Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Mathematicus — О древности глобуса

В ряде масонских текстов, объясняющих символику братства, утверждается, что глобус — символический предмет сравнительно новый, ибо в прошлом люди считали Землю плоской и, следовательно, глобусы делать не могли. Правильно ли это утверждение? Кто, где и когда создавал первые глобусы? Как связана история глобуса с развитием представлений людей о Земле и Космосе? Символом чего был шар в античной и европейской традициях, и как его символика связана с данными представлениями? Я попытаюсь ответить на эти вопросы и показать, что, в действительности, возраст глобуса и как научного инструмента, и как символа весьма почтенен, что его древность сопоставима с древностью других важнейших масонских символов, что история глобуса неразрывно связана с деятельностью и учением античных предков современного масонства.
Слова globus и sphaira в латинском и греческом, соответственно, означают просто «шар», т.е. любой объект шарообразной формы. В русском языке мы называем глобусом любую карту на сфере, причем не обязательно карту Земли.
Достаточно просто вспомнить о том, что помимо глобуса Земли есть еще и глобус неба, чтобы усомниться в аргументации тех, кто отрицает его древность. Древние представления о плоской Земле, на которые они ссылаются, логически не исключают идеи неба-сферы. Более того, о сферичности формы неба свидетельствуют непосредственные наблюдения. Разумеется, нужно логическое умозаключение, чтобы непосредственно наблюдаемое полушарие неба превратить в шар. Но такое умозаключение было сделано уже в древности и еще до того, как Земле была приписана та же форма. Соответственно, и глобус неба был изобретен раньше глобуса Земли.
Со сферой, как с геометрической формой, человечество познакомилось очень давно. Насколько давно — это вопрос другого исследования, здесь же необходимо отметить, что все великие цивилизации классического Востока были с ней знакомы. Тем не менее, классический Восток не знал ни идеи земного шара, ни сферического космоса. Земля предполагалась более или менее плоской. Небесный свод покрывал ее подобно шатру, как сказано в Псалтири (Пс. 103, 2). На Востоке знали и изображали небесные созвездия, но до глобуса неба не дошли. Не дошли, очевидно, потому, что для этого требовалось абстрактно-логическое мышление, которое и в Египте, и в Вавилоне, и повсюду на классическом Востоке отсутствовало.
Впервые идея шарообразности мироздания (как, впрочем, и многое другое, например, упомянутое абстрактно-логическое мышление) появилась в Древней Греции, причем еще в архаическую эпоху. Милетский философ Анаксимандр, живший в первой половине VI в. до н.э., первым сказал о том, что миров — множество, что они возникают и уничтожаются, что мир имеет шарообразную форму и состоит из сферических небес и всего, что эти небеса внутри себя заключают. Как свидетельствует Аристотель, Анаксимандр считал, что Солнце, Луна, планеты и звезды приводимы в движение небесными сферами, к которым они прикреплены, а Земля неподвижно висит без всякой опоры в центре шарообразного мира. Идея сферы звезд открывала путь к изготовлению изображения неба на сфере.
Честь создателя первого небесного глобуса, равно как и первой географической карты, античная традиция также приписывает Анаксимандру.
Однако идея плоской Земли не была им преодолена. Анаксимандр утверждал, что Земля имеет форму цилиндра, высота которого в три раза меньше диаметра, что люди обитают на одной из его плоских поверхностей. Несмотря на несовершенства и даже отступления (Анаксимандр отказался от идеи Фалеса о том, что Луна светит отраженным, а не собственным светом) система Анаксимандра была огромным прорывом вперед, настоящей революцией. Для того чтобы хоть немного ощутить это, нужно вспомнить, что его учитель Фалес Милетский считал, что Земля плавает в водах безграничного Мирового Океана подобно куску дерева, а ученик Анаксимандра Анаксимен отверг идею сферического мира и вернулся к идее небесной полусферы, накрывающей плоскую, «столообразную» Землю. Вращение небесного полушария Анаксимен, со свойственной ему любовью к аналогиям, сравнивал с поворотом шапочки вокруг головы. Он отрицал то, что заходящие за горизонт небесные тела проходят под Землей, что следовало из концепции Анаксимандра. Просто, говорил Анаксимен, на севере Земля повышается, и светила скрываются за ней, как за горой.
Пойти стопами Анаксимандра, превзойти его и привести к окончательной победе идею сферы, как универсальной формы мироздания было суждено его другому ученику — Пифагору Самосскому, духовному праотцу ордена вольных каменщиков. Именно ему вся античная традиция единодушно приписывает утверждение, о том, что Земля — шар.
Как ученик Анаксимандра Пифагор был знаком с его теорией шарообразных небес и, наверное, видел первый небесный глобус. Возможно, он обратил внимание на явное несоответствие форм небесных сфер и Земли-цилиндра в концепции Анаксимандра. Возможно и то, что к выводу о шарообразности Земли Пифагора привел его особый интерес к геометрии. Еще Фалесу, которого, как говорят, Пифагор застал в живых, и у кого он тоже учился, приписывают фразу: «Прекраснее всего — космос, ибо он творение Бога». Прекраснейшей и совершеннейшей вещи должна соответствовать совершеннейшая форма. Какая из геометрических форм могла быть названа таковой? Пифагорейцы называли сферу, указывая па ее исключительные геометрические свойства, а именно: бесконечное число осей вращения, абсолютную симметрию и равенство точек поверхности, максимальность объема при данной величине поверхности и т.д. Таким образом, сфера как совершеннейшая геометрическая форма была постулирована в качестве основной формы Космоса вообще, и Земли в частности.
Здесь уместно упомянуть, что Пифагор был также и автором теории гармонии или музыки сфер, соединившей астрономические и музыкальные исследования пифагорейцев. Полагая, что «все есть число», Пифагор, очевидно, делал вывод, что размеры и движения небесных сфер связаны определенными математическими соотношениями. Пифагорейцы также открыли, что определенными математическими соотношениями характеризуется и гармонический звуковой ряд. Утверждалось, что каждая небесная сфера издает особый звук. Эти звуки в силу наличия между сферами упомянутых выше соотношений создают музыку, гармония которой совершенна. Говорят, будто, Пифагор мог слышать музыку сфер.
Пифагорейцы широко использовали символы как форму хранения и передачи знаний. Многие символы масонства имеют пифагорейское происхождение, например, пятиконечная звезда. Неудивительно, что и сфера у пифагорейцев тоже приобрела символическое значение. Во-первых, сфера, как универсальная космическая форма, обозначала мир (Землю, Небо или весь Космос), но не только. Как исключительная геометрическая форма сфера стала символом понятия «Совершенство». Например, знаменитый философ Парменид, ученик пифагорейца Амения, основную категорию своей философии совершенное, неподвижное и неизменное «истинное бытие» (которое позже отождествят с Богом) метафорически уподобляет шару.
Пифагор создал союз — уникальное сообщество людей, сочетавшее в себе черты научно-философской школы и религиозной общины, культурное значение которого было чрезвычайно велико. Огромное влияние пифагорейцев на философов V в. до н.э. и, прежде всего, на Платона обусловило быстрое и повсеместное (у греков) торжество сферической концепции. Затем ее усвоили Отцы Церкви вместе с той частью неоплатонизма, которую они пожелали принять, и, освятив своим авторитетом, передали новой европейской цивилизации. Шарообразность Небес и Земли была настолько глубоко проникшим в античную культуру интеллектуальным фактом, что, несмотря на радикальное изменение культурном 11 социально-политической ситуации, Европа (точнее слой образованных людей Европы) никогда не смогла его забыть.
В античности было создано множество небесных глобусов. Самый знаменитый из них — глобус Архимеда (вторая половина 111 в. до н.э.). Это глобус был сложнейшим механическим устройством и вызывал восхищение на протяжении всей античной эпохи. Первое свидетельство о нем принадлежит Цицерону. В его диалоге «О государстве» сказано, что Архимед придумал, как представить на небесной сфере движения Солнца, Луны, планет, а также лунные фазы. Последнее свидетельство — это посвященные глобусу стихи, написанные римским поэтом Клавдием Клавдианом незадолго до взятия Рима готами в 410 г.

Неба устав, законы богов, гармонию мира –
Все сиракузский старик мудро на землю принес.
Воздух, скрытый внутри, различные движет светила
Точно по дивным путям, сделав творенье живым.
Ложный бежит Зодиак, назначенный ход выполняя,
Лик поддельный Луны вновь каждый месяц идет.
Смелым искусством гордясь, свой мир приводя во вращенье,
Звездами вышних небес правит умом человек.

Следует отметить, что помимо глобуса-планетария, который завоеватель Сиракуз Марцелл взял себе, существовал и другой глобус Архимеда. «Более красива и более известна в пароде, — говорит один из героев диалога Цицерона, — была другая сфера, созданная тем же Архимедом, которую тот же Марцелл отдал в храм Доблести». Таким образом, мы видим, что в Риме один из небесных глобусов был украшением храма, причем храма посвященного олицетворению нравственного понятия.
Одним из древнейших ныне существующих глобусов неба является превосходный, хорошо сохранившийся Фарнезский глобус, хранящийся в Национальном музее г. Неаполя, в Италии. Это мраморная скульптура, датированная 70 г. до н.э., изображает собой Атласа, держащего над своей головой небесную сферу. На поверхность глобуса нанесена координатная сетка (небесные параллели и меридианы), пояс Зодиака. Ясно различаются рельефные гравюры, изображающие древние созвездия, но звезды не показаны — это характерная особенность древних звездных карт. Кстати, Атлас (или Атлант) некоторыми античными авторами (например. Плинием) был превращен из мифического титана, держащего на своих плечах небесный свод, в древнего мудреца, открывшего небесную сферу. Эта легенда имела очень долгую историю. Так, когда в 1603 г. картограф Иоганн Байер опубликовал свою «Уранографию», установившую «беспрецедентный для своей эпохи, передовой научный, графический и художественный стандарт для звездных карт», то на титульном листе он сделал две надписи: «Атласу, первому учителю астрономии» и «Геркулесу, первому студенту — астроному». Этому обстоятельству мы обязаны словом «атлас».
Справедливости ради следует сказать, что не только средиземноморская цивилизация знала небесный глобус. В Китае первый небесный глобус (по-китайски — хуньсян) был сделан астрономом Ло Сяхуном во временя правления императора У-ди (140-87 гг. до н.э.). Современный русский исследователь В.Е. Еремеев в своей книге «Традиционная наука Китая» пишет: «Глобус мог вращаться и имел на своей поверхности изображения всех известных в то время светил. Сферу глобуса обрамляли две металлические дуги, соответствующие небесному экватору и меридиану места, с которого могло производиться наблюдение за небом. С помощью этого глобуса можно было определять время восхода и захода звезд и Солнца, а также моменты прохождения звезд через меридиан. При династии Тан в 725 г. буддийский монах И Син (683-727 гг.) вместе со своим помощником Лян Линцзяном изготовил бронзовый небесный глобус, на поверхности которого были выгравированы изображения созвездий и небесного экватора. Устройство приводилось в действие водой и делало полный оборот в течение суток, точно согласуя свое движение с реальным движением небесных светил. Вокруг небесного глобуса располагались два подвижных зубчатых кольца, на которых были установлены шарики, обозначавшие Солнце и Луну. Кроме того, к глобусу были присоединены посредством системы зубчатых передач две деревянные фигуры. Одна из них через каждые четверть часа автоматически ударяла по барабану, а другая — каждый час производила удар в колокол».
Если идея небесной сферы сразу же привела к созданию небесного глобуса, то идею земного шара и первую попытку изобразить Землю на шаре разделяют столетия. Это обстоятельство, очевидно, связано с принципиальной разницей в ситуации наблюдения. Мы можем охватить взглядом половину всей небесной сферы, и наблюдаем ее почти без искажений. На земле же нашему наблюдению доступен лишь незначительный кусок поверхности, причем видим мы его сильно искаженным. Таким образом, создание земного глобуса требовало большого труда по обработке множества географических карт различных районов земного шара. По свидетельству античного географа Страбона первый глобус Земли был создан в середине II в. до н.э. Кратетом Малосским, главой пергамской научной школы, больше известным как филолог и заведующий библиотекой царей Пергама. Страбон сохранил нам описание глобуса Кратета. Изображения на нем были весьма условными. Пересекающиеся под прямым углом ленты двух рек-океанов (один течет вдоль экватора, другой вдоль меридиана) делят землю на четыре части-материка. В северном полушарии находятся наша ойкумена и материк периэков, т.е. «рядом живущих». В южном полушарии расположены материк антэков, «напротив живущих», и материк антиподов, «под ногами живущих». В 168 г. до н.э. пергамский царь Евмен отправил Кратета в составе посольства в Рим, где тот неожиданно прославился. Гай Светоний Транквилл, римский историк II в. н.э. рассказывает об этом так: «Па Палатинс он провалился в отверстие клоаки, сломал себе бедро и после этого все время своего посольства проболел. Тут-то он и стал часто устраивать беседы, без устали рассуждая, и этим подал образец для подражания». Видимо, помимо всего прочего Кратет познакомил римлян и со своим глобусом.
Влияние пифагорейского учения в Риме было чрезвычайно велико. Известно, что еще в 111 в. до н.э. в Риме существовало тайное пифагорейское общество. Именно римские пифагорейцы создали широко распространившуюся легенду о том, что основатель римской религии, второй царь Рима Нума был учеником Пифагора. Поэтому не удивительно, что глобус Кратета оказал сильное влияние на римскую иконографию и символизм сферы: семя упало на благодатную почву. Языческие боги и римские императоры стали изображаться со сферой в руке. В Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге есть замечательная римская статуя I в. н.э. Император Октавиан Август представлен в виде царя богов и людей Юпитера. Он сидит на троне и держит в руке шар, на котором стоит богиня победы. Идея изображения очевидна: власть Августа над земным шаром священна и подобна власти Юпитера над Космосом. То, что на многих аналогичных изображениях на сферах можно видеть перекрещивающиеся под прямым углом полосы, не оставляет никаких сомнений — перед нами все тот же глобус Кратета.
Сфера в руке Таким образом, стала символом власти над миром. Если в языческую эпоху сферу держали боги и императоры, то в христианскую ее стали держать ангелы и короли. Хорошо известен и весьма популярен православный иконописный чин «архангел Михаил со сферой». Языческую Победу, венчавшую глобус, заменили на христианский крест, и в таком виде шар превратился в один из символов христианской монархической власти. На Русь этот символ попадает из Польши в начале XVII века. Впервые он использовался при коронации Марины Мнишек и назывался «державным яблоком». Слово «яблоко» затем отпало, и в дальнейшем эту регалию стали звать державой. В английском языке понятия «шар», «земной шар», «глобус» и «держава» до сих пор обозначаются одним и тем же словом globe. До сих пор мы видим па глобусах-державах полосы океанов, хотя их значение и утеряно (с утратой этого значения исчезло и нижнее полукольцо меридионального океана).
Древнейший же сохранившийся глобус Земли находится в музее города Нюрнберга. Он был сделан его уроженцем — географом Мартином Бехаймом в год открытия Америки (1492 г.), поэтому данной части света на глобусе еще нет. Любопытно отметить, что сам мастер назвал свое творение «земным яблоком».
Приведенные выше факты и рассуждения, разумеется, не раскрывают заявленную тему в исчерпывающей полноте, но это и не было задачей текста. Важно то, что они позволяют дать определенные ответы на вопросы, поставленные в его начале. Мы можем быть совершенно уверены в том, что глобусы начали делать в глубокой древности. Уже тогда глобусы служили украшениями храмов и использовались как символы в светских и религиозных изображениях. Существует неразрывная связь между началом создания изображений неба и Земли на сфере, идеями шарообразности Земли и Космоса и исключительными свойствами сферы, как геометрического объекта. Эти идеи развивались школой Пифагора, которой масонство обязано очень многим. Глобус Земли еще в античную эпоху превратился в символ власти над миром и в таком значении пережил античность и дожил до современности в виде королевской державы. В православном же храме мы видим сферу мира в руке архистратига Михаила. Не лишен символизм сферы и нравственной стороны, т.к. для пифагорейцев сфера была воплощением совершенства, в том числе морального. Все вышесказанное позволяет утверждать, что глобус так же древен, как и другие важнейшие символы масонства (например, циркуль) и заслуживает такого же почетного места среди украшений наших лож.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима