Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Альберт Пайк

ЗАГАДКА СФИНКСА

Истинные тайны Ордена Вольных Каменщиков состоят в древнейших символах и их оккультном толковании. Именно в этих символах сокрыты настоящие цели Ордена и его истинная природа, именно за их счет он возвышается над всеми прочими людскими сообществами и организациями.
Не все символы являются древними. Многие из них были позаимствованы основателями нашего Ордена у английских и шотландских оперативных мастеровых-каменщиков, когда основатели организации в начале XVIII века присвоили ей название Ордена Вольных Каменщиков. Так назывались, согласно уложениям того времени, мастера, работавшие с мягкими (или вольными) породами камня (free stone), в противовес так называемым грубым, то есть твердым, каменным породам (rough stone). Некоторые символы, в настоящее время используемые в символических ложах Соединенных Штатов, еще более позднего происхождения, например, фигура Времени, расчесывающего волосы рыдающей деве, или Библия, помещенная между двумя параллельными линиями.
Орден Вольных Каменщиков не всегда был тем, чем мы привыкли его считать: он был совершенно разным в разные исторические периоды и под руководством разных людей. Он не одинаков в разных странах и в наше время. В некоторых странах он превратился в политическую организацию, и церемонии посвящения не доносят до кандидата никакой философской мысли. В Соединенных Штатах степени символической ложи несут только нравственную нагрузку, в них не обсуждаются религиозные и политические вопросы; они требуют от кандидатов на посвящение веры в Единого Бога и иногда – еще и в бессмертие души; зачастую американские Вольные Каменщики открыто провозглашают Библию единственным законом и руководством в жизни всякого человека и явленным Словом Господним, и если бы это положение не нарушалось на практике приемом иудеев, франкмасонство в Соединенных Штатах стало бы исключительно и строго христианским сообществом. В начале XVIII в. масонство было для большинства своих посвященных обществом адептов герметической философии. Говорят, что существуют шесть различных Кадошей, и та степень Кадош, которая относится к Древнему и Принятому Шотландскому Уставу, по справедливости должна называться «Рыцарь-философ Кадош». Вообще можно сказать, что в наше время Орденов Вольных Каменщиков несколько, но лишь наш устав является воистину философским.
Многие наши критики обвиняют нас в том, что мы якобы принижаем значение тех степеней, которые они, как это ни глупо, называют «символическими», хотя никакая масонская степень не может носить иной характер, кроме символического. Воистину не стоит высоко ценить и вообще придавать какое-либо значение степеням символической, или голубой, ложи, если в их учении нет ничего, кроме идиотских попыток истолкования их аллегорий и кастрированных якобы нравственных наставлений, которыми мы обязаны Уэббу и его предшественникам. Эти толкования являются даже не попытками докопаться до истинного смысла древних символов, а скорее просто субъективными и ни на чем не основанными самочинными утверждениями, сочиненными убогой фантазией, не более достоверными и истинными, чем все прочие изобретения обычной человеческой убогой фантазии. Смешно уверять окружающих в том, что они пришли к нам из седой древности. Точно так же в наше время легко вложить любой подходящий смысл в древние египетские иероглифы.
Именно этим самочинным толкованиям, да еще тому факту, что слепые поводыри ведут большинство современных Вольных Каменщиков в им самим не известном направлении, обязаны мы тем, что умные и образованные люди в наше время не видят ничего интересного для себя в масонском символизме, особенно в церемониях посвящения, которые кажутся им маловразумительными, тривиальными и даже глупыми.
В другие исторические эпохи франкмасонство определенно имело совершенно иные, гораздо более важные и интересные цели, чем ныне, по крайней мере, в Соединенных Штатах и Англии. Все его символы, конечно, кроме совсем недавно изобретенных, наполнены сокровенным смыслом, никогда не рассматривающимся в литургической, то есть ритуальной, практике, поскольку обряды содержат лишь осторожные косвенные намеки на него, которые столь просто неверно истолковать кому угодно, кроме воистину посвященных адептов.
Легенды различных градусов, включая легенду третьего градуса, в особенности те, которые тщатся представить историческое описание различных процессов, протекавших в нашем Ордене в Средние века, точнее, до 1700 года, обычно излагаются братьями так, словно это достоверные и подтвержденные источниками исторические факты. Точно так же рассказывал свои притчи ученикам и Иисус Назарянин, а они лишь с большим трудом понимали их. Мы не собираемся сбрасывать эти легенды со счетов. Но они не являются историческими, ни в фактологическом аспекте, ни в аспекте традиционности для нашего Ордена. Таким образом, можно утверждать, что франкмасонство не имеет исторической традиции, заменяя ее собственными измышлениями. Не существует ни единого факта, способного подтвердить историческую правдивость легенды третьего градуса. Это так и есть: она не исторична и не была передана нам из глубин веков какой-либо традицией. Напротив, она аллегорична, и потаенный смысл ее открывается нам в имени главного ее действующего лица, так похожем на имя Гермеса. Связь Вольных Каменщиков со строителями Второго Храма также аллегорична, и значение этого сопоставления ты, наверное, поймешь со временем; точно так же аллегорического, но никак не исторического, смысла исполнена легенда степени Совершенного Избранника. Все это – действительно, лишь легенды и аллегории. Мы храним их, однако ни тебе, ни миру мы не пытаемся внушить, что все так и было, как в них рассказывается, мы не беремся серьезно утверждать, что это исторические факты или хотя бы наследие древней традиции.
Если новопосвященному позволяют на некоторое время углубиться в подобные размышления, происходит это, скорее всего, потому, что он не вполне достоин обрести Истинный Свет, чтобы, в случае если он окажется изменником и наушником, он был способен только невразумительно что-то бормотать профанам про какие-то легенды и притчи, ровным счетом ничего для них не значащие и не представляющие для них ровным счетом никакой ценности, как, например, тайный жаргон алхимиков. Во времена, когда опасно или неприлично становится учить Истине, мудрость иногда по уму своему надевает маску чудачества, и многие страшные сказки древней мифологии многих народов, равно как и многие более поздние мифы, коренятся именно в этом процессе.
Но когда предпринимаются упорные и энергичные попытки превратить невинные выдумки и самодельные традиции в исторические факты, отрицать которые отныне будет считаться ересью и безбожием, когда все эти самодельные факты становятся обязательными для почитания всеми членами Ордена и даже всем миром, вызывая презрение и насмешки всех умных и образованных людей, настает время извлечь из многослойных залежей исторических подтасовок древние изначальные истины. Несмотря на то, что сказки и исторические подтасовки были крайне популярны в масонстве в прошлые времена, более они таковыми не являются, потому что оно вполне может обходиться без этой сомнительной опоры.
Утверждение, что масонство в его современной форме древнее самого конца XVII в., не подтверждается никакими историческими данными или достойными уважения традициями, равно как и попытки связать наш Орден с Дионисийскими Мистериями, или средневековыми немецкими гильдиями каменотесов, или с английскими и шотландскими каменщиками XIV, XV и XVI вв., равно как и сказки о проведении заседаний Великой Йоркской Ложи сыном короля Ательстана или о собраниях стана масонских Рыцарей Храма в Англии ранее 1780 г., т.е. так называемого «стана незапамятных времен».
Не существует никаких исторических свидетельств возрождения нашего Ордена в Англии в 1717 г., то есть о том, что ложи и общества Вольных Каменщиков превратились тогда в сообщества, никак не связанные с «оперативными мастерством, искусством и таинствами». Напротив, тогда, или чуть раньше, образовалось совершенно новое сообщество, имеющее совершенно отличные от оперативных сообществ цели, до поры тщательно скрывавшиеся, и это сообщество, по настолько же тщательно скрывавшимся причинам, приняло название Ордена Вольных Каменщиков.
Мы полагаем, что скрытой причиной принятия им такого названия коренится в том факте, что древнееврейское слово «амон», или «амун», означает как «каменщик», так и «верный, преданный», и основатели этого нового обществ взяли себе такое название именно в силу двойного смысла такого названия, ибо, называясь каменщиками, они назывались также и «верными», как было принято у всех посвященных с древнейших времен. Также мы полагаем, что впервые наше сообщество было образовано в Шотландии сторонниками королевского дома Стюартов, в образе Хирама почитавшими короля Карла I, которые вложили в смысл своего названия – «каменщики» — понятие верности этой династии.
Потайным смыслом обладают и прочие ритуальные слова и фразы, в которых этот потаенный смысл, на первый взгляд, даже нельзя заподозрить, например, в имени Мастера Архитектора, в двух пожатиях, которые не приносят успеха и одном – которое помогает; в именах убийц, в символическом Храме, его возведении, разрушении и восстановлении, во всех символических троицах, встречающихся в ритуалах. Такой смысл уже был обнаружен нами в катехизисах и некоторых словосочетаниях, на первый взгляд, кажущихся лишенными вообще какого бы то ни было смысла, например, «мел, уголь и глина» или «голубое и золотое» облачение Мастера. Истинный смысл замены истинного Слова Мастера скрыт под пеленой аллегорий действительно мудро и изобретательно; и в этом, и в других случаях в сокрытие истины вмешалось невежество, окутавшее ее еще и второй, собственной пеленой, еще более непроницаемой.
Мы не собираемся утверждать, что подобное сокровенное значение имеют все степени Древнего и Принятого Шотландского Устава. Некоторые из них, особенно позднейшие, не имеют вообще никакого смысла, особенно какого-то сокровенного, равно как не имеют они ни цели, ни символического значения для нас. Создатели церемониала различных степеней частенько бывали профанами в истинном смысле этого слова.
Мы не пытаемся принизить значение степеней символической ложи. Мы не стараемся обесценить их легенды и символы. Мы презираем только ложные их толкования. Сами по себе они представляют для нас неизменный интерес и служат предметом бесконечного изучения и тщательного исследования. Но также мы понимаем, что зачастую переоцениваем их. Мы полагаем, что многие символы появились на заре развития рода людского, в самом начале его истории, и толкования их на протяжении веков передавались из поколения в поколение посвященными адептами, и на этом пути они часто теряли оттенки смысла или весь смысл как таковой.
Новейшие символы, которым, мы уверены, не более двух веков, также обладали определенным сокровенным смыслом, состоявшим в изложении политических и религиозных учений создателей и последователей Ордена, которые не только вкладывали собственное значение в старинные символы, но и изобретали новые. Если действительно думать, что таким образом мы принижаем значение трех степеней символической ложи, значит, слова вообще утратили всякий смысл.
Нам видится, что исследователи масонства, ищущие истинный смысл символов голубой ложи, пользуются неверными методами, ищут ключи к этому смыслу не там, где следует их искать, не замечая того, что буквально маячит у них перед глазами, что окружает их повсюду в Ордене, вместо этого вперяя свой взор в туманную и темную даль, освещаемую только призрачными ignes fatui. Здесь мы говорим, конечно, не о пустопорожних болтунах, ходящих только проторенными, пусть и ложными, тропами, в который раз повторяющих пустые банальности, воспитанных маловразумительными «эзотерическими» текстами; мы говорим только о тех немногих настоящих ученых, кто путем настоящего научного поиска стремится истолковать тайные знамения оракулов и представить на суд масонской общественности исследования смысла орденских символов.
Эти ученые не замечали ту явную и очевидную истину, что древние символы были предназначены скрывать Истину, а отнюдь не указывать на нее, как это делают, например, священные иероглифы, старинные идолы и потаенный язык индийских браминов; что прежде, чем извлекать из символа уроки, его нужно сначала правильно расшифровать и что расшифровывать нужно собственно древний иероглиф, а нее его смысл, вульгарно и неполно переданный буквами современного алфавита. Символы мудрецов во все времена становились идолами для профанов. Слова «что? не Мастер ли это?» видятся нам не менее удаленными от истинного смысла известного слова, чем словосочетание «костный мозг в кости». Напротив, слово, толкованиями которого являются приведенные выше фразы, в сочетании со священным смыслом числа 3, открывают нам совершенно иное значение всей степени.
Мы не считаем, что истинный смысл символов степеней голубой ложи, да и вообще любой степени, следует искать среди покрытый толстым слоем пыли египетских древностей. Конечно, значение некоторых символов можно найти именно там, а значение других – еще более древних – в священных традициях других народов, но значение этих символов никогда не записывалось, ибо в таком случае его мог бы прочесть всякий того желающий. Подобно знамениям древних оракулов, смысл этих символов всегда бывал сокрыт аллегорической пеленой, описывался только эзоповым языком полунамеков и окружался целыми томами ложных истолкований, часто оглашавшихся публично для того, чтобы увести по ложному пути тех, кто не был достаточно мудр, чтобы быть посвященным в истинное их значение. Так было во всех Мистериях древности, и цель состояла в том, чтобы со временем стало ясно, кто именно из всей людской массы обладает достаточными умом, рвением и усердием для того, чтобы обрести истинное знание, позволяющее прозревать и дающее право получать посредством посвящения знания, предназначенные для внутреннего круга, истинное толкование символов, тайны и таинства и прочие аспекты священного учения.
Мы полагаем, что эти древние знания всегда скрывались по одному плану и согласно одному и тому же методу, которому следовали также средневековые алхимики, философы- герметики и каббалисты, прятавшие под двойной пеленой своего тайного языка и пространных ложных толкований свои тайны и таинства, на которые оставляли лишь туманные намеки и практически никогда и никому не раскрывали истинный смысл во всей полноте. Мы полагаем, что в церемониале символический степеней гораздо меньше бессмысленного и тривиального, чем непосвященному кажется на первый взгляд, что вся их символика исполнена некоего потаенного, оккультного смысла, отчасти безвозвратно утраченного, так что никогда уже нам не постигнуть его во всей полноте. Мы даже сомневаемся в том, что нам полностью известны все тонкости значения даже самых простых символов; мы уверены в том, что в ритуале символических степеней практически ни один символ не толкуется полно и правильно, даже символика приуготовления кандидата к посвящению и взаимное расположение циркуля и наугольника в различных градусах.
Нам известно, что Мистерии Митры были популярны в Риме даже после того, как христианство стало государственной религией империи. Посему мы имеем полное право полагать, что посвятительная цепь сохранилась и во времена последних Крестовых походов, и посвященные в эти Мистерии проживали в те времена в Сирии и Малой Азии. Нам известно, что тайные церемонии практиковались сектой исмаилитов, и эти церемонии сохранились и в наши дни у друзов. Подобные общества, особенно в том регионе, не умирают просто так и не уходят в прошлое. Показания, выбитые из тамплиеров следственными комиссиями во времена Филиппа и Климента, свидетельствуют, по крайней мере, что эти рыцари вывезли с Востока какие-то тайные церемонии посвящения, неприемлемые для Папы и внушавшие королю страх. Знание этих обрядов и посвятительной символики, пусть и доступное лишь немногим, не могло быть совершенно утрачено потомками и последователями храмовников, ибо следование им могло лишь упрочиться в годы преследований. «Роман о розе» наполнен сокровенными символами, равно как и «Божественная комедия» Данте. Розенкрейцеры и алхимики, все поголовно анти-паписты, и философы-герметики несомненно обладали частицами древнего посвятительного знания. Исторических свидетельств этого предостаточно. Однако нам не следует обольщаться: в открытую об этом не говорится нигде.
Майер пишет: «Подобно пифагорейцам и египтянам, розенкрейцеры требовали от кандидатов на посвящение клятвы в хранении совершенного молчания и тайны. Невежды считают все рассказы о них сказками, однако перед посвящением кандидаты действительно подвергались тщательной проверке и серьезным испытаниям на протяжении пяти лет и более, даже самые надежные из них, и лишь затем проводилось их посвящение в высшие таинства; за время испытаний же им, в первую очередь, нужно было научиться держать язык за зубами».
Михаэль Майер написал труд, посвященный в особенности «тому Ордену, который до сих пор пребывал в тайне, но ныне явившийся на суд общественности после опубликования сообщения о Братстве и поразительного и чудесного «Признания»…». Считается, что именно он перенес немецкое розенкрейцерство Андреа на английскую почву.
В любом случае, нам известно, что в начале XVII в. многие ученые умы Англии были заняты теософией, каббалистикой и алхимией. Мудрейшим из них был доктор Роберт Фладд, начавший активно публиковать научные работы в 1616 г. и умерший в 1637 г. Он написал «Summum Bonum» (1629) и «Апологию братьев Розы и Креста» (1617). Он был близким другом Майера в период пребывания последнего в Англии, и поскольку немецкие книги об алхимии и других оккультных науках быстро перекочевывали в Англию и там переводились на местный язык, он мог легко ознакомиться с трудами Андреа.
Приблизительно в 1633 г. в Англии впервые услышали о розенкрейцерах, а также о неких σοφοι, «мудрецах», или «адептах». «Мы совершаем трансмутацию, — пишет Фладд, — мертвых камней в живые философские камни». Антиквар Элиас Эшмол также принадлежал к этой секте, и в то же время был, как хорошо известно, принят в ложу оперативных каменщиков. Вместе с Уильямом Лилли, докторами Уортоном и Хьюсоном и другими он основал общество, собиравшееся в Уоррингтоне в 1646 г., прежде чем окончательно переехало в Лондон. Главной целью данного общества было возведение, в самом буквальном смысле этого слова, Дома Соломонова на острове Бенсалем, в глубокой тайне, и поэтому они облекали свои истинные цели в символы. Николаи пишет, что сначала они возвели колонны Гермеса, на чьих священных сентенциях Ямвлих основал все пояснения на возникшие у Порфирия вопросы и сомнения. Затем они по лестнице в семь ступеней проследовали к мозаичному полу, и там им были явлены символические таинства Творения, или Работы Пяти Дней. Также Николаи пишет, что «дабы скрыть свои тайные собрания и работы, они вступили в Лондоне в собрание каменщиков и проводили свои собрания в Доме Каменщиков (Masons’ Hall) на аллее Каменщиков (Masons’ Alley), в районе Бейсинголл- стрит, а поскольку они были лондонцами и свободными людьми, они приняли название Вольных Каменщиков».
Конечно, не существует никаких письменных свидетельств основания и первого периода деятельности нового посвятительного ордена, как нет их и об образовании каких-либо иных современных «древних» орденов. Происхождение воистину древнего ордена хранится в тайне и не доверяется предательской бумаге.
Конечно, в истории всякого ордена и всякого сообщества настает время, когда они, постепенно или вдруг, превращаются в нечто совершенно иное, чем были или считались в момент основания, и в данном случае, Орден перестал быть оперативным и значительно расширил свои ряды, набирая членов из всех слоев и общественных классов. Не имеет никакого смысла выводить Орден Вольных Каменщиков в его современном виде из средневековых немецких Steinmetzen или английских оперативных каменщиков или утверждать, что ими в те времена практиковалось хотя бы нечто отдаленно напоминающее церемонию посвящения в степень Мастера, в которой, собственно, и состоит основной смысл всех степеней символической ложи. Нам отлично известно, что третьего градуса вообще не было вплоть до приблизительно 1723 г. или даже более позднего времени. Изначально в него посвящали лишь очень немногих избранных, и сам факт посвящения хранился в нерушимой тайне.
Созданное в такой форме Дезагюлье и его собратьями, масонство гораздо младше розенкрейцерского ордена, но, если посмотреть на дело с другой стороны, оно гораздо старше и корнями своими уходит в совершенно невообразимую вечность, ведь оно использует символы и символические церемонии, и эти его основополагающие свойства впервые использовались еще иерофантами древней Индии и лишь затем были перенесены в Ассирию, Египет, Финикию, Персию и Грецию; и в этих символах в сжатом виде отражены великие мистические истины древнейших теософии и философии. Действительно, умеющий читать эти символы и верно понимать их значение обретает за счет этого наставления в истинной философии.
Все это говорится нами, конечно, не для того, чтобы принизить значение степеней символической ложи, во всех степенях которой древние символы переплетаются с современными, будучи приняты и переиначены для того, чтобы увести в сторону от истинного толкования кого угодно, кроме настоящих адептов. Если рассматривать масонство с этой точки зрения, оно предстает перед нами наследием седой древности, величайшим, древнейшим и достойнейшим из всех человеческих сообществ. Его так называемые традиции суть всего лишь символы и загадки, понятным языком говорящие с воистину посвященными адептами, понимающими, что они суть не изложение подтвержденных историческим данными фактов и сами по себе не исторические свидетельства реально происходивших когда-либо событий.
Ученик связан только обетами хранения тайны и молчания, и мужество и зрелость его подвергаются испытанию отдаленными отблесками и отзвуками древних посвятительных церемоний. Подмастерье удовлетворяется рудиментарными наставлениями, знакомыми любому школьнику. Но в обеих первых степенях посвященного окружают древнейшие символы священного Востока, которые протягивает ему мудрая Исида, не проронив ни слова, ни звука со своих сомкнутых каменных губ. Пески пустыни покрыли все тело таинственного сфинкса, оставив на поверхности одну лишь его голову, и она, величественная, как сами пирамиды, также не подает новопосвященному ни знака. Взору Мастера в таинствах раскрываются еще более величественные и многозначительные символы, скрывающие глубочайшие и древнейшие истины; но вместо верного их толкования он слышит лишь маловразумительное бормотание, в то время как понимай он истинный их смысл, он увидел бы в этих символах предзнаменование танталовых мук. Он стал Мастером для того, чтобы искать и обрести истинное Слово Мастера и затем идти с ним в заморские страны и получать там заработную плату Мастера. Однако с истинного пути его уводит в сторону слово-заменитель, не имеющее для него никакого смысла, хотя на деле в нем и содержится его вознаграждение за труды, в то время как он не подозревает об этом.
Он не может найти поддержку и помощь нигде, кроме Англии и других стран, где говорят по-английски, а потому не понимает, почему считается, что наш Орден является вселенским. Он не может быть допущен в ложи в Дании, Норвегии или Швеции, далеко не всегда его принимают в ложах Канады, если там строго соблюдаются орденские законы. В действительности он не владеет Словом Мастера, с помощью которого становится возможным странствовать в заморских странах и получать повсюду заработную плату Мастера.
Мы слышали, часто слышали, до тошноты часто слышали, как нам снова и снова в тысячный раз повторяли, что степени Древнего и Принятого Шотландского Устава не выше степеней символической ложи и что они не являются частью истинного и древнего Вольного Каменщичества. А ведь они все-таки выше них, хотя бы потому, что в них не посвящают всех без разбора, и потому, что они не стремятся быть признаны и любимы всеми; они предлагают посвященному истинное и глубокое толкование символов степеней символической ложи. Они являются частью Вольного Каменщичества, если понимать под Вольным Каменщичеством посвящение в священные Мистерии. Если же этого посвящения под этим термином не понимать, то все Вольное Каменщичество с лихвой излагается в степени Ученика.
Если Древний и Принятый Шотландский Устав, Вольное Каменщичество Хередома, Розы и Креста и Святого Дома удовлетворяет требованиям посвященных в эти степени, этого уже вполне достаточно. Эти степени не предназначены для всех прочих; учение их не предназначено для того, чтобы широко публиковать его в книгах, а потом делать на их продаже большие деньги; в этом учении следует наставлять только избранных и только в святилищах. Не следует нам плакать о тех, кому вполне достаточно учения степеней символической ложи; и если мы, по нашему мнению, слишком медленно продвигаемся год за годом по символической лестнице степеней, нам опять же не следует плакать, утомляя и себя, и окружающих, по крайней мере, о том, что двери нашего Храма слишком свободно подвешены на своих петлях и что число наших собратьев растет с угрожающей быстротой, поскольку мы чрезмерно озабочены количеством членов Ордена и их вступительными взносами.
Масонство утверждает, что является путем к Свету. А Свет этот есть Истина. Насколько далеко продвигаемся мы к нему посредством символов голубой ложи?
Ни в одной из степеней символической ложи кандидата на наставляют в истинах физической науки. На Востоке кандидат видит литеру «G», и ему говорят, что она является первой буквой слова «геометрия», потом ему перечисляют семь вольных наук и искусств, известных в Средние века, а также пять архитектурных ордеров. Все наставление в геометрии состоит для него в рассматривании графического изображения 47-й проблемы Евклида без какого-либо устного разъяснения.
Кроме истин физической науки, его должны наставлять также в истинах нравственных, интеллектуальных, политических и религиозных.
Масонство символической ложи подразумевает наставление кандидата в некоторых лежащих на поверхности положениях нравственной Истины, хорошо знакомой всем людям и во все времена. И более ничего. Оно ограничивает свое учение лишь самым необходимым для того, чтобы связывать воедино всех многочисленных членов широко распространенного Ордена. Во все времена в Малых Мистериях и не требовалось более ничего. Четыре их основополагающие добродетели суть осмотрительность, отвага, умеренность и справедливость. Посвященный всякого тайного ордена должен быть осмотрителен, дабы даже случайно не разгласить никакие его тайны профану, скрывать сам факт своего членства в этом ордене, даже сам факт существования этого ордена в природе. Он должен быть отважен, чтобы неизменно противостоять всем и всяческим попыткам вырвать у него силой или обманом доверенные ему тайны и таинства, а также выполнять все то, чего может потребовать от него его орден. Он должен быть умерен во всем, потому что пьяница не способен хранить тайну и должным образом исполнять все доверенное ему. Он должен быть справедлив к своим ближним и никогда не творить им зла во имя чего бы то ни было, дабы не разрушать единство и гармонию. Меж работниками должна царить гармония, ибо без нее не может существовать никакое тайное общество. Орденские узы суть братская любовь, взаимное вспомоществование и Истина, и они являются общими для всех людских сообществ. Как ни жаль, еще со времен Иакова и Исава слово «брат», пусть и употребляется повсеместно, мало что значит для употребляющих его.
Посему нравственные уроки, преподаваемые в этих степенях, достаточны для выполнения их задач, но не более того. Братья обязуются встречаться на уровне, действовать, трудиться, руководствуясь отвесом, и расставаться на наугольнике. Они должны во всем следовать законам справедливости и праведности. Без этого между ними не могло бы существовать никаких связующих уз, лишь за счет которых достигаются цели Ордена. Но что это за цели, им не сообщают. Это знание для них не предназначено.
Здесь мы не встречаем упоминаний ни о великодушии, ни о жертвенности, ни о терпимости. Хирам – не апостол этих добродетелей. Он не идет в Крестовый поход против заблуждений, суеверий, предубеждений, нетерпимости, злобы и подлости. Он предстает просто образом истинного посвященного, предпочитающего умереть, нежели разгласить доверенные ему тайны организации, в которую он посвящен. Ученик связан только обязательством хранить тайну; Подмастерье – подчиняться вышестоящим братьям, быть у них на побегушках, не предавать свою ложу и не обращаться плохо со своими ближними. Мастер же обязан хранить секрет Мастера, помогать своим собратьям и поддерживать их, уважать добродетель их близких, не говорить о них плохо, не посягать на их жизнь и здоровье, кроме явных случаев самозащиты. Во всем этом мы видим не великую и древнюю систему нравственных уроков, но лишь обязательства взаимного долга всякого нормального человеческого сообщества, в особенности тайной организации, принадлежать к которой было в свое время опасно и главные долговременные цели которой не были известны основной массе членов.
Сравните нравственные уроки степеней символической ложи с… не скажем «с Нагорной проповедью», но, скорее, с Книгой Притч Соломоновых, с учениями Сократа, Конфуция, Заратустры, Сенеки или Магомета, и такое сравнение наверняка убедит всякого разумного человека в том, что Вольное Каменщичество уровня, отвеса и наугольника не есть нравственная система и даже не краткое в нее введение. Зенд-Авеста, книги древнего Китая и даже Коран в том, что относится к области нравственных уроков, по сравнению со степенями символической ложи – все равно что речи Цицерона и диалоги Платона по сравнению с первым лепетом младенца.
О политических истинах в степенях символической ложи Древнего Английского Устава не говорится вообще ничего. В его наставлениях ничего не говорится ни о свободном правлении, ни о правах человека, ни о правах народа, ни о свободах мысли, совести и слова. Напротив, от кандидата требуют неукоснительного соблюдения законов парламента, верховной законодательной власти, изменившей в свое время закон о престолонаследии в пользу Ганноверской династии и в ущерб королевскому дому Стюартов, а также неучастия ни в каких заговорах, направленных против государства и существующих в нем порядков. В ритуале не содержится ничего оскорбительного для Папы, короля, любого инквизитора и иезуита. Все символы, имевшие политическое значение в прошлом и ныне обладающие им в Шотландском Уставе, здесь подверглись неверному перетолкованию и ныне вообще не могут толковаться в политическом контексте.
Масонство высших степеней наставляет посвященных в великих истинах интеллектуального развития; но к этому призыву, даже в его рудиментарной, базовой форме, масонство символических степеней также остается совершенно глухо. Его церемониал якобы наставляет в идее телесного воскресения, но не более того. Подобно тому, как великие политические истины, вроде свободы как необходимого условия жизни всякого человека, свободного правления, свобод слова и совести, нельзя свободно проповедовать всем без разбора как цель Ордена, разве только предварительно взяв с посвященных клятву хранить их в нерушимой тайне и способствовать их претворению в жизнь, — просто нет необходимости наставлять всех членов Ордена без разбора в великих философских истинах.
Все религиозные и политические истины, в которых наставляют посвященного в этих степенях, укладываются в один вопрос и один ответ: «На кого уповаешь ты? – На Бога». Необходимо было, чтобы кандидат подтвердил свою веру в Бога, потому что в противном случае приносимое им торжественное обязательство было бы для него не более свято, чем просто случайно оброненное слово. Для Ордена не было нужно более ничего. Поэтому и наставления степени Ученика не содержат в себе никаких рассуждений о природе Бога или человека, а также кандидата не спрашивали о том, что он думает об этих материях. Достаточно было, чтобы он подтвердил свою веру в некоего Бога, Который определенно покарает его за преступление клятвы; и даже если этот его Бог просто является ужасным порождением его собственного воображения, в действительности отвратительным и гротескным идолом, масонство символических степеней это не интересует, и оно ничему не учит кандидата в этой области.
Если бы в Малые Мистерии были посвящены все люди Земли без разбора и некая, количественно совершенно любая, группа людей, ничего не знающая, кроме них, постоянно и уверенно возвеличивала бы их, утверждая, что посредством этого посвящения им открылись поразительные чудеса, некая целостная система истинной и совершенной нравственности, и что более не существует никаких более высоких и более глубоких истин и никакого дальнейшего посвящения; если бы вследствие этих безответственных их заявлений основная масса людей стали бы смотреть на них как на иерофантов высшего посвящения; если бы эти «избранные» начали выдумывать примитивные и глупые толкования мистериальных символов, в понимании коих они привыкли спотыкаться; если бы они таким образом увели свою «паству» в сторону от пути познания Истины и приучили бы ее к невнятному бормотанию профанов, — истинные адепты лишь улыбались бы, глядя на сошедшие с верного пути обманутые массы, и следили бы за тем, как слепые поводыри слепых устремляются вперед к обрыву в ореоле своей ложной славы. Ведь все это добавило бы не больше славы малым Мистериям и не отняло бы ее более у Великих Мистерий, чем заключение Галилея в темницу заставило Солнце вращаться вокруг недвижимой Земли. Всякий высокоразвитый разумный человек, посвященный Малых Мистерий, ничего не подозревающий, однако, о существовании Великих Мистерий, все равно узнает то, лишь приуготовлением к чему является посвящение в первые; он непременно осознает, что существует некое иное посвящение, в котором верно истолковываются символы Малых Мистерий и излагаются истинные цели всего посвящения.
Как может не заметить всякий разумный человек, что степени символической ложи являются лишь приготовительными, предназначенными для того, чтобы объединить, включить в единое сообщество и заинтересовать, выстроить в стройные шеренги и колонны великое воинство Вольных Каменщиков во имя целей, до поры скрываемых от прошедшей лишь первое посвящение массы? Эти степени являются лишь Малыми Мистериями, чьи символы используются для сокрытия Истины. Разумные люди знают, видят и понимают это, а потому и стремятся к посвящению в высшие степени, которые, в принципе, ничего в себе не содержат, не обладают никаким сокровенным знанием и не известны нигде за пределами этой страны.
Книги брата Оливера и других исследователей, подобных ему, составлены практически исключительно из того, в чем не наставляет масонство символических степеней; глупо было бы восхвалять и вообще оценивать тот или иной устав не по тому, в чем он наставляет посвященного, а по тому, что он по своей воле может узнать из книг, открытых как для него, так и для любого профана. И еще глупее, если только это вообще возможно, было бы обращать его внимание на литературу, слабо или вообще никак не связанную со степенями символической ложи, потому что в таком случае он с тем же успехом мог бы читать вообще все, что ему только угодно.
Конечно, ничего уже не поделать с теми, кто буквально воспринимает легенду о Хираме и возведении, разрушении и восстановлении Иерусалимского Храма. В Мистериях тех, кто неверно истолковывал и понимал символы и аллегории, оставляли почивать на лаврах собственных заблуждений.
О существовании шотландского масонства до 1717 г. не знал практически никто, поскольку цели его были противозаконны, с точки зрения английских и шотландских властей. Во Францию его привезли сторонники Претендента, чтобы использовать его там как средство достижения все той же цели – объединения сторонников дома Стюартов и обеспечения их сотрудничества с теми, кто в годы правления Анны и Георга I вступали в общества заговорщиков, стремившихся вернуть престол династии Стюартов. И снова эти цели излагались в высших степенях, как уже существовавших, так и вновь создававшихся во Франции. Английское масонство, учрежденное после смерти королевы Анны, было порождением сторонников Ганноверского царствующего дома, чему наглядным свидетельством является формулировка торжественного обязательства Мастера, в частности, гласящее, что посвящаемый будет подчиняться верховной законодательной власти, то есть английскому парламенту, изменившему закон о престолонаследии, — а ведь подобное утверждение никогда не включалось в торжественные обязательства шотландского масонства. Этим можно объяснить и резкий численный рост вновь образованного сообщества и возникновение в течение всего пары лет более чем пятидесяти лож в одном только Лондоне.
Определенно сначала в Ордене использовались древние символы и церемонии, напоминавшие посвящение в древние Мистерии, дабы скрыть истинные его цели и средства их достижения; а символические кары за разглашение тайн и таинств определенно являются отзвуками страшной необходимости действительно хранить совершенное молчание обо всем творившемся в стенах ложи, поскольку раскрытие сущности ее работ угрожало бы обвинением в государственной измене и уничтожением организации как таковой.
Когда не осталось никаких надежд на реставрацию династии Стюартов, высшие градусы, ставшие к тому времени составной частью шотландского масонства, были перевезены обратно в Англию приверженцами системы Лоренса Дермотта, о чьих политических воззрениях нам ничего не известно; с крушением надежды на политический успех изменились и цели масонского Ордена. Под влиянием возникших – одни раньше, другие позже – высших степеней вся орденская система подверглась кардинальным изменениям, став скорее философской, чем политической, и, конечно, анти-папистской, ибо Рим всегда выступал в роли беспощадного гонителя науки и философии. Английское же масонство оставалось неизменным. С подозрением относясь к высшим градусам, оно отказывалось признавать их истинно масонскими или вступать с ними в масонские связи, впрочем, как и с организациями степени Царственного Свода Дермотта, выделившимися из лож Царственного Свода Еноха. Английское масонство снова и снова изменяло свои наставления и ритуальные формулы; однако никакой ясной и определенной цели у него после крушения надежды на реставрацию династии Стюартов уже не было. Шотландское масонство же, напротив, продолжало свою извечную борьбу со светской и религиозной тиранией, став истинным апостолом свободы мысли, слова и совести.
Мы не нуждаемся в твоем согласии с этими нашими заключениями. Мы просто излагаем их тебе, чтобы направить в определенную сторону твой самостоятельный поиск, который приведет тебя к необходимости принять решение – тоже самостоятельно. Что мы со всей определенностью утверждаем, так это что, далеко не содержа в себе всего Вольного Каменщичества, степени символической ложи, по крайней мере, в Англии и Соединенных Штатах, лишь скрывает Свет от посвященного, что на заре своего существования они были лишь средством создания организации, а в наше время являются лишь приуготовительной ступенью, предлагающей лишь рудиментарные знания. Степень Совершенства называется так потому, что она венчает и совершенствует степень Мастера.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима