Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

В.К. — Перешагнуть за свой горизонт

Во Славу Великого Архитектора Вселенной,
да прибудет его свет на нас!

«Все, что имеет душу, движется»
Аристотель, «Физика»

Написать эту работу, меня сподвиг мой давний интерес – интерес к символам и знакам, тому самому тайному миру информации, который всегда манит к себе, с одной стороны своей простотой, с другой своей тайной.
К сожалению, мы подчас, бросая на знаки беглый, поверхностный взгляд, перестаем задаваться вопросами: — «… А почему они такие?», «Где скрыта их тайна?», «Кто их создал», «Зачем они вообще?».
Печально!
Как и многие, я подвержен болезням современного общества — поспешности и поверхностности. Но, о, воля великого проведения, надеюсь, болезнь уходит вместе с моим профанством. В очередной раз я обращаю свое внимание на «прописную истину» масонства, самое простое, то, что всегда казалось мне понятным на все 100%.
Действительно, согласитесь, что чаще, чем остальное используется в любых масонских украшениях и атрибутах, в любом печатном изображении, что самым точным образом относит, пусть даже любого профана, к пониманию, что перед ним масонское, конечно — циркуль и наугольник.

Разберемся издалека

Уверен, что каждый член братства с чувством преисполненного долга расскажет о символизме циркуля и наугольника, более того, возможно, добавит и свою версию их появления и совмещения.
Отмечу, отдельно букву «G», размещаемую посередине — обсуждать сейчас не буду, во-первых, не мой градус, да и просто пускай она станет темой для другой моей работы.
Итак, смотрю я на циркуль и наугольник, и понимаю, что – то тут не так, что-то не все мне понятно однозначно …
В Интернете как говориться, я не первый год. Могу себе найти в разных поисковых сервисах все что захочу – в итоге хожу, ищу, изучаю.
Первая правильная ссылка — http://www.mason.ru/masonry/simvoly/, — читаю у Братьев:

«Циркуль и наугольник. В этой эмблеме циркуль изображает Небесный Свод, а наугольник — Землю. Земля — место, где человек выполняет свою работу, а Небо — символически связано с местом, где чертит свой план Великий Строитель Вселенной. Циркуль совмещается с наугольником при открытии масонских работ и помещается на книге священного закона. Взаимное положение циркуля и наугольника имеет для масона большое символическое значение. При открытии работ в первом градусе наугольник кладется поверх циркуля, при открытии работ во втором градусе один из концов циркуля освобождается, при открытии работ в третьем градусе оба конца циркуля свободны… »

Отлично. Значит, получаем три разновидности совмещения циркуля и наугольника, не считая того, когда они расположены на расстоянии друг от друга, напомню дорогому читателю, что называется «как в комиксах» прочитанное.

Первое совмещение — это когда обе ножки циркуля под наугольником и соответственно происходит открытие работ первого градуса в ложе.

Второе совмещение — это когда одна ножка циркуля под наугольником, а другая поверх наугольника, и, соответственно, происходит открытие работ второго градуса в ложе.

Третье совмещение — это когда обе ножки циркуля над наугольником, поверх него и, соответственно, происходит открытие работ третьего градуса в ложе.

На этом месте чтения любой проницательный масон подумает – зачем я читаю эту зодческую работу, ну что в ней нового, на что я трачу свое драгоценное время, ведь все это мне давно уже известно.
Дай мне минуту, о, мой нетерпеливый Брат или Сестра.
Очевидно, видно перемещение циркуля, шагает он не в смысле как человек или какой то мультяшный персонаж, а как бы перемещается через наугольник в движении по градусам присвоения, преступает наугольник, если хотите. Но почему, почему он делает свой шаг именно «левой» ногой, а не «правой», например.
И ТАК, МОЙ ВОПРОС ЗНАТОКАМ ПРОСТ И БАНАЛЕН – А ПОЧЕМУ ЦИРКУЛЬ ШАГАЕТ ЛЕВОЙ НОГОЙ?
Правда, хороший вопрос?

Скрещенные одной целью

Значение этих символов для масонов настолько велико, что в конце каждой церемонии посвящения в масоны посвящаемый приносит торжественное обязательство перед Священной Книгой (Библией), а на неё кладется циркуль и наугольник. В настоящее время они выступают в роли Светочей во всех ложах современного символического масонства, во всем мире.
Стоит начать с попытки выяснить историю, как вообще были представлены и в итоге «скрестились» между собой Циркуль и Наугольник (См. иллюстрацию №1).

Как ни странно эти масонские символы имеют очень древнюю историю и широко используются… в древнекитайской символике. На многих изображениях первопредков людей — легендарных китайских правителей Фу-си и Нюй-вы, правивших, согласно конфуцианской философии, с 2953 по 2852 г. до н.э. Фуси держит в руках угольник, а Нюй-ва – циркуль. Фу-си и Нюй-ва – уцелевшие после потопа солнечный бог и лунная (земная) богиня, возродившие человечество.
В 1749 г. в «Nouveau Catechisme des Franc-Masons» (Новый катехизис Франк-Масонов), есть изображение Досточтимого Мастера ложи, стоящего за столиком, покрытым скатертью, на которой изображены Циркуль и Наугольник, скрещенные в традиционной масонской манере – видимо, это первое официальное изображение.

Поскольку масонство является не догматическим учением, то и не существует общей интерпретации этих символов (или любого масонского символа), которые используются масонством в целом (См. иллюстрацию №2).
Циркуль — символ общественности. Наугольник обозначает совесть. Наугольник также рассматривается как символ закона и совести, а циркуль — вечности.

циркуль и наугольник

Как эмблема – они учат символическому уроку, мы должны «циркулем очерчивать свои действия» и учиться «ограничивать и удерживать себя в границах в сторону всего человечества». Что касается угольника и циркуля: они соответствуют кругу и квадрату, то есть геометрическим фигурам, представляющим Небо и Землю. Соответственно циркуль обычно расположен наверху, а угольник внизу, между ними обычно изображена пламенеющая Звезда, которая является одним из символов Человека, и более точно, «возрожденного человека».
Ведь, говорят, что «Мастер Масон всегда находится между угольником и циркулем», то есть в том самом «месте», где вписана пламенеющая Звезда и которое, и, есть «Неизменная Середина». Таким образом, Мастер ассимилируется с «истинным человеком», располагающимся между Землей и Небом и осуществляющим функцию «посредника». Очевидно, что мы здесь имеем символизм, близкий тому, который мы раньше встречали в дальневосточной традиции.
Интересно, что когда комбинация этих предметов находится в перевернутой позиции, символ принимает особое значение, которое похоже на инверсию алхимического символа серы и представляет завершение «Великого Делания», аналогично, как и в символизме 12-го аркана Таро.

«Повешенный» за ногу

Начну издалека. Вариантов изображения 12-го аркана достаточно большое количество, от неимоверно феерических, до банально простых (См. иллюстрацию №3). В своей работе я буду рассматривать классику, включая «египетские мотивы», и так, продолжаем изучать. Аркан «Повешенный» очень часто в тарологической литературе называется «Поддержка сверху».

повешенный

О повешенном, как об ощущении, хорошо сказал К.Г. Юнг: «Висеть… означает некоторое затруднение, хотя и преодолимое, однако, именно поэтому представляет собой ту редкую ситуацию, которая требует от человека величайшего напряжения, давая ему возможность раскрыть себя целиком».
Ноги «Повешенного», скрещены, образуя свастику, хоронить с ногами, скрепленными подобным образом было принято всех тамплиеров, что отсылает нас не только к мистическим корням карты, но и к довольно таки историческим событиям и людям.

Правая нога «повешенного» привязана к дереву в виде тау креста или перекладины между деревьями (символ дуальности) но, левая свободна для движения. Т-образный крест, означает испытание, пример, учение и отказ от «эго». Сейчас вдаваться в символизм тау креста и «привязанность» к нему в ритуальных целях обсуждать не стану, пускай это, так же как и буква «G» станет темой для другой моей работы.
Руки «повешенного» заложены за спину и образуют треугольник, указывающий вниз.
Перекладина и две вертикали стволов (иногда их не видно на карте, но они просматриваются в самой идее карты) образуют число творения 3(тройка в нумерологии тяга к наукам), а также содержат идею моста, соединяющего противоположности, и христианский символ креста, задавая алгоритм перехода от идеи творения к идее совершенства. Таким образом, этот «Повешенный» человек должен означать проникновение в тайны универсума и вызов, брошенный законам природы, подобно Одину, так же висевшему на дереве, чтобы проникнуть в тайну рун. Испытание означает необходимость сохранять равновесие. При этом лицо его безмятежно, ««Повешенный»« достиг известной степени совершенства и свободы от обстоятельств. Он — человек, прошедший инициацию и работающий в согласии с божественным началом, да, вообще то, на его голове нимб. Здесь демонстрируется идея высшей зависимости человеческой личности от космической жизни. Чтобы достичь высот философии, человек должен перевернуть весь свой образ жизни и отказаться от правил золота в пользу золотого правила.
Карту ассоциируют с Гераклом и его 12 подвигами. Здесь представлены 12 ступеней инициации, через которые нужно пройти человеку, как ежегодно проходит Солнце через 12 знаков Зодиака1.
Колода карт «Таро Тота» («Священный Тот») это древняя колода – скорее всего, вообще первая в истории. Была создана египтянами и несла в себе могущество тайных знаний. Символы, изображенные на картах, присутствовали в храмах Древнего Египта, и могут многое рассказать представителю послушания Устава Мемфиса-Мицраима (См. иллюстрацию №4).
Важно отметить, что и карта и расположение циркуля и наугольника с высвободившейся «левой» ногой и есть тайный и скрытый призыв.
Вот, все-таки, насколько «Повешенный» полон глубокого скрытого значения.
Один из редакторов Элифаса Леви предположил, что значения «повешенного» не знал ни сам Леви, ни его комментаторы.
Символ XII аркана именовали картой мученичества, картой благоразумия, картой долга, картой «Великого Делания». Кому дано понять, что в этом символе запечатлена вся история, его собственной высшей природы, тому многое откроется в дальнейшем. Начиная с возможности великого пробуждения, неофит или ученик узнает, что после священного таинства Смерти приходит светлое таинство Воскресения из мертвых.

Левое движение и движение левой

В древних религиозных произведениях очень сильно прослеживается дуальность правого и левого. На многих мозаиках древних церквей мы можем видеть яркое тому подтверждение, например (См. иллюстрацию №5) воин — Авель идет к жертвеннику (читаем Богу) правой ногой, первосвященник – Мельхиседек идет левой, духовной, мозаика датируется 532—547 годами н.э.

Выдержка из Wikipedia:
В политике левыми традиционно называются многие направления и идеологии, целью которых являются (в частности) социальное равноправие и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества. К ним относят социализм, социал-демократию, социальный либерализм, коммунизм, анархизм. Противоположностью являются правые.

В общем случае левые стремятся к установлению равных условий для всех людей, независимо от национальной, этнической, половой и прочей принадлежности — согласно идеалам Великой Французской революции «Свобода, равенство, братство» (фр. liberté, égalité, fraternité).
Термины «правые» и «левые» впервые появились во французском Национальном Собрании времён Великой Французской революции. В нём возникли три направления: справа сидели фельяны — сторонники конституционной монархии; в центре сидели жирондисты — умеренные сторонники республики; слева сидели якобинцы, выступавшие за радикальные преобразования. Таким образом, изначально правыми называли тех, кто желает сохранить существующее положение (консерваторов), а левыми — тех, кто выступал за перемены (радикалов).
А как у нас?
В царской армии воинский строй начинал маршировать с правой ноги. «Правой, правой!» Лев Бронштейн (Троцкий), ввел в красной армии манеру начинать движение с левой ноги, «Левой, левой!». Именно по этому поводу В. В. Маяковский пишет свое сочинение «Левый марш» (Левый марш (Матросам) 1918 год), в котором есть такие гневно- подозрительные строки: «Кто там шагает правой? Левой, левой» — политический заказ? Собственно, а почему и нет? Ну, так и время такое было.
Наверное, не стоит говорить о том, что достаточное количество представителей досточтимых лож были в те времена и в «красных» и в «белых» и во «временных».

Короткая историческая справка:
Лев Троцкий в США вступил в масонскую ложу золотой пирамиды называемую «Мицраим»2.
В. П. Полонский в своей статье о «Тайном Интернационале Бакунина» («Каторга и ссылка», кн. 5, 1926, стр. 77) ссылается на указание III Отделения о том, что Бакунин «в одно из своих посещений Гарибальди был принят последним в масонскую ложу». Можно долго перечислять всех причастных, и приводить исторические справки, но ограничимся этим.

Что в этой исторической справке заинтересовало — мы видим мистическую мысль и ее воплощение в ритуал «перепосвещения», заключенным в «переучивании армии» ходить не с правой ноги, а левой. Вроде бы, ну, что у революции забот нет, и голодно, и патронов мало, и Антанта, а тут на тебе: — «Кто там шагает правой? Левой, левой»! Не открою тайны, если скажу, что в руководстве «Великой Октябрьской» магическому и ритуальному уделялось очень много внимания. Тут и красная звезда, и свастика на деньгах, да один мавзолей в самом сердце страны, и даже, в 50-е годы идеология была в силе (См. иллюстрацию №6). Кстати, в Германии, в 30-х годах произошла практически аналогичная история под патронажем самой оккультной организацией того времени — SS.
Продолжаем дальше.

Кто там шагает правой? Левой, левой

Египетская сила

Движение направо (левая нога вперед), то есть по часовой стрелке — это особенность, отличительная черта арийского архетипа. Священные ведические обряды также совершались круговым ходом слева направо. И океан, согласно представлениям древних ариев, «течет слева направо». Точно такая же картина наблюдается и в культуре древних ариев зороастрийского Ирана. В Древней Греции при гадании жреца, во время ауспиций, птица пролетавшая слева направо, считалась несущей благоприятное знамение, а справа налево — несчастье.
Геродот, описывая «странности» различных народов, говорит: «Эллины пишут свои буквы и считают слева направо, а египтяне справа налево. И все же, делая так, они утверждают, что пишут направо, а эллины — налево». Плутарх пересказывал одну египетскую культовую песню скорби, в которой оплакивались все рожденные в пределах левой стороны Нила и погибшие в пределах правой. В «Книге Мертвых» одна из Богинь загробного царства сама о себе говорит, что восседает «в правой стороне неба». Нил, согласно мифологическим представлениям древних египтян, рождается в левой стороне и умирает в правой.

Многие историки сходятся во мнении, что египетской ментальности эпохи фараонов, было свойственно представление о правой стороне, как символе смерти. Что касается оккультных сил, то о них известно не много. По преданию, они вышли из Египта.
Египетские художники были очень хорошо осведомлены в магических практиках, знание которых передавалось из поколения в поколение. Это знание играло большую роль во время создания произведения искусства.
Со временем в Египте появился новый тип статуй – идущая (шагающая) статуя. Статуя одновременно и шагающая и статичная, шаг обозначен условно, символически, поза обозначает момент перехода. Если фараон идущий, значит, статуя обозначает живого фараона, ну или для нас – вечно живого.

Вот она опять – левая нога….
Жрецы древнего Вавилона также рассматривали левую сторону как преимущественную перед правой. Жители Шумера и Ассирии одевались в соответствии с левосторонним движением: обволакивали свое тело тканью, начиная с левой подмышки, и, протянув ткань за спиной на правое плечо, снова протягивали ее к левой руке.
По вопросу о значении правой и левой сторон в Древнем Китае нас просвещает главная книга даосизма — «Дао дэ дзин» («Канон пути и благодати»), авторство которой приписывается Лао-цзы (VI век до н. э.) и в которой дословно сказано следующее: «Человек совершенный обычно рассматривает левую сторону как более почетную. По случаю праздников почетное место — по левую руку, а в случае траура — по правую».

В сухом остатке

До чего мы дошли в изучении ритуального движения левой «ноги»:
1. Поддержка движения силами «сверху».
2. Рождение духовного роста и отказ от «эго».
3. Вечно живой процесс трансформации.
4. Стремление к переменам в собственной жизни и во всем своем окружении.
5. Завершение малых мистерий и становление «истинным человеком».
6. Освобождение от доминирования земных влияний и оперирование небесными влияниями.
7. Возможность совершения «Великого Деяния».
8. Переход к главной задаче Мастера – быть в центре, быть посредником между землей и небом.

На десерт

Чего это я уперся в одну ногу, совершенно выпуская из поля зрения, что одной ногой шагать нельзя.

Возникает второй сакральный вопрос…

Ну хорошо, хорошо, не стану утомлять дальнейшими рассуждениями.
Все самое сложное по сути своей — самое простое. Яхин и Боаз две колонны, два столпа, две ноги Адама Кадмона. Расшифрую шаги правой – левой. Сделай земной, человеческий, натурный шаг левой, затем переведи себя на божественную, эзотерическую ступень правой. Шагай разумом, продвигайся верой. В этом весь смысл, в этом сущность дуализма и бинарности, наполненность жаждет пустоты для получения еще большей наполненности. Так и циркуль, что бы начертить окружность (расширить для себя «небо») большего радиуса, надо поднять одну ножку и переставить ее дальше.
Еще Луи Пастер провидчески писал, что лево-правая асимметрия — ключ к тайне жизни.
М. Гарднер в своей книге «Этот правый, левый мир» утверждает: «Жизнь, открытая нам, есть порождение асимметрии мира и ее следствий…»
Бинарное деление мира на «правый» и «левый» было заложено в основу эзотерической системы Пифагора, причем числовые соотношения, сопутствующие этому делению, считались изначально данным Божественным провидением, лежащим в самой природе всех вещей. И что самое интересное, левосторонне направление, сильнее привязывалось к магическому и оккультному, имела большую содержательную нагрузку что – ли. (См. иллюстрацию №7).

От себя

Хочу привести очень справедливую, на мой взгляд, цитату:

«Изображения главных масонских символов хранятся на масонских табелях, они используются в учебных и ритуальных целях, и иллюстрации на них различаются для каждого этапа посвящения, так как для разных градусов открыта разная символика.
Трактовка символов масонства неоднозначна, допускаются их разночтения. Кроме того, масонами поощряется сам процесс толкования, поскольку за разгадкой символа стоит умственная, а главное духовная работа каждого ученика».

Я искренне считаю, что проходя каждый ритуал, вступая в каждый новый градус, мы переступаем через очередной собственный горизонт сознания. Мы ритуально умираем, возрождаемся в новой ипостаси, с новой, более «расширенной» программой и другой собственной эзотерикой, с обновленным «Я», в конце концов.
Имеешь душу – двигайся!
Я сказал.

Иллюстрации


Обратите внимание на стилизацию буквы «G».


Немецкий мастер-строитель с учебной книгой, угольником, циркулем и отвесом. Гравюра на дереве, 1536 г.


Достаточно редкое изображение скрещенных циркуля и наугольника, совмещенных с кадуцеем.

Разнообразные виды карт Таро «Повешенный».


Карта «Повешенный» Таро «Священный Тот».


Abel and Melchizedek make their offerings to God, foreshadowing the offering of the Eucharist made on the high altar just below this mosaic.
Жертвоприношение Авеля и Мельхиседека. Мозаика. 532—547. Равенна, церковь Сан-Витале. Отдельно предлагаю обратить внимание на жест руки, спускающийся с неба. Есть у меня одна версия о том, что это жест означает «Бог отец, Бог сын и Бог святой дух», но это пусть будет еще одна работа.


Лепнина на советских школах проектов 50 – х годов

Оккультная анатомия человека

  1. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.
  2. Источник — Б. Николаевский. Русские масоны и революция. М., 1990 г.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима