Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

А.И. Серков

МАСОНСТВО И ЛИТЕРАТУРА

Термин «масонская литература» в отечественном литературоведении впервые был введен Н.К. Пиксановым и П.Н. Сакулиным, однако он не прижился из-за того, что сам предмет изучения находился под негласным запретом. Даже автор статей о масонстве в советских энциклопедиях, Ю.М. Лотман, в своих работах был вынужден называть масонские сочинения «агитационными памятниками» раннего декабристского движения. Позднее лишь А.В. Позднеев и В.И. Сахаров стали рассматривать масонские песни и оды как особый жанр литературы конца XVIII – начал XIX вв.
В действительности, о чем свидетельствует конкретное изучение материала, масонская литература существовала в России. Любые теоретические построения о масонской литературе без изучения развития российского масонства обречены на провал, поэтому, признавая необходимость детализации темы, ее конкретно-исторического рассмотрения, ограничимся лишь самыми предварительными заметками.
Наиболее четко можно выделить пять различных подходов к масонской литературе, каждый из которых требует отдельного изучения.

1) «Воспитательная» масонская литература: сочинения, преимущественно переводные для русской культуры, главной целью которых было воспитание будущих адептов «королевского искусства», как часто называли масонство. К этому направлению в масонской литературе следует отнести многочисленные «нравственные» сочинения от морализаторских романов до глубоких философских трудов. Отметим особую любовь русских масонов к форме литературного «диалога», «беседы».
2) Сочинения, написанные литераторами лишь для «братьев», предназначенные для прочтения на заседаниях вольных каменщиков. В качестве примера для XVIII в. назовем поэтические произведения М.М. Хераскова, для XIX в. – стихотворение А.С. Пушкина «Генералу Пущину», для XX в. – стихи С.К. Маковского и стихотворный масонский ритуал, написанный М.А. Осоргиным.
3) Произведения вольных каменщиков, предназначенные «для публики», для «профанского» мира. Ярким примером подобного подхода к литературе являются проза Л.В. Гойера и стихи Н.С. Муравьева.
4) Псевдо-масонские сочинения, когда писатели, не прошедшие через масонское посвящение, начинали писать в «стиле» сочинений вольных каменщиков. Это наиболее «коварный» для историков литературы подход писателей к своему творчеству, который зачастую заставляет филологов делать непозволительные ошибки и заниматься псевдонаукой, изобретением собственных конструкций об «оккультных мотивах в творчестве». Выборочно назовем некоторые «псевдо-масонские сочинения»: стихи А. Григорьева, некоторые произведения Н.С. Гумилева, пьесы Т.О. Соколовской. Назовем также два известных романа с «масонской» тематикой: «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Масоны» А.Ф. Писемского.
В 1866 Л.Н. Толстой активно работал над рукописями масонского рукописного собрания C.С. Ланского и С.В. Ешевского в Румянцевском музее (в настоящее время – НИО рукописей Российской государственной библиотеки. Ф.147). Они стали основанием для описания масонства Пьера Безухова во 2-м томе «Войны и мира» (отметим, что в романе масоном был и князь Андрей). Отметим, что для героев своего романа Л.Н. Толстой избрал конкретные прототипы (гр. Вилларский – М.Ю. Виельгорский, Баздеев – О.А. Поздеев). В 1878-1880 А.Ф. Писемский работал над созданием романа «Масоны», который впоследствии печатался в журнале «Огонек» и пользовался большим успехом. А.Ф. Писемский был связан тесными родственными связями с вольными каменщиками (он был зятем масона П.П. Свиньина и племянником вольного каменщика Ю.Н. Бартенева). По свидетельству А.Н. Пыпина, основанного на сообщении Вл.С. Соловьева, сам философ принял некоторое участие в написании указанного романа А.Ф. Писемского и написал 3 «масонских» отрывка для произведения.
5) Масонская литературная критика, которая дошла до нас в виде докладов, прочтенных на заседаниях лож вольных каменщиков. Специфика этих докладов заключалась в том, что для профессиональных литературных критиков был важен элемент первоначального ознакомления с положениями своих будущих статей в кругу единомышленников, «братьев» по ложе. Отметим в числе «масонских» литературных критиков для XIX столетия Ф.Н. Глинку, для XX века Г.В. Адамовича, Н.М. Бахтина, П.А. Бобринского, С.К. Маковского, В.Е. Татаринова.

Следует отдельно перечислить и основные «масонские» группы литераторов, возникшие в России вокруг отдельных лож:

1) Театральная труппа Сухопутного шляхетского кадетского корпуса и «французская» ложа 1756-1759 гг. во главе с Р.И. Воронцовым. Несомненным руководителем этой группы был А.П.Сумароков.
2) Московский розенкрейцерский кружок 1780-х годов, значительно повлиявший на развитие русской журналистики. В качестве «литературных» лидеров этого кружка следует назвать М.М. Хераскова и Н.И. Новикова. Отметим также большое влияние этого кружка на становление многих писателей рубежа XVIII-XIX вв., например, на Н.М. Карамзина, М.И. Невзорова.
3) Литературное объединение, сложившееся вокруг петербургской ложи Избранного Михаила и Вольного общества любителей российской словесности. В числе наиболее активных литераторов-масонов из этой группы назовем следующие имена: П.Н. Арапов, Н.А. Бестужев, Н.П. Брусилов, И.Н. Вольгемут, Ф.Н. Глинка, Н.И. Гнедич, Н.И. Греч, М.Н. Загоскин, П.С. Кайсаров, В.К. Кюхельбекер, А.А. Никитин, А.С. Норов, П.П. Помиан-Пезаровиус, В.С. Филимонов и др.
4) Особый круг преимущественно молодых литераторов, сложился в начале 1930-х годов в парижской ложе Северная Звезда союза Великого Востока Франции. В эту масонскую ложу входили: М.А. Алданов, Вад.Л. Андреев, Г.И. Газданов, В.Н. Емельянов, В.Е. Жаботинский, В.В. Завадский-Корсак, Л.Ф. Зуров, А.И. Каффи, Х.Г. Кафьян, Я.Я. Кобецкий, А.П. Ладинский, С.А. Луцкий, М.М. Мабо (Азовский), С.В. Познер, С.Л. Поляков (Литовцев), В.А. Прейсман, В.Б. Сосинский, С.Г. Савельев (Шерман), Я.Л. Юделевский (Делевский), А.М. Юлиус. Лидером этой группы несомненно был М.А. Осоргин, который привлек молодых литераторов также к работе в независимой ложе Северные Братья. См. о романе Осоргина «Вольный каменщик» статью Сечкарева.
5) Круг членов ложи Юпитер в Париже в 1930-е – 1960-е гг. В числе наиболее влиятельных литераторов, участвующих в работе этой ложи назовем В.А. Азова (Ашкинази), Н.М. Бахтина, Г.В. Адамовича, Н.Н. Евреинова, С.К. Маковского, В.П. Зубова, А.А. Трубникова (Трофимова).

Масонство влияло на литературу не только в России, но и в других странах. Назовем наиболее известных писателей, на чье творчество оказало влияние масонство:

Англия и Шотландия — Роберт Бернс, Т. Карлейль, Р. Киплинг, А. Конан Дойль, А. Поп, В. Скотт, О. Уайльд;
Германия – Х.М. Виланд, Г. Гейне, И.Г. Гердер, И.В. Гете, Я. Ленц, Г.Э. Лессинг, Ф. Шлегель, Ф.У.Л. Шредер (драматург и реформатор масонства);
Ирландия – Р. Шеридан;
Испания — Висент Бласко Ибаньес;
Италия – Дж. Леопарди;
Украина – об отражении масонства в литературе и искусстве этой страны см.: Белоконь;
Франция – Вольтер, А. Ламартин, Ж. де Местр, аббат Прево, Стендаль, С. Малларме, Ж. Де Нерваль, Руже де Лиль (автор «Марсельезы»), Л.К. Сен-Мартен;
США – Марк Твен.

Библиография:
Пиксанов Н.К. Масонская литература // История русской литературы. Т.4. Ч.2. М., 1947; Позднеев А.В. Ранние масонские песни // Scando-Slavica. 1962. Т.8. Р. 26-64; Базанов В.Г. Ученая республика. М.; Л., 1964; Лотман Ю.М. Масонство // Советская историческая энциклопедия. Т.9. М., 1966. Стб.167-169; Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990; Масонские доклады Г.И. Газданова / Публикация А.И. Серкова// Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С.174-185; Масонство и русская литература XVIII – начала XIX вв. Под ред. д-ра филол. Наук В.И. Сахарова. М., 2000; Сахаров В.И. Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литература XVIII – начала XIX века. М., 2000.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима