Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Из книги Е. Щукина — «Коса и камень: Зелот о масонстве»

СИМВОЛЫ МАСОНСКОГО ХРАМА

Сравнивая с собственными впечатлениями «Книги Ученика» К. Клауди и Дж. Уорда давайте осмотрим масонский Храм во время работ.
В первом градусе масонский Храм обычно состоит из трех помещений: камеры размышления, преддверия и зала собраний. Все ритуальные действа проводятся в зале собраний, в дальнейшем именуемом также Храмом; преддверие служит для приготовления кандидата к посвящению и пребывания братьев вне ритуальных работ; в камере размышлений кандидат готовится к посвящению и заполняет необходимые документы.
В плане ложа представляет собой прямоугольник, хотя в разное время и в разных странах также встречались ложи квадратной, треугольной и даже круглой формы. В любом случае, согласно древним традициям, именно прямоугольник служит символом мира, воплощая представления ученых древности о форме земной поверхности (Страбон, Геродот, Полибий, Плутарх). Значок прямоугольника, сопровожденный тремя точками, расположенными в форме треугольника, может служить заменителем слова «ложа» в масонской переписке.
Прямоугольник ложи ориентирован по оси Восток – Запад. Данная ориентация характерна практически для всех сакральных помещений: языческих храмов, пирамид и капищ, христианских церквей, иудейских синагог и мусульманских мечетей. Традиционно Восток полагается источником Света и Знаний (Ex Oriente Lux). Традиционно считается, что протяженность ложи в длину – от Востока до Запада, в ширину – от Юга до Севера, в высоту и глубину – от зенита до надира. Таким образом, еще раз подтверждается символика зала собраний ложи как зримого, материального мира. Также такие «глобальные» размеры ложа имеет для того, чтобы свидетельствовать о вселенском характере масонской науки и о том, что масонское милосердие не должно знать иных пределов, кроме долга. Ложа расположена в длину строго с Востока на Запад, на что имеются три причины: первая состоит в том, что Солнце, Слава Господня, восходит на Востоке и заходит на Западе; вторая — в том, что просвещение зародилось на Востоке, а затем распространило свой священный Свет на Запад; третья же причина требует более подробного объяснения, которое связано с представлениями о символике точки в центре круга.
Будучи символом мира, ложа еще и сама по себе — целый мир; мир в мире, отличающийся от внешнего мира своими обычаями, законами и структурой. Во внешнем мире существуют классовые различия, богатство, власть, бедность и отчаяние. В ложе все находятся на уровне и в мире, здесь царит гармония. Во внешнем мире большинство законов начинаются с частицы «не», и их соблюдение обеспечивается системой наказаний. А в ложе законы обычно носят позитивный характер, а о принуждении редко думают и еще реже им занимаются.

Ложа стоит на святой земле, — пишет Губерт Бокс, описывая убранство ложи Английского Устава, несколько, впрочем, отличающееся от убранства лож устава Шотландского, — потому что первая ложа была освящена тремя великими жертвами, совершенными в ней, которые были приняты Господом: во-первых, это самоотверженная готовность Авраама следовать заветам Господа и не пожалеть принести в жертву даже своего единственного сына Исаака, когда Господь возжелал этого; во-вторых, это молитвы и пожертвования Царя Давида, которые смирили гнев Господень и усмирили волнения в народе в связи с проводимой царем переписью населения; и в-третьих, многочисленные благодарения, всесожжения и жертвы, совершенные Царем Соломоном по завершении строительства и освящении Иерусалимского Храма во Славу Господню. Эти три великие жертвы освящали, освящают и всегда будут освящать почву, на которой зиждется масонство.
Свод ложи поддерживают три великие колонны, именующиеся Мудрость, Сила и Красота; Мудрость — чтобы управлять деяниями масона во всех его начинаниях; Сила — чтобы поддерживать его во всех невзгодах; Красота — чтобы совершенствовать его внутренний мир. Вселенная — есть Храм Божества, которому служат масоны. Мудрость, Сила и Красота расположены вокруг Его престола как колонны, поддерживающие Его труды. Его Мудрость бесконечна, Его Сила всеобъемлюща, а Красотой проникнуто все сотворенное Им в Симметрии и Порядке. Он распростер над землей покров звездного неба; Он окружил Свой престол Землей; Он короновал Свои небеса звездами, точно бриллиантовой диадемой, и в руке Его и сила, и слава. Солнце и Луна — суть посланцы Его воли, и все его законы суть Истина. Три великие колонны, поддерживающие свод ложи, — суть символы Его священных черт; кроме того, они далее представляют собой Соломона, Царя Израильского, за его мудрость при строительстве, завершении и освящении Иерусалимского Храма во Славу Господню; Хирама, Царя Тирского, за его силу при снабжении строительства материалами и мастерами; и Хирама Абиффа, за его взыскательное и изощренное мастерство в украшении и совершенствовании здания. Однако поскольку в архитектуре не существует ордеров, которые носили бы названия Мудрости, Силы и Красоты, они символизируются тремя самыми распространенными из существующих ордеров, а именно Дорическим, Ионическим и Коринфским.

Покровом ложе служит звездное небо. Масоны стремятся духовно достигнуть его при помощи лестницы, которая называется Лестницей Иакова. Она состоит из многих поворотов, или витков, которые представляют собой различные добродетели, но среди них есть три важнейших, а именно, Вера, Надежда и Милосердие, Вера в Великого архитектора Вселенной, Надежда на Спасение и Милосердие ко всем людям. Лестница достигает небес и покоится на Книге Священного Закона, поскольку идеи Священного Писания учат нас верить в благо Божественного Провидения. Это укрепляет Веру и позволяет взойти на первую ступень. Эта Вера, без сомнения, будит в нас Надежду возвыситься и испить блага этого Провидения, в то время как сама по себе Надежда позволяет подняться на вторую ступень. Третья и последняя ступень — это Милосердие, которое венчает собой все остальное, и каждый масон, исполненный этой добродетели, в полном смысле этого слова может считаться достигшим высот масонства, образно выражаясь — Предвечного Чертога, обычно скрытого от взоров смертных звездной твердью, которая изображается в ложах семью звездами, представляющими собой семерых регулярно посвященных масонов, без коиего числа членов ни одна ложа не совершенна и ни один кандидат не может быть посвящен в ней в Орден.
Стены зала собраний украшают аллегорическими изображениями масонских добродетелей, символов, орудий труда и иными эмблемами Ордена. По периметру зала собраний на высоте человеческого роста или немного ниже по стене протянут канат, через каждый ярд (ок. 92 см) которого завязан кафинский узел. Канат нигде не разрывается, и концы его смыкаются в очередном узле на востоке. Вервие с кафинскими узлами символизирует неразрывную братскую цепь, а также воплощает соответствующие добродетели: согласие, гармонию, взаимное вспомоществование и братскую любовь. Также символика кафинского узла сродни символике затяжной петли и неразрывно связана с ритуалом посвящения в первый градус, таким образом воплощая невозможность духовно оставить масонский Орден, единожды в него вступив, поскольку, вне зависимости от административного членства, если кандидат единожды признал, что готов следовать путем масонских добродетелей и быть верным основополагающим принципам Ордена, он навечно остается Вольным Каменщиком и братом, по крайней мере, в духовном плане. Кроме того, в данном случае вервие, протянутое по стенам Храма также является напоминанием о временах оперативного каменщичества, когда строительная площадка перед началом строительных работ намечалась колышками с натянутыми между ними веревками. Об этом нам также напоминает одно из символических орудий труда степени Мастера – землемерная рулетка, представляющая собой примитивный прибор, состоящий из колышка с намотанной на него бечевкой.
Существует несколько традиций, подразумевающих наличие на звездном пологе определенных созвездий; все они основываются на тех или иных эзотерических астрологических учениях, однако наиболее общепринятой является группировка звезд в созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы (с особо выделенной Полярной звездой), Кассиопеи, Волопаса и Южного Креста. Созвездия могут изображаться в любом сочетании и любом количестве; также приемлемо бессистемное расположение звезд.

Обращение к теме эклиптики смущает многих Братьев, не обладающих познаниями в астрономии. Еще в древности астрономы называли эклиптикой круглую орбиту вращения Земли, в центре которой они помещали Солнце. Как мы знаем сейчас, орбита нашей планеты не круглая, а Солнце располагается не в ее центре. Земля, следуя по эклиптике, огибает Солнце за триста шестьдесят пять с небольшим дней, и Солнце находится в одной из точек этого пути.
Земная ось, вокруг которой вращается планета, совершая полный оборот за 24 часа, наклонена по отношению к воображаемой плоскости на 23,5 градусов. Один раз в году земной Северный полюс оказывается именно под таким углом к Солнцу, полпути по эклиптике спустя он под тем же углом наклоняется в сторону, противоположную Солнцу. Тот день, когда Северный полюс склонен к Солнцу – 21-е июня – является Днем летнего солнцестояния, самым длинным днем в Северном полушарии.
На любое здание, расположенное между 23,5 северной и 23,5 южной широтами, раз в году свет падает в полдень с севера. Храм Царя Соломона был расположен на 31 градусе 47 секундах северной широты, то есть вне вышеописанной зоны. Поэтому и «никогда не падал свет в северный притвор Храма.

Пол зала собраний обычный, но всю центральную часть пола занимает большой прямоугольник мозаичного пола, состоящего из расположенных в шахматном порядке черных и белых клеток. Границей мозаичного пола служит полоса, составленная из черных и белых треугольников. По различным легендам, мозаичным был пол всего Иерусалимского Храма, только его Святая Святых, дворца Царя Соломона или тайной палаты, происхождение и смысл которой трактуется в других градусах. Зубчатая мозаичная полоса (indented tessel), окаймляющая мозаичный пол, традиционно объясняется техникой укладки квадратов в покрытие пола, при которой они складывались в прямоугольник углами к Востоку и Западу, таким образом оставляя край зубчатым, и для придания прямоугольнику завершенности данная особая полоса из половинок квадратов и использовалась.
В центре мозаичного пола в форме прямоугольного треугольника прямым углом к югу и вершинами к востоку и северу расположены три колонны со светильниками. Обычно используются одинаковые высокие подсвечники на одну свечу. Однако изначально колонны должны были принадлежать к трем основным архитектурным ордерам и располагаться соответственно: колонна ионического ордера (Мудрость) – ближе к престолу Досточтимого Мастера, колонна дорического ордера (сила) – ближе к плато Первого Стража, колонна коринфского ордера – ближе к плато Второго Стража. В ритуале системы Эмулейшен, по которому проводятся заседания Великой Ложи, колонны располагаются не в центре зала собраний, а непосредственно у плато соответствующих офицеров.
Также в центре мозаичного пола параллельно востоку на уровне восточной колонны со светильником укладывается свернутый табель, во время открытия работ разворачиваемый от Востока к Западу. Традиционно считается, что «Свет проистекает с Востока», и действительно именно древнему Востоку мы обязаны древнейшими цивилизациями, подарившими нам религиозные и эзотерические знания.
На Востоке расположены престол Досточтимого Мастера и плато Оратора и Секретаря. Над престолом Досточтимого Мастера на стене под потолком располагается изображение Лучезарной Дельты с Недреманным Оком в центре; справа от Дельты и немного ниже располагается изображение Солнца; слева от Дельты и немного ниже располагается изображение Луны. Над престолом Досточтимого Мастера устанавливается звездный полог, представляющий собой балдахин из темно-синей или лазурной материи, усыпанной золотыми или серебряными звездами. На престоле лежит патент на работы ложи, выданный Великой Ложей, ритуал первой степени символической ложи, Конституции и Общий регламент Великой Ложи и Внутренний регламент символической ложи, молоток и пламенеющий меч.
Справа от престола Досточтимого Мастера располагается параллельно ему или под углом плато Оратора, на котором лежат Конституции и Общий регламент Великой Ложи и Внутренний регламент символической ложи. К сторонам престола прислонена прямоугольная доска с изображением точки в центре круга, параллельных линий и Книги Священного Закона (также может висеть на стене), а также лом, линейка, треугольник, трамбовочная киянка и иные орудия труда каменщиков (могут также лежать на полу рядом с алтарем).
Слева от престола Досточтимого Мастера располагается параллельно ему или под углом плато Секретаря, на котором лежат книга протоколов собраний ложи и книга регистрации.
Перед престолом Досточтимого Мастера располагается кубический алтарь, покрытый алым, пурпурным или темно-синим бархатом, на котором лежат Книга (Книги) Священного Закона, циркуль и наугольник. Справа от алтаря на полу лежит совершенный (шлифованный) камень (куб); слева от алтаря на полу лежит грубый (неотесанный) камень.

Небольшое отступление: Циркуль и Наугольник

Масонский ученый Дж. Френч пишет:
Неплохо было бы начать с того, чтобы выяснить, как вообще «скрестились» Циркуль и Наугольник и как они стали всемирно признанной эмблемой Королевского Искусства. Самая ранняя из известных масонских монет была отчеканена в 1733 г. На ней четко видны Наугольник и Циркуль, однако они не перекрещены, а расположены рядом. Во всех масонских документах 1700-х годов появляются изображения или Циркуля или Наугольника, а если они изображаются вместе, то не скрещенными и даже не расположенными рядом. Койл утверждает, что Циркуль и Наугольник в их современном переплетении впервые появились на печати ложи Абердина в 1762 г. Однако еще до 1762 г. на английском патенте, выданном Провинциальной Великой Ложе Пенсильвании появилось прекрасное изображение находящихся один над другим Циркуля и Наугольника. Патент датирован 15 июля 1761 г. и подписан Лоуренсом Дермоттом («Франкмасонство в Пенсильвании: 1727-1907», т. 1, С. 120-121). Само изображение находится на С. 672 «Истории Древнего и Достопочтенного Общества Вольных и Принятых Каменщиков», изданной братом Х. Л. Стиллсоном в Бостоне в 1910 г. Тщательные исследования открыли также более ранние изображения скрещенных Циркуля и Наугольника. Например, оно было обнаружено на бланке оповещения о собрании ложи, использовавшемся в континентальной Европе в 1760 г.

В 1749 г. в очередном «разоблачении» масонства, озаглавленном «Nouveau Catechisme des Franc-Masons» (Новый катехизис Франк-Масонов), есть изображение Досточтимого Мастера ложи, стоящего за столиком, покрытым скатертью, на которой изображены Циркуль и Наугольник, скрещенные в традиционной масонской манере. На острове Корфу во время раскопок были обнаружены монеты и сосуды восьмого-девятого веков, а среди них – бронзовые Циркуль и Наугольник. Подвеска насквозь проржавела, поэтому, хотя не вызывает сомнения ее масонское происхождение, определить ее точный возраст пока вряд ли представляется возможным. Очень многое зависело от точного определения уровня почвы, на котором подвеска была найдена, однако как раз об этом информации, к сожалению, и не поступало. Эксперты Британского музея датируют ее приблизительно семнадцатым веком. В Куско, древней столице империи инков, конкистадоры воздвигли в 1580 г. церковь «La Compania». Ее реконструировали в 1660 и в 1620 гг. Рядом с церковью во время ее реконструкции находилась мастерская (или «ложа») каменщиков, и именно там недавно в ходе раскопок обнаружили две трехфутовые деревянные потолочные балки. На одной из них четко просматривается резное изображение Циркуля и Наугольника. Возможно, это изображение и служило для украшения помещения ложи. Теперь эти балки находятся во владении Ложи «Кориканча» (Храм Солнца) № 40 на Востоке города Куско, основанной в 1942 г. Великой Ложей Перу. Данная информация подтверждает, что связь между Циркулем и Наугольником насчитывает уже много сотен лет. Сама древность подтверждает ее неразрывность. Остается только добавить, что они в настоящее время выступают в роли Светочей ложи во всех трех градусах современного символического масонства во всем мире. Таким образом, к их древности добавляется еще и всемирность. Так что вполне естественно, что рано или поздно эти две эмблемы слились воедино, составив классическую и общепризнанную эмблему Королевского Искусства.

Символика масонского храма: продолжение

Плато Первого Стража располагается на западе зала собраний рядом с дверью, ведущей из преддверия. На плато лежат ритуал первой степени символической ложи, молоток и уровень. Между плато Первого Стража и колонной Юга на западе зала собраний расположены две колонны: южнее с литерой «J» и севернее с литерой «В».
Альберт Пайк пишет с своей «Книге Слов»: «Храм был приблизительно 60 локтей, или 270 метров, длиной, 60 (или, по другим данным, около 90) метров шириной и около 90 (или, по другим данным, около 130) метров высотой. Портик (prophyloeum) перед ним был 20 локтей шириной и около 10 локтей длиной. Колонны портика, по свидетельству III Книги Царств (7), 18 локтей в высоту и 12 локтей в окружности, с капителями (венцами) в 5 локтей, — иначе говоря, общая их высота, включая капители, составляла 23 локтя, то есть около 90 метров. Сделаны они были из бронзы.
В соответствии с нашим переводом библейского текста, каждая капитель была украшена семью рядами цепной и сетчатой резьбы, выше которых, судя по всему, располагались резные изображения гранатов и лилий.
Во II Книге Паралипоменон (глава 3) говорится, что колонны были 35 локтей высотой с капителями по 5 локтей каждая, с цепочками наверху, украшенными гранатами, которых всего было 400 и располагались они или на самих цепочках, или над ними.
Поскольку обе Книги Паралипоменон написаны гораздо позднее Книг Царств, данные приведенные в Книгах Царств, вероятно, приходится признать более правдоподобными».
И далее: «Каждая из них была восемнадцати локтей в высоту и двенадцати локтей в окружности с капителью высотой в пять локтей. Капители (по-древнееврейски, תרתכ (катарат), от слова רתכ (катар) – «окружать» или «диадема, корона») были яйцевидными и коническими, и если они напоминали свои исходные образцы, то снизу доверху их покрывал цепной или клетчатый орнамент вплоть до места наибольшей выпуклости, а выше него орнамент состоял из цветков или семенных сосудов лотоса».
Плато Второго Стража располагается в середине южной стороны зала собраний в первом ряду, и на нем лежат ритуал первого градуса символической ложи, молоток и отвес.
На плато Досточтимого Мастера, Первого и Второго Стражей стоят по одному подсвечнику на одну свечу каждый.
На южной стороне зала собраний рядом с плато Оратора параллельно восточно-западной оси ложи расположено плато Казначея, сидящего лицом к северу.
На северной стороне зала собраний рядом с плато Секретаря параллельно восточно-западной оси ложи расположено плато Дародателя, сидящего лицом к югу. На плато Дародателя стоят кружка предложений, кружка пожертвований и ящик для голосования с черными и белыми шарами или кубами.
К западу от Казначея располагается Обрядоначальник (плато для него не ставится).
К западу от Дародателя располагается Эксперт (плато также не ставится).
У двери, ведущей в зал собраний из преддверия, располагается Привратник (часто на западной стороне колонны Юга, плато не ставится).
Символически внутреннее убранство ложи составляют украшения, обстановка и сокровища. Украшения — это мозаичный пол, или покрытие ложи, Пламенеющая Звезда, или Слава, в его центре и мозаичная граница, или внешняя канва, окружающая мозаичный пол. Мозаичный пол, в его пересечении линий и цветов, представляет собой разнообразие природы, как живой, так и неживой, украшающей и совершенствующей все сотворенное. Пламенеющая Звезда, или Слава, в центре представляет собой великое светило, Солнце, которое освещает Землю и в своем Божественном свете несет благо всему человечеству. Мозаичная граница представляет собой планеты, образующие прекрасный хоровод, окружающий Солнце.
Обстановка состоит из Книги Священного Закона, циркуля и наугольника. Священное Писание, данное Господом всему человечеству в целом, служит для управления верой; на нем приносят клятву посвящаемые во франкмасонство. Циркуль и наугольник, в их соединении, управляют жизнью и действиями масонов; циркуль принадлежит лично Великому Мастеру, а наугольник — всем братьям.
Сокровища бывают движимыми, коих насчитывается три, и недвижимые, коих тоже три. Движимые сокровища — это наугольник, уровень и отвес. В среде оперативных масонов наугольник служит для проверки и исправления прямых углов здания, а также для приведения грубого камня, назначенного для постройки, в соответствие с чертежами; уровень служит для определения уровней здания и проверки гладкости горизонтальных поверхностей; отвес же — для проверки и исправления вертикальных поверхностей, устанавливаемых на этой выверенной основе. Среди же Вольных и Принятых Каменщиков наугольник учит нравственности, уровень — равенству, а отвес — справедливости и честности в помыслах и делах. Они именуются подвижными сокровищами, поскольку их, в виде подвесок, носят на груди Досточтимый Мастер и оба Стража, которые передают их своим преемникам в день инсталляции.
Недвижимые сокровища — это чертежная доска и Грубый и Отесанный Камни. На чертежной доске Мастер оставляет чертежи и руководства для последующих работ; над грубым камнем должен работать Ученик, отесывая, исправляя и отсекая от него все лишнее; отесанный же камень предназначен для опытного мастерового, который по нему проверяет, насколько он преуспел в Искусстве. Все они именуются недвижимыми сокровищами, поскольку во все время собрания они лежат открытыми для взора и недвижимыми, чтобы все братья могли смотреть на них и предаваться размышлениям. Поскольку чертежная доска служит Мастеру для того, чтобы оставлять на ней чертежи и руководства для дальнейшей работы, что, в свою очередь, позволяет простому каменщику продолжать свои труды в нужном направлении и с должным прилежанием, постольку же Книга Священного Закона может считаться духовной чертежной доской Великого Архитектора Вселенной, на которой запечатлены те божественные нравственные законы, которые были однажды сообщены человечеству для того, чтобы оно вечно им следовало, для того, чтобы достичь Предвечного, Нерукотворного Престола Небесного. Грубый камень представляет собой человеческое сознание на его примитивном, ребяческом уровне развития, грубое и нешлифованное, которому и суждено быть таковым до тех пор, пока, по получении свободного и добродетельного образования, человек становится достойным членом цивилизованного сообщества. Отесанный камень, выровненный и отшлифованный, представляет собой человека, который, прожив жизнь, полную деяний, исполненных добродетели и набожности, достоин Господнего испытания наугольником Его Слова и циркулем его собственной совести.

Во всех должным образом учрежденных и достойно управляемых ложах пребывает изображение точки внутри круга, около которого братьям не следует находиться. Круг ограничен с Севера и Юга двумя великими параллельными линиями, одна из которых представляет собой Моисея, а вторая — Царя Соломона. Сверху круга покоится Книга Священного Закона, поддерживающая Лестницу Иакова, вершина коией достигает небес; и если кто-либо так же близок к учению этой святой Книги и так же следует ему, как эти параллельные линии, то он предстанет в конце своей жизни перед Тем, кто не способен обмануть или быть обманутым. Путешествуя по этому кругу, необходимо затронуть в своем путешествии обе эти параллельные линии, равно как и Книгу Священного Закона; и пока масон помнит об этом путешествии по кругу, он не может ошибиться.
Это один из самых поразительных символов степени Ученика, и не только в силу своей чрезвычайной древности и множества своих значений и истолкований, но также в силу того, что он олицетворяет глубокую и всестороннюю связь между оперативными мастерами-каменщиками древних времен и современным спекулятивным масонством.
Никто в мире не в силах сказать, когда, где и как появился этот символ. С самого начала человеческой истории этот символ стал для человека эмблемой Бога: для одних – треугольник, для других – круг с неизменной точкой в центре. В некоторых юрисдикциях по закрытии Ложи Братья составляют круг в ее центре, вокруг алтаря, который таким образом превращается в центральную точку – фокальный пункт благословения Верховного Существа, изливаемого на Братьев.

Символ может обладать множеством значений, и все они – правильные, коль скоро не противоречат одно другому. Поскольку точка в центре круга означает столь многое для столь многих, — вполне естественно, что определенным значением этот символ обладал и для масонов.
Символ этот связан с поклонением Солнечному Божеству религий Древности, с руинами древних храмов огне- и солнцепоклонников. Эти храмы обычно имеют округлую форму, а их центре располагается фокальная точка – Святая Святых. Эту эмблему можно обнаружить и в Индии, в этой стране мистики и чудес, древность которой просто не поддается оценке. Древние считали точку эмблемой Солнца, а круг – эмблемой Вселенной. Так считают многие и в наше время. Кроме того, кружок с точкой в центре служит астрономическим символом самого Солнца.
Символ двух параллельных линий, которые в современном масонстве олицетворяют двоих Святых Иоаннов, так же древен, однако изначально он никак не был связан с двоими христианскими покровителями Ордена Вольных Каменщиков. Этот символ был известен задолго до эпохи Царя Соломона. Уже на памятниках Древнего Египта можно увидеть символ Альфы и Омеги, или Единого Божества, помещенное в центре круга, в свою очередь заключенного меж двух параллельно извивающихся змей, символизирующих Силу и Мудрость Творца.
Это не только символ Творения. Как только человек осознал, что солнце, огонь, вода, луна, земля, звезды, молния, гром, горы и реки, — все это не отдельные боги, а части Вселенной, которая есть Бог Единый, — и захотел изобразить все это непостижимое единство, единственное, что он сумел изобразить, — это точку. Как только человек осознал, что Господь вечен и не имеет ни начала, ни конца, от века и до века, и захотел изобразить всю эту непостижимую вечность, — единственное, что он сумел изобразить, — это круг, который также не имеет ни начала ни конца. Как только человек осознал, что от перемен на Земле Господу ни горячо ни холодно, что он не капризный и непредсказуемый, а Господь Справедливости и Праведности, — он постарался изобразить свое понимание этой непостижимой праведности в виде прямых параллельных линий. Таким образом, данный символ олицетворяет единство, вечную жизнь и праведности Господа.

Нарисуйте на бумаге кружок – все равно, какой величины, — пишет Карл Клауди. — Проведите прямую линию через его центр. Поставьте точку в любом месте границы круга. Соедините эту точку с прямой в обеих точках ее пересечения границы круга. И вы получите идеальный прямой угол. Это явление не зависит от размера начерченного круга, от расположения точки на окружности, — отрезки, соединяющие эту точку с точками пересечения окружности и ее диаметра, все равно образуют прямой угол.
Это было великой тайной оперативных мастеров-каменщиков: знание, как выверять свой наугольник. Именно так они проверяли точность своих измерительных приборов. Если они делали это более или менее регулярно, их орудия труда просто не могли приводить к ошибкам. Отсюда ведет свое начало и обычай «открывать центр», бытующий среди наших английских Братьев.
Затем диаметр – прямая линия, проходящая через центр круга, — была удвоена и расположена по сторонам от круга, превратившись в две параллельные линии, имеющие корни в мифологии Египта и Индии, однако основополагающие масонские принципы не изменились, и до сих пор «если Каменщик выверяет свой круг по этим правилам, орудия его труда не могут привести его к ошибке». Однако насколько возрастает величие этого символа, когда мы проникаем сквозь пелену времени и выводим его из практики оперативных мастеров – строителей готических соборов!
Наши древние Братья использовали точку в центре круга как средство проверки своих измерительных приборов, при помощи которых они возводили свои величественные постройки. Мы же, спекулятивные Каменщики, используем ее для выверения своих намерений и поступков, поверяя свои действия Наугольнику добродетели. Они возводили соборы, мы – Храм нерукотворный. Их точка в центре круга была реальной , наша – умозрительна. Но и та точка – в центре начерченного на земле круга, по которой древний мастер тайно выверял свой наугольники своих собратьев, и другая точка – по которой каждый из нас должен тайно выверять добродетельность пути, которым он следует в возведении в своей душе Храма Всевышнего, — являются, по своей сути, масонскими и этим прекрасны и возвышенны. Наша точка прекрасна еще и тем, что она является достойным продолжением и счастливым развитием идеи, дошедшей до нас из незапамятных времен, которые уже не вернуть.

Отесанный камень в ложе поддерживает инструмент, известный как Рычаг (lewis). Он сделан из сплава определенных металлов, что позволяет ему, будучи вознесенным в щель, проделанную в камне, поднимать значительные по весу куски камня и укладывать их на нужное место. Слово «рычаг» означает также силу, и этим же словом именуют сына масона. Обязанность его по отношению к своим родителям состоит в том, чтобы нести на себе ярмо и жар рабочего дня, из деятельности, свойственной которому, он чаще всего бывает исключен в силу своего малого возраста; а также в том, чтобы помогать им в часы необходимости, чтобы исход их дней был им благостен и спокоен. Это даст ему то преимущество, что он может сделаться масоном вне всякой очереди.
В каждом углу ложи висит по кисти, которые должны напоминать масону о четырех основных добродетелях, а именно, о терпимости, стойкости, осмотрительности и справедливости. Основными же чертами истинного масона всегда должны быть добродетель, честь и милосердие».
Братья располагаются на скамьях или стульях, поставленных в два или более параллельных рядов вдоль южной и северной сторон зала собраний. Передний ряд должен быть расположен прямо перед границей мозаичного пола, потому что, вставая для выступления или иного ритуального действия, брат должен ступить на мозаичный пол (относится только к сидящим в первом ряду). Также по мозаичному полу перемещаются офицеры, в чьи обязанности это входит. Почетные гости и действующие и бывшие великие офицеры, посещающие собрание символической ложи, располагаются на востоке по правую и левую руки от Досточтимого Мастера.
Преддверие зала собраний представляет собой небольшое прямоугольное помещение без окон, желательно, со стенами и полом, выкрашенными в один цвет. В него ведут две двери: из зала собраний и из камеры размышлений. В преддверии собираются братья перед началом собрания, а кандидатов приуготовляют к ритуалу посвящения. В преддверии должна располагаться вешалка для одежды, сиденье и небольшой стол для металлов и прочих мелких вещей кандидата.

Камера размышлений

Камера размышлений — это небольшое помещение без окон, желательно, со стенами, потолком и полом, выкрашенными в темный цвет. На стенах камеры размышлений размещаются изображения петуха, песочных часов, косы и черепа (или целого скелета). В центре помещения ставят небольшой стол и рядом с ним – стул. На столе стоят песочные (или водяные) часы, чаши с серой, солью и ртутью, глиняный кувшин с водой и подсвечник с одной горящей свечой, лежат череп и кусок черствого хлеба. Также горящая свеча может не ставиться отдельно в подсвечнике, а помещаться внутрь черепа.
Перед столом на наклонной раме укреплена скрижаль со следующей надписью:

«Если любопытство привело тебя сюда – уйди из сего места!
Если ты боишься, что узнают твои недостатки,
Тебе будет плохо среди нас!
Если ты склонен ко лжи — мы тебя разоблачим!
Если ты стремишься к человеческим отличиям, уходи: здесь их нет!
Если твоя душа почувствовала страх, не иди далее!
Если ты проявишь настойчивость, будешь очищен стихиями,
Выйдешь из недр тьмы и увидишь свет!»

Также на стене Камеры размышлений присутствует лента с надписью «VITRIOL», значение которой требует особого рассмотрения. Необходимо отметить, что происхождение его и появление именно в стенах масонского Храма и именно в данном его помещении в настоящее время не представляется возможным выяснить со всей очевидностью, однако, совершенно ясно, что значение это, в первую очередь, алхимическое, что может служить подтверждением известной мысли А. Пайка о в значительной степени алхимическом происхождении философии и некоторой части символики масонского Ордена в целом.
Труды братьев английской исследовательской ложи «Quatuor Coronati» содержат некоторые соображения относительно символического толкования этого девиза.
Слово «VITRIOL», по мнению английских, да и большинства масонских исследователей вообще, является аббревиатурой латинской фразы «Visita Interiora Terra Rectificando Invenies Occultum Lapidem», что означает «Посети недра Земли – и путем очищения там обретешь сокровенный камень». Традиционно данная явно алхимическая по смыслу фраза толкуется в нравственном смысле как побуждение кандидата погрузиться в недра его собственной души с тем, чтобы, очистив ее, обрести мудрость. Однако не лишено смысла и обращение к более подробным комментариям на каждое из слов фразы.
VISITA – посети, навести. Это означает, что странствие кандидата в глубины собственной души должно носить характер скорее не бесконечного удаления от отправной точки, а кругового движения, пусть и извилистыми путями, по окольным дорогам, в лабиринте, но все равно завершающегося снова в отправной точке. Кандидат не должен желать остаться в месте обретения Истины: он должен возвратиться в мир, чтобы далее нести эту Истину людям.
INTERIORA – недра, внутренности, центр. В Евангелии от Филиппа (69:7-9), цитируемом в Гностическом часослове, говорится: «Тот, кто так открылся, есть тот, кого называют: тот, кто от низа. И тот, кому принадлежит скрытое, есть тот, кто выше него. Действительно, хорошо сказать: внутреннее и внешнее и внешнее от внешнего». Таким образом, если рассматривать значение второго слова фразы в связи со значением ее первого слова, мы здесь встречаемся с продолжением и развитием известного герметического принципа «что наверху, то и внизу», приобретающего форму «что внутри, то и снаружи».
TERRA – Земля, как планета, так и почва, т.е. одна из алхимических стихий (элементов), основа, материя (в противовес духу, воздуху, эфиру), тело.
RECTIFICARE – очищать, перегонять, возгонять, ректифицировать, выпрямлять, выправлять. Это понятие включает в себя как исправление, восстановление (материальное), так и очищение (духовное). Оно подразумевает необходимость следования прямыми путями, т.е. путями нравственности, исправления неровностей, т.е. искоренения пороков. Подразумевается, что только путем исправления и очищения собственной души окажемся мы способны обрести истину.
INVENIES – буквально, «найдешь, обретешь».
OCCULTUM – сокрытый, сокровенный. Английские масонские исследователи видят в данном слове этимологическую связь с латинским «occulum» — «глаз, око». Последний же слог данного слова они трактуют как сокращение от латинского «Templum» — «Храм», таким образом, толкуя все якобы составное слово как «Всевидящее Око, в Храме пребывающее».
LAPIDEM – камень. Значение символа камня для Ордена трудно переоценить, не говоря уже о многочисленных его толкованиях в различных эзотерических традициях мира. В данном случае, скорее всего, имеет особое значение символика Философского камня как воплощения мудрости, Истины, Знания.
В общем и целом, подразумевается, что, глядя на надпись «VITRIOL», кандидат должен начать очищение собственной души, поиски в ней того порочного, от чего надлежит избавиться, и того светлого и чистого, что надлежит пестовать и развивать для того, чтобы в конце концов обрести Истину, которая является ключом к мудрости и Жизни Вечной.
Также «vitriolum» — это латинское название химического соединения купороса, т.е. группы сульфатов таких металлов, как медь, железо и цинк. Нам отлично известно, что сере и ее соединениям в мировых религиозных и герметических традициях придавался негативный, демонический смысловой оттенок, равно как и характерному для них желтому цвету. Однако также необходимо помнить, что желтый (сера), красный (медь) и черный (железо) – это основные цвета алхимической символики.

Символика масонского облачения

Все братья носят белые перчатки.
Запон Ученика – белый, клапан поднят.
Запон Подмастерья – белый, клапан опущен. Вариант запона – с двумя красными розетками в правом и левом нижних углах запона..
Запон Мастера в Древнем и Принятом Шотландском уставе – белый с красными завязками, каймой и возможно кистями из семи шнуров или цепочек каждая; изнанка черная, с изображением белых или серебряных черепа со скрещенными берцовыми костями и девяти слез. На клапане запона с лицевой стороны в центре изображена красная розетка. В правом и левом нижних углах запона изображены две красные розетки. Вариант запона – без кистей и розеток, в центре запона в левой части изображена литера «М∴», в правой части изображена литера «В∴».
Запоны офицеров – это запоны Мастера, на клапанах которых изображены подвески их должностей (в варианте с розетками – вместо розетки на клапане).
Запон действующего или бывшего Досточтимого Мастера – запон Мастера, розетки на котором заменены перевернутыми греческими литерами «тау» (Т) (в варианте без розеток и кистей на клапане изображается подвеска должности).
Все офицеры носят голубые ленты с красной каймой, на которых спереди вышиты эмблемы их должностей, с подвесками (клейнодами) в виде этих же эмблем. Изнанка ленты черная.
Досточтимый Мастер – лента с изображением Лучезарной Дельты, окруженной языками пламени и с буквой «G» в центре, подвеска – наугольник. Наугольник воплощает силу (власть Досточтимого Мастера), прямоту и равенство (соблюдение Досточтимым Мастером равенства всех братьев перед масонским законом и равное ко всем отношение).

Бывший Досточтимый Мастер – лента с изображением наугольника и под ним — иллюстрацией 47-го положения Евклида (теоремы Пифагора), подвеска представляет собой это же изображение.
Первый Страж – лента с уровнем.
Второй Страж — лента с отвесом.
Оратор – лента с открытой книгой, окруженной сиянием.
Секретарь – лента с двумя скрещенными перьями.
Казначей – лента с двумя скрещенными ключами.
Дародатель – лента с кружкой Вдовы.
Эксперт — лента с Всевидящим Оком, увенчивающим скрещенные линейку и меч. Эксперт вооружен мечом или шпагой, которые держит в правой руке.
Обрядоначальник – лента с двумя мечами, скрещенными на посохе. Обрядоначальник держит в правой руке посох (булаву).
Привратник – лента с мечом. Привратник вооружен мечом или шпагой, которые держит в правой руке.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима