Одиннадцатая книга из серии «Масонство. Мартинизм. Герметизм», выпускаемой национальным Державным Святилищем Устава Мемфиса–Мицраима в России с целью просвещения читателей в области истории и современности эзотерических движений, их философии и символизма. Масонство – одно из древнейших и интереснейших духовных движений в мировой истории, существующих до сих пор. Всякому человеку, интересующемуся этим сложным и многогранным общественным и философским явлением, было бы полезно оглянуться на трехвековую историю ордена, чтобы понять, что же помогло масонству дожить до наших дней, при этом никогда не знав застоя и даже просто покоя, попытаться представить себе будущее этого братства, которое могло стать настоящим нерукотворным храмом всего человечества и обоснованно полагает, что подготовило почву для его строительства. В настоящей работе приведены описания масонской философии и ритуалистики, символов и легенд, степеней и уставов, содержатся краткий очерк истории братства и анализ его современного состояния. Книгу предваряют вступительные статьи двоих самых авторитетных современных российских исследователей масонства А.И. Серкова и Ю.Е. Кондакова; в приложении приводится обширное исследование о становлении современного российского мартинизма, другого значительного мистическо–философского течения, проведенное автором в соавторстве с известным историком Р.А. Городницким. Второе издание работы, исправленное и дополненное, включает ряд материалов по истории и современности масонства, не вошедших в первую редакцию.
Автор
Евгений Кузьмишин
Евгений Леонидович Кузьмишин — российский историк и филолог, специалист по истории масонства и других эзотерических обществ и орденов, член совета Международной ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма, автор нескольких книг и многочисленных статей по истории и современности масонства и мартинизма, эзотерической символологии и ритуалистике, а также автор и редактор переводов иностранных первоисточников и фундаментальных работ авторитетных ученых по этим и смежным темам. Живет и работает в Москве.
2019
2-е испр., дополн. изд.
Предисловие А.И. Серкова
Предисловие Ю.Е. Кондакова
Статья Р.А. Городницкого и Е.Л. Кузьмишина
Твердый переплет
Формат 60х90/16
560 стр.
Оглавление
(Дано в сокращении)
Предисловие А.И. Серкова
Предисловие Ю.Е. Кондакова
1. Введение
2. Определения масонства
3. Философия и идеология масонства
4. Масонские символы и ритуалы
5. Структура масонства
6. История масонства
7. Современное масонство
8. Парамасонство и фратернализм
9. Антимасонская конспирология
10. Заключение.
Р.А. Городницкий, Е.Л. Кузьмишин.
Становление мартинизма в современной России: 2006–2015
Отрывки из книги
Подобно многим другим создателям собственных уставов, Калиостро неустанно подчеркивал, что его масонство, в отличие от обычных лож, порицавшихся им как развлекательные клубы или своего рода фабрики по производству звучных титулов, несет своим приверженцам настоящее просветление и реальные изменения во всем жизненном укладе: «Франмасонство есть училище, в коем воспитываются те, которые к священной мистике назначены; однакож нижние степени франмасонов не имеют ни малейшаго чувства о сих предметах, и их примечание в разныя стороны похищается, дабы их тайные начальники тем удобнее могли за ними примечать, и достойнейших из них употреблять к высочайшим намерениям».
В России же масонство никак не влияло на государственное устройство, но по мнению всех его исследователей, стало первой нецерковной и негосударственной идеологией, впервые предоставив некому кругу образованных россиян, пусть ограниченному, но все равно значительному, возможность собираться и обсуждать теологические, философские и культурные вопросы, а также развивать светскую культуру и науку страны, существование которых возможно только при наличии социального пласта мыслящего и творческого населения – интеллигенции. Однако именно этот важный отличительный признак масонства сыграл роковую роль в его российской истории, потому что государственная власть и официальная церковь не были намерены поступаться хотя бы частью своей неограниченной власти над душами всех жителей страны, и поэтому масонство было в России обречено на преследования с самого начала.
Особенно сложно говорить о ранней истории масонства в Южной Америке потому, что многочисленные группы, оппозиционные правящим режимам Испании и Португалии, антиколониальные патриотические объединения, группы ирландской и шотландской оппозиции в колониальных воинских частях с радостью принимали наименования масонских лож и треугольников, совершенно не занимаясь в них масонской деятельностью (что аналогично практике и американских революционеров 1720-х, и российских декабристов 1820–х гг.). Также необходимо помнить, что во время Наполеоновских войн на территориях Испании (в Европе и в колониях), оккупированных французами, чуть ли не на правительственном уровне насаждались масонские ложи, поскольку так император пытался «цивилизовать» испанцев и приобщить их к своей идеологической модели мирных гражданских собраний, хотя в действительности эта политика провоцировала лишь рост подпольной активности освободительных движений.
12 октября 2013 г. ложа «Златой Лев» провела свое первое ритуальное собрание в Москве и посвятила в степень Мастера Св. Андрея еще одного брата. Затем в Москве 25 сентября 2016 г. была основана ложа для работ в градусах с первого по третий «Латона» № 24. Также ряд братьев Исправленного Шотландского устава были возведены в степень Оруженосца–Новиция. 23 сентября 2018 г. делегация префектуры Австразия Великого Капитула III Провинции Окситании Ордена Исправленного Шотландского вольного каменщичества во главе с ее Префектом посетила Москву и возвела и вооружила семерых российских вольных каменщиков – Оруженосцев-Новициев – впервые в истории на российской земле как Рыцарей-Благодетелей Святого Града VI градуса данного Устава. Из них было составлено и законно учреждено первое в России рыцарское командорство Ордена – “Гора Табор”, а также должным образом инсталлирован его Командор.