. Кельнер стремился основать нечто вроде «Academia Masonica». Согласно единственному сохранившемуся свидетельству его членства в Цехе, он был посвящен в ложе «Humanitas» в Нойхауселе, Австрия. Недавно проведенное исследование показало, что найти эту ложу в списках и протоколах не представляется возможным. Сам он именовал себя «господином доктором Кельнером», но где и когда он получил докторскую степень, мы также не сумели выяснить. По крайней мере, в Австрийском биографическом словаре («Osterreichisches Biographisches Lexikon», 1965) за 1815 — 1950 гг. никакое академическое звание рядом с его именем не проставлено.
Мы полагаем излишним расследовать историчность (или ее отсутствие) существования Герметического Братства Света. Не имеет значения также и утверждение Ройсса, что он предлагал назвать организацию «Восточными Тамплиерами» еще в 1895 году. Однако необходимо отметить, что он тогда «был занят возрождением своего Ордена Иллюминатов», а также что д-р Кельнер был не в ладах как с этим Орденом, так и с окружавшими в то время Ройсса людьми.
Первоначальный Орден Иллюминатов Адама Вейсгаупта не был масонским, хотя и проводил политику проникновения в масонство на уровне отдельных членов. Он попал под правительственный запрет в Баварии в 1784 г. В 1914 г. Ройсс заявил, что возродил этот Орден в Мюнхене в 1880 г., но подтвердить это фактически невозможно14. Мы еще знаем, что он повторил этот эксперимент в 1895 г. в Берлине. Документов того периода не сохранилось, но мы можем определить, кто был с ним рядом в этот период: Август Вайнхольц, Макс Ран и Леопольд Энгель. Все они были оккультистами и, по словам Ройсса, именно Энгеля особенно не любил д-р Кельнер.
Вайнхольц и Ран оба жили в Берлине, а Энгель — в Дрездене. Ран работал на бирже, а у Вайнхольца была небольшая фирма по поставкам упряжи. Энгель же был антрепризным актером, эстрадным гипнотизером, и еще поговаривали, что он промышлял лечением натуропатией.
В 1896 г. все они были активными членами Лиги Немецких Оккультистов (Verband Deutscher Okkultisten». Ран и Энгель были со-секретарями, а Вайнхольц — казначеем15. Также Ран и Вайнхольц были, соответственно, редактором и издателем журнала «Die Ubersinnliche Welt» («Мир Сверхъестественного»), в основном, специализировавшегося на так называемых психических феноменах, животном магнетизме и подобного рода явлениях. В свою очередь, Леопольд Энгель редактировал и издавал небольшой скучный журнал «Das Wort» («Слово», №I — 1894 г.), отражавший противоречивые оккультные взгляды исключительно своего автора. Наконец, в 1897 — 1898 гг. Ран и Энгель собрали и издали «Международный справочник Искателей Истины» во благо всему мировому оккультному сообществу.
Леопольд Энгель родился в Санкт-Петербурге 19 апреля 1858 г. Его отец Карл Дитрих Энгель (1824 — 1913) был скрипачом, а в 1846 г. стал концертмейстером оркестра Русского Императорского театра . По возвращении в Германию он осел в Дрездене и много писал на тему легенды о Фаусте. Для данного нашего исследования важнее, однако, что он был последователем Якоба Лорбера (1800 — 1864), тоже музыканта, который «слышал голоса» и в соответствии с их велением написал собственное Евангелие от Иоанна в десяти томах, в основном, при помощи техники, во многом напоминающей так называемое автоматической письмо. В 1891 г. Леопольд Энгель услышал внутренний голос, приказавший ему идти к столу и писать. Там ему был продиктован одиннадцатый том. Много лет спустя, в 1922 г., Леопольд попробовал записать откровения своего отца, данные с того света уже ему самому, но на этот раз для записи хватило всего сорока четырех страниц, и писать одиннадцать томов не потребовалось16.
Ройсс утверждал, что впервые встретился с Леопольдом Энгелем в 1895 году, в год возрождения в Берлине Ордена Иллюминатов, и что Энгель вступил в этот Орден 9 ноября 1896 г. Но затем в 1897 г. «Энгель основал свой собственный Орден Иллюминатов в Дрездене, который в 1899 г. соединился с моим Орденом»17. Маловероятно, чтобы Иллюминаты Ройсса-Энгеля мгновенно набрали уж очень много членов, поэтому, чтобы придать своему предприятию привлекательности, они решили поменять его в сторону сходства с масонством. За исключением Ройсса, нет никаких подтверждений того, что кто-либо из них когда-либо проходил посвящение в регулярной масонской ложе. Да и сам Ройсс явно не принимал участия ни в какой регулярной масонской деятельности с самого момента вступления в ложу «Пилигрим» в Лондоне в 1876 г.
Итак, 12 марта 1901 г. «Иллюминаты Теодор Ройсс, Леопольд Энгель, Август Вайнхольц, Макс Ран и Зигмунд Миллер, к которым затем присоединились Макс Хайльбреннер и Георг Гирлофф» собрались в Берлине дома у Ройсса на Белль-Альянсштрассе (ныне Мерингдамм) и «постановили вновь открыть Ложу [«Людвиг»], основанную в Мюнхене в 1880 году»18. Согласно протоколу, ранее усыпленная ложа «Людвиг» была «древней и принятой», что свидетельствует о несведущести участников собрания в масонской терминологии. В любом случае, чем бы ни была, или не была, мюнхенская ложа «Людвиг», регулярной она не была совершенно точно. После ее «пробуждения» были единогласно избраны следующие офицеры:
Мастер — Теодор Ройсс, «посвящен в ложе «Пилигрим», Лондон, 9 ноября 1876 г.».
Первый Страж — Август Вайнхольц «из ложи «Германия» №1», которая не значится в справочнике немецких масонских лож: Ernst-Gunther Geppert «Stammbuch der Freimaurer-Logen Deutschlands: 1737 — 1972», 1974.
Второй Страж — Макс Ран.
Первый Эксперт — Леопольд Энгель «Восток Санкт-Петербурга» (!), несмотря на то, что Энгели возвратились из России, когда Леопольд был еще ребенком: весьма смелое заявление. В 1914 г. Ройсс уже писал, что это он посвятил Леопольда Энгеля в масоны.
Второй Эксперт — Георг Гирлофф, будущий шурин Ройсса, который через несколько месяцев женился на его сестре.
Казначей — Макс Хайльбреннер, «Восток Парижа», что бы это ни значило.
Поскольку, вроде бы, ложам положено работать по патенту, новоиспеченные братья заказали такой патент берлинской фирме «Seydel & Co.». Таким образом, патент был выпущен Орденом Иллюминатов и определял его особое право создавать масонские ложи. Согласно орденским «регламентам лож», Ройсс наделялся единоличным правом создавать и освящать масонские ложи. Все масонские документы должны были скрепляться подписью и печатью Ордена в Дрездене. По каким-то неизвестным причинам этот документ был датирован задним числом — 1 января 1900 года.
Но был и еще один патент, или его эквивалент. По словам Леопольда Энгеля, он был выдан Адаму Вейсгаупту во время его пребывания в Регенсбурге 19 сентября 1786 г. «Князем Розы и Креста бр. Луи-Габриэлем Лебошем из Базеля близ Седана. Он всегда находился в собственности Иллюминатов» и ныне хранится в ложе «Людвиг»19.
Об основании ложи «Людвиг» было сообщено в журнале Рана и Вайнхольца «Die Ubersinnliche Welt», где было, в частности, сказано, что «Орден Иллюминатов основывает масонские ложи и выдает им патенты на работы. Однако только Мастера Вольные Каменщики могут быть приняты в высшие степени или основывать масонские ложи… Орден имеет тесные связи c франкмасонами во Франции, Англии и Америке». Также там подчеркивалось, что ложи Ордена были, с масонской точки зрения, регулярными и работали по признанному ритуалу, основанному на старинном и подлинном английском экземпляре текста.
Кроме обычных трех цеховых степеней, там была четвертая степень Святого Андрея: «Мастера Вольные Каменщики, носители степени Св. Андрея, желающие продолжать оккультные изыскания, могут быть приняты в розенкрейцерскую степень».
Вскоре братьям пришлось реагировать на первые выпады в свой адрес в том духе, что ложа «Людвиг» является порождением Ордена Иллюминатов и не является масонской. Решение этой проблемы было найдено быстро. 3 июля 1901 г. ложа разорвала все официальные связи с Орденом20. А Ройсс в это время забрасывал невод снова и снова в поисках кандидатов и создавал новые ложи, так что к концу 1901 г. его новое «послушание» включало следующие ложи:
— Adam zur Weisheit (Адам к Мудрости, Дрезден);
— Phonix zur Wahrheit (Феникс к Истине, Гамбург);
— Zur hellen Morgenrote (К Светлой Заре, Каттовиц);
— Zur aufbluhenden Rose der Bestandigkeit (К Расцветшей Розе Постоянства, Циттау);
— Katharine zum stehenden Lowen (Катарина к Стоящему Льву, Рудольштадт);
Ни одна из них не была признана ни одной из регулярных немецких великих лож. Ложи в Гамбурге и Каттовице ранее были аффилированы Всеобщей Гражданской Берлинской ложей (Allgemeine Burgerloge), дикой псевдовеликой ложей, работавшей в Берлине под началом О. Хемфлера, книготорговца, продававшего также масонские значки и эмблемы всем желающим. В некоторых ложах ВГБЛ было по 1-2 человека21.
Вскоре Ройсс понял, что его Великая Масонская Ложа для Германии (Grosse Freimaurer Loge fur Deutschland) никогда не будет признана старыми немецкими великими ложами. Но определенно положение новой великой юрисдикции укрепилось бы, если бы она наладила связи с послушанием, которое не считалось иррегулярным. И нужная связь нашлась самым неожиданным образом. Когда-то в 1901 г. он откуда-то узнал, что д-р Жерар Анкосс, известный под псевдонимом «Папюс» всей Европе как самый выдающийся из французских оккультистов, получил из Англии право проводить в своей стране работы по Уставу Сведенборга. Анкосс возглавлял Орден Мартинистов — не масонскую организацию. Регулярным масоном он вообще не был. Естественно, французские масонские власти относились к нему с подозрением.
Право Анкосса проводить работы по Сведенборгианскому уставу во Франции было ему даровано Джоном Яркером (1833 — 1913) из Манчестера, в свою очередь, получившим это право из Канады в 1876 г.22 Раньше считалось, что Яркер занимался всеми своими многочисленными масонскими предприятиями, из которых самым одиозным стал Древний и Изначальный Устав Мемфиса и Мицраима, исключительно с целью личного обогащения. Доступные в наше время сведения позволяют предположить, что эта теория неверна. Он был просто неутомимым эксцентриком, обожавшим всюду вести свою собственную игру. Объединенная Великая Ложа Англии не могла ему воспрепятствовать в именовании самого себя Великим Мастером той или иной организации, потому что он тщательно избегал вторжения на территорию цеховых степеней и степени Царственного Свода.
В Уставе Сведенборга было шесть степеней, из которых в первых трех ни разу не проводили работы ни в одной из английских лож, и вообще в Англии он не снискал популярности. Через год после того, как Яркер в 1876 г. получил свой канадский патент, у него было уже десять лож, и еще две ложи были основаны к 1879 г. Ложа «Эри» №13 была основана в Лимерике в 1886 г. С тех пор никакого развития этого Устава не наблюдалось до 1900 г., когда Яркер выдал Папюсу патент на право учреждения ложи «I.N.R.I.» №14 в Париже. Суть в том, что Анкосс честно признался Яркеру, что не принадлежит к Великому Востоку, умолчав при этом, однако, о том, что вообще нигде не проходил регулярное масонское посвящение. Ройсс знал о попытке Анкосса начать работать в Сведенборгианском уставе и написал ему письмо с просьбой представить подробную информацию об этом послушании. Анкосс немедленно ответил ему, сообщив своему T.C.F. (Tres Cher Frere), что общался с «господами [messieurs] из Сведенборгианского устава по поводу представительства в Берлине». Он посоветовал Ройссу написать по-английски д-ру Уильяму Уинну Уэсткотту, Верховному Великому Секретарю полуживого Устава23. А.Э. Уэйт в своем рукописном дневнике «Annus Mirabilis Redivivus» заметил 10 октября 1902 г., что Уэсткотт был человеком «которого можно спросить о любом малоизвестном или даже безымянном уставе, и немедленно выяснится, что либо он его официальный представитель в Великобритании, либо занимает в нем какой-нибудь высокий, но ни к чему не обязывающий пост».
Ройсс написал Уэсткотту и через положенное время узнал, что, помимо Устава Сведенборга, Яркер еще является Державным Великим Мастером соединенных Уставов Мемфиса и Мицраима и 33-го градуса «Шотландского» Устава Серно. Ройссу показалось, что эти уставы гораздо привлекательнее Сведенборгианского устава, поскольку, завладев ими, он сможет присваивать высшие масонские степени, практически не известные в Германии. Он попросил Уэсткотта передать Яркеру прошение о патенте на Устав Мемфиса и Мицраима и т.д., но Уэсткотт не захотел это делать. Пусть эти уставы и терпели в Англии, все равно масонское руководство, в особенности главы Верховного Совета 33-го градуса Древнего и Принятого Устава, считали их нежелательными конкурентами и игроками на чужом поле, нарушающими притом правила. Но помочь Ройссу он все-таки хотел, поэтому продолжал бить в одну точку: он поможет в становлении Устава Сведенборга, пусть никому и не нужного. Ройсс отправился в Лондон в декабре 1901 г. и увиделся с Уэсткоттом, с которым, правда, уже встречался лет десять назад на собраниях Теософского Общества. Уэсткотт писал ему 31 января 1902 г.: «Я переписываюсь с бр. Яркером, Великим Мастером, по твоему делу и постараюсь как можно скорее получить от него для тебя всё, что ты просил», — имея в виду, естественно, патент на работы в Уставе Сведенборга. Но не все шло гладко и здесь: «Кое-кто из твоих немецких масонов настроен враждебно, кое-кто из немецких масонских журналистов пишет про тебя плохо, мол, ты собираешься посвящать в масоны диким образом. Это значит, что они списались с руководством Великой Ложи Англии и попросили у них информацию».
Предвкушая получение патента на Сведенборгианский устав, Ройсс с друзьями распустили Великую Масонскую Ложу Германии, поскольку больше она им была не нужна. Ложа «Людвиг» стала «Великой Материнской Ложей Людвиг».
Уэсткотт написал Ройссу снова 14 февраля 1902 г., чтобы сообщить, что Яркер намерен выдать разрешение на учреждение сведенборгианской ложи «Святой Грааль» №15 в Берлине:
Бр. Яркер находится при полном своем праве, наделяя тебя, известного нам как Мастер Вольный Каменщик английской Конституции, патентом на учреждение ложи, однако он сомневается по поводу разрешения открыть шесть лож, которые, как говорится в вашей «Латомии» [местный масонский журнал], нерегулярны24. У меня уже есть для тебя его разрешение сделать для Германии Провинциальную Великую Ложу, но теперь он засомневался, потому что не хочет, чтобы его прокляла половина немецкого масонского мира, как половина английского проклинает его за Д[ревний] и И[значальный] Устав.
Копия патента, написанная рукой Уэсткотта и датированная 21 февраля 1902 г., свидетельствует, что Ройсс приобрел право учредить Сведенборгианскую Ложу «Святой Грааль» №15 в Берлине, «а также основывать местные ложи по своему усмотрению». Также патент гласит: «Рекомендуются к учреждению в Германии, дабы вместить получивших одобрение Мастеров Вольных Каменщиков, следующие Сведенборгианские Ложи…». В дополнение к ложе «Людвиг» при Востоке Берлина в список включены пять лож, уже «захваченных» Ройссом, причем, отдельно указано, что они «приняты под ответственность бр. Теодора Ройсса».
Ройсс был назначен Провинциальным Великим Мастером, и большинство его Иллюминатов, о которых шла речь выше (кроме Макса Рана), получили посты провинциальных великих офицеров.
Для комплекта Уэсткотт 24 февраля 1902 г. также уполномочил Ройсса открыть Высший Совет Германии Societas Rosicruciana in Anglia во главе с Ройссом в звании Мага (Magus) и Энгелем — в звании Первого Делегата Мага (Magus Delegatus Primus). В Societas Rosicruciana in Germania никогда не входило больше горстки членов, так что Высшему Совету в Лондоне пришлось 11 июля 1907 г. объявить его закрытым.
Ройсс и Энгель рассорились летом 1902 г., и 3 июля, по словам Ройсса, офицеры Великой Материнской Ложи «Людвиг» постановили исключить Энгеля и его друга Зигмунда Миллера из Ордена за ряд нарушений25.
В 1906 г. Энгель с горечью вспоминал о своем общении с Ройссом, который, по его словам, лгал, будто бы обладает полномочиями для возрождения Ордена Иллюминатов и уже навербовал значительное число достойных кандидатов. По Энгелю, все это было блефом, «потому что все, что у него было, — это то, что можно набрать из второсортных книготорговцев», а достойные кандидаты, мол, существовали только на бумаге26. Орден Иллюминатов продолжал работать под управлением Энгеля и со временем наладил собственные связи в среде иррегулярного масонства.
Журнал Ройсса «Орифламма» начал выходить сначала ежемесячно. Первый номер датирован январем 1902 г., хотя вышел он только в феврале. Подзаголовок издания тогда гласил: «Орган Германского Масонства Высших степеней Устава Сведенборга и Ордена Розенкрейцеров» [то есть Societas Rosicruciana in Germania]. Большинство статей, опубликованных в «Орифламме», совершенно лишены всякого интереса, но они могут быть полезны в качестве фактически единственного и весьма ценного источника по различным сторонам деятельности Ройсса в то время.
Вскоре Ройссу стало ясно, что Сведенборгианский устав не имеет перспектив в Германии, возможно, потому, что ритуалы его трех высших степеней вызывают не больше интереса у немецких кандидатов, чем у английских масонов в 70-е годы XIX века. С другой стороны, они вообще не были переведены на немецкий язык, ни тогда, ни впоследствии, и работы в них никогда не проводились. В качестве Провинциального Великого Мастера устава он теперь имел право общаться напрямую с Яркером без посредничества Уэсткотта, и летом 1902 г. он попросил у Яркера патент на Устав Мемфиса и Мицраима.
Устав Мемфиса и Мицраима был всего лишь одним из экспонатов невероятно богатой коллекции уставов, на которых, метафорически выражаясь, сидел Яркер в своем Манчестере. Устав Мемфиса и Мицраима уже мог похвастаться богатой на события и противоречивой историей во Франции, когда Яркер получил его во владение из сомнительного американского источника в 1872 г. В ноябре 1884 г. он объявил в своем журнале «The Kneph», что только что получил «полномочия Советов Древнего и Принятого Устава Серно». Вряд ли это могло понравиться Верховному Совету 33-го градуса27. Яркер изъявил желание выдать Ройссу право работать в Древнем и Изначальном Уставе Мемфиса и Мицраима, а также в версии Серно (Нью-Йорк, 1807) Древнего и Принятого [Шотландского] Устава. В связи с этой наметившейся перспективой успешной работы в «высших степенях» Ройсс привлек к проекту двоих господ, которые и ранее участвовали в его околомасонских маневрах в Германии. Это были его старинный приятель Генрих Кляйн и д-р Франц Хартманн. Для придания им всем необходимых положения и полномочий Яркер приблизительно в сентябре 1902 г. назначил их на высокие должности в своем Державном Святилище — органе, действительно или виртуально управлявшем всеми многочисленными и разнообразными уставами, находившимися в его владении. Немедленно за этим последовала выдача патента — 24 сентября. Этим патентом Ройсс — в качестве Державного Великого Генерального Мастера, Хартманн — в качестве Великого Генерального Администратора, Кляйн — в качестве Великого Хранителя Золотой Книги наделялись правом учредить Державное Святилище в Берлине, ну и вообще ни в чем себе не отказывать.
Ройсс писал в декабрьском (1902) выпуске «Орифламмы»:
Итак, Державное Святилище Германского Рейха [для Устава Мемфиса и Мицраима] и Великий Восток Германии [для Устава Серно из 33 градусов] получили право основывать, принимать и освящать масонские ложи во всей Германии и работать во всей совокупности градусов с первого по последний, степень Великого Генерального Инспектора (33°-95°), а также принимать кандидатов [для посвящения] и продвигать их в степенях.
Важно заметить, что здесь Ройсс впервые взял себе право посвящать кандидатов-профанов в масоны и работать в Германии в первых трех символических степенях. Как и ожидалось, немецкие великие ложи, входившие в Союз Великих Лож (Grosslogenbund) отказались признавать Ройсса и его уставы. А Ройсс принес торжественное обязательство Великого Генерального Мастера в ходе церемонии, торжественно проведенной в Берлине 11 ноября 1902 г. и тут же снова сменил курс. Эти смены курса вообще невероятно затрудняют изучение его истории. Он заявил, что Великая Материнская Ложа «Людвиг» и горстка связанных с ней сведенборгианских лож более не существуют. Вновь созданное Державное Святилище приступило к созданию новых лож, однако создавались они на месте уже существовавших, но теперь внезапно закрытых лож. Например, берлинская ложа «К Победоносному Солнцу» (Zur siegenden Sonne) — это была просто переименованная ложа «Людвиг».
Еще Ройсс с гордостью провозгласил, что Державное Святилище уже обменялось представителями с различными державными святилищами, великими востоками и т.д. Италии, Испании, Румынии и Аргентины. Через несколько месяцев он вписал в этот список Кубу и Египет. Нет смысла отдельно упоминать, что ни одна из этих организаций никогда не обменивалась представителями с Объединенной Великой Ложей Англии или великими ложами Германии. Здесь пролегает граница загадочного подземного мира Мемфиса и Мицраима.
Согласно Конституции Державного Святилища, опубликованной в «Орифламме» за декабрь 1902 г., ее символические ложи первых трех степеней пользовались Внутренним Регламентом ложи «Пилигрим» и Гамбургским (Шредеровским) ритуалом, который практиковался в ложе «Пилигрим» в 1852 г. Было бы преувеличением сказать, что кандидаты толпами ринулись вступать в пеструю ройссовскую коллекцию высших степеней. Через год после передачи Яркером патента общая численность членов лож и капитулов Державного Святилища составляла 132 человека28. Но по крайней мере, некоторые из них состояли в ложах законных и признанных немецких юрисдикций. Поэтому когда Август Вайнхольц осенью 1903 г. отправился в термальное заведение д-ра Роберта Гросса в Бад-Финнеке работать Директором Бань, Помощником Мастера ложи «К Победоносному Солнцу» вместо него стал некто бр. Ульманн, посвященный в Орден за тридцать лет до этого в ложе «К Трем Листкам Клевера» (Zur den drei Kleeblattern) Великой Земельной Ложи (Grosse Landesloge). А доктор философии Густав Диркс, член Великой Ложи Трех Глобусов, краткое время (1903 — 1904) занимал пост Великого Генерального Секретаря Державного Святилища по иностранной корреспонденции29. Список великих офицеров Державного Святилища, опубликованный в «Орифламме» за декабрь 1902 г. отражает круг знакомых Великого Мастера Ройсса в то время:
Заместитель Великого Генерального Командора — бр. Франц Хартманн, Privatgelehrter [индивидуальный исследователь], владелец лигно-сульфатного предприятия в Галлейне, временно проживающий на Вилла Мария во Флоренции30. Хартманн был одним из плодовитейших писателей своего времени в области теософии, магии и оккультизма.
Великий Генеральный Хранитель Золотой Книги — бр. Генрих Кляйн, владелец полифонного (граммофонного) предприятия в Лейпциге и Лондоне: согласно справочнику лондонских предприятий за 1904 г., предприятие «Henry Klein & Co.» располагалось на Оксфорд-стрит, дом 84, и занималось «производством, распространением и починкой музыкальных инструментов; поставки полифонов, фонографов и всех видов говорящих машин, органеток, бильярдных столов и проч.».
Великий Генеральный Эксперт — бр. Роберт Гросс, врач и владелец предприятия «Stahlbad Finneck». Сначала он был членом Ордена Иллюминатов и членом-основателем ложи «Людвиг» в Берлине в 1901 г. Также он был оккультистом31.
Великий Генеральный Обрядоначальник — бр. Рудольф Барт, директор муниципального газового предприятия в Рудольштадте.
Великий Генеральный Казначей — бр. Макс Хайльбреннер, владелец («по королевскому назначению») антикварного книжного магазина в Берлине (с филиалом в Париже), бывший член Ордена Иллюминатов и член-основатель берлинской ложи «Людвиг».
Великий Генеральный Канцлер — бр. Райнхольд Аугсбург, предприниматель из Берлина.
Великие Генеральные Представители — бр. Август Вайнхольц (см. выше) и бр. Франц Хельд, директор сидровой фабрики в Гамбурге и мастер местной ложи «Феникс к Истине».
Существовал ли уже к тому времени орденский Внутренний Оккультный Круг, не известно, но в 1905 г. он уже точно был. В любом случае, Державное Святилище заполучило официального покровителя в лице д-ра Карла Кельнера, увлеченного оккультиста и друга Ройсса.
В 1904 г. Ройсс опубликовал 32-страничную брошюру под заголовком «Историческое издание Орифламмы» («Historische Ausgabe der Oriflamme»). Издание было адресовано «всем желающим узнать правду и истинные факты исследования масонской истории». Он хотел этой брошюрой доказать с привлечением документальных свидетельств историческую обоснованность существования своей коллекции уставов. Из книги можно узнать о прямой преемственности от средневековых Рыцарей Храма, причем, никаких документов на эту тему представить было невозможно теоретически, потому что, по Ройссу, масонские организации, наследующие тамплиерской и розенкрейцерской традиции, следуют запрету на ведение какой-либо письменной документации. Он писал: «Существуют доказательства нашей связи с тамплиерами (Templer), но они не писаные. Они сообщаются только посвященным… Наш Орден не только предоставляет возможности для обретения знания всех существующих масонских систем, но и тайного Знания и исповеданий всех времен». Далее он привел в брошюре целую статью «Тайны оккультных высших степеней нашего Ордена», в которой умудрился не раскрыть вообще ничего.
О существовании внутреннего оккультного кружка он сообщил в номере «Орифламмы» за ноябрь 1904 г.:
Ученикам Оккультного Круга
Наш возлюбленный вождь Frater Карл Кельнер тяжело болен, и надежд на его выздоровления практически не остается. Всем Fratres Оккультного Круга большая просьба присоединиться к нам в эти дни в ежедневных медитациях с волевым устремлением укрепить нашего вождя на сем земном плане! АУМ! Вена, 4 ноября, 1904 E.V. Внутренний Треугольник
В августе 1905 г. Ройсс намеревался уехать в Лондон на неопределенное время. Впрочем, его отъезд был отложен до 8 января 190634. Ввиду его приближавшегося отъезда в Берлине 27 августа 1905 г. была созвана Чрезвычайная общая сессия «Державного Святилища Ордена Древних Тамплиеров Вольных Каменщиков Шотландского, Мемфисского и Мицраимского Уставов для Германского Рейха», принявшая ряд важных решений. Кстати, здесь впервые в связи с деятельностью Ройсса упоминается слово «Тамплиеры».
Вкратце, реорганизация Ордена во исполнение решений Чрезвычайной сессии состояла в следующем. Державное Святилище (то есть Ройсс) будут получать в свой фонд взносы за посвящение кандидатов в «высшие степени», но во всем остальном повседневной деятельностью Ордена будут ведать Великий Восток Древнего и Принятого Шотландского Устава со штаб-квартирой в Гамбурге и Символическая Великая Ложа Шотландского Устава для Германии со штаб-квартирой в Лейпциге (так теперь называлась бывшая ВМЛГ, «регуляризированная» Ройссом в 1904 г.).
Гамбургская организация во главе с Великим Генеральным Командором Францом Хельдом управляла двумя Великими Советами: в Гамбурге — под руководством Хельда и в Мюнхене — под руководством Максимилиана Доцлера. Гамбургский Великий Восток получил фактически полную автономию в управлении своими четырьмя капитулами и семью символическими ложами. Державное Святилище (то есть Ройсс) больше не получало с их членов подушную подать, но брало по 40 марок с каждого члена за первое посвящение в «высшие степени» и по 10 марок за каждый последующий выданный патент вплоть до уплаты общей суммы в 300 марок с человека. Ратификация этого нового правила была осложнена тем, что Гамбургская и Мюнхенская ветви обусловили выплату взносов «возмещением определенных сумм, ранее выданных авансом» Ройссу. Члены Мюнхенского отделения отказались выплатить 2 079 марок, которые были должны Ройссу, по утверждению последнего. Более того, главы Советов в Гамбурге и Мюнхене (Франц Хельд и Максимилиан Доцлер) были между собой на ножах. Гамбургское отделение самораспустилось в декабре 1905 г., через четыре месяца после учреждения. Многие его члены перешли в регулярные ложи в составе Великой Ложи Гамбурга и Старой Прусской Великой Земельной Ложи в Берлине. Извилист был их путь в регулярность.
Пытаясь распутать клубок своих проблем в Германии, Ройсс также был вынужден вмешаться в неприятный финансовый конфликт в Мюнхене. Собравшись в Берлине 25 сентября 1904 г., Державное Святилище выслушало краткое сообщение о том, что некто брат Хуго Хоффманн сделал Ордену подарок в виде некой недвижимости в Мюнхене. Какие-либо дополнительные сведения об этом щедром даре появились только спустя год. Ройсс был в Мюнхене 4-5 сентября 1905 г. и выяснил, что дом, столь великодушно подаренный бр. Хоффманном, стоит 173 000 марок, но состоит в ипотеке, по которой остается выплатить 241 000 марок. Поэтому Ройссу пришлось нанимать юристов и отказываться от дара, чтобы не выплачивать ипотеку.
Ройсс переехал в Лондон в январе 1906 г. Он уже работал на новостное агентство «Central Press» и, судя по всему, отвечал за работу ее немецкого телеграфного отделения. Несмотря на то, что в «Орифламме» он об этом не писал, было очевидно, что масонское его дело терпит медленный, но верный крах. Он успел поссориться со многими из своих последователей. Однако в 1906 г., когда его масонская империя фактически прекратила существование, он высокопарно характеризовал себя как «Державного Великого Генерального Мастера Ad Vitam Соединенных Орденов Шотландских, Мемфисских и Мицраимских Вольных Каменщиков в и для Германского Рейха, Державного Великого Командора, Абсолютного Великого Державного Правителя, Державного Понтифика, Державного Великого Мастера Вольных Каменщиков О.Т.О., Верховного Мага Soc. Frat. R.C., S.I. 33°, Termaximus Regens I.O. и т.д.»35.
За 1906 г. Абсолютному Великому Державному Правителю удалось выпустить только два номера «Орифламмы». Их содержание не представляет фактически никакого интереса, хотя они и проливают кое-какой свет на противоречия, возникшие между ним и его бывшими учениками. Также оттуда становиться ясно, что он был одержим идеей начать принимать в Орден Мемфиса и Мицраима женщин, увлекался «сексуальной йогой» (в отсутствие специального термина сойдет и этот) и намеревался постепенно выдвинуть на передний план свой новый Орден Тамплиеров Востока (О.Т.О.), а от остальных орденов со временем отказаться вовсе.
Весной 1906 г. он выдал патент «смешанной» ложе Устава Мемфиса и Мицраима. Получил от него этот патент доктор Рудольф Штайнер, Генеральный Секретарь немецкой ветви Теософского Общества с 1902 г. Штайнер никогда не был теософом традиции Блаватской и адьярского образца, к тому же он уже успел поссориться с Анни Безант. Вместе со многочисленными своими сторонниками он ушел из Теософского Общества в 1912 г., чтобы основать собственное (и весьма влиятельное) Антропософское Общество. Объявление в «Орифламме» гласило36:
Бр. Рудольф Штайнер, 33°-95°, из Берлина и Братья и Сестры, подавшие прошение с ним вместе, были наделены разрешением составить Капитул и Великий Совет под отличительным титулом «Mystica Aeterna» в Берлине. Д-р Штайнер был назначен Заместителем Великого Мастера и наделен полномочиями по управлению ранее принятыми и вновь принимаемыми членами. Сестра Мари фон Сиверс [впоследствии жена Штайнера] была назначена Великим Генеральным Секретарем для Адопционных Лож.
В опубликованной после смерти Штайнера автобиографии «История моей жизни» (1928) он всеми силами старается умалить и принизить значение своих отношений с Ройссом и пишет, в частности: «Эта символико-культурная секция антропософского движения прекратила существование в середине 1914 года».
В том же выпуске «Орифламмы» Ройсс опубликовал письмо от Максимилиана Доцлера из Мюнхена, в котором тот униженно просил прощения за клевету на Ройсса. Не вполне очевидно, все ли современники отчетливо понимали суть происходящего и все сопутствующие обстоятельства, а сам Ройсс собрался что-то пояснить только в 1914 г. Ясно одно: Доцлер нес ответственность за распространение нелестных слухов о Ройссе, которые потом еще много лет активно обсуждались в немецких и швейцарских масонских кругах. Якобы Ройсс в 1906 г. показал Доцлеру в мюнхенском отеле «Метрополь» какие-то особые позы и упражнения йоги, в которых, согласно наиболее популярной версии легенды, доминировал фаллический элемент. В 1914 г. Ройсс заявил, что в 1903 г., а не в 1906 г., и не в Мюнхене, и не в отеле «Метрополь» он обучал Доцлера самым элементарным асанам Хатха-йоги, а вся легенда — полная чушь. Оснований сомневаться в его честности в данном случае у нас нет.
В том же номере еще есть большая статья Ройсса «Вопрос брака, сексуальной реформы и женских лож». У современников она, конечно, могла вызвать некий интерес и даже культурный шок, но современный читатель и бровью вряд ли поведет, читая ее. Единственная странность ее состоит в том, что она опубликована во вроде бы масонском журнале.
В следующем номере (за июль-декабрь 1906 г.) был опубликован пространный предпечатный обзор новой книги Ройсса (под псевдонимом «Пендрагон») под заголовком «Лингам-Йони, или Таинство сексуальной религии». Книга вышла в 1906 г. в издательстве «Verlag Willsson» одновременно в Берлине и Лондоне. Кстати, «Уиллсон» — это тоже был Ройсс! На титульном листе значится, что автор использовал в своей работе «старинные тайные документы Ордена», но на поверку оказалось, что это всего лишь перевод анонимной брошюры «Фаллизм: описание поклонения Лингаму-Йони… и прочие символы, связанные с Таинством сексуальных культов», изданной в Лондоне в 1889 г. в частной типографии.
Мы не понимаем, что побудило Ройсса переводить и издавать эту скучную книгу, но полагаем, что ее содержание могло иметь какое-то отношение к тому, что обычно именуется «внутренним учением Ордена Тамплиеров Востока. Многое связанное с ранней историей О.Т.О. покрыто мраком. В 1914 г. Ройсс заявлял, что «конституции реорганизованного О.Т.О. датированы январем 1906 г.», а между тем на двери его дома на Белль-Альянсштрассе в Берлине уже в 1905 г. была укреплена медная пластина с надписью «Державное Святилище Ордена Тамплиеров Востока». Также он говорил в том же 1914 году, что О.Т.О. — это задуманная д-ром Кельнером «Academia Masonica», а между тем эта организация вообще никогда не имела никаких связей с масонством37. Вряд ли О.Т.О. активно действовал в 1905 — 1906 гг. Мы вообще полагаем, что он фактически заработал только в 1912 г., когда в его работу включился Алистер Кроули.
В 1907 г. «Орифламма» вообще не выходила, но в 1908 г. снова были опубликованы два номера — в январе и июле. В последнем содержится отчет о Международной Масонской Конференции, прошедшей в Париже 9 июня 1908 г. Она была организована д-ром Жераром Анкоссом (Папюсом) — даже не принадлежавшим к Великому Востоку. В ходе продолжительной дискуссии было решено — ко всеобщему удовлетворению (а присутствовали одни французы, за исключением Ройсса), — что ни Объединенная Великая Ложа Англии, ни Великий Восток Франции не вправе судить об их регулярности. Папюс и Ко постановили учредить Верховный Великий Совет и Великий Восток Древнего и Изначального Устава Мемфиса и Мицраима во Франции и радостно приняли патент, тут же им и выданный Ройссом.
Но мы чуть не потеряли из виду Великую Масонскую Ложу Германии, которая, уплатив 800 марок за свое «исправление» в мае 1904 г., отправилась в автономное плавание. По словам ее Великого Мастера Пауля Эберхардта, даже после этого оставались несколько членов лож, которые сомневались в подлинности патентов, выданных Ройссом, а поэтому было решено еще больше укрепить свою независимость. Это произошло 24 июня 1905 г., когда были уплачены еще 600 марок и название было снова изменено. ВМЛГ была преобразована в Символическую Великую Ложу Шотландского Устава в Германии при Востоке Лейпцига. 24 июня 1909 г. Ройсс отозвал свой патент, ранее выданный ей, и передал его д-ру Карлу Лауэру из Людвигсхафена-на-Рейне. После длительных споров бывшая ВМЛГ закрыла все свои ложи 31 марта 1911 г., и большинство ее членов перешли в признанные ложи немецких юрисдикций38.
Практически весь «юбилейный» номер «Орифламмы» за 1912 г. посвящен О.Т.О. Даже его подзаголовок изменился на «Официальный орган Ордена Восточных Тамплиеров и Державного Святилища Древних Вольных Каменщиков в Германии». Из него можно узнать, что набрано около 500 новых членов в Германии, Австрии и Швейцарии и учреждены две Национальные Великие Ложи: 1 июня 1912 г. — в Великобритании и Ирландии, а потом еще одна — «для славянских стран». Главой О.Т.О. в Англии назначен «Весьма Святой, Весьма Достославный, Весьма Просвещенный и Весьма Могучий Бафомет, Х градуса, Rex Summus Sanctissimus 33-го градуса, 90-го градуса, 96-го градуса, Бывший Великий Мастер Соединенных Штатов Америки, Великий Мастер Ирландии, Ионы и т.д.», с которым можно было связаться по адресу Авеню Студиос, 33, Фулхем-роуд, 76, Кенсингтон, Юго-Запад, Лондон. Этим весьма святым, просвещенным и достославным господином был не кто иной, как Алистер Кроули39.
Кроули вскоре выпустил «Манифест М.М.М.», где пояснил, что М.М.М. (Mysteria Mystica Maxima) — это название британского отделения О.Т.О. и что «О.Т.О. Является организацией посвященных, в чьих руках собрана мудрость и знание следующих организаций:
Гностическая Католическая Церковь,
Орден Рыцарей Святого Духа,
Орден Иллюминатов,
Орден Храма (Тамплиеры),
Орден Рыцарей Св. Иоанна,
Орден Рыцарей Мальты,
Орден Рыцарей Гроба Господня,
Тайная Церковь Святого Грааля,
Орден Розенкрейцеров,
Святой Орден Розы и Креста Хередома,
Орден Святого Царственного Свода Еноха,
Древний и Изначальный Устав Вольного Каменщичества (33 градуса), Устав Мемфиса (97 градусов), Устав Мицраима (90 градусов),
Древний и Принятый Шотландский Устав Вольного Каменщичества (33 градуса),
Сведенборгианский Устав Вольного Каменщичества,
Орден Мартинистов,
Орден Сат Бхай,
Герметическое Братство Света,
Герметический Орден Золотой Зари и многие другие ордена, столь же заслуженные, но менее известные».
Также там написано: «О.Т.О., пусть и являясь Academia Masonica, тем не менее, не является масонской организацией в вопросе посвящения в цеховые степени в том значении данного термина, которое обычно используется в Англии, и следовательно, никоим образом не претендует на полномочия и не оспаривает преимущество Объединенной Великой Ложи Англии».
Читатели «юбилейного» номера «Орифламмы» также узнали, что «наш Орден не является масонским орденом в его чистоте и простоте… но каждый член нашего Ордена, мужчина или женщина, должен предварительно пройти посвящение в цеховые степени вольного каменщичества и высшие степени вольного каменщичества, прежде чем он может быть просвещен и посвящен в члены нашего Ордена».
Но главное откровение прибережено напоследок: «Наш Орден владеет Ключом, включающим в себя все масонские и герметические тайны. Он связан с сексуальной магией, и это учение полностью объясняет весь масонский символизм и религиозные учения». Так, кота, наконец, достали из мешка.
Моя тайная цель на этом Конгрессе — свести вместе земельных реформаторов [то есть лиц, заинтересованных в организации сельских поселений-коммун], вегетарианцев, теософов, пацифистов… из Испании, Италии, Голландии, России, Франции и т.д. и преобразовать их доселе ядовитые антигерманские чувства в нечто более светлое по отношению к Германии… Вообще-то флаг Антинационалистического Конгресса Содружества и черновой вариант программы — это всего лишь маскировка… Германия должна послать двоих масонских представителей, которые были бы людьми света и знали настоящую (а не ортодоксальную) историю масонства и его тайные политические механизмы43.
Согласно живым (правда, не всегда достоверным) анналам Роберта Ландманна о жизни «Монте Верита», феноменальный ройссовский конгресс вылился чуть ли не в коллективную оргию. Там была основана ложа О.Т.О., в ней проходили «посвящения», а Ройсс аккуратно собирал взносы за вручение патентов всех последующих степеней44.
В 1918 г. он опубликовал свой перевод на немецкий Гностической Мессы Кроули. Издание вышло под эгидой О.Т.О., и экземпляры брошюры под заголовком «Ecclesiae Gnosticae Catholicae Canon Missae: Die Gnostische Messe» продавались у «профессора Т. Ройсса-Уиллссона» по адресу «почтовый ящик 15268, Базель». «Профессор» также называл себя «Глава Гностических Нео-Христиан и Восточных Тамплиеров Carolus Albertus Theodorus Peregrinus, Державный Патриарх и Примас Гностической Католической Церкви, Vicarius Solomonis et Caput Ordinis O.T.O.». Об истоках своей пастырской и канонической преемственности Патриарх ничего не сообщал45.
В 1919 — 1920 гг. Ройсс возобновил свою «масонскую» деятельность и 25 мая 1919 г. основал в Цюрихе «Швейцарский Великий Восток Древнего и Принятого Шотландского Устава 33-го градуса по версии Серно (Нью-Йорк, 1807)». Дочерние ложи этого послушания не замедлили открыться в Беллинцоне, Берне, Кьяссо (2) и Мендризио. После отъезда Ройсса некоторые из них регуляризировались46.
Также Ройсс участвовал в Конгрессе Международной Масонской Федерации в Цюрихе в июле 1920 г. Вряд ли там вообще был хоть один регулярный масон. В повестке дня преобладали выступления одиозного Мэтью Макблейна Томсона из Солт-Лейк-Сити, США47, которого через два года приговорили к тюремному заключению за противозаконное использование службы Почтового ведомства США для продажи незаконных дипломов масонских организаций. Впоследствии Томсон написал воспоминания о посещении этого конгресса в Цюрихе, которые были опубликованы в его журнале «Всемирный Франкмасон» (The Universal Freemason) за сентябрь 1920 г. В частности, там говорилось:
Еще я встретился с бр. Ройссом — он такой типичный немец, то есть если что не по нему, то пусть оно всё горит огнем. Я узнал, что у него патент от бр. Яркера, наделяющий его правом учредить Устав в Германии, и властью этого патента он брал взносы с каждого вступающего нового кандидата. Он хотел, чтобы я одобрил такой способ делать дела, и когда я отказался, жутко обозлился и сказал, что не позволит никакому англичанину, или там шотландцу, вмешиваться в его личные дела. Еще он хотел, чтобы Федерация признала отдельно две его организации в качестве своих членов, а именно Великий Восток (с которого он брал членские взносы) и то, что ему восхотелось поименовать Державным Святилищем Мемфисского Устава. Поскольку последний состоял только из него самого, я сказал, что мы не можем признать организацию, в которой нет постоянных членов.
Ройсс после первого дня (17 июля) больше не приходил на заседания. История заканчивается тем, что Макблейн Томсон якобы заплатил ему 3 000 швейцарских франков, чтобы он больше не совался в дела Конгресса48.
Ройсс вернулся в Германию в сентябре 1921 г. и осел в Мюнхене. Он умер 28 октября 1923 г. В свидетельстве о смерти его назвали «Professor und Propaganderchef»(!).
—