Вниманию читателей предлагается двенадцатая книга из серии «Масонство. Мартинизм. Герметизм», выпускаемой национальным Державным Святилищем Устава Мемфиса–Мицраима в России с целью просвещения читателей в области истории и современности эзотерических движений, их философии и символизма.
Эта книга великого английского мистика и исследователя оккультизма А.Э. Уэйта представляет собой его монографию, посвященную детальному изучению сакральных аспектов каббалистических понятий Таинства Пола, пути Срединного Столпа и Таинства Душ, отраженных в Книге Зоар и текстологически связанных с ней трудах. Перу Уэйта принадлежат несколько сочинений по каббалистике, и в их ряду «Тайная Традиция во Израиле» является первым опытом подведения итогов его собственных упражнений в сопоставлении смыслов иудейского и христианского канонов и соответствующих устных мистических традиций.
Автор
Артур Эдвард Уэйт
Артур Эдвард Уэйт (1857–1942) — знаменитый автор многочисленных произведений на эзотерические темы, христианский мистик, оккультист, ученый, масон, соавтор колоды Таро Райдера‑Уэйта.
За свою жизнь А.Э. Уэйт успел побыть членом нескольких эзотерических организаций — масонства, розенкрейцерства, мартинизма, Ордена Золотой Зари, — а также сам создать несколько мистических и магических организаций. Главным в его жизни, впрочем, оставался путь ученого исследователя тайных глубин мировых религиозных и эзотерических традиций с целью подтверждения обуревавшей его идеи о глобальном родстве и едином истоке всех мировых духовных путей, так или иначе исходящих, по его мнению, из единого истока Тайной Традиции, дарованной первочеловеку самим Богом.
В этом ключе написаны все основные труды Уэйта — «Тайная Доктрина во Израиле», «Тайная Доктрина в масонстве», «Церемониальная магия», «Иллюстрированный ключ к Таро», «Оккультные науки», «Подлинная история розенкрейцеров», «Сокровенная Церковь Святого Грааля» и другие.
2019
Вступительная статья Воутера И.Ханеграаффа
Перевод с англ., составление и комментарии в тексте: Е.Л. Кузьмишин
Твердый переплет
Формат 148х210 мм
466 стр.
Тираж 500 экз.
Оглавление
Воутер И. Ханеграаф. Таинства Пола в Доме Сокровенного Света: Артур Эдвард Уэйт и Каббала
Введение
Глава 1. Ранние исследователи Каббалы
Глава 2. Тайная церковь Израиля
Глава 3. Величие Бога в каббалистике
Глава 4. Космологическая доктрина
Глава 5. Миф о земном Рае
Глава 6. Змей, сын утренней зари и падение ангелов
Глава 7. Падение человека
Глава 8. Легенда о Потопе
Глава 9. Завет Авраама
Глава 10. Моисей-законодатель
Глава 11. Храмы Иерусалимские
Глава 12. Пришествие Мессии
Глава 13. Понятие души в каббалистике
Глава 14. Учение о Шеоле
Глава 15. О воскресении
Глава 16. Таинство Шхины
Глава 17. Таинство Пола
Глава 18. Оккультные науки
Глава 19. Развитие позднейшей каббалистики
Глава 20. Предполагаемый христианский элемент
Глава 21. Заключение об иудейской теософии
Приложение
Р.А. Гилберт. Артур Эдвард Уэйт — масон
Масонская биография А.Э. Уэйта
Библиография масонских трудов А.Э. Уэйта
Лекции А.Э. Уэйта на масонские темы
Конституция Тайного Совета Уставов
Отрывки из книги
ОБ АВТОРЕ
Артур Эдвард Уэйт (1857–1942) – знаменитый автор многочисленных произведений на эзотерические темы, христианский мистик, оккультист, ученый, масон, соавтор колоды Таро Райдера–Уэйта.
За свою жизнь А.Э.Уэйт успел побыть членом нескольких эзотерических организаций – масонства, розенкрейцерства, мартинизма, Ордена Золотой Зари, – а также сам создать несколько мистических и магических организаций. Главным в его жизни, впрочем, оставался путь ученого исследователя тайных глубин мировых религиозных и эзотерических традиций с целью подтверждения обуревавшей его идеи о глобальном родстве и едином истоке всех мировых духовных путей, так или иначе исходящих, по его мнению, из единого истока Тайной Традиции, дарованной первочеловеку самим Богом.
В этом ключе написаны все основные труды Уэйта – «Тайная Доктрина во Израиле», «Тайная Доктрина в масонстве», «Церемониальная магия», «Иллюстрированный ключ к Таро», «Оккультные науки», «Подлинная история розенкрейцеров», «Сокровенная Церковь Святого Грааля» и другие.
Из книги
Изучение Тайной Доктрины, или теософии Израиля, в том виде, в каком она воплощена в великой «Книге Зоар», может проходить по одному из нескольких известных нам предназначенных для этого планов, и поскольку не существует определенных критериев, по которым, можно было установить, какие из них правильные, а какие – нет, я полагаю себя вправе указать на наиболее логичные из них, пояснив впоследствии, почему именно их я выделяю. Простой и непритязательный анализ основных положений доктрины, предназначенный для того, чтобы пролить немного света на Тайную Традицию веры, основывающейся на Ветхом Завете в том виде, в каком его можно найти в канонических писаниях на древнееврейском языке, — его нам и следует предпочесть всем прочим видам анализа.
Я решил рассматривать «Зоар» как хранилище Тайной Доктрины (что так и есть), а будущим исследователям Тайной Доктрины я советую, в первую очередь, представлять его во всех его наиважнейших подробностях как средство определения (о чем говорилось ранее), какой свет он проливает, – если проливает вообще – на прочие аспекты Тайной Традиции, как они были представлены в более ранних и более полных трудах, которые мне, например, довелось изучить в прошлом. В этом – основная задача всего моего нынешнего исследования, и если есть другая – вторичная по отношению к этой, — то она состоит в том, чтобы определить, должна ли Тайная Доктрина Израиля оставаться для нас только лишь исторически незыблемой вехой, или она предлагает нам такое толкование всех вещей и событий в мире, которое – будучи рассмотрено в истинном свете, – имеет значение для нас как мистиков также и в настоящее время, то есть здесь и сейчас.
Характерный физический признак мужчин рода Израилева исследуется в «Зоаре» с точки зрения субъективного суждения, которое перетекает в священнейший символизм. Изначально это был гигиенический или инициационный обряд, однако со временем, как гласит текст, в Тайной Традиции он стал, — хотя это нигде не сказано и не проявлено однозначно, — символом чистоты мужчины и женщины, поскольку она вступает в половые сношения с мужчиной, ибо «Зоар» утверждает, что мужчина не имеет права называться мужчиной, пока он находится порознь с женщиной; то же самое соблюдается в случае мужского и женского принципов. Вряд ли стоит добавлять, что женщина тоже не существует в разлуке с мужчиной, однако в «Зоаре» этот случай не оговаривается, хотя – принимая во внимание все его озарения и стремление к развитию либеральной стороны религии, — он так напоминает современные восточные религии. Однако догмой остается то положение, что мужчина является таковым только в соединении с женщиной.
На плане внешнего мира между Царем и Хозяйкой Дома существует разделение, в результате которого произошло также разделение Божественного Имени, поскольку заключительная Хей отделилась и пала на Землю, привнеся в земное существование сопутствующие ей милости. Хотя и запрещено разделять Небесного Жениха и Его Невесту даже в мыслях, именно это приходит на ум при воспоминании о страданиях Израиля, на которые была с самого начала обречена и Шхина. «Если Израиль пребывает в изгнании, в изгнании пребывает и Шхина. Поэтому Священный и помнит об Израиле». То есть Он помнит о Своем союзе с Израилем, «который есть Сама Шхина». Этому символическому пассажу подводится итог в выводе, что заключительная Хей затемнилась и пала, таким образом став символом покаяния. Смысл здесь состоит в том, что Она всегда пребывает с Избранным народом, в печали и в радости, с праведниками и с грешниками, с богатыми и с нищими; и как в дни их праведности Она сопровождает Израиль, так Она пребывает с ним и в дни прегрешений его, хотя в этом случае Она оборачивается к нему своей гневной стороной.
Суть продвижения вперед и вверх по этому пути состоит в том, что человек отдает себя изучению Закона и не изменяет этому стремлению, дабы быть справедливо удостоенным права воссоединиться с Древом Жизни. Это еще один символ Союза, поскольку как Древо состоит из листьев, ветвей и ствола, так и души, проистекающие от Древа Жизни, воссоединяются в Священном. Однако существуют различия, степени и стадии, и поэтому одни души уподобляются листьям, а другие – ветвям; единая вера соединяет их между собой и делает единым Древом. Помощницей человеку на этом пути становится молитва, и Давид определяет два типа молитвы, говоря о словах уст и тайном помысле сердечном. «Слова уст» – это словесная молитва, а «помысел сердечный» – это молитва молчаливая, гораздо более глубокая, по свидетельству «Зоара».