Предлагаемая вашему вниманию монография посвящена истории дополнительных степеней масонства в России XVIII–XIX веков. В центре внимания находятся «Шведская» система масонства и «Исправленный шотландский устав». Кроме того, рассматриваются и другие системы с «рыцарской» основой. Новизна исследования заключается в том, что в нем изучается структура дополнительных степеней «рыцарских» систем, организации их управления и наполнению градусов. В работе исследуются вопросы масонского законодательства, экономики лож, а также особенности организации выборов в ложах «Шведской» системы. Автор привлек множество неопубликованных документов из хранилищ Москвы и С.-Петербурга, в приложении дан авторский каталог масонского собрания РНБ. Исследование предназначено для всех интересующихся историей масонства и историей России XVIII – первой четверти XIX веков.
Автор
Юрий Кондаков
Кондаков Юрий Евгеньевич (р. 05.07.1967) — доктор исторических наук, профессор кафедры истории РГПУ имени А.И.Герцена. Специалист по истории России XVIII — начала XX вв., истории РПЦ, духовной жизни российского общества, русского масонства этого периода. «Визитной карточкой» исследователя является привлечение большого объема ранее не публиковавшихся документов. Автор 10 монографий и более 60 научных статей.
Научный ред.: к.и.н. Е.Л.Кузьмишин
Предисловие д-ра Р.Коллиса (Великобритания)
Предисловие Р.Коллиса
Послесловие А.И.Серкова
Статья Р.А.Городницкого
Твердый переплет
Формат 60х90/16
600 стр.
Тираж 500 экз.
Оглавление
Коллис Р. Предисловие
Введение
Научные основы исследования: источники, историография, понятийный аппарат
Глава 1. «Елагинский» период развития масонства в России
1.1. Формирование «рыцарских» систем масонства
1.2. Открытие в России Великой провинциальной ложи
1.3. Системы, по которым работали союзы И.П.Елагина
Глава 2. «Шведская» система
2.1. Введение «Шведской» системы в России
2.2. Устройство «Шведской» системы и наполнение ее степеней
2.3. Организация символических лож
2.4. Шотландские ложи
2.5. Организация высших степеней
Глава 3. «Исправленный Шотландский устав» (ИШУ)
3.1. Вильгельмсбадский конвент и ИШУ
3.2. История создания ИШУ
3.3. Наполнение ИШУ
Глава 4. «Рыцарские» системы масонства в России XIX века
4.1. Возрождение масонства в России при Александре I
4.2. Выделение союзов «Астрея» и «Великая провинциальная ложа»
4.3 «Шведская» система и розенкрейцеры в России XIX века
4.4. Запрещение масонских лож в России в 1822 году
Глава 5. Отдельные аспекты функционирования «Шведской» системы в XIX веке
5.1. Законодательная деятельность российских масонов
5.2. Финансы масонских лож
5.3. Система выборов в союзе «Шведской» системы
5.4. Организация дополнительных степеней и управленческих структур «Шведской» системы в России в XIX веке
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
1. Праздничный ритуал Великой провинциальной ложи
2. Каталог масонских документов Основного собрания рукописной книги Отдела рукописей Российской национальной библиотеки
3. Практика «животного магнетизма» в России
А.И.Серков Послесловие
Р.А.Городницкий Исправленный Шотландский Устав в XIX-начале XXI вв. и его возвращение в Россию
Отрывки из книги
Российские архивы насыщены масонскими документами XVIII -XIX вв. Но они крайне слабо разработаны. Часто не существует даже описей фондов. Сегодня у нас появилась возможность ввести в научный оборот, описать и прокомментировать целый ряд масонских документов из хранилищ Москвы и Санкт-Петербурга, иллюстрирующих работу дополнительных степеней.
В течение XVIII–XIX вв. российское масонство прошло сложный путь. На первом этапе, как и в Европе, российские масоны занимались «поиском систем». Предпочтение отдавалась уставам с «рыцарским» наполнением: «Циннендорфская», «Шведская» системы, «Исправленный Шотландский устав». В итоге большинство российских масонов избрало «Розенкрейцерскую» систему, не устроившую правительство. На новом этапе, в XIX в., российское масонство обрело полную независимость. Его контакты с зарубежными центрами были минимальны.
Опираясь на европейское богословие, дополнительные степени «рыцарских» систем открывали ищущим глубины христианской доктрины, практически не доступные в официальной Русской православной церкви того времени. Таким образом, масонство гармонично дополняло православие. Масон, прошедший обучение в рыцарских степенях, начинал понимать Слово Божье и применять учение Иисуса Христа в практической жизни. К сожалению, масонов, относившихся к «работе над диким камнем» неформально, в XVIII в. было так же мало, как и сейчас.
Рыцарские системы в XVIII–XIX вв. занимали лидирующее положение в российском масонстве. До выделения союза «Астреи» в 1815 г. принципов «рыцарских» систем придерживались все ложи России. И в XXI в. среди масонских союзов России есть Великая ложа, декларирующая «рыцарские» принципы организации. Одним из них является предпочтение, отдаваемое духовному воспитанию, перед многочисленностью последователей. Именно это гласило обращение в ритуале Рыцарей востока и Иерусалима к Откровению Иоанна Богослова о Филадельфийской церкви. Там же содержалось и пророчество: «Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр. III. 9).