


День св. Иоанна Евангелиста в западной литургической традиции отмечается в декабре и в широком смысле слова входит в цикл праздников, культурно и исторически связанных с Рождеством, отмечаемым в католической и протестантской традиции 25 декабря, в день, ранее известный как Dies Natalis Solis Invicti – Рождество Непобедимого Солнца (монистического солярного бога римской религии Sol Invictus, соотносимого с Гелиосом, Солом, а также с Митрой). Непосредственно солярная символика данного праздника, как и Зимнего Солнцестояния имеет параллели в греко-римской и западной религиозно-мистической традиции, а также в астролатрии. Четыре даты в течении земного года являются ключевыми с астрономической и астрологической точки зрения в вопросе движения солнца по эклиптике (в реальности – в обращении Земли вокруг Солнца). Для начала необходимо сделать краткий экскурс в астрономию и астрологию, а равно и в связанную с ними астролатрию.
Для дальнейшего удобства необходимо дать небольшое пояснение по используемым далее терминам из астрологии.
Небесная сфера имеет несколько проекций пространственных реалий земного шара на условный купол небес – небесная «ось» Север-Юг – условная линия, пронизыввающая землю от полярной звезды, совпадающей с точкой над географическим северным полюсом, к полярной точке южного полушария, в которой сейчас нет определяющей ее звезды.
Небесный экватор – круглая ось в 360 градусов, являющаяся проекцией земного экватора на небесную сферу или осью вращения земли вокруг своей оси.
Эклиптика – орбита Земли, она же –видимый путь солнца по небесной сфере, составляющая вытянутый круг, поделенный на 360 градусов, как и экватор. Астрология и астрономия (в свое время это понималось как одно и то же) предложили в древности деление небесной сферы по эклептическим координатам, а саму эклиптику разделили на 12 «знаков», получивших имена по эклептическим созвездиям, бывшим в свое время на этом месте, однако смещенным ввиду прецессии – колебания орбиты Земли в результате вращения вокруг своей оси и вокруг Солнца, под действием гравитации Солнца, Луны и других планет. 12 знаков зодиака проецируются не просто на эклиптику, но и на всю небесную сферу, таким образом, мы можем перенести в эклиптические или экваториальные координаты любой небесный объект.
Небесные тропики – проекция северного (тропик Рака) и южного (тропик Козерога) географического тропика на небесную сферу.
Эклиптика пересекает под углом небесный экватор в двух местах, а также по касательной задевает северный и южный тропики. Эти четыре точки на небесной сфере называются кардинальными точками и являются моментами входа (или, говоря астрологически, ингресса) Солнца в четыре знака зодиака: Овен (пересечение эклиптики и экватора, Весеннее Равноденствие), Рак (касание эклиптики к небесному экватору, Летнее Солнцестояние), Весы (пересечение эклиптики и экватора, Осеннее Равноденствие) и Козерог (касание эклиптики к южному тропику, Зимнее Солнцестояние). Астрономически каждые две точки находятся на расстоянии 180 градусов друг от друга, то есть в четкой оппозиции, а значит, когда Солнце находится в точке Зимнего Солнцестояния, Земля находится в точке Солнцестояния Летнего, потому в южном полушарии наиболее долгим будет день, когда Солнце в тропике Козерога, а не Рака, в отличие от северного полушария.
Поелику западная эзотерическая традиция, астрология, магия и все связанные с ними ордена, организации, традиции, общества и прочее, зародилась в Европе, которая находится в северном полушарии, то смысловое наполнение в символическом и ритуальном пространстве привязано к движению солнца по небу с точки зрения северного полушария, в этом и символическое значение зимних, декабрьских и январских праздников и их языческих предков (дня св. Николая, дня св. Иоанна Евангелиста, Рождества, Нового Года, Крещения, святок, а также периода Адвента – ожидания Рождества в католической, англиканской и протестантской традиции). Точно также пространство организовано и в храме, в том числе и масонском, а равно и в магическом круге, и символизм процессии, движения или странствия посолонь и противосолонь соотносится с движением солнца по небу в северном полушарии: от востока к западу через ют и от запада к востоку через север. Двигаясь через север к востоку, в северном полушарии, Солнце преодолевает ту часть небесной сферы, которая условно называется расположенной «под землей».
Для более подробного рассмотрения символизма праздников данного периода, рассмотрим немного весь промежуток от Осеннего Равноденствия и до Зимнего Солнцестояния. Осеннее равноденствие в северном полушарии — это важный сигнификатор начала сезона сбора урожая. Окончание сезона приходилось примерно на начало месяца ноября, сейчас в массовой культуре последствие этого праздника – дня окончания сбора урожая и начала зимы – это Хэллоуин или День Всех Святых. После периода окончания сбора урожая начинается период умирания природы. Это напрямую связано с тем, что в северномполушарии в этот момент сильно сокращается световой или астрономический день, а точка фактического зенита Солнца находится ниже Небесного Экватора. Кульминацией же этого периода является Зимнее Солнцестояние, когда Земля достигает Тропика Рака, а Солнце, соответственно, Тропика Козерога и происходит ингрес Солнца в знак Козерога (30 гр. Стрельца / 0 гр. Козерога). Эта дата известна в культуре как Йоль или Ночь Темной Анны, а в римской традиции – Сатурналия (хотя ее дата немного смещалась).
В Римско-Католическом, а также англиканском и лютеранском календаре 27 декабря это день Святого Иоанна Евангелиста. Что примечательно, Он совпадает с рождественским периодом, длящимся от Навечерья Рождества 24 декабря до Епифании или Богоявления 6 января – день трех волхвов или трех царей. На Рождественской Мессе, при этом, читается не описание самого рождества (эти чтения приходятся на Адвент и Навечерье), а вводный евангельский «гимн Логосу» из Евангелия от Иоанна. И это тот самый Логос, которого символизируется и утерянным Словом, Именем Божьим, которое ищут мистики, каббалисты и масоны, которое было открыто Отцу Нашему – Хираму, Царю Соломону, первосвященникам и пророкам. И Христос, Бог Истинный от Бога Истинного, в христианской парадигме, и есть тот самый «Бог Живой и Истинный», воплощенный Логос.
Подобно тому, как после 20-21 или 22 декабря Солнце восходит вновь выше и 25 декабря – в Рождество день становится ощутимо длиннее, что видимо символизирует приход света – того самого света, который принес Христос, называемый «Солнце Правды» в одном из католических антифонов (антифон «O Oriens splendor», поющийся как раз 21 декабря).
Этот символизм объединяет 3 даты и 3 праздника: Солнцестояние, Рождество и, собственно, Святого Иоанна. Все эти смыслы синтезировались в той или иной степени в том, что стало «Иоанном Зимним» в масонской традиции. Не случайно, в некоторых масонских уставах, например в ИШУ, в этот день совершается краткий обряд «обрушения храма», когда офицеры ложи сдают свои инсигнии и атрибуты Д⸫М⸫`у, после чего тот символически разрушает ложу, затем вновь ее воссоздавая – прямой намек на смерть и возрождение: не зря Иоанн Зимний в шутку именуется «масонским новым годом».
Теперь обратимся к историческим аспектам происхождения этого праздника в контексте масонства и частично резюмируем его мистический смысл.
Как уже говорилось в нашей работе посвященной примордиальной традиции в контексте масонства, с древнейших веков гильдии и цеха имели своих богов-покровителей, а с приходом им на смену христианских святых, гильдии традиционно избирали своего святого-покровителя и имели в его честь церковь или часовню, где проходили и их торжественные собрания, заседания, повышение по служебной лестнице и важнейшие события из жизни членов гильдии: крестины, похороны, свадьбы, конфирмации. Нередко в разных странах гильдии имели разных покровителей, и варьироваться это могло от города к городу. Так, помимо Св. Иоанна Евангелиста в той же Англии, считающейся условно «родиной» масонства, хотя это не совсем так, покровителем каменщиков в зависимости от города оказывались в разные годы также Дева Мария, Св. Иоанн Креститель и Св. Клемент, последний встречается в контексте исследования Мистерий Йоркского Цикла, являющихся, возможно, предками мистерии Третьего Градуса.
К XVIII веку – моменту институционализации масонства как единой структуры, в среде уже масонской, за редкими исключениями, остаются ключевыми три праздника – Св. Иоанн Евангелист (Иоанн Зимний) и Св. Иоанн Креститель (Иоанн Летний) – в символических градусах и Св. Андрей Первозванный – в Шотландских. Отдельно также существовали и существуют в некоторых градусах и уставах ритуалы по случаю Чистого Четверга, Пасхи, Песаха, Четырех Коронованных Мучеников, Святой Троицы, или Лионских Мучеников в традиции Избранных Коэнов. В результате реформирования ритуалов и унификации традиций, для Символической Ложи остались обязательными праздники только Летнего и Зимнего Иоаннов.
Символизм же Св. Иоанна Евангелиста для масонов намного глубже, чем просто профессиональный праздник и годовой цикл. Св. Иоанн Евангелист, он же Богослов первый автор библейского текста, возвещающий о Боге-Логосе – ранее этот концепт был известен Филону Александрийскому, но никак не фигурировал в Писаниях. И Логос, тот самый, что создает миры, извлекая из небытия бытие. И подобно этому процессу, каменщик извлекает из камня форму, которая станет затем камнем большого здания Храма.
Итак, мы, вольные каменщики, вспоминая в этот праздник одного из учителей наших, и одного из учеников Иисуса Христа, вспоминаем первого, кто свидетельствует о Слове, ставшем плотью и обитавшем с нами. Божественный Логос, через который все создано и мы, как соратники В⸫А⸫В⸫ идем путем несения его света в мир, того самого, который светит во тьме и который не объяла тьма. И именно в эти самые длинные ночи и короткие дни мы вновь говорим «больше света!» и несем свет, который поклялись нести. И, трудясь над огранкой камня своего сердца, мы извлекаем свою подлинную личность, свое истинное «я» из этого самого небытия грубой, суетной и временной материальной оболочки, дабы стать теми, о ком Евангелист сказал «…которые не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились».
Dixi