Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Р. Гилберт

АРТУР ЭДУАРД УЭЙТ. МАСОНСКАЯ БИОГРАФИЯ

Введение

В английской масонской традиции имя Артура Эдварда Уэйта, конечно, довольно широко известно, однако, это ни в какое сравнение не идет с Соединенными Штатами, где многие крупные и влиятельные великие ложи присвоили ему causa honoris1 свои высшие титулы. Среди множества его публикаций отдельное место занимают работы о мистических и символических аспектах Тайной традиции в христианстве, фактически обойденные вниманием исследователей. Так Уэйт сам написал о себе в аннотации к расширенному и дополненному изданию своей книги «Тайная традиция в масонстве»2, но вряд ли в его время (да и в любое другое время) нашелся бы масонский ученый, который согласился бы с ним в этом. Всю жизнь Уэйт подвергался нападкам, причем, вполне справедливым, за особенности своего стиля изложения, многочисленные фактологические ошибки и высокомерное, скептическое отношение ко многим современникам, выраженное в его трудах. Все это, конечно, свидетельствует против него. Однако при этом он был оригинальным мыслителем, открывшим собственную новую научную нишу — изучение Тайной Традиции, и пользовался в свой век наибольшим влиянием среди сторонников так называемой эзотерической школы масонской науки. Поэтому его работы нуждаются в более тщательном и подробном, а главное — более объективном анализе, чем было принято до сих пор, и цель написания данной статьи как раз и состоит в том, чтобы сподвигнуть ученых на проведение такого анализа путем доказательства, посредством изучения биографии Уэйта, его оригинальности и оказанного им влияния на современников и потомков.
В отличие от многих своих современников Уэйт тщательно и подробно описывал всю свою жизнь, явно заботясь о том, чтобы все ее мельчайшие подробности и обстоятельства сохранились после его смерти. Эти записи в настоящее время хранятся в частных коллекциях, но автор получил к ним полный и неограниченный доступ. Эти записи включают личные дневники Уэйта за 1909 — 1942 гг., подробный дневник за 1902 — 1903 гг., Книгу протоколов его Ордена Розенкрейцеров, рабочие черновики и корректуры многих его опубликованных работ и множество томов переплетенных вырезок из разных изданий с его статьями, обзорами и заметками на масонские темы. Уэйт оставил также богатое эпистолярное наследие, и мне повезло ознакомиться с его перепиской с покойным братом Г. Ван Бурен Вурисом из Нью-Джерси, братом У.Р. Семкеном, Верховным Магом Societas Rosicruciana in Anglia в 1956 — 1969 гг., а также с его официальной перепиской с Независимым Великим Приоратом Гельвеции. И хотя эти рукописные источники неоспоримо важны для понимания обстоятельств жизни А.Э. Уэйта и его масонской деятельности, мнение его о масонстве в целом и его понимание различных аспектов масонского учения вполне отражены в его печатных работах (см. Приложение 2). Начало его биографии между тем довольно скудно освещено и документировано, не сохранилось фактически никаких подробностей этого периода его жизни, и совершенно очевидно, что он сам хотел их скрыть.

Молодые годы Уэйта до вступления в масонское Братство

В автобиографии «Тени жизни и мысли»3 он заявляет, что «здесь минимизировано suppressio veri, и насколько возможно, отсутствует suggestio falsi4» (С. 5), но это не совсем так. Он родился в Бруклине, Нью-Йорк, 2 октября 1857 г. Его отец Чарльз Уэйт был капитаном американского торгового флота, умер в море; его мать Эмма Лоуэлл, дочь состоятельного лондонского торговца, ведшего дела в Ост-Индии, возвратилась вскоре после смерти мужа в Англию вместе с двухлетним Артуром и его младшей сестрой Фредерикой. Это так. Но Уэйт забывает упомянуть о том, что и он, и его сестра были незаконнорожденными, потому что капитан Уэйт и его мать Эмма не состояли в официальном браке5. Поэтому совсем не какая-то особая гордость, а остракизм со стороны собственной семьи принудил Эмму Уэйт растить детей в бедности, переезжая из одной меблированной комнаты в другую в северных и западных предместьях Лондона. Также изгнание из семьи, по всей вероятности, привело ее в лоно Римско-католической церкви, впоследствии произведшей на Уэйта гораздо большее влияние, чем положение незаконнорожденного. Вследствие этих особых обстоятельств детства Уэйт замкнулся в себе и, не получив какого-либо официального образования6, занялся самообразованием, одновременно тоннами поглощая бульварное чтиво и исторические романы из средневековой жизни (SLT, гл. 2). После смерти сестры в 1874 г. Уэйт постепенно стал терять веру в католическую Церковь, хотя и продолжал очень любить ее церемониал, а впоследствии внедрял элементы католической литургии в ритуалы различных тайных орденов, которые создавал. Он обратился мыслями к спиритизму, но не нашел в нем душевного утешения и примкнул к Теософскому обществу, которое просто пленило его, несмотря на то, что ему не нравился антихристианский пафос Е.П. Блаватской — основоположницы теософии. Тогда же он приступил к изучению магии в общем и трудов Элифаса Леви7 — в частности, и постепенно начал осознавать, в чем состоит истинное его предназначение. К тому времени он уже издал несколько сборников поэзии и эпигонских исторических романов8, но со временем, как ни противился этому, вынужден был признать, что писатель он посредственный, и переключился на исследование и критическое описание истории оккультизма и различных его ветвей и учений. Уэйту никогда не нравился «популярный оккультизм», и он с самого начала в довольно жесткой форме опроверг все его претензии на многозначительность и вообще какой-то смысл, потому что с первых шагов проявил себя как резкий и бескомпромиссный, пусть и не очень образованный, критик, требовавший во всем, что относилось к сфере его профессионального интереса, жесткой привязки к историческим и литературным источникам и опоры на факты. Его первым сочинением на ниве оккультизма стала антология трудов Элифаса Леви9, за которой последовало исследование розенкрейцерских манифестов. Он считал этот труд опровержением совершенно бредовой работы Харгрейва Дженнингса10 и научным ответом на нее. В переводах из Леви он только несколько раз вскользь упомянул масонство, но при написании «Подлинной истории розенкрейцеров» (Real History of the Rosicrucians) ему пришлось изучить эту тему подробнее. Он отверг тезис Бюля о происхождении масонства от розенкрейцерства и обозначил различия между этими двумя братствами:

Изначально созданное для проповеди и распространения природной нравственности, оно [масонство] сейчас является просто благотворительным обществом. Совершенствование человечества и поощрение к благотворительной деятельности были и остаются его неизменными целями, и о том же мечтали и розенкрейцеры, однако с другой стороны, оно никогда не стремилось реформировать науки и искусства, поскольку ни в какой из периодов своей истории оно не было обществом образованных людей: большая часть его членов набиралась из неграмотных слоев общества. Также оно свободно было от заблуждений и энтузиазма, характеризовавших старший Орден… оно было на удивление лишено предрассудков и удивительно свободно от свойственного тому времени умственного помрачения. Оно наставляет в природной нравственности, оно настолько мало интересуется мистицизмом, что ежедневно ложно толкует и практически отрекается от своих собственных мистических символов11.

Таким образом, Уэйт с самого начала продемонстрировал довольно презрительное отношение к масонскому Цеху12, да и более того — он распространил это презрение и на высшие степени, так описывая различия между масонскими степенями Розы и Креста и подлинным, по его мнению, розенкрейцерством:

… когда плохо информированные люди внезапно узнают, что у масонов бывают «Державные Князья Розы и Креста», «Князья Розы и Креста Хередома» и пр., они без тени сомнения отождествляют эти прекрасные образчики пустого и звучного оккультного титулования с таинственными и внушающими священный трепет розенкрейцерами. Происхождение степени Розы и Креста окутано глубочайшей тайной. Ее истоки связывали с именем Иоганна Валентина Андреа, но это всего лишь плод текстологической путаницы по причине невежества исследователей, смешавших в своих трудах теолога из Вюртемберга с обществом Христана Розенкрейца13.

Можно было, конечно, попытаться не заметить эти невежливые замечания, но как в таком случае быть с последней главой его труда? Она называется «Современные общества розенкрейцеров», и в ней приводятся «Регламент и уложения Общества Розенкрейцеров Англии» (С. 416 — 422), взятые из издания «The Rosicrucian»14. За ними следует подробная справка об истории Общества и затем — саркастический и весьма неласковый комментарий самого Уэйта:

Самое примечательное, что можно сообщить в связи с этим обществом, — это что среди его членов царит полное и совершенное невежество относительно розенкрейцерства как такового. Это ясно следует из издаваемого ими журнала15.

Fratres лондонского Societas Rosicruciana in Anglia были, понятно, этим слегка обескуражены, и их Генеральный Секретарь д-р Уильям Уинн Уэсткотт написал Уэйту, угрожая ему судом, если «Регламент и уложения» не будут немедленно удалены из текста публикации. В своем ответе16 ему Уэйт извинился и пообещал опустить оскорбительный для Уэсткотта текст в последующих изданиях книги. Обе стороны сохранили лицо, а Уэйт, возможно, написал это извинение вообще только для того, чтобы не терять потенциальных покупателей из числа членов S.R.I.A. Ведь он не хуже Уэсткотта17 знал, что на журнал «The Rosicrucian» не распространяется законодательство об авторских правах. К теме масонства Уэйт вернулся в 1890 г. в статье, опубликованной в журнале «The British Mail»18, который он редактировал для Горацио Боттомли. В этой краткой заметке, озаглавленной безыскусно — «Масонство» (Freemasonry) — он вновь проявил свое презрение к масонству в целом:

Истинная цель масонского Братства отличается от приписываемых ему задач точно так же, как цели всемирного общества со всей очевидностью должны отличаться от целей кучки фанатиков. В бытовом смысле слова цели этого общества состоят в благотворении и заботе; в эзотерическом же смысле оно являет собой попытку добиться нравственного возрождения всего человеческого рода путем создания чистой несектантской системы нравственности, сотворения нового человека… эта тайная цель остается неизменной, поскольку защитой ей неизменно служит гулкая пустота арканов аллегорической архитектуры19.

Его мысль о том, что масонство сбилось с изначального пути, получает развитие в «Оккультных науках»20, где он, в частности, пишет (С. 214 — 215):

В течение целого века роясь в противоречащих один другому источниках, оно позаимствовало из них многоцветный расписной ореол романтики и эзотерической притчи, естественно, не могущий не привлекать молодых исследователей, стоящих на пороге мистической науки. Мы бы посоветовали им преодолеть силу тяготения к масонству. Там нет света; в складках их многозначительных ритуалов не скрываются тайны души; чем бы они ни было в прошлом, в наши дни оно не является, и не претендует на то, чтобы являться, ничем иным, кроме прекрасной системы нравственности, сокрытой в аллегориях и раскрывающейся в символах.

По Уэйту, истинные основополагающие принципы масонства таковы: «В основании всякой трансцендентальной философии заложено учение о внутреннем возрождении и его конечном итоге — Совершенном Человеке. Это для масонства и основание, и предел» (С. 213). По его мнению, эти принципы на тот момент ушли в тень, хотя и могли быть возрождены: «Его испортили богатство и величие, оно отвернулось от своей цели, но его принципы еще живы, и будем надеяться, что в рамках Братства, а если не в его рамках, то извне, еще можно воскресить их к новой жизни» (С. 213). У читателя вряд ли остаются сомнения в том, что именно Уэйт может и должен возвратить масонству былую славу: «В то же время мы просим верить нам на слово лишь краткое время. В готовящейся к изданию «Эзотерической истории масонства»21 (Esoteric History of Freemasonry) читатель найдет полное раскрытие этой темы со всеми необходимыми доказательствами и подтверждениями, документами и доступными источниками данных» (С. 214). Вскоре после издания «Оккультных наук» Уэйт вступил в Герметический Орден Золотой Зари, общество якобы магов, основанное в 1887 г. Уэсткоттом, д-ром У.Р. Вудманом и С.Л. Макгрегором Мазерсом на основе рукописных ритуалов (Шифрованного манускрипта), полученного ими при весьма подозрительных обстоятельствах22. В добавок к манускриптам они использовали несколько писем с еще более запутанной историей: предположительно они были написаны фройляйн Анной Шпренгель из Нюрнберга (в Ордене известной под именем Soror Sapiens Dominabitur Astris — каждому члену предписывалось брать себе орденский псевдоним в виде нравоучительного латинского девиза), которая наделила Уэсткотта от имени немецкого центра Ордена правом учредить в Лондоне храм, которому было присвоено название «Исида-Урания». Иерархическая структура Ордена Золотой Зари и система его степеней повторяли структуру и систему S.R.I.A. (чему вряд ли следует удивляться, если помнить, что все трое основателей этого магического ордена были также высокопоставленными членами S.R.I.A.) и, соответственно, немецкого Ордена Злато-Розового Креста в XVIII веке. Посвятительные ритуалы его степеней и их символы не были тайной, потому что в 1877 г. частично были опубликованы в виде «двух таблиц, иллюстрирующих розенкрейцерскую философию» в «Королевской масонской циклопедии» Кеннета Маккензи23. Уэйт несомненно знал об этом ордене и том, чем там занимаются, задолго до вступления в него в июне 1891 г.24, потому что разместил имя-девиз фрейлейн Шпренгель чуть ниже своего собственного псевдонима «Великий Восток» на титульном листе книги «Справочник по картомантии»25, изданной в 1889 г. Может быть сочетание этого псевдонима с таким девизом было им придумано специально для того, чтобы позлить Уэсткотта намеком на связь основательницы его Ордена с Великим Востоком Франции, а может, Уэйт просто хотел при помощи этого псевдонима немного поднять продажи, — сейчас уже не поймешь, но как бы то ни было, совершенно ясно, что Уэйт не питал тогда особого почтения к Ордену, который впоследствии держал на своих плечах в течение многих лет. «Первое пришествие» Уэйта в этот Орден оказалось кратким, потому что он был не в восторге от деятельности некоторых его руководителей:

До меня стали доходить слухи, которые, вследствие наличия нескольких постов, которые я в то время занимал, означали, что мне неплохо было бы оказаться подальше от всей этой компании. Дело тут было не в нравственном аспекте, мол, там состояли и Fratres, и Sorores, нет, здесь достаточно будет упомянуть, что даже тень скандала ни разу за все время не падала на З.: З.: Дело было в некоторых моментах сомнительной законности, в которые кое-кому из руководящих членов Ордена не следовало вовлекаться, если я, конечно, был верно информирован об этом, а я был (SLT, С. 126).

Тревога его со временем поутихла, и через три года, за которые он успел издать несколько переводов работ по алхимии и по-редактировать оккультный журнал «Неизвестный мир» (The Unknown World), Уэйт 17 февраля 1896 г. снова вступил в Орден Золотой Зари, хотя во Второй Орден — Орден Алой Розы и Золотого Креста (Ordo Rosae Rubeae et Aureae Crucis)26 его приняли только в марте 1899 г. Сам Уэйт не оставил подробного описания своего возвращения в Орден; он только пишет, что его упросил вернуться Ральф Палмер-Томас, неутомимый собиратель всевозможных масонских дипломов, который «убедил меня в том, что я упускаю много такого, что мне бы понравилось и о чем я не могу получить представление, пока остаюсь в отставке. Лично я полагал, что упускать там особенно нечего, но он в конце концов настоял на своем, и я подал прошение о восстановлении в членстве… и возвратился в эту сомнительную компанию единогласным решением братьев» (SLT, С. 160). Кстати, сам Палмер-Томас вступил в Орден Золотой Зари только в ноябре 1896 г., поэтому, судя по всему, речь шла не о восстановлении в членстве, а о приеме Уэйта во Второй Орден, куда Палмер-Томас вступил в апреле 1898 г. Уэйт далее пишет, что именно членство во Втором Ордене побудило его искать масонского посвящения, но это был не единственный источник влияния на него в тот период.

Диана Воган и дьяволопоклонство во Франции

Начиная с 1886 года, антимасонские настроения во Франции бурлили, получая активную подпитку из трудов внезапно обратившегося, а ранее резко антиклерикального автора Габриэля Жоган-Пажеса, писавшего под псевдонимом «Лео Таксиль», который выпустил серию скандальных брошюр с «ужасными разоблачениями» масонства27. Каждая следующая публикация превосходила предыдущие по степени немыслимости обвинений масонства в сатанизме, пока, наконец, в 1891 г. не была издана брошюра «Есть ли женщины в масонстве?» (Y-a-t-il des Femmes dans la Franc-Maconnerie?), в которую Лео Таксиль включил описания ритуалов «Нового и Реформированного Палладия», андрогинного сатанистского устава, якобы изначально составленного Альбертом Пайком, одним из самых выдающихся американских масонов. Эту чушь с явным удовольствием проглотило французское антимасонское лобби, наряду с совершенно фантастическими рассказами «доктора Батайля» [Bataille] (д-ра Шарля Акса [Charles Hacks]) из его книги «Дьявол в XIX веке» (Le Diable au XIX Siecle, 1892-4)28. Еще больше масла в полыхающее антимасонское пламя подлили «откровения» «главы Нового и Реформированного Палладия» мисс Дианы Воган, soi-disant29 потомицы алхимика Томаса Вогана, обратившейся в католичество. Ее «Воспоминания бывшей палладистки» (Memoires d»une Ex-Palladiste, 1895-7) не уступают работам «д-ра Батайля» в смехотворном описании чудес сатанизма, однако при этом добавляют к абстрактным обвинениям еще и клевету на реально существующих людей, современников автора. В этой книге, в частности, говорилось (С. 247):

Le chef actuel des Luciferiens anglais est M. le docteur William-Wynn Westcott, demeurant d Londres, Camden-Road, No. 396 … c`est lui le Supreme Mage de la Rose-Croix socinienne pour I»Angleterre. Ses adjoints sont: en premier degre, M. John-Lewis Thomas (Senior Sub-Magus), qui est aussi le tresorier general de la Fraternitie; en second degre M. MacGregor Mathers (Junior Sub-Magus)30.

Далее следовал список членов Высшего Совета S.R.I.A., названных «главами Третьего Люциферианского Ордена», включающий имя Джона Яркера, верно названного руководителем Устава Мемфиса и Мицраима. К этому времени скандал уже докатился до берегов Англии, и после появления откровений Дианы Воган, контратаку на них с масонских позиций решил возглавить Уэйт. В спиритуалистическом журнале «Свет» (Light) была опубликована в виде еженедельных колонок серия детальных разборов и разоблачений ее сочинений31, а затем Уэйт подверг подробному анализу всю имеющуюся литературу о «Палладии» в книге «Дьяволопоклонство во Франции» (Devil-Worship in France, or the Question of Lucifer. A Record of things seen and heard in the Secret Societies according to the evidence of Initiates, Redway, 1896), наглядно продемонстрировав полностью вымышленный характер всей этой истории, — причем, всего за год до того, как Жоган-Пажес публично признал, что вся начатая им антимасонская кампания была розыгрышем, имевшим целью позлить французских антимасонов. Уэйт описывает «дело Дианы Воган» как «один из самых выдающихся случаев литературной мистификации в современности, да и возможно, во все века» (С. 306) и справедливо утверждает в предисловии, что «раскрыл массу подлога, лжи и подделок, содержащихся в этих заявлениях, а также пролил свет на позицию Римско-католической Церкви в отношении всего этого сговора, который уже не загасить». Также он заслужил благодарность от Уэсткотта и Яркера, опровергнув абсурдные утверждения об их занятиях сатанизмом и представив более объективное описание S.R.I.A., чем сам же он составил девятью годами ранее в «Подлинной истории розенкрейцеров»32. Особенно благодарен был Яркер. В краткой рецензии на «Дьяволопоклонство во Франции», опубликованной в журнале «The Freemason» за 31 октября 1896 г. он написал:

Отлично написанная книга г-на Уэйта читается как роман, каковым она, в некотором роде, и является, и пусть он не масон, но в данном случае Орден попал в хорошие руки и должен быть ему признателен; книга написана критично, научно и бесстрастно.

  1. По совокупности заслуг (лат.) — Прим. перев.
  2. The Secret Tradition in Freemasonry, Rider, 1937. Аннотация на 4 стр., написана Уэйтом, не подписана.
  3. Shadows of Life and Thought. A Retrospective Review in the Form of Memoirs, Selwyn and Blount, 1938; далее «SLT».
  4. Сокрытие истины… вымышленные допущения (лат.) — Прим. перев.
  5. О браке людей с такими, или похожими, именами не существует записей, которые датировались бы 1848-1857 гг. и содержались бы в документах церквей Дома Св. Екатерины или Кенсингтонской Приходской, где, по утверждению самого Уэйта, они обвенчались.
  6. Вероятно, он посещал некое подобие «дамской школы» — частного детского сада и начальной школы, которые во множестве создавались в то время общественных началах женщинами низших классов для совместной заботы о детях и высвобождения времени для работы. Также он в течение двух семестров в 1874 г. посещал католическую школу в колледже Св. Карла в Бейсвотере.
  7. Французский оккультист Альфонс Луи Констан (1810 — 1875). См. его биографию: Chacornac, Eliphas Levi, Paris, Chacornac, 1926 (рус. перевод Г. Румянцева: П. Шакорнак «Элифас Леви: реформатор оккультизма во Франции», М.: Энигма, 2009).
  8. Его первой опубликованной работой стала «Ода астрономии» (An Ode to Astronomy, 1877), а также он в 1876 — 1886 гг. часто публиковался в малотиражных литературных журналах.
  9. The Mysteries of Magic, a Digest of the Writings of Eliphas Levi, with a Biographical and Critical Essay, Redway, 1886.
  10. Н. Jennings, The Rosicrucians, their Rites and Mysteries, Chatto & Windus, 1879, 2nd ed. Уэйт разнес ее в пух и прах в журнале Редуэя «Watford»s Antiquarian», и совершенно справедливо: это причудливый калейдоскоп разрозненных и непроверенных данных.
  11. The Real History of the Rosicrucians, founded on their own Manifestos and on Facts and Documents collected from the Writings of Initiated Brethren, Redway, 1887, pp. 403-4.
  12. Традиционное название (the Craft) первых трех степеней масонского Братства, иначе называемых степенями символической, или голубой, ложи, в отличие от всевозможных дополнительных, или «высших», степеней и орденов. — Прим. перев.
  13. Ibid., p. 405.
  14. The Rosicrucian; a Quarterly Record, No. 1, July 1868, pp. 6-9. Этот журнал был официальным изданием Societas Rosicruciana in Anglia, организации, осуществлявшей прием в свои члены только Мастеров символической ложи масонского Братства.
  15. Real History of the Rosicrucians, p. 424.
  16. Опубликован в протоколах Высшего Совета S.R.I.A.: Minutes of the High Council of the S.R.I.A. for 13 October 1887, pp. 5-6.
  17. Уэсткотт пишет об этом на стр. 5 вышеупомянутого протокола.
  18. The British Mail, vol. 20, No. 172, New Series, March 1890, pp. 20-1.
  19. Ibid., p. 21.
  20. The Occult Sciences, a Compendium of Transcendental Doctrine and Experiment, Kegan Paul, 1891.
  21. На протяжении 90-х годов XIX в. Уэйт еще в нескольких своих работах анонсировал выход этой «готовящейся к изданию» книги. В свет она так и не вышла, и ее рукопись, если она вообще существовала, до настоящего времени не обнаружена.
  22. Полную документированную историю Ордена Золотой Зари см.: Ellic Howe, The Magicians of the Golden Dawn, Routledge, 1972 (рус. перевод А. Блейз см.: Эллик Хоув «Маги Золотой Зари: документальная история магического ордена», М.: Энигма, 2008).
  23. The Royal Masonic Cyclopaedia of History, Rites, Symbolism and Biography, John Hogg, 1877, pp. 617-18.
  24. В списке членов Ордена Золотой Зари и таблицах их продвижения по степеням значится, что Уэйт получил степень Ревнителя (Zelator) в сентябре 1891 г. В общем реестре он значился под номером 98, и судя по датам посвящения членов, принятых под номерами, непосредственно предшествующими ему и следующими за ним, датой его принятия, вероятно, следует считать июнь 1901 г. В 1893 г. он ушел в добровольную отставку (demit) из Ордена.
  25. Handbook of Cartomancy, незначительная брошюрка по гаданию, опубликованная издательством «Redway». Уэйт обычно гневно отрицал свое авторство, но признался в нем в частной переписке с Г. Вурисом.
  26. Во Втором Ордене проводилось красочное розенкрейцерское посвящение по ритуалу, разработанному С.Л. Макгрегором Мазерсом, «гением составления подобных ритуалов». Эта церемония, в частности, включена в четырехтомник Израэля Регарди: Israel Regardie, The Golden Dawn, Chicago, Aries Press, 1937-1940 (рус. перевод А. Блейз: Израэль Регарди «Полная система магии Золотой Зари», М.: Энигма, 2010).
  27. Всего их двенадцать, но основными являются «Полное разоблачение франкмасонства» (Revelations completes sur la Franc-Maconnerie, 1886) и «Братья трех точек» (Les Freres Trois- Points, 1885).
  28. В наше время в среде масонских авторов доминирует мнение, согласно которому авторство «Дьявола в XIX веке» принадлежит непосредственно Таксилю, несмотря на упоминание фамилии д-ра Акса в предисловии к книге, в первую очередь, потому что никаких иных данных о д-ре Аксе, биографических или текстологических, не обнаружено. — Прим. перев.
  29. Самопровозглашенной (фр.) — Прим. перев.
  30. «Ныне действующим руководителем английских люцифериан является г-н доктор Уильям-Уинн Уэсткотт, проживающий в Лондоне по адресу Кэмден-роуд, №396. он является Верховным Магом Общества Розенкрейцеров Англии. Его помощники: в первой степени — г-н Джон-Льюис Томас (Старший Под-Маг), который также является Генеральным Казначеем Братства; во второй степени — г-н Мак-Грегор Мазерс (Младший Под-Маг)» (фр.).
  31. В частности, письма Уэйта были опубликованы в выпусках за 7 декабря 1895 г.; 4 января, 28 марта и 6 июня 1896 г.
  32. Devil-Worship in France: pp. 214, 254 (о Яркере); pp. 227, 279-281 (о Уэсткотте); pp. 282-283 (о S.R.I.A.).
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима