Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Н.И. — Краеугольный камень

Меня на эту мысль навела карта Таро «Императрица» из колоды Хейндля. Над головой центральной фигуры изображен куб. И во всей карте можно увидеть символику присутствия божества. Как связан куб со Всевидящим Оком, которое также изображено на карте? Тут мне припомнилось о краеугольном камне. Я полезла искать цитаты из Библии и комментарии к ним, все, что могло относиться к камню. В статье Марка Раика (http://www.menora.org/archive/menora/99/02/article15.html) приводятся следующие пояснения: «Краеугольный камень» используется в переносном смысле и относится к Иешуа Мессии», «Он – камень, который венчает все дело, все строительство храма, а здание – это Его Церковь», «В Ис.28 имеется в виду часть фундамента, а в Пс.117 – камень в венце строения». Итак, Ис.28 и Пс.117 приводят, таким образом, к другой цитате из Библии: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр.22: 12-13). Вот что пишет Святой Андрей Кесарийский в «Толковании на Апокалипсис» по этому поводу: «Словами Альфа и Омега означается Христос, как Бог, содержащий все, безначальный и безконечный». И тут же попалась мне на глаза другая цитата святителя Василия Великого: «Человек есть тварь, получившая повеление стать богом». Таким образом, картина сложилась окончательно: куб – это тот самый камень, венчающий постройку храма, то есть символ достижения человеком божественного состояния, тем более, на карте он изображен на месте чакры сахасрары, чакры, отвечающей за связь с божественным. Итак, это символ достижения человеком состояния Христа, выполнения того, о чем говорит Василий Великий. То же, кстати, стремление символизируют купола церквей – стремление вверх. Теперь о фундаменте. «Ковчег священный посредине Храма, а под Ковчегом камень фундамента, на котором основан мир» Мидраш Танхума, 5 век н.э. Роман Гершзон пишет: «…в Устной Торе неоднократно говорится о краеугольном камне Земли, — камне мироздания, с которого началось сотворение мира и на котором держится мир. Начало Иерусалима в соответствии с еврейской традицией также относится к моменту сотворения мира, когда Всевышний кинул камень в море хаоса, и с этого начал существование мир. Указывается и конкретное место расположения краеугольного камня Земли – Храмовая гора (гора Мориа) в городе Иерусалиме»; «Истинно Господь присутствует на месте этом, а я и не знал… Как страшно место это…» (Бытие 28:16-17); «По преданиям, из этого камня были вырезаны для Моше Рабейну (Моисея) Скрижали Завета и здесь, возле камня, согласно Торе, был установлен Ковчег Завета, когда построили Иерусалимский Храм» (http://www.jerusalem-korczak-home.com/ed/np46-1.html).
Краеугольным камнем начинают любую постройку (с его укладкой было связано множество ритуалов, на нем вырезали священные символы, над ним произносились молитвы, прося Бога благословить постройку, присутствовать в этом месте). Здесь примерно тоже, что в символе Древа Жизни или Древа Игдрасиль. Как известно, священное Древо отображает как макрокосм, так и микрокосм, то есть человека. Ветви вверху, корни в земле. Фундамент можно трактовать и как воплощение, саму материю, поскольку только через воплощения мы можем заниматься Великой Работой, и как Учение, данное нам Слово, благодаря которому мы можем начать расти в духовном смысле слова. Кроме того, фундаментом можно считать и крещение, поскольку крещение есть присоединение к мистическому телу Христа. К.С. Льюис пишет: «Христианин, однако, призван не к одиночеству, а к соборности. Он — член мистического тела», «Крещение вводит человека не в коллектив, а в Тело», «как члены Тела Христова, мы — живые камни», «Мы — камень, ожидающий скульптора, металл, ожидающий выплавки». (http://denort.inf.ua/read/balamut/sociaty.htm)
Итак, здесь снова идут вполне понятные сравнения с камнем, который еще надо обработать, чтобы поместить в общую кладку, а, кроме того, здесь затрагивается и другой аспект – аспект общности. Льюис говорит о том, что становление невозможно вне мистического тела, человек не может и не должен проходить его совершенно один. И поясняет разницу между коллективом и мистическим телом. Коллектив, по его мысли, это просто несколько разных людей, а мистическое тело он сравнивает с семьей или же с телом физическим, где никого и никем нельзя заменить, и все части между собой неразрывно связаны. Снова напрашивается сравнение со стеной из камней – иногда достаточно один вытащить, чтобы рухнуло все. Таким образом, я здесь вижу указания на необходимость работы в трех направлениях: лично над собой, работой между собой внутри мистического тела и, по возможности, изменением внешнего мира, что, впрочем, происходит неминуемо уже при любых изменениях себя автоматически. Есть отличная фраза: «Маг меняет мир вокруг себя». Это можно отнести не только к магу, но и ко всем людям, как я полагаю. Получается как бы работа над тремя храмами сразу: храм своей души, храм братства и общечеловеческий храм. Это, наверное, те три храма, которые должны строить мы все, так или иначе. О мистическом теле можно привести еще одну цитату: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18, 20). На этой строке мне пришло на ум понятие масонского треугольника, применительно к братству: «Треугольник – самая маленькая масонская организация, первичная клетка масонства». То есть здесь речь идет ровно о том же, о чем и в христианской церкви, о создании мистического тела, «где трое, там и церковь», «Ubi tres, ibi ecclesia» (Где трое, там и Церковь). Слово «экклисиа» происходит от глагола «эккалео» — вызываю, созываю собрание — и точно отражает понятие о церковной общине и всей Церкви, как об обществе созванных Христом и собранных во имя Христово людей» (http://www.liturgy.ru/content/nebesnoe-i-zemnoe-v-simvolike-pravoslavnogo-khrama).
Все то, что сказано о церкви как о мистическом теле Христа и общности, соборности, можно отнести и к масонскому братству. Так же как понимание в христианской традиции камня полностью соответствует его символике в масонстве, как можно видеть из цитат выше.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима