Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Издательский проект

Юрий Кондаков
Мистик у трона

Биография князя А.Н. Голицына

Юрий Кондаков Мистик у трона

Дополненное и расширенное переиздание монографии профессора РГПУ им. А.И. Герцена посвящено 250‑летию со дня рождения Александра Николаевича Голицына (1773–1844). Этот крупный государственный деятель одновременно возглавлял Министерство духовных дел и народного просвещения, Главное управление почт, придворное ведомство, часто замещал пост министра внутренних дел и должность председателя Государственного совета, был председателем и попечителем целого ряда императорских обществ. Князь служил при Екатерине II, Павле I, Александре I, Николае I. Был другом Александра I и участвовал в воспитании Александра II. Голицын известен своими оригинальными религиозными взглядами, воплощавшимися в его политике в духовно-религиозной сфере. Их взаимное влияние с Александром I привело к тому, что на десятилетие в России воцарился небывалый религиозный либерализм. Активно действовали масонские ложи, религиозные общества и секты. В страну приезжали наиболее популярные в Европе проповедники, Голицын поставлял императору «пророков». Хотя в 20-х годах либеральная религиозная политика была свернута, личный кружок князя существовал еще много лет.

Автор

Юрий Кондаков

Юрий Кондаков
Кондаков Юрий Евгеньевич (р. 05.07.1967) — доктор исторических наук, профессор кафедры истории РГПУ имени А.И.Герцена. Специалист по истории России XVIII — начала XX вв., истории РПЦ, духовной жизни российского общества, русского масонства этого периода. «Визитной карточкой» исследователя является привлечение большого объема ранее не публиковавшихся документов. Автор 10 монографий и более 60 научных статей.

Выходные данные

2023 г.
Рецензенты: к.и.н. Серков А.И., к.и.н. Городницкий Р.А., к.и.н. Кузьмишин Е.Л.

Твердый переплет
Формат 60х90/16 (148х200 мм)
492 стр.
Тираж 500 экз.

Оглавление

Введение

Научные основания исследования

Глава I. Начало карьеры

1.1. Придворный

1.2. Обер-прокурор Св. Синода

1.3. Отношения А.Н. Голицына и М.М. Сперанского

1.4. Религиозные взгляды А.Н. Голицына

1.5. Отношения А.Н. Голицына с масонами

Глава II. Министр

2.1. Учреждение Министерства духовных дел и народного просвещения

2.2. Политика в отношении Российской православной церкви

2.3. Политика в сфере цензуры и просвещения

Глава III. Отставка

3.1. Критика со стороны либералов (А.Н. Голицын и В.Н. Каразин)

3.2. Русская православная оппозиция

3.3. Деятельность в России И. Линдля и И. Госснера

3.4. Попытка союза с консерваторами (А.Н. Голицын и Фотий)

3.5. Отставка А.Н. Голицына

Глава IV. За кулисами власти

4.1. Деятельность А.Н. Голицына при Николае I

4.2. Журнал магнетических кризисов князя А.Н. Голицына

4.3. Последние годы жизни

Заключение

Источники и литература

Отрывки из книги

В 2023 году исполняется 250 лет со дня рождения князя Александра Николаевича Голицына (1773–1844). В царствование Александра I он был одним из крупнейших чиновников Российской империи. Голицын одновременно возглавлял Министерство духовных дел и народного просвещения, главное управление почт, придворное ведомство, часто замещал пост министра внутренних дел и должность председателя Государственного совета, был председателем и попечителем целого ряда императорских обществ. Князь служил при Екатерине II, Павле I, Александре I, Николае I. Был другом Александру I и участвовал в воспитании Александра II. Голицын был идеальным исполнителем императорской воли. Он мало заботился о собственном благополучии, приносил в жертву интересы личной жизни, никогда не был женат, не имел детей.

Пик государственной деятельности Голицына пришелся на второе десятилетие XIX в. В связи с переменой настроения Александра I реформы были свернуты. Лишь немногие нововведения князя оказались претворены в жизнь и послужили на благо страны. Еще меньше повезло идеологической доктрине, внедряемой под руководством князя. От неё русская монархия отказалась навсегда и окончательно. По этой причине сложные религиозно-мистические взгляды Голицына навсегда остались невостребованы и забыты.

Конец XVIII – начало XIX в. в России (за исключением царствования Павла I) вошли в историю как период либерализма. В это время империя развивалась в русле новейших европейских тенденций, а часто и сама становилась «законодательницей мод». Екатерина II и ее внук Александр I правили страной в русле политики «просвещенного абсолютизма». Они действительно заботились о благосостоянии россиян, хотя эта забота доходила в основном до привилегированных слоев. В этот период был проведен целый ряд разнонаправленных мероприятий. И Екатерина II и Александр I задумывали и отчасти воплотили реформы государственного управления. Много было сделано для внедрения народного просвещения. Практически не применялась смертная казнь, были запрещены пытки и увечащие наказания (кроме времени восстания Пугачева). В Россию были приглашены иезуиты и Мальтийский орден, английские Человеколюбивое и Библейское общества, предоставлена свобода последователям старого обряда, религиозных сообществ и различных сект. Неоднократно предпринимались попытки модернизации Российской православной церкви.

В XVIII в. Россия стала принимать самое живое участие в культурной жизни европейских стран. Наладился обмен, в Россию стали приезжать известные деятели европейской культуры. Особенно хорошо это видно в сфере масонства. Все новейшие масонские тенденции проявлялись в России сразу вслед за европейскими странами. Уже с середины XVIII в. Россия начала в этом плане сама обогащать Европу. Здесь зародилась система Мелиссино, считается, что из С.‑Петербурга Старк привез свой «Клирикальный капитул». Орден золотого и розового креста просуществовал в России еще сто лет после того, как прекратил свою деятельность в Германии. Победы Александра I над Наполеоном еще больше изменили ситуацию. Россия стала «жандармом Европы» и имела возможность диктовать свою волю. Именно в России была предпринята попытка воплотить идеал нового общехристианского государства, непосредственное участие в которой принял друг Александра I Голицын.

В истории Европы XVIII в. стал временем активного «неверия», докатившегося и до России. Даже среди высших чиновников появлялись вольтерьянцы и атеисты. Уже с первых шагов философия Просветителей встретила отпор. Усилили свою деятельность ультрамонтаны, все чаще стали появляться религиозные сообщества, альтернативные официальным конфессиям, христианский характер приняло учение подавляющего большинства масонских систем. В России в первой четверти XIX в. так же проявили себя консервативные тенденции в церковной сфере, вылившиеся в движение Русской православной оппозиции. Находясь на посту обер-прокурора Св. Синода, начальника Главного управления иностранных исповеданий, а затем Министра духовных дел и народного просвещения, Голицын имел возможность активно влиять на духовную жизнь страны. Во многом это влияние определялось его собственными религиозными взглядами, развивавшимися в течение жизни.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима