Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Цикл лекций Е. Щукина

ЙОРКСКИЙ УСТАВ. ЛЕКЦИЯ

Сегодня темой нашей лекции будет Йоркский устав. Второй цикл наших лекций в целом посвящен обсуждению высших масонских степеней, тому, как они в этом мире появились и зачем они нужны. Ну зачем они нужны, мы более или менее подробно рассмотрели в предыдущих двух лекциях: в принципе, незачем, разве что для расширения кругозора тех, кто считает, что им не хватает символического масонства. Те, кто считает, что им необходимо двигаться куда-то дальше, должны осознавать, что двигаются они не вверх, а по горизонтали, просто заглядывая в различные классы одного длинного школьного коридора, изучая разные новые науки, которые либо принесут им пользу, либо просто забьют голову лишним материалом, который никогда больше не пригодится, как происходит в 90% случаев, и это известно нам всем. Шотландский устав, например, складывался долго и трудно, и, как ни парадоксально, формирование Шотландского устава косвенно привело и к формированию устава, который в наше время называется Йоркским. Будет лучше, если я сначала дам краткий исторический обзор, не загружая лишними подробностями и событиями из интимной жизни владык того времени, а затем мы просто перейдем к описанию степеней и рассказу о том, чем они отличаются от других.
Итак, если говорить о так сказать «масонской ситуации» (это культурологический термин, который мне ненавистен), то «масонская ситуация» в Европе 1750-х гг. была примечательна своей абсолютной децентрированностью и полным хаосом. Дополнительные степени появлялись как грибы после дождя, росли фактически моментально, нарождались ежедневно и, в основном, причиной возникновения различных дополнительных степеней в 1731 — 1761 гг. была необходимость для каждой сформировавшейся внутри масонского братства группы чем-то отличаться от других. Естественно, внутри большого коллектива, каковым обязательно в то время была любая ложа (ведь они зачастую насчитывали сотни членов, во Франции, в Англии), формировались группы по интересам, которые брали себе какое-нибудь название, разрабатывали особый ритуал, либо его не разрабатывали, придумывали опознавательные слова, выбирали какую-нибудь легенду для обоснования своей деятельности и — главное — своего отличия о других.
Вообще главный принцип любой дополнительной степени — отличаться от всего остального масонского братства, а затем уже разрабатывается тематика, то есть чем именно отличаться. Третий шаг, для особо продвинутых — зачем отличаться. Не все доходят до него, многие ограничиваются первыми двумя. В частности, когда была разработана первая и единственная имеющая, на мой взгляд, значение дополнительная степень, собственно, не дополнительная, а высшая степень, степень Королевской Арки, — она и спровоцировала всеобщий бум высших степеней в мире.
Человек, посвященный в степень Королевской Арки, переставал быть братом каменщиком и становился со временем либо Первосвященником, либо Царем Израильским. Это была сильная заявка, поэтому для лож, возникавших, например, в континентальной Европе среди аристократии, это было своего рода вызовом. Англичане не торопились внедрять свою степень Королевской Арки и постепенно начали формироваться такие дополнительные степени, которые наделяли масонов званиями еще выше — выше простого каменщического звания, выше священнического. Главное, аристократию, вступавшую в ложи, перманентно глодала одна простая мысль: нельзя, не комильфо масонам вести родословную от каменщиков. Поэтому для начала, большой популярностью стали пользоваться «ноевы степени», или степени «ноахитов», то есть степени, связанные своими легендами не со строительством Первого иерусалимского Храма, а с происхождением каменщического братства от некоего братства, основанного Ноем и его сыновьями на горе Арарат. Формально это братство было оформлено в Орден Мореходов Царственного Ковчега, который благополучно существуют до сих пор и о котором я рассказывал ранее. Важная черта, помогавшая выделяться носителям этой степени, — это то, что легенда подчеркивает примат мастерства не каменщического, а плотницкого. Поскольку сам архетип плотника очень близок христианской культуре и нам всем понятно, почему, «плотницкие» степени пользовались большой популярностью.
Степени ноахитов были рыцарскими, что тоже немаловажно. Здесь легенда о строительстве ковчега охватывала и египетские пирамиды, как ни парадоксально, поскольку известно, что пирамиды строились из камня. Но эта «плотницкая» степень также брала за основу египетскую легенду, объясняя, что плотники вместе с каменщиками, называясь одним и тем же термином, возводили египетские пирамиды. Архетипической фигурой ноахитов был избран архитектор Тетон — это греческое имя, не характерное для египетской мифологии. Легенда о Тетоне и рыцарях-ноахитах, которые участвовали в строительстве египетских пирамид после Потопа, получила широкое распространение в Европе. К нашему дальнейшему повествованию это не имеет никакого отношения, разве что я должен сказать, что легенда о рыцарях-ноахитах была затем благополучно инкорпорирована в Шотландский устав.
Вернемся к гонке за титулами. Европейское масонство того времени, как я уже об этом упоминал, блистало красивыми титулами. Здесь были рыцари, великие рыцари, патриархи, понтифики. Закончилось все это князьями, великими князьями и императорами. Одной из промежуточных ступеней на пути создания Древнего и Принятого Шотландского Устава был, как мы помним, Совет Императоров Востока и Запада, который, с нашей современной точки зрения, является сомнительного вкуса пародией на Священную Римскую Империю Германской нации. Просто в те времена в Священной Римской Империи Германской нации происходила круговерть претендентов на престол, одним из которых был, в частности, Фридрих Прусский, создавший союз германских князей и совершенно закономерно претендовавший на корону. В некоторой степени, именно поэтому с ним связывают учреждение Древнего и Принятого Шотландского устава, который как раз вовремя подоспел к раздаче престолов с выставленным на щит званием императора и эмблемой в виде двуглавого орла, повторяющей эмблему Римской Империи византийского образца.
Теперь вспомним о том, что краеугольным камнем европейской масонской истории XVIII в. был «Стрикт Обсерванц», Строгое тамплиерское послушание, и его попытка захватить всю власть в мировом масонстве. Начиная с речи Рамзая в 1735 г. и его письма от 1737 г., в Европе циркулировала «тамплиерская легенда» о том, что масонство в действительности происходит не от каменщиков, не от плотников, не от строителей пирамид, ну, или от них тоже — но чисто символически, а буквально оно происходит от рыцарей-иоаннитов или тамплиеров, которые из Святой земли принесли масонство в Европу. Под руководством барона Хунда ложи Строгого Послушания с уставом из семи тамплиерских степеней начинают постепенно подминать под себя европейские ложи и в итоге подминают их под себя почти все. Остается около трети лож, которые продолжают работать по старой английской системе, по французской системе, по шведской системе и т.д. В то же время начинает формироваться оппозиция тамплиерскому послушанию, которая выливается в четыре устава, конкурирующих не только с немецкой системой, но и между собой, и весь этот бардак в конечном итоге очень сильно надоедает всему масонскому миру. В то время масонство осознавало себя как некое единое пространство, а не нынешняя сеть конкурирующих между собой послушаний, поэтому оно собиралось в лице своих территориальных руководителей на конвенты в разных странах. Так, на Вильгельмсбатском конвенте 1782 г. после продолжительного и сурового обсуждения подверглась осуждению общая концепция происхождения масонства от тамплиеров, и произошло возвращение к концепции происхождения масонства от строителей иерусалимского Храма. Вся предшествовавшая вакханалия якобы благополучно прекращается. Но естественно, ничто не может прекратиться просто так, потому что ложи, к тому времени много лет проработавшие по тамплиерскому уставу, не собираются отказываться от него. Ярким примером этого являются, например, Бристольский капитул в Англии и система шведского масонства. И те и другие постановили, во-первых, отдать всю верховную власть в братстве правящему монарху, а во-вторых, сохранить свой устав. Таким образом, посягательство на целостность устава со всеми его степенями, ритуалами и званиями означало посягательство на королевскую власть в стране. Вопрос снят. До сих пор в Швеции работают по Шведскому уставу, где правящий монарх — единственный носитель XII степени, которая больше никому не дается. А сейчас правящие монархи, как сообщает наш источник из Германии, не особенно горят желанием участвовать в работах, поэтому устав ограничивается одиннадцатью степенями. В Англии и сейчас есть город Бристоль, и в нем есть Бристольский капитул, который продолжает работать по системе из семи тамплиерских степеней «незапамятных времен», как он это называет, и на все попытки Объединенной великой ложи Англии каким-то образом на него повлиять отвечает, что плевать он хотел на Объединенную великую ложу Англии и не собирается абсолютно ничего менять, потому что как они работают, так повелось испокон веку, и так и будет. Так в Англии принято поступать всем и всегда, потому что любая ложа, которая кичится тем, что ее первые протоколы датируются 1700-ми годами, утверждает, что ее ритуал неизменен, и не собирается приводить его в соответствие с нынешними ритуалами. Уважение к принципам таких лож — тоже английская традиция, часто им даже не дают номеров в реестре великой ложи, они называются просто «ложами незапамятных времен» и существуют как бы параллельно остальной унифицированной системе.
Итак, мы видим, что после общего передела масонского мира, остались только несколько островков в Европе, которые продолжают работать по степеням тамплиерского строгого послушания. Однако тамплиерская легенда при этом не умерла, а просто мутировала и приобрела совершенно новые очертания. Тамплиерские степени с тех пор плодились, множились и существовали совершенно параллельно всем остальным. Никто не пытался их реинтегрировать в систему регулярного масонства, но никто и не запрещал регулярным масонам принимать участие в их работах. Так сложилось, что национально-территориальные формирования, то есть великие ложи разных стран, просто закрыли на это глаза и решили считать, что дополнительных степеней просто нет. В Англии это сделать было гораздо сложнее, чем во всем остальном мире, потому что там в то время конкурировали между собой за влияние две великие ложи: Первая Великая Ложа — «Премьер», от которой ведет свое происхождение якобы все масонство в мире, основанная в 1717 г., и Великая Ложа Древних, которая была основана в 1753 г. и практиковала работы в полутора десятках степеней, кроме трех основных. Она тоже плевать хотела на все обвинения, не собиралась отчитываться в своих работах ни перед кем и насаждала эти степени везде, причем делалось это очень просто.
В отличие от современного положения вещей масонство в те времена признавало силу личного патента, выдаваемого не ложей, а человеком. В наше время для того, чтобы проводить посвящение в ту или иную степень, просто быть носителем этой степени недостаточно. Нужно для этого собрать минимум троих-пятерых, максимум тринадцать человек, в зависимости от степени, и добиться какого-либо законного права на основание капитула, совета или ложи. И только тогда эта структура, состоящая из данного минимума людей, имеет право проводить посвящение в данную степень. В XVIII в. любой посвященный в любую степень носил с собой личный патент об этом посвящении и имел право проводить посвящение новых кандидатов один на один. Или же он основывал ложу из носителей других степеней, быстро посвящал их в свою, а затем уже они вместе искали, кто бы выдал патент на узаконивание их работ, или не искали. В принципе, это была старая добрая анархия, которая приносила очень много положительных плодов, ведь тогда было меньше свар в масонском мире. Но были и отрицательные результаты: образовывались какие-то странные группы людей, принятых в высшие степени без принятия в низшие, без всякого порядка, без системы и т.д. Хаотический обмен патентами охватил все континенты известного тогда и активно участвовавшего в формировании истории мира, и патенты эти циркулировали как по Европе, так и по Америке. Почему это нам в данном случае важно?
Потому, что степени, о которых мы сейчас говорим, появились частично во Франции, частично в Америке. Различные версии истории говорят разное об их происхождении. В частности, энциклопедии Уэйта и Маккея говорят, что многие степени нынешнего Йоркского устава, то есть степени капитула Царственных и Избранных Мастеров, степени капитула Королевской Арки в версии Йоркского устава появились во Франции. Тамплиерские степени, которые являются венцом современного Йоркского устава, появились, как мы знаем, частично во Франции, частично в Германии. В Германии вообще тамплиерская тема развивается и в наше время активнее всего, и даже предпринятая в XIX в. попытка оживить тевтонское рыцарство не сумела переломить эту тенденцию. В наше время тамплиерским оплотом является именно Германия, ну и отчасти США.
Степени, о которых мы будем говорить далее, появились изначально во Франции, а некоторые злые языки утверждают, что они были искусственным путем выделены из созданного тогда же Устава Мицраима в особое послушание. Степени эти описывают исключительно судьбу Храма от смерти мастера Хирама и до завершения строительства. Естественно, эта лакуна в мифологической историографии требовала своего заполнения рано или поздно, и для этого масонский мир и породил эти степени.
Кроме того, существовали отдельные степени, которые также циркулировали по Европе без всякого порядка и нуждались хоть в каком-то упорядочивании. Из тех и других в конце концов сформировался особый устав, который тогда не назывался Йоркским, или Американским, а — правда, по мнению одного лишь Маккея, — он в то время назывался Английским. Вслед за Маккеем его так называет и Пайк. Его «Старый Английский устав» — это то, что мы сейчас называем Йоркским уставом. Почему так?
Потому что в самом начале XIX в., в 1801-1802 гг., образовались первые верховные советы Шотландского устава в США. И когда люди, посвященные в «шотландские» степени, видели какие-то другие ритуалы, другие названия степеней, у них, естественно, возникал вопрос, что это такое. Ритуалы эти сперва были разрозненными, потом энтузиасты начали их собирать вместе, группировать, и им потребовалось название для общего целого. Первоначально они назвали это формирование «Великий Совет», но ведь это не название, оно не может служить брендом. Тогда и вспомнили, что исток многих из этих степеней восходит к английской Великой Ложе Древних, которая была создана в 1753 г. в Англии. И оттуда эти степени пошли по всему миру и переселились в Америку. Тогда же вспомнили и о том, что эта Великая ложа еще называла себя «Великой Йоркской ложей по древним уложениям». И вот эти энтузиасты, имя ведущего из которых я упомяну чуть позже, назвали всю свою хаотическую совокупность градусов Йоркским уставом. Почему хаотическую? Потому что и по сей день Йоркский устав не имеет стандартной иерархической и последовательной системы степеней. В Штатах она одна, в Германии — другая, в Англии фактически нет Йоркского устава, и всё это — отдельные послушания, которые управляются отдельными административными органами, не говоря уже о Шотландии и Ирландии, которые плевать хотели вообще на всех и организуют свои собственные системы управления степенями.
Когда впервые в Штатах возникла потребность в объединении разрозненных английских градусов в какую-то систему, на сцене появился господин Томас Данкерли, очень крупный масонский деятель, который мало чем выделялся в профанской жизни, но сослужил огромную службу мировому масонству тем, что единовременно оказался носителем патентов четырнадцати разных степеней, выданных разными английскими юрисдикциями. Он объединил степени от Символической мастерской до капитула Арки и вставил между ними еще несколько штук, разных. Полный список времен Данкерли не сохранился, но возник прецедент, подтвердивший необходимость создания некоего нового устава на территории Америки. Для Америки это было крайне актуально, потому что это была недавно обретшая самостоятельность страна, и для нее было важно иметь свое собственное масонское послушание, независимое, и тем важнее было отстоять звание продолжателей традиций Йорка — колыбели масонства в Англии. То есть это позволяло американцам внезапно оказаться символически старше, умнее и законнее матери-Англии.
Вскоре из первоначального сборника степеней Данкерли выросла замечательная книжка — «Ритуал Дункана». Это одна из самых знаменитых и великих книг в истории масонства. Дункан, собрав семь английских степеней, решил создать собственный аналог прославленного в Европе Стрикт Обсерванца — только без тамплиеров. Это чуть ли не единственный в истории логический ритуал, то есть степени собраны в историческом логическом порядке и одна вытекают из другой.
Для того чтобы привести к такой системе Шотландский устав, Пайк потратил огромное количество денег и времени, и все равно это ему удалось с большими натяжками. И в значительной степени это ритуалы, написанные Пайком, а не «восстановленные» им.
Дункану же удавалось найти природную логику, пусть не вполне явную, и усилить ее, сделать более яркой, для создания так называемого Американского устава — он же впоследствии Йоркский. Ритуал Дункана лежит в открытом доступе на десятках американских сайтов, и его там можно прочесть. Это полная система масонской работы. И почему этот ритуал, по моему субъективному мнению, является самым лучшим из всех масонских ритуалов, — так это потому, что он постепенно и логически ведет кандидата от притвора Соломонова храма к степени Королевской Арки, где и заканчивается. Я уже ранее пел дифирамбы степени Королевской Арки, которая уводит масона с Земли на небесный уровень, которая содержит, на мой взгляд, всю суть и сущность масонства, дальше которой просто не имеет смысла идти, а все степени, которые идут за Аркой, являются, на мой взгляд, дополнительными, и их можно спокойно отсечь и выделить в отдельную организацию, куда принимать кандидатов и без масонских степеней, как в мартинизм.
Ритуал Дункана включает в себя те степени, по которым в настоящее время работают в капитуле Королевской Арки Йоркского устава. В частности, этими ритуалами в неизменном виде пользуются капитулы Королевской Арки в Германии. В Штатах же ритуал несколько другой, видоизмененный. В Англии ритуал третий, написанный специально, отдельно и с дункановским не связанный. Однако когда Йоркский устав сформировался этим искусственным путем из разрозненных степеней, он был затем насажден обратно в Англии, и только тогда в Англии появились тамплиерские степени, которых до того в ней не было нигде, кроме Бристольского капитула, о котором речь шла выше.
Так приливы и отливы в Америке и Европе чередовались на протяжении всей масонской истории. Будучи изначально основательницей и матерью масонства для всех стран мира, Англия к середине XIX в. утратила эту роль, потому что законсервировалась, перестала вести активную международную работу и все больше склонялась к концепции масонства как «третьего места», то есть масонство стало превращаться там в клуб, просто в клубы для дружеских встреч мужчин после работы. Английские масоны не уделяли никакого особого внимание ритуалам, собираясь на полчаса, на час. Огромное значение стали приобретать застолья. Масонство занималось благотворительностью, но ни о какой эзотерике речи не шло. И тогда новая масонская кровь стала вливаться в Англию из Америки, как ни парадоксально. Даже скорее не парадоксально, а закономерно, потому что молодая развивающаяся Америка как раз хранила дух масонства в то время, и естественно, это не могли не почувствовать в Англии. Поэтому диковато, но ничуть не странно читать предисловия к английским ритуальникам, в которых сказано, что, скажем, совет Царственных и Избранных Мастеров, так называемая Крипта, Англии получил свой патент в 1843 г. от Великого капитула Нью-Йорка и т.д.
Постепенно Йоркский устав окончательно сформировался, капитулы его стали выдавать патенты масонам по всему миру, в настоящее время он является вторым по распространенности в мире. Общее количество его членов назвать практически невозможно, потому что устав этот состоит из трех структурных частей, и члены одной не обязательно являются членами другой. Все они управляются разными органами, и об этом мы сейчас и будем говорить.
В настоящее время Йоркский устав, который американцы все равно часто называют Американским уставом, состоит из капитулов Королевской Арки, советов Крипты и тамплиерских конклавов, или консисторий, или приоратов, где как принято. Капитул Королевской Арки в рамках современного Йоркского устава включает в себя степень Мастера Метки, Почетного Бывшего Мастера, Весьма Совершенного Мастера и Мастера Царственного Свода (или Королевской Арки). Капитул Крипты — это степени Царственного Мастера, Избранного Мастера, Весьма Превосходного Мастера, иногда еще Превосходнейшего Мастера, и Достославный Орден Красного Креста. Тамплиерские командорства включают в себя три рыцарских ордена — это Орден Средиземноморского Перехода, предварительный, а затем Орден Мальты и Орден Храма. Заключительной степенью Йоркского устава является тамплиерское посвящение, после которого человек выходит из зала собрания в тамплиерском плаще, белом с красным крестом, и на этом все заканчивается. На современном этапе, после исторического договора 1963 г. между Шотландским и Йоркским уставами в США, степень Командора Храма, то есть тамплиерская степень Йоркского устава, приравнивается к 32-й степени Шотландского устава. Поэтому они имеют право теоретически посещать собрания друг у друга. Другое дело, что в Штатах человек, который прошел «шотландское» посвящение, через год фактически всегда проходит «йоркское» посвящение, и наоборот, потому что общая политика дополнительных степеней в США — это чтобы каждый в конечном итоге стал членом всех организаций. Это нормальная практика для современных Штатов, хотя можно спорить о ее эзотерической ценности.
Одной из наиболее важных степеней Йоркского устава в современном ритуальном своде является степень Мастера Метки. Это первая степень, которая выдается человеку после степени Мастера Символической ложи, аналог 4-й «шотландской», хотя не имеет к ней никакого отношения. Эта степень является продолжением и развитием степени Подмастерья Символической ложи. Она появилась в 1730-е гг., с тех пор работалась в Англии, по всей Европе и осела в Йоркском уставе исключительно по той причине, что больше никому оказалась не нужна. Степень Мастера Метки примечательна тем, что она требует от посвященного возвращения к истокам, к тому как посвящали в каменщики в старину.
Посвящение в первые три степени Символической ложи включало в себя обучение всем наукам и искусствам, превращение профана в мастера-каменщика. Изначально для этого вообще существовала только одна степень, которая требовала неоднократного посещения храма, где человека, собственно, обучали науками и искусствам, классическим Тривиуму и Квадривиуму, а также мастерству работы по камню. По идее, по истечении трех лет обучения человек должен был стать профессиональным мастеровым. Это было сопряжено с определенными ритуалами. Одним из важнейших среди них был ритуал наделения вновь обретшего знания мастерового его собственным клеймом.
Как был устроен рабочий процесс квалифицированного каменщика на большом строительстве? Он получает задание: он должен создать камень определенной формы и структуры. После этого он выбивает на нем свое клеймо, по примеру «вылит сей колокол во граде Ярославле, а лил мастер Сидор с сыном Патермуфием», только лаконично, одним значком. По окончании рабочего дня специально назначенные люди проверяют сделанное, говорят, что «Сидор молодец» или «Сидор козел», и камень либо отвергается, либо принимается. Для того чтобы получить метку, то есть клеймо мастера, работник должен был пройти определенный ритуал, и он входил в обычное ученическое либо подмастерское посвящение. Затем, естественно, всем стало очевидно, особенно когда теоретическое обучение стало занимать продолжительное время, что все это вместе как-то не получается. За один посвятительный ритуал столько всего просто невозможно сделать. Постепенно ритуал выдачи метки отходил на все более задний план, настолько задний, что со временем он из масонства как-то вообще выпал. Почти. Этот ритуал был вычленен, снабжен дополнительными элементами (открытием собрания, закрытием собрания) и превратился в ритуал отдельной степени Мастера Метки. Характерно, что исключительно христианский ритуал, что доказывает, что степень Метки очень древняя и восходит к тому периоду, когда масонство было еще чисто христианской организацией, а ложи собирались при часовнях и посвящались местному святому — покровителю этой часовни.
Во время этого ритуала кандидат входит в зал собраний, ему выдают камень для работы, и он его обрабатывает. При этом ему дается задание сделать камень не квадратный, а призматический, сужающийся книзу. По окончании работ он проходит проверку: трое Мастеров поочередно проверяют его камень и произносят на английском замечательную фразу, которая вошла в общий речевой английский обиход — «not fair and not square», «[камень сделан] нечестно и неквадратно». И этот камень выбрасывают, а человека собираются покарать. Только после длительного расследования, после того как возвращается отлучившийся на некоторое время главный архитектор здания, выясняется, что камень этот был непростой, а замковый, то есть тот камень, который кладется на самый верх для замыкания арки. В принципе идея эта очень простая, даже примитивная, и несет в себе следы оперативного каменщичества, что для нас важно, потому что это один из последний следов оперативного мастерства в дополнительных степенях. Но потом, когда приносят обратно со свалки камень, когда возвращают из изгнания провинившегося мастерового, произносят другую историческую фразу: про то, что камень, отвергнутый строителями, соделался главою угла. Это снова возвращает нас к христианской мифологии. Все заканчивается хорошо, человеку выдают право носить клеймо, то есть носить в руке свою собственную печать, и выбивать ее на обработанных им камнях. А выражение fair and square ушло в общечеловеческий обиход и с тех пор означает то же самое, что и в буквальном переводе, «честно». Если какое-то дело делается «fair and square», можно положиться на его результат и на того, кто его делает.
Далее следует виртуальная степень Бывшего Мастера, очень характерная и очень интересная тем, что изначально главным требованием для человека, просящего о принятии в дополнительные степени, всегда являлось отбывание года или более на посту Досточтимого Мастера своей ложи. Только человека, которого его братья избрали председателем собрания на целый год, имел право претендовать на что-то большее. Такая ситуация продержалась в английском, ну и в мировом масонстве наверное целых года три или четыре, ситуация примата уважения к опыту, мудрости и т.д. Моментально эта традиция была абсолютно забыта, хотя процесс формальной отмены данного требования потребовал в разных странах разного количества лет. Например, в Англии требования пребывания на посту Досточтимого Мастера было отменено только в 50-е гг. ХХ в. Для того чтобы ритуал оставался полным, потому что к тому времени уже успела сформироваться логическая последовательность, и был придуман градус виртуального, или почетного, Досточтимого Мастера. Как он проводится согласно ритуальнику Дункана в настоящее время, — это отдельный разговор. Это единственный ритуал, где масонам позволено себя вести так, как они всегда мечтали. Ритуал посвящения в Досточтимые Мастера (а это шестой градус нынешнего Йоркского устава), проводится следующим образом. Ничего не подозревающего кандидата, носителя пятой степени, вводят в зал собраний и выдают ему облачение Досточтимого Мастера, усаживают на престол на Востоке. Для проформы там проводится еще какая-то акколада мечом по плечам, молотком по столу, и потом ему говорят что всё, теперь он Досточтимый Мастер. Человек расслабляется, он уверен, что ритуал посвящения завершен, а тут посвящение как раз и начинается. Все присутствующие в зале собрания устраивают бардак. То есть начинают входить-выходить, орать-кричать… Рекомендуется драться. И собственно посвящение кандидата проходит боевым крещением. Досточтимый Мастер — это не просто административная величина, не просто человек, носящий фартук с уровнями, которые на нем вышиты. Он формально считается одним из светочей ложи, мы говорили об этом — Солнце, Луна и Досточтимый Мастер. Солнце управляет работой ложи днем, Луна — ночью, а Досточтимый Мастер — во время собрания. Когда открываются работы ложи и идет ритуальный обмен вопросами и ответами между Досточтимым Мастером и его первым заместителем — Первым Блюстителем, произносится фраза: «Как Солнце восходит на Востоке и освещает течение дня, так восходит на восток Досточтимый Мастер, чтобы открыть работы ложи и призвать братьев к труду». В Штатах во время этой церемонии Досточтимый Мастер еще и встает головой вровень с Солнцем и Луной, изображенными на стене справа и слева от него. И Досточтимый Мастер в ходе посвящения должен осознать не то, что он велик, а то, что он ответственен. Важно, как он может справиться с той ситуацией, которую я описал выше. Братьям рекомендуется проявлять некоторое уважение к кандидату и не бить его самого. По крайней мере, не приближаться к Востоку. Но также рекомендуется некоторое время его помучить. Конечно, очень многое зависит о того, как поведет себя человек, хотя в действительности, если уже принято решение о посвящении, его обычно щадят, но не сильно и не всегда. Это просто масонский курьез, но вместе с тем и очень важный нравственный урок, который посвящаемый должен извлечь из ритуала. Он должен научиться быть настоящим Мастером в процессе посвящения, и в этом уникальность степени Бывшего Досточтимого Мастера.
О степени Королевской Арки мы ранее говорили много, и здесь я хотел бы дополнить прошлые рассказы только тем, что в зависимости от устава степень Королевской Арки бывает совершенно разной. Если в Англии она полностью посвящена строительству Второго Храма по возвращении народа Израильского из Вавилонского пленения, то в Уставе Мемфиса-Мицраима и в Шотландском уставе, который позаимствовал у Мемфиса-Мицраима эту степень, 14-й градус, она абсолютно ничего общего не имеет с английской Королевской Аркой. В этих уставах вся легенда о строительстве Второго Храма перенесена в градус тринадцатый, предшествующий Арке, а в 14-м легенда гласит, что во время строительства Второго Храма, во время расчистки руин Первого Храма под строительство, там был обнаружен камень, который подняли, под ним обнаружили тайную палату, туда проникли, и там внезапно людям начали раскрываться не что иное как каббалистические сфирот.
Это довольно интересно и, в принципе, для английского масонства не характерно, зато очень характерно для масонства французского. Что говорит в пользу того, что изначально это появилось в каком-то французском послушании, возможно, действительно в Уставе Мицраима. Там трое подмастерьев, фигурирующих в английской арке, почему-то заменяются на троих посвященных древнейших времен, которые пришли из Египта. Это в очередной раз наталкивает нас на мысль, что все-таки «египетское» происхождение 14-й степени современного Шотландского устава оспаривать трудно. Ритуал очень красивый. Он по-настоящему эзотеричный и действительно очень важный для духовного пути человека. Рассказывать о нем слишком подробно я не буду, но скажу, что при хорошем исполнении он производит достаточно сильное впечатление на посвящаемого: сидящие вокруг и ведущие обычную ритуальную работу офицеры ложи внезапно раскрываются в совершенно новых образах, каждый являя собой определенную сфиру каббалистического Древа, ее олицетворяя и излагая какой-либо нравственный урок, в ней содержащийся.
Степень Весьма Совершенного Мастера (чтобы закончить с Королевской Аркой), в принципе, довольно проста, и легенда ее элементарна. Там просто воспроизводится дословно, по Библии, как был освящен Храм Соломонов. Для этого требуется огромное помещение или вообще открытое пространство, где возводится макет Храма и, естественно, такие ритуальные работы не проводятся десятилетиями. Только если какая-нибудь юрисдикция созреет для этого. Обычно степень Весьма Совершенного Мастера присваивают путем коммуникации, то есть устным изложением того, как это, по идее, должно быть ритуально исполнено.
Далее мы переходим из капитула Королевской Арки в совет Крипты. Что такое Крипта? Это тайная палата, грот, по легенде выстроенный, по приказу Царя Соломона и Царя Тирского Хирама, под Святая Святых соломонова Храма для того, чтобы хранить там величайшее сокровище, Имя Господне, а именно его графическое изображение, потому что его устное произнесение — тайна, ведомая только троим: основателю первой великой ложи Царю Соломону, Хираму Царю Тирскому и Великому Мастеру Хираму Абиффу. Тайная крипта, где хранится главная святыня Храма, располагается под храмовым алтарем, и там происходят все церемонии масонства Крипты, то есть совета Царственных и Избранных Мастеров. Степень Царственного Мастера фактически аналогична седьмой степени Шотландского устава и посвящена тому, как один мастеровой во время последнего этапа работ по созданию этой крипты случайно проник в подземное убежище, где в это время совещались Царь Соломон с Царем Хирамом, и услышал то, что ему не полагалось. Однако когда после угроз смертью и последующего расследования выяснилось, что он ничего плохого не имел в виду, двоим царям ничего не оставалось, как принять его в свой союз на место погибшего мастера Хирама. В этом состоит посвящение в степень Царственного Мастера.
Также к степеням Крипты относится степень Избранного Мастера, которая присваивается не обязательно перед Царственным Мастером, а в любое время. Степени Крипты вообще присваиваются вне особого порядка, когда соберется группа кандидатов. Степень Избранного Мастера посвящена, собственно, созданию Крипты и тайному слову, которое будет сохранено в ней. Ритуал очень короткий и ничем особо не примечательный.
Очень характерна и очень интересна степень Превосходного Мастера, которая также работается в Йоркском уставе в рамках Крипты. Эта степень посвящена крушению первого Израиля, падению Первого иерусалимского Храма, вавилонскому завоеванию, началу вавилонского пленения, и собравшиеся братья представляют собой каменщиков, которые, по легенде, последними покидают Храм, когда все вокруг горит и рушатся стены под вавилонскими ударами. Председательствующий офицер-мастер воплощает собой Гедалию, первосвященника того времени, и весь этот градус наполнен такой беспросветью, какая готам и не снилась. Я не издеваюсь, а просто говорю, что человек — я, к сожалению, имею только графическую информацию, потому что только читал эти ритуалы, а не был посвящен в эти степени, но жалею об этом, — поскольку многому должно учить человека это погружение в такую атмосферу, когда рушится не просто материальное здание, а весь прежний образ жизни. Впереди перспектива плена. Рушится нечто в самих теологических воззрениях человека, потому что не будем забывать, что такое Иерусалимский Храм. Это место пребывания Бога на Земле. Вся атмосфера этой степени создана для того, чтобы человек, даже если и не хочет этого, не мог не осознать отход от него Бога, отказ от Божественной защиты и влияния на его судьбу. То, что Бог отказывается от своего жилища, отказывается его охранять, несколько раз повторяется при посвящении в эту степень.
За этой степенью, однако, следует степень Весьма Превосходного Мастера, в отличие от Превосходнейшего. Мы видим, что названия взяты с потолка и не несут какого-то определенного смысла. В степени Весьма Превосходного Мастера мы возвращаемся в период Зоровавеля, и не происходит, в принципе, ничего нового: восстановление стен города и стен Храма после возвращения из вавилонского пленения.
Очень интересна степень Достославного Ордена Красного Креста Вавилонского, которая, по идее предшествует, степени Превосходного Мастера и разыгрывается в ходе двух-трех-часового ритуала, где посвящаемый воплощает собой Зоровавеля, князя изгнания, в чьи задачи входит выпросить у Царя Кира разрешение народу израильскому возвратиться в Иерусалим свободным вместе с храмовыми сосудами и выстроить заново Храм. Собрание проводится символически в двух местах, даже в трех. То есть сначала собирается совет князя изгнания с его вельможами-иудеями, затем собирается царский двор Царя Кира, а между этими местами кандидат должен перейти реку Иордан. Ритуал перехода реки, я думаю, что знающие люди сделают себе пометку в голове, является краеугольным для многих эзотерических концепций. В Шотландском уставе параллелью ему является ритуал 15-й и 16-й степени, где Зоровавель через реку возвращается в землю Израилеву из вавилонского пленения.
Когда масон со временем проходит посвящение в степени капитула Королевской Арки, степени Крипты, он оказывается перед вратами тамплиерского командорства. И эти степени, как ни грустно, в Йоркском уставе самые невыразительные. Они неинтересные, короткие, скучные и примечательны исключительно облачениями, потому что облачение Йоркского устава в современных США и Европе, во-первых, стоит совершенно безумных денег, во-вторых, его надевают по часу. Это действительно полномасштабный рыцарский доспех в парадном исполнении: шлемы, кирасы, в облегченных вариантах, естественно, но от этого не легче, потому что ремни, перчатки кожаные с крагами, плащи поверх этого всего… И поверх доспеха еще ленты, звезды, подвески. Но больше ничего интересного нет, шагистика плюс облачения, много лязга, и довольно тяжело ходить. Я видел их только на видеозаписи, и кроме перемещений по залу собраний, кроме чисто христианской клятвы защищать христианских паломников и воевать именем Святой Троицы, я ничего эзотерического там не увидел.
Интересна степень, предшествующая тамплиерской: капитулы тамплиерских командорств и прецепторий принимают кандидатов в три степени. Сначала идет Орден Средиземноморского Перехода, потом Мальтийский орден, а потом уже Тамплиерский орден. Орден Средиземноморского Перехода — промежуточный, ритуально ему уделяют очень мало места и времени, но он хотя бы интересный, потому что посвящен плаванию апостола Павла для проповеди слова Христова и его пребыванию на Мелите, острове Мальта, и чудесному спасению и исцелению апостола Павла после злонамеренного укушения змием.
Сразу после Ордена Средиземноморского Перехода масонам присваивается звание рыцаря Мальты. Зачем Мальты, почему Мальты? Это нам неведомо, и вряд ли когда-либо будет достоверно ведомо. Видимо, просто по рыцарской аналогии, ведь и Уилмсхерст, и Уэйт, например, ругались по поводу объединения в одном послушании Тамплиерского и Мальтийского орденов. После падения Ордена тамплиеров, как известно, материальную выгоду из этого извлек не столько Филипп Красивый, сколько Мальтийский орден, который унаследовал прецептории, богатство и собственность храмовников, по распоряжению Папы. Как можно святотатственно объединить мародерствующий Мальтийский орден и Тамплиерский орден, было ведомо только ритуалистам XIX в., которые соединили эти ордена в одном. Вот собственно и все, что я хотел сказать о Йоркском уставе.
Если еще раз возвратиться к теме предыдущей лекции, то все эти степени в разрозненном и перетасованном виде практикуются также в Англии: степень Метки работается в Великой Ложе Мастеров Метки, которая работает только в одной степени и является второй по численности масонской организацией после Объединенной Великой Ложи Англии; степень Королевской Арки — в Верховном Капитуле при Объединенной Великой Ложе Англии, который формально независим, но по сути — зависим от ОВЛА. Степени Крипты плюс пара степеней из американского капитула Королевской Арки работаются в отдельном совете Царственных и Избранных Мастеров. Тамплиерский орден плюс Орден Мальты и Орден Средиземноморскго Перехода, плюс Орден Красного Креста Вавилона работаются под эгидой английских тамплиерских командорств. Что и как в Шотландии, я не могу с уверенностью рассказать, потому что отдельно этот вопрос не изучал, как и с Ирландией. Ситуация с их взаимным признанием и посещением сложная. Не все могут ходить на собрания ко всем, поэтому практикуются довольно частые перепосвящения. То есть если человек был посвящен в английскую Арку, он может не упоминать об этом, приехав в Штаты, и посвятиться в местную американскую Арку, а уж потом ездить по всему миру и в зависимости от послушания ходить на те или иные собрания. Маккей пишет довольно жестко, что для того чтобы считать себя настоящим каменщиком, нужно быть посвященным в третью степень Символической ложи — степень Мстера, в степень Царственного Свода и в тамплиерский градус. Это то что я, готовясь к сегодняшней лекции, описал в анонсе как «несение креста без розы». Это очень характерная черта всех масонских мыслителей христианской ориентации. Круче всех в этом плане Уэйт, который в свое время заменил ритуалы Золотой Зари католической мессой и вообще был на этой теме слегка повернут. В следующий раз мы будем говорить о масонском розенкрейцерстве, которое стоит несколько особняком, но в целом оказало на мировое масонство влияние, сопоставимое с тамплиерским и, на мой взгляд, гораздо более благотворное, чем тамплиерство.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима