Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Из книги Е. Щукина — «Коса и камень: Зелот о масонстве»

ДРЕВНИЙ И ПРИНЯТЫЙ ШОТЛАНДСКИЙ УСТАВ

Любые степени посвящения, или градусы (ступени) в любом посвятительном ордене и, конечно, во франкмасонстве тоже, возникают изначально автономно и претендуют на сообщение кандидату определенных тайн и таинств, преподавание ему тех или иных нравственных уроков. Однако с течением времени в масонстве сформировалось такое понятие как Устав.
В Уставе сходные по легенде, реальной истории или символическому наполнению степени группируются без ущерба для каждой. Будучи сведены в определенном порядке, они создают своего рода шкалу ценностей и, одновременно, иерархию. Уставом как системой управляет единый административный орган.
В мировом масонстве существует множество уставов. Главные и самые распространенные — Английский Устав (он включает сложную схему не пересекающихся административных структур), Йоркский (или Американо-Йоркский) Устав; Древний и Принятый Шотландский Устав; Rit Moderne (Современный, или Французский, Устав), Шведский Устав, Устав Циннендорфа, Устав Мемфиса-Мицраима… Одни практикуются в регулярном масонском братстве, в разных его юрисдикциях во всем мире, другие признаются только нерегулярными структурами. Многие канули в Лету и остались лишь в библиотеках коллекционеров.
Первые три степени – градусы Голубой или символической Ложи – Ученик, Подмастерье и Мастер – входят во все эти уставы как законные и неотъемлемые части. При определенных различиях, работы эти в разных странах схожи, поэтому регулярный Вольный Каменщик до степени Мастера включительно, вхож во все символические регулярные Ложи мира, невзирая на то, к какому уставу принадлежит он сам. Однако посвящение в степени, стоящие «выше» (или, как принято говорить в масонском обиходе, «помимо», или «рядом») степени Мастера одного устава не дает ему автоматического права посещать собрания высших степеней иных уставов. Вообще принято считать (и это закреплено масонским законодательством), что степеней выше, чем степень Мастера, просто нет, а все остальные степени считаются дополнительными.
Один из самых распространенных — Древний и Принятый Шотландский Устав. Он был создан Альбертом Пайком на основе Устава Совершенства, состоявшего из 25 градусов. Этот устав был разработан и исполнялся в континентальной Европе, по крайней мере, во Франции, еще до 1762 года. Древний и Принятый Шотландский Устав был сформирован путем внедрения в Устав Совершенства семи дополнительных градусов и ряда косметических изменений к концу XVIII века.
Таким образом, он состоит из 33 градусов, из которых три первых – это степени символической Ложи. Посвящение в 33-й градус проводится только и исключительно Верховным Советом Устава, по результатам единогласного голосования его членов. Причем обычно в это звание допускаются лишь немногочисленные и наиболее заслуженные братья. Обретя эту степень, они сами становятся почетными членами Верховного Совета. Градусы Устава с первого по тридцать второй подразделяются на шесть Храмов, или Классов, каждым из которых управляет свой особый административный орган, являющийся руководящим органом высшего из градусов того или иного класса.

1. Ученик (франц. Apprenti).
2. Подмастерье (франц. Compagnon).
3. Мастер Вольный Каменщик (франц. Maitre). Посвящение в эти степени проводится Державным Генеральным Инспектором, или его Депутатом, или просто руководством символической Ложи.
4. Тайный Мастер.
5. Совершенный Мастер.
6. Тайный (Ближний) Секретарь.
7. Надзиратель и Судья.
8. Смотритель Зданий.
9. Избранный Рыцарь, Рыцарь Избранник Девяти.
10. Достославный Избранник Пятнадцати.
11. Возвышенный Избранник Двенадцати.
12. Великий Мастер Архитектор.
13. Рыцарь Девятого Свода, или Царственный Свод Соломонов.
14. Великий Избранный, Совершенный и Верховный Вольный Каменщик.

Эти степени носят название «Неизрекаемых», и посвящение в них проходит в Ложе Усовершенствования, органе управления 14-го градуса.

15. Рыцарь Востока, или Меча.
16. Князь Иерусалимский.

Посвящение в эти степени проходит в Совете Князей Иерусалимских, органе управления 16-го градуса, автономно существующего внутри Капитула Розы и Креста.

17. Рыцарь Востока и Запада.
18. Рыцарь Орла, или Рыцарь Пеликана, или Рыцарь Розы и Креста (ранее Державный Князь Розы и Креста). Посвящение в эти степени проходит в Капитуле Розы и Креста, органе управления 18-го градуса.
19. Великий Понтифик, или Возвышенный Шотландский Мастер.
20. Великий Мастер Всех Символических Лож.
21. Ноев Патриарх, или Прусский Рыцарь.
22. Рыцарь Царственной Секиры, или Князь Ливанский.
23. Начальник Скинии.
24. Князь Скинии.
25. Рыцарь Медного Змея.
26. Князь Милостивый, или Шотландский Рыцарь Троицы.
27. Рыцарь Командор Храма.
28. Рыцарь Солнца, или Князь Адепт.
29. Рыцарь Святого Андрея Шотландского.
30. Рыцарь Кадош, или Рыцарь Черного и Белого Орла. Посвящение в эти степени проходит в Совете Рыцарей Кадош, органе управления 30-го градуса, или Консистории, органе управления 32-го градуса.
31. Великий Командор Инспектор Инквизитор.
32. Возвышенный Князь Царственной Тайны.

К посвящению в Неизрекаемые степени, и все следующие за ними, вплоть до 33-го градуса, допускается любой Мастер Вольный Каменщик, принадлежащий к законному уставу и не имеющий задолженностей по взносам и иных взысканий.
Ложи всех степеней с 4-й по 14-ю считаются включенными в Ложу Усовершенствования. Ее мастер воплощает сначала Царя Соломона, а затем Зоровавеля, Князя народа и Правителя Иудеи. Работы этой Ложи посвящены, в первую очередь, продолжению истории строительства Храма Иерусалимского, столь варварски прерванного в третьем градусе – высшем для символической Ложи. В легендах степеней, в особенности степеней Избранничества говорится о преследовании, поимке и каре убийц Великого Мастера Хирама, его погребении, а также о завершении строительства Храма и его освящении Царем Соломоном. По ходу продвижения кандидата, из простого мастерового он становится сначала надзирателем за всеми строительными работами, затем — Великим Архитектором, а затем – областеначальником Царя Соломона. Ему сообщают о событиях, сопровождавших Вавилонское пленение народа Израиля, возвращение из него и восстановление Храма Иерусалимского и городских стен.
Главными нравственными уроками этих степеней являются осмотрительность, умение хранить тайну, нерушимая верность своему слову, своему Богу, своему Учителю и покровителю, неотвратимость возмездия за совершенное преступление, польза искреннего раскаяния в содеянном, справедливость, отказ от кровопролития, покорность судьбе и почет труду, необходимость постоянного самосовершенствования и учения.
Традиционно считается, что в Ложе Усовершенствования проходит первичное классическое образование вступившего на путь высшего посвящения в Шотландском Уставе Вольного Каменщика. Вновь посвященного Тайного Мастера обычно призывают посвящать свои труды и грядущие зодческие работы изучению классической мудрости, т.е., всех тех авторов, которых принято изучать в курсе истории философии – от Орфических мистерий и Элейской школы, до Сократа и Платона, Цицерона и мистериальных откровений Апулея. Это кажется не вполне совпадающим с легендарной канвой степеней, однако вполне укладывается в ритуальную реальность, для которой все эзотерические учения едины и представляют собой разные пути к единому Истоку Мудрости.
По мере восхождения по степеням к 14-ой масон постепенно переходит к изучению мудрости народов Востока и, в первую очередь, Каббалы. Именно в 14-й «шотландской» степени проходит изучение в основном европейских источников каббалистической мудрости, известных по классическим трудам Пико делла Мирандолы, Агриппы и, при всем неоднозначном отношении, Папюса и Леви. Фактически Ложа Усовершенствования постепенно подводит Вольного Каменщика к новому пласту в его масонском образовании. Она венчает и завершает степени масонства Ветхозаветного и открывает дорогу к масонству Новозаветному, включающему в себя (и основывающемуся на) великой мировой традиции Розы и Креста.
Последующие степени Шотландского устава были собраны его основателями изначально как отдельные структурные единицы, имевшие весьма мало общего. Да и масонскими их можно было назвать с натяжкой. Претендуя на обобщение всей мировой эзотерической традиции в рамках своего Устава, Альберт Пайк «присоединил» к масонскому Ордену все известные ему лично эзотерические организации Нового времени и ордена Средних веков. Практически во все времена для масонов были характерны поиски нового, духовного христианства. Недаром возрождение слухов о Розенкрейцерском братстве совпадает со временем зарождения масонства. В современном масонстве чисто розенкрейцерским (насколько это возможно) можно считать Societas Rosicruciana с его филиалами в Англии, Шотландии и США. В Шотландском же уставе розенкрейцерство понимается более узко. Это чисто христианское по духу, ориентирующееся на апокалиптические творения ранних гностиков и на духовные изыскания времен европейской Реформации подразделение, устранившееся от всякой алхимии, магии и каббалистики. В Шотландском уставе оно символизирует Новый Закон, пришедший на смену закону Ветхому. После обретения нового Слова в 14-й степени посвященный, будучи приглашен следовать далее, узнает, что и это слово было заменителем, а Истинное Слово принесет ему Новый Закон, что и происходит в Капитуле. Капитул сменяет Ложу, а Рыцарь сменяет Каменщика. Капитулярные степени неоднократно и вполне справедливо именовались самими масонами немасонскими, т.к. из них уходит краеугольный камень масонства, — звание Мастера, мастерового.
Данный переход, однако, смягчается путем введения совершенно ничего не значащих для посвящения и вполне проходных степеней Совета Князей Иерусалимских.
Их легенда повествует о продолжении правления Зоровавеля после Вавилонского пленения.
Вспомним, что Храм был «восстановлен» в 13–14 степенях. В 15–16 степенях восстанавливаются городские стены. Это символически означает «пришествие нового Иерусалима».
Поэтому совершенно логичным становится более или менее плавный переход к величественному ритуалу «сошествия Небесного Иерусалима» в абсолютно апокалиптическом 17-м градусе, празднующему «созидание нового Неба и Новой Земли». Далее следует исполненный великого и глубокого смысла ритуал 18-го градуса, посвященный вечной смене тьмы светом, а смерти – возрождением.
Капитулярный цвет – красный, «андреевский». Главными символами являются Пеликан самоотречения, питающий кровью своих птенцов, Роза и Страстной (или Голгофский) крест.
Далее Орден представляет собой причудливое собрание подобранных в не до конца ясной последовательности рыцарских посвящений, как то: 26-я – мальтийское, 27-я – тевтонское,
29-я – Св. Андрея Шотландского, 30-я тамплиерское. А перед ними — вставка внезапно возвращающегося «оперативного» влияния в виде степеней Пожизненного Великого Мастера всех символических лож, и даже вполне «плотницкая» степень Князя Ливанского. Главной же является, конечно, степень «Святого рыцаря» — Рыцаря Кадош, представляющая собой тамплиерское посвящение, в данном случае уже по-настоящему рыцарское, т.е. связанное со всеми атрибутами рыцарства и рыцарскими же добродетелями борьбы за правое дело.
Считается, что доселе лишь умозрительный труженик идеи, отныне масон должен стать воином Истины и Света и утверждать их по всему миру недрогнувшей рукой.
Естественно, ни о каком насилии речь не идет, а врагами почитаются только и исключительно Ложь, Нетерпимость и Невежество. Однако примечательно введение в идеологию Ордена активного компонента.
Руководящим органом воинства Устава является Совет Рыцарей Кадош, после «голубого» и «красного» масонства являющий собой масонство «черное». Основной идеей продолжает оставаться смерть и возрождение к новой жизни, в данном случае претворяясь в легенду о гибели тамплиерского Ордена и его выживании в виде тайных обществ вплоть до времен Фридриха Прусского, по его примеру организовавшего данный Устав.
Отдельно следует упомянуть 21-й градус, в котором обыгрывается немецкое тайное общество незримых судей – Фема – и четко выделяется идея всеобщей ответственности и подсудности, вне зависимости от положения в «большом» или «малом», т.е. «своем», обществе.
Степени 23 и 24 являются переложением так называемых Союзных градусов (Allied degrees) Привратника Соломона и Великого Первосвященника. Союзные градусы в качестве отдельного масонского ордена работают параллельно всем прочим уставам и орденам в большинстве стран мира.
Завершают посвящение в рамках Шотландского Устава три высшие, но совершенно не «эзотерические» административные степени:

— Инспектор Инквизитор – судебная власть в Ордене,
— Князь Царственной Тайны – исполнительная и военная власть в Ордене,
— Генеральный Инспектор – законодательная и административная власть в Ордене.

Эти степени фактически не имеют собственной идеологии, их легенды мало продуманны, ритуалы кратки, знаки и слова малозначительны и лишены какого бы то ни было внутреннего смысла.
В 31 градусе перед взором посвящаемого проходит вся череда предшествующих посвящений и повторяются основные заповеди всех степеней. Зал собраний украшен атрибутами всех степеней, по стенам развешаны соответствующие запоны и ленты.
В 32 градусе на примере гипотетического стана армии Фридриха Великого, с чьим именем связывается учреждение Устава, заучивается административная система Ордена и взаимного подчинения структурных подразделений.
В 33 градусе повторяются и заучиваются обе Конституции и регламент. Ритуальное облачение административных степеней представляет собой прусскую военную форму образца конца XIX века, Верховный Совет также носит судейские мантии фиолетового цвета.
В заключение необходимо упомянуть о двух орденских праздниках, являющихся неотъемлемыми и очень характерными особенностями Шотландского устава. Известно, что на первых трех степенях Орден Вольных Каменщиков справляет два обязательных праздника – Иоанна Крестителя (зимнего) и Иоанна Богослова (летнего) в честь покровителей Ордена – Святых Иоаннов, в честь которых «голубое» масонство символической ложи также именуется «иоанновым».
Шотландский Устав в его изначальном варианте, что примечательно, подразумевал обязательное присутствие на алтаре отдельно Библии и отдельно – свитка иудейского Пятикнижия. Головные уборы данного Устава выполнены по образцу иудейских ритуальных кип. Поэтому нет ничего удивительного в том, что первым главным праздником Шотландского устава является Праздник Тишри, отмечаемый братьями Ложи Усовершенствования параллельно и одновременно с иудейской Пасхой, и – не будем кривить душой — весьма сходный с иудейским пасхальным седером. То есть, это застолье с ритуальными яствами — например, опресноками, горькой зеленью, крутыми яйцами и жареной бараниной. Логическим контрафорсом и достаточно очевидным развитием темы является второй главный праздник Ордена, который проводит в Чистый четверг Капитул Розы и Креста. Он именуется трапезой Смерти и Воскресения и представляет собой – опять же не будем кривить душой, — светское воспроизведение религиозной христианской процедуры, повторяющей Тайную Вечерю. Из-за него масонство неоднократно обвинялось в «глумлении над причастием», что, однако, осталось в прошлом: сегодня — трапеза Смерти и Воскресения открытый ритуал, который не раз был опубликован. На него приглашаются даже непосвященные.
Остается добавить, что в России данные праздники пока отмечаются в закрытом режиме, что, вероятно, с развитием масонского Ордена в нашей стране непременно изменится.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима