Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Из книги Е. Щукина — «Коса и камень: Зелот о масонстве»

ПОРЯДОК МАСОНСКОГО СОБРАНИЯ

Во время собрания Досточтимый Мастер и Стражи по мере необходимости берут в правую руку молотки и стучат ими по своим плато. Традиционно одним ударом молотка Досточтимый Мастер призывает братьев к порядку, что означает, в зависимости от ситуации, или просто требование тишины, или требование всем присутствующим встать. Также одним ударом молотка Досточтимый Мастер осуществляет логическое деление ритуала на смысловые части. Двумя ударами молотка в некоторых юрисдикциях Досточтимый Мастер призывает встать офицеров ложи, а тремя – только первых трех старших офицеров, включая себя. Однократный перестук молотков (последовательные удары молотком Досточтимого Мастера, Первого и Второго Стражей) означает переход от одного вопроса повестки дня к другому, в некоторых юрисдикциях он также используется в церемониях открытия и закрытия работ, а также роспуска на перерыв и последующего созыва. Неоднократный перестук молотков используется как приветствие при вводе в зал собраний ложи почетных гостей и используется в сочетании с возведением стального свода и составлением специальной процессии.
Эксперт и Привратник вооружены мечами, которые держат в правой руке. Обрядоначальник держит в правой руке посох, также называемый булавой.
Дать брату слово может только Досточтимый Мастер, который предоставляет слово напрямую офицерам ложи и братьям, пребывающим вместе с ним на Востоке. Братья, желающие высказаться и пребывающие на колоннах Юга или Севера, должны поднять руку. О желающем выступить брате колонны Юга сообщает после удара молотком Досточтимому Мастеру Первый Страж; о брате колонны Севера – Второй Страж. Выступления одного брата по одному вопросу повестки дня более одного раза не допускаются, кроме случаев особого распоряжения Досточтимого Мастера. Ученики во время собраний права голоса не имеют, то есть не могут принимать участия в голосовании или выступать (включая братскую агапу после ритуального собрания).
При передвижении по залу собраний следует соблюдать прямые линии, останавливаться на углах, делать поворот на месте и движение по каждой новой прямой линии начинать с левой ноги.
Передвигаться по залу собраний ложи во время ритуальных работ имеет право только Обрядоначальник или любой брат в сопровождении Обрядоначальника. Перемещаться по залу собраний во время ритуальных работ самостоятельно, кроме особо оговоренных в ритуале случаев, не разрешается никому. При приветствиях, ответах на приветствия, при приглашении Обрядоначальника следовать за ним и в иных предусмотренных ритуалом случаях братья обмениваются поклоном.

Небольшое отступление: символика орудий труда

В оперативном масонстве Ученики находят именно то толкование данного символа, которое в наибольшей степени удовлетворяет требованиям здравого смысла и логики. Оперативные мастера – строители соборов–пользовались теми же орудиями труда, что им сейчас: молотком и линейкой, резцом и кувалдой, мастерком и циркулем, наугольником и уровнем, отвесом и шаблоном.
Наугольник, отвес и уровень изготавливались из дерева. При использовании в работах по камню дерево снашивается и разрушается, а при соприкосновении с водой и воздухом – разбухает и трескается. Металлические скобы, используемые для скрепления сторон наугольника, ржавеют и гнутся. Поэтому наугольники необходимо время от времени проверять, насколько точно они воспроизводят прямой угол. Вряд ли можно переоценить значение постоянной величины угла наугольника, по которому выверяют каменную кладку, в 90 градусов. В древности мастерство строительства соборов в значительной степени было мастерством проб и ошибок всех мастеров под неусыпным руководством надзирателей за строительством. Тогда не существовало еще конвейерного производства, разделения труда, микрометрических измерений, взаимозаменяемых деталей. Поэтому прочность всего здания полностью зависела от того, насколько профессионален и ответственен сам мастер, строящий его. Каменщики Древности строили свои здания на века – и то, что эти здания сохранились по сей день во всем своем величии, — тому порукой. А на века они строили потому, что хорошо знали, как выверять и исправлять свои наугольники.
В «Морали и Догме» А. Пайк пишет: «Значение двадцатичетырехдюймового шаблона хорошо объясняется в ритуале, однако один из аспектов этого значения зачастую пропускается. Ученика наставляют в том, что двадцатичетырехдюймовым шаблоном он должен разделять свое время: «Восемь часов – для служения Господу и вспомоществования своему Брату в нужде, восемь часов – для обычных занятий и восемь часов — для восстановления сил и отдыха».
Масонское наставление гласит: ни минуты не должно быть потрачено впустую. Ни минуты не должно быть посвящено пребыванию в праздности. Ни минуты не должно тратить на ожидание.
Смысл прост: Ученик должен быть всегда готов использовать свои орудия труда. Ему следует все время держать в памяти слова Флавия к работникам из «Юлия Цезаря»: «Где ж комканый передник и отвес? Зачем одет ты в праздничное платье?». Масонство существует не только в стенах Ложи – оно пронизывает всю жизнь. Не взять двадцатичетырехдюймовый шаблон с собой в профанский мир и не измерять им время, посвященное трудам во имя высшей цели, — значит, пропустить важный случай применить на практике то, в чем наставляет масонское учение труда и милосердия.
Простой молоток, работа которого в том, чтобы «сглаживать углы и неровности камня, дабы лучше они подходили друг к другу в кладке», вместе с Грубым и Отесанным Камнями скрыто символизирует некогда прекрасный и могущественный Орден. Известный скульптор и верный масон Гутсон Борглум, когда его спросили, как ему удается вырезать из камня такие чудесные скульптуры, ответил: «Нет ничего проще: я всего лишь беру камень, отсекаю все ненужное – и вот она, статуя, и она всегда была там, в этом куске камня».
В Великом Светоче мы читаем: «Царство Небесное — в вас самих». Также он наставляет в том, что человек создан по образу и подобию Господнему. Личность, как и статуя Брата Борглума, создается путем отсекания ненужного. Совершенство – уже внутри каждого из нас. Все, что нужно, — это отсечь ненужное, лишнее, порочное, бесполезное. «Очистив душу нашу и совесть от всякого порока и намытого песка нашей профанской жизни», дабы наружу появился заложенный внутри каждого из нас совершенный масон. Таким образом, молоток превращается еще и в символ личной силы и власти.
В каждой Ложе простому молотку придают также и другое значение: он символизирует власть Досточтимого Мастера. Позже Ученику станет известно, насколько велика власть, коией облечен Мастер его Ложи; сейчас достаточно будет сказать, что мудрый Мастер всегда пользуется своей властью умеренно и обдуманно, никогда не используя ее для укрепления личной тирании. Если в Ложе соблюдаются порядок и Гармония, ему даже нет повода использовать свою власть, кроме ритуального председательствования на собраниях. Если Досточтимый Мастер поступает именно так, он всегда будет уважаем своими Братьями, равно как будет уважаем и его пост.
Досточтимый Мастер никогда не выпускает молоток из рук или, по крайней мере, всегда держит его под рукой. Он берет его с собой, перемещаясь по залу собраний в ходе ритуала посвящения кандидата в тот или иной градус. Во время ритуального перерыва в заседании власть в Ложе принадлежит Второму Стражу, и тогда молоток не выпускает из рук уже он. Молоток является символом власти Досточтимого Мастера, но и постоянно напоминает ему, что пусть он и занимает милостью своих Братьев высший пост в этой Ложе, он все равно является равным среди равных. Занимая высшую должность в Ложе, он управляет ею посредством самого простого из орудий труда.
Как и все великие символы, молоток заставляет Братьев размышлять о понятиях, которые он собою символизирует. Как мы почитаем полотнище, являющееся государственным флагом нашей страны, как мы почитаем бумагу и печатную краску, ставшие Великим Светочем, так мы почитаем и молоток, который символизирует и олицетворяет высшую власть в масонстве – величие этой власти, мудрость и сияние масонского Света, источаемого Востоком с восседающим на нем Досточтимым Мастером.
Двумя другими Недвижимыми Сокровищами Ложи являются Уровень и Отвес, являющиеся эмблемами Первого Стража на Западе и Второго Стража – на Юге, соответственно. Несмотря на то, что Наугольник, Отвес и Уровень являются Недвижимыми Сокровищами всего масонского Братства и принадлежат всем трем его градусам в равной степени, они – первые символы, которые видит при входе в помещение Ложи Ученик, но об их символическом значении многое говорится и далее, в частности, об Отвесе – в степени Подмастерья.

Масонский ритуал

В зависимости от устава, истории и традиции конкретной ложи масонские ритуалы могут весьма значительно различаться между собой. Однако между собой их объединяют несколько ключевых символических аспектов, соблюдаемых всегда и всеми. Глубинный символизм масонского ритуала и вообще масонской системы аллегорического наставления проще всего понять подвергнув хотя бы поверхностному и базовому анализу некоторые элементы ритуалов открытия и закрытия работ и посвящения нового кандидата в Ученики.

Перед открытием работ Храм погружен в полумрак. На плато Досточтимого Мастера горит одна свеча.

Это состояние ложи перед открытием работ воплощает состояние мира, погруженного во мрак невежества до тех пор, пока в него не прольется Свет Истины, воплощенный в ритуале открытия работ в открытии трех великих светочей. Свеча на престоле Досточтимого Мастера как воплощает зарю грядущего Света, разгорающуюся на Востоке, так и облегчает братьям передвижение по Храму перед началом работ.

Досточтимый Мастер: Брат Первый Страж, принадлежишь ли ты к числу Вольных Каменщиков?

Первая часть открытия работ посвящена поверке, то есть выяснению, все ли присутствующие обладают правом присутствовать на собрании и все ли из офицеров, выполняющих те или иные функции, занимают свои места и знакомы со своими обязанностями. Поверка проводится при открытии работ во всех градусах лишь за немногочисленными исключениями и берет начало в средневековых оперативных ложах, в которых день ото дня могли собираться разные люди.

Первый Страж: Досточтимый Мастер, братья мои признают меня за такового.

Понятие признания является одним из коренных понятий современного масонского Ордена, поскольку как отдельный Вольный Каменщик, так и ложа и Великая Ложа не могут существовать как таковые и считаться принадлежащими ко Всемирному Ордену, не имея признания других его членов – Вольных Каменщиков. Отсюда следует невозможность существования Вольного Каменщика вне ложи, составляющая одну из особенностей этого ордена в отличие от многочисленных оккультных организаций и традиций, признающих за отдельными адептами право на существование вне организационной структуры. Вольный Каменщик обязан состоять в какой-либо из лож Ордена и регулярно принимать участие в ее работах. Термин «вольный и принятый каменщик» означает отличие членов масонского Ордена от собственно оперативных каменщиков-мастеровых; он был принят на рубеже XVII – XVIII вв. в Англии и в полном виде выглядел как «ancient free, accepted and acknowledged masons» — «древние вольные, принятые и признанные каменщики».

Досточтимый Мастер: Брат Первый Страж, каков первый долг стража в ложе?

Понятие долга является краеугольным камнем масонского философского, религиозного и социального учения. Некоторые исследователи масонства называют его «учением религиозного и нравственного долга, сообщаемым путем символических и аллегорических наставлений». В данном случае, однако, начинается просто перекличка офицеров ложи с изложением ими своих обязанностей. В крайне продолжительный «бесписьменный» период существования масонского братства, когда ритуалы не предавались бумаге, естественно и закономерно было требовать от офицеров регулярного повторения своих обязанностей, как для того, чтобы они не забывали их сами, так и для того, чтобы они регулярно сообщали остальным членам ложи, к кому им следует обращаться за помощью и советом в том или ином случае.

Первый Страж: Досточтимый Мастер, первый долг стража есть увериться, что Храм покрыт извне.
Досточтимый Мастер: Уверься в том, любезный брат.

Закрытость масонского собрания является неизменным законом (ландмаркой) Ордена, равно как и включенное в нее упоминание обязательной охране зала собраний вооруженным мечом офицером. В английской масонской традиции, Привратников в ложе двое: внутренний (чьи функции аналогичны функциям Привратника в ложах Шотландского Устава) и внешний, постоянно находящийся в преддверии и охраняющий дверь зала собраний от постороннего вторжения снаружи. Такой масштабный вопрос как принцип закрытости масонского Ордена вообще и, в частности, закрытости собраний толкуется по-разному различными исследователями, согласно различным версиям происхождения и истоков Ордена. Здесь мы не будем на нем останавливаться, пояснив только, что в течение продолжительного времени, с зарождения вплоть до середины XIX в., Вольные Каменщики собирались преимущественно в тавернах, гостиницах и иных общественных местах, где изолированность собраний от внешнего вторжения не могла быть обеспечена иным способом. Согласно современным традициям в большинстве послушаний, Привратник должен быть Мастером символической ложи и входить в официальный список ее регулярно инсталлированных офицеров, однако исторические источники свидетельствуют (и под юрисдикцией, в частности, ОВЛА данная традиция соблюдается), что долгое время Привратник, точнее, Внешний Привратник, Tyler, не был обязан быть ни членом данной ложи, ни Мастером, поскольку все равно не мог присутствовать в зале собраний во время ритуальных работ. Под юрисдикцией ВЛР в исключительных случаях, в отсутствие кворума, разрешается поручать временное исполнение обязанностей Привратника брату-посетителю или Подмастерью, но не Ученику.
Английское название должности Привратника – Tyler – наглядно свидетельствует об изначальной предпочтительности занятия этой должности не-членом ложи и даже работником иной, не каменщической, специальности, так как буквально означает «кровельщик, черепичник». Действительно, не имеющий права входа в Храм довольствуется лицезрением только его внешней стороны, «вершины айсберга», кровли, поэтому логично, чтобы встречал его кровельщик. От «специальности» Привратника происходит и выражение «покрыть Храм», означающее «выйти, вывести за пределы Храма», а также «закрыть двери, обеспечить отсутствие посторонних».

Досточтимый Мастер: Признаю Вольными Каменщиками равно и тех, кто пребывает со мною на Востоке.

В старину в ложах еще не было современного красочного облачения, так что статус Вольного Каменщика в братстве не был ясен априори, и лишь после проверки всех присутствующих и опознания их как братьев офицеры ложи свидетельствуют о том или ином своем положении в ложе посредством ответов на вопросы и вставания, причем, последнее очень важно, если принимать во внимание обстановку в оперативных ложах, где каменщики чаще всего не рассаживались рядами, а сидели, стояли и ходили свободно, заполняя помещение многоголосой толпой.

Эксперт с мечом в правой руке и за ним – Обрядоначальник, направляются посолонь к Востоку. Обрядоначальник, неся фитиль в левой руке, зажигает его от свечи, находящейся на Престоле Досточтимого Мастера.

Во время открытия великих светочей и возжигания огней Эксперт и Обрядоначальник должны располагаться в крайних точках воображаемой диагонали, проведенной через центр табеля в центре мозаичного пола. Согласно точке зрения ряда исследователей, данные двое офицеров символически воплощают круговое движение по небосклону Солнца и Луны, взаимно сменяющих друг друга в каждой конкретной точке воображаемой дуги.

Досточтимый Мастер: Во славу Великого Строителя Вселенной, во имя всемирного Братства Вольных Каменщиков, под сенью Великой Ложи России, властью, мне данной, объявляю работы сей ложи Древнего и Принятого Шотландского Устава, законно учрежденной на Востоке города… под номером… и отличительным титулом… открытыми в первом градусе.

Кроме очевидной функции официального открытия работ, данная формула также служит братьям для напоминания иерархической структуры Всемирного Ордена, который формально является единым и всемирным, однако не имеет единого центра и единого административного аппарата, будучи руководим местными независимыми территориальными юрисдикциями (Великими Ложами). При этом Вольный Каменщик, в первую очередь, подчиняется (как человек и как Вольный Каменщик) Великому Архитектору Вселенной, затем (только как Вольный Каменщик) интересам всемирного Братства, затем интересам и руководству своей Великой Ложи, затем интересам и руководству своей отдельной символической ложи.
Всякая ложа имеет отличительный титул (название), выбираемое ее членами-основателями при учреждении, а также порядковый номер, присваиваемый ей сразу после основания Великой Ложей и вносимый в соответствующий реестр символических лож.
Открытие работ в первом градусе означает, что в зале собраний имеют право присутствовать все Вольные Каменщики, вне зависимости от последней степени, в которую они были посвящены. В России в настоящее время в первом градусе проводятся, по возможности, все основные работы ложи и решаются все основные вопросы; собрания в других степенях символической ложи проводятся, в основном, только для посвящения в них кандидатов и решения определенных вопросов, непосредственно связанных с тайнами и таинствами этих степеней.

Дародатель встает и идет посолонь получать обол за отсутствующих Братьев.

Регулярное посещение ритуальных собраний своей ложи является долгом каждого Вольного Каменщика, потому что только так может осуществляться его посвятительный цикл. Масонство не признает самопосвящения, практикуемого рядом эзотерических и оккультных организаций, и полагает, что лишь непосредственное присутствие брата на собраниях и участие в работах дают ему право называться братом и членом Ордена. Масона без ложи быть не может, равно как не может быть и формально числящегося в ложе масона, не принимающего участия в их работах. Согласно Общему регламенту Великой Ложи России и Внутренним регламентам большинства символических лож под ее эгидой, регулярная неявка на собрания ложи без уважительной причины (наряду с неуплатой членских годовых и разовых взносов) является поводом для исключения брата из Ордена или временного приостановления его членства в нем. В случае неспособности присутствовать на регулярном собрании ложи брат обязан заблаговременно предупредить о своем отсутствии Секретаря ложи (или ее Досточтимого Мастера, или, в крайнем случае, другого брата своей ложи), которые на собрании объявят остальным причину его отсутствия, а также внесут полагающийся по регламенту и ритуалу обол (символическую плату за неявку, которую собирает Дародатель и тратит на благотворительные нужды, по решению ложи или комитета ее офицеров).

Обычно порядок дня каждого собрания составляется заранее и неукоснительно исполняется. Последним пунктом порядка дня Досточтимый Мастер назначает рассмотрение вопросов текущей внутренней и внешней политики Великой Ложи и различных сфер деятельности своей символической ложи, обращений и распоряжений масонских властей и иных текущих дел. Он может дать братьям ложи возможность высказаться по данным вопросам, вынести то или иное решение путем голосования или общего одобрения или несогласия. Таким образом, все важные и требующие решения вопросы рассматриваются и решаются до начала официального закрытия работ. Также эти вопросы могут остаться без решения и в таком случае вносятся в порядок дня следующего собрания.
Перед закрытием работ обязательно собирается благотворительный взнос. В кружку Предложений (или кружку Вдовы), которую несет Дародатель, кладут небольшую, в любом случае, не обременительную для брата, сумму денег, идущую на благотворительные нужды. Дародатель отчитывается о состоянии кружки Вдовы ежегодно на отчетном собрании или на любом другом собрании в случае необходимости.
В старину кружка Вдовы предлагалась братьям по окончании церемонии закрытия работ, причем, Дародатель вставал у дверей Храма и принимал пожертвования по мере выхода братьев в преддверие. Этот обычай сохранился в наши дни на собраниях Великой Ложи, а также в некоторых дополнительных масонских степенях и орденах. Вопрос Досточтимого Мастера также относится к области старинной обрядовой практики и означает не приглашение кому-либо из братьев забрать себе собранные деньги, а наоборот, подойти к Дародателю, или попросить его подойти к себе, и положить деньги в кружку, если не успел это сделать раньше. Ученики как не имеющие права голоса не могут также и требовать кружку Вдовы.
В случае если брату ложи срочно необходима материальная помощь, он имеет право попросить о ней, но такая просьба или оглашается на собрании ложи в конце работ, или сообщается приватно Досточтимому Мастеру, Казначею, Дародателю или другому брату ложи, рассматривается братьями (без публичного оглашения причин) и удовлетворяется или отклоняется их решением. В исключительных случаях решение о предоставлении вспоможения из кружки Вдовы может приниматься Досточтимым Мастером единолично или при участии офицеров ложи.
Сумма, собранная Дародателем, традиционно именуется «плоским камнем», и его «вес», то есть размер суммы, традиционно измеряется в фунтах, что свидетельствует о древнем и именно английском происхождении данного обряда, поскольку именно в Англии «фунт» — это и денежная единица, и мера веса. Интересно также, что англ. «flat stone» — «плоский камень» — может также переводиться как «звонкий пуд». Словесная игра, основанная на смысловой многозначности, вообще была характерна для раннего английского масонства.

Досточтимый Мастер: Братья, составим братскую цепь.

По данному призыву Досточтимого Мастера все братья оставляют свои места, включая старших офицеров ложи, сходящих со своих плато (вооруженный мечом Эксперт становится за сиденьем Досточтимого Мастера на Востоке, т.к. Восток никогда не должен оставаться пустующим), и становятся кругом (овалом) вокруг табеля в центре зала собраний, не соблюдая прямые углы. Братская цепь составляется руками братьев. Для этого руки скрещиваются на уровне груди (правая сверху), и правой рукой берется левая рука брата, стоящего слева, а левой рукой – правая рука брата, стоящего справа. Таким образом, братская цепь воспроизводит кафинский узел, включенный в убранство ложи и являющийся одним из основополагающих масонских символов. В различных мировых юрисдикциях и различных масонских уставах также приняты другие способы формирования братской цепи: свободно опустив руки и расставив их в стороны (левой рукой держа брата слева за правую руку, а правой – за левую руку стоящего справа брата); правой рукой – за плечо стоящего справа и левой рукой – вокруг талии стоящего слева; двумя руками за плечи или за пояс стоящих справа и слева; под локти стоящих справа и слева братьев, подняв особым образом сложенные пальцы рук на уровень плеч и др. В символической ложе Шотландского Устава принят способ, описанный выше. Братская цепь является главным символом ученической ложи, подчеркивающим равенство братьев, их родственную (братскую) связь, единство целей и средств их достижения. История символа братской цепи уходит корнями в глубокую древность: следы этой традиции можно найти в дошедших до наших дней описаниях Элевсинских и иных греческих, фракийских и азиатских мистериальных церемоний. Встав в братскую цепь, братья выслушивают краткое неформальное обращение Досточтимого Мастера, Оратора, Стражей или иного брата, назначенного Досточтимым Мастером, обычно посвященное нравственным и символическим аспектам масонского учения или тем или иным событиям в жизни данной ложи. По окончании обращения Досточтимый Мастер призывает братьев покинуть цепь, они троекратно одновременно встряхивают сцепленными руками, на третий раз отпуская их, после чего следует призыв Мастера занять свои места, который исполняется, и все остаются стоять у своих сидений.
Во время посвящения кандидата несколько раз обводят вокруг зала собраний. Этот обряд носит название циркумамбуляции, или символического странствия. Латинское circumambulatio буквально и означает «хождение по кругу». Глубинное значение странствия объединяет новопосвященного не только со всеми, кто прошел через это прежде него в масонской ложе, но и с теми неисчислимыми миллионами людей, которые в течение многих тысяч лет сделали из хождения по кругу обряд почитания Невидимого Присутствия Божьего.

Вот что пишет про этот обряд А. Пайк:
Среди первых религий были солнце- и огнепоклонство. Доисторический человек находил Бога в природе. Гром был Его голосом; молния была Его оружием; ветер был Его дыханием; огонь был Его присутствием. Солнце давало свет и тепло; оно не подпускало близко к его жилью диких животных; оно растило зерно; оно было для него самой жизнью. Огонь давал свет и тепло, на нем готовили пищу — он также был для человека самой жизнью. Поклонение Солнцу в небе осуществлялось символически, посредством поклонения огню на груде камней, служившей первым алтарем.
Человек неизлечим в своем стремлении к подражательству. Маленький мальчик играет с отцовской тростью; маленькая девочка надевает материнское платье, играя в «большую»; служащий подражает своему начальнику; слуга — хозяину. Древний человек подражал Богу, которому поклонялся. Тепло и свет Он мог даровать человеку через огонь, таким образом, возжигание огня на алтаре стало важной религиозной церемонией. И при ее помощи древний человек смог подражать действиям своего Бога.
Солнце движется с Востока на Запад через Юг. Древний человек обходил вокруг алтаря, на котором горел огонь, бывший для него Богом, также с Востока на Запад через Юг. Хождение по кругу стало частью практически всех религиозных ритуалов: оно присутствовало в церемониях древнего Египта; оно было частью Элевсинских мистерий; оно практиковалось в митраических обрядах и в тысячах других верований, из которых оно, спустя века, дошло и до нас.
Когда кандидат впервые обходит по ложе вокруг алтаря, он идет в ногу с тенями тысяч людей, которые таким образом поклонялись Всевышнему посредством скромного подражания Ему. В таком смысле циркумамбуляция – более не просто шествие, но церемония огромного значения, связывающая всех, кто принимает в ней участие, с духовными исканиями темного и давнего прошлого.
Еще одно существенное значение этого символа — введение в идею зависимости. Масонство говорит простыми словами с теми, кто готов ему внимать. Об этом красиво написал Ньютон.

Все ритуальные передвижения в ложах Шотландского Устава осуществляются посолонь, т.е. по часовой стрелке, по движению Солнца, что согласуется с общим солярным характером ритуального действа, отражающего, в первую очередь, символику распространения света (в данном случае, Истинного Света масонского знания) с Востока на весь подлунный мир. Таким образом, от первого луча – искры Божественного огня (свеча на Востоке) Свет постепенно, по мере прохождения Солнцем кругового пути, распространяется на весь зал собраний (масонский Храм – воплощение Вселенной). В ложах иных уставов движение посолонь бывает предписано только при передвижении офицеров ложи и кандидатов по направлению от троих старших офицеров и к ним.
Во время странствий кандидат несет на шее символическое вервие. Оно воплощает ту пуповину, через которую мать питает дитя в своей утробе, которая соединяет масона с его Материнской ложей. Когда младенец появляется на свет, материальная пуповина перерезается, но не выкован еще тот нож, который был бы способен перерезать нить духовной связи, связывающую ребенка с матерью. В степени Ученика материальное связующее вервие устраняется, как только кандидат связывает себя духовными узами обязательства, но не существует способа снять с себя обязательство, связывающее человека с его Материнской Ложей и Царственным Искусством. Изгнание из Ордена не снимает с человека обязательства; временное исключение также не разрывает связь между ним и Братством; переход в другую ложу не может автоматически превратить эту новую ложу в Материнскую.
Место Ученика, куда приводят его после странствий – это Краеугольный камень, который закладывается в северо-восточном углу, потому что северо-восток – это отправная точка; на полпути между тьмой Севера и светом Востока.
Ученик закладывает свой масонский краеугольный камень, стоя на полпути между тьмой профанского невежества и полного света символического Востока.
Здесь, если он действительно человек с воображением, он получит такой заряд возвышенного волнения, какого, возможно, никогда больше не испытает – может быть, только еще один раз, потом… Ибо здесь он вступает в свои права Ученика. Все что он прошел до того, было подозрительным, таинственным, загадочным, почти потрясающим, разрушительным в силу своей новизны и непохожести на тот мир, который был ему знаком до сих пор. Теперь он «верный и истинный Каменщик», готовый получить первые наставления, которые, если будут хорошо изучены, дадут ему возможность понять то, что произошло с ним и со всеми теми, кто прошел этот путь прежде него.
Никогда больше не встанет он здесь Учеником – в эту степень посвящают один только раз. Никогда поэтому не должен он забывать, что однажды он стоял там, почему и как он там стоял. И если на мгновение память оставит его, пусть он посмотрит на Великие Светочи и прочтет: «Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою.
И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне». (Книга Иезекииля, 2:1-2)
Никто не в силах встать в северо-восточном углу Ложи без того, чтобы сердце его не открылось настежь, а в мозгу громом не прогремели бы слова древнего пророка.

Братские агапы

За ритуальными работами ложи обязательно следует застольное собрание, иначе именуемое «братской трапезой», «банкетом» или «застольем братской любви», «агапой» — от греч. αγάπή – «братская любовь». Агапа является продолжением ритуальных работ, пусть и в иной форме, поэтому посещение ее обязательно для братьев и проводится она ритуально.
Столы для проведения ритуального застолья обычно ставятся буквой «П», однако возможны и варианты расстановки – буквой «Т», прямоугольником или в одну линию. Основным принципом рассадки братьев за столом является присутствие во главе стола Досточтимого Мастера и офицеров, обычно пребывающих на Востоке ложи, а Стражей – по сторонам от Досточтимого Мастера.
Функции распорядителя застольного собрания исполняет особый офицер ложи — Трапезоначальник, или Агапмейстер, с помощью регулярно назначенных и инсталлированных или назначенных ad hoc, то есть на одно собрание, непосредственно перед агапой, двоих или более Стюардов.
В случае расположения столов буквой «П» (наиболее традиционного для Великой Ложи России) Стражи располагаются на сторонах составленных столов так, как показано на рисунке, то есть так же, как в Храме во время ритуального собрания. В других юрисдикциях Стражи сидят на сторонах стола на одном уровне лицом к Досточтимому Мастеру (Второй Страж на месте Привратника). Подмастерья рассаживаются южной стороне стола, Ученики – на северной, Мастера – на обеих сторонах. В случае нехватки мест для всех собравшихся на внешних сторонах стола, братья могут рассаживаться на внутренних его сторонах, но в этом случае во время произнесения ритуальных тостов, кроме последнего, они не встают.
Перед Досточтимым Мастером стоит чаша вина и лежит на подносе один целый белый хлеб. Происхождение данного обычая, равно как и происхождение красной каймы масонского облачения ВНЛФ и ВЛР, в противовес голубой кайме, принятой в большинстве стран, связано с историей возникновения Великой Национальной Ложи Франции, учредившей и создавшей Великую Ложу России, и будет тебе разъяснено впоследствии. Также перед Досточтимым Мастером устанавливается семисвечник, перед Первым Стражем – пятисвечник, а перед Вторым Стражем – трехсвечник.
Перед агапой братья разоблачаются, и только офицеры ложи остаются в лентах соответствующих должностей. Согласно традиции, степенная градация братьев во время агапы отражается в способе ношения салфетки, которую Ученики держат на согнутой в локте левой руке, Подмастерья кладут на левое плечо, а Мастера повязывают вокруг шеи.
Во время агапы братьев несколько раз призывают к порядку, и в данном случае не делается знак К порядку, но правая рука со сжатыми пальцами и отставленным под прямым углом большим пальцем кладется плашмя на стол. Бокал поднимается только левой рукой. Кроме необходимости совершать правой рукой ритуальные действия, также интересна псевдоисторическая версия происхождения данного обычая, относящая его ко временам расцвета английских военных походных лож, составлявших абсолютное большинство в английском братстве конца XVIII – начала XIX вв., и приписывающая его изобретение собратьям по ложе однорукого адмирала Нельсона.
Во время агапы братьям запрещается до особого разрешения Досточтимого Мастера курить и разговаривать между собой.
Ритуал подразумевает проведение застольного собрания в условиях ресторанного кабинета и нескольких перемен блюд, осуществляемых официантами – не членами братства. В современных российских условиях застольные собрания проходят обычно в помещении, соседнем с Храмом, и приготовляются самими братьями ложи – Трапезоначальником, Стюардами и прочими желающими братьями, преимущественно Учениками. Также ритуал застольного собрания рассчитан на достаточно продолжительное время, которого в современных российских условиях далеко не всегда хватает. Поэтому чаще всего применяется упрощенная версия ритуала, не отменяющая, однако, большинства ограничений и требований, основным из которых является поднятие необходимого по ритуалу количества тостов.
Обязательных ритуальных тостов, поднимаемых Досточтимым Мастером ложи (кроме особо оговоренных случаев) тринадцать:

— За свою страну;
— За законно избранную власть;
— За Всемирное Братство Вольных Каменщиков;
— За Великую Ложу своей страны;
— За здоровье Великого Мастера Великой Ложи;
— За здоровье Заместителя Великого Мастера;
— За здоровье Помощников Великого Мастера;
— За здоровье прочих великих офицеров;
— За здоровье Досточтимого Мастера (поднимается Первым Стражем);
— За здоровье офицеров ложи;
— (За здоровье новопосвященных);
— За здоровье посетителей;
— Тост Привратника (молитва по окончании агапы).

Согласно традиции, эти тосты объединяются в группы: 1-2-3-4-5, или 1-2, 3-4-5, 6-7-8, 9-10 и т.д., по инициативе Досточтимого Мастера. Теоретически общее количество вставаний братьев не должно быть больше семи. Во время молитвы братья, держа бокал в левой согнутой в локте руке, кладут три сжатых вместе пальца правой руки на предплечье левой. Тост Привратника является завершающим для ритуальных работ, после него братья могут оставаться за столом, и им разрешается курить и разговаривать между собой. В английской традиции тост Привратника сформулирован несколько иначе и исполняется как песня с участием всех братьев. Также согласно английской традиции, ритуальные тосты поднимаются не в начале застолья (как в современной России) и не в его ходе (как во французском ритуале), а по окончании трапезы и все подряд, без пауз между ними, а после каждого тоста следует особое ритуальное рукоплескание. Для странствующих братьев нелишним будет также упоминание о том, что в ложах США совершенно не употребляется спиртное (после всеобщей отмены сухого закона в 1923 г. американские братья, по собственной инициативе, отказались отменить его для себя), а поэтому не соблюдается традиция ритуальных тостов. В остальных странах предпочтительно употребление во время агапы красного вина или иных спиртных напитков, согласно обычаям страны и пристрастиям братьев, за исключением пива, которое обычно не употребляется.
По древней традиции, ведущей происхождение также от английских обычаев полковых лож, предметы сервировки стола именуются во время агапы так:

Бокал – пушка,
Вода – слабый порох,
Вино – сильный порох,
Бутылка – бочка,
Хлеб – мортира,
Салфетка – знамя,
Тарелка – пороховой совок,
Соль – сабля и т.п.

В современной России агапа открывается первыми 4 или 5 тостами, которые поднимает Досточтимый Мастер, после чего он же ведет застольное собрание и дает слово другим братьям. Также он может разрешить братьям курить до последнего тоста. На агапу часто переносится обсуждение зодческих работ братьев, представленных на ритуальном собрании в Храме.

Небольшое отступление: символика масонского ковра

Табели Шотландского Устава представляют собой символический план Храма во время собрания в данной степени. Изначально в старинных английских ложах табель рисовался мелом или углем на полу, а на земляном полу чертился острым предметом, служа для братьев планом рассадки и расположения атрибутики. Позднее табель превратился в самостоятельный предмет масонской обстановки и наполнился особым символическим значением. Точно так же светильники вокруг табеля изначально, в «доэлектрические» времена, служили непосредственно для его освещения, а в наше время наполнены особым символическим смыслом.
Рассматривая символику табеля с этой точки зрения, легко восстановить особенности убранства ложи прошлых веков и сопоставить их с современными обычаями. Также необходимо четко осознавать, что вследствие многократного копирования на протяжении многих лет табель современного образца несет в себе и ошибки не всегда достаточно информированных копиистов.
Итак, по периметру табеля изображено вервие с кафинскими узлами и кистями, символику которого мы рассматривали выше. В центре расположено изображение мозаичного пола.
Верхняя, восточная, сторона табеля воспроизводит Восток масонского Храма с Лучезарной Дельтой, Солнцем и Луной, а также алтарь Приношения Клятв с тремя великими светочами. Примечательно, что грубый и совершенный камни, в наше время располагающиеся по сторонам алтаря, в старинных ложах, судя по табелю, возможно, располагались по сторонам от входа в Храм, равно как и колонны «Б.:» и «Я.:», или во главе соответствующей колонны, причем, последний вариант кажется наиболее вероятным, если исходить из толкования табеля как плана рассадки.
Расположение Досточтимого Мастера отдельно не указывается, но подразумевается, что он располагается на Востоке. Места Первого и Второго Стражей на табеле обозначены отвесом и уровнем. И в наши дни во многих ложах мира места троих старших офицеров образуют треугольник. Рядом с уровнем, обозначающим место Первого Стража, помещено изображение скрижалей средневековой масонской тайнописи, обозначающих место Секретаря – хранителя книги регистрации личных меток, которыми каменщики помечали обработанные ими камни. Метки наносились согласно общепринятому шифру.
Наставление Великой Ложи Мастеров Метки Англии и Уэльса (управляющего органа некоторых дополнительных масонских степеней) сообщает, что так называемый масонский алфавит основан на простом шифре. Он состоит из сетки, напоминающей расчерченное поле для игры в крестики-нолики, и косого креста. В совокупности они дают 13 клеток, число которых увеличивается, соответственно, до 26, если в каждой из них изображается по точке.

Эти геометрические фигуры по количеству идеально подходят для осовремененного латинского алфавита, и очевидно, что такое их расположение позволяет составлять астрономическое число различных буквенных сорасположений и сочетаний.
Данный шифр используется в 27 древних рукописных ритуалах, находящихся во владении Великой Ложи Мастеров Метки Англии и Уэльса, хотя и следует признать, что Великая Ложа не выносила отношения о большей или меньшей приемлемости того или иного сочетания или расположения букв.

Предположим, что инициалы кандидата – «R. M. H. J.». В таком случае они должны обозначаться как приводится ниже – по раздельности, а также в сочетании, согласно рекомендации о непрерывности линий метки.

Ниже символа Первого Стража располагается символ Ученика, скрещенные молоток и резец, предназначенные для обработки последним грубого камня, расположенного прямо под ними. Ученики располагаются напротив отвечающего за их просвещение Второго Стража, таким образом, находясь перед его глазами, что облегчает руководство ими. Точно по такому же принципу располагаются и Подмастерья, символом которых служат скрещенные лом и 24-дюймовый шаблон над совершенным камнем, который им надлежит обмерять, проверять и устанавливать на предназначенное для него место в кладке. Особый интерес представляет изображение трех окон выше символа Второго Стража. Различные масонские исследователи расходятся во мнениях относительно их символики. Однако сравнение современного табеля со старинными образцами, где окна расположены по одному на восточной, южной и западной, или северной, сторонах табеля, приводит к мысли о том, что данные символы воплощают троих старших офицеров ложи, а также различные точки прохождения солнцем своего пути в течение дня, поскольку окно с решеткой из 1 вертикального и 1 горизонтального прутьев символизирует наиболее яркий свет, из 4 вертикальных и 4 горизонтальных – наименее яркий, а из 2 вертикальных и 2 горизонтальных прутьев – свет средней яркости.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима