Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

V — Меланхолия

Братья и Сестры, сегодня я для Вас подготовила зодческую на тему «Меланхолия». Написание данной зодческой было основано на моих впечатлениях от нескольких произведений. Во-первых, книга Роберта Бертона «Анатомия меланхолии» (книга была впервые издана в 1621 году), во-вторых, гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия» (написанная в 1514 году), и, пожалуй, в-третьих, множество других произведений искусства, так или иначе связанных с выбранной мною темой.

В своем труде «Анатомия меланхолии» Роберт Бертон рассказывает в первой части о составных человеческого существа, приводит мнения различных врачей и философов о значении меланхолии. Во второй и третьей частях Бертон пишет о всех возможных причинах меланхолии. В четвертой части – о симптомах, предвещающих ее.
Сам Бертон говорил: «Я пишу о меланхолии, дабы избежать меланхолии. У меланхолии нет большей причины, чем праздность, и нет лучшего средства против нее, чем занятость».
О строении человеческого существа, уважаемые Братья и Сестры, я рассказывать не буду, во-первых, потому что это заняло первые 300 страниц книги, а, во-вторых, в другой своей зодческой я, возможно, что-то расскажу из прочитанного.
Я приведу некоторые наиболее интересные, по моему мнению, цитаты и отрывки из книги.

Меланхолия – черная желчь

«При безумии умственные способности ослабевают, а при мании разрушаются, однако при Меланхолии они лишь извращаются». – Геркулес Саксонский, трактат о меланхолии.
Бертон говорит, что человек меланхоличен, если в гороскопе отмечено неблагоприятное расположение Луны, Сатурна и Меркурия.
«Обычно этому чаще других подвержены самые обаятельные умы и самые благородные души, во всяком случае, я не могу исключить из их числа ни одного темперамента, жизненного положения, пола или возраста, кроме разве дураков и стоиков, которые, согласно Синезию, никогда не бывают подвержены каким бы то ни было страстям, но подобно цикаде Анакреонта, не обладая ни плотью, ни кровью, не ведают боли и подобны богам. Эразм исключает дураков из числа мелахоликов, поскольку у них по большей части влажные мозги и легкомысленные сердца; «они свободны от честолюбия, зависти, стыда и страха, им неведомы угрызения совести, их не терзают заботы, коим мы подвержены в течении всей нашей жизни».
Аристотель задал вопрос: «Почему люди, блиставшие талантом в области философии, или в управлении государством, или в поэтическом творчестве, или в занятиях искусством – почему все они, по-видимому, были меланхоликами? Некоторые из них страдали разлитием черной желчи, как, например, среди героев – Геракл: именно он, как полагали, был такой меланхоличной природы, а древние по его имени, называли священную болезнь Геракловой. Да, несомненно, а многие другие герои, как известно, страдали той же болезнью… А в позднейшее время также Эмпедокл, Сократ, Платон и многие другие замечательные мужи» (Проблемы XXX,I).
У Энагрия Понтиака(346-399 г.), Иоанна Кассиана (360-435 г.) описана чистая, беспричинная меланхолия отшельников, селившихся в пустынных местах. Она одолевает этих одиноких людей в полдень, потому то называется «бесом полуденным». Она составляет основной симптом acedia (вялость, лень), которая в средние века была синонимом старого понятия « меланхолия ». Монах, находящийся во власти acedia, испытывает непреодолимое желание покинуть келью и искать исцеление где-то в другом месте. Он исступленно оглядывается, надеясь увидеть кого-то, кто идет навестить его. В своем тоскливом беспокойстве он находится под угрозой впасть в состоянии апатии или, наоборот, пуститься в неистовое бегство. Acedia, являвшаяся для отшельников «повальной напастью, которая наводит порчу в полдень», обычно связывалась с 90 псалмом. Она парализовала способность к концентрации внимания и молитве. Энагрий Понтиак говорил своим собратьям, что не следует поддаваться меланхолии и покидать своих мест.

Меланхолия как страсть

Попадая под сияние звезды Меланхолия, человек, осознанно или нет, покоряется и смиряется с ней. Она увлекает человека, как темное стремление его души. В психологии есть мнение, что человек стремится как к удовольствию, так и к печали и к смерти. У Фрейда есть выражение: «Стремление к удовольствию находится в прямой зависимости у стремления к смерти». При меланхолии любая возникающая мысль об изменениях этого состояния отвратительна.
На картине А. Дюрера «Меланхолия» изображена крылатая женщина, вокруг которой разбросаны инструменты ее труда: молоток, рубанок, напильник, грозди, линейка. В руках она держит циркуль. И весы на стене уравновешены, и на мельничном жернове сидит ангел, и работы закончены (сфера и многогранник (скорее всего, ромбоэдр)), но надвигается комета Меланхолия, и женщина будто ждет ее жестокого приближения. Колокол, который висит на стене, в произведениях Дюрера почти всегда висит на шее у клячи, везущей демона смерти. На стене так же висят песочные часы, а в ногах женщины спит собака — и, собственно, этим будто все и сказано – символы Сатурна говорят о его присутствии. Крылатая женщина обладает ключами, и огонь горит в жаровне над тиглем, и инструменты все под рукой, но собака спит, ангел угрюм, жернов не перемалывает пшеницу. И надвигается комета…
В своей жизни Дюрер изучал, кроме прочего, искусство перспективы и по этому предмету написал несколько трудов («Руководство к измерению», «Наставление к укреплению городов», «Четыре книги о пропорциях»). В своем первом труде на эту тему он писал: «Все потребности человека настолько пресыщаются преходящими вещами в случае их избытка, что последние вызывают в нем отвращение, исключая одну только жажду знаний… Желание много знать и через это постигнуть сущность всех вещей заложено в нас от природы». Его многогранник – краеугольный камень его Храма. Желание знать пресекает тяжелое влияние Сатурна, и у женщины опускаются крылья.
Так же я вижу несколько иной смысл этой гравюры: земные орудия отбросаны, вещи на стене говорят о мимолетности жизни и призывают задуматься о вечном, камень заложен, сфера готова, рядом стоит лестница, и, значит, пришло время отбросить земные дела.
В 1513 году произошло соединение Сатурна, Венеры и Марса. Со времен античности считалось, что такие схождения планет являются причиной появления комет. В 1514 году, в год создания гравюры, планета Сатурн находилась в созвездии Весов. Там же, в Весах, Комета, которую видел Дюрер и запечатлел на гравюре, двигалась именно к тому месту в Весах, где находился Сатурн, став, таким образом, еще одним символом меланхолии. Эта комета появилась в конце декабря 1513 года и наблюдалась до 21 февраля 1514 года.
Женщина на гравюре занимается астрономией, на это указывают циркуль и сфера, возможно, она хотела начертить небесный свод, она наблюдает момент появления кометы, и, как астроном, видит в этом знак приближения влияния Сатурна.
Не могу не провести ассоциацию с другим произведением искусства, с таким же названием, но созданным в 21 веке. Я имею в виду «Меланхолию» Ларса фон Триера. На мой взгляд, они имеют нечто общее. На планету надвигается планета Меланхолия, и у главной героини так же опускаются крылья. У нее было все для познания мира, не считая материальных благ, дар предвидения, она могла получать знания извне. Но – надвигается Меланхолия, которая стирает все, она, как смерть, которой все равно, складываем ли мы молитвенно руки или сжимаем кулаки.
В произведениях многих художников, писателей и других людей искусства видно влияние Сатурна. К примеру, Михаил Врубель, Питер Брейгель, Иероним Босх, Эдвард Мунк, Исаак Левитан, Ф. М. Достоевский, М.Ю. Лермонтов, а так же, конечно же, мастера слов меланхолии Э.А. По и Ф. Кафка и множество других.
Пожалуй, меланхолия – это Муза, истинный вдохновитель.
Кстати, о музах. Одной из дочерей Зевса и Мнемозины была Урания, муза астрономии. Она изображалась держащей в руках циркуль и сферу. Собственно, она и изображена на картине А. Дюрера.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима