Автор
Джон Яркер
Джон Яркер (1833–1913) – знаменитый масонский автор, философ и ритуалист, неутомимый исследователь тайной традиции, пронизывающей историю всех великих цивилизаций древности и нового времени, донесшей до нас идеалы веры, надежды и милосердия и во многом сделавшей нас людьми.
2015
Перевод с английского О.И. Трояновского
Статья Е.Л. Кузьмишина
Формат 60х90/16
640 стр.
Оглавление
Наследие Джона Яркера на путях развития современного масонства
Глава 1. Древние легенды
Глава 2. Протоарийская цивилизация и ее мистерии
Глава 3. Арийская цивилизация и Мистерии
Глава 4. Мистерии и философия
Глава 5. Связь философии с масонскими обрядами
Глава 6. Мистические и герметические школы в христианские времена
Глава 7. Повторение доказательств о древности масонства
Глава 8. Масонство в саксонской Англии
Глава 9. Масонство в норманнские времена
Глава 10. Современное масонство
Глава 11. Система высших градусов спекулятивного масонства
Глава 12. Масонство в период Великой Ложи
Глава 13. Масонство под руководством Объединённой Великой Ложи
Е.Л. Кузьмишин. Джон Яркер — пророк в чужом отечестве
О.И. Трояновский. Послесловие
Отрывки из книги
Общепринято суждение, что теология священных коллегий даже в самые древние времена утверждала существование одной единственной силы, творца видимой вселенной, хотя и троичного в Своих проявлениях, от него далее уже происходят младшие боги, ангелы, полубоги. Он, один, назывался Диаус на санскрите, Зевс на греческом, Тиу на тевтонском; древние надписи и книги египтян возносят его вне всяких сомнений; китайцы, маги, индусы, евреи и многие другие – все они подтверждали его существование, дополнительные свидетельства собраны в книге нашего брата Шевалье Рамзая, которая называется «Натуральные религии и откровения». Не так важно, как звали пророка, который раскрыл эту доктрину: Таут, Фо-Хи, Заратустра или Рама, Енох, Авраам. Сквозь тьму веков светит эта доктрина единого Бога, нетварного, нематериального, всевидящего, всесильного, везде находящегося, существующего в своем единстве за границами нашего понимания. И, несмотря на то, что доктрина допускает существование младших божественных существ как агентов Верховного Бога, монотеизм был основой всех древних религиозных мистерий, а также доктрины божественного воплощения и наличия Святого Духа в людях, делающих их равными младшим божествам.
***
Название Вольные Каменщики, обозначающее сегодня Братство, объединяющее религию, мораль, символы и искусство, известно под разными именами, в зависимости от языка страны, в которой оно существовало. Тем не менее, даже рассеянный читатель должен отметить, что все описанные нами различные Школы происходят из одного древнего источника, у всех есть сходные главные ритуалы, и все согласуются с масонской системой. Один только факт использования в архитектуре структурированной системы эзотерических знаков, причем во все времена у всех народов, уже сам по себе является доказательством равного продолжения градусов и церемониальных ритуалов, которые согласуются. Но мы опираемся не только на это. И хотя доказательств существования тайного общества имеется на порядки меньше, чем у Секты или Церкви, по понятным причинам, их гораздо более чем достаточно, чтобы развеять любые сомнения в отношении данного предмета.
***
Кто бы ни изучал старинные соборы, он не может не обратить внимание на то, что строили их два разных вида масонов: одни выполняли работу по уровню и наугольнику, а другие делали резьбу и арки, но, тем не менее, то, как обязанности распределялись, было ремесленным секретом. Многие считают, что в этих театрализованных мистериях нет ничего особенно масонского. Макензи пишет в своей Энциклопедии, что «Содружество Арки» существовало еще в 1540 году и участвовало в театрализованных постановках в Колизее Веспасиана; он убежден, что они существуют до сих пор. Есть свидетельства того, что в 1561 году масонство в Йорке было в упадке, так как архив показывает, что их часть театрализованной мистерии Тела Христова была отдана менестрелям.
***
Можно также немного сказать и о конструкции их церквей. До пятого века все христианские храмы строились по модели египетских храмов, поделённых на три части, которые соответствовали тайной эзотерической доктрине. Мы не должны сомневаться в том, что важные символы архитектуры были покровом Мистерий посвященных строителей. Как и древние храмы, эти церкви были построены, чтобы воплощать духовные доктрины, с которыми простые христиане не были знакомы. Первая часть – Преддверье храма – предназначалась для новообращенных, учеников и провинившихся. Вторая часть, Наве, служила для верующих благочестивых мирян. В третьей части, Святилище, находилось полукруглое возвышение с покровом в виде арки, куда вели ступени. Оно соответствовало святилищу древних богов, куда входить могли только жрецы, Там находился трон епископа, обычно покрытый вуалью, а за ним кресла клириков. В центре этого самого святого места был алтарь. В готических соборах вплоть до позднего времени клирос отделялся от нефа крестной перегородкой, с резьбой по дереву, или другому какому материалу. И что интересно – мастера чувствовали себя вполне свободно с монахами и жрецами, запечатлевая их прегрешения. При этом много недоступной простому пониманию символики находится на наружных стенах таких зданий. Она в те древние времена регулировалась тайной наукой, и vesica–piscis, знак, который так часто находят на древних храмах всех эпох, несёт в себе знание секретных измерений, и, как уже говорилось, это был знак эпоптов как в философии, так и в христианстве.