Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

28. РЫЦАРЬ СОЛНЦА ИЛИ КНЯЗЬ АДЕПТ

Бог сотворил все сущее; это Вечное, Всевышнее, Живое и Величественное Существо, от Которого не может быть скрыто ничто во Вселенной. Ему не нужно возводить идолов и делать зримые Его изображения; Ему скорее следует поклоняться в священной тиши и уединении, в лесах или на высотах, ибо Он незрим, Он заполняет Вселенную Своей Душой и не обитает ни в каком храме.
Свет и Тьма — это два вечных пути развития мира сего. Бог — это Первопринцип всего сущего и его Отец. Он недвижим, вечен и самодостаточен. Власть его не может быть ничем ограничена. Взглядом Своим он охватывает прошлое, настоящее и будущее; в один отдельно взятый миг пред Его взором может проходить и молчаливая процессия строителей великих Пирамид, и процессия их отдаленных потомков — современных Вольных Каменщиков, и процессия наших самых дальних потомков. Он читает наши мысли задолго до того, как они сформируются в нашем сознании. Он управляет движением Вселенной и всеми событиями, всеми передвижениями творений Своей Воли. Ибо Он есть Беспредельный Ум и Совершенный Разум.
Вначале у человека было Слово, и Слово это было от Бога; и из животворящей Силы, сообщенной человеку этим Словом и через Него, родился Свет людского бытия. Да не произносит никто из людей это Слово, ибо Им Всевышний Отец сотворил свет и тьму, мир и все живое в нем!
«Халдеи в долинах своих поклонялись мне, и морелюбивые финикияне поклонялись мне. Возводили мне храмы и башни, сожигали мне жертвы на тысячах алтарей. Свет был для них божественным, и называли меня богом. Но Я ничто, ничто; Свет есть творение незримого Единого Отца, преподавшего чистую религию Свою Патриархам древности — Таинственный, Ужасный и Прекрасный Абсолют».
Человек был сотворен чистым, и Бог даровал ему Истину и Свет. Но человек утратил Истину и обрел вместо нее заблуждения. Он, блуждая, погрузился в глубокую тьму, и повсюду его окружают ныне грех и позор. И душа его, погрязшая во грехе, нечистая, запятнанная пороками Земли, неспособна возвратить себе единение с Богом до тех пор, пока, претерпев множество очистительных испытаний, наконец не обретет избавление от древнего порока, и Свет не преодолеет Тьму и не сбросит ее с престола в душе человеческой.
Бог есть Первый из Первых, неуничтожимый, вечный, несотворенный, неделимый; Он есть Мудрость, Свет, Истина и Милосердие, и Гармония и Любовь — порождения Его Сущности, Он беспределен в пространстве и бесконечен во времени. Он хранит молчание, поддерживая связь с одним лишь разумом человеческим, и Он пребывает в человеческих душах, проникая в них через разум. В Нем изначально содержались все впоследствии сотворенные вещи, и из Него они проистекли. Ибо из изначального Его Божественного Молчания и Покоя, спустя неисчислимые эоны времени, проистекло Слово, или Божественная Сила, а затем, в свою очередь, — могучий и никогда не покоящийся безмерный Разум; а потом из этого Слова развились мириады солнц и миров, составляющих Вселенную, и огонь, и свет, и электрическая Гармония, которая есть гармония сфер и чисел, а из Разума проистекли души и разумы всех людей.
Вначале вся Вселенная была душа едина. И Он был Всем, Единым Сущим во времени и пространстве, Беспредельным, как сами эти измерения.

— Он помыслил: «Я творю миры», — и вот, явились Вселенная, и все управляющие ею законы гармонии и движения — проявления Божественной Мысли, и птицы, и звери, и все живое, кроме человека, и свет, и воздух, и таинственные течения, и царство таинственных чисел.
— Он помыслил: «Я творю человека, и да станет душа его образом Моим, и да правит он миром тварным», — и вот, явился человек со всеми его чувствами, инстинктами и пытливым разумом.
— Однако это был еще не человек, но животное, дышащее, видящее и слышащее, мыслящее… Лишь когда искра Беспредельного Бытия Божия проникла в его мозг и стала его душой, стало животное Человеком, бессмертным существом.

Таков был троичный путь Божественного творения посредством Мысли, — и Человек есть его конечная цель, человек, способный мыслить и размышлять, видеть и слышать, чувствовать, любить и стремиться к гармонии со всей Вселенной.
Но не успел еще состариться материальный мир, как Истина стерлась из душ человеческих. Человек спросил себя: «Кто я? Откуда я? Как я появился? Куда я иду?». И душа его, обратившись внутрь себя, силилась осознать, является ли это самоосознание, это внутреннее «я» чисто материальным; она мыслила и размышляла о своих страстях и привязанностях: являются ли они всего лишь следствиями тех или иных сочетаний чисто материальных факторов, является ли она сама чисто материальным фактором или же материей в оболочке нематериального Духа. Она стремилась своими мыслями все дальше, желая постигнуть путем самоизучения, является ли дух самостоятельной сущностью, обладающей ничем не ограниченным во времени бытием, или же микроскопической частицей Великого Вселенского Первопринципа, присутствующей одновременно во всем бескрайнем пространстве, во всей Вселенной в виде волн, подобно свету и теплу. И все дальше и дальше заходила она в своих размышлениях, и все больше погружалась в непроницаемую чащу заблуждений, порождая пустые и лишенные всякого смысла философские теории, она блуждала в потемках материализма, сенсуализма, впустую била крыльями в вакууме абстрактных умствований и идеализма.
Не успели еще первые в мире дубы породить первую в мире свежую листву, человек утратил уже совершенное знание о Едином Истинном Боге, Древнем Абсолютном Бытии, Беспредельном Разуме и Высшем Уме; человек отправился в бесцельное странствие вдаль от берегов, посреди бурного океана догадок и умопостроений. Душа истощила себя бесплодными попытками понять, является ли Вселенная всего лишь случайным сочетанием атомов, или наоборот, творением Беспредельной, Несотворенной Мудрости; является ли Бог концентрированной нематериальностью, а Вселенная — нематериальностью, протяженной в пространстве, или же Он есть персонифицированное бытие, Всесильное, Вечное, Верховное Бытие, волей Своей управляющее материей, или же это бытие, всего лишь заставляющее материю повиноваться единожды установленным и вечным, неизменным и всеобщим законам тварного мира, бытие, для Которого, Беспредельного и Вечного, вообще не существует таких понятий, как время и пространство. Своим ограниченным умом и несовершенным зрением люди стремились проникнуть к самому источнику бытия, дабы объяснить сами себе происхождение и существование Зла, Боли и Горя; но это лишь заводило их еще глубже в мрачные дебри заблуждений, где им суждено было заблудиться и пропасть навечно; более для них не существовало Бога — лишь глухая бездушная Вселенная, наполненная лишенными для них смысла эмблемами и символами, окружала их.
В градусах, в которые ты был посвящен ранее, ты уже многое узнал о поклонении древних народов Солнцу, Луне и другим ярким небесным светилам, стихиям и силам вселенской Природы. Можно утверждать, что ты отчасти знаком с различными их мифологическими воплощениями в победоносных или страдающих героев, различных богов и богинь, наделенных человеческими чертами и страстями, и понимаешь, что различные перипетии легенд об этих богах просто-напросто аллегорически отображают восходы и закаты этих светил, их противостояния и сорасположение, их дома и точки восхода.
Возможно, ты подумал, что мы, подобно многим из тех, кто когда-либо писал о данных материях, собираемся преподнести эту веру тебе в качестве наидревнейшей из всех, когда- либо исповедовавшихся древнейшими народами Земли. Для того чтобы, если ты так считал, избавить тебя от этого ложного умозаключения, мы представили тебе воплощение Великого небесного Светила, названное именем, под которым ему поклонялись наши пращуры, дабы оно сообщило тебе наидревнейшие истины из всех известных самым первым людям Земли еще до того, как земные народы начали поклоняться материальным воплощениям Верховной Силы, проявлениям, свойствам Вселенского Божества, стихиям и хранящим священное молчание неусыпным сияющим стражам ночного неба.
Ныне же мы просим твоего внимания, дабы поведать тебе дальнейшее развитие этих священных истин, и к ранее данному толкованию Великого небесного Светила мы теперь добавим толкование и объяснение имен некоторых богов, сотворенных людьми разных времен и стран.
Атум, или Атум-Ра, был старшим и старейшим из богов Египта, верховным богом Верхнего Египта; центр поклонения ему был в Фивах; это был тот же бог, что и Ом, или Аум, древних индийцев, имя которого было непроизносимо и который, подобно более позднему божеству Брахме, был «существом, которое было, есть и пребудет, Великим Богом, Великим Всесильным, Всеведущим и Вездесущим Единым, Величайшим во Вселенной Господом», и эмблемой его служила совершенная сфера, означавшая, что этот бог был первым и последним, средним и бесконечным, высшим по отношению ко всем природным богам и всем прочим воплощениям сил, стихий и светил, — символом его был Свет, источник всей и всяческой жизни.
Амон, с другой стороны, был природным богом, то есть богом всей Природы. Его также именовали Амоном-Ра и поклонялись ему в Мемфисе, в Нижнем Египте, а также в Ливии1 и отчасти в Верхнем Египте. Он был своеобразным ливийским Юпитером и воплощал разумную и организующую силу, существующую и непрерывно развивающуюся в природе, в то время как разумные типы, или виды, предстают людям в телесной форме, чтобы стать постижимыми для человеческих чувств, предварительно вступив в союз с материей, собственно, и порождающей их тела. Это был тот же самый бог, что и Кнеф, изо рта которого вышло Орфическое яйцо, из которого впоследствии родилась Вселенная.
Дионис был таким же природным богом греков, как Амон — египтян. В соответствии с народной легендой, Дионис, равно как и Геркулес, был фиванским героем, рожденным смертной матерью. Оба они были сынами Зевса, обоих преследовала Гера. Но в личности Геркулеса божественная природа находится в подчинении у человеческой, героической, в то время как Дионис даже в древнейших поэмах в большей степени характеризуется божественной природой, в чем он практически идентичен Иакху — предыдущему гению- покровителю священных Мистерий. Воплощенный в Солнце во время его пребывания в Тельце, о чем свидетельствуют его бычьи копыта на большинстве изображений, он в свое время спас Землю из ледяных объятий Зимы, управлял величественным хором звезд и годовым оборотом всей Вселенной, сменой времен года и периодическим упадком природы. Он являлся воплощением Солнца (которое элейцы2 называли Пиригеном — Πυριγενης), вступающего в этот мир среди вспышек молний и громовых раскатов; он был великим небесным Охотником среди животных Зодиака, Загревсом Златым, или Румяным. Мистерии преподавали своим адептам учение Божественного единства и Божества, единство Которого кажется величайшим из таинств, но в действительности является немудрящим трюизмом; и этим Единым Богом был Дионис — божество Природы, или, точнее, влаги, являющейся основой и сущностью живой Природы, божество, готовящее во тьме Гадеса, или Иасиона, победное возвращение жизни и растительности вместе с собственным возвращением на Землю в новый сезон роста и развития. На Эгейских островах его именовали Бутом3, Дарданом, Химером или Имбром, на Крите — Иасием или даже Зевсом, и оргиастический культ поклонения ему оставался неведомым для профанов, прячась за обычными проявлениями религиозного языческого культа, но не раскрывая священных символов, которые могли быть превратно поняты не прошедшими мистериальное посвящение.
Это был тот же самый бог, что рассеченный на части Загревс, сын Персефоны, древнейший подземный Дионис, рогатый предшественник Зевса в созвездии Змея, которому отец отдал свои молнии, — и именно пред его алтарем свершали магические танцы куреты. В результате вызванных ревностью уловок Геры титаны на некоторое время ускользнули от его всевидящего ока и впоследствии растерзали его на части, но Паллада4 возвратила отцу его все еще бьющееся сердце, которое и повелело Аполлону похоронить бренные останки некогда божественного тела на Парнасе5.
Дионис, как и Аполлон, был повелителем муз; их гробницы и места поклонения им практически всегда располагались рядом; они были одинаковы, хотя и различны, отдельны, хотя и являлись частями одного целого; их плотские образы — боги Природы и Искусства, по всей видимости, также произошли от одного, единого истока. Это разделение между ними произошло скорее по форме, чем по содержанию, и поэтому к тому времени, когда Геркулес получил посвящение от Триптолема6, а Пифагор был посвящен в таинства орфических Мистерий, оба этих бога, оба эти воплощения одной идеи уже стремились воссоединиться обратно. Современники утверждают, что Дионис или Посейдон предшествовали Аполлону в качестве покровителей верховных оракулов; Диониса в греческой теологии и гораздо позже почитали как целителя и Спасителя, дарующего жизнь и бессмертие. Рассеянные по лицу Земли пифагорейцы — Сыны Аполлона — как только желали встретиться с собратьями, посещали орфические служения Дионису, при условии, что отчасти дионисийский культ всегда присутствовал на поклонениях Аполлону.
Дионис был Солнцем, освободителем стихий, и духовные размышления, связанные с поклонением ему, были теми же и использовали те же образы, что сопровождали размышления о Зодиаке как о предполагаемом пути нисхождения душ на Землю и их последующего возвращения в небеса. Его второе, духовное рождение свыше было аллегорией духовного возрождения человека. Как и Аполлон, Дионис был покровителем муз и источником всякого вдохновения. Он не заставлял покорных своей власти каким бы то ни было искусственным образом умерщвлять плоть, бремя веры в него было легким, и благозвучные хоры его почитателей воспевали в своих песнопениях Золотой век, когда на всей Земле царила вечная и непреходящая весна, а одно прикосновение тирса к плодородной груди земли заставляло бить фонтаны меда, молока и вина. Он также был Освободителем, потому что, как и Осирис, он освобождал души из плена материи и направлял их в странствии ввысь, дабы они снова не угодили в тенета материального мира или какой-либо более низкой, животной формы. Душа человека, в соответствии с этим верованием, — это часть единой Вселенской Души, которая есть Дионис; он приводит освободившийся блуждающий дух к его небесному истоку, проводит его через реальные и символические очистительные церемонии, символизирующие его земное существование. Дионис умер и сошел в Мир теней, и смерть его — величайшее из таинств бытия. Он же является вечным возлюбленным Психеи (души), Божественной силы, посредством которой обрел бытие весь материальный мир и которая пробуждает человеческую душу из непроницаемого стигийского транса и возносит ее с Земли на Небеса.
Мы уже достаточно много и подробно говорили о Гермесе, Меркурии греков, Тоте египтян и Тауте финикийцев. Он был изобретателем букв и ораторского мастерства, крылатым вестником богов, носителем оплетенного змеями кадуцея, — в Совете этого градуса его воплощает Оратор.
Индийцы называли Солнце Сурьей7, персы — Митрой, египтяне — Осирисом, ассирийцы и халдеи — Бэлом, скифы, этруски и древние пеласги — Аркалеем, или Геркулесом, финикийцы — Адонаем, или Адоном, а скандинавы — Одином.
От имени «Сурья», которое индийцы в древности присвоили Солнцу, взяла свое название религиозная секта суров, почитавших дневное светило своим главным богом. На их фресках божество это изображалось управляющим колесницей, влекомой семью зелеными лошадьми. В храме Висвешвара в Бенаресе до сих пор находится отлично сохранившийся фрагмент статуи, изображающей этого бога восседающим на колеснице, запряженной лошадью о двенадцати головах. Управляет колесницей возница Аруна8 (от древнеевр. ואר — «ор» — crepusculum — Свет сумеречный9?), то есть Заря; среди многочисленных титулов Сурьи есть двенадцать описывающих особые его силы и проявления в каждый из двенадцати месяцев астрономического года. Эти силы именуются адитья, и у каждой есть свое собственное имя. По легенде, Сурья часто спускался на Землю в человеческом облике и оставил на Земле целый народ своих потомков, так же хорошо известный в индийской мифологии, как и в греческой — под именем эллинов, сынов Гелиоса10. Сурью часто именуют Царем Звезд и Планет, что практически идентично имени «Адон-Саваоф»11 — Господь Звездных Воинств — в древне-иудейской религии.
Митра был солнечным богом персов; по легенде, он родился в гроте, или пещере, в период Зимнего солнцестояния. Его Мистерии справлялись именно в этот период, когда Солнце начинало свое возвращение на Север, а дни начинали удлиняться. Это было величайшее из празднеств религии магов. Римский календарь, введенный во времена Константина, то есть именно тогда, когда традиция этих Мистерий начала распространяться на Западе, зафиксировал дату начала торжеств 25-го декабря. На статуях этого бога сохранились надписи «Deo-Soli invicto Mithrae», «Nomen invictum Sol Mithra», «Soli Omnipotenti Mithrae» — то есть «Непобедимому и Всесильному Богу-Солнцу Митре». В жертву ему приносили золото, благовония и миро. «Тебе, — пишет Марциан Капелла в своем гимне Солнцу, — жители нильских берегов поклоняются под именем Сераписа, жители Мемфиса — как Осирису; в священных ритуалах Персии ты — Митра, во Фригии — Атис, в Ливии пред властью твоей преклоняются, именуя тебя Амоном, в Библосе Финикийском зовут тебя Адонисом, — весь мир почитает тебя, пусть и под разными именами».
Осирис был сыном Солнца (Пра, или Ра), «божественным отпрыском, подобным заре», и в то же время он был воплощением Кнефа, или Агафодемона12, доброго духа, и обладал всеми возможными его формами воплощения, физическими и нравственными. В материальной, привычной для людских чувств, форме он воплощал все высшие проявления Жизни, исполненной абсолютного блага, а поэтому возникла необходимость каким-то образом материализовать силу, противоположную ему, которая и превратилась в Сета, Бабиса13, или Тифона, потому что только таким способом стало возможным отразить влияние сил Зла.
С явлениями своего сельскохозяйственного обихода, по легенде, изобретенного Осирисом, египтяне привычно связывали и высшие истины своей религии. Душа человеческая была для них подобна семени, посеянному в землю, и там, во тьме материального мира, смертная их оболочка ожидала своего возрождения к Источнику Света и Жизни Вечной. Осирис был не только благотворителем живых; он был также Гадесом, Сераписом и Радамантом, правителем умерших. Посему смерть для верующих египтян была всего лишь одной из ипостасей обновления, ведь бог — ее покровитель — был тем же богом, который совершает ежегодное обновление всей живой Природы. Каждое должным образом набальзамированное тело называлось Осирисом и считалось, что после погребения оно воссоединяется с Единым Божеством, или хотя бы в достаточной степени приближается к нему. Ибо когда бог обрел вид человека, дабы принести всем людям благо, вместе с внешней формой он просто не мог не принять все стороны и аспекты земного человеческого бытия. Посему в смерти, как и в жизни, Осирис и Исида походили на людей и являлись их водителями и предшественниками; их гробницы размещались в святилищах верховных богов; и пускай их материальные тела могут быть в Мемфисе или Абидосе14, это никак не может повлиять на их нетленную божественную природу: они все равно или озаряют землю в виде дневного и ночного небесных светил или же в мире богов судят бестелесных духов, после смерти приблизившихся к их обители.
Понятие умирающего бога, столь часто встречающееся в мифологиях Востока, о котором мы уже достаточно подробно рассуждали в наставлениях предыдущих градусов, является естественным развитием культа окружающей Природы, истолкованного слишком буквально; ибо для жрецов народов древности Природа, которую смена времен года определенно подвергает видимому разрушению, служила материальным воплощением их богов, которых они, таким образом, наблюдали как в виде единого и неизменного Божества, так и вполне материальных и подверженных изменениям богов. Незримый Правитель Вселенной сосуществовал в их сознании с Его вполне материальными природными проявлениями. Умозрительному Божеству, на существование Которого указывали все происходящие в Природе процессы, поклонялись в ходе аллегорических посвятительных ритуалов. Траур во время Осеннего равноденствия и празднества возвращения весны были распространены практически повсеместно. Фригийцы и пафлагонцы15, беотийцы и даже афиняне, — все они в той или иной степени хранили верность этим ритуалам; сириянки горестно оплакивали Таммуза, или Адони, смертельно уязвленного острыми клыками Зимы, наиболее часто воплощавшейся в образе дикого вепря; эти обряды, равно как и обряды Мистерий Атиса и Осириса, определенно были вызваны к жизни ежегодной кажущейся гибелью растительности, когда Солнце, двигаясь по нисходящей орбите, кажется лишенным былой жизнепорождающей силы.
Осирис — это тот же бог, что сирийский Адони, и легенда о его жизни и смерти, которую не имеет смысла здесь повторять, является народной версией священного предания древнеегипетской религии, главным героем которого является Солнце, а моралью — сельскохозяйственный календарь. Заливные долины дельты Нила, обязанные своим плодородием ежегодному разлитию великой реки и окруженные безжизненной пустыней, символизировали для древних народов торжество Жизни посреди царства Смерти. Разливы Нила были для них неразрывно связаны с Солнцем, и поэтому Египет, окруженный солончаковыми пустошами, словно курящийся благовониями алтарь посреди небытия, виделся им женской сущностью, постоянно оплодотворяемой мужским солнечным божеством. Затем брат солнечного бога Тифон, воплощение тьмы, засухи и бесплодия, всем телом бросился в Нил, и тогда Осирис — Благотворитель и Спаситель — погиб на двадцать восьмом году своего славного правления, в семнадцатый день месяца атора (адара), то есть 13-го ноября. Другие легенды утверждают, что умер он жарким ранним летом, когда с марта по июль Земля страдала от невыносимого зноя, растительность высыхала, как высыхал, практически совершенно исчезая, и сам Нил. Из мертвых он воскресал, когда Солнце в период солнцестояния возвещало новый разлив и Египет наполнялся радостными песнопениями в ожидании нового урожая. После смерти зимой бог восставал к новой жизни вместе с ранними весенними цветами, и тогда праздновался веселый фестиваль Осириса.
Так и гордость Джамшида16, одного из солнечных богов-героев Персии, воплощения солнечного года, была жестоко растерзана Зогаком17, тираном Запада. Джамшида рассекли на части рыбьей костью, и немедленно свет над Ираном заволокла мгла. Ганимеда18 и Адониса смерть также унесла в расцвете сил и красоты; безвременная гибель Лайна19, оплакивавшаяся в древней Греции, до мелочей напоминала смерть персидского Сиамека20, вифинского21 Гила22 и египетского Манерона23, сына Менеса Вечного24. На древнеегипетских пиршествах распевали элегии Манерона, передавая по рукам небольшие изображения его саркофага, дабы никто из их участников не забывал о мимолетности и бренности земного бытия. Прекрасный Мемнон25 тоже, конечно, ушел на заре своих величия и молодости, и Енох, раннюю смерть которого оплакивали в Иконии26, прожил 365 лет, по числу дней солнечного года, — совсем немного, по сравнению с многими тысячами лет, прожитыми предшествовавшими ему патриархами.
История Осириса заново излагается в легендах об Орфее и Дионисе Загревсе, а также, наверное, об Абсирте27 и Пелии28, Эсоне29 и Фиесте30, Меликарте31 и Итисе32 с Пелопом33. Ио — эта та же самая безутешная Исида, она же Ниоба34; Рея оплакивает своего рассеченного на куски господина — Гипериона35, а также гибель своего сына Гелиоса, утонувшего в Эридане36; и коль скоро Аполлон и Дионис бессмертны, будучи богами, значит, в памяти народов они умерли под иными именами — Орфея, Лина или Гиацинта. На Крите каждый имеет возможность посетить гробницу Зевса. Ипполита37 сопоставляли по божественным свойствам с Аполлоном, и после того, как его, подобно Осирису, растерзали на части, Диана возвратила его к жизни при помощи пеоновых трав38, чтобы он затем остался жить в потаенных эгерийских39 гротах. Зевс оставил Олимп, дабы посетить Эфиопию; Аполлон был в услужении у Адмета40; Тесей41, Пейрифей42 и Геракл, — практически все герои древних мифов обязательно в какой-либо период своей жизни совершали нисхождение в Гадес; Мистерии учили, что природный бог отправлялся в изгнание, и тогда женщины всей Аттики оплакивали его уход и постились, сидя на земле в течение всех Фесмофорий, а беотийцы также оплакивали нисхождение Коры-Прозерпины в мир теней.
Однако древняя мифология не видела противоречия между практически неизбежной смертью божества и его бессмертием. Временный спад активности Сынов Света являлся для древних мифотворцев лишь одним из эпизодов их вечного существования; и точно так же как Вечность для удобства счисления разделяется людьми на дни и годы, так и огненная смерть Фаэтона43 или Геркулеса просто знаменует начало нового этапа непрерывного и неизменного процесса фениксоподобного возрождения, позволяющего Осирису жить вечно и оставаться собой сквозь бесконечную череду сменяющих друг друга мемфисских Аписов. Каждый год возрождается к новой жизни Адонис, и янтарные слезы, проливаемые Гелиадами по своему безвременно ушедшему брату, превращаются в золотой дождь плодородной надежды на то, что Зевс снова снизойдет с бронзового щита небес в объятия Земли.
Бэл, воплощение и символ Солнца, принадлежал к числу высших богов Сирии, Ассирии и Халдеи, и его изображения можно встретить на монументах эпохи Нимврода; также на него часто ссылаются древнееврейские письменные источники. Он был первым великим природным богом Вавилонии, олицетворявшим силу тепла, энергию жизни и плодородия. Изображался он или в виде Солнца, или восседающим на быке. Практически все детали убранства его великого храма в Вавилоне, как их описывает Геродот, воспроизводятся в несколько уменьшенном виде в иудейских Скинии и Храме. Сходство было бы полным, если бы иудеи сохранили также огромную золотую статую бога в самом центре святилища. Слово «Бэл», или «Ваал», как и слово «Адон», означает «господин», или «хозяин». Он также был верховным богом моавитян, аммонитян и карфагенян, да и вообще всех савеян; галлы также поклонялись Солнцу под именем Белина44, и на многих кельтских памятниках сохранилось имя одного из старших богов местного пантеона — Бела.
Северные предки греков ревностно хранили несколько более мужественный характер своей мифологии по сравнению с женственными образами мифологии Юга, — поэтому в образах Персея, Геркулеса и Митры они собрали воедино и воплотили все качества личности, которые более всего ценили в человеке.
Наверное, нет на Земле такого народа, чья ранняя мифология не могла бы похвастаться неким персонажем, добродетели и слабости, жизнь и смерть которого не отражали бы годовой цикл перемещений Солнца по небосклону. Свой Геркулес был у кельтов, тевтонцев, скифов, этрусков и лидийцев, — и легенды всех этих народов несомненно легли в основание соответствующего греческого мифологического свода. Геродот обнаружил, что имя Геркулеса издавна было знакомо в Египте и вообще среди народов Востока, причем, изначально это имя принадлежало гораздо более величественной и удаленной от Земли личности, чем известный практически любому современному человеку сын Алкмены45. Исторические источники сообщают, что храм Геркулеса в Тире был построен за 2300 лет до времен Геродота; и Геркулес, чье греческое имя было, как считалось, финикийского происхождения и означало «Замыкатель цепи», то есть «обходящий Землю кругом», был покровителем и наставником мореходов, которые распространили культ поклонения ему и возвели ему жертвенники по всему Средиземноморью, от берега до берега, до самой западной окраины этого региона, где «Аркалей», по легенде, возвел город Гадес46, в котором горел вечный огонь в его честь. Он являлся прямым потомком Персея, светлого сына тьмы, зачатого в подземном медном гроте; он является тем же богом, что персидский Митра, воздвигший своих львов над вратами Микен47 и обративший меч Джамшида на Запад, против Горгон48. В Зенд-Авесте Митра описывается как «могучий герой, быстрый бегун, от чьего острого глаза не ускользнет ничто, в чьих руках палица, которой он поразит Даруда».
Геркулес Нерожденный (Hercules Ingeniculus), держащий в руке палицу и, преклонив одно колено, попирающий ногой голову Змея, был, подобно Прометею и Танталу, одним из воплощений борющегося, то победоносного, то побежденного Солнца. Подвиги Геракла — всего лишь отражение победоносной силы Солнца, постоянно горделиво заявляющей о себе. На далеком Севере, в земле гипорбореев, он, сняв львиную шкуру с плеч, улегся спать и потерял лошадей своей колесницы. С тех пор эта северная земля, обитель холода и грусти, «земля смерти и воскресения Адониса» — Кавказский хребет, чьи вершины столь высоки, что кажется (как и глядя на гору Меру в Индии), что годовой цикл обращения Солнца вокруг Земли начинается и заканчивается именно над ними, — превратилась в воображении древних греков в последний предел бытия, в обитель зимы и разрушения, вершину воображаемой арки, соединяющей верхний и нижний миры, а посему закономерно, что именно эти горы были избраны местом вечного наказания Прометея. Дщери Израилевы, оплакивавшие Таммуза, как пишет Иезекииль, сидели на земле, обратясь лицом к северу и ожидая, что он возвратится к ним именно оттуда. Происходило это именно в то время, когда гипербореи49 оплакивали исчезновение Кибелы и солнечного бога, а Фригия, лишившись своих богов, страдала от повального голодомора. Делос и Дельфы ожидали возвращения Аполлона из земли гипербореев, а Геркулес именно оттуда принес на Олимп первый оливковый побег. Для всех масонов Север во все времена был символом тьмы, и из всех великих светочей ложи ни один не помещается на Севере.
Митра, бог, порожденный камнем (Πετρογενης — Петроген), возвещал возвращение весны, до поры скованной, как Прометей, и заключенной в темную и холодную пещеру Зимы. Традиционный у древних персов вечный огонь на скале символизировал именно этого порожденного скалой бога в священнейшем его святилище, а погребальный костер Геркулеса символизировал Солнце, умирающее на пике славы за западными горными склонами. Однако несмотря на то, что бренные, плотские воплощения богов могут умирать, вечная и беспредельная их сила продолжает существовать, царить и даровать всему окружающему избавление и освобождение. Неотъемлемым свойством титанов полагали их неизменное воскресение после каждого падения, ибо вслед за периодом упадка во всей Природе неизменно следует новый рассвет, и оба эти процесса управляются силой, проистекающей из одного Источника.
«Бог, — пишет Максим Тирский, — не собирался избавлять Своего Сына (Геркулеса) от каких бы то ни было бед и напастей мира людей. Фиванский аналог Юпитера также настрадался и натерпелся бед в земной жизни. Достойно преодолев все препятствия на своем земном пути, он неопровержимо доказал свое право на обладание Небесами. Жизнь его была постоянной борьбой. Он не выстоял в схватке с Тифоном в пустыне, и в начале осеннего сезона [cum longae redit hora noctis50] сошел в Гадес, ведомый Минервой. Он умер, но сначала успел испросить право на посвящение у Евмолпа, дабы должными религиозными обрядами сопроводить этот переход. Уже в Гадесе он спас Тесея и убрал камень, под которым был заточен Аскалаф51, воскресил бескровных духов и вытащил на свет стража царства теней ужасного Кербера, по праву считавшегося непобедимым в силу того, что являлся символическим воплощением самого Времени; он разорвал цепи смерти (ибо Бузирис52 есть смерть во плоти) и, исполненный той же славы, в лучах которой сошел во гроб, был, завершив все свои труды, снова принят Небесами, чтобы навечно остаться в его мирных чертогах, одесную Зевса, в обители вечной молодости».
Одина, по свидетельству историков, германцы в древности почитали под двенадцатью различными именами, и еще под 114 именами — окрестные народы. Это скандинавский Аполлон, и, по Волюспе53, ему судьбой предначертано побороть гигантского Змея. И как только это произойдет, Солнце исчезнет, суша будет размыта водой мирового океана, звезды погаснут, и вся Природа погибнет, чтобы воскреснуть вновь. Из водных глубин поднимется новый зеленый мир, где никто ничего не сеял, взойдут обильные урожаи, и зла не будет в этом мире никогда.
Вольная фантазия древних, соткавшая причудливую паутину мифов и легенд, была освящена глубокой внутренней верой. В отличие от современного образа социального мышления, она не строила себе утлого храма заимствованных извне религиозных понятий, все пребывающее вне стен которого видится нечистым и грубым. Воображение, разум и религия пользовались одним и тем же символическим аппаратом, и все символы тех времен были исполнены глубочайшего смысла — его нужно только тщательно искать и находить. В те времена люди не строили измышлений на голом месте, подобно нам, загнанным в узкие границы современных философских понятий и теорий, которые мешают нам адекватно воспринимать мудрость древних. В истолковании творений фантазии следует руководствоваться не столько холодным рассудком, сколько своей собственной фантазией, ведь большинство противоречий современной философии проистекают от неверного толкования разными людьми древнейших символов.
Для народов древности Земля была центром Вселенной. Для них не существовало никаких иных миров, населенных одушевленными существами, которые могли бы поспорить с землянами в правах на заботу и опеку Бога. Для них мир был неохватной, даже непостижимой по размерам плоскостью, и Солнце. Луна и звезды вращались вокруг нее, даруя ей свет. Поклонение Солнцу лежало в основе всех религиозных культов древности.
Свет и тепло для древних были великими таинствами Природы, — таковыми они остаются и для нас. Солнце возвещало день, отсутствие Солнца — ночь; когда Солнце двигалось на север, наступали весна и лето; а когда оно направлялось на юг, начиналась осень, потом зима, и во всем мире устанавливалось царство холода, долгих ночей и всеобщей тьмы. Своей властью Солнце заставляло листья появляться на ветвях деревьев, урожай — зреть, реки — регулярно разливаться. Поэтому Солнце не могло не стать для древних народов самым важным и самым интересным объектом наблюдений во всей материальной Вселенной. Для них оно было изначальным внутренним огнем их материальных тел, огнем самой Природы. Источник света, тепла и пламени, оно было для них первопричиной всего сущего, ибо без него невозможным становится любое движение, любое существование в любой форме. Оно было для них титаническим, неделимым, бессмертным и вездесущим. Нужду в его свете, тепле, в его животворящей энергии во все времена испытывали все люди без исключения; и не было для них ничего страшнее его отсутствия на небосклоне. Его благотворное влияние на все жизненные процессы привело к отождествлению его с Первопринципом Добра; Брахма индийцев, Митра персов, Атум, Амон, Пта и Осирис египтян, Бэл халдеев, Адонай финикиян, Адонис и Аполлон греков стали, таким образом, человеческими воплощениями Солнца, жизнеутверждающего принципа, плодородия и неизменных упадка и возрождения материальной Природы.
Точно так же они воплощали вечную борьбу между Первопринципами Добра и Зла, между жизнью и смертью, разрушением и возрождением; эта борьба воспроизводилась в виде аллегорических притч и поэтических легенд, неизменно описывающих годовой цикл движения Солнца: опускаясь в Южное полушарие, оно становилось героем, терпящим поражение от сил тьмы или гениев Зла и умерщвляемым ими, но затем, когда Солнце возвращалось в Северное полушарие, легендарный герой воскресал и побеждал всех врагов. Эти смерть и воскресение также определенно отражали постоянную смену дня и ночи, смерть как неотъемлемое свойство жизни и жизнь как последствие смерти, — повсюду древние склонны были видеть борьбу двух Первопринципов, правящих миром. Это противоборство они описывали поэтическим языком преданий и легенд, в которые искусно вплетали описание всех астрономических явлений, которые предшествовали, сопутствовали или следовали за перемещениями Солнца, например, смены времен года, разливов рек и засух. Так и появились на свет причудливые и крайне разнообразные описания противостояния Тифона и Осириса, Геркулеса и Юноны, титанов и Юпитера, Ормузда и Аримана, восставших ангелов и Бога, гениев Добра и Зла, а также множество иных подобных сказаний не только Азии, но и Северной Европы, и даже мексиканцев и перуанцев Нового Света; скорее всего, по миру их разносили финикийские путешественники, познакомившие мир с культурой и цивилизацией вообще. Скифы оплакивали гибель Акмона54, персы — Зогака, побежденного Феридоном55, индуисты — Суры-Парамы, умерщвленного Супрой-Муни, а скандинавы — Бальдура, растерзанного на куски слепым Хёдом56.
Древние люди точно так же осознавали беспредельность пространства, как мы сейчас. Вообще первыми двумя великими изначальными идеями были идеи беспредельного пространства и безначального, бесконечного времени. Человек не способен осознать, каким образом вещи сочетаются с вещами в мире и как одно событие нанизывается на ту же нить, что другое. Всегда в мозгу человека присутствует мысль о том, что сколь долго ни прибавлять массу к массе, вещь к вещи, все равно за пределами всех вещей, сложенных вместе, будет оставаться огромное пустое пространство, и пространство это бесконечно. Точно то же самое можно сказать и о нанизываемых на одну нить событиях и беспредельном времени, потому что помимо всех сведенных воедино событий существует и непостижимо огромное, ничем не ограниченное пустое время, не заполненное событиями.
Древние осознавали, что в этом незаполненном пространстве нет ни света, ни тепла. Они чувствовали то, что мы теперь знаем, исходя из научных исследований, а именно, что там царит абсолютная непроницаемая тьма и такой холод, какой мы, в сущности, не в силах представить себе. Они полагали, что именно в эту холодную пустоту нисходят Солнце, Луна и звезды, огибая горизонт на Западе. Тьма была для них символом зла, она внушала им безотчетный смертельный ужас. Она была для них воплощением Первопринципа Зла, его порождением. Стоило Солнцу начать склоняться к Югу, в сторону пустоты и тьмы, сердца их наполнялись страхом, а когда после Зимнего солнцестояния оно снова начинало путь к Северу, они радовались и праздновали это счастливое событие, и повторяли празднества в день Летнего солнцестояния, когда Солнце улыбалось им на пике своей славы. С тех пор эти дни празднуют практически без исключения все цивилизованные народы Земли. Христианская церковь сделала эти дни своими престольными праздниками — днями двоих Святых Иоаннов, — и масонство торжественно отмечает оба эти дня.
Мы, для кого вся величественная Вселенная успела превратиться в гигантскую машину, якобы лишенную единой великой Души, просто своего рода часовой механизм, хотя и невообразимых размеров, но все равно далекий от бесконечности, который мы способны — пусть только отчасти — воспроизвести своими слабыми силами; мы, измерившие размеры вещей и расстояния между ними, изучившие притяжение Земли и вычислившие орбиты движения Луны и планет; мы, кому ведомы расстояние от Земли до Солнца и размеры последнего; мы, высчитавшие расстояния до неизмеримо удаленных от нас звезд и траектории мимолетных комет в необъятном Космосе, открывшие, что звезды суть такие же солнца, как наше Солнце, что они так же, как наше Солнце, окружены целыми мирами неведомых нам планет, что все миры управляются едиными и совершенными законами и внешними высшими силами, центробежными и центростремительными; мы, при помощи телескопов очертившие границы галактик, туманностей и звездных скоплений, открывшие новые, ранее не известные планеты, сначала вычислив их посредством наблюдения за общими для всей Вселенной процессами силового взаимодействия, узнавшие, что все они: и Юпитер, и Венера, и огненный Марс, и все остальные планеты, и сияющая мягким светом вечно меняющаяся Луна, — все они представляют собой лишь матовые, темные и тусклые шары, подобно Земле, а не скопления небесного духовного света или живого сияющего пламени; мы, подсчитавшие горы и впадины на лунной поверхности при помощи линз, которые позволили бы нам в подробностях рассмотреть отсюда Храм Царя Соломона во всем великолепии его, если бы он все еще стоял на своем месте; мы, более не считающие, что звезды способны влиять на наши судьбы, подсчитавшие сроки солнечных и лунных затмений на десятки тысяч лет вперед и назад и научившиеся предсказывать их наступление; мы, обладающие значительно более обширными и глобальными знаниями о Великом Строителе Вселенной, но при этом гораздо более приземленным, чем у древних, механистическим представлением о Вселенной, — мы не способны составить даже самое отдаленное представление, которое не являлось бы плодом нашего воображения, об этих великих, древних, простодушных детях Природы и о том, что они чувствовали, взирая на небесные воинства звезд, на заснеженные склоны Гималаев, бескрайние долины древней Халдеи, пустыни Мидии и Персии или на берега величественного и исполненного непроницаемой тайны Нила. Вселенная для них была живой и исполненной таинственных, непостижимых сил и влияний. Для них она была отнюдь не машиной, не механизмом, а гигантским живым существом, точнее совокупностью живых существ, дружественных или враждебных человеку. Всё для них было тайной и чудом, и звезды над головой говорили с ними чуть ли не человеческим голосом. Юпитер, источающий умиротворяющее спокойное сияние, считался властелином небесных воинств; Венера любяще взирала на Землю и благословляла ее; Марс пурпурными языками пламени грозил войной и прочими напастями; холодный и мрачный Сатурн внушал людям страх и отвращение. Неизменно изменчивая Луна, постоянная и верная спутница Солнца, была для них одним сплошным чудом, а само Солнце — зримой эмблемой творческой жизнепорождающей силы. Земля для них была огромной плоскостью, над которой шествовали Солнце, Луна, планеты и звезды — ее слуги, обязанность которых состояла в том лишь, чтобы светить. Одни звезды были для древних благими вестниками весны, периода цветения и плодоношения, верными стражами, возвещающими периоды разлива рек, засухи или бурь и дождей; другие же были вестниками злыми, и считалось, что Злом они порождены и зло несут человеку. Затмения Солнца и Луны они считали временными победами сил зла в силу неведомых, сверхъестественных причин. Регулярное обращение звезд, восходы Арктура, Ориона, Сириуса, Плеяд, Альдебарана, перемещения Солнца по небу были для них не механическими, а осмысленными и одушевленными процессами. Ничего удивительного поэтому нет в том, что астрономия вскоре стала главнейшей из наук и постигшие ее в совершенстве становились правителями народов, что величественнейшие памятники мирового зодчества: египетские пирамиды, Вавилонская башня и прочие подобные высотные сооружения древней Азии, — строились именно в целях наблюдения за небом. Ничего удивительного нет также и в том, что древние народы в своей детской простоте поклонялись свету, Солнцу, планетам и звездам, создавали их человеческие образы и ревностно веровали во все сочиненные об их приключениях истории. В то время способность человека верить была совершенно ничем не ограничена, — как, впрочем, и в наше время, и всегда, в прошлом, настоящем и будущем.
Если сохранять верность литературно-исторической традиции, античность представляется каким-то непроницаемо темным ужасным хаосом, все великие мудрецы этого периода видятся лишенными своего величия, как, впрочем, и масонство, и первооткрыватели и носители его великих истин. Но стоит истолковать различные аллегории той эпохи — и излагаемые в них в завуалированной форме факты перестают казаться абсурдными, а события — обладающими узко местным значением; они превращаются в уроки мудрости для человечества в целом. И ни у кого из посвятивших определенное время их изучению не возникает сомнений, что проистекают они из единого источника.
Глубоко заблуждается, однако, тот, кто полагает, что коль скоро все притчи и мифы народов древности основаны на тех или иных астрономических процессах и явлениях или имеют к ним отношение, коль скоро все языческие божества — это просто некие более или менее материальные образы, просто имена, под которыми разные народы почитали Солнце, звезды, планеты, знаки Зодиака, стихии, природные силы и всю вообще Вселенскую Природу, — значит, древние поклонялись звездам или каким-то иным материальным объектам, обладавшим, по их мнению, определенными реальными или воображаемыми силами или влиянием на судьбы людей и человечества в целом.
Всегда, во все времена и у всех народов, даже в отдаленнейшей древности, которой способны достигнуть яркий свет науки или призрачные отблески традиции, мы видим превыше всех богов, являющихся воплощениями небесных светил и стихий или единой Вселенской Природы, Верховного Единого Бога, от Которого проистекают (эманируют) или Которым творятся все прочие божества. Превыше бога Времени Гора, богини Земли или Луны Исиды, солнечного бога Осириса египтяне ставили Амона, бога Природы; а превыше Амона был для них Беспредельный и Непостижимый Бог Атум. Брахман — молчаливый, самосозерцающий изначальный единый Бог, в соответствии с верованиями индуизма, породил Брахму, Вишну и Шиву. Превыше Зевса и прежде него существовал Крон, или Уран. Превыше Элохимов был великий единый бог всей Природы Эл, а превыше Эла — Высшее Абстрактное Бытие — היוה — Сущий, Который Был, Есть и Пребудет.
Превыше всех персидских божеств было Беспредельное Время — Зерван-Ахерон, а превыше Одина и Тора — Великий Единый скандинавский Бог Альфадир57.
Верование во Вселенскую Природу как в бога слишком схоже с религиозным поклонением Мировой Душе, чтобы являться врожденной верой какого-либо грубого первобытного племени. Представление о Природе как о едином целом, несмотря на все множество и многообразие составляющих ее явлений и процессов, для своей выработки требует опыта и способности к логическому обобщению, которыми определенно не обладали первобытные племена, — ведь это представление находится всего в одном шаге от осознания понятия Мировой Души.
Вначале у человека было Слово, и Слово было от Бога, и живая Сила, сообщенная человеку этим Словом и через Него, породила Свет его бытия.
Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. Путем многочисленных последовательных геологических преобразований приспособив Землю к обитанию человека на ее поверхности, Он сотворил его и поместил в той части Азии, которую все народы древности единогласно признавали колыбелью человеческого рода и откуда впоследствии люди расселились вплоть до Индии, Китая, Египта, Персии, Аравии и Финикии. Он сообщил человеку понимание природы его Творца, иначе говоря, основы изначальной, примитивной, простой и истинной религии. Отличительные черты и совершенство перволюдей, их предназначение в жизни и истинная их природа были определены тем, что они являлись образами и подобиями Господними. Он запечатлел Свой образ в душе первых людей. Образ этот пребывал в душе как каждого конкретного человека, так и человечества в целом, но он варьировался от человека к человеку, со временем изменялся и искажался, однако все страницы древней истории буквально испещрены полустертыми, но все еще достаточно отчетливо различимыми литерами Божественного Имени; любой мыслящий человек способен открыть еще не до конца стершиеся эти буквы в собственной душе, если только даст себе труд поискать их.
В священных религиозных традициях практически всех народов древности можно обнаружить сокрытые следы и рассеянные повсюду приметы изначального Откровения человеческому роду, изначального Слова Божественной Истины; если изучать эти следы в отрыве от контекста, они представляются бессмысленными осколками некогда единого целого, таинственными знаками, не подлежащими толкованию, своего рода фрагментами старинной скрижали, вроде скрижалей Моисея или дворцовых мозаик эпохи Нимврода, много веков назад украшавших портал величественного духовного здания. В ходе постоянного и печально неизменного вырождения человечества изначальное слово Откровения подвергалось постоянным искажениям, в него добавляли что-то новое, зачастую ошибочное, его скрывали под пеленами бесчисленных и многообразных выдумок, при изложении его нещадно путали и изменяли до полной неузнаваемости, — и все равно при пристальном и непредвзятом изучении язычества нам раскрываются многие истины этого изначального Откровения.
Ибо древнее язычество, как бы то ни было, основывалось все же на Божественной Истине; и если нам удалось бы разграничить чистые порывы к изучению Природы и простых ее символов, составляющие основу языческого вероучения, с одной стороны, и все заблуждения и позднейшие наслоения привнесенных ошибок и суеверий, с другой стороны, — эти первые потаенные свидетельства врожденного Знания перволюдей оказались бы пребывающими в абсолютном согласии с истинным и верным знанием, они предстанут перед нами чистой, последовательной и совершенной философией свободной мысли.
Сразу после акта Творения в душе человеческой началась вечная непримиримая борьба между Божественной Волей и волей природной. Каин умертвил брата своего Авеля и удалился в те края, где жили неверные, то есть люди, по собственной доброй воле отвергнувшие Истину Бога Единого. Потомки сынов Единого Отца впоследствии брали себе в жены дочерей потомков Каина; и в памяти всех народов с тех пор хранится воспоминание об этом древнейшем разделении рода человеческого на верных и неверных, нашедшее, пусть и в значительной степени искаженное, отражение в разнообразных преданиях о розни и войне богов и титанов, или гигантов. Впоследствии произошло новое разделение человечества, в результате которого только сынам Сифа удалось сберечь истинные и изначальные религию и науку, которые они передали своим потомкам в форме таинственных символов, покрывающих возведенные ими каменные монументы; действительно, многие народы до сих пор отлично сохранили воспоминания о древних знаниях, запечатленных на колоннах Еноха и Сифа.
Затем мир впал в язычество, в идолопоклонство и утратил изначальные счастье и величие, однако все народы сохранили в памяти поколений воспоминания об изначальном счастливом состоянии, и поэты, которых можно назвать единственными профессиональными историками того времени, помогали своим народам хранить эти воспоминания, слагая песни о прошлых веках человечества — Золотом, Серебряном, Бронзовом и Железном.

  1. Историческая область, географически приблизительно соответствующая современной стране под тем же названием на южном побережье Средиземного моря к западу от Египта. За исключением крайних северо-запада и северо-востока, расположена на территории пустыни Сахара. Греки называли Ливией все земли к западу от Нила. Позднее здесь образовалось государство Карфаген. Затем вся Северная Африка была завоевана Римом, после него — Византийской империей. В VII в. н. э. местное население было обращено в ислам, и с XVI в. Ливия являлась частью Оттоманской империи, вплоть до ее падения в 1917 г. Пайка, в основном, интересует религиозное и культурное влияние на эту страну со стороны Египта. — Р. Х.
  2. Жители Элеи, италийского города, основанного греческими беженцами около 535 г. до н. э. Здесь родились и жили известные философы-просократики Зенон и Парменид. — Р. Х.
  3. Пайк считает это имя вариантом имени Диониса. Ландсер отождествляет его с созвездием Волопаса, а также с египетским Осирисом, Вакхом и Сабащием. Единственным реальным сходством является то, что культ всех этих божеств был распространен в бассейне Эгейского моря. — Р. Х.
  4. В переводе с греческого это имя означает «девушка, дева». Павсаний и другие авторы сообщают, что так звали некую девушку, подругу детства богини Афины. Во время игры богиня по неосторожности убила ее и в память о ней взяла ее имя, которое поставила перед своим. Дюран приводит другую версию мифа, согласно которой Палладом звали титана, пытавшегося изнасиловать Афину, но умерщвленного ею, после чего она в назидание и предупреждение всем взяла его имя (ii, стр. 182). — Р. Х.
  5. Гора в южной Греции высотой около 25 000 м. В разное время посвящалась греками Дионису и Аполлону, потом римляне «сделали» ее местом жительства муз. — Р. Х.
  6. В классической мифологии — элевсинский князь, посвященный в Мистерии Деметры, где его наставляла сама богиня. Некоторые источники приписывают ему изобретение колеса. Другие источники называют его одним из Близнецов, т.е. зодиакального знака. Булфинч также пишет, что Триптолем изобрел (или получил в дар от Деметры) плуг и научил людей искусству земледельчества. Легенда гласит, что фракийский царь Карнабон убил одного из драконов (или змеев), охранявших Триптолема, и в наказание был помещен Деметрой вместе со своей жертвой на небо в виде созвездия Змееносца. — Р. Х.
  7. Индуистский бог Солнца. В средневековой Индии входил в пятерку основных божеств, на поклонении которым основаны практически все ветви индуизма: Сурья, Шива, Вишну, Шакти и Ганеша. Мифологический отец Ману, индуистского Адама, Ямы, бога смерти и нескольких других мифологических персонажей. — Р. Х.
  8. Возница солнечного бога Сурьи. Колесницу влекла семерка лошадей, каждая из которых воплощала день недели. Аруна — брат Гаруды, воплощающего свет утренней зари. В Ведах возница Сурьи также носит имя «Вивасвати». — Р. Х.
  9. Обычно этим латинским словом действительно обозначается последний закатный свет, а не рассвет. Пайк использует его так же, как в Вульгате: «Et in ipso crepusculo pervenerunt in Hebron…» — «… шел всю ночь и на рассвете прибыл в Хеврон» (II Царств, 2:32). Это единственный случай в Библии, где слово «ор» используется в значении «рассвет». — Р. Х.
  10. Сын титанов Гипериона и Фейи, солнечный бог. — Р. Х.
  11. Скорее всего, Пайк ссылается на Книгу Исайи (28:5): «В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего», — или на остальные 395 примеров употребления данного имени в Писании. Чаще у Пайка встречается словоформа «Зебаот». Второе слово словосочетания является не определением при имени «Адон», а приложением, означающим «воинства Израильские», владыкой и вождем которых является Бог, по крайней мере, таково талмудическое толкование. Само слово «Саваоф» свидетельствует о заимствовании иудеями ханаанской теологической традиции, поскольку данное слово взято именно из языка ханаанеян и означает «могучий». В Септуагинте оно рассматривается как собственное имя (Римлянам, 9:29; Иакова, 5:4). В религии гностиков так звали одного из семерых космических архонтов. — Р. Х.
  12. Корень «демон» означает «дух» и в данном контексте ни в коем случае не должен восприниматься в его современном западном значении. Агафодемон — это добрый дух, в противовес злому духу — Какодемону. Этим термином пользовались офиты для определения своих Логоса и божественной Софии (Мудрости), в мистериальных вакханалиях воплощавшейся в змее, обвивающей столб, что наводит на воспоминания о Медном змее Моисея, установленном на шесте в пустыне. У Св. Георгия мы также встречаем термин «агафангел» — «добрый вестник». — Р. Х.
  13. Наглядный пример сложности и неоднородности древнеегипетской мифологии. Это имя отождествляется некоторыми греческими авторами, включая Плутарха и Элланика, с Тифоном, у египтян носившим имя Сета. Однако в других текстах, например, в Книге Мертвых, это имя отождествляется с Гором, первородным сыном Осириса и врагом Сета. — Р. Х.
  14. Абидос, или Абидус — это название носили два города: один в Малой Азии, предположительно союзник Трои во время Троянской войны, и второй — священный город в Египте, где жил Леандр в греческом повествовании о Героне и Леандре, и Пайк определенно имеет в виду этот второй город. Это был город-некрополь: в нем хоронили правителей. Ко времени правления V династии богом — покровителем этого города стал Осирис. Во времена XII династии там регулярно разыгрывали мистериальное священнодействие по легенде об Осирисе. В храме Сети I в этом городе есть длинный коридор, на стенах которого начертаны имена семидесяти шести предков Сети I, начиная с Менеса. Эти списки называются Абидосскими царскими списками, и они являются важным ключом к разгадке тайн древнеегипетской хронологии. Другие списки упоминаются Манефоном. — Р. Х.
  15. Жители древней области Анатолия в Малой Азии на территории современной Турции. Александр Македонский покорил Пафлагонию в 333 г. до н. э. Со временем она была поглощена Понтийским царством, а в 65 г. до н. э. вошла в состав римской провинции Вифиния. — Р. Х.
  16. Поздняя форма древнеперсидского (авестийского) имени «Йима-сейта», что означает «величественный Йима». Мифический герой, ведший азиатские племена во время их первого переселения с исторической прародины в незапамятные времена. Он привил им все навыки цивилизации, а также поклонение идолам. Ясна рисует его также как изобретателя различных наук и искусств. Он был сыном Гаямурты и правил, по легенде, в течение 700 лет. В «Шахнаме» также описывается его падение вследствие гордыни. Некоторые исследователи видят в этом персонаже прообраз Сатаны как падшего ангела. — Р. Х.
  17. В персидской мифологии — демон, носивший на плече двух свившихся между собой змей, питавшихся мозгом юношей. Люди убили его во время восстания, поднятого Феридуном, чьих двоих сыновей ранее скормили змеям, и Феридуна затем возвели на престол. — Р. Х.
  18. Троянский юноша, по Гомеру, виночерпий Зевса, а также его любовник. Римляне называли его Катамитом, каковое имя стало нарицательным во многих языках. В астрологии соответствует Водолею. — Р. Х.
  19. Имя «Лайн» (Linus) происходит от финикийского восклицания «ай лану» — «горе нам» — использовавшегося греками во время траурных шествий в память Таммуза. Постепенно на основе одного этого восклицания была создана легенда о маленьком мальчике, найденном в лесу и воспитанном пастухами, а затем растерзанном их псами. — Р. Х.
  20. Герой зороастрийской мифологии, один из сыновей Мара и Мараны, первенцев Гайомарта. По легенде, за свои грехи эти сыновья будут оставаться в персидском аналоге Ада вплоть до всеобщего воскресения. В «Бундахишне» (xv, 25) говорится, что Сиамеку, мужскому Первопринципу, соответствует женский первопринцип — Насак, тем самым составляя одну из семи изначальных пар противоположностей, на основе которых был сотворен весь мир. — Р. Х.
  21. Вифиния — область на севере Малой Азии, на берегу Черного моря, на границе с Европой, откуда и бурная история данного региона. Вифиняне так поднаторели в войнах, что персам так и не удалось покорить их. Даже Александр Македонский выбрал иной маршрут для завоевания мира, и Вифиния не вошла в состав его империи. Расцвета могущества она достигла во II в. до н. э., но несколько последовательно всходивших на ее престол бездарных правителей привели ее к упадку и вхождению в состав Римской империи в 74 г. до н. э. — Р. Х.
  22. Сын царя фессалийского, приятель Геракла, участник путешествия аргонавтов. По легенде, изложенной Феокритом в 13-й идиллии, был похищен нимфами, и лишь угроза Геракла подвергнуть совершенному разрушению их землю заставила их возвратить Гила. — Р. Х.
  23. Греки назвали так египетское религиозное погребальное песнопение, вероятно, вследствие неверного понимания и искажения египетской фразы «маа не храа» — «возвращайся в дом свой». Уоллес Бадж в своем эпическом аналитическом труде об Осирисе (т. 1, стр. 7) пишет, что так звали сына царя города Библа, заставшего Исиду рыдающей над гробом умерщвленного Осириса и за это убитого ее гневным взглядом. — Р. Х.
  24. По легенде, первый царь Египта, правивший, согласно Манефону, 60 лет, а затем растерзанный гиппопотамом. Приписываемые ему преобразования и свершения, скорее всего, в действительности осуществлялись несколькими фараонами последовательно. — Р. Х.
  25. Герой пост-гомеровской древнегреческой мифологии, сын Авроры, богини утренней зари, и Тифона, брата Приама. Взошел на престол Эфиопии, но вскоре был убит Ахиллом, когда попытался оказать помощь своему дяде Приаму, последнему троянскому царю, в его войне с греками. Аврора неутешно горюет по умерщвленному сыну, и слезы ее льются по сей день, обращаясь в утреннюю росу. — Р. Х.
  26. Древнее название современной Конии, города на юге Турции недалеко от Анкары. — Р. Х.
  27. Абсирт, или Апсирт — второстепенный персонаж во многих вариантах повествования об аргонавтах. Он был младшим братом Медеи, волшебницы, влюбленной в Ясона. После похищения Ясоном золотого руна Медея помогла ему бежать от гнева своего отца, разрубив своего брата на куски и бросив их в море, чтобы отец собирал их. Согласно другим легендам, ему, однако, удалось дожить до зрелости, когда он и был убит Ясоном в сражении. Ясно, что в данном случае Пайк имеет в виду первый вариант его мифологической судьбы, изложенный, в частности, у Аполлодора. — Р. Х.
  28. В классической греческой мифологии — сын Посейдона или Тирона, царя Иолкского, дядя Ясона, отправивший его в путешествие за Золотым Руном. Гарви в своем «Руководстве» (стр. 41 — 42) сообщает, что по возвращении аргонавтов в Иолк Медея отомстила ему за все зло, причиненное им Ясону и его семье. Для начала она возвратила отцу Ясона — Эсону — молодость, сварив его в котле с волшебными травами, а затем убедила дочерей Пелия уговорить отца пройти эту же процедуру, что привело к смерти Пелия. — Р. Х.
  29. Отец Ясона, персонажа одной из самых древних и широко известных легенд классической мифологии мифа об аргонавтах. Эсон был праведным царем Иолка в Фессалии. Брат его узурпировал престол и отправил его сына Ясона в плавание за золотым руном. — Р. Х.
  30. «Фиест» — трагедия Сенеки, в которой описывается судьба сына Пелопа Фиеста, убившего своего двоюродного брата Хризиппа. Существует целый ряд повествований про его борьбу с братом его Атреем, где, в частности, говорится о том, как Атрей тайно скормил Фиесту его собственных детей. Сопоставление Пайком истории Фиеста и Осириса основывается исключительно на идее противоборства братьев. — Р. Х.
  31. Ребенок, умерщвленный своей матерью Ино, сведенной с ума Герой. Был похоронен своим дядей Сизифом. По неясным причинам, римляне превратили его в морского бога Портуна. Некоторые источники полагают, что его имя является искаженной формой имени финикийского бога Мелкарта. — Р. Х.
  32. Сын фракийского царя Терея. Терей соблазнил свою невестку, за что ему тайно скормили собственного сына. — Р. Х.
  33. Принесенный своим отцом Танталом в жертву богам во время празднества, Пелоп был частично поглощен Деметрой. Пиндар отказывался верить в это, считая данный образ поэтической метафорой. — Р. Х.
  34. Дочь Тантала, царя Фиванского. Действительно, подобно Исиде, неутешно рыдала, правда, над своими умерщвленными детьми. Ранее она похвалялась перед богиней Латоной, имевшей всего двоих детей — Аполлона и Артемиду — своими двенадцатью потомками. Эта непочтительность в сочетании с ее приказом жителям Фив перестать поклоняться Латоне вызвала гнев богини, повелевшей своим детям перебить детей Ниобы. От горя Ниоба обратилась в камень, из которого бил тонкий родник неутешных слез. Вряд ли обстоятельства легенды позволяют с полным правом сравнивать ее с Исидой. — Р. Х.
  35. Титан, сын Урана и отец Гелиоса, также некоторыми авторами именуемого Гиперионом, скорее всего, потому, что буквально это имя означает всего лишь «сын того, кто на небе». — Р. Х.
  36. Мифическая река и ее бог-покровитель. В существовании этой реки сомневается Геродот («История», iii, 115). Ее в разное время отождествляли с различными европейскими реками, включая По в Италии, но это противоречило бы ее упоминанию в легендах об аргонавтах. Утверждая, что в ней утонул Гелиос, Пайк путает отца с сыном. По легенде, в ней утонул сын солнечного бога Фаэтон, не в силах совладать с колесницей своего отца. Его сестры Гелиады, оплакивавшие его на берегах этой реки, были превращены в плакучие ивы, а их слезы стали янтарем в прибрежном песке. — Р. Х.
  37. Здесь Пайк цитирует Вергилия. Целебными травами его, однако, лечил Эскулап, а не Диана, которая даровала ему лишь свою любовь («Энеида», vii, 769). Вообще же он был не «растерзан на части, подобно Осирису», а растоптан лошадьми, которыми был протащен некоторое расстояние. Позднее Ипполит стал созвездием Возничего. — Р. Х.
  38. Гомер пишет, что Пеон был целителем богов. Проводимая Пайком параллель несколько неверна. Осириса действительно рассек на части Тифон (или Сет), но Ипполит был затоптан лошадьми собственной колесницы. Гомер также пишет, что египтяне произошли от Пеона. — Р. Х.
  39. Эгерия — имя духа вод и жены Нумы, отождествляется с Дианой римского пантеона. Имеются в виду гроты в Порта Капена близ Рима. — Р. Х.
  40. Пайк ссылается здесь на легенду о том, что в наказание за кровожадность Аполлон был осужден богами на услужение смертному. Адмет, царь Фессалии, был избран ему хозяином. Аполлон так полюбил его за красоту и доброту, что даровал ему удачу во всех предприятиях. Однако Адмету была суждена недолгая жизнь. Аполлон воспротивился такому решению богини Судьбы и седлал так, чтобы Адмет не умирал, если найдется кто-нибудь, кто умрет вместо него. Желание его жены Алкесты умереть вместо Адмета легло в основу трагедии Еврипида, названной ее именем. Алкеста умерла, но впоследствии была возвращена из Гадеса Гераклом. — Р. Х.
  41. Легендарный герой греческой классической мифологии, часто превосходивший своими подвигами даже Геракла. Участник похода аргонавтов. Вместе с Пейрифеем спустился в Гадес, чтобы забрать оттуда Персефону, однако друзья были схвачены стражами, и Гераклу пришлось прийти к ним на помощь. По другой легенде, в неравном бою убил Минотавра и по нити, заранее переданной ему влюбленной в него Ариадной, сумел найти выход из Лабиринта. — Р. Х.
  42. В греческой мифологии — спутник и друг Тесея, по отцу — Иксиону — родственник кентавров. Вместе с Тесеем совершил неудачную попытку украсть у Гадеса его жену Персефону. — Р. Х.
  43. Непослушный сын солнечного бога Аполлона в греческой мифологии. Упросил отца дать ему править огненной колесницей, но не справился с управлением и сорвался с неба. Для того, чтобы предотвратить вселенскую катастрофу, Зевсу пришлось убить его молнией. Легенда об этом излагается в I книге «Метаморфоз» Овидия. — Р. Х.
  44. Это слово получено путем сложения букв, чье общее числовое значение составляет 365 — количество дней в году. Пайк ссылается на описание Вавилона из «Истории» Геродота (I, 181). Геродот пишет, что священный храмовый район города был посвящен Юпитеру Белу. Пайк счел это имя вариантом написания имени финикийского солнечного божества Ваала. Вполне вероятно, что в данном случае он использовал как источник книгу Годфри Хиггинса «Анакалипсис». — Р. Х.
  45. Имеется в виду Геракл, сын Алкмены от Зевса, принявшего вид мужа Алкмены и пришедшего к ней, пока настоящий муж был в отъезде. — Р. Х.
  46. Также «Гадир», старинное название современного испанского порта Кадиса, основанного финикиянами около 1100 г. до н. э. Гадесом называли его и римляне после II Пунической войны (218 — 202 гг. до н. э.). Мавры владели им в 711 — 1262 гг. н. э. и называли «Джазират Кадис», откуда и его современное название. — Р. Х.
  47. Доисторический город в Греции, легендарная столица Агамемнона, прославленного гомеровской «Илиадой». В Греции на этом месте действительно существует стоянка позднебронзового века. Это слово также используется для обозначения греческой культуры, владевшей бассейном Эгейского моря со времени завоевания Крита в 1450 г. до н. э. и вторжения дорийцев в 1100 г. до н. э. Судя по некоторым чертам захоронений представителей этой культуры, она испытала на себе влияние минойской критской цивилизации. Сам город был основан, по крайней мере, не позднее 2000 г. до н. э. — Р. Х.
  48. Три ужасные сестры в древнегреческой мифологии, взглядом обращавшие любого человека в камень. Самой известной из них была Медуза, умерщвленная Персеем. Пайк в данном случае употребляет их имя метафорически, имея в виду препоны на пути всех мифологических героев разных народов. — Р. Х.
  49. Мифический народ, по легенде, возведший храмы Аполлона в Дельфах и Артемиды в Делосе. Название дословно означает «живущие за северным ветром». Гомер не упоминает о них, но Геродот как пишет о них сам, так и приводит мнение о них Гесиода, и именно Геродота, судя по всему, цитирует Пайк. — Р. Х.
  50. Буквально: с началом удлинения ночи (лат.). — Прим. перев.
  51. Персонаж греческой мифологии. Супруг Персефоны Гадес, женившийся на ней силой, позволил ей, однако, возвратиться к матери, Деметре, при условии, что ей удастся ничего не есть, пребывая в подземном мире мертвых. Аскалаф распустил о Персефоне слухи, что она ела семена граната, поэтому Гадес удержал ее в своем царстве. В гневе Деметра придавила Аскалафа огромной горой. Геракл освободил его, но Деметра тут же превратила Аскалафа в сову. — Р. Х.
  52. Мифический правитель Египта, считавшийся сыном Посейдона. Во время страшной девятилетней засухи некий киприот посоветовал ему попробовать остановить бедствие, принеся в жертву Зевсу иноземца. К несчастью, царь умудрился выбрать для жертвоприношения Геракла, который умертвил и его самого, и его сына. Утверждения, что этот фараон будто бы был сыном Менеса, первого правителя Египта, совершенно не обоснованны. Равно как и утверждение Пайка о символическом значении образа Бузириса. Это имя является греческой транслитерацией, как и имя Осириса. — Р. Х.
  53. Космогоническая часть поэтической Эдды, ряд мифов, описывающих происхождение богов и людей, а также предсказывающих конец света. — Р. Х.
  54. Греческий последователь Диомеда. За то, что во время Троянской войны ранил Афродиту, он был превращен в птицу. — Р. Х.
  55. Также «Феридун», внук Джамшида, мифического героя, выведшего арийские племена с их прародины в среднеазиатских степях в Персию и северную Индию. После победы над чудовищем Зогаком народ возвел его на престол. Сам он, однако, Зогака не побеждал. — Р. Х.
  56. Также именуется Хотером, Ходуром и Ходером. В скандинавской и других североевропейских мифологиях — слепой сын Одина и Фригги, действительно убивший своего брата Бальдура, но не по своей воле, а вследствие интриги бога Локи. Бальдур был, подобно Ахиллу, неуязвим, и боги забавлялись, бросая в него дротики и стреляя из луков. Зная, что Бальдур все же уязвим для оружия из омелы, Локи сделал из нее дротик, который передал Хёду с предложением принять участие в игре. Хёд впоследствии был убит Вали. После Рагнарека — дня последнего сражения богов и злых духов — оба брата возвратятся в мир. Жаль, что Вали, отомстивший за Бальдура, не упоминается в «Морали и Догме» и ритуалах Пайка — ведь это бог Вечного света, воплощение удлинения светового дня после Весеннего равноденствия. Про «растерзание на куски», однако, в скандинавских мифах ничего не говорится. — Р. Х.
  57. Пайк в своем труде попеременно то отождествляет Альфадира с Одином, то приписывает ему более высокое положение в божественной иерархии. — Р. Х.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима