Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

V — Молчание

Приветствую, уважаемые Братья и Сестры!
Моя очередная зодческая посвящена теме, которая ранее была затронута Братом-Учеником нашей ложи так же в зодческой работе; это тема молчания, которая на моем градусе более чем актуальна.
В большинстве уставов Ученик обязан молчать до посвящения в градус Подмастерья. В школе Пифагора новичкам, кто хотел учиться у него, предписывалось пятилетнее молчание, чтобы проверить их способность воздерживаться, сам же Пифагор был скрыт от них завесой. Только после такого испытания новичок становился эзотериком и тогда мог видеть Учителя непосредственно. Если кто-то не выдержал испытания, либо после него вел себя, как раньше, будто и не было пяти лет урока молчания, то слушающие (ученики Пифагора) насыпали им могильный холм и при встрече с ними вели себя так, будто перед ними совершенно другие люди, «и говорили, что умерли те, которых они выдумали сами себе в надежде, что они станут прекрасными и добрыми благодаря учению, так как были убеждены, что тот, кто плохо организован и, так сказать, недокончен и бесплоден, плохо поддается обучению» (цитата Якоба Бёме).
Хотелось бы так же упомянуть самый известный знак молчания – жест Гарпократа. Гарпократ изображается в виде сидящего на лотосе младенца, держащим палец у губ. При совершении знака Гарпократа появляется сосредоточение на своем внутреннем существе, совершенное спокойствие ума и сердца, появляется молчание внутреннее, остановка всех мыслей. В различных ритуалах этот жест означает прекращение проекции силы, погружение в безмолвие, внутреннее сосредоточение. Осмелюсь предположить, что лотос, на котором Гарпократ сидит, символизирует цветение в тайне – внутреннее преображение, которое стоит хранить в секрете.
Далее рассмотрим значение молчания в христианстве.

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

(Евангелие от Матфея 6:5-8)

Целью молчания в христианстве является сближение с Богом, уход от мира суеты в мир духовный. Значение изображенного здесь молчания похоже на значение знака Гарпократа.
Е. Головин пишет в своей книге «Муравьиный лик» о взглядах Якоба Бёме: «Если для Бёме Бог — Отец — молчание, то София — напряженное, беременное Словом молчание. Или иначе: «София — это образ Бога, которым и в котором «безосновность» познает себя самое, это сфера божественного восприятия, где мир дифференцируется». От сложной трансцендентности понимание Софии распространяется в не менее сложную образность: «София — ветвь жемчужного древа парадиза», средоточие небесной первоматерии. Христос жемчужиной плывет, спускаясь в нижние слои бытия, и попадает в «раковину» — деву Марию. София сопровождает Христа, как сияние — жемчужину, ибо «София — тинктура света»». Здесь Дева Мария символизирует чреватость Души. Во внутреннем молчании проявляется Божественный Свет, и тогда рождается Слово.
В восточной традиции молчание ума это первое и самое главное, что должен достигнуть практикующий. В книге «Медитации на Таро» Валентин Томберг так описал одно из значений карты Маг:
«Прежде научись сосредоточению без усилий». — Сосредоточение, а именно способность концентрировать максимальное внимание на минимальном пространстве (по словам Гёте, тот, кто желает исполнить что-либо достойно и с совершенством должен «непоколебимо и неотступно направлять величайшую силу в мельчайшую точку»), является практическим ключом к достижению успеха в любой области. Современная педагогика и психотерапия, школы молитвы и духовных упражнений — францисканцы, кармелиты, доминиканцы, иезуиты, — всевозможные оккультные школы и, наконец, древняя индийская Йога — все они согласны в этом утверждении. На первой же странице «Йогасутр», классического труда Патанджали, сформулирована (во втором афоризме) практическая и теоретическая сущность Йоги — ее ключ и, так сказать, «первый аркан»: «Йога есть прекращение колебаний ментальной субстанции». Сосредоточение возможно лишь при условии покоя и безмолвия, которые достигаются посредством прекращения непроизвольной, хаотичной деятельности ума и воображения.
Поэтому состояние «безмолвствования» предшествует тем состояниям, которые характеризуются словами «знать», «желать» и «сметь». Практикуемое, например, в монастырях траппистов безмолвие — silentium, — предписываемое для часов уединения, является лишь разновидностью того же исходного требования: «Йога есть прекращение колебаний ментальной субстанции», — или: «сосредоточение есть безмолвствование ума и воображения»».
Итак, молчание – это сосредоточение, ведущее к истине, это способ познания мира. Урок молчания Ученик должен принимать относительно и своего внешнего поведения на своем градусе, и относительно своего ума. Молчание – это тренировка ума, умение его контролировать и заглядывать за пределы своих мыслей.
Молчание – золото.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима