Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Из книги Сержа Кайе
«Египетское масонство Устава Мемфиса-Мицраима»

МАСОН ПО ПРОЗВИЩУ ТЕДЕР

Вскоре Папюс поручает руководство Ложи «Humanidad» Шарлю Анри Детрэ, он же Тедер. Тот следил за его многосторонней деятельностью с другой стороны Ла-Манша и в скором времени стал его заместителем. В то же время Яркер и Ройсс, который теперь жил в Лондоне, активизировали сотрудничество между собой и с Францией. Тедер и Папюс, пусть и связанные прочной братской дружбой, полным взаимопониманием в посвятительных сферах, способностью насаждать и поддерживать оккультизм, были совершенно разными людьми. О своем товарище и брате Тедере, Папюс со всей серьезностью сообщил участникам конвента в 1908 году следующее: «Цените и уважайте его, братья мои, но и на меня тоже оглядывайтесь, и учтите, что мы — два разных существа, и внешне, и по своим умственным воззрениям»34. Слова эти были обращены главным образом к Лимузену, но в них была истина.
Шарль Детрэ – малоизвестный персонаж. Он играл весьма важную роль в окружении Папюса, но он никогда не был, насколько я могу судить, не тайным Великим Мастером Мартинизма, ни главой какого-то «подлинного внутреннего» Мартинизма, вопреки легенде, распространявшейся Жаном Брико. Куда больше, чем Папюс или Мэтр Филипп, окончательно принявшие Путь Сердца, Тедер, несомненно, принадлежавший ко многим духовным организациям, увлекался ритуалами и обычаями всех видов и форм, особенно масонскими. Без Тедера парижский конвент-конгресс 1908 г. так и остался бы на стадии проекта.
Родившись 27 мая в Винсенне, Шарль-Андре Детрэ в тридцать с небольшим лет берет себе псевдоним Тедер (анаграмма имени отца) и покидает Францию, направляясь в Бельгию, где становится в 1882 году главным редактором брюссельского журнала «Националь» (National). Изгнанный из Брюсселя за «либеральные взгляды», он укрывается в Голландии перед тем, как переехать в Англию. В Лондоне он становится редактором журнала «Moniteur des consulats» (Консульский вестник), а затем поселяется в Ноттингеме35.
В Англии Тедер был посвящен в Мартинизм самим Папюсом, по свидетельству Жана Брико, но лично я в этом сомневаюсь. Как бы то ни было, в письме, датированном 30 декабря 1902 года, Папюс отмечает его приверженность Мартинизму и направляет ему описание ритуала на английском языке и материалы для изучения в Ложах Ордена. Папюс намерен помочь Тедеру наладить контакт с … Джоном Яркером. Однако Тедер уже знаком с Яркером с конца 1880-х. Эти оккультисты вели оживленную переписку между собой, а затем встретились в Манчестере на юбилее королевы Виктории в 1887 году, о чем Тедер подробно рассказывает сам: «Я увидел, что передо мной остановился старик. Он меня разглядывал маленькими черными глазками, живыми и искрящимися, а потом поприветствовал, назвав меня по имени. Я раньше его никогда не видел и был знаком с ним только по переписке. Я был удивлен, что этот незнакомец меня знает. Я не успел опомниться, как он обратился ко мне тихим низким голосом с загадочной улыбкой, и, к моему удивлению, сам ответил на все те вопросы, которые я ему хотел задать. В конце концов он представился, но я уже и так начал догадываться, кто он. С огромным почтением я выслушал его объяснения по поводу некоторых работ, о которых я его спрашивал в своем письме»37. Увидевшись снова в 1901 г. они «вели долгие разговоры на вилле Пеплие в Уэст-Дидсбери»38.
Тедеру удалось перевести зашифрованную рукопись, к которой Яркер не мог найти ключа, и их отношения стали близкими до такой степени, что Яркер подумывал передать ему в наследство управление теми Уставами, где он был Патриархом, но Тедер от этого предложения отказался.
По-видимому, именно в Англии Тедер проходит масонскую инициацию, и в 1903 г., когда его подпись появляется в «l’Initiation», он посвящает себя изучению истоков масонства, и, по его собственным словам, изучает в Британском музее, в библиотеке Виндзорского дворца и в нескольких герцогских архивах историю и значение основных тайных обществ Европы. Это еще не говорит о том, что Тедер был хорошим историком франкмасонства.
Новое письмо Папюса от 5 марта 1905 года извещает Тедера о том, что Верховный Совет Ордена Мартинистов только что назначил его Генеральным Инспектором Англии и английских колоний39. По возвращении во Францию в 1906 г. Шарль Детрэ обосновывается в Париже, где очень быстро занимает видное положение в окружении Папюса. Брико считал, или хотел, чтобы так считали, что Тедер был сокрытым управляющим различных групп, в которых Папюс был всего лишь официальным Великим Мастером. Это – чистая легенда. Но правда, что Тедер имел на Папюса определенное влияние, хорошо это было или плохо, и некоторые оккультисты, например Лагрез и Брико, которых Папюс привлек на свой путь и у которых был определенный интерес к инициатическим обществам, считали, что Тедер был на равных с их первым Мастером. Примером этому может служить заявление Жоржа Лагреза, ученика Папюса, прозвучавшее в его письме от 1910 г. Председателю Ордена Мартинистов: «Я не хотел бы покидать Ложу «Humanidad» до тех пор, пока вы, Достославный Великий Мастер, и мой Мастер Тедер не дадите на это разрешение…»40.
Именно Тедеру, который руководит журналом «INRI», английской версией журнала «l’Initiation», Папюс поручает редактуру нового издания, первый номер которого появляется в марте 1907 г. Это «Хирам», «журнал для изучающих символизм и инициацию, французский орган Великой Сведенборгианской Ложи Франции и национального испанского устава», чья редакция располагалась в Париже по адресу Рю Сегюе, 13. Это новое издание «Хирам» оказалось буквально камнем. Брошенным в масонское болото, и «Акация», издание «официального» французского масонства, выждав какое-то время, в своем номере за июль-август отвечает опровержением, кстати, обоснованным, на статью Папюса по поводу масонских градусов41.

Парижский конвент 1908 г.

В январе 1908 г. Папюс в «Покрывале Изиды» (Le Voile d’Isis) объявляет о созыве в июне масонского Конвента спиритуалистических Уставов (41), организуемого Орденом Мартинистов под руководством Тедера, личного представителя Яркера. В феврале «Покрывало Исиды» возвращается к этой теме, поскольку «срочно нужно, чтобы французы, связанные с масонскими организациями, смогли установить параллель между настоящим традиционным и спиритуалистическим масонством и теми обрывками невежества и заблуждений, которые фигурируют во Франции под флагом масонства»42. Общий тон был задан и стало просто определить цель. Около полугода потребуется Тедеру и Папюсу на подготовку Конвента после того, как они создали Временный организационный комитет, секретариат которого было поручено возглавить молодому Мартинисту Виктору Бланшару, чьим заместителем был Поль Вё, а казначеем Поль Шакорнак. Членами комитета были Медерик Бодело, д-р Биаджини, Шарль Бланшар, Боннэ, Анри-Жан Бруйу, Эдмон Дас, Жан Дежобер, Ш.Дюбург, Гектор Дервиль-сын, Луи Фужерон, Патрис Жанти (1883-1961), Этьен Гарэн, Альбер Жуне, Мерль, Альбер и Леон Ноэль, Жорж Дескорнье-Фанег, Шмид, Александр Тома и Рене Генон, который в тот же год будет изгнан из Ордена Мартинистов после того, как создаст Обновленный Орден Храма43 и перед тем, как его примут в Великую Ложу Франции в 1914 г.
15 марта 1908 г. Папюс становится в Париже гарантом дружбы между Державным Святилищем и Великим Востоком Берлина44, который должен был играть главную роль в Конвенте в лице своего Великого Мастера Теодора Ройсса.
В июне семнадцать масонских послушаний, маргиналы, каких поискать, но в свою очередь, отказывающиеся признавать всех тех, кто не признает Великого Архитектора Вселенной, откликнулись на призыв. Вот список, представленный журналом «Хирам», который подтвердит два года спустя редчайшее издание «Полный отчет работ Масонского спиритуалистического конгресса и конвента. Спиритуализм, Эзотерическое христианство, Магнетизм и прикладные науки, Спиритуалистическое масонство»45.
Никого не обошли почестями. Устав Мемфиса-Мицраима был представлен Древним и Изначальным Уставом в Англии и Ирландии, иначе говоря, Державным Святилищем, основанным в 1892 г. Джоном Яркером по патенту Сеймура, в лице Тедера, который в отсутствие Яркера был официальным делегатом на конгрессе от этого правящего органа.
Великий Восток и Державное Святилище Шотландского Устава Серно и Мемфиса-Мицраима Германской Империи с официальной штаб-квартирой в Берлине, но управляемые из Лондона Теодором Ройссом, были представлены на Конгрессе своим Великим Мастером.
Что же касается Сведенборгианского Устава, Изначального и Подлинного, по официальному наименованию (несколько претенциозному, впрочем), то он был представлен Великой Сведенборгианской Ложей Англии, основанной Яркером в 1876 году и затем распространившейся по миру, в лице того же Тедера. Добавим сюда ее филиалы — Берлинский и Парижский, — которые выступают под эгидой Великой Сведенборгианской Ложи Германии под руководством Ройсса, за несколько лет до этого ее создавшего, и Великой Сведенборгианской Ложи Франции, основанной Папюсом в 1906 г., когда он возглавил Храм и капитул «INRI».
В этой же компании было Арабское масонство «Сыновей Измаила», которое Джон Яркер унаследовал за несколько лет до этого от Кеннета Маккензи.
Другой соседской ветвью, претендовавшей, пусть и под другим названием, на родство с египетскими Уставами, была Великая Символическая Ложа Испании и Державный Иберийский Великий Национальный Совет, основанный в качестве надстройки над ней для высших градусов. Это послушание работало по Национальному Испанскому Уставу под председательством Исидоро Вийарино дель Вийар, который даровал Папюсу хартию символической Ложи «Humanidad» при востоке Парижа.
Делегация послушания Португалии Национального Испанского Устава имела те же корни. Раскроем скобки. 18 января 1908 г.46 Эдуардо Фрозини, он же Гермес, самолично получил от Вийарино дель Вийара «хартию великой делегации» (carta dig ran delaga) на управление в Италии Национальным Испанским Уставом. 16 мая его полномочия были ратифицированы самим Джоном Яркером вместе с поручением ему градусов 330, 900 и 960, для того, чтобы он представлял в Италии Уставы Мемфиса и Мицраима Всемирной Федерации. Покинув Великий Восток Италии 8 февраля 1909 года, Фрозини основывает 10 марта того же года Ложу «Авсония» (Ausonia) и становится ее первым Досточтимым Мастером. В декабре 1910 г. он наконец учреждает Верховный Великий Генеральный Совет Итальянского Философского Устава и Объединенных Уставов Италии и ее колоний, где одним из Почетных Советников с 1911 г. будет Папюс47, наряду с Тедером, Ройссом, Яркером и другими. C другой стороны, 24 июня 1911 г. был заключен договор между этой организацией и Великой Итальянской Мартинистской Ложей, чьим Великим Мастером тоже был Фрозини, который признал соответствие посвятительных градусов: между Мартинистской первой степенью (Ассоциат) и масонским градусом Мастера символической Ложи, Мартинистской второй степенью (Инициат) и 18 градусом Объединенных Уставов, Мартинистской третьей степенью (Неведомый Высший) и 30 градусом этих Уставов.48 В 1911 г. возникает конфликт между Фрозини и Перикле Маруцци, Великим Секретарем Верховного Великого Генерального Устава, а также из всех других братств под своим руководством.49 По словам Макбина50, а также Брико51, Итальянский Философский Устав уснул в 1914 г., что, впрочем, опровергают все его современные адепты.52 Тем не менее Микеле Морамарко53 утверждает, что в Уставе возник скоротечный внутренний кризис, и в 1919 г. Фрозини перешел в послушание с пьяцца дель Джезу.54 Был ли каким-то образом связан с Фрозини итальянский Верховный Совет Масонского Восточного Ордена Мицраима и Египта, который фигурирует среди организаторов конвента? Весьма возможно, что он был связан с итальянским послушанием Устава Мицраима, делегатом которого от Франции в марте 1907 г. стал Папюс55, а Великим Мастером был избран Пьетро Аморозо. Но тот ли это Египетский Орден Мицраим, базировавшийся в Париже, который еще в 1911 году упоминала «l’Initiation»56?
Анахронизмом выглядит то, что на конвенте присутствовал Верховный Всемирный Совет Смешанного Масонства, или Международный Смешанный Масонский Орден «Право Человека» (Droit Human), основанный в 1893 г. Его французская ветвь в отличие от всех других отдалилась от всякой теософии и даже от спиритуализма, а в 1899 году приняла систему высших градусов Древнего и Принятого Шотландского Устава. Предоставляя свой храм делегатам Конгресса, это смешанное послушание сохраняло дистанцию по отношению к резолюциям и оценкам Конвента, где оно было представлено сестрой Гедалж.

Так как конвент претендовал на международный статус, надо упомянуть и об участии в нем американцев. Это были Великая Ложа Островов Зеленого Мыса, Голубой Устав Аргентинской Республики, Великая Ложа Древних и Принятых Масонов Штата Огайо, Великая Ложа Святого Иоанна Древних и Принятых Вольных Каменщиков штата Массачусетс, Верховный Совет 33 градусов Мексики.
На грани маргиналов – Орден Иллюминатов Германии Леопольда Энгеля, которого представлял Ройсс; был ли он масонским или парамасонским?
Немасонские общества одержали реванш, на Конвент были приняты три из них по причине наличия связей с другими организациями. Это прежде всего Орден Мартинистов, который Папюс основал как Школу христианского рыцарства, отбросив большинство ритуальных форм. Тем не менее Орден продолжал приближаться к герметическому масонству и по форме, и по содержанию, особенно под влиянием Тедера. Его ритуал приема и ведения собрания, опубликованный в 1913 году изрядно грешит «масонизацией»57.
Далее, Каббалистический Орден Креста†Розы (розенкрейцеров), основанный Станисласом де Гуайта вместе с его первым Великим Мастером Жозефином Пеладаном, Папюсом и еще несколькими деятелями в 1897 г., под председательством Франсуа-Шарля Барле, который вскоре передал жреческий факел Папюсу. Созданная по образцу Ордена Мартинистов, эта школа христианской каббалистики с тремя доступными после экзамена ступенями (Бакалавр, Лицензиат и Доктор Каббалы) очень скоро перестала набирать членов, а уже принятых обязали подписать клятву «хранить молчание обо всем, что касается тайн Ордена»58.
И наконец, нечто в несколько ином ключе: Эзотерический Орден Розы и Креста, основанный Францем Хартманном в 1888 году, а затем абсорбированный ОТО Ройсса, чьим делегатом будет в Париже Тедер.
Судя по отчету Конвента, еще четырнадцать инициатических обществ, чей список будет храниться в секрете, были представлены делегатами, прибывшими 9 июня, два дня спустя после открытия работ.
Кем они были представлены? Папюсом, Тедером и Ройссом, и, возможно, еще несколькими оккультистами. Но что это были за организации? Попробуем идентифицировать несколько возможных кандидатов.
Вне всякого сомнения, Ordo Tempo Orientis (ОТО), который Ройсс, как мы уже видели, соотносил с Уставом Мемфиса и Мицраима, так как IХ градус первого ордена он сопоставлял с 95-м градусом второго. Несмотря на заявление журнала «Mysteria», принявшего эстафету у «l’Inititation», в январе 1913 г. заявив о себе как об «официальном органе десяти образований»59, в том числе Ордена Восточных Тамплиеров (O.T.O.) со штаб-квартирами в Лондоне и Берлине, можем ли мы утверждать, что Папюс, получив патент в 1908 г. от Ройсса, действительно внедрил, или способствовал внедрению, O.T.O. во Франции в виде одной-единственной парижской Ложи?
Была представлена, без сомнения, и Гностическая церковь, которую Жюль Дуанель (1842-1902) официально основал в 1892 г. после освящения в 1890 г., по его выражению, «дезинкарнировавшими епископами альбигойского синода Монсегюра».60 В 1892 году Дуанель, в свою очередь, посвятил Лосьена Шамюэля, нареченного Тау Вардисаном, Эммануэля Фабра дез Эссара (1848-1917), нареченного Тау Синезием, который сменил его на посту Патриарха в 1986 г., и… Папюса, который взял себе епископской хиротонии уже третье мистическое имя – Тау Винсент. На Конвенте Дуанелева церковь была представлена Фабром дез Эссаром, исполнявшим обязанности Патриарха, но незадолго до Конвента была создана и другая Гностическая Церковь – Католическая, или Универсальная. Ее основателем был Жан Брико, и она быстро завоевывала сердца и многих оккультистов, пронизывая собой все их работы и постепенно выдвинувшись на первое место среди гностический церквей. По окончании Конвента Папюс посвятил, или попросил посвятить в священнический сан церкви Дуанеля Теодора Ройсса, а тот, в свою очередь, станет впоследствии основателем Gnostisch Katolische Kirche, чьи учение и практика будут крайне далеки от доктрин Дуанеля и Брико.
Надо ли включить в этот список Независимую Группу Эзотерических Исследований, которая появилась на свет в 1889 году на Рю Турбиго в Париже и была полностью подчинена Папюсу?
Надо ли упоминать Герметическое Братство Луксора Питера Дэвидсона (1837-1915), которого Папюс считал своим учителем в оккультизме. В это братство входили также Томас Бургуан (1885-1894 и Луи Максимилиан Бимштейн, он же Макс Теон (1848-1927), а его официальным представителем во Франции был Франсуа-Шарль Барле, настоящее имя которого было Альбер Фоше (1838-1921)? Как бы Папюс ни хотел приспособить Герметическое Братство Люксора к Ордену Мартинистов, не перестало ли оно вообще существовать в своем изначальном виде к 1908 году?
Надо ли писать в этой связи о Fraternitas Thesauri Lucis (лат. — Братство Сокровенного Света), основанном в 1897 г. Седиром, Марком Авеном и Папюсом? Это братство, исключительно христианское и по-настоящему тайное, черпало вдохновение в евангелической вести Месье Филиппа и стремилось передать немногим избранным самую чистую розенкрейцеровскую инициацию.
Надо ли включить в описание «Societas Rosicruciana in Anglia», которое поручило Ройссу представлять свой филиал в Германии? Надо упомянуть, что его несказанно удивило, что Тедера и Папюса туда не приняли. Тем более что Каббалистический Орден Розы†Креста подписал, в лице своего Великого Мастера, соглашение со SRIA (с другой стороны, подписанное самим верховным Магом общества), согласно которому члены этих двух организаций получали право посещать собрания друг друга и предоставлять друг другу в распоряжение свои журналы61.
Надо ли добавлять Общество Золотой Зари во Внешнем Мире (Golden Dawn in the Outer), основанное в 1888 г. Уинном Уэсткоттом, Самюэлем Лидделом Мазерсом и У.Р.Вудманом62? В 1893 г. Мазерс учредил в Париже храм «Ахатхор» № 7, где 21 марта 1895 г. Папюс получил степень Неофита, но дальше этого он не пошел63.
Именно Папюс, в окружении своего «бюро», в воскресенье 7 июня, в 10 часов утра, в Доме научных обществ на Рю Дантон, 8 принял делегатов от различных Уставов, прежде чем огласить цели собрания и повестку дня. После первого заседания в 14.00, где не обсуждались масонские и иные внутренние вопросы, он, облачившись в белое Мартинистское одеяние, в 17 часов 30 минут открывает ритуальные работы в храме Ордена «Право Человека» на Рю Кардинал Лемуан, 51. Ему помогали Жорж Дескормье, или Фанег, и Эдмон Дас, возглавлявшие Мартинистские Ложи в Париже64. Работы шли до 21.00; все присутствующие были в белых ритуальных одеждах, а почетным председателем был провозглашен Джон Яркер, который в силу своего преклонного возраста не смог покинуть Англию, а по-настоящему вел собрание Папюс, который затем передал молоток Тедеру.
Весь следующий день, понедельник 8 июня, был посвящен немасонским разговорам, и нам известно только, что в 19 часов в Доме научных обществ прошел банкет, где было произнесено много тостов, автором одного из которых был немецкий Великий Мастер, чье имя так и не было раскрыто ни в одной статье, равно как и в отчетном докладе. Кое-где, правда, были приведены инициалы его псевдонима… Речь шла, очевидно, о все-таки о Теодоре Ройссе, который должен был сыграть главную роль следующим вечером.
9 июня весь день был снова занят работами и разговорами, не связанными с масонством. Но в 20 часов 30 минут Тедер открывает в том же храме новые масонские работы В этом ему помогает Дас в должности Оратора. В зале собраний присутствуют делегаты масонских спиритуалистических уставов и, что важно упомянуть, Устава Мартинистов.

Международная Федерация Объединенных Обрядов

Первая резолюция, принятая тем вечером, предусматривала создание «Вселенской Масонской Федерации, подчиняющейся прежним конституциям, признающим Великого Архитектора Вселенной, к которой примкнут спиритуалистические Уставы, представленные на конвенте, в том числе «Мартинистский Устав».
Тедер тут же был назначен главой секретариата Федерации со штаб-квартирой в Париже. 25 октября 1912 г. он также был назначен Вселенской Гностической Церковью Брико одним из двоих «Гностических Легатов» (вторым стал итальянец Эдуардо Фрозини) при масонских послушаниях Спиритуалистической Федерации.
Начиная с июля 1908 г. ройссовское издание «Oriflamme» публикует статьи общего регламента, обсужденные и принятые 9 июня:

1. Вселенская Масонская Федерация ставит своей целью Союз и Прогресс всех Масонских Уставов, которые в нее входят.
2. Каждый Устав Федерации сохраняет свою полную автономию, внутреннюю организацию и свои регламенты, и Федерация не должна вмешиваться в суверенитет Уставов.
3. Каждый Федеральный Устав обязуется только по-братски принимать у себя членов других Федеральных Уставов и установить братские отношения со всеми Уставами Федерации.
4. Для организации и централизации усилий Вселенской Масонской Федерации в Париже создается Центральное Бюро под названием «Секретариат Вселенской Масонской Федерации».
5. Вселенская Масонская Федерация объединяет вокруг существующих в той или иной стране Федеральных Уставов все новые элементы, которые могут там возникнуть.
6. Если в какой-либо стране не представлено ни одного Федерального Устава, Вселенская Масонская Федерация оставляет за собой право учреждать там группу, подчиненную одному из Федеральных Уставов, не принимая во внимание протесты не входящих в Федерацию Уставов, действующих в этой стране.
7. Если Масонский Устав, действующий в той или иной стране, отказывается вступить в братские отношения с Вселенской Масонской Федерацией, Федерация оставляет за собой право учредить в этой стране группы какого-либо Федерального Устава»65.

В декабре 1909 г. к тем же самым колоннам Папюс, образно говоря, лично прибивает те тезисы, благодаря которым программа действий Федерации становится еще более амбициозной. Речь идет о манифесте от 30 ноября 1909 г., который парижская «l’Initiation» воспроизвела в следующем месяце:

«Всемирное масонство определило для себя способы действия. Теперь важно их применить, не заботясь более о наших противниках, которые нас вовсе не интересуют.

Мы должны перейти к действиям!

В этих целях мы создали в Париже Центральное Информационное Бюро. У нас теперь есть все необходимое для действия. Более того, мы организовали соответствующие корреспондентские бюро для всех иностранных языков, и каждый Устав Объединения может общаться с нами на своем родном языке, не заботясь о переводе.
Предстоит осуществить следующие большие реформы в Масонстве. Это:

1. Тщательная ревизия Ритуалов и окончательное установление единообразных паролей и священных слов с учетом их иудейского, или каббалистического, происхождения.
2. Установление социального, исторического и символического смысла каждого градуса различных Уставов.
3. Принятие Ритуала всех градусов, восстановленных согласно данным современной науки и реалиям нашего времени, но не лишенных при этом первоначального символизма.
4. Учреждение секретных тетрадей для каждого таким образом восстановленного градуса, чтобы ими не могли воспользоваться профаны или масоны, не принадлежащие к нашему союзу.
5. Легкое видоизменение опознавательных знаков, которое позволит членам Объединенных Уставов узнавать друг друга без привлечения внимания со стороны членов других Уставов.
6. Принятие своего варианта дипломов и фактическое создание масонских паспортов.
7. Немедленное определение условий проведения периодических Почтовых Конвентов. Наши отношения с различными центрами розенкрейцеров, наши герметические и кабалистические объединения, наши архивы, полученные из центров просвещенных Мартинистов, поддержка, оказанная нашим усилиям самыми знающими масонами в Европе и Америке, позволяют нам приступить к этой реформе с хорошими шансами на успех»66.

Папюс потребовал немедленного назначения корреспондентов Федерации в каждом из федеральных Верховных Советов. Увы, этот замечательный проект далеко не продвинулся, его попробуют возобновить в 1920 г., и тоже без особого успеха, затем в 1934 г. в Брюсселе, где родится FUDOSI.67
Вот список представителей Федерации образца 1909 года из достовернейшего источника: Джон Яркер, 330,900,970, Великий Всемирный Иерофант; Великие Национальные Мастера 330, 900, 960 – Жерар Анкосс в Париже, Ж. Вийарино де Вийар в Мадриде, капитан С. Морою в Бухаресте, доктор Марандо в Непале, сенатор Филья, Х.Г. Гудейл, сенатор Филипеску, барон Сальверда, д-р Кристофоро, Гитана и Гарсия, Макс Шеер, адмирал Х. Говард, профессор Эммануэль Галанис в Афинах, Абрамино Тильче, Эдуардо Фрозини во Флоренции68.

Верховный Великий Генеральный Совет Объединенных Уставов

Вторая резолюция Конгресса касалась возвращения во Францию египетских уставов. После того как было заявлено, что французское масонство является иррегулярным, а Великий Восток, в чей адрес Тедер взыскал немало критических замечаний, — в первую очередь (и это несмотря на то, что Великий Восток прислал своих наблюдателей для участия в Конвенте), собрание постановляет «единогласным решением всех участников учредить в Париже Верховный Великий Совет и Великий Восток Древнего и Изначального Устава Вольного Каменщичества во Франции и ее подвластных территориях, признать патент Конституции Державного Святилища Берлина и учредить Центральное Бюро под названием «Секретариат Вселенской Масонской Федерации».69
Изложение этой резолюции тотчас же было вписано в Золотую Книгу Великого Мастера Теодора Ройсса в следующих терминах:
Трое 330 и одиннадцать 300 подписали этот документ, который отныне принадлежит истории. Братья П. [Папюс], Р. [Ройсс], Т. [Тедер], 330, и братья Х.Б . [Брийу], Б. Б. [Биаджини?], А. Б. [Бодело], В. Б. [Бланшар], П. С. [Шмидт], Л. Г. [Гастен], Э. Д. [Дас], Ж. Д. [Дежобер], П. Л. [Фанег] и Е. Г. [Гарен], 300.
Следующий этап: во время двух заседаний, состоявшихся 23 и 24 июня, Державное Святилище и Великий Восток Берлина изучили резолюцию, за которую проголосовал Конгресс. 24 июня все его участники единогласно решают предоставить 14 подписантам протокола учредительный патент Верховного Великого Генерального Совета и Великого Востока Объединенных Уставов для Франции и подвластных ей территорий.
«Объединенные Уставы», напомним, представляют собой Уставы Мемфиса и Мицраима, с которыми слился Шотладнский Устав Серно, выступающий соперников Древнего и Принятого Шотладнского Устава. Патент был в тот же день подписан и скреплен печатью в Берлине. Он подтверждал назначение Папюса Великим Мастером Франции, 330, 960, а Тедера — его Заместителем, 330, 950.
В Лондоне журнал «Орифламма» Ройсса торопится сообщить эту новость и публикует главные резолюции Конргесса. Во Франции немецкий Великий Мастер передает тот же отчет в «Акацию». Там его публикует в январе 1909 г., сопроводив комментарием под заголовком «Творцы подложного масонства», подписанным О. Понте71. К той же категории журнал относит и орден «Право Человека», некоторые египетские уставы в Америке и новую организацию Папюса. Два месяца спустя в том же журнале публикуется текст протокола Державного Святилища Берлина72, который сопровождает комментарий того же автора под заголовком «Папюсова чушь». В апреле 1909 г. в «Акации» появляется письмо, датированное 21 февраля и подписанное троими молодыми учениками Папюса, которые встают на его защиту, гордые своим 90-м градусом: Жак Дежобер, Виктор Бланшар и Рене Генон73. В мае 1909 г. им отвечает А. Тома74.
В 1909 г. Папюс издает брошюру «Что должен знать Мастер Вольный Каменщик»75, где достаточно деликатно и без всякой агитации за свой лагерь приводит пример Устава Мемфиса-Мицраима, но это упоминание, единственное во всем произведении, не является призывом вступать в это послушание. Так как забота о подготовке посвященных для вступления в это масонство, чей маргинальный характер Папюс мимоходом признает, достается, как он пишет, другим уставам, Устав Мемфиса-Мицраима служит для них как бы внутренним святилищем. «Группа высших градусов, по сути своей, иллюминистских» — вот какое определение дает Папюс египетских уставам и, в частности, масонскому послушанию, которое образовалось для управления ими во Франции, о котором он более ничего не сообщает.
Храм и Капитул «INRI» и парижская ложа «Humanidad», похоже, единственные из всех мастерских продолжали работать в 1908 г. в структуре Древнего и Изначального Устава, который в действительности был Уставом Мемфиса.
Говоря о ложе «Humanidad», отметим, хотя и не без осторожности, с учетом обстоятельств, при которых оно прозвучало, запоздалое свидетельство ее секретаря Виктора Бланшара перед оккупационными властями, которые допрашивали его в связи с посвятительной деятельностью: «Ветвь Древнего и Изначального Устава масонства была создана в Париже в 1906 или 1908 г. Шарлем Детрэ, или Тедером, другом Папюса, и я вошел туда в качестве обладателя 3-го градуса и вплоть до 1910 или 1912 г. регулярно присутствовал на ее собраниях (три или четыре раза в год). Ложа, в которую я входил, называлась «Humanidad». Она была усыплена или даже вовсе расформирована в 1912 г. Работы в ней были посвящены исключительно изучению философии, как официальных направлений, так и эзотерических, религиозному символизму, герметическому и масонскому, герметическим наукам, философской истории человечества и масонства, а также морали последнего… Я должен добавить, что получил при посредничестве Детрэ в 1908 г., по окончании спиритуалистического Конгресса, который проходил в Клубе ученых в Париже, диплом 300, 900 и 950 Верховного Совета Устава Мемфиса-Мицраима в Берлине без всякого посвящения или коммуникации степеней, а также без оплаты этого диплома. В 1916 г. Детрэ вручил мне такой же диплом, также без всяких формальностей, уже от имени Итальянского Древнего и Изначального Устава76.
Что же касается высших градусов, то в целях установления доброжелательных взаимоотношений с Орденом Мартинистов, который все более масонизировался, были установлены нормы соответствия градусов. Градус Мастера символической ложи (третий) был приравнен к Мартинистской степени Ассоциата, 180 ДПШУ, степень Рыцаря, или Князя, Розы и Креста, соответствовала Мартинистской степени Инициата, а 300 ДПШУ, степень Великого Избранника, или Рыцаря Кадош, соответствовала третьей степени посвящения у Мартинистов — Неведомый Высший. Великий Генеральный Совет Папюса и Тедера, естественно, не сумеет вытеснить со сцены два основных французских послушания, но Великий Восток дойдет до того, что признает ложу «Humanidad» в 1910 г.
Настали новые времена. В 1913 г. в Париже появилась Великая Независимая Национальная и Регулярная Ложа, которую тут же признала Объединенная Великая Ложа Англии. Она работала по Исправленному Шотландскому Уставу, к которому Папюс не мог не испытывать симпатии. В 1814 г. руководитель Ордена Мартинистов начинает переговоры с Великим Мастером нового послушания Эдуардом де Рибокуром с целью учредить под его эгидой несколько масонских мастерских. Проект был включен в план действий, но тут разразилась Первая мировая война и Папюс ушел добровольцем на фронт, где был главным врачом полевого госпиталя до тех пор, пока его не комиссовали по причине заражения туберкулезом, от которого он и умер 26 октября 1916 г.
Совершенно естественно, что его преемником стал самый близкий соратник. Несмотря на то, что Жерар Анкосс хотел было распустить Орден Мартинистов, Верховный Совет избрал Тедера главой этого Ордена, а 29 октября 1916 г. он возглавил также Каббалистический Орден Розы и Креста. Затем последовало его назначение на пост Великого Мастера Верховного Великого Совета Объединенных Уставов во Франции, где он был до этого Заместителем Великого Мастера. Но Устав Мемфиса-Мицраима в этот период находился в состоянии сна во Франции и Германии, и у Тедера не хватило времени пробудить его. Два военных года, когда он исполнял обязанности Великого Мастера, ничем особенным не отмечены, разве что интенсификацией сближения Устава Мемфиса-Мицраима и Ордена Мартинистов, которое позднее Жан Брико доведет до конца. Два письма, одно — Тедера за 1916 г. и другое — Брико за 1917 г., свидетельствуют о контактах как одного, так и другого с Эдуардом де Рибокуром, которые приведут в 1917 г. к созданию эфемерной ложи Исправленного Шотландского Устава «Франция» №7, которая реализует под покровительством Великой Независимой и Регулярной Ложи Франции проект, начатый Папюсом еще в 1914 г.. В числе основателей этой ложи, предназначенной для членов Ордена Мартинистов78, которая обосновалась в 1917 г. в Париже по адресу рю Сен-Жак, 282, значились Эдуард Лагрез, Перрен, Жолуа, Уисс и Борман. Но она погасила светочи уже в 1918 г.. Шарль Детрэ не откликнулся на призыв ее создателей, но, по мнению Брико, очень активно работал за границей во славу этой организации. По возвращении из Италии у него обнаружили тромбофлебит, который он не лечил, вместо этого отправившись в Англию. Состояние его здоровья ухудшается, и он вынужден вернуться во Францию в марте 1918 г.
Париж ежедневно бомбят. Брико рассказывает: «Меня мобилизовали в Клермно-Ферране. Он решил обосноваться в этом городе, чтобы было легче вместе со мной работать над реорганизацией наших Уставов, которые война дезорганизовала. Но от месяца к месяцу его здоровье ухудшалось. В сентябре его положили в хирургическую клинику на ампутацию ноги. Но, к сожалению, было уже поздно…»79. «Я вижу его снова, как вчера, — напишет Брико десять лет спустя, — борющегося со смертью. Он так не хотел умирать!»80
В ночь с 25 на 26 сентября 1918 г., измученный тяжелой борьбой со смертью, Шарль-Анри Детрэ встретился со своим братом Папюсом на Востоке Вечном.

Примечания:

34. — Robert Amadou, Le grand Congres spiritualiste de juin 1908, l’Autre Monde, No. 9i6, juillet 1985, p. 28.
35. — Так пишет Жан Брико, чьи две эти статьи можно использовать в исследовании, но не забывать об осторожности: Papus et Teder, Annales initiatiques, № 1, janvier-mars 1920; In memoriam: Henri-Charles Detre, Annales initiatiques, No.35, julliet-septembre 1928.
36. — Данное письмо было опубликовано Робером Амбеленом в Le martinisme contemporain et ses veritables origins, Paris, Les Cahiers de Destin, 1948, p. 26. Другие письма Тедера к Папюсу хранятся в фонде Папюса в Муниципальной библиотеке Лиона, cote 5 488.
37. — Teder, Un grand home disparu, Mysteria, № 3, juillet 1913, воспроизведено в Thelema, № 5-6, septembre-decembre 1998, pp.26-28.
38. — Robert Ambelain, Le martinisme contemporain et ses veritables origins, op. cit., p. 26.
39. — Lettre du 13 juillet 1910, Bibliotheque municipale de Lyon, fonds Papus, ms. 5488-125. Там же встречаются и другие письма Лагреза.
40. — F. Schinn, Papus historien, L’Acacia, julliet-aout, 1909, p. 271-273.
41. — Это объявление было приведено, как и большинство текстов, относящихся к этому знаменитому конгрессу, Роббером Амаду в статье Le grand congres spiritualiste de juin 1908, l’Autre Monde, № 96, juillet 1985, pp. 26-29.
42. — Ibid., p. 27.
43. — Эта история была изучена Роббером Амаду в L’Erreur spirite de Rene Guenon ou l’affaire du temple renove, Le Sphinx, No. 3-4, automne 1978; № 5, printemps 1979.
44. — Согласно масонскому диплому, выданному Папюсу, ему был в Берлине присвоен этим Великим Востоком 330, причем указан лондонский адрес. На дипломе стоят три подписи: Теодор Ройсс, 330, 900, 960 – Великий Генеральный Мастер Германской Империи; Генри Кляйн, 330, 900, 950 – Великий Генеральный Канцлер; Джон Яркер, 330, 900, 960 – Великий Генеральный Мастер Великобритании и Ирландии. Любопытно, что подпись последнего зачеркнута (см. факсимиле диплома в архивах д-ра Филиппа Анкосса в Archives et documents, Le Monde Inconnu, № 12, novembre 1980, p. 79.
45. — Paris, Libraire hermetique, 4 rue de Furstenberg, 1910. Этот документ сейчас разыскивается, потому что ни в одной библиотеке не сохранилось ни единого его экземпляра: он практически исчез. Робер Амаду, к счастью, догадался опубликовать из него обширные цитаты и комментарии (Le Grand Congres spiritualiste de juin 1908, l’Autre Monde, № 96, juillet 1985, p.26-29 et № 97, aout 1985, pp.14-17).
46. — Eduardo Frosini, Massonneria italiana e Tradzione iniziastiche, p. 178-179, et R.G.M., Notes on the Ancient and Primitive Oriental Rite of Memphis, op. cit., p. 15.
47. — Rite philosophique italien et Rites unis d’Italie et de colonies, l’Initiation, novembre 1911, p.184-188.
48. — L’ordre martiniste en Italie, l’Initiation, art cit., novembre 1911, pp. 184-188.
49. — Декрет опубликован в l’Initiation, art.cit., novembre 1911, p.188
50. — R.G.M., Notes on the Ancient and Primitive Oriental Rite of Memphis, op. cit., p.16.
51. — Notes historiques sur le rite ancient et primitive de Memphis-Misraim, op. cit., p.12.
52. — Roberto Sestito et Emerene Armentano, Il Rito Filosofico Italiano et il Rito Memphis e Misraim, Cahiers de Thebes, № 1.
53. — Nuova enciclopedia massonica.
54. — Великая Ложа Италии со штаб-квартирой на Piazza del Gesu, основанная в 1910 г. – прим. ред.
55. — Что касается двух дипломов Папюса, которые приводит в своей книге д-р Филипп Анкосс (Papus, op. Cit., p. 75), то один из них был опубликован в факсимиле в Archives secrets du Monde inconnu, Paris, Soc. Moers Kepphrene — Le Monde inconnu, s.d. 1980.
56. — Rite philosophique italien…, art cit., р. 187.
57. — Paris, Dorbon, 1913; nouv. Editions en fac-simile, Paris, Demeter, 2002.
58. — Cf. infra, note 61.
59. — «Mysteria» — иллюстрированный ежемесячный журнал посвятительных знаний, издававшийся Папюсом и Л. Комбом в Париже по адресу рю Сегье, 15, вплоть до 1914 г.
60. — О Гностической Церкви и совокупности ее различных направлений и ответвлений см. прекрасное интервью Алена Педрона Т. Жаку Qu’est-ce que l’Eglise gnostique?, l’Initiation №3, julliet-septembre 1978, p. 147-162. Там воспроизводится также свидетельство Дуанеля о духовном посвящении, которое дополняет и корректирует работу под тем же названием, составленную Т. Жаком: T.Jacques, l’Esprit des choses, № 3, hiver 1992, p. 4-16.
61. — См. мою статью о каббалистическом Розенкрейцерстве (Cм. мою статью о каббалистическом розенкрейцерстве (La Rose-Croix kabbalistique, l’Initiation № 3, juillet- septembre 2001, p. 173-185), в которой, в частности, воспроизводится текст этого соглашения. Из того же архивного фонда Робер Амаду взял для публикации экзаменационные листы Марка Авена и Поля Седира, которые они заполняли для получения степеней Бакалавра и Лицензиата кабалистики, и ритуал для статьи «Каббалистический Орден Розы и Креста. Ритуал собраний» (I’Initiation, № 4, octobre-decembre 1978, p. 206-210).
62. — R.A. Gilbert, The Golden Dawn: Twighlight of the Magicians, 1983.
63. — Robert Amadou, Les enfants d’Ahathoor, Thelema, juillet 1990.
64. — В Париже существовали всего три действующие Мартинистские Ложи, и была еще одна, скорее всего, под председательством Папюса. Эта четвертая Ложа была абсолютно закрытой, и ни имя ее руководителя, ни имена ее членов не подлежали разглашению.
65. — Oriflamme, Berlin, juillet 1908, p. 3-4.
66. — Secretariat Maconnique International (Union des rites maconniques), Oriflamme, art. cit., p.4. См. также l’Initiation, janvier 1910.
67. — См. Sar Hieronymus et la FUDOSI, op. cit., с предисловием Робера Амаду.
68. — Oriflamme, Berlin et Londres, decembre 1909, p. 1.
69. — Compte rendu complet des Travaux du Congres, op. cit., воспроизводится в Robert Amadou, Le Grand Congres spiritualiste de juin 1908, l’Autre Mondr, № 97, aout, 1985, p. 15.
70. — На настоящее время этот патент утерян. Возможно, он был в коллекции дипломов, собранной Филиппом Анкоссом (Papus, op. cit., p. 75), которая была у него похищена гестапо 17 июня 1940 г. Его не удалось возвратить после освобождения страны в отличие от других дипломов Папюса, которые хранились в знаменитой штаб-квартире знаменитой Службы тайных обществ. В том, что этот документ существовал, не приходится сомневаться, и попытки Гастона Вентуры (Les rites maconnicues de Misraim et Memphis, op. cit.) поставить под вопрос его существование не имеют под собой почвы. Следует отметить, что Гастон Вентура, которому Жан Брико мало доверял, хотя и был его основным финансистом, не изволил изучить ни протоколы Конгресса, ни статьи в «Орифламме» и «Акации».
71. — Janver, 1909, p. 31-51.
72. — L’Acacia, mars, 1909, p. 135-137. Воспроизводится Р. Амаду в предисловии к данной книге.
73. — L’Acacia, 1909.
74. — Toujours Papus, l’Acacia.
75. — Paris, Ficher, 1910. По просьбе Филиппа Анкосса Мариус Лепаж вновь воздал должное Папюсу в 1952 г., написав предисловие к четвертому изданию этого труда (Nouv. editions, Parois, Teletes).
76. — Архив Великого Востока Франции.
77. — Robert Amadou, L’Erreur spirite de Rene Guenon, art. cit.
78. — Много позже, 16 апреля 1961 г. ее пробудят под эгидой Великой Национальной Ложи Франции (современное название Великой Независимой и Регулярной Ложи Франции) Винсент Планк и несколько масонов-Мартинистов, а именно Пьер Марсель (который стал ее первым Досточтимым Мастером), Робер Амбелен, Жан де Фуко, Пьер де Рибокур и другие известные и достойные братья: (см. Apercu historique du Regime ecossaise rectifie, de la Grande Loge tradiobelle et symbolique — Opera et de la R. I. La France, Chaponost, Imprimerie, Bosc, 2000). ВНЛФ, в свою очередь, пробудила и ложу «Франция». В настоящее время существуют две ложи под таким титулом, и каждая из них претендует на первородство.
79. — J. Bricaud, In Memoriam, Annales initiatique, № 35, juillet-septembre, 1928, p. 429.
80. — Ibid., p. 427-428.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима