СПб.: «Симпозиум», 2003 г.
Суперобложка, 541 стр.
ISBN 5-89091-255-0
Как говорится, Sicarius ultimum libro Eci habet, Deo gratia! Таки довелось дожить до выхода в свет нового романа идолотворимого мною автора. И оказалось, что недаром.
Несколько раз задавался мне вопрос, какое именно художественное чтиво мог бы я порекомендовать настоящему масону. В принципе, вопрос глупый, конечно, ибо что же масон — не человек? А ежели человек, то к нему применимы все обычные критерии книгоотбора всякого приличного и умного книгочея. Однако есть и «более особенные» книги.
В новом романе Эко оставляет позади свой, в принципе, абсолютно понятный, но уж больно тягомотный возрожденческо — искусствоведческий заскок под названием «Остров накануне» и возвращается к тому, в чем он мастер, а именно к реконструкции истории, или, если угодно, к творению истории альтернативной. Сюжет состоит в жизнеописании приближенного Фридриха Барбароссы, с ним вместе участвовавшего в завоеваниях Священной Римской Империи и Крестовых походах, причем протагонист, в политических целях, для оправдания богоданности власти своего сюзерена и приемного отца, развивает и фактически творит для него заново не много ни мало как легенду о Пресвитере Иоанне и пропавших 10 коленах. Описывать подробности не имеет смысла, как не имеет смысла пересказывать «Маятник Фуко». Достаточно сказать, что автор как всегда виртуозно владеет историей, реальной, священной и легендарной, культурной традицией и языком (как я завидую нынешнему бр. Секретарю «Феникса», ибо сам не могу получать полного кайфа от чтения Эко в оригинале: моих итальянского, испанского и латыни вкупе хватает только, чтобы понять, что вот тут надо смеяться, а вот тут — пролить скупую мужскую от умиления, но вот над чем — не совсем ясно). Эко, как всегда, создает здесь свою «третью реальность», наступая, правда, снова на те же грабли, что и в «Маятнике». Он снова тасует священные литеры Предсущей Торы, изменяя тем самым и реальный мир, а чем это кончилось для Диотталеви, мы все, вероятно, помним.
Сразу предупрежу: книга на любителя. Я — любитель, поэтому и пребываю в таком восторге. Любитель найдет в ней все, что нужно: аллюзии на «Имя Розы» и «Маятник» в именах героев и прямых цитатах, историю тайных обществ, поиски Грааля, царство Пресвитера, виртуозно приспособленные под цели автора факты реальной истории, субъективное восстановление исторических лакун, панибратское отношение к авторитетам и историческим фигурам, постоянное странствие от высокого штиля к площадной брани. Но для того, чтобы получить истинный кайф от «Баудолино», необходимо владеть определенным багажом. Это не только первые два художественные романа автора, но еще и базовые труды по истории Средневековья, Гумилев, фоменкоиды, В. Скотт и прочая. Когда я дал одному своему приятелю «Маятник», просто пища по прочтении от восторга, тот пролистал пару страниц и сказал: «Сейчас я буду читать, а ты никуда не уходи, потому что буду спрашивать про каждую строчку. А читаю я медленно, так что сейчас сбегай за жратвой и водкой на месяц». В подобном роде выполнен и воистину бездарный комментарий к «Маятнику», написанный пару лет назад какой-то супружеской четой. «Баудолино» — тоже не томик Софокла, чтобы штудировать его с энциклопедией под рукой. Это искрометный, яркий, местами смешной, местами трогательный до слез исторический роман. А если еще и ловить фишку, то это просто настольное чтиво для всякого истинного масона, т.е. человека, погруженного в духовные переживания эзотерического свойства, но при этом остающегося обычным человеком, не чуждым радостей этого мира.