Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Nemo — Трансцендентное знание и примордиальная традиция в системе эзотерических учений в общем и в масонстве, в частности и их роль в контексте посвятительной традиции

Применяемые в работе сокращения

PGM – Papyri Græcæ Magicæ – греческие магические папирусы
ВВФ – Великий Восток Франции
ГМИР – Государственный музей истории религии (бывш. Музей истории религии и атеизма, ранее – музей отжившего культа), г. Санкт-Петербург.
ДИИУММ – Древний и изначальный устав Мемфис-Мицраим
ДПШУ – Древний и принятый шотландский устав
НИОР РГБ – Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (бывш. Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина), г. Москва.
ОР РНБ – Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (бывш. Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина), г. Санкт-Петербург.
Ф. – фонд.

Идея изначальной традиции, «вечной философии» или трансцендентной мудрости присуща многим школам. Разные течения, учения, секты, претендовали на обладание ею самой, а равно и на «единственно верное» понимание этой истины. Можно вспомнить девиз, выбранный теософским обществом: «нет религии выше истины». Однако представление о характере этой вечной истины вечно менялись. В начале прошлого столетия возникает философская школа перенеалистов или интегральный традиционализм, у истоков которой стояли Р. Генон и Ю. Эвола, которые вводят понятие «примордиальная традиция».  И между ними тогда же завязывается спор о том, кто был изначальным хранителем вечной мудрости: Эвола предлагает касту воинов, т.е. рыцарей, кшатриев (в частности он касается этого в «Мистериях Грааля»), Генон – жреческую («Духовное владычество и мирская власть»). Именно от Генона и Эволы идет и полемика о примате воинов или жрецов, продолжающая в мистическом и академическом дискурсе спор священства и царства, и от них идет термин примордиальной традиции, который мы применим в данной работе, которая, однако, не является изложением учения Генона или Эволы, но наших собственных соображений. Следует также заметить, что параллельно с идеей принадлежности изначальной мудрости войнам и жрецам, встречается идея и о том, что ею также владели ремесленники, купцы и прочие представители «среднего класса», который сформирует буржуазию в индустриальную эпоху. Этого воззрения придерживался, в частности и Генон, а также такой тезис можно встретить и у А.Г. Дугина, отождествляющего ремесленные посвящения с «логосом» и «культурой» Диониса. Как покажет наше последующее исследование, практически все эти тезисы, если не стопроцентно верны, то по крайней мере правомерны, а роль масонства в этом синтезе, чуть ли не первостепенная.

Р. Генон в целом ряде своих работ постулирует наличие древней монистической традиции, с которой он связывает платонизм, Адвайту и учение Шри Шанкарачарьи, гностицизм, герметизм, мистико-эзотерическое учение в масонстве, суфизме, каббале и других направлениях. В настоящей работе мы постараемся совершить кратко обозрение некоторых учений о трансцендентном знании, на примере некоторых мистико-эзотерических текстов, учений и инициатических обществ. В целом ряде учений и религий тайные знания: магия, теософия, астрология, дивинация, некие мистические учения возводятся к самому первоначальному моменту истории человечества, например к Адаму, Сифу, Каинитам, временами до Потопа или к неким иным событиям у истока текущего космического цикла.

Приведем несколько утверждений западной гностико-герметической традиции. И начнем мы с главного аккумулятора западной традиции – с масонства. Так, в рукописях из масонского фонда достойного бр⸫ нашего С.С. Ланского (НИОР РГБ Ф. 147 № 135; аналогичный документ имеется также в музейном фонде НИОР РГБ Ф. 178 № 3184) присутствует следующее древо носителей изначального знания (соблюдается хронология перечисления в рукописи):

Адам, Сиф, Енох (Идрис в арабской традиции, иногда отождествляемый с Гермесом Трисмегистом или Первым Гермесом), Ной, Арфаксад, Мицраим (называемый также: Менес, Мин, Осирис) и Иша (называемая также Исида, Изис), (От последних ведут начало народы: Лудимы (Эфиопы), Анамиимы (Либане, т.е. Ливанцы); Нефтулимы, Патросимы, Хаслуимы (Колхидцы), Филистимляне), Тот (Гермес), Египтяне, Финикийцы (Финикияне), Вавилоняне, Аравляне (Агаряне, Арабы), Халдеи, Ассирийцы (Ассириане), Китайцы, Авраам, Зороастр, Исаак, Иаков, Иосиф, Греки, Моисей, Мария (Мирьям, сестра Моисея), Друиды кельтские (Цельтически), Брамины, Евмольпиды или таинства Цереры Елевзинской (Элевсинская мистерия), Соломон [и Хирам, в оригинале отсутствует], Римляне, пророки Исаиа, Иезекииль, Даниил, Фалес, Пифагор, Ездра, Платон, Ессеи. От Ессеев, согласно этой рукописи, а также тексту рукописного сочинения «Взгляд на философов и революцию французскую» (ОР РНБ, ОСРК, Q.III.120) и ряду других текстов, знание якобы перешло к тамплиерам и крестоносцам в целом, а затем разошлось по Европе и попало в масонские ложи. Стоит ли говорить, что это яркий пример анахронизма: ессеев к моменту прихода крестоносцев уже почти тысяча лет, как не было, а наследниками их знаний являются, скорее мандеи и отчасти йезиды, а также христианские гностики, но никак не военно-рыцарские ордена эпохи Крестовых Походов.

Есть и другая версия, приводимая, в частности, в легендах «шотландских» градусов и Королевской Арки, что каменщики Соломона сохранили в недрах Храмовой Горы священные реликвии Соломонова Храма и своего Ордена, свои тексты и гроб Хирама, после чего часть из них, накануне захвата Иерусалима бежала в неведомые страны, сохранила традицию и затем, в лице рыцарей и их сопровождавших ученых вновь оказалась через тысячу лет в Иерусалиме, открыла тайник, а также реликвии более поздние и вывезла в Шотландию, где были основаны первые шотландские братства В⸫ К⸫ (данная легенда на русском приводится в рукописи посвятительной легенды «История шотландского братства», НИОР РГБ Ф. 147 № 35). Есть и другие легенды, описывающие всеохватность знания, на которое масонство стремится претендовать.

Приведем цитату, в контексте масонства рассматриваемую как описание источника, начала этого искусства, однако релевантную для большей части мистических откровений.

(цитирую по: НИОР РГБ Ф. 178 № 3184)

«Масонство уподобляется зеленому раю, к коему Бог приставил Херувима с пламенным мечем, для отражения дерзких, которые будучи заражены всеми смертными грехами, отважились бы приближаться к насажденному в оном древу жизни (ср. Быт. 3:22-24 – прим. мое Nemo) <…> Всякий верующий в Бога и Его святому Слову, конечно не усомнится, что всеобщий наш праотец Адам, получил от Своего Творца высочайшую премудрость в познании Бога, натуры и всех сотворенных вещей. Именно сие совершенное познание целой природы и всех сущностей, он в состоянии каждой твари был дать имя ей приличное; потому что знал совершенно внешние и внутренние их свойства. Знание сие, хоть жалостным падением его и ослаблено в высочайшей степени; но дабы вовсе не угасло, Бог употребил служение Ангелов на укрепление оного. Они были Наставниками. Как прекрасно называет их один славный писатель! Не менее достойно вероятия и то, что сей Праотец великий сии ведения, полученные им от Бога, большею частью чрез грех утерянные и от чистейших духов опять принятые передал своим детям…».

Далее приводится вышеозначенная цепочка передачи до Ессеев и далее. Аналогичная хронология, хотя и более краткая, приводится и в других текстах, например в рукописи «Рассуждение об истлении и сожжении всех вещей» (1816 г., Архив ГМИР, Колл. 2 Оп. 1 № 74), где каббала возводится к Адаму через Сифа, Ноя, Авраама и Моисея, что присутствует и в каббалистических иудейских трактатах.

Похожую, но более краткую вариацию изложения приводят в своих текстах Розенкрейцеры, в частности, в кратких наставлениях по истории учения ордена для юниората Ордена Злато-Розового Креста.

(цитирую по: НИОР РГБ Ф. 147 № 295.1)

«Никакой человек верующий в Бога и в святое Его Слово, не усомнится в том, что Адам общий Отец наш, непосредственно принял от Творца своего высочайшую Премудрость в познании Бога, натуры и всех сотворенных вещей. Неложным доказательством тому служит то, что Адам умел наименовать каждую тварь чрез посредство совершенного познания Натуры и всех существ. Не менее достойно вероятия и то, что сей Праотец сообщил чадам своим сию высочайшую науку и что она с разнасаждением поколений дошла до нас, до скончания мира не погаснет и пребудет у избранных чад человеческих, сынов Премудрости. Сказано: «Начало Премудрости есть страх Господень». Из сего заключить можно, что, хотя много званных, но мало весьма избранных, потому что самое малое число людей прилежит к истинному страху и познанию Бога и Натуры. От сего происходит что истинная Премудрость, Мир и безумные его приверженцы презирают, почитают за буйство и осмеивают. Но так как мы знаем, что Адам, Ной, Авраам, Исаак, Моисей, Аарон, Иисус Навин, Давид, Соломон, также Гирам Авией (т.е. Хирам Аббиф – прим. мое, Nemo) Гермес Трисмегист, да и неизвестно многие другие Богом просвещенные мужи не только до наших времен были но еще и ныне существуют…».

Здесь мы видим уже знакомую нам линию передачи знания, но также и более четкое указание на природу этого самого знания, пусть и относительно завуалированное. «Адам умел наименовать каждую тварь чрез посредство совершенного познания Натуры и всех существ».

Мы видим здесь знание Логоса и «слышание» Натуры, то есть природы или Бытия. И здесь нам надлежит остановиться немного дольше на этом именовании.

Всякое таинство включает в себя языковую систему, и сам по себе язык это таинство: он стоит между каузальной и акаузальной вселенной: он одновременно логичен и алогичен, зауряден и уникален. Но только он позволяет нам реально «видеть» вещи, равно как и «создавать» их. Язык многопланов, и он не обязательно включает в себя только буквы, звуки, слова, вербальные конструкции и прочее. Нет, язык – это любая система имеющая возможность через совокупность неких образов (вербальных, звуковых, звукоподражательных, письменных и иных) отобразить реальность. Находясь в Ложе, масоны общаются на «своем языке».

Язык масонской символики будет понятен любому масону, и шире, любому, глубоко погруженному в таинства эзотеризма, вне зависимости от того, на каком языке он говорит. Также язык этот объединяет: так, до реформы Второго Ватиканского Собора, единственным литургическим языком в латинском обряде Римско-Католической Церкви был, как ни странно – латинский, равно как и система литургической символики Святой Мессы была максимально стандартизирована и унифицирована, так что католик из Франции, не зная местного языка, спокойно мог присутствовать на Мессе где-нибудь в Польше или Вьетнаме, понимая, что читается и что происходит (сейчас, из-за популяризации служения на национальных языках и введения местных обычаев это уже немного затруднительно для некоторых групп верующих). Таким образом, язык объединяет и создает реальность.

Также и творение происходит речью: «и сказал Бог: да будет свет, и стал свет». Бог говорит и Его Логос создает мир. Бог определил своим Словом Бытие. И Бог сказал: «сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему». Человек и образ, и подобие Бога, но не сам Бог. Но, подобно Богу он творец, хотя и малый. И он знает истинную природу вещей, имея возможность слышать Бытие. М. Хайдеггер в «Бытие и времени», а также в лекциях по философии Гераклита указывает на то, что основной смысл Логоса – в его услышании. Через услышание «зова Бытия», человек встречает Логос Бога, проявленный в мире, потому Адам может называть вещи, познавать и трансформировать.

И именно божественное начало в человеке приоткрывает возможность к постижению природы вещей и к устремлению к нуминозному. Это можно сравнить с одни масонским стихотворением

(цитирую по: ОР РНБ ОСРК Q.III.122):

Кто Господу себя вручает
И сердцем чтит его закон
На каждом шаге обретает
От благодати силу он
При вере твердой возымеет
Способность к дивным чудесам,
Все сотворит, во всем успеет,
Понеже в нем творец Бог сам.

В этом – то знание, которое помогает в теозисе, и на которое ссылаются древние мистерии, каббала и гностицизм, герметическая традиция и суфизм, и масонство, как наследник, пусть местами и декларативный, всех вышеназванных традиций. Через это знание человек обретает возможность соработничества с Богом – Великим Архитектором всех миров.
Однако, какая традиция считалась «вечной», «примордиальной» и продолжает быть таковой для западной традиции? Со всей очевидностью можно сказать, что это – гностицизм. В данном случае имеется в виду гностицизм как религия гнозиса, максимально широкое представление о «религии знания», включая мистерии, неоплатонизм, теургию, герметизм и прочие традиции, в том числе и гностиков, о которых говорит ересиологическая традиция (Ириней, Ипполит и другие) и чьи тексты сохранились в греческих и коптских кодексах, в том числе в манускриптах Библиотеки Наг-Хаммади (подобным, расширительным образом в той или иной мере применяют термин «гностицизм» Г. Йонас, С. Флауэрс, Т. Карлссон, Ч.У. Кинг, Б. Симон, К. Рудольф, отчасти – А.Г. Дугин, Р. Генон, Ю. Эвола, Э. Чоран и М. Элиаде, также частично – Е.П. Блаватская и Р. Штайнер).
Следует понимать, что и как тексты PGM, так и тексты гностические, например, Книги Иеу, равно и тексты гностической и герметической философии имеют множество точек соприкосновения, которые, однако, мы не будем рассматривать подробные аспекты различных течений религии гнозиса или гностико-герметической традиции, но затронем ее роль в качестве «центральной» традиции всего западного мистицизма и эзотеризма. По сути, гностический Христос, герметические Исида, Озирис, Хор, Асклепий, Аммоний и, конечно же, сам Гермес Трисмегист, а равно мандейские утры и пророки, харранские мудрецы, Аристотель поздней герметики, халдейские теурги – возвещали и возвещают единую истину, хотя и изложенную разными словами, а до них это возвещала литература мудрости: Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова и другие книги. На эту связь и общность указывали в большей или меньшей степени, более или менее явно и эзотерики (А. Безант, Е.П. Блаватская («Разоблаченная Изида», также третий том Тайной доктрины), Р. Штайнер, Дж. Яркер («Школы Арканов»), Г.О. Мебис («Курс энциклопедии оккультизма»), А. Кроули и другие), и исследователи (Г. Йонас («Гностицизм»), К. Рудольф («Гнозис»), леди Дровер (в переводах мандейской литературы), Э. Бишофф («В свете Гнозиса»), М.Э. Поснов («Гностицизм II века и борьба христианской церкви с ним» и прочие работы) и другие) и даже критики христианства и религии в целом (Л. Фейербах, Ф. Энгельс («К сущности первоначального христианства»), А. Древс («Происхождение христианства из гностицизма») и другие).
И именно это гностико-герметическое знание или «Вечную философию» предлагает нам перениалистская доктрина западного эзотеризма.
Масонская рукопись «Нечто о герметической философии и вольном каменщичестве» пытается обосновать тождество герметической философии и мудрости библейской. Анонимный автор доходит практически до крайности: говоря о герметизме он не говорит ни слова о Гермесе Трисмегисте, но ссылается на Соломона и на Священное Писание
(цитирую по: ОР РНБ ОСРК Q.III.121):
«Сию-то премудрость (1 Кор. Гл. II Ст. 9) уготовал Бог любящим его, даровал Он Соломону. Верные, приемлющие Св. Писание, конечно, в том не сомневаются; сии же, верующие всемогуществу Божию и непостежимым судьбам его вседержительства. Не могут также утверждать, что другим, окромя Соломона, не открывал Бог в тайне премудрости Божеского строения бесчисленной в своих степенях, видах, отношениях и образах изложения но единой по существу своему и свойству. Елико суть скрыта и явна открывающему».
В качестве носителей герметической философии затем называются библейские персонажи: пророки и апостолы, а также, из числа более поздних – Якоб Беме.
В данной ситуации мы не будем четко рассматривать содержательную сторону трансцендентного знания, поскольку, говоря словами классика и древнего афоризма, «мысль, изреченная есть ложь».
К тому же, чтобы изучить текстологию, потребуется не один десяток лет и куча диссертаций, монографий, статей, зодческих и иных исследований, чтобы хотя бы кратко изъяснить то, что в диалектике именуется «превращением знаний». Однако, остановимся на месте этого знания в масонстве.
Для начала, стоит заметить, что масонство позиционирует себя наследником, в той или иной мере, всех знаний мистериальных традиций (и вообще всех учений), носителем эдакого универсального гнозиса. Однако так ли это в реальности? И да, и нет.
Безусловно, масонство не является в полной мере полноправным носителем и распорядителем многих посвятительных традиций востока: суфизма, тантрических практик буддистов, индуистов, джайнов, мистических учений даосизма etc.
Как справедливо замечала даже Е.П. Блаватская, а с нею и вполне авторитетные востоковеды, на западе представление о восточных религиях и эзотерических практиках, подчас искаженное, не полное и не верное, потому сложить полноценную, научную картину о восточных тантрических учениях достаточно сложно.
Из современных исследователей на похожую проблему указывал, к примеру, С.В. Пахомов. Он также неоднократно указывал на несостоятельность попыток западных эзотериков интегрировать сугобо восточные магические и религиозные техники в свою практику. Также замечал это Р. Генон. В общем, следует понимать, что огромный пласт восточных учений не был доступен ни А. Пайку, ни Дж. Яркеру, ни даже Папюсу и Р. Амбелену для интегрирования в посвятительную систему ДПШУ или ДИИУММ, либо же Ордена Мартинистов. Отсутствие должных знаний демонстрируют и труды Е.П. Блаватской, которая, однако, вопреки расхожему мнению и не претендовала на владение абсолютной истиной, и наставления в «Морали и Догме», и рассуждения Папюса о йогах, жизненной энергии, правильном питании с точки зрения индийцев, и попытки Г.О. Мебиса натянуть на мартинисткую формулу пентограмматона (йод-хе-шин-вав-хе) структуру «эгрегора» религий Кришны, Будды и Зороастра (это показано в лекциях на XI Аркан Курса Энциклопедии оккультизма). Также, к примеру, совершенно не корректны тексты околомасонской телемитской и окололюциферианской организации Fraternitas Saturni (Братство Сатурна), которые зачем-то применяют семь биджа-мантр чакр для ритуала открытия ложи, совершенно вырвав их из контекста практики. Список можно продолжить. Ergo, масонство не имело и не могло иметь ни комплексного представления о тантрических, суфийских или даосских практиках – критические исследования, начавшиеся в XIX в. полноценно развились только н XX – XXI векам, ни прямой линии посвящения в какую бы то ни было из этих традиций.
Однако, наиболее общими сведениями все же оно обладало, и внесло их в свои наставления, пусть и в самых общих чертах. И этих общих черт, в принципе, достаточно для того, что необходимо для масонской практики, о чем мы скажем позже.
Но, какие посвятительные традиции действительно прямо или косвенно интегрированы в масонство? Посвятительные традиции запада и мистические учения западной традиции.
Масонство действительно унаследовало знания оперативной и спекулятивной алхимии, в особенности путем интеграции концепции розенкрейцерства и создания розенкрейцерских уставов и степеней (Орден Злато-Розового Креста, Теоретический градус Соломоновых наук, 18 градус ДПШУ и ДИИУММ и другие).
Также, в масонство интегрировались идеи платонизма, пифагорейства, аристотелизма, гностицизма, герметизма и классического томизма, которые лежали в основе всего западного пути познания, а равно и натурфилософии, эзотеризма и религиозных учений. Масонство также интегрировало в себя самое важное: ремесленные традиции, цеховые ритуалы и протоколы, а равно и элементы рыцарства для некоторых высших степеней, но об этом немного позже. Также, следует учесть, что, хотя масонство не унаследовало прямой преемственности от мистерий Элевсины, кабирских культов, сирийских, персидских, римских, митраистских посвящений, мистерий Изиды и Озириса, культов Амона и других, оно наследует им имплицитно, сохраняя многие элементы благодаря косвенной передачи традиции, например, Апулеем или Ямвлихом, которые были и инициированы в сии таинства, и засвидетельствовали как они проходили.
Следует заметить, что в XVIII в., то есть когда масонство начинает институционализироваться и появляются Великие Ложи, во многих юрисдикциях возникали новые, подчас совершенно «самопальные» уставы разной степени экстравагантности. Они носили алхимический (розенкрейцеры), теургический (неаполитанские уставы, устав Калиостро, Избранные Коэны), политический характер (баварские иллюминаты А. Вейсгаупта), а иногда и все сразу (сведенборгианский масонский устав – секта Гр. Грабянки «Новый Израиль» (не путать с «Уставом Сведенборга»)); критические замечания о нем см.: НИОР РГБ Ф. 147 № 198.5, есть также список в фонде Арсеньева (Ф. 14)). Приведем лишь два примера: устав Калиостро и устав рыцарей-масонов избранных коэнов вселенной Мартинеса Паскуалиса.
Эти два теургических устава переносили в масонство – единственную общеевропейскую эзотерическую организацию, ритуалы магико-гримуарной традиции Италии и Франции, кроме того, учитывая, что Мартинес Паскуалис много путешествовал, в том числе на острова Карибского Моря, он был знаком с местными синкретическими культами, в том числе с Вуду и Сантерией, и, теоретически, мог позаимствовать отдельные техники оттуда, или из неких восточных практик: не зря же символика печатей (т.н. «характиров») из Алжирского Манускрипта столь сходна и с графикой вудуистских ве-ве разных Лоа, и планитарных символов из Пикатрикса и Устуватаса, и с печатями гоэтических духов и ангелов. Собственно, теургическая практика, описываемая Паскуалисом следует модели гримуарных ритуалов, которая затем развивается также Папюсом в его «Практической Магии». В частности, мы находим параллели с традицией Соломоновой Магии.
Устав Калиостро наследует примерно тем же тенденциям, однако в разрезе итальянской школы магии и использует для теургии и дивинации посредника – медиума, девственного ребенка: мальчика или девочку. Отчасти дивинация «с голубем», как его называет Калиостро, повторяет еще древние методы прорицания, описанные еще в греческих магических папирусах, в частности, в PGM IV 850-929, рассказывается про так называемый «Катаптосис Соломона» или «Одержимость по Соломону» (редкий пример иной соломоновой традиции, не связанной с «Ключем»; текст на русском опубликован в сборнике Предсказательная магия гримуаров, СПб.: 2023. С. 88-91).
Обе эти системы носят теургический характер и являются системами высших степеней, возможно породившими уставы, которые в итоге явили себя в виде устава Arcana Arcanorum или неаполитанского магико-теургического и алхимического устава, которые затем вошел в состав высшего класса степеней Державного Святилища устава Мемфис-Мицраим. Сложно сказать, существует ли сейчас аутентичная теургическая практика в высших степенях масонского Арканума. По утверждению исследователя масонства Е.Л. Кузьмишина в его труде «Масонство», «современные варианты ритуальных текстов высших степеней египетских уставов не содержит практических руководств по теургии и ритуальной магии, вещественной и духовной алхимии, а также иным прикладным эзотерическим наукам», однако они излагают общие эзотерические законы и принцыпы всего бытия, близкие по содержанию к «Кибалиону» (см.: Кузьмишин Е.Л. Масонство. М.: Ганга, 2019. С. 212). Таким образом, на уровне Арканума в наши дни передаются мистические знания спекулятивного, а не оперативного характера, хотя так было не всегда (например, масонские ритуалы посвящения в системе Калиостро предполагали, как уже сказано, теургический ритуал, также ритуал теургического характера, включая помазание особым елеем, рукоположение, подобное священническому и облачение с призыванием действия Духовного Мира описан в до конца нами не атрибутированной рукописи ОР РНБ ОСРК Q.III.64.
Однако масонство, не смотря на свою ритуальность, во многом система именно спекулятивная, именно потому всяческие вычурные теургии в нем такая редкость и, во многом, скорее исключение, нежели правило, однако, на любом ритуале масонства не отвергающем веру в Бога, где присутствует молитвенное воззвание, имеет место теургия, включающая в себя молитвенные и паралитургические элементы: братскую цепь (по сути магический круг), воскурение фимиама, зажжение свечей, чтение молитвенного воззвания. Стоит заметить, что эта практика применяется далеко не во всех уставах и юрисдикциях.
Теперь вернемся к древним каменщикам, вольнокаменщическому цеху, и их ритуалам. Полностью нам не известно, какого рода церемонии сопровождали собрания гильдий и цехов в разные периоды истории, начиная с поздней античности. Известно, однако, что определенные ритуалы, в том числе публичные у гильдий существовали. Еще в эпоху Римского Египта каменщики, резчики иероглифов, могильщики, актеры и врачи составляли профессиональные объединения, имевшие и «профессиональных покровителей» из числа Богов, и специальные ритуалы, как частные, так и публичные. В Средние Века функции покровителей переходят к христианским святым, что останется затем и в масонстве: св. Иоанн Креститель и св. Иоанн Евангелист (Иоанн Богослов) покровительствовали каменщикам Англии и Шотландии, от чего символические ложи, в которых работают брр⸫ в⸫ к⸫ в первых трех градусах именуются иаонновскими, а праздники этих двух святых, отчасти приуроченные к Летнему и Зимнему Солнцестояниям являлись «профессиональными» праздниками каменщиков Англии и Шотландии, а теперь являются таковыми у брр⸫ в⸫ к⸫ рассеянных по всему миру. Св. Андрей Первозванный же являлся покровителем Шотландии, от того степень Шотландского или Экосского, как его именуют в некоторых масонских рукописях, мастера, связываемая с шотландской династией Стюартов и с якобитскими претендентами, в которой начинается изучение «тайных наук» и возведение Соломонова Храма, также вверена под покровительство Св. Андрея Первозванного, а ложи 4 градуса и выше (Шотландских или Тайных мастеров) часто именуются шотландскими или андреевскими. Культ Богов-покровителей, а также святых, по всей видимости лег в основу внутренних и внешних ритуалов братств-гильдий. Однако, с каменщиками ситуация намного сложнее. В отличие от плотников, дубильщиков, красильщиков, ткачей, маляров, гончаров и прочих, каменщики были задействованы в намного более сложных вещах: они возводили замки и соборы, что требовало высокого владения математикой, физикой, химией (а где химия – там и алхимия), понимания военного дела и, в тот же момент высочайшего осознания эстетики, религиозного, мистического и оккультного символизма, геральдики и истории. В среде каменщиков были не только те, кто просто обтесывал камни, этим занималась не самая квалифицированная часть – ученики, которые и в современных ложах «работают над грубым камнем». Мастера же руководили процессом, среди них были талантливые архитекторы, скульпторы, знатоки символики. Существует предположение, высказанное, среди прочего, Освальдом Виртом в его «Книге Ученика», что у истоков христианской традиции вольнокаменщических братств стоят христианские монастыри, бывшие центрами учености, а первые каменщики христианской традиции были монахами.
В тот же момент, по мнению Е. Кузьмишина, у истоков мистериальных ритуалов каменщиков лежат также публичные ритуалы, совершаемые гильдиями и специальными объединениями, в частности, примером таких драматических ритуалов служат знаменитые Мистерии Йоркского Цикла. Для внутренней передачи таинств применялись также драматические ритуалы и, по всей видимости, мистерия третьего градуса была одним из подобных ритуалов. При этом, как свидетельствуют и масонские авторы, и некоторые исследования, полное перечисление которых оставим для другого разговора, считают, что из прочие общества утратили свое инициатическое начало и подлинные «ремесленные литургии» для посвящения, скатившись в пародии на то, что знали о ритуалах каменщиков или в откровенное богохульство (подробнее, см. например: «Записка об отличиях карбонариев от свободных каменщиков» НИОР РГБ Ф. 14 № 492). Таким образом масонство стало единственным адекватным преемником ремесленных посвящений, предполагавших не только обучение ремеслу, но и более высоким наукам, таким как уже названные физика, химия (алхимия) архитектура, математика, астрология и прочие.
Все эти науки, а равно и христианское богословие в своей идейно-философской основе стоят на двух великих учениях благословенной античности: платонизме и аристотелизме. И божественный Платон, и боговдохновенный Аристотель, в свою очередь, собрали и аккумулировали все известные им знания античности, включая информацию о досократической философии и о мистериальных культах Египта, Сирии, Персии и Греции, в том числе собранную божественным Пифагором. Эта философия распространилась не только по всей греко-римской ойкумене, но и пошла дальше, на восток, как на копьях армии божественного Александра, так и с караванами торговцев и переселенцев, дойдя от Малой Азии до городов Тарима и степей Монголии, образовав причудливый синтез с зороастризмом, индуизмом, тантризмом, буддизмом и создав многочисленные уникальные культурные феномены эллинизма, от империй Птолемеев и Селевкидов, до индо-греческих царств, оставив выдающиеся памятники восточной письменности, такие как зороастрийские трактаты по мистицизму и астрологии, иудейский эллинизм в трудах Филона Александрийского, а также выдающийся памятник буддийской мысли – «Вопросы Царя Милинды», которые, по единодушному согласию их исследователей и переводчиков, среди которых можно назвать следующих: А.А. Гусейнова (специалист по античной этике), Е.В. Абдулаева (исследователь среднеазиатского платонизма, подробно разбирает этот вопрос в работе «Идеи Платона между Элладой и Согдианой»), А.В. Парибка (исследователь и переводчик «Вопросов Милинды» с пали для серии «памятники письменности востока») есть результат обработки текстов среднего платонизма в дискурсе буддийской проповеди и буддийской философской онтологии.
Таким образом, зная наследие платонизма, аристотелизма (перипатетиков), а равно и приняв вклад неоплатоников (Ямвлиха, Юлиана Халдея и Юлиана Теурга, Плотина, Максима Эфесского etc.), западная мистическая традиция имеет доступ к той же трансцендентной философии, что и традиция восточная, хотя и в другом внешнем оформлении. Потому и названные нами выше проблемы с передачей восточной философской и посвятительной системы, и отсутствие полного представления именно о том, «как это делается у тантристов», по крайней мере на определенном этапе, привело к тому, что отдельные данные о восточной традиции были интегрированы в объяснение общей масонской и шире гностико-герметической традиции, также как христианские авторы, гностики и герметики, языческие философы и оккультисты ссылались на отдельные идеи браминов и гимнософистов, упоминали Будду, Ашоку, Менандра и других. Это вполне вписывается в идею спекулятивного или «параболического» каменщичества
(цитирую по: ОР РНБ ОСРК Q.III.129):
«Параболическое каменщичесвто заключает в себе в иероглифах, аллегориях и символах то, что теоретическое в учении, а практическое в существе и подлинности. Сей образ учения употребляют мудрые мастера, кажется мне для того: 1-е что вначале имеют дело с людьми чувственными и внешними, для коих изображать обнаженно тайны премудрости было бы не прилично, и дать против заповеди самого Господа, и великого мастера, показывающего хранение оных, говорящим ко внешним токмо притчами. 2-е, что б сим способом приучить понемногу вступивших в сей класс упражняться в размышлении, развивать в себе разум, у многих суетою подавленный, развивать в себе внутренние, и от прочих животных отличающие человека способности, обращать внимание на главное и полезное, через то начать работу в самих себе, постепенно знакомиться с подлинным и истинным человеком, в скорлупе или оболочке грубого тела заключенным… 3-е дабы через то и сам их водитель и начальники имели ясное доказательство, что вверенные им братья внутренне ведутся духом собратства, под правление, [под] которое они вечно их подводить должны, и согласно с оными поступая предводительствовать далее в ордене».
Потому-то, изъясняя «иероглифы» трансцендентного знания на примере ремесла ли, алхимии ли, теургии ли, восточных ли учений, или даже современных политических и правовых, как некоторые из наших братьев, особливо в ВВФ, мы действуем спекулятивно или параболически, донося одно и то же трансцендентное знание в разные его воззрениях и ипостасях.
Так, наставляя братьев-мастеров перед ритуалом третьего градуса, А.Ф. Лабзин, мастер знаменитой петербуржской ложи «Умирающего Сфинкса», говорит
(Протокол Ложи «Умирающий Сфинкс» от 08.11.1818 № 4 (в сборнике); цитирую по: F.III.68):
«Мы должны употребить всевозможные старания, дабы, передавая параболически сию важную степень, передали ее существеннее. Счастлив тот, кто в телесной жизни своей начнет умирать похотям и страстям своим (имеется в виду умираение похоти и страстей, здесь и далее прим мое, М.Г.) – ибо из смерти только возникает (в рукописи – изникает) свет; и только тот кто учился умирать, блаженно жить и блаженно перейти в новую жизнь, ибо смерть освободит дух его от уз, которые держат в плену своем великие силы, сокрытые теперь в падшей натуре. В доказательство чего В[еликий] М[астер] (в данном случае имеется в виду мастер стула или мастер ложи, также в некоторых русских обрядниках и протоколах именуемый «Великим Мастером», но не в смысле руководства Великой Ложей) привел пример из истории, где описываются героические поступки жен, сжигаемых за своих мужей, каковы примеры свидетельствуют ясно, что при всем развращении нашем, тлится еще в нас искра божественная вдунутая при сотворении первого человека».
Не это ли то же самое наставление, звучащее еще в начале первого градуса? Умирать для профанного мира, страстей, и не зря ли перед каждым новым градусом человек препровождается в Камеру Размышлений, образ могилы, смерти и тлена, из которого он восстает вновь. В Египетской книге мертвых каждый умерший называется Осирисом, а фараон в момент своей смерти из образа Амона-Ра превращается в Осириса, на что подчеркнуто указывает, к примеру М. Эдиаде. Не зря и на стене камеры размышлений нашего храма начертано: «Озирис восстает вновь». В этом есть несколько уроков, несколько соображений, восходящих к той самой примордиальной традиции, цель которой – богопознание и теозис.
Вот некоторые элементы, проступающие в масонской традиции, но передающие, по сути, традицию изначальную.
1. Вечное умирание и воскресение, которое впервые ученик переживает в первом градусе, после чего он будет это видеть еще много раз, а изображение убиенного мастера-предателя с одной стороны отсылает на Иуду, аркан «Повешенный» и, образы алхимической стадии Nigredo, ветхого Ялдабаофа, но с другой это и прямая отсылка на ритуал третьего градуса. Сюда же относятся и вода забвения и вода памяти (вода Мнемозины), и многое другое.
2. Разность статуса и личности, личность, замещающая некий статус действует как gemina persona, двойная личность, что отражает собой двойной статус: человека и носителя должности. Мастер Стула одновременно является и конкретным человеком, и формальной должностью, и репрезентатором В⸫А⸫В⸫ на земле и в конкретной ложе, подобно королю или епископу в светской (монархической) и духовной (церковной) иерархии (ср. с учением о двух телах короля в работах Э.Х. Канторовича). Также и ученик, подмастерье или мастер одновременно является конкретным человеком и статусом в ложе, без которого и ложи бы не было, и которая при этом содержится в вышестоящих градусах: мастер содержит в себе и ученика и подмастерья, не зря на некоторых мастерских запонах можно встретить фразу «все еще ученик». В этом смысле можно провести параллель с образом Метатрона в каббале и храмовой завесы. Соединив Самаэля и Михаэля, положительный и отрицательный аспект, мы получаем божественную завесу, через которую говорит Бог, но завеса – не есть Бог. Можно вспомнить образ Аркана «Жрица», где Жрица или Папесса, на эзотерических картах уподобляемая Изиде сидит перед завесой, натянутой между черным и белым столпом, либо между красным и синим, колоннами Яхин и Боаз. Что бы постичь этот аркан, как наставляет в «Курсе энциклопедии оккультизма» Г.О. Мебис, нужно преодолеть эту двойственность, и тогда ты сольешься с Божеством, не отделяя себя от него и став одновременно им самим. И в этом суть смерти и того, что мы сказали в первом пункте.
Итак, мы видим, что изначальная традиция раскрыта в масонстве и присутствует из всех трех источников, как во внешнем, так и во внутреннем характере своем: из жреческих посвящений и обрядов, как то теургия, молитва, возложение рук, степени включающие в себя религиозно-ритуальные эпитеты: иерофант, жрец, патриарх и «жреческие» элементы облачения в некоторых системах, например столу; из воинских, интегрировав рыцарские ритуалы, риторику, терминологию и церемониал с титулатурой как в общем (акколада мечем и вообще использование мечей в ритуале), так и в частности, в градусах: Рыцарь Кадош, Рыцарь Иерусалима, Тамплиер, Рыцарь Мальты, Рыцарь Святого Града, Благотворный Рыцарь, имея отсылку на тамплиеров и госпитальеров, а также в ношении перевязи; наконец, ремеслянных, из которых оно происходит, что видно в использовании инструментов каменщиков и архитекторов (молоток, резец, зубило, отвес, уровень, циркуль, наугольник, линейка, запон) и в самоназвании: Вольные каменщики. Наконец, оно включило в себя идеи, символы и практики наук, которые были почитаемы у всех сословий: магии, астрологии, алхимии, медицины и философии, стремясь стать подлинным училищем мудрости.
Именно потому масонство есть наследник и объединитель древних посвятительных традиций, как переданных ему напрямую, так и возрождающихся в нем вновь, подобно воскрешенному Озирису. Не зря Дж. Яркер в «Школе Арканов» всячески стремился легитимировать эту связь, пусть иногда и странным образом, хотя вполне соответствующим духу времени.

Dixi

Библиография

I. Источники
А. Рукописи
НИОР РГБ
Ф. 14 (Арсеньев)
Записка об отличиях карбонариев от свободных каменщиков НИОР РГБ Ф. 14 № 492.
Ф. 147 (Ланской)
Выписки из истории ордена В⸫ К⸫ НИОР РГБ Ф. 147 № 135.
История шотландского братства НИОР РГБ Ф. 147 № 35.
Речи, говоренные в собрании розенкрейцеров НИОР РГБ Ф. 147 № 295.1.
Сообщение об открытии нового общества «Новый Израиль» НИОР РГБ Ф. 147. № 198.5.
Ф. 178 (Музей)
Выписки из истории ордена В⸫ К⸫ НИОР РГБ Ф. 178 № 3184.
ОР РНБ
ОСРК

Взгляд на философов и Революцию Французскую ОР РНБ ОСРК Q.III.120.
Некоторые понятия об ордене свободных каменщиков, а особливо о параболическом каменщичестве ОР РНБ ОСРК Q.III.129.
Нечто о герметической философии и вольном каменщичестве ОР РНБ ОСРК Q.III.121.
Отрывки некоторых герметических работ, написанных для памяти одним из ищущих премудрости в познании натуры, Бога и самого себя ОР РНБ ОСРК Q.III.122.
Протоколы Ложи ОР РНБ ОСРК F.III.68
Устав масонского ордена высших степеней ОР РНБ ОСРК Q.III.64.
Архив ГМИР
Колл. 2 (масонство, эзотерика)

Рассуждение об истлении и сожжении всех вещей Колл. 2 Оп. 1 № 74.
B. Печатные
Papyri Græcæ Magicæ. Die Griechischen Zauberpapyr. Leipzig, 1928.
The Greek Magical Papyri in translation. The university press of Chicago, 1986.
Калиостро. Сочинения. / Пер. и сост. Е.Л. Кузьмишин. М.: Ганга, 2017.
Книга Антимакис, или Книга духовных творений Аристотеля или книга тайн Гермеса. / Пер. и коммент. Е. Кузьмин. СПб.: Академия исследований культуры, 2023.
Кибалион. М.: Амрита-Русь, 2021.
Книга Устуваттас. Харьков, ФЛП Артыщенко Б.К., 2023.
Книга ученика. Версия Великой Символической Ложи Франции, адаптированная для России. М.: 2019.
Мистерии Йоркского цикла. М.: Наука, 2014.
Паскуалис М. Алжирский манускрипт. Трактат о реинтеграции существ в их изначсальных свойствах, качествах и силах, духовных и божественных. / Пер. с фр. В.А. Ткаченко-Гильдебрандта. СПб.: Алетейя, 2021.
Пикатрикс. Гайят аль-хаким (Цель мудреца) / пер. с лат. и нем. А. Блейз. М.: ИП Красников Е.Н., 2024.
Пикатрикс. / пер. с лат Харуна И.В. Н. Новгород: А.Г. Москвичев, 2015.
Предсказательная магия гримуаров. / пер. и сист. И. Бенгальский. СПб.: Академия исследований культуры, 2023.
Шри Шанкарачарья. Семь трактатов. / Пер. с санскрита и сост. А. Адамковой. СПб.: 2007.
II. Литература
Bischoff E. Im Reiche der Gnosis. Leipzig. 1906.
Абдулаев Е.В. Идеи Платона между Элладой и Согдианой : очерки ранней истории плтонизма на среднем востоке. СПб.: Алетейя, 2007.
Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 3 т. М.: Эксмо, 2012.
Гааз М.А. Бытие и право. М.: РУДН, 2017.
Гааз М.А. Гностическое правопонимнаие: краткий очерк / Юридическая наука. 2021. № 3. С. 4-7.
Гааз М.А. Гностическая философия права. Монография. М.: РУДН
Гааз М.А. Мандейский гнозис и идея изначального закона. М.: Полиграфсервис, 2020.
Гааз М.А., Ситдиков Б.К. Масонство как культурно-историческое и политико-правовое явление // Научно-теоретический журнал Aliter № 19 (2023). С. 28-45.
Гааз М.А. Трагический миф гностиков и понимание феномена права: краткий очерк // Право, общество, государство: проблемы теории и истории : сборник материалов Всероссийской научной студенческой конференции. Москва, РУДН, 23-24 апреля 2021 г. – М.: РУДН, 2021. С. 33-36.
Гусейнов А.А. Античная этика. М.: ЛИБРОКОМ, 2015.
Генон Р. Духовное владычество и мирская власть. М.: Беловодье, 2023.
Генон Р. Символы священной науки. Пер. с фр. М.: Беловодье, 2002.
Генон Р. Царь мира. / пер. с франц. Б. Вингородского. Коломна, 1993.
Герметическая космогония. / Пер. с англ. Г.А. Бутузова, СПб.: 2001.
Дугин А.Г. Бытие и Империя. Онтология и эсхатология вселенского царства. М.: АСТ, 2023.
Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума. Эллинский логос. Долины истины. М.: Академический проект, 2016.
Йонас Г. Гностицизм. СПб.: «Лань», 1998.
Канторович Э.Х. Два тела короля. Исследование средневековой политической теологии / Пер. с англ. М.А. Бойцова и А.Ю. Сергиной. – М.: Изд-во института Гайдара, 2014.
Кинг Ч.У. Гностики и их реликвии, древние и средневековые. / Пер. с англ. О.А. Федорова. М.: Амрита-Русь, 2022.
Креммерц Д. Полный корпус магической философии. / пер. с итал. и фр. В. Ткаченко-Гильдебрандта. СПб.: Академия исследований культуры. 2023.
Кузьмишин Е.Л. Масонство. М.: Ганга, 2019.
Мебес Г.О. Курс энциклопедии оккультизма. Изд. 3-е . М.: Энигма, 2019.
Папюс. Практическая магия. М.: АСТ, 2010.
Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. Киев: 1917.
Рагорн Ж.-М. Об оккультном масонстве и герметическом посвящении. / Пер. с франц. В. Ткаченко-Гильдебрандт. М.: Велигор, 2018.
Рудольф К. Гнозис. В 2 т. / пер. с англ. И. Лазарев. М.: Тотенбург, 2024.
Симон Б. Гностицизм. Традиции. Основы. Принципы. / пер. А. Архипов. М.: ИПЛ, 2015.
Флауерс С. Сатурново братство. История, учения и ритуалы современной германской оккультной ложи. Тамбов, 2012.
Чоран Э. Признания и проклятия. СПб.: symposium, 2004.
Эвола Ю. Мистерии Грааля. Воронеж: TERRA FOLIATA, 2013.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима