Вниманию читателей предлагается очередное издание серии «Масонство. Мартинизм. Герметизм», выпускаемой Национальным Державным Святилищем Устава Мемфиса-Мицраима в России с целью просвещения читателей в области истории и современности духовных движений, их философии и символизма.
Настоящее издание является продолжением изданной в 2010 г. книги «История масонства в документах» и содержит 21 исторический документ, связанный с историей масонства. Все документы впервые переведены на русский язык и снабжены историческими и культурологическими комментариями, публикуются впервые. Ранние первоисточники по истории масонства представлены многообразием жанров, как художественных, так и документальных. В сборник входят ключевые тексты, датируемые периодом с XIII по XVIII вв. Это «древние конституции» цехов каменщиков и плотников, «разоблачения» масонских ритуалов, учебные катехизисы ранних лож и пропагандистские памфлеты, нацеленные на осуждение либо защиту масонского братства.
Автор
Евгений Кузьмишин
Евгений Леонидович Кузьмишин — российский историк и филолог, специалист по истории масонства и других эзотерических обществ и орденов, член совета Международной ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма, автор нескольких книг и многочисленных статей по истории и современности масонства и мартинизма, эзотерической символологии и ритуалистике, а также автор и редактор переводов иностранных первоисточников и фундаментальных работ авторитетных ученых по этим и смежным темам. Живет и работает в Москве.
2023 г.
Твердый переплет
Формат 140х210 мм
414 стр.
Тираж 500 экз.
Оглавление
Кузьмишин Е.Л. Как изучать масонство
Болонские уложения (1248)
Страсбургcкие Конституции (1459)
Страсбургские Конституции (1563)
Первая хартия Синклеров (1601)
Вторая хартия Синклеров (1628)
Естественная история Стаффордшира (1686)
Манускрипт Лиланда (1696)
Манускрипт Слоуна (1700)
Манускрипт Четвуда Кроули (1700)
Манускрипт из Троицына колледжа (1711)
Старые Конституции (1722)
Манускрипт Эссекса (1725)
Речь Дрейка (1726)
Манускрипт Грэма (1726)
Обвинение и защита вольного каменщика (1726)
Прием во Фрей-масоны (1737)
Разговор между Саймоном и Филипом (1740)
Совершенный масон (1744)
Сломанная печать (1745)
Яхин и Боаз (1746)
Масон обследованный (1754)
Приложения
Некоторые обычаи оперативных каменщиков Страсбурга в период раннего Нового времени
Статья «Манускрипт Лиланда» из энциклопедии Альберта Г. Маккея и Роберта И. Клегга
Некоторые документы о периоде становления лондонских клубов
Масонские песни, оды и гимны из сборника «Яхин и Боаз»
Отрывки из книги
Из предисловия «Как изучать масонство»
Почти полтора века с 1670-х до 1800-х гг. масонство рассматривало себя как подлинно вселенское сообщество интеллектуалов и ученых, государственных и общественных деятелей, причастных к своего рода нравственной школе, обладающей достаточными правом и силой для осуществления реформ в общественной, политической, экономической и культурной сферах своих стран. Оно рассматривало себя как наследника и правопреемника античных академий, старинных рыцарско-монашеских орденов и мистерий древних народов во всем том, что касалось обучения наукам и искусствам, включая как естественные, так и общественные. К этому времени относится бурная дискуссия об исторических и легендарных истоках масонства как братства и ордена, развернувшаяся в прессе и на масонских конвентах в Германии, Франции, Англии, США и Австрии. Тогда же масонские ложи предоставляли свои помещения для салонов естественнонаучных экспериментов, собраний мистических духовидческих орденов и организаций, сообществ «серой зоны» между позитивистской наукой и мистическими исканиями, вроде экспериментальных собраний А. Месмера и сеансов целительства А. Калиостро, для литературных и музыкальных салонов 3 . Масонские ордена отдельных стран (Франция, Пруссия) строили масштабные планы практической реализации идеи «рая на земле» в виде строительства идеального государства на специально приобретенных для этой цели землях в Новом свете. В ряде стран масонские ложи достигли цели вовлечения в свои ряды правящих монархов, влиятельных членов правительств и парламентов. В других странах, наоборот, они становились политическими клубами, местами тайных собраний оппозиции (например, в Испании — в условиях непреклонного и жестокого
преследования инквизицией) и прообразом будущих политических партий (например, в предреволюционных Франции и английских колониях в Америке). В этих условиях масонство в период своего расцвета действительно представляло собой мощную общественную силу, оказывавшую неоспоримое влияние на ход мировой истории.