Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Н.И. — Символы огня

В ритуалах используется очень много символов огня. Если присмотреться, то вообще в основе всего здесь можно видеть огонь. Я хочу рассмотреть этот вопрос, насколько возможно, подробно, и проанализировать, почему же именно огонь лежит в основе подавляющего числа символов и самой работы.
В божественном имени Йод-Хе-Шин-Вав-Хе, центральная буква, Шин, даже своей формой напоминает пламя. Рав И. Гинзбург пишет1: «буква Шин состоит из трех букв Вав, поднимающихся из общей точки, каждая с буквой Йуд на вершине», тогда как сама «форма буквы Шин обладает четко выявленной линейной симметрией, «симметрией тела». Буква Шин – предпоследняя буква алфавита. Форма первой буквы, Алеф, обладает «угловой» симметрией, «симметрией души». Вместе эти две самые «симметричные буквы души и тела» образуют слово эш, «огонь». На общем уровне миров буква Шин в слове эш представляет физическое пламя, соединенное с углем или с фитилем. В то время как Алеф представляет окружающую воздушную среду, необходимую для горения огня». И далее: «Наши мудрецы учат, что с буквы Шин, буквы истины, начинается слово шекер («ложь»). Это значит, что ложь, даже если она основана на истине, не устоит. «Обманчива прелесть» (шекер а-хэн), ведь она берет свою жизненную силу из буквы Шин.
Когда души Израиля загораются сильным пламенем (эш) любви к Б-гу, эта же буква Шин »пожирает» ложь, началом которой она служила, и восходит к своему Источнику истины»; «числовое значение слов «дух Б-жий» во втором стихе Торы, которые, по мнению Мудрецов, относятся к Мошиаху, равно 300», а «полное произношение Имени Элохим по своему числовому значению равно 300.
«Дух Б-жий», Б-жественность, тайна буквы Шин. Когда буква Шин, «дух Б-жий», витает над водами (маим), образуется слово шамаим («небо»). «Воды» — это «воды Торы» и «воды покаяния».
Слово шамаим («небо») часто употребляется для обозначения Самого Б-га, чей дух (душа Мошиаха) витает над «водами» Израиля, над нашим прилежным изучением Торы и служением тшувы».
Вот что о букве Шин думали в английской школе оккультизма в начале ХХ века:

Мойна Мазерс в предисловии к «Разоблаченной каббале» говорит: «Символ Креста, как нам известно, — это, в сущности, основной мотив Нового Завета. По своей природе он четверичен и соответствует четырем буквам священного имени IHVH, Тетраграмматон, Яхве, при добавлении буквы Святого Духа, буквы Шин, превращающегося в Иешуа, имя Мессии. Согласно учению алхимии, как духовной, так и физической, последняя тайна обретается в центре Креста»2.

Алистер Кроули о букве Шин (из книги «777. Каббала Алистера Кроули»):

«Идея троичности, на которую указывают три Йода, подтверждается числом буквы, 300. Так всего в одной букве отражается учение о Троице. Отсюда появляется другое ее соответствие элементу Духа», «по Сефер Йецира буква относится к огню и символизирует Святой Дух. При схождении этой буквы в середину IHVH, четырех подчиненных элементов, получается IHShVH, Иешуа, Спаситель, символизируемый пентаграммой» .

Цитата Израеля Регарди из книги «Гранатовый сад»: «Йециратическая стихия Шин – огонь (по-еврейски огонь ASH, Эш, где особо выделяется звук Sh), символом которого служит шипящая Шин, поскольку одна из особенностей огня – издавать им шипящий звук», «скрытое значение этого пути – Святой Дух, нисходящий в виде языков пламени», «и все его атрибуции имеют огненную природу» .
Итак, это все относилось к символике Йод-Хе-Шин-Вав-Хе, в основе которого – огонь, символ Духа. Символ Пламенеющей звезды – тот же Пентаграмматон, где Шин на вершине, а в центре символ Архитектора, геометра, буква G. Снова об огне – звезда пламенеет, как сама сущность Архитектора, источника Света и жизни.
Итак, как я уже говорила, огонь в нашей символике – почти везде. Сама идея алхимии, философского камня более чем тесно связана с огнем. Во-первых, сам философский камень сотворен из огня и воды. Во-вторых, феникс сгорает и возрождается из пепла. Не говоря уж о «тайном огне», реагенте, с помощью которого идет влияние на первовещество философской ртути и алхимическом горне, атаноре. Как известно, алхимики работают с идеей философских элементов: соли, серы и ртути. Сера обозначается крестом с треугольником, обращенным острием вверх, как знак огня. Это обозначение феникса, который сгорает от солнца, чтобы возродиться, ведь сера, сгорая, превращается в пламя. Огонь также обозначается саламандрой, драконом, факелом, змеями. Кстати, о синонимах слова сера: это и огонь, и солнце, и дух, и красный человек, и бескрылый дракон, и змий, и лев, и философское золото, и красный камень. Словом, все, что хоть как-то связано с серой – связано с огнем. Сера всегда полагалась принципом горючести. Сера вообще означает в алхимии дух, тогда как ртуть – душа, а соль – тело. А духу всегда соответствует элемент огня.
Теперь я хотела бы поговорить о символизме храмовых свечей. Зачем вообще в каком-либо храме свечи? Свеча есть символ сообщения с Божеством. Она как бы раскрывает врата для Его присутствия. То есть само зажигание храмовой свечи уже есть акт воззвания к Б-гу. Три свечи – это, естественно, символ Триединства. Иногда их ставят в форме треугольника, а в центр кладут символ, печать, либо священную книгу, что утверждает божественное присутствие в Храме, поскольку треугольник вообще является символом проявления божественного в мире (в Древнем Египте, например, треугольник считался эмблемой Б-га). Кроме того, в каббале 3 свечи означают мудрость, красоту и силу.
Что касается семисвечника, то в иудаизме он символизирует Божественный свет, мудрость, Божественную защиту, Возрождение, Жизнь, Преемственность, Чудо.
По мысли Филона Александрийского, золото и свет меноры символизируют Божественный свет, Логос. Мальбим, в своем комментарии к Торе, цитирует отрывок из дидактической поэмы средневекового поэта-философа р. Йедайа б. Авраам а-пнини Бедерши (XIV в.):

«Тора и человек сообща составляют земной Светильник Господень. Тора – это пламя, порождающее ослепительные искры света от Господа, восседающего на небесах. А две составляющие человека, тело и душа, представляют собой факел, питающийся от этого света. Тело его – фитиль, а душа его – чистое оливковое масло. Действуя сообща, факел и пламя наполняют весь дом Господень своим сиянием».

Тора – свет и огонь, поэтому минора должна быть из золота, чтобы быть похожей на застывший огонь. В христианстве семисвечник понимается как символ Духа Божьего. «И семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4;5) (материал о миноре взят из Ежевики, еврейской энциклопедии, статья Якубовича Ариеля)5. Итак, Тора есть огонь. А вот некоторые высказывания Отцов Церкви о Священном Писании:

Св. Максим Исповедник († 662 г.):
«Слово Божие есть свет и огонь, поколику освящает естественные помыслы и попаляет неестественные; равно как поколику разгоняет мрак чувственной жизни для тех, кои чрез исполнение заповедей стремятся к чаемой лучшей жизни, а тех, которые самоохотно, по любви к плоти, держатся этой темной ночи жизни (чувственной), казнит огнем суда и осуждения» (Умозр. и деятел. главы, 141)6.

Слово Божие есть «светильник, сияющий в темном месте» (2 Петр. I, 19) и светом своим рассеивающий тьму неведения, страстей и заблуждений наших.
Слово Божие есть «огонь», пожигающий в нас нечистоту греховную и согревающий наши сердца, по природе холодные к «тайнам Царствия Божия» (Мф. XIII, 11-15). Слово Божие, верою принятое в сердце, очищает, освящает его (Иоан. XV, 3 и XVII, 7)7.
А вот цитата из Христианской газеты, 2009г («Огонь», автор Станислав Буланов):

«Есть еще одна очень важная грань образа огня. Она связана с жертвоприношением. Все без исключения жертвы в Ветхом Завете сжигались, и только тогда приобретали свое значение, потому что огонь жертвенника освящал жертву. Процесс сгорания и есть момент принятия ее Богом»8.

Вот тут-то я вспомнила лишний раз про сожжение клятвы, которая вступила в силу именно в момент сожжения. В принципе, клятву тоже можно с какой-то точки зрения рассмотреть как некую жертву, но, безусловно, в данном случае это жертва, скорее, самому себе. Хотя…
Также вспомнилось очищение огнем на ритуале инициации. В Числах из Пятикнижия Моисеева, в 31 главе, сказано: «И все, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтоб оно очистилось», и во время ритуала говорится: «Лишь Огонь – высший оккультный и божественный элемент, способен очистить Душу».
Вообще, огонь, по-видимому, является самым частым символом присутствия Б-га. В Библии Б-г является в виде огненного столпа, горящего куста, говорит из среды огня, поражает и благословляет огнем, Святой Дух нисходит в виде языков пламени. Иногда святых и пророков изображают, объятыми пламенем, например, во пламени изображен Мохаммед. Некоторые посланники Б-га в Библии появляются в огне, либо сами имеют огненную сущность (например, серафимы, само по себе название «серафим» означает «пылающий, огненный, змееподобная молния», или же херувимы, о которых сказано: «и вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня» (Иез.1:5-24)). Иногда кто-то из божьих посланцев имеет какой-то огненный атрибут, например: «Тогда прилетел ко мне один из серафимов и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника» (Ис. 6:6), или взять хоть херувима с огненным мечом у врат рая. Некоторые считают, что это Михаил архангел. На православной иконе я видела Михаила в красных одеждах, с красными крыльями, на красном коне, на некоторых других изображениях он в красном и в латах, с огненным мечом. Тем не менее, есть еще одно предположение: что у врат Эдема стоит Уриил, чье имя переводится как «огонь Божий».
Символ присутствия Бога в Храме – это Лучезарная Дельта, Всевидящее око, по бокам от которого – Солнце и Луна. Сведенборг писал, что Солнце на небесах есть Господь, свет небесный есть Божественная истина. «В Слове Божием Господь относительно любви уподобляется солнцу, а относительно веры – луне»9. А это отсылает нас к фразе «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро». Сведенборг утверждает, что Господь является ангелам перед правым глазом как солнце, под левым – как луна10.
Таким образом, можно сделать выводы о символике Солнца и Луны по бокам от Дельты. Кроме того, во многих древних культах одни глаз Верховного Бога считался солнечным, другой – лунным.
Раз уж сказано было об одном великом светоче, о Лучезарной Дельте, придется сказать о двух других. Циркуль, опять-таки, треугольник огня, огонь души, рвущейся к Богу, наугольник – треугольник воды. А, как было уже сказано в абзаце об алхимии, философский камень сотворен из огня и воды.
Итак, почему же в Традиции вся основополагающая символика связана с огнем?
Потому что «Господь, Бог твой, есть огонь поядающий, Бог ревнитель» (Втор. 4:24).

  1. http://www.kabbalahis.us/
  2. Макгрегор Мазерс, С.Л./Разоблаченная каббала С.Л. Мазерса/пер. на англ. с лат. пер. Кнорра фон Розенрота, сверен с ориг. Текстами на халдейском (арамейском) и древнеевр. языках; пер. с англ. А. Блейз. – М.: Энигма, 2009. Стр. 11
  3. http://svitk.ru/004_book_book/2b/444_krouli-gematriya.php
  4. Регарди Израэль/Каббала./М.:Энигма, 2005, стр. 120
  5. http://www.ejwiki.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B0
  6. http://www.edinstvohristian.ru/2011/12/blog-post_5950.html
  7. Там же
  8. http://cgazeta.ru/2009/200918/ogon.html
  9. Сведенборг Э./О небесах, о мире духов и об аде / СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2008, стр. 76
  10. Сведенборг Э./О небесах, о мире духов и об аде / СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2008, стр. 79
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима