Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

АРЕОПАГ РЫЦАРЕЙ КАДОШ

19. ВЕЛИКИЙ ПОНТИФИК (ВЕЛИКИЙ ПЕРВОСВЯЩЕННИК)

Истинный Вольный Каменщик трудится на благо тех, кто придет после него и ради прогресса и процветания своего народа. Низменны и бедны те амбиции, которые охватывают только одну человеческую жизнь. Все, кто вообще заслуживает земной жизни, надеются пережить собственные похороны и продолжить жить скорее в тех добрых делах, которые они сотворили человечеству, чем в бледных и недолговечных буквах своего имени, столь скоро стирающегося в памяти людской. Большинство людей надеются оставить после себя плоды своих деяний, дабы в действительности пережить краткий срок, отпущенный для их собственной земной жизни и земной жизни всего их смертного поколения. Это врожденный инстинкт, заложенный в наши души – даже самые грубые и приземленные, – Самим Богом; это одно из ярчайших доказательств бессмертия души и явных различий между Человеком и даже самым образованным из подлецов. Сажать деревья, в тени которых будут отдыхать наши дети, так же естественно, как и наслаждаться тенью деревьев, посаженных нашими отцами. Неграмотный и опустившийся крестьянин, болезненно переживающий свою ущербность, самая бедная вдова, отдающая свою кровь и жизнь тем, кто платит только за работу иглы в ее руках, непременно будут трудиться, не покладая рук, во всем себе отказывать, только бы дать своим детям образование, чтобы они заняли в обществе положение более высокое, чем их собственное, таковы все благодетели человечества.
Только в своих делах и свершениях человек становится истинно бессмертен до всеобщего воскресения и Страшного Суда. Спартанка, которая, подавая сыну щит, приказала: «С ним или на нем!», впоследствии стала правительницей Лакедемонии1 совместно с законодателем Ликургом2, потому что она провозгласила закон, которому суждено было намного пережить ее саму; она вдохновляла на бой спартанских воинов, которые вскоре разрушили стены Афин, а потом вместе с Александром Великим покоряли Восток. Вдова, давшая Марион лук с пылающими стрелами для того, чтобы та подожгла ее собственный дом и в нем не могли укрыться враги ее молодой страны, тот дом, в котором она возлежала в объятиях своего супруга, в котором она родила своих детей, эта вдова создала для своей страны более важный и мудрый закон, чем все Локки3 и Шефтсбери и чем все остальные законодатели после того, как ее страна обрела независимость.
Египетского фараона и монархов Ассирии и Финикии оставило совершенно равнодушными известие о том, что некий сын иудейки, принятый и воспитанный дочерью фараона Сезостриса-Рамзеса, убил египтянина, избивавшего раба-иудея, и бежал в пустыню, где оставался в течение сорока лет. Но Моисей, которому в противном случае суждено было стать правителем Нижнего Египта и о котором нам сейчас не было бы известно практически ничего, кроме его имени на пьедестале полуразрушенного памятника, стал спасителем народа Израиля, выведшим его из Египта и приведшим к границам Палестины, даровавшим ему Закон, из которого впоследствии выросла христианская вера, и тем самым определившим пути развития всего мира. И он, и законодатели древнего Рима, и Альфред Английский4, и древние саксонские таны5, и норманнские бароны, и судьи и писцы Средневековья, и создатели старинных кодексов, имена которых затерялись в мутном тумане прошлого, все они наши законодатели, и мы верны их законам.
Наполеон умер в изгнании на голых скалах острова Св. Елены. Его останки, перевезенные во Францию сыном короля, покоятся в Госпитале Инвалидов в великом городе Сиене. Но мысли его до сих пор правят Францией. Он, а не народ, сверг с престола Бурбонов и отправил последнего монарха из Орлеанского правящего Дома в изгнание. Он из своего гроба, а не народ, возвел на престол Наполеона III путем всенародного голосования; и именно он, а не генералы Франции и Англии, направил объединенные силы против Северной диктатуры.
Магомет объявил арабским кочевникам-идолопоклонникам новую веру: «Нет бога, кроме Аллаха, и Магомет [как и Моисей, и Христос] Пророк Его». Многие годы сначала один, позже – с помощью своей семьи и новых друзей, еще позже – многочисленных учеников, и наконец огромной армии, он проповедовал учение Корана. Религия пламенного арабского проповедника, привлекавшая на свою сторону даже самые дикие племена великой пустыни, распространилась по всей Азии, возвела на престол сарацинские династии, завоевала Персию и Индию, Греческую империю, Северную Африку и Испанию, затем направив охваченные религиозным огнем полчища на завоевание великого христианского соседа – Европы. Закон Магомета до сих пор правит четвертой частью человечества, и турки, мавры, арабы, персы и индийцы почитают Пророка и совместно молятся, обратившись в сторону Мекки, и именно Пророк, который давно умер, а не правительства живых людей, правит на Востоке.
Конфуций до сих пор властвует над умами в Китае, а в России – Петр Великий. Платон и великие учителя древности до сих пор восседают на троне правителей в царстве Философии, подданными которого являются все высокоученые люди. Великие государственные деятели прошлого до сих пор председательствуют в правящих советах наций. Дух Берка все еще витает в Палате Общин, а громовые раскаты речей Беррье6 еще долго не умолкнут в стенах французского Законодательного Собрания. Противоречащие друг другу мысли и противоборствующие влияния Уэбстера7 и Калхауна8 до сих пор раздирают на части Соединенные Штаты, и для сторонников каждого из этих деятелей его слова – это оракул, вещающий из Святая Святых, и истина в последней инстанции, освященная пушечным громом и пролитыми потоками крови.
В свое время было мудро сказано, что, когда Тамерлан возвел свою знаменитую пирамиду из пятидесяти тысяч человеческих черепов и выехал во главе неисчислимых полчищ из ворот Дамаска на поиски новых завоеваний, чтобы возводить новые и новые пирамиды из человеческих черепов, на улице города Майнца играл маленький мальчик, сын бедного ремесленника, значение личности которого, по сравнению с Тамерланом, казалось в то время подобным песчинке по сравнению с земным шаром; но Тамерлан и все его кровожадные полчища, точно буря, пронеслись по Востоку, повсюду сея смерть и разрушение, и пропали, точно их никогда и не было, в то время как печатный станок Иоганна Фауста9 – тогда еще маленького мальчика – оказал большее влияние на судьбы человечества и опрокинул больше тронов, чем все кровопролитные войны всех завоевателей от Нимврода10 до Наполеона.
Много веков назад великий Храм, возведенный в Иерусалиме Царем Соломоном и нашими древними братьями, был разрушен, когда город захватили ассирийские войска. Святой город ныне представляет собой горы руин под знаменем Полумесяца, Святая Земля – голую пустыню. Правители Египта и Ассирии, правившие одновременно с Соломоном, исчезли со страниц истории, и все рассказы о них сводятся к народным сказкам и преданиям. Древний Восток сейчас представляет собой поле археологических раскопок, развалины на окраине великой временной шкалы. Волки и шакалы воют среди развалин Фив и Тира, а изображения вавилонских и ниневийских правителей вырубают из стен храмов и дворцов и увозят в иные страны, где выставляют в музеях. Но в то же время незаметный и мирный Орден, Великим Мастером которого – совместно с Царями Израильским и Тирским – в свое время был сын нищей финикийской вдовы, продолжает развиваться и наращивать свое влияние в мире, невзирая на бурные волны океана Времени и жестокие преследования. Время не сотрясло его прочный фундамент, не сломило его колонны, не исказило гармонию его величественных пропорций. Там, где во времена Соломона грубые варвары осваивали враждебные и негостеприимные леса и долины Франции и Англии, и даже в Новом Свете, неизвестном в древности ни иудеям, ни язычникам, когда слава древнего Востока угасла, этот Орден возвел новые Храмы и с тех пор наставляет тысячи своих новых посвященных в тех же законах мира, доброй воли и терпимости, доверия Божественному Провидению и своему ближнему, в которых наставляли Мастера Учеников, когда иудей совместно с гиблемитом трудились на склонах горы Ливанской, а верующий в Иегову и верующий в финикийского Бэла сидели бок о бок с Совете Иерусалимском.
Миром правят мертвые. Живые лишь повинуются им. И если душа способна после смерти человеческого тела видеть происходящее на Земле и следить за преуспеванием тех, кого она любила в земной жизни, наверное, самое большое счастье для нее – видеть, что добрые дела, свершенные ей, растут и ширятся с течением времени, подобно ручьям, сливающимся в полноводную реку, и приводят к улучшению жизни отдельных людей, семей, государств и всего мира в целом; а самое большое горе для нее, наверное, видеть, что злые ее поступки до сих пор приносят горе и беды живым спустя много лет после того, как сама плоть ее земного тела превратилась в прах, а имя и дела его стерлись из памяти людей.
Нам неведомо, кто из великих мертвецов управляет нашими судьбами. Вселенский род человеческий неразрывно связан этими влияниями и привязанностями, которые в высшей степени четко определяют его судьбы. Человечество – единое существо, а отдельный человек – всего лишь одна из его клеток. Все сказанное, сделанное, помысленное давно умершими людьми в прошлом создает некую модель, охватывающую нас своими принципами и управляющую нашим поведением. Мы действительно принимаем свою веру такой, какой завещали ее нам великие властители дум прошлого, и перед их авторитетом разум наш бессилен.
Мы были бы готовы заключить или расторгнуть практически любой договор, но между нами и нашими возможными поступками нерушимой стеной стоят законы, заповеданные нам древними английскими судьями, которые живут и поныне, когда сами эти судьи уже много веков назад истлели в земле. Мы бы раскинули границы своих владений там, где это было бы угодно нам самим, однако законы, принятые английским парламентом при Первом или Втором Эдуарде и с тех пор прошедшие неизменными сквозь века, запрещают нам столь бесконтрольно претворять в жизнь свою эгоистичную волю. Мы бы с радостью воспользовались тем или иным своим преимуществом, но закон, установленный каким-то древним римским сенатором еще до Юстиниана11 или самим великим Цицероном, лишает нас этого преимущества или настолько ограничивает возможности воспользоваться им, что оно практически исчезает. То нам запрещает Моисей, это – Альфред. Мы бы с радостью продали свою землю; но заповедь нашего отца, или деда, или еще какого-нибудь дальнего предка, зафиксированная на подверженной тлению бумаге, запрещает нам это, точно рука мертвеца высовывается из могилы и осуждающе грозит нам пальцем. Стоит нам только собраться согрешить или ошибиться, как тут же слова нашей давно умершей матери, сказанные нам в детстве и тут же растаявшие в воздухе, прочно забытые нами на долгие годы, неожиданно всплывают в нашей памяти, с необоримой силой удерживая нас от необдуманного поступка.
Так мы повинуемся мертвым, и так живые будут повиноваться нам в печали и радости, когда нас не станет. Мысли прошлого – это законы настоящего и будущего. Все, что мы говорим и делаем, не имеет никакого значения, если плоды этих мыслей и деяний не переживут нас на Земле. Единственные мысли, достойные обдумывания, единственные деяния, достойные осуществления, это те, которые будут жить и после нашей смерти, войдя, таким образом, в великий свод Законов Мертвых. Стремиться к тому, чтобы сделать нечто, воздаяния за что не будет при жизни, а только после смерти, когда нам уже все равно, вот высочайшее стремление, на которое только может оказаться способен человек.
В этом должно быть стремление каждого истинного и верного масона. Зная неспешность, с которой Господь производит все великие перемены на Земле, он не может и не должен надеяться посеять семена и собрать урожай в течение одной своей земной жизни. Неизбежная судьба и высочайшее предназначение великих праведников мира сего, за редкими исключениями, состоит в том, чтобы сеять семена, всходы которых пожнут их далекие потомки. Творящий добро только ради того, чтобы быть за это вознагражденным, материальными ли благами, благодарностью ли, славой ли, подобен ростовщику, отдающему деньги в долг, чтобы потом ему их вернули с процентами. А вот если «награда» за благие деяния состоит в клевете, насмешках, общественном порицании, ненависти или, в лучшем случае, тупом безразличии или холодной неблагодарности, то это естественно, а посему не беда, ибо наверняка найдется хоть один человек, которому хватит ума оценить благое дело и поблагодарить и восславить благодетеля человечества, не сразу – так потом. Он останется в веках, будет великое и таинственное Будущее помнить его имя или забудет навеки.
Мильтиаду12 повезло именно потому, что его отправили в изгнание, а Аристиду13 – потому, что его подвергли остракизму, ибо согражданам его надоело именовать его Справедливым. Повезло и Спасителю; не повезло только тем, кто отплатил Ему за неоценимый Его дар всему человечеству и за жизнь Его, проведенную в трудах и наставлении народа ради его же блага, распятием на кресте вместе с разбойниками. Палач умирает и гниет в земле, и спустя много лет люди произносят его имя с отвращением, но самими своими делами он делает славной и бессмертной память своих жертв.
Масон, принесший благо своей стране и своему народу, должен заранее рассчитывать если не на преследование и клевету, то на равнодушие и безразличие тех, чьего блага он взыскует и от кого ожидает такой же заботы о благе друг друга. Обычно Истина завоевывает сердца людские гораздо медленнее, чем растет дуб, кроме тех случаев, когда сознание людей претерпевает кардинальные изменения в назначенное время, когда приходит новый великий Пророк и Спаситель и сверхъестественные силы заставляют расти и бурно развиваться новую религию; посему всякий сеятель просто не может и не должен надеяться стать и жнецом. У Спасителя на момент Его земной смерти было двенадцать учеников, из которых один предал Его, а один отрекся от Него. Для всех нас достаточно должно быть того лишь точного знания, что плоды появятся в нужное время. Ни в коей мере не должно нас волновать, кто и когда соберет их. Наше дело – сеять семена добра. А уж дело Господа – наделять плодами тех, кого Он сочтет достойными их, и если не нас, то тем более славны наши дела.
Сеять, чтобы другие cжали, трудиться ради тех, кто будет населять Землю спустя века после нашей смерти, творить ради будущего, тем самым продлевая свою собственную жизнь, царить в умах еще не родившихся людей, благословлять дарами Истины, Свободы и Света тех, кто так никогда и не узнает имени дарителя, не заботиться о внешнем блеске усыпальницы своего бренного праха, вот предназначение истинного масона и вообще любого праведного человека.
Все величайшие и благие процессы в природе протекают крайне медленно и почти незаметно, шаг за шагом. Только разрушение и уничтожение подобны бурям. Извержение вулкана и землетрясение, торнадо и лавина внезапно набирают полную и жестокую силу и наносят свои страшные удары. Везувий за одну ночь похоронил под своем пепла Помпеи и Геркуланум14; весь Лиссабон пал ниц пред Господом через миг после того, как земля сотряслась в первый раз15; целые альпийские деревни лавины стирают с лица земли за один миг; целые огромные леса торнадо вырывает с корнем и переносит на многие мили. Эпидемии уничтожают тысячи людей за один день; шторм за один час покрывает побережье осколками погибших кораблей.
Посох пророка Ионы пророс и зацвел за одну ночь. Но много веков назад в Англии, задолго до того, как норманнский завоеватель наступил кованым сапогом на горло простертого на земле сакса, некий неизвестный странник-варвар, житель этого никому еще в мире не известного острова в Северном море, просто от нечего делать, закопал в землю желудь, – и пошел дальше, неведомо куда и зачем, чтобы навеки исчезнуть в таинственной пелене прошлого. Потом он умер и был всеми позабыт; а желудь, между тем, продолжал лежать в земле, и внутри него, во тьме, продолжала действовать огромная скрытая сила. Со временем из него выстрелил нежный побег, который питался светом и теплом Солнца и влагой утренней росы; потом появились первые тонкие листочки, которым суждено было выжить и вырасти, потому что так случилось, что ни олень, ни дикий бык не сжевали их и не смяли своими копытами. Шли годы, и побег превратился в молодое деревце, регулярно теряющее листья осенью и покрывающееся новыми листьями весной. А годы все шли и шли, и вот уже Вильгельм – норманнский бастард, завоевал Англию и разделил ее между своими баронами, а молодое деревце все так же росло и все так же питалось утренней росой, а птицы строили в его ветвях гнезда для своего потомства на протяжении многих своих недолговечных поколений. А годы все шли и шли, и в его тени прилег отдохнуть одинокий дикий охотник, и Ричард Львиное Сердце приступом взял Акру16 и Аскалон17, и горделивые и отважные бароны вырвали у Иоанна Безземельного Великую Хартию Вольностей, но чу! наше деревце превратилось во взрослое дерево, и распростерло свои ветви далеко в стороны, и вознесло свою вершину еще выше, еще ближе к небесам; оно протянуло свои корни глубоко к центру земли, чтобы твердо и прочно стоять посреди всех бурь и штормов, бушующих в его ветвях; и когда Колумб бороздил неведомые просторы Западной Атлантики, и когда Кортес18 и Писарро19 купали в крови святой крест, и когда гугеноты20, пуритане, кавалеры и последователи Пенна21 искали мира и покоя за океаном, — великий дуб продолжал стоять, нависая над всем лесом, могучий, высокий, прочно укоренившийся, гордый, не замечающий века, с огромной скоростью проносящиеся мимо него с тех самых пор, как странник-варвар зарыл в землю один-единственный желудь; он превратился в гигантское старое дерево, покрывающее тенью своей кроны огромное пространство, а древесины его хватило бы для постройки целого флота, готового пронести пушки великой новой республики по всем морям мира в огне и дыму залпов. И тем не менее, если бы кто-нибудь уселся перед первым пробившимся из земли к свету побегом и непрерывно следил бы за его ростом вплоть до тех самых пор, когда орлы свили гнезда в недосягаемой дубовой кроне, он не сумел бы заметить, как растет это дерево.
Много долгих веков назад, еще до того, как халдейские волхвы увидели в небе путеводную звезду, а Хуфу возвел величественные пирамиды, можно было проплыть в лодке среди всего лишь семидесяти четырех в то время островов, которых сейчас тысячи в Индийском океане, и казалось, что у океана там вообще нет дна. Однако в то же время под волнами океанической поверхности существовали мириады и мириады – количества, непостижимые для арифметики, живых существ, каждое из которых было совершенно, каждое из которых было сотворено Всевышним для исполнения той задачи, которую Он предписал ему. Все эти существа неустанно трудились под водой над исполнением каждое – своей части великого труда, истинная цель которого была ведома только Богу, как и сроки его исполнения. И они трудились и умирали, неисчислимые по общему количеству и тем более – по числу поколений, каждое привнося свою долю в величайшее предприятие Господнего свершения. Ибо таким образом Он решил создавать континенты и острова, и именно так живут и умирают кораллы, из мертвых скелетов которых состоит платформа, на которой покоится долина Огайо.
Господь решил творить. Там, где сейчас суша, в свое время бурлил и ревел мировой океан. Многие тысячелетия в его глубинах жили и умирали мириады крошечных инфузорий, скелеты которых опускались после их смерти на дно и там, под давлением водных слоев, слеживались и превращались в известняк. Постепенно их залежи поднимались волей Всевышнего из неизмеримых глубин, ложась в основание всех континентов и островов, толщина основания которых составляет тысячи и тысячи футов, а мы на этих мириадах трупов древнейших инфузорий строим храмы и усыпальницы, как делали и египтяне, которых мы называем древними.
С поверхности всех морей и озер, на которые с одинаковыми любовью и заботой взирает Солнце, поднимаются ему навстречу невидимые водные пары. Ничей глаз, кроме Божьего, не способен разглядеть их. Там, в высших слоях атмосферы, они конденсируются в туман и собираются в облака, отправляющиеся в неизбежное путешествие по небу. Они несутся по небу по воле ветра над бурными океанами и величественными горными склонами. Еще больше сжимаясь под действием перепадов температур, они изливаются на землю ласковым дождем, или обильным ливнем, или страшной экваториальной бурей. Дождь, ливень или буря проходят, и снова звезды загораются на безоблачном небе, освещая благодарную, утолившую жажду землю. Дождевые же капли собираются в подземные полости, вытекают подземными ручейками в подземные реки и изливаются на земную поверхность гейзерами или ключами; и с горных склонов и из плодородных долин они серебряными струями устремляются в свой долгий путь к океанам. Сливаясь с другими ручейками, они вырастают в ручьи и каналы, и наконец в реки, подобные Нилу, Амазонке, Ганге22, Дунаю или Миссисипи, которые вальяжно и горделиво текут в своих руслах, питая плодородные долины, становящиеся житницами человечества, перенося на своих волнах тяжелые суда по торговым путям, или же служа естественными границами, непреодолимыми для враждующих народов; затем эти капли, которые океан отправил ввысь в виде капель пара, которые затем возвратились на землю в виде дождя или снега, выпавших на поля или горные долины, возвращаются в объятия океана, чей величественный прилив снова набухает ими, неустанно набегая волнами на берег.
Так же и с делами рук человеческих. Подобно тому, как соединяются между собой в туман капли невидимого водного пара, чтобы в виде дождя выпасть на жаждущие континенты, благословляя влагой и жизнью величественные зеленые леса, обширные травянистые прерии и колосящиеся поля – людские житницы; как сливаются воедино неисчислимые капли влаги, выпиваемые землей, для того чтобы образовать глубокие и широкие реки, разрушающие горы и возвышающие долины, питающие моря и океаны, так и все мысли, слова и дела человеческие, все то, что человек думает, говорит, делает или испытывает на протяжении своей земной жизни, сливается воедино и одним глубоким и широким потоком течет вперед во времени, к той великой и единой цели, которая поставлена перед всем человеческим родом Творцом.
Мы строим медленно, но быстро разрушаем. Наши древние братья, строители Иерусалимского и других храмов, великими трудами и многократно повторенными усилиями валили, распиливали и разрубали ливанские кеды, вырубали, обрабатывали и шлифовали камни в каменоломнях, вытачивали причудливые орнаменты, которым суждено было украсить эти храмы. Камень за камнем, совместными тяжкими трудами всех Учеников, Подмастерий и Мастеров, росли их стены; медленно, постепенно покрывали здание своды крыши; и только много лет спустя после начала строительства здания оказывались готовы, обставлены и должным образом украшены для вознесения в них молитв Господу, и сияли они неземным блеском под ярким Солнцем и голубым небом Палестины. Так их возводили. Но один лишь факел, брошенный невежественным и подлым ассирийским копейщиком или пьяным римлянином или готом – воином Тита23 – в силу сиюминутного порыва грубого разрушительного ража, и вот уже без всякого дальнейшего участия человека, всего за несколько часов, прекрасный храм превращался в груду черных дымящихся развалин.
Будь поэтому терпелив, брат мой, и жди! Человек предполагает, а Бог располагает.
Посему никогда не уставай творить добро и не устраняйся от этого жребия! Никогда не обижайся на людское равнодушие, не злись на людскую суетность, не страдай от людского безразличия! Не беспокойся о собственном вознаграждении и о результатах своего труда; знай только, что нужно делать именно тебе, и делай это, а о результатах пусть заботится Бог! Воин Креста! Рыцарь Справедливости, Истины и Терпимости! Праведный, истинный Рыцарь! Будь же терпелив в своих трудах!
«Откровение» Иоанна, эта высшая каббалистическая и пророческая квинтэссенция всех мировых оккультных учений, подразделяет следующие чередой образы на три седмицы, в конце каждой из которых в Небесах воцаряется тишина. Снимаются семь печатей, познаются семь таинств, преодолеваются семь препятствий, звучат семь труб ангельских и осушаются семь чаш.
«Откровение…» предназначено для тех, кто посвящен в девятнадцатый градус, чья вера – только в Бога, это апофеоз Высшей Религии, отвергающей все дела и таинства Люциферовы. Люцифер – Светоносец! Странное и таинственное имя Духа Тьмы! Люцифер – сын утренней зари! Он ли – носитель Света, который слепит и отупляет слабых, чувственных эгоистов? И не сомневайся! Мировые традиции полны Откровений и Вдохновений, причем, они не ограничиваются рамками какой-либо одной религии. И Платон, и Филон получили Откровение свыше.
«Откровение…» – книга, не менее сложная для понимания, чем «Зогар».
Она написана иероглифами цифр и образов, и апостол в ней не раз и не два призывает посвященных постигать ее внутренний смысл силой своего разума. «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя», – пишет он, подразумевая необходимость тщательного изучения и постижения таинственной аллегории. Св. Иоанн, возлюбленный из апостолов, хранитель всех секретов и таинств Спасителя, писал отнюдь не для толпы, не для основной массы своих современников.
«Сефер Йецира»24, «Зогар» и «Откровение…» являются наиболее характерными литературными образцами чистого оккультизма. В них больше смыслов, чем слов; их строки образны, как поэзия, и точны, как математика. «Откровение…» подводит итог, завершает и превосходит все науки Авраама и Соломона. Видения Иезекииля при реке Ховаре25 и видение нового символического Храма, выраженные в практически одинаковых мистических образах и окутанные числовым значением каббалистической доктрины, так же мало понятны комментаторам священных текстов, как и символизм масонства – непосвященным.
Седмица – это Венец всех чисел, поскольку в ней Триада, Треугольник Идеи, соединяется с Квадратом Формы.
Чем больше иерофанты древности прилагали усилий к тому, чтобы сокрыть от глаз непосвященных свою тайную Абсолютную Науку, тем больше они изобретали прекрасных и величественных символов. Их гигантские пирамиды с квадратными основаниями и треугольными стенами олицетворяли их метафизику, основанную на понимании законов Природы. Ключом к пониманию этого символизма, проистекающего из глубокого знания Природы, был Сфинкс, наполовину засыпанный песками пустыни и не отрывающий пристального взгляда каменных очей от подножия пирамид. Семь великих памятников древности, известные нам под названием Семи чудес света, это самые полные и подробные комментарии на семь осей великих пирамид и семь фиванских врат26.
Семеричная философия Посвящения у древних народов может быть сведена к следующим положениям.
Три великих Абсолютных Принципа суть Один Принцип; четыре изначальные формы суть одна форма; все они составляют Единое Целое, сочетающее в себе Идею и Форму.

Три великих Принципа суть следующие:
1° – Бытие есть.
В философском смысле, единство Идеи и Бытия, или Реальности;
в религиозном смысле, первый принцип – Отец.
2° – Бытие реально.
В философском смысле, единство Познания и Бытия, или Реальности; в религиозном смысле, платоновский Логос, Демиург, Слово.
3° – Бытие логично.
В философском смысле, единство Разума и Реальности; в религиозном смысле, Провидение, Божественное действие, посредством которого реализуется Благо, именуемое в христианстве Святым Духом27.

Единство всех семи цветов радуги в белом цвете является аналогическим символом Блага; их полное отсутствие в черном является аналогическим символом Зла. Первичных цветов существует три: красный, желтый и синий; вторичных – четыре: оранжевый, зеленый, голубой и фиолетовый. Все их Бог заключил в радугу, видимую человеческим глазом; аналогии их встречаются в нравственном и интеллектуальном мирах. То же самое число 7 постоянно встречается в тексте «Откровения…». Оно состоит из трех и четырех. Эти же числа встречаются в описании семи заключительных сефирот: их тоже три – Милость (или Снисходительность), Справедливость (или Суровость) и Красота (или Гармония), и четыре: Победа (Неца28), Слава (Ход), Сила (Йесод29) и Власть (Малкут). Также число три соответствует трем высшим сефирот – Кетер, Хохме и Бине, то есть Воле, Мудрости и Пониманию, которые вместе с Даат30, то есть Мыслью, также составляют число 4. Даат не считается ни сефирой, ни действующим, активным Божеством, ни силой, ни энергией, ни Божественным свойством, но лишь Божественным действием.
Сефирот в Каббале постоянно преподносятся как составляющие форму человека – Адама Кадмона – или Макрокосм31. При такой подаче расположения Божественных эманаций трижды доказывается Божественный закон Равновесия. Таким образом, единство Божественной разумной, деятельной, мужской Энергии и пассивной Способности порождать Мысль порождает сам акт Мышления. Из единства Милости и Суровости проистекает Гармония; а из единства Победы, или вечного Преодоления, и Славы, которая своим также вечным характером, казалось бы, противостоит самой идее возникновения какихлибо препятствий и противоположностей, проистекает Сила, или Постоянство, которое является совершенной Властью бесконечной Воли.
Девять сефирот проистекают из десятой, точнее, первой – Кетер, или Венец, и одновременно оказываются включенными в нее. И точно так же каждая последующая из сефирот проистекает из предыдущей, при этом оставаясь включенной в нее. Воля Господня включает в себя Его Мудрость, а Его Мудрость является развитием и действием Его Воли. Эта Мудрость и есть Логос, неверно понятый и персонифицированный Симоном Волхвом и его последователями-гностиками. Посредством произнесения его – Слова, а точнее, звука, выраженного буквой «йод», Он творит миры, сперва в Своем разуме, в виде идей, которые затем приобретают форму, становясь материальным миром, материальной Вселенной. Йод и Хей – две буквы Неизрекаемого Имени Проявленного Божества – представляют собой символы Мужского и Женского, Активного и Пассивного Первопринципов, пребывающих в равновесии, а буква Вав венчает каббалистическую Троицу и троебуквенное Имя Господне «והי», Божественный Треугольник, который при удвоении буквы Хей превращается в священный Тетраграмматон.
Таким образом, в сефирот содержатся все священные числа – три, пять, семь и девять, а также число Совершенства – десять. Также они соотносятся с пифагорейским Тетрактисом.
Бытие есть бытие – «היאה ראש היהא» – «эхье ашер эхье», это первый принцип – Начало.
В начале было – то есть было, есть и будет – Слово, то есть Разум Говорящий: «Εν αρχη ην Ο Λογος».
Слово является основанием веры, но оно также является выражением веры, пробуждающим к жизни науку. Слово, Логос – это источник логики. Иисус – это Слово Воплощенное. Равновесие и единство разума и веры, знания и верования, власти и свободы в наше время стало настоящей загадкой Сфинкса.
Именно Мудрость в каббалистической Книге Притч и в «Екклесиастике»32 именуется действующим орудием Божественного Творения. В других местах иудейского Писания она именуется «ההובריד» – «давар Иегова» – Слово Божье. Именно в Своем изреченном
Слове Господь открывается нам, не только в видимом, но и в невидимом, но постижимом мире, в наших убеждениях, в нашей совести и наших инстинктах. Поэтому многие верования носят вселенский характер. Вера всех людей мира в благо Бога привела к зарождению веры в дьявола, в падшего Люцифера-Светоносца, Сатану (Шайтана)-Противника, Аримана и Тифона, чьи образы должны были помочь человеку разобраться в причинах появления и существования Зла и соотнести их с понятиями Всемогущества и Беспредельных Мудрости и Милости Господа.
Ничто не сравнится и ничто не способно превзойти в качестве квинтэссенции и завершения всей философии древнего мира короткую фразу, начертанную Гермесом на камне, названном впоследствии Изумрудной скрижалью33: единство бытия и единство гармоний, восходящих и нисходящих, последовательность и пропорциональность Слова; неизменный закон Равновесия и пропорциональное соотношение всех аналогий этого мира, соотношение Идей и Слова, мера и суть взаимоотношений между Творцом и Его тварным миром, математические измерения Бесконечности, проверяемые измерениями одного лишь угла в материальном, конечном мире, все это нашло выражение в единственном тезисе великого египетского иерофанта: 

«Что наверху, то и внизу; и что внизу, то и наверху,
и в этом – чудо Единства».

  1. Историческое название Спарты, точнее, равнины, на которой располагался город. В период расцвета Спарта представляла собой объединение пяти селений и около 70 000 жителей, однако им удавалось править фактически всей Грецией. – Р. Х.
  2. Спартанский законодатель (между 900 и 600 гг. до н.э.), в чьем существовании вообще сомневаются некоторые ученые. Геродот пишет, что Ликург получил текст своих эдиктов от Дельфийского оракула, а Дюран указывает, что «уже не впервые государство заложило для себя фундамент в небесах». Плутарх пишет о том, каким Ликург был добрым и ранимым, а историческая традиция сообщает, что он уморил себя голодом. – Р. Х.
  3. Джон Локк (1632 – 1704) – английский политический философ, чьи постулаты о верном разделении власти между правителями и управляемыми оказали огромное влияние на творцов американской Конституции. Приписываемое ему знаменитое определение сознания как «чистой доски» (tabula rasa) в действительностипозаимствовано им из «Суммы теологии» Фомы Аквинского (ч. 1, вопр. LXXIX, ст. 2): «Человеческий разум обладает потенциалом по отношению к вещам постижимым, и изначально он подобен чистой доске, на которой ничего не написано». Сам Фома Аквинский признает, что эта мысль позаимствована им у Аристотеля, и действительно, в трактате «О душе» (III, 4) читаем: «Все, о чем думает разум, содержится в нем, подобно тому, как буквы содержатся на письменной доске еще до того, как были на ней в действительности написаны». – Р. Х.
  4. Англо-саксонский король Уэссекса (ок. 848 – 899 гг. н.э.). Составил новый законодательный свод, подчеркивавший защиту бедных от богатых и влиятельных подданных. – Р. Х.
  5. Служилое дворянство, носившее титул и владевшее землями в обмен на военную службу королю – прим. перев.
  6. Пьер Антуан Беррье (1790 – 1868) – известный французский юрист после избрания в парламент в 1830 г. продолжал демонстрировать незаурядные ораторские способности, помогшие ему выиграть множество дел, а затем – победить в избирательной кампании. Католик и роялист, он, тем не менее, пережил многочисленные политические бури в стране и умер на 79-м году жизни. – Р. Х.
  7. Даниэль Уэбстер (1782 – 1852) знаменитый американский государственный деятель и оратор. – Р. Х.
  8. Джон Колдуэлл Калхаун (1782 – 1850) – американский государственный деятель. Пайк обвиняет его вместе с Уэбстером в разжигании Гражданской войны, основываясь на факте опубликования Калхауном двух политических трактатов – «Разоблачение и протест» (Exposition and Protest) и «Письмо из форта Хилл» (Fort Hill Letter). В них Калзаун отстаивает право отдельных штатов аннулировать постановления федерального правительства на своей территории. Об этом он и спорил с Уэбстером. – Р. Х.
  9. Совладелец типографии И. Гутенберга в 1448 – 1455 гг., фактически вытеснивший из дела самого первопечатника и присвоивший себе изобретенный им шрифт и всю славу. При нем как главе типографии и вышла первая 42-страничная Библия. В течение продолжительного времени, вплоть до конца XIX в. многие источники именно его указывали первопечатником. – прим. перев.
  10. Мало что известно об этом библейском персонаже, кроме того, что он был «сильный зверолов» (Бытие, 10:8 – 12) и что землей его была Ассирия (Михей, 5:6), причем, последнее подразумевает, что он был царем. В I Книге Паралипоменон (1:10) говорится, что он был сыном Хуша и «начал быть сильным на земле». Пайк принимает за истину точку зрения, что Нимврод был царем и, возможно, основателем Ниневии. Некоторые ученые-библеисты утверждают, что описания оносятся не к конкретному человеку, а, скорее, к однородной группе людей. Другие отождествляют его с героем «Эпоса о Гильгамеше». Ясно, что имя его скорее месопотамского, чем иудейского происхождения. – Р. Х.
  11. Правитель Византийской империи в 527 – 565 гг. При рождении в деревне на восточном побережье Адриатического моря получил имя Петр Саббатий. Был усыновлен своим дядей, императором Юстином I, который в 527 г. сделал его своим соправителем. Пайк имеет в виду проведенные им административные реформы и знаменитый «Codex Iustinianus», принятый в 534 г. Постоянное вмешательство императора в дела церкви привело к расколу между Римом и Константинополем, продлившемуся до 610 г. При нем был построен знаменитый Софийский собор в Константинополе. – Р. Х.
  12. Вероятно, Мильтиад Старший, основатель афинской колонии на территории современного Галлиполийского полуострова. Его племянник, носивший то же имя, был героем Марафонской битвы, но умер в заточении. – Р. Х.
  13. Афинский полководец (ум. ок. 486 г. до н.э.), знаменитый своей честностью, заслужил титул «Справедливый». Плутарх пишет: «И поэтому, вероятно, было так, что когда в театре читали стихи Эсхила про Амфиарая – «…ведь справедливым стремится он быть, а отнюдь не казаться,/ мудрого плод, осторожного мнения жнец и садовник …» глаза всех зрителей устремлялись на Аристида, словно эта добродетель в особенности принадлежала ему» («Жизнь славных греков и римлян»). Р. Х.
  14. Соседний с Помпеей и Стабией город, также уничтоженный извержением Везувия в 79 г. н.э. Судя по названию, был основан, скорее всего, греками; римляне захватили его в 89 г. до н.э. В 62 г. н.э. произошло землетрясение, нанесшее городу большой ущерб и послужившее своего рода предзнаменованием его полного разрушения 17 годами позднее, когда восстановление города после землетрясения еще не было завершено. В отличие от Помпеи, здесь обошлось практически без человеческих жертв, поскольку население заблаговременно бежало в Неаполь, что в семи километрах к северо-западу. Древние авторы мало и невразумительно пишут о Геркулануме. Развалины его, покрытые слоем пепла в 15 – 18 м, были обнаружены мелиораторами в 1709 г. – Р. Х.
  15. Имеется в виду страшное землетрясение, практически полностью разрушившее португальскую столицу в 1755 г. Оно произошло в ночь на День Всех Святых (1 ноября), и церкви были заполнены народом, поэтому в общей сложности погибло около 30 000 (но не 60 000, как у Пайка) человек. Это землетрясение оказало сильное влияние на многих мыслителей того времени. – Р. Х.
  16. Древний финикийский, а затем иудейский город, находящийся на территории современного Израиля. Пайк упоминает его в связи с Крестовыми походами, однако самой известной военной кампанией, связанной с этим городом, было не предприятие Ричарда Львиное Сердце, а исторически гораздо более значительная его длительная осада в 1189 – 1191 гг. войсками короля Ги, сражавшегося с армиями Саладина, о чем говорится в англо-нормандской «Песне об Амброзе». – Р. Х.
  17. Город на побережье Палестины, захваченный арабами в 636 г., отобранный у них крестоносцами в 1153 г. и вновь захваченный Саладином в 1191 г. Менее века спустя он уже лежал в руинах и в наше время является археологическим памятником под защитой правительства Израиля. – Р. Х.
  18. Эрнандо Кортес (1485 – 1547) – испанский конкистадор, уничтоживший империю ацтеков в Мексике. В 1519 г. выплыл с Кубы на 11 кораблях с 500 пехотинцами, 100 матросами и 16 лошадьми, которые оказались много полезнее всех солдат вместе взятых. На его знаменах было начертано: «Друзья, идемте за крестом, и сим знаком, ежели вера наша сильна, победим!» (Прескотт, 1843, т. 1, стр. 162). Прибыв на Юкатан, он приказал сжечь корабли, чтобы его воины понимали, что их спасение – только в движении в глубь континента. К середине 1520 г. конкистадоры захватили Теночтитлан, столицу государства ацтеков, а еще год спустя все государство было покорено ими. Кортес был гораздо менее жесток, чем его последователь Писарро, и остался в памяти поколений, в первую очередь, как сильная личность и талантливый полководец. – Р. Х.
  19. Франсиско Писарро (ок. 1474 – 1541) – испанский конкистадор, покоритель империи Инков в Перу. Пайк даже слишком мягко описывает его зверства. В частности, он был знаменит публичным медленным удушением императора инков на глазах у его подданных. Погиб во время бунта собственных солдат. – Р. Х.
  20. Французские протестанты XVI в. Первая протестантская церковь появилась в Париже в 1555 г. Четыре года спустя уже 15 церквей составили первый протестантский синод. Еще два года спустя церквей было уже 2150, и гугеноты превратились в немалую политическую и религиозную силу. Насильственное лишение их этого статуса было просто вопросом времени и состоялось в знаменитую Варфоломеевскую ночь. – Р. Х.
  21. Уильям Пенн (1644 – 1718) – английский квакерский проповедник и основатель штата Пенсильвания в США. Основывая колонию на обширной территории, подаренной его отцу английским королем Карлом II в уплату за долг и названной по его имени, Пенн стремился создать идеальное христианское сообщество друзей, свободных от преследований и религиозной нетерпимости, в то время царивших в самой Англии. – Р. Х.
  22. Священная река в северной Индии, протяженностью около 2000 км от истока до места впадения в Бенгальский залив. Долина Ганги – одна из самых плодородных областей земли. Индийская мифология подчеркивает важность этой реки как святыни и источника плодородия земли. Вызывает особый интерес легенда о Карттикейе. Выросший из семени, брошенного Шивой в Гангу, он был прекрасен, как Луна, и сиятелен, как Солнце. Однажды искупаться в реке пришли шесть Криттик (плеяд), каждая из которых хотела вскормить его, для чего у Карттикеи выросли шесть ртов. Затем он возглавил небесные воинства и победил демона Тараку. В наши дни к Ганге приходят для религиозного омовения; по ней же пускают пепел сожженных, согласно, индуистскому обычаю, умерших. – Р. Х.
  23. Тит Флавий Веспасиан (39 – 81 гг. н.э.), римский император в 79 – 81 гг. н.э., покоритель Иерусалима, при осаде и штурме которого, согласно некоторым источником, пало около миллиона иудеев. Арка в честь триумфа Тита и ныне украшает римский Форум. – Р. Х.
  24. Одна из первых книг иудейской мистической каббалистической традиции. Вероятно, написана в I в. н.э. в Вавилонии. Название ее в переводе означает «Книга Творения», а авторство, согласно традиции, приписывается Богу и Аврааму. В этой книге вводится и объясняется краеугольное для каббалистики понятие сфирот. – Р. Х.
  25. Река, упоминающаяся только в Книге Иезекииля (1:3; 3:15, 23; 10:15, 20, 22; 43:3). Иезекииль вместе с другими изгнанниками жил в деревушке Тель-Авив на берегах этой реки, иногда также именовавшейся «каналом». – Р. Х.
  26. Эсхил перечислят семь врат в стенах этого греческого города в своей трагедии «Семеро против Фив»: это были врата Претика, Электры, Несты, Афины, Борея, Гомолея и Аполлона. – Р. Х.
  27. В христианстве – один из ликов Святой Троицы. Пайк, однако, пользуется этим термином, рассуждая о различных еретических гностических учениях и описывает его как женский Первопринцип так называемой «каббалистической Троицы». Это его убеждение коренится в Ветхом Завете в версии Септуагинты, где используется понятие «пневма» «дуновение, дыхание», в некоторых случаях относящееся к дыханию человека, как известно, дарованному ему Богом. В первых стихах Книги Бытия «Дух Божий» выступает в роли животворящей энергии Творца. В Новом Завете использование этого слова разнообразно и противоречиво, чему посвящено множество специальных теологических исследований. – Р. Х.
  28. В Ветхом Завете это древнееврейское слово употребляется в двух значениях: 1) «всегда, постоянно, вечно», и 2) «кровь, сила, власть, победа». – Р. Х.
  29. Девятая каббалистическая сфира, название ее переводится как «основание». Она является основанием Вселенной, основывается на Силе (Гебура), и определенно прекликается, если не является прототипом, масонской символики храмовых колонн Яхин и Боаз. В «Сефер Йецира» говорится, что девятый путь (Йесод) очищает все прочие сфирот. – Р. Х.
  30. В Каббале этим словом обозначается Знание как союз Мудрости и Понимания – второй и третьей сфирот, «истечений» Господа. Пайк считает это каббалистическое понятие аналогом платонова и гностического Логоса. Кроме «мысли», он также называет Даат «познанием», «человеческим рассудком» и «Знанием». – Р. Х.
  31. Термин происходит от греч. «большой, великий» и «космос, пространство». Противопоставляется микрокосму-человеку и считается воплощающим Вселенную. Понятие макрокосма присутствует в трудах великого множества философов – представителей самых разных религиозных иных мировоззренческих систем. Подобная двойственность лежит в основе философии индуизма, противопоставлящей Брахман – всемогущее и беспредельное божество, и Атман – душу отдельного человека. Подобная же идея лежит в основе сократовского учения об обучении как «воспоминаниях души» (см. Платон, «Менон») и учения Эмпедокла о том, что подобное познается подобным, а посему, дабы познать мир, человек должен уподобиться миру. Эта же мысль прослеживается в трудах Парацельса, Джордано Бруно и Роберта Фладда. Пайк использует данное положение для подтверждения своей идеи о великих мыслях, объединяющих все человечество. – Р. Х.
  32. В отличие от канонической библейской Книги Екклесиаста, под данным названием понимается каноническая для католиков (но не для иудеев и протестантов) Книга Премудрости Иисуса Сына Сирахова, действительно также именуемая «Liber Ecclesiasticus», т.е. «Церковная книга». Это название было присвоено сборнику греческих и латинских трактатов, потому что церковь часто пользовалась ими для преподавания пастве религиозных и нравственных уроков. Эта книга входит в так называемый «библейский свод мудрости», состоящий из нее, а также Книг Притч Соломона, Екклесиаста, Премудрости Соломона, Иова и нескольких псалмов. В первой главе Книги Премудрости Иисуса мудрость не называется творческим орудием Всевышнего, однако практически вся первая глава действительно посвящена ей. – Р. Х.
  33. Предположительно, составленное Гермесом Трисмегистом откровение алхимического Знания. Впервые упоминается в VII в., известна только в латинских переводах, и ничто не указывает на изначальное существование греческого или халдейского оригинала. Об Изумрудной скрижали много пишет Мэнли Холл в «Энциклопедическом изложении…». – Р. Х.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима