Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Al — Символизм Христианского Креста

Крест в религии и искусстве — богатейший по значению, древнейший и широко распространенный геометрический символ, имевший на протяжении человеческой истории множество форм. Возможно, он является и самым древнейшим в традиции передачи человеком знания следующему поколению. Крест является не только эмблемой христианской веры, но и более древним универсальным символом Космоса, сведенным к простейшей форме — две пересеченные линии символизируют четыре стороны света.
На первом (историческом) уровне крест указывает на страсти Спасителя. Это знак казни Сына Божьего, страшный символ жертвенной трагедии, его страдания, его невыносимых мук, которые он пережил ради искупления человечества (и всего мира), ради дарования твари благодатной возможности обожания. На этом уровне крест есть символ скорби и печали, свидетельство глубины отчуждения творения на последних этапах цикла, где сам высочайший Бог обрекается на унизительную казнь раба. Католики фактически сводят все значение креста Господнего именно к этому трагическому аспекту, так как в Западной Церкви материальная, историческая, сугубо земная сторона христианства преобладает и является почти единственной, что делает ее учение исключительно моральной, а не метафизической и не эзотерической доктриной.
На высшем метафизическом уровне крест — это новое древо жизни, ось мира, средоточие нетварного бытия Троицы, которое изливается в виде световых энергий во всех онтологических «направлениях». Это также четыре реки рая, но не земного, и даже не небесного, а божественного, Троического. Причем в этом аспекте более всего важна та точка, которая является центром пересечения двух перекладин креста. Это и есть символ божественной реальности, откуда проистекает световая благодать. Такое метафизическое понимание креста сопряжено со славной, триумфальной, побеждающей стороной этого символа как знака абсолютной победы. Это крест небесный, сияющий, благодатный, «животворящий», знак чистый и лишенный всякой материальности. И радостное почитание креста, вытекающее из этого значения, характерно как раз для наиболее духовных сверхисторических направлений в христианстве, особенно для Православия. Совершенно очевидно, что один и тот же знак в обоих случаях (в историческом аспекте и в метафизическом аспекте) имеет диаметрально противоположное значение и должен вызывать у верующих различный духовный настрой.
Промежуточным аспектом креста является как раз его циклический символизм — тот великий крест солнцестояний и равноденствий, который делит годовой цикл. Этот крест не является символом ни чистого страдания, ни чистого торжества. В нем есть и то и другое. Особенно выразительна эта специфика двойственности креста года в восьмиконечном Православном кресте. Здесь верхняя часть вертикали креста относится к свету летнего солнцестояния. Это позитивная часть года, связанная с Божественной природой Христа и с Вознесением. Нижняя часть вертикали символизирует Его Сошествие с небес и Воплощение. При этом наклон нижней горизонтальной (третьей) перекладины указывает на отрицательный символизм осени в случае опущенного конца (это также трактуется как указание на «злого разбойника», распятого вместе с Христом), и на символизм весны в случае поднятого конца (это «добрый разбойник», признавший Христа в последний момент и первым, по обещанию Богочеловека, вошедший в рай). Мистерия Креста символически вбирает в себя опыт взаимоотношения тварного и божественного, в конечном счете, она входит в онтологическую структуру мира как основная система его координат. В частности, Крест воспроизводит принцип мистической шкалы восхождения к полному и чистому объему реальности, к его первоначальной всеобнимающей полноте. Если вертикаль при этом означает направление мистического перехода в глубину иного состояния бытия, то горизонталь дает магическое направление воздействующих друг на друга жизненных начал конкретного состояния бытия. Смысл вертикали — в переходе из сферы судьбы, из данного круга бытия на путь промысла и провиденциального откровения. Смысл горизонтали — в сопряжении основных жизненных начал данного круга бытия, конкретного его личностного или безличного состояния, определенного этапа мистического становления для откровения истины божьих судеб. Символизм Креста раскрывает человеческую перспективу божественного, поскольку именно человеку досталась в удел динамическая позиция на бытийной шкале.
Статус человека позволяет реализовать максимум состояний духа в амплитуде от абсолютного небытия до онтологического Абсолюта. Поэтому человека можно назвать самым многоплановым, самым многослойным существом в творении, динамически отождествляющимся со многими точками на вертикали Креста. Находясь в конкретном состоянии бытия, человек остается центром Креста, сосредоточенным на пересечении осей и сопряжении полярностей. Пафос восхождения к Богу возможен, только если он исповедуется личностью, переживающей разные состояния, ощущающей силу собственного ничтожества(тяжесть своей смерти и пустоты) и в то же время ощущающей притягательную силу первоначального корня своего бытия.
Крест так же это наглядное воплощение идеи центра и основных его направлений , ведущих от центра. И в этом качестве он выступает как единство неоспоримое единство всех оппозиций бытия: верх-вниз, право-лево, небо-земля, чистое-нечитсое, мужское –женское, жизнь-смерть, дух-материя и т.д. Такие четырехзначные системы являются внутренне устойчивыми. Вертикальная ось состоит как бы из мотивом и цели – то есть между трезвой оценкой пределов и возможностей человеческой природы, с одной стороны, и долгом человека по отношению к высшем целям – с другой стороны. Горизонтальная ось принимает во внимание материальный мир, являющейся посредником между волей и средствами. Когда симметричное равновесие между этими четырьмя элементами нарушаются, то возникает весьма стабильная система, способная бесконечно сама себя поддерживать. Таким образом крест является символом центра и стабильности.
С понятием центра связан и так называемый акт творения т.е. осуществления перехода от Хаоса к Космосу. Три понятия выстраиваются в один ряд: крест-центр-акт творения. И тогда становится понятной и объяснимой вера в животворную силу креста, символ победы над смертью, пересечение Небесного и Земного, знаменующего собой вечную тайну Вселенной.
Беря начало в центральной точке, крест задает четыре кардинальных направлений. Соединенные вместе, эти четыре точки образуют квадрат или ромб. А сам крест представляет как символ космоса с четырьмя сторонами света.
В астрологической символике Земля обозначается кругом вписанном в него крестом. Крест имеет диаграмму пространства. В пользу этого говорят: «окрест» ( вокруг нас), «окрестности» ( места, окружающие что-либо). Таким образом пространство, окружающее человека, определено словом, в основе которого не «круг», а «крест». Реальным выражением этой связи были перекрестки, с которыми связано много поверий и заговоров. Человек стоит пред крестом как перед перекрестком, развилкой пути, где налево – смерть, направо- жизнь, и он не знает , где право и где лево в той метрике мифологического пространства, которая задает образ креста.
Крест является по преимуществу христианским символом. Но распятие Иисуса – лишь один из смыслов, связанных с этим символом. Крест — прежде всего скрещение пространства и времени: время, воспринимаемое нами линейное, представлено в виде горизонтальной линии, а вертикальной линией обозначается наше положение в пространстве. В эзотерическом смысле каждый из нас «распят» на таком кресте. Согласно другим трактовкам, вертикальная линия – это сакральное пространство; она вводит нас за пределы «мирской» горизонтали.
Прежде всего в символе креста заложена идея центра вселенной и структурирующих ее четырех основных направлений-векторов. Крест – мировой центр и точка соединения между Небесами и Землей. Это символ универсального человека, способного к бесконечному и гармоничному развитию, как в вертикальном (могущества Духа), так и в горизонтальном ( могущества материи) направлениях. Крест также отражает дуализм в природе и союз противоположностей, духовный союз и единение человеческого духа в вертикально- горизонтальных направлениях. Крест это фигура человека в полном раскрытие его потенциальных возможностей, моделирование сразу двух противоположных духовных аспектов : нисхождение Духа в материю и восхождение Духа устремлено к Богу и Вечности.
Крест получил странную, даже парадоксальную судьбу. Он был орудием смерти и символом спасения , им проклинали и им богославляли. И в этом отношении особенно показателен символ креста- распятие. Основная идея скрывающая за этим символом, это переживание сущности антагонизма. Идея которая лежит в основе существования креста, есть пересечение возможного невозможного, создания и разрушения. Крест-распятие тесно связано с образом Христа. Любопытно, что до появления распятия на иконах Христос изображался указывающий на следующие слова в Евангелия: «Я свет миру». В таком виде он изображался на иконах в церквях Сицилии 6 века. Надписи INRI появились в первый раз на одной мозайке 8 века, находящейся в библиотеке Ватикана. Позднее она была помещена на крест и заменила древнюю формулу « Я свет миру». В последствии первоначальный смысл инициалов (Iesus Nazarenus Rex Iudeorum – Иисус На- зарянин, Царь Иудейский). Таким образом первоначальное значение надписи INRI свидетельствует о том, что распятие символизирует не Исуса Христа, а мироздание и процессы, происходящие в нем.
Самое интересное для исследования Креста является — центральная точка, откуда изрекается божественное Слово, развертывается не только в пространства, но и в центре времени- она есть «центр мира» во всех отношениях т.е. она и в центре пространства и в центре времени. Если принимать, в буквальном смысле, то это касается только нашего мира, единственного, условия существования которого непосредственно выразимы в человеческом языке. Только чувствительный мир подчинен пространству и времени, но когда речь идет о реальном центре всех миров, то можно переходить на сверхчувственному порядку, осуществляя перенос по аналогии, при котором пространство и временя сохраняют не более чем чисто символическом значение. По версии Э.Сведенборга на Небесах, в Божественном Царстве, не существует время и пространство:

162. Хотя на небесах все идет и движется точно так же последовательно, как и на земле, тем не менее у ангелов нет понятия, ни мысли о времени и пространстве.
168. Ангелы никогда не говорят посредством свойственных человеку понятий, которые заимствованы от времени, пространства, вещественности, а посредством понятий духовных, которые все основаны на состояниях и на различных изменениях внутри и вне ангелов.
Некоторые люди знают, что время по началу своему есть состояние, потому что оно вполне зависит от состояния любви, в котором находишься. Оно коротко для тех, которые в состоянии удовольствия и радости, продолжительно для тех, которые в неудовольствии и печали. Время существует только для природного человека. 

169. Природный человек думает, что он лишится всякой мысли, если у него отнять понятие о времени, пространстве и о всем вещественном, потому что на этом основаны все мысли его; но да будет ему известно, что мысли его настолько же конечны и узки, насколько они зависят от времени, пространства и всего вещественного. И, напротив, тем более бесконечны и широки, чем менее зависят от этих условий, ибо в той же мере ум возвышается над плотским и мирским, вот откуда происходит ангельская мудрость, которая такова, что ее называют непостижимой, ибо она недоступна мысли, основанной на подобных понятиях.

Наверное, внутренний и самый глубокий смысл данного символа, можно узнать через познания буквального смысла символа, который заключается в следующем — при пересечение «Небесной» и «Земной» линиях в Кресте, образуется «Центр», его можно назвать «божественным центром», где не существует время и пространства, это точка есть Божественная Вечность и Бесконечность Господа в которую человек «попадает» после смерти к Богу и наступает вечная жизнь. Э.Сведенборг: ….Поэтому они (ангелы) не тревожатся о будущем, не имеют никакого понятия о смерти, но только о жизни; так что во всем им (ангелам) присутствует Вечность и Бесконечность Господа.

 

Производные символа креста: Крест, будучи в принципе самым символичным символом, является базовой основой для геометрических (но не математических) ключей. В плане геометрии им рождены следующие символические фигуры (не они сами а их трактовки). Круг — символ и Результат вращения креста (например «воплощенная идея»). Квадрат — плоскостная проекция, усиливающая символику в ключах затрагивающих освещение космогонических традиций. На этом уровне квадрат всегда рассматривался как принцип взаимодействия четырёх стихий: огня, воздуха, воды и земли. Причем сама фигура квадрата суммарно представляла пятую стихию — «эфир». Крест как начало квадрата служит потенциальной возможностью для рождения элементов материи. Во-первых как самой идеи соприкосновения Духа и Материи. Во-вторых как результат этого Союза. Ромб — продолжение символики квадрата, однако с условием отсутствия полной гармонии. То есть в этом символе наличествует доминат одной из противоположных сторон. Крест именно вписанный в ромб, воплощает в себя всё материальное. Но в этом материальном потенциально скрыто стремление либо к гармонии либо к доминату противоположности. Из него выходят символика крестов посвящения и распятия. Хотя сам ромб из-за прочных связей с материей (в том числе властью через материальное багатство) трактуют как протофигуру символов пророка. Наиболее ясно раскрывающие и продлевающие символику Креста образы принадлежат к более осязаемым разрядам (хотя по сути геометрические фигуры должны были
быть более многословны).
ЗВЕЗДА — многолучевая фигура, имеющая объем и по сути являющаяся многоконечным Крестом.
МЕЧ — сам по себе он являлся символом грубой физической силы и смерти, и лишь позже был отождествлен с крестом. Через эту связь Меч приобрёл ещё и символику Власти вообще.
ЖЕЗЛ — Символы Посоха и Жезла одного корня но разные по сути. Первый отображает поиск Пути, вечное странствие и мудрость в Опыте. Второй властный принцип более миролюбивый и всегда более справедливый чем символ меча. В аспекте приобретения Мудрости он символизирует именно Передачу Знаний по Иерархии (в соответствии с моральными, но всё же земными законами), наследие.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима