Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

30. РЫЦАРЬ КАДОШ

Зачастую враги приносят нам гораздо больше пользы, чем друзья. Жизненной силой лучше питаться из неиссякаемого источника, и таковым для нас стало противостояние нам в обществе. Лучшими друзьями масонства в Америке стали в 1826 г. активисты антимасонского движения1, стремившиеся стать его страшнейшими и злейшими врагами. Люди – всего лишь автоматы, орудия Провидения, часто пользующегося мужланами, демагогами и фанатиками – извечной порочной троицей практически всякой республики – как средствами достижения цели, о которой никто из этих трех групп не имеет ровным счетом никакого представления и окончательное достижение которой они сами стремятся, по собственному мнению, предотвратить.
Антимасонское движение, особенно некоторые входящие в него предатели и вероломцы, а также откровенные жулики-политики, своими преследованиями способствовали очищению масонства, то есть творили ему благо, ибо преследования всегда способствуют духовному росту. Но также масонство обязано им своей нынешней популярностью, дешевизной своих степеней, вторжением в его ложи, более не являющиеся святилищами в истинном смысле этого слова, низменных толп, чрезмерным вниманием к внешней стороне обрядов, излишней помпезностью и сусальным золотом декораций.
Около сотни лет назад выяснилось, что Рыцари Кадош – это одна из масок, под которой выступали тамплиеры, а посему этот градус был запрещен, работы в нем прекратились, и он превратился в одну-единственную краткую и, признаться, довольно бессмысленную церемонию, да еще и под другим названием2. Даже в наше время Клемент V1 вопиет из могилы, в которой уже давно сгнили его кости, призывая к преследованию своих давних жертв, например, устами Пия IX4 в его энциклике против франкмасонства. Призраки тамплиеров не дают спокойно спать Ватикану, вечно нарушают покой закоченевшего в догматизме папства, которое в неизбывном страхе перед давно умершими истерически выкрикивает свои отлучения и бессильные анафемы живым. Это было объявление войны, призванное побудить к действию всех дремлющих в покое и апатии.
Враг тамплиеров сам поведает нам о причине ненависти папства к Ордену, существовавшему многие века, смеясь над проклятиями Святого престола и разбивая свои станы повсюду, даже в Риме, в Асиле.
Читая нижеследующий текст, легко будет отделить истину от лжи, а самонадеянные гипотезы – от простых фактов. «Неограниченная власть, правление в отсутствие противостояния достойной силе, вне здоровой конкуренции, а посему вне всякого контроля, оказалась губительной для святотатственных монархий мира, в то время как республики, с другой стороны, губил конфликт свобод и привилегий в отсутствие иерархически определенной и установленной, должным образом соблюдаемой системы обязанностей, который привел в конечном итоге к тому, что практически все они превратились в соперничающие между собой тирании. С целью найти разумную середину между этими двумя нравственными пропастями христианские иерофанты стремились создать общество на основе самоотречения, закрепленного священными клятвами и обеспеченного строгими правилами, члены которого должны были пройти через ритуал посвящения, а само это общество – единственный истинный хранитель древних духовных и светских тайн – должно было стать своего рода питомником, воспитательным домом царей и первосвященников мира сего, нуждающихся в обучении, прежде чем очутиться у власти. В этом состоит истинное таинство царства Иисуса Христа, которое, пусть и не от мира сего, тем не менее, управляет всем величием этого мира.
Вышеупомянутая идея лежала в основании всех религиозных орденов, столь часто противостоявших светским и церковным властям. Она же легла в основание древних раскольничьих религиозных сект гностиков и иллюминатов, претендовавших на звание хранителей традиции раннего христианства Св. Иоанна. Вскоре они превратились в настоящий бич официальной Церкви и общества в целом, например, когда богатый и распутный Орден посвященных в таинства древнего учения Каббалы противопоставил законным властям исконный и священный принцип иерархии и угрожал всему свету неминуемой мировой революцией.
Именно тамплиеры, чья история мало кому известна, были этими злобными заговорщиками. В 1118 г. на Востоке девять рыцарей-крестоносцев, среди которых были Жоффруа де Сент-Омер5 и Гуго де Пайен, решили посвятить себя служению вере и принесли клятву меж ладоней Патриарха Константинопольского, еще со времен Фотия6 враждебного Риму. Открыто тамплиеры поклялись защищать паломников, приходивших в Святую Землю, чтобы посетить святые места; тайной же их целью было восстановление Храма Соломонова в соответствии с пророчеством Иезекииля.
Восстановление Храма, предсказанное иудействующими мистиками начала христианской эры, стало тайной мечтой всех патриархов Восточной церкви. Храм Соломонов, заново отстроенный и освященный по католическому обряду, стал бы центром всего христианского мира; Восток, таким образом, возобладал бы над Западом, а Патриархи Константинопольские – над Папами Римскими.
Тамплиеры, или Бедные Собратья-Воины Святого Дома Храма Соломонова, стремились уподобиться описанным в Библии воинам-каменщикам Зоровавеля7, трудившимся с мечом в одной руке и мастерком – в другой. Поэтому меч и мастерок стали символами тамплиеров, впоследствии скрывшихся под именем Ордена Братьев-Каменщиков. [Это название, Братья-Каменщики (по-французски, Frères Maçons), действительно принятое в силу скрытой связи со строителями Второго Храма, в английском языке было искажено до Free Masons, как в свое время Пифагор Кротонский превратился в «Питера Говера из Гроттона, что в Англии»8, а Хайрум, или Хурум (впоследствии «Хирам») – из мастера резьбы по меди и бронзе превратился в главного архитектора Хаикаль Кадош9, то есть Святого Дома (Ιερος ∆οµος), или Храма, между тем как слова «бонэ» и «банаим» со значением «строитель», «строители» и в наше время упоминаются в некоторых масонских степенях.]
Мастерок тамплиеров состоял из четырех частей, и его треугольные пластины были перекрещены, составляя каббалистический пентакль, также известный под названием Восточного креста. Звания Рыцаря Востока и Рыцаря Востока и Запада также неразрывно связаны с тамплиерской традицией, потому что изначально рассматривались как наследие Ордена Храма.
Основывая свой Орден, Гуго де Пайен втайне совершенно не собирался способствовать претворению в жизнь амбиций Константинопольского Патриарха. В те времена на Востоке существовала секта христиан-иоаннитов10, считавших себя единственными истинными посвященными во все совершенные таинства религии Спасителя. Они утверждали, что лишь им одним известна истинная история Иисуса Помазанника и, в свое время восприняв иудейские традиции и талмудическую мудрость, учили тому, что факты, описанные в Евангелии, являются всего лишь аллегориями, ключ к толкованию которых предлагает Св. Иоанн, говоря, что весь мир можно было заполнить книгами о жизни Иисуса Христа; эти слова, говорили они, можно было бы счесть поэтическим преувеличением, если бы в действительности они не могли быть истолкованы в свете разнообразных легенд неописуемой древности.
Иоанниты приписывали основание своей секты Св. Иоанну и именовали своих первосвященников «христами», «помазанниками» или «рукоположенными», утверждая при этом, что те наследуют первосвященническую власть по прямой непрерывной линии от Иоанна. Во времена основания Ордена тамплиеров этой иллюзорной властью обладал некто по имени Феоклет11, знакомый Гуго де Пайена, посвятивший последнего в таинства и тайные чаяния своей секты, соблазнивший его мечтами о верховной церковной и светской власти и наконец назвавший его своим преемником.
Таким образом, с самого основания Орден Рыцарей Храма имел своей целью противостояние римской тиаре и венцам светских властителей, а его правители были носителями идей каббалистического гностицизма. Св. Иоанн был отцом гностицизма, в то время как современные переводы его полемики с еретиками и язычниками, отрицавшими, что Христос есть Слово, являются неверными, бестолковыми и совершенно противоречащими самому евангельскому духу.
Учение и обряды Ордена были покрыты непроницаемой пеленой тайны, в то время как внешне он исповедовал официальную строгую веру. Только главам его была известна истинная цель Ордена, а остальные были связаны клятвой безоговорочного и бездумного повиновения высшим иерархам.
Обрести влияние и богатство, а затем интриговать и сражаться, дабы повсеместно утвердить владычество иоаннитского, гностического, каббалистического учения, вот каковы были цели Ордена, раскрывавшиеся только высшим посвященным братьям Ордена. Им внушали, что папство и противоборствующие светские монархии и сейчас легко покупаются и продаются, что они насквозь прогнили, а скоро вообще уничтожат друг друга. И тогда мир унаследует Орден Храма, к которому все народы придут с мольбами стать их правителями и первосвященниками. Тогда посвященные восстановят утраченное миром равновесие и воцарятся на всей Земле.
Тамплиеры, как и все прочие тайные ордена и сообщества, имели два учения: первое, тайное, доступное только Мастерам и высоким посвященным – иоаннизм, и второе, общедоступное – римско-католическое исповедание. Так они обманывали своих противников, смерти которых желали. Поэтому и франкмасонство, полагавшееся основной массой народа происходящим от гильдий архитекторов-дионисийцев12 или немецких оперативных каменщиков, приняло как своего покровителя Св. Иоанна Богослова, дабы не вызывать подозрений со стороны Рима, в то время как в действительности под этим именем они подразумевали Св. Иоанна Крестителя, тайно провозглашая тем самым свое родство с каббалистами и ессеями.
[Ибо иоаннизм адептов в действительности был каббализмом ранних гностиков, впоследствии деградировавшим до стадии настолько еретической, что даже Мани насчитывал нескольких последователей в их рядах. Многие из них восприняли учение о двух Первопрнципах, о котором им постоянно напоминала символика рукояти меча и мозаичного (tesselated) пола из белых и черных клеток с зазубренной (indented) каймой – от латинского слова «tessera»13, а отнюдь не от свисающих с занавесей кистей (tassels); именно таково значение ритуального термина «мозаичный пол» (Indented Tessel). Где бы в символике высших градусов ни встречались нам различные сочетания черного и белого цветов, они всегда подразумевают идею вечной борьбы Первопринципов Тьмы и Света, взятую из религии Зороастра и Мани. Эта идея пришла к нам из пантеистического учения браминов древней Индии; многих она сподвигла на обожествление материальной природы и открытую ненависть к любому учению Откровения.
К этому абсурду зачастую прямо ведут учения официальной Церкви, буквально толкующей аллегорический, образный мифологический язык священных писаний седой древности различных стран Востока. Практически к тому же самому результату привело ложное представление, что Священное Писание древней Иудеи было написано такими же лишенными воображения, практичными и холодными людьми, какими были его переводчики в годы правления английского короля Иакова I14, или такими же твердокаменными фанатиками, какими были несколько позднее шотландские пресвитериане15.]
«Дабы быстрее набрать как можно больше сторонников, тамплиеры всячески сочувствовали приверженцам старых и свергнутых с престола, равно как и новых и еще слабых, религиозных конфессий и групп, обещая им по установлении их власти полной свободы вероисповедания и царства новой веры, которая станет синтезом всех существующих ныне и преследуемых религий».
[Нелепо было бы предполагать, что высокообразованные и разумные люди поклонялись идолу Бафомету или признавали Магомета вдохновенным Богом пророком. Символика их Ордена, изобретенная и разработанная за много веков до его образования с целью сокрыть то, что было бы опасно или неосмотрительно признать и раскрыть для всех и каждого, определенно рассматривалась как еретическая и пантеистическая непосвященными, а особенно врагами Ордена. Золотой Телец, отлитый для народа Израиля по приказанию Аарона в пустыне, был в действительности таким же точно волом, дюжина каковых поддерживали Медное море в Храме и, вместе с львами, украшали подпоры жертвенника, только этот символ впоследствии неверно истолковали. Аллегориям мудрецов практически всегда суждено становиться идолами невежественных толп. На то, чему в действительности учили владыки и высшие посвященные Ордена, косвенно указывает нам символика высших градусов масонского Ордена, однако эти символы тоже становятся до конца понятными только истинным посвященным.
Градусы Символической Ложи – это всего лишь внешний двор, притвор Ордена Вольных Каменщиков. Посвященному показывают в них некоторые символы, однако зачастую ему целенаправленно предлагают ложные их толкования. Орден не предполагает, что он полностью поймет и осознает их; он, однако, должен думать, что понял их. Их истинное толкование – удел истинных адептов, князей масонства. Самая суть Священного и Царственного Искусства столь много веков назад столь тщательно была сокрыта в символике высших градусов, что до сих пор остаются неразгаданными некоторые из их священных аллегорий. Для основной массы тех, кто именует себя масонами, вполне достаточно полагать, что все таинства и все символы содержатся в трех первых градусах; адепт высших градусов, решивший переубедить их в этом, только нарушит свои обязательства как адепта, не достигнув при этом ровным счетом никакого успеха в своем предприятии и не обретя никакого вознаграждения за труды. Масонство – это настоящий сфинкс, по самую макушку засыпанный веками нанесенными пустынными ветрами песками.]
«Семена разложения были посеяны в Ордене тамплиеров еще при его основании. Лицемерие – нравственная болезнь. Он предпринял великое начинание, труд, который был не в состоянии завершить, ибо не обладал ни состраданием, ни жертвенностью, ибо Рим в те времена был несокрушимой твердыней, а позднейшие главы Ордена не вполне осознавали его истинную миссию. Более того, в основной своей массе тамплиеры были необразованными; они умели только махать мечом, но совершенно не представляли себе, как овладеть и, в случае необходимости, заковать в цепи Царицу Мира, именуемую «общественным мнением». [В действительности же, если бы главы и предводители Ордена попытались растолковать основы его истинного учения основной массе членов, те сочли бы их объяснения невнятицей и несуразицей. Символы мудрецов становятся идолами толпы, точно такими же пустыми и ничего не значащими для нее, как иероглифы древнего Египта – для ныне населяющих эту страну диких арабских племен. Всегда должно существовать некое общепринятое, «официальное» толкование красноречивых символов высших адептов, предназначенное для основной массы посвященных.]
«Сам Гуго де Пайен не обладал ни проницательным и дальновидным умом, ни сознанием величия цели, позднее отличавшими основателя другого воинства, которое осмелилось угрожать даже владыкам мира сего. Тамплиеры были всего лишь необразованными и глуповатыми предтечами иезуитов.
Они стремились к богатству, мечтая купить весь мир. Они обрели богатство, и к 1312 г. уже владели в одной только Европе более чем девяноста земельными уделами. Но богатство и стало тем подводным камнем, на который напоролся их корабль. Они стали заносчивы и открыто выражали глубочайшее презрение к религиозным и общественным институтам, которые собирались низвергнуть. В тщеславии была их смерть. Об их планах узнали, и их осуществление предотвратили. [Рим, более нетерпимый к ереси, чем к грехам и преступлениям, убоялся Ордена, а страх всегда жесток. Он всегда считал философскую Истину величайшей из ересей и во все века без колебаний выдвигал самые нелепые обвинения с одной только целью – сокрушить ее.] Папа Клемент V и король Филипп Красивый16 подали всей Европе сигнал, и таплиеров повсюду точно накрыли гигантской сетью: арестовали, обезоружили и бросили в темницы. Никогда еще фактически настоящий государственный переворот не совершался столь быстро, слаженно и эффективно. Весь мир замер, потрясенный, в ожидании ужасных откровений последовавшего за арестами судебного процесса, которому суждено было эхом отозваться в грядущих веках.
Всем народам мира просто нельзя было сообщить всю правду о глобальном заговоре тамплиеров против королевских тронов и папской тиары. Им просто нельзя было сообщить дикие подробности вероучения владык Ордена. [Это означало бы фактически посвятить огромные массы народа в таинства, доступные только высшим адептам Ордена, сорвать покровы с Исиды. Поэтому Орден обвинили в волхвовании, а лжесвидетели быстро и легко нашлись. Когда светская и церковная тирании объединяются для того, чтобы сокрушить новую жертву, средства у них находятся всегда быстро и без всякого труда с их стороны.] Тамплиеров обвинили в том, что они плевали на изображение Христа, во время посвящения в Орден отрекались от веры в Него как Спасителя, совершали прочие ужасные кощунства, общались с суккубами и почитали ужасного идола.
Исход этой драмы хорошо известен: Жак де Моле и его сторонники погибли в пламени костра. Однако незадолго до казни магистр Ордена успел создать то, что впоследствии стало известно как оккультное, герметическое, или шотландское, масонство. Во тьме тюремного подземелья Великий Мастер учредил четыре ложи-метрополии: на Востоке – в Неаполе, на Западе – в Эдинбурге, на Севере – в Стокгольме и на Юге – в Париже. [Инициалы Великого Мастера – J∴ B∴ M∴ встречаются в том же порядке в трех первых, или символических, градусах масонства17, лишний раз подтверждая, что именно от Ордена тамплиеров оно ведет свою родословную. Масонский Орден оживил и принял в качестве основы своего учения древнюю легенду об Осирисе, о воскресении Хурума, умерщвленного во плоти в Храме Иерусалимском, того самого Мастера Хурума Абаи, павшего жертвой принятого им на себя обязательства, мученика Истины и Веры, предвещающего своим воскресением восстановление некогда похороненного гонителями священного сообщества.]
Папа и король вскоре странным и необъяснимым образом встретили свою смерть. Сквен де Флориан, главный обвинитель Ордена, был убит. Сломав меч тамплиеров, они превратили его в кинжал, и своими мастерками Рыцари Храма с тех пор возводили только гробницы».
[Орден исчез в одночасье. Его земли и прочие богатства были конфискованы, и казалось, что его больше нет на Земле. Однако, несмотря ни на что, он продолжал существовать под иными названиями, управляемый незримыми руководителями и доверяющий свои опасные таинства лишь тем, кто сумел во время многочисленных и продолжительных испытаний и посвящений доказать, что достоин владения ими. Современные же ордена, горделиво именующие себя тамплиерскими, не имеют и тени права на этот титул.]
«Последователи адептов Древнего Ордена Розы и Креста постепенно отринули аскетичную иерархическую науку своих предшественников по посвящению и превратились в мистическую секту, тесно связанную со многими тамплиерами; учения этих сообществ переплетались между собой; их посвященные считали себя единственными наследниками всех тайн Евангелия от Иоанна, в чтении которого вслух они видели руководство к совершению мистических обрядов, необходимых для завершения посвящения.
В XVIII веке посвященные посчитали, что настало время одним из них основать новую иерархию, другим – свергнуть все светские и церковные власти и уничтожить все вершины общественного устройства, дабы повсюду воцарилось абсолютное и вечное социальное равенство.
Таинственный смысл символа розы следует искать в каббалистических толкованиях на Песнь Песней.
Для посвященных роза всегда была живым и цветущим символом Откровения и вселенской гармонии бытия. Она служила эмблемой красоты, любви и удовольствия. Фламель и автор «Книги Авраама Иудея»18 рассматривали ее как иероглифическую эмблему завершения Великого Делания. Это может служить ключом к пониманию также и «Романа о Розе»19. Завоевание Розы было темой и истинной целью посвятительного научного поиска, в то время как религия вечно стремилась приуготовить мир к окончательному и вечному вселенскому торжеству Креста.
Объединить Розу с Крестом – вот в чем была задача высшего посвящения; в действительности оккультная философия, являясь синтезом вообще всех философий мира, призвана была объяснить и истолковать все феномены бытия. Религия, в буквальном понимании этого слова, является откровением, служащим лишь для удовлетворения насущных потребностей человеческой души. Ее существование – научный факт; отрицать его – значило бы отрицать существование человечества.
Адепты Розы и Креста были посвящены в таинства вселенской иерархической религии Откровения. Следовательно, они не могли противостоять папству, а значит, и законным монархиям; если они и вступали с ними в конфликт, то только потому, что полагали их отступниками, клятвопреступниками и провозвестниками анархии.
Кто такой деспот – светский или церковный, если не венценосный анархист?
Один из величественных пентаклей, использующийся для воплощения эзотерической, неизрекаемой части Священной Науки, это Роза Света, в центре которой помещено изображение человека, крестообразно распростершего руки.
Существует множество комментариев на «Божественную комедию» Данте; продолжают появляться все новые и новые, однако ни один из них не затрагивает некоей особенной стороны этого произведения. Этот труд великого гибеллина20 в действительности является декларацией об объявлении войны папству, смелым Откровением Мистерий. Эпическое произведение Данте является, по сути, иоаннитским и гностическим; это смелое применение, как и в Откровении Иоанна Богослова, каббалистических чисел и образов к христианскому учению и тайное отрицание наличия в последнем абсолютных истин и явных догм. Путешествие автора по сверхъестественным мирам явно воспроизводит церемонии посвящения в Элевсинские и Фиванские Мистерии. Он вырывается из адова пекла через врата с начертанным на них приговором неотвратимого отчаяния, перевернувшись с ног на голову, то есть приняв учение, прямо противоположное догматам Католической церкви; после этого он, как по гигантской лестнице, восходит к Свету по самому дьяволу. Фауст восходит на Небеса, ступив на темя коленопреклоненного Мефистофеля21. Ад не отпускает из своего плена лишь тех, кто не умеет повернуться к нему спиной. Отвага избавляет от его уз.
Дантовский Ад – это своего рода Чистилище со знаком минус. Дантовские Небеса состоят из нескольких концентрических каббалистических сфер, разделенных Крестом, подобно пентаклю Иезекииля. В центре этого Креста цветет Роза, то есть присутствует символ адептов Розы и Креста, впервые открытый народам мира и практически досконально разъясненный.
Впервые, потому что Гийом де Лорре22, умерший в 1260 г., за пять лет до рождения Алигьери, не сумел завершить свой «Роман о Розе», который полвека спустя дописал Шопенель. Поразительно, насколько всякий занимавшийся исследованием этих двух произведений бывает поражен тем фактом, что в действительности «Roman de la Rose» и «Divina Commedia» являются двумя сторонами одного и того же труда по посвящению читателей в таинства свободы и независимости духа, осмеянию всех современных общественных институтов и аллегорическому воплощению великих таинств Общества Розы и Креста.
Это важное откровение оккультной философии совпадает по времени с крушением Ордена тамплиеров, а между тем нам известно, что Жан де Менг23, писавший под псевдонимом «Шопенель», родившийся, когда Данте был уже глубоким стариком, лучшие годы своей жизни провел в роскоши при дворе Филиппа Красивого. «Роман о Розе» это эпическое повествование о французской старине. Этот толстый том под пеленой показной легкости жанра скрывает не менее глубокие истины, чем содержатся в трудах Апулея и оккультных Мистериях. Розы Менга, Фламеля и Данте выросли на одном стебле.
Система Сведенборга – это не что иное, как Каббала минус принцип иерархии, то есть Храм без краеугольного камня фундамента.
Калиостро был агентом тамплиеров, почему и писал лондонским масонам о том, что настало время восстановить Храм Предвечного. Он создал в масонстве новый Устав, получивший название Египетского, в стремлении вдохнуть новую жизнь в поклонение Исиде. Три буквы – L∴ P∴ D∴ на его печати были первыми буквами слов «Lilia pedibus destrue», что, по-латыни, означает «Лилии да будут попраны ногами» (лилия – символ королевского дома Франции)24, между тем как на одной масонской печати XVI в. также изображен меч, перерубающий стебель лилии, и девиз: «Talem dabit ultio messem», то есть «Се да будет урожай мести».
Ложа, учрежденная женевским фанатиком Руссо, стала центром революционного движения во Франции, и даже один из принцев крови вступил туда, дабы поклясться у гробницы Жака де Моле в стремлении свергнуть наследника Филиппа Красивого. Списки Ордена тамплиеров свидетельствуют о том, что сам всевластный регент, герцог Орлеанский25, был Великим мастером этого огромного тайного общества, и ему наследовали герцог Мэнский, принц Бурбон-Конде и герцог де Коссе-Бриссак.
Тамплиеры пошли на уступки королю; они спасли его от народного гнева, но с той лишь целью, чтобы усилить этот гнев и обратить его на службу своей цели – осуществлению катастрофы, которую они готовили многие века; тамплиеры готовили королю плаху. Тайные руководители Французской революции поклялись перевернуть престолы и алтари во имя торжества дела Жака де Моле. Казнью Людовика XVI26 они наполовину достигли осуществления своих планов, и теперь воинство Храма направило все силы на борьбу с папством.
Жак де Моле и его соратники, возможно, действительно были мучениками, но мстители за них опорочили их память. Монархия вновь расцвела на плахе Людовика XVI, Церковь торжествовала победу, захватив в плен Пия VI, увезенного в цепях в Валенсию и впоследствии умершего от голода и горя, и потомков древних рыцарей Храма пожрали ужасные порождения их кровавой победы».

  1. Имеется в виду движение, широко распространившееся по Америке после так называемого «дела Моргана» и возглавленное недолго просуществовавшей особой политической партией (1828 – 1840 гг.). Антимасонская деятельность была практически единственным пунктом ее политической платформы. Несмотря на кажущуюся незначительность, это движение в указанное время серьезно повредило Братству. – Р. Х.
  2. «Прусский Рыцарь» Шведского Устава и практически вся система «Строгого Послушания» барона Хунда. – Прим. перев.
  3. Папа Римский (1260 – 1314), кроме участия в уничтожении тамплиерского Ордена, виновный, согласно церковным источникам, в симонии (торговле церковными должностями), политических интригах против германского короля Генриха VII, переносе Святого Престола из Рима в Авиньон, за что Данте назвал его «пастырем беззаконным» (Ад, XIX, 85 – 87). – Р. Х.
  4. Папа Римский в 1846 – 1878 гг. Эти 30 лет были весьма значительны в истории франкмасонства. В эти годы Папе пришлось наблюдать за распадом повиновавшихся Святому престолу государств и тем, как из-под его светской власти уходят около 3 000 000 людей, а у него остаются лишь несколько акров в центре Рима. При нем, в 1870 г., впервые был созван Ватиканский Совет, который немедленно принял и утвердил в качестве церковного догмата уже к тому времени долго обсуждавшуюся католическим духовенством идею папской непогрешимости в вопросах веры и нравственности. За пять лет до этого Пий IX выпустил пятую из своих шести энциклик о масонстве (Multiplices inter, 25 сентября 1865 г.), где, в частности, говорилось: «Среди многих козней и уловок, коими враги Имени Христа старались повредить Церкви Господней, осадить и пошатнуть ее своими наветами, без сомнения, следует отметить это развращенное общество людей, именующих себя масонами, сперва скрывавшихся во тьме и неизвестности, а ныне вышедших на свет во имя всеобщего разрушения религии и человеческого общества». Вряд ли стоит сомневаться в том, что Пайк был убежден в наличии определенной связи между современным ему франкмасонством и Орденом тамплиеров; об этом говорят и пространные цитаты из Элифаса Леви (не называемого по имени), который в наличии такой связи не сомневался. Тем не менее, во всех иных смыслах, кроме определенного родства нравственных идеалов, его мнение опровергалось даже имевшимися в его время историческими данными, не говоря уже о результатах современных исследований. – Р. Х.
  5. Фламандский рыцарь, один из восьмерых (или девятерых) основателей Ордена Рыцарей Храма. Его отец передал Ордену ренту на свои земли в Сент-Омере, и с этого приобретения начался рост богатства и могущества Ордена, вероятно, и приведший к его падению в XIV в. – Р. Х.
  6. Константинопольский Патриарх (ок. 820 – 891 гг. н. э.) и защитник Восточной церкви от натиска католицизма. Будучи активным участником политических процессов своего времени, он был в 863 г. отлучен от церкви Папой, однако это его не смутило, и в 867 г., заручившись поддержкой императора, он отлучил от церкви Папу. Опытный организатор и серьезный ученый-теолог, он был в X в. канонизирован Православной церковью. – Р. Х.
  7. Иудей, живший в Вавилонии и возвратившийся в Палестину, чтобы, по распоряжению царя Дария, стать правителем Иерусалима. Он восстановил Храм, и на некоторое время оказался в центре мессианских упований иудейского народа. Вероятно, по этой причине персидский царь отказался назначить его преемником кого-либо из колена Давидова. – Р. Х.
  8. Это курьезное искажение имени Пифагора встречается в не признанном специалистами подлинным так называемом «Манускрипте Лиланда», в свое время, как ни жаль, подкрепленном авторитетом Дж. Локка. Престон в своих «Иллюстрациях франкмасонства» приводит его детальный анализ. – Р. Х.
  9. Буквальное значение – «Храм», или «Святой Храм», см., например, в Псалмах 11:4; 65:4; 79:1; 188:2. Здесь источником Пайка является «Kabala Denudata» (1684), латинский труд силезского пастора Кнорра фон Розенрота, а именно его раздел «Сифра ди-Цениута». Рассуждая о строках из Книги пророка Аввакума (2:20), Розенрот пишет: «Но Господь пребывает в Своем Святом Храме; да хранит вся Земля молчание пред Ним», таким образом, приводя пример гематрии, т.е. каббалистического изучения числового значения букв Писания. Пайк не приводит отдельного гематрического толкования, но можно и самостоятельно провести вычисление значений выделенных слов: Господь (Адонай) ינדא – 1 + 4 + 50 + 10 = 65; хранить молчание סח – 5 + 60 = 65; Храм כליה – 5 + 10 + 20 + 30 = 65. – Р. Х.
  10. Пайк использует данный термин только в наставлении этого градуса. Интересно, что это название – иоанниты – носит также одна из исторически сложившихся исключительно христианских школ Вольного Каменщичества. Это название не связано со Св. Иоанном Крестителем, пусть он и является святым покровителем всего спекулятивного масонства в целом. Масонские школы различаются по своим собственным легендам. В разное время слагались различные масонские легенды, подчеркивающие значение того или иного исторического, чаще библейского, персонажа – Адама, Ноя, Нимврода, Соломона и, конечно, Св. Иоаннов. Маккей в своей «Энциклопедии» описывает иоаннитов как «масонскую религиозную секту, учрежденную в Париже в 1814 г. Фабром-Палипра». В данном наставлении Пайк обширно цитирует Элифаса Леви («История магии», стр. 207 – 212). – Р. Х.
  11. Данная легенда полностью позаимствована Пайком из «Истории магии» Элифаса Леви, и первоисточник ее остается неизвестным. Переводчик и комментатор Леви Артур Эдуард Уэйт предполагает, что этим источником является «Ordre du Temple» (Орден Храма) Фабра Палапра. В «светской» истории о Феоклете ничего не известно. – Р. Х.
  12. В XIX в. широкое распространение получило поверье о существовании среди приверженцев культа Диониса строительных объединений, похожих на средневековые каменщические гильдии. Предположительно, эти строители принесли свое искусство в восточное Средиземноморье во времена Царя Соломона и помогали ему в возведении Первого Храма. Маккей в своей «Энциклопедии франкмасонства» подробно рассматривает эту легенду. – Р. Х.
  13. Табличка, ярлык, игральная кость, использовавшиеся на древнем Востоке как пропуск или пароль. – Прим. перев.
  14. Под именем Иакова VI этот король (1566 – 1625) правил Шотландией в 1567 – 1625 гг., а затем, под именем Иакова I, также и Англией (1603 – 1625). При нем и по его распоряжению был создан самый известный перевод Библии на английский язык – Библия Короля Иакова. – Р. Х.
  15. Имеются в виду последователи Джона Нокса, шотландского религиозного реформатора, обеспечившего переход своей страны из католицизма в протестантизм. Дюран так пишет о влиянии учения Кальвина на Нокса: «Кальвинизм соответствовал его темпераменту, потому что эта вера была самоуверенной, убежденной в том, что именно она получила вдохновение от Самого Господа, убежденной в своем праве и даже божественной обязанности во всем подчинить себе людей, полностью управлять всем их поведением и всей их жизнью, а также править в стране. Все это наполнило Нокса изнутри, а через него – всю историю Шотландии» (vi, стр. 608). – Р. Х.
  16. Филипп IV (1268 – 1314), король Франции, более всего известный в мировой истории преследованием и уничтожением Ордена Рыцарей Храма (тамплиеров) в 1307 – 1314 гг., завершившимися сожжением на костре последнего Великого Магистра Ордена Жака де Моле, за что он предан проклятию франкмасонами и прочими подобными обществами и орденами. – Р. Х.
  17. Французская деревушка Моле находится в провинции Бургундия, так что Пайк имеет полное право подразумевать в данном случае слова «Жак Бургундский де Моле». Отдельного упоминания заслуживают его слова «встречаются в том же порядке». В то время как для Шотландского Устава и вообще большинства современных уставов они явно неприменимы, данный порядок священных слов употребляется в немецком Эклектическом, Адонирамическом, Мемфисском и нескольких других масонских уставах, согласно «Энциклопедии» Уэйта. – Прим. перев.
  18. Имеется в виду книга, якобы обнаруженная Н. Фламелем. В ней, по утверждению Фламеля, была 21 страница, и пятая страница была украшена изображением розового дерева, символику которого Пайк рассматривает в данном абзаце. Авраам Иудей (1362 – 1460), был он автором книги, приписываемой ему Фламелем, или нет, написал «Священную магию Абрамелина». Он был алхимиком и магом, оказавшим значительное влияние на оккультистов позднейших времен, например, на Алистера Кроули (1875 – 1947), члена Герметического Ордена Золотой Зари. – Р. Х.
  19. Средневековая аллегорическая поэма изначально пера Гийома де Лоре (1235), но дописанная лишь 40 или 50 лет спустя Жаном де Меном. Оригинальный текст состоит из более чем 4000 стихов и посвящен описанию добродетелей куртуазной любви, общей темы для жанра трубадуров, минестрелей и миннезингеров. – Р. Х.
  20. Член аристократической имперской общественной партии в средневековой Италии, традиционно противопоставляющейся партии гвельфов – сторонников Папы. – Р. Х.
  21. Более всего известен по «Фаусту» Гете. Происхождение имени не до конца ясно: по-древнееврейски, «мефис-тофель» означает «разрушитель-лжец»; по-гречески, «мефос-фигейн» означает «не любящий света», также существуют и другие версии этимологии. Кристофер Марло, драматург елизаветинской эпохи, в своем «Фаусте» (1604) впервые назвал его падшим ангелом. – Р. Х.
  22. Французский писатель XIII в., автор первой части знаменитого «Романа о Розе», около 4000 строк. – Р. Х.
  23. Французский поэт (ок. 1240 – 1305 гг.), в основном, известный тем, что продолжил написание «Романа о Розе», начатого Гийомом де Лорре приблизительно в 1235 г. Он привнес в данное произведение сатирический оттенок, порицая грехи официальной Церкви, женщин и скряг. Одного этого хватило, чтобы настроить общество против себя. Однако энциклопедические познание автора принесли ему заслуженную немеркнущую славу. – Р. Х.
  24. В масонстве Шотландского устава данная аббревиатура традиционно используется в 15-м градусе, где она означает французскую фразу «Liberte de passer» «Свобода прохода», что согласуется с легендой данной степени. Элифас Леви приводит еще одну расшифровку: «Liberte, Devoir, Pouvoir» «Свобода, Долг, Могущество» ( «Высшая магия», стр. 45). – Р. Х.
  25. Великий Мастер Великого Востока Франции непосредственно перед Великой Французской революцией. Утверждение Пайка о том, что он якобы также возглавлял некий самопровозглашенный «тамплиерский» орден крайне спорно. Двое других упомянутых здесь Пайком лиц не играли практически никакой роли в истории общества и масонства, в частности. Вместе они упоминаются только в «Истории магии» Элифаса Леви (стр. 309). – Р. Х.
  26. Людовик XVI (1754 – 1793) – последний французский король из династии Бурбонов, казнен во время Французской революции. – Р. Х.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима