Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Е.Л. Кузьмишин

ТИПОЛОГИЯ МАСОНСКИХ ПОСЛУШАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Как своеобразное мистико-философское течение масонство существует в России вот уже почти три века, хотя нельзя сказать, чтобы его существование здесь было безмятежным или даже просто непрерывным. В истории российского масонства прослеживаются четыре этапа, которые можно также назвать «пришествиями», поскольку в каждый из периодов оно бывало занесено на территорию страны из-за рубежа и существовало в ней некоторое время вплоть до очередного официального запрета.
Также важно отметить, что как мировое, так и российское масонство — не монолитное движение, потому что оно дробится и подразделяется на многочисленные течения и ответвления, зачастую состоящие между собой в конфронтации. Согласно своим конституциям и регламентам, масонство не является религиозной конфессией или заменой таковой, политической партией, оккультным, магическим обществом или организацией социальной взаимопомощи. Однако, с точки зрения реального положения вещей, было бы неверно умалчивать о том, что сам социальный состав масонского братства (в основном это интеллигенция, предприниматели, представители творческих профессий, военные, в прошлые века — аристократия) провоцирует постоянные отклонения в работах лож в сторону религиозной, политической, мистической специфики или попросту в сторону праздного совместного времяпрепровождения.
Даже поверхностно рассматривая периоды существования масонства в России, исследователю действительно приходится наблюдать совершенно определенную закономерность.
I период истории российского масонства: с середины правления Елизаветы до запрета при Павле I. Масонство «политической» ориентации состоит из приближенных ко двору видных представителей родовитого дворянства, активно вовлеченных в контакты с наследником престола и надеющихся обрести «масонского царя», чье правление не сравнится даже с просвещенным абсолютизмом его матери. Масонство «религиозной» ориентации представлено розенкрейцерскими исканиями Новикова и Шварца, «истинным христианством» Лопухина и Гамалеи. И конечно, численно около половины братьев (и в России, и в мире в целом) считали масонство наиболее подходящим местом для дружеских философских бесед, взаимопомощи в делах торговых и придворных и ни на чем больше старались не фокусировать внимание, чтобы не забивать голову лишним и кто знает — вдруг и опасным. Происхождение лож — в основном английское, немецкое и шведское.
II период: с 1802 по 1822 гг., при Александре I «Политическое» масонство жаждет конституционных преобразований по европейскому образцу, особенно после иностранной кампании 1813 гг., что приводит к созданию тайных революционным обществ и грандиозному провалу 25 декабря 1825 года. «Религиозное» масонство строит на развалинах русского розенкрейцерства и мартинизма шведско-немецкий клерикальный неотамплиеризм под руководством О. А. Поздеева, однако терпит поражение от «либертинского» французского устава и отходит на задний план [Серков 2001, 493].
Также с последних десятилетий XIX в. приобретает все большее значение критерий масонской регулярности, ранее не оказывавший существенного влияния на масонство в России. Многообразие масонских юрисдикций, их разноукладность и путаница с учредительными документами привели мировые масонские центры в Англии, Америке и континентальной Европе к идее отделения «правильного» масонства от всех видов «неправильного». Обострилась эта проблема после отказа Великого Востока Франции в 1877 г. от принципа работ во имя Великого Архитектора Вселенной, а затем во время Первой и Второй мировых войн, когда масонское братство фактически пребывало в организационном хаосе и испытывало трудности с самоидентификацией. Продолжительный кризис привел к формированию к середине 50-х годов XX в. в мировом масонстве трех довольно четко очерченных типов масонских организаций, которые более или менее явно отражены в крупнейших мировых союзах территориальных юрисдикций. Такие организации бывают:

— регулярными — соблюдающими старинные масонские за¬коны (ландмарки) и признаваемыми Объединенной Великой ложей Англии,
традиционными — соблюдающими ландмарки, но по разным причинам не входящими в регулярный союз,
— либеральными — отказавшимися от соблюдения тех или иных ландмарок, но продолжающими именоваться масонскими [Bauer 2002, 4].

Конфликт между регулярными, традиционными и либеральными масонскими послушаниями впервые начал оказывать влияние на работу российских вольных каменщиков в третий период существования масонства в этой стране, а именно с 1908 по 1918 гг. Первые контакты осуществлялись российскими кандидатами с либеральным Великим Востоком Франции, однако позднее в Россию нашли путь и представители традиционной Великой ложи Франции, и даже Объединенной Великой ложи Англии. Это добавило путаницы в и без того непростые взаимоотношения между масонами России, тем более что в основном ложи использовались ими не для духовного развития или эзотерического поиска, а совершенно явно и неприкрыто — для формирования внепартийных политических группировок. Уже в 1910 г. на общем конвенте российских каменщиков принимается решение о «роспуске» лож, что в действительности означает отказ от международных связей и признания, а непосредственно после этого конвента создается Великий Восток народов России, работающий в чисто политическом, точнее, парламентско- партийном, русле без ритуалов, соблюдения ландмарок или связи с иностранными юрисдикциями [Серков 2009, т. 1, 118]. Параллельно в стране существуют несколько мистических кружков, которые совершенно независимы от мировых юрисдикции и европейских традиций. В основном они принимают названия исторических обществ, представляясь мартинистскими, розенкрейцерскими или тамплиерскими. Но Октябрьская революция и последовавшие за ней события снова прерывают масонскую историю в России. Последняя подпольная ложа была уничтожена в Москве в 1934 г., и относилась она уже, строго говоря, не к масонству, а к стихийному неорозенкрейцерству, хотя в документах ОГПУ фигурировала как «масонская» [Никитин 1998, 181-182].
Русское масонство продолжало существовать за границей в виде русских лож в иностранных юрисдикциях и отдельных русских вольных каменщиков в иностранных ложах. К счастью, в конце 1980-х гг. наметились перспективы возрождения масонского братства на территории СССР. В противном случае русское масонство окончательно растворилось бы в местных юрисдикциях по естественным причинам (на примере Франции) — из-за смерти последних русскоязычных братьев, отсутствия притока новых русскоязычных членов, унификации ритуалов и их языка. Последняя русскоязычная ложа, действовавшая в Провинциальной великой ложе провинции Лютеция Великой Национальной ложи Франции, перешла на работы на французском языке не позднее 2004 г.
Начиная с 1981 г. в Париже проходит активная кампания, организованная русскими вольными каменщиками разных послушаний для пропаганды масонства среди граждан СССР и создания почвы для его возвращения в Россию. В 1988 г. для этого было создано особое общество «А. С. Пушкин», в которое вошли 45 русских по происхождению братьев и сестер французских лож. Традиционно считается, что первая ложа на советском пространстве возникла на территории современной Украины, но документально это положение пока не подтверждено. Отправной точкой в развитии современного масонства в России считается 1989 год.
«В начале 1989 г. российский гражданин, философ по образованию, Г. Б. Дергачев обратился к своему знакомому французу, о масонстве которого ему стало известно, с просьбой вступить в Орден вольных каменщиков. Вопрос был обсужден в руководстве Великого Востока Франции, и 31 марта 1989 г. досточтимому мастеру парижской ложи L’Ouevre Fratemel было поручено организовать прием российских подданных в масонство. 10 апреля 1989 г. кандидатура Г. Б. Дергачева была обсуждена в ложе, однако прошел почти год, прежде чем 9 марта 1990 г. состоялся его прием сразу в три степени масон¬ства в ложе L’Ouevre Fratemel» [Серков 1999, 332].
Вскоре был проведен прием в братство нужного количества кандидатов из числа знакомых и друзей Г. Б. Дергачева, и уже 27 апреля 1991 г. представительная делегация Великого Востока Франции открыла в Москве первую ложу своего послушания — «Северную звезду». С этого момента можно отсчитывать четвертый период существования масонства в России.
Практически одновременно с Великим Востоком начали работу по созданию своих лож в России Великая ложа Франции и Великая Национальная ложа Франции (регулярное послушание в союзе с ОВЛА).
«30 [августа 1991 г.] … в союзе Великой ложи Франции в Москве была открыта ложа «Николай Новиков». Позднее тем же французским масонским послушанием были основаны ложи: в августе 1992 г. «Сфинкс» (Петербург), и «Геометрия» (Харьков), а 30 октября 1993 г. — «Лютеция» (Москва)» [Серков 1999,332].
Регулярное послушание и самый активный его пропагандист в России — выдающийся русско-французский масонский деятель Михаил Васильевич Гардер — преуспели в убеждении лидера российских каменщиков Г. Б. Дергачева перейти в масонскую регулярность, и после его вступления в ложу под эгидой
ВНЛФ эта юрисдикция учредила в Москве регулярную ложу «Гармония» (14 января 1992 г., официально инсталлирована 7 сентября 1992 г.). В течение года после этого были учреждены регулярные ложи «Лотос» (Москва) и «Новая Астрея» (С.-Петербург, после регуляризации в 1995 г. — «Астрея»), и к концу 1994 г. в их состав путем регуляризации в ходе особого ритуала вошли многие бывшие члены лож Великого Востока и Великой ложи Франции. Ложи этих последних послушаний пришли во временный упадок, от идеи создания собственной национально-территориальной юрисдикции пришлось от¬казаться, и ситуация остается более или менее стабильной до сих пор: каждая из этих масонских юрисдикций представлена в России одной ложей с десятком членов.
В марте 1994 г. прошло неформальное совещание представителей российских лож разных французских послушаний, на повестке дня которого стоял вопрос о дальнейших действиях и возможной полной регуляризации российских каменщиков. Участники совещания, однако, постановили сохранить «гармонию в многообразии» и остаться в ранее избранных ими для себя юрисдикциях.
Численный и качественный рост российских лож регулярного послушания закономерно привел к учреждению 24 июня 1995 г. независимой национально-территориальной регулярной организации российских вольных каменщиков — Великой ложи России — и инсталляции ее первого Великого Мастера Г. Б. Дергачева. Затем 6 июля 1996 г. регулярным Верховным Советом 33-го градуса Древнего и Принятого Шотландского устава для Франции в Москве был учрежден Верховный Совет России, под управлением которого с тех пор проходят работы российских регулярных братьев, посвященных в градусы данного устава высших степеней [Серков 1999, 335].
В течение последующих пяти лет Великая ложа России активно расширяла свое присутствие на территории страны, открыв ложи в нескольких городах и достигнув рубежа в 400 членов. Однако ее работы сопровождались постоянными конфликтами в руководстве относительно путей развития масонства в России и в особенности — контактов с государственными структурами и крупным бизнесом. В результате возникновения неразрешимых противоречий внутри коллегии великих офицеров и формирования группы лож и отдельных братьев, настроенных оппозиционно по отношению к руководству ВЛР, летом 2001 г. произошел раскол, и представители 6 лож ВЛР объявили о создании собственной юрисдикции — Русской Великой Регулярной ложи.
Следующие пять лет ознаменовались для российского масонства, с одной стороны, попытками новообразованной РВРЛ обрести мировое признание сначала в регулярном, за¬тем — в традиционном союзе, а с другой стороны, дальнейшим углублением внутренних конфликтов в руководстве ВЛР, при¬ведших к смещению Г. Б. Дергачева с поста Великого Мастера. Все большее влияние на деятельность ВЛР приобретало руководство Верховного Совета 33-го градуса, что противоречило масонскому законодательству и вызывало нарекания как у самих российских братьев, так и у руководства братских иностранных юрисдикций.
К весне 2006 г. положение в ВЛР обострилось настолько, что в оппозиции к уже третьему ее Великому Мастеру оказались две трети великих офицеров и больше половины лож страны. Отсутствие четкой стратегии работы организации, непрозрачность ее управления и финансов, ложь и приписки в отчетности, отказ от реализации любых проектов в области просвещения и благотворительности (основных сфер масонской деятельности во внешнем мире) и угроза отзыва международного признания по причине несоответствия требованиям регулярности привели к созыву чрезвычайной ассамблеи Великой ложи России 29 мая 2006 г.
Однако на этой ассамблее стороны не смогли прийти к единому решению, а разразившийся скандал с привлечением органов правопорядка не позволил ее работам даже ритуально открыться. На следующий день, 30 мая, две противоборствующие группы провели ассамблеи раздельно, и на одной пост Великого Мастера был сохранен за действующим третьим Великим Мастером, а на второй был избран новый Великий Мастер. Таким образом, Великая ложа России оказалась разделенной надвое, причем обе группы сохранили за собой оригинальное название.
В течение всего следующего года руководство обеих организаций, именовавшихся «ВЛР», активно отстаивали свои точки зрения и обменивались обвинениями перед руководством иностранных великих лож, соглашавшихся выступить в роли третейского судьи в данном конфликте. Наконец, материнской для Россией Великой Национальной ложей Франции был назначен комитет для проведения объединительной ассамблеи ВЛР с избранием нового руководства в присутствии наблюдателей от Объединенной Великой ложи Англии и Комиссии по признанию Конференции Великих Мастеров Северной Америки.
Между тем руководство той части ВЛР, которая избрала себе нового Великого Мастера, вступила в переговоры с руководством ранее образованной РВЛР и предложила программу объединения и вхождения в регулярное пространство, о чем было заключено неформальное соглашение.
Подготовленная французским комитетом и руководством обеих российских регулярных юрисдикций ассамблея состоялась 30 июня 2007 г. Обе группы масонов собрались в одной московской гостинице, но в разных помещениях. Переговоры о процедуре голосования окончились ничем, единого голосования не произошло, группа прежнего Великого Мастера избрала себе нового руководителя в лице тогдашнего лидера Демократической партии России А. В. Богданова, а группа, соединившаяся с братьями РВРЛ, также избрала нового Великого Мастера. Разные масонские группы, естественно, по-разному трактовали итоги неудавшегося «объединения», объясняя крах этой идеи причинами всякого рода — от подкупа отдельных причастных лиц до общей неготовности российского вольного каменщичества к самостоятельной конструктивной работе. Неоспорим, правда, факт, что избрание действующего политика руководителем масонской юрисдикции идет вразрез с мировыми масонскими традициями. Вместе со многими другими причинами принципиального и межличностного характера это послужило поводом к развитию глубокого и крайне ожесточенного конфликта между российскими послушаниями и их отдельными членами, который с 2005 года и до сих пор разворачивается в интернете, время от времени, к прискорбию, выплескиваясь и в прессу.
Большая группа масонов (членов ВЛР и РВРЛ), в результате ассамблеи 2007 г. выпавшая из регулярного масонского пространства, к осени 2008 г. завершила продолжительные и напряженные переговоры с Великой ложей Франции и 11 октября 2008 г. провела учредительную ассамблею, где избрала себе название «Объединенная Великая ложа России» и объявила о заключении договора о братских отношениях с Союзом традиционных великих лож под руководством Великой ложи Франции.
После административного оформления второго раскола и официального создания новой юрисдикции как в ВЛР, так и в ОВ/1Р прошла санация мастерских, часть которых были закрыты в связи с переходом их членов в другое послушание или отсутствием кворума (7 Мастеров-каменщиков) и собраний в течение долгого времени. Тем не менее, в двух этих юрисдикциях существуют ложи под одними и теми же названиями. Показателен пример лож «Гармония» и «Лотос», основанных, соответственно, первой и второй в России. Их братья работали под эгидой первоначальной ВЛР, РВРЛ, двух пост-раскольных ВЛР и продолжают работать под эгидой современной ВЛР и ОВЛР, не имея при этом права присутствовать на ритуальных собраниях друг у друга.
Не пожелавшая присоединиться к ОВЛР группа каменщиков — бывших членов ВЛР — в течение года оставалась в состоянии «силанума» («сна»), не участвуя в работах лож, но при этом ведя переговоры с руководством Древнего и Изначального устава Мемфиса-Мицраима в Париже. В результате уже 24 июля 2009 г. в Москве в эту смешанную масонскую систему (для мужчин и женщин) были приняты 11 российских масонов, и для них была учреждена ложа «Имхотеп», № 125 в реестре Великой Символической ложи Франции.
Кроме того, с 2005 г. в Москве и Санкт-Петербурге активно действует немногочисленная группа женщин, стремящихся к созданию чисто женской масонской ложи. Три из них получили в 2007 г. посвящение в Латвии в ложе под эгидой Великой Женской ложи Франции и в настоящее время ожидают дальнейших действий руководства юрисдикции в данном направлении.
Итак, в настоящее время регулярное послушание международного союза под руководством Объединенной Великой ложи Англии представлено в нашей стране Великой ложей России. Это 20 мастерских, заявленных как действующие в 8 городах страны и насчитывающие около 250 человек.
Традиционное послушание международного союза, возглавляемого Великой ложей Франции, представлено
Объединенной Великой ложей России — 12 мастерских, заявленных как действующие в 3 городах, около 300 человек. Также в Москве отдельно существует ложа «Николай Новиков» Великой ложи Франции, не присоединившаяся к ОВДР (7-10 человек).
Либеральные послушания представлены одной ложей Великого Востока Франции «Москва» (около 10 человек), одной ложей Великой Символической ложи Франции Устава Мемфиса-Мицраима «Имхотеп» (16 человек) и группой российских женщин (5 человек), часть которых прошли масонское посвящение под юрисдикцией Великой Женской ложи Франции. Вместе с новыми кандидатами они заняты подготовкой почвы для создания в Москве или Санкт-Петербурге первой женской ложи под эгидой ВЖЛФ.
Также необходимо упомянуть о системе высших, или дополнительных, масонских степеней, которые административно оформлены в независимые от великих лож, но неразрывно связанные с ними общим членством Верховные Советы 33-го градуса Древнего и Принятого Шотландского устава при регулярной Великой ложе России и традиционной Объединенной Великой ложе России. При «египетской» ложе «Имхотеп» существует коллегия Усовершенствования, предназначенная для работ братьев и сестер, посвященных в степени с 4-й по 14-ю Устава Мемфиса-Мицраима. Коллегия подчинена Национальному Державному святилищу данного устава во Франции.
В России есть около 30 масонов, посвященных в степень Королевской Арки под эгидой Верховного Великого Капитула Англии и Уэльса, которые состоят в российских ложах, но не имеют возможности проводить работы в этой степени на родине, поскольку в России капитул, подобный английскому, не учрежден. Точно так же вынуждены ездить на работы за границу российские братья, принявшие посвящение в степени Йоркского масонского устава в США или Германии. Насколько позволяют судить источники, другие масонские юрисдикции и степени в современной России не представлены. В стране существует несколько парамасонских и традиционно отождествляемых с масонством организаций (мартинисты, О. Т. О., розенкрейцеры), однако их систематизация не входит в задачи данной работы.

ЛИТЕРАТУРА
Никитин А. Л. Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в Советской России. Исследования и материалы. М., 1998.
Серков А. И. История русского масонства XX века. В 3-х т. М.: Издательство им. Н. И. Новикова, 2009.
Серков Л. И. История русского масонства после второй ми¬ровой войны. Спб, 1999.
Серков Л. И. Русское масонство. 1731-2000 гг. Энцикло¬педический словарь. М.: РОССПЭН, 2001.
Bauer A. The Great Divide: The Grand Orient of France and Dogmatic Freemasonry: Address To The 2002 California Masonic Symposium // [электронный ресурс]: http://phoenixmasonry.org/

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима